Миф о красоте наоми вульф о чем
Миф о красоте наоми вульф о чем
Мы начинаем цикл публикаций, в которых знакомим читателей с книгой Наоми Вульф «Миф о красоте: как образы красоты используются против женщин» (Naomi Wolf, ‘The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women’). Наоми Вульф – американская феминистка так называемой «третьей волны», автор нескольких известных книг, среди которых «Миф о красоте» остается, пожалуй, самой громкой и влиятельной.
В книге Вульф рассматривает стереотипные, нормативные представления о женской красоте в современном американском обществе как инструмент ограничения и угнетения женщин ради поддержания мужских властных институтов. Она сочетает экспрессивный полемический стиль с историческим и статистическим анализом. Книга, вышедшая в 1991 г., стала бестселлером, собрала широчайший спектр отзывов, от похвальных до критических, и вызвала бурные дискуссии в публичной сфере и в академических кругах. До сих пор она остается одним из значимых и постоянно цитируемых феминистических трудов.
Наоми Вульф пишет о том, как формируются и используются нормативные рамки «красоты» в современном американском обществе, и опирается преимущественно на опыт белых гетеросексуальных женщин среднего класса, что несколько ограничивает ее исследование и аргументацию. Однако ее анализ и выводы, к которым она приходит, во многом применимы к другим современным западным обществам и культурам, которые благодаря активному культурному обмену перенимают образы и идеалы, распространяя в том числе и «миф о красоте». Многие проявления «мифа о красоте» заметны в современной России, поэтому мы считаем полезным познакомить русских читателей с книгой Наоми Вульф.
Миф о красоте утверждает, что качество, которое называется «красота», существует, объективно и универсально. Женщины должны желать ее воплощать, а мужчины должны желать обладать женщинами, которые воплощают «красоту». Это воплощение обязательно для женщин, но не для мужчин; такая ситуация необходима и естественна из биологических, сексуальных и эволюционных соображений. Сильные мужчины сражаются за красивых женщин, а красивые женщины более успешны с репродуктивной точки зрения. Красота женщины соответствует ее плодородию, а поскольку система основана на сексуальном отборе, это неизбежно и неизменно.
Все это неправда. «Красота» не универсальна, в каждой культуре, в каждой стране и эпохе красивыми считались совершенно разные типажи и физические характеристики. «Красота» не является механизмом эволюции, ее идеалы меняются куда быстрее, чем эволюционирует человечество как вид, и даже сам Дарвин не был уверен в своем предположении, что «красота» является результатом «сексуального отбора», отклонявшегося от естественного отбора. У высших приматов внешние характеристики никак не связаны с желанностью самки для самцов, и самки сами инициируют сексуальные отношения; во многих человеческих племенах и культурах, древних и современных, зрелые женщины выбирали молодых мужчин и имели многих любовников, и это юноши соревновались перед ними в красоте, с помощью нарядов и украшений и соблазнительных поз, чтобы быть выбранными.
Миф о красоте в его нынешнем агрессивном виде – современное достижение, связанное с техническими достижениями – фотографией, печатью и т.д. – которые позволили широко распространять изображения человеческого тела. Наоми Вульф описывает его как реакцию на достижения феминистического движения. Начиная с 1830-х и до сих пор, ответом на каждое достижение женщин в борьбе за свои права становилось – в числе прочего – ужесточение стандартов красоты, которые им предписывались. Они заменяли юридические и материальные ограничения, от которых женщины избавлялись, добившись права голосовать, иметь собственность, учиться, работать, принимать репродуктивные решения и заниматься сексом. Все юридические и материальные ограничения дополнялись идеалами и стереотипами «женского» поведения, «женского» мышления и «женской» красоты, которые всегда подавались как «естественные» и «вечные». Вульф перечисляет эти рамки, начиная с викторианской эпохи, когда новейшие «достижения» медицины представляли женщину якобы от природы одновременно истеричкой и ипохондриком, в то же время утверждая, что приличная женщина не может желать и испытывать удовольствия от секса; когда сформировалось принципиально новое представление о детстве, которое требовало постоянного присмотра матерей за детьми, что раньше не считалось необходимым; и когда «женской работой» стали механические, трудоемкие и малоосмысленные задачи, такие, как вышивание. Все это было «неотъемлемыми свойствами» женщины среднего класса, которая в других условиях могла бы претендовать на образование, а затем и на политическую и экономическую власть. Женщины низшего класса просто работали наравне с мужчинами своего же класса, но за значительно меньшие деньги.
Новые границы «мифа о красоте» пролегли не по публичной сфере прав и свобод, не по дому и быту, а непосредственно по телу и душе женщины. Миф о красоте нового поколения – это мощнейший инструмент психологического воздействия, пользующийся всеми возможностями информационного века, чтобы сделать образ современного идеала женской красоты вездесущим и всепроникающим. Вульф пишет:
Это не теория заговора… Общества все время изобретают чем-то полезные выдумки о самих себе, как делают это отдельные люди и целые семьи. Хенрик Ибсен называет их «необходимой ложью», а психолог Дэниэль Голман описывает их работу на социальном уровне как такую же, какую они проделывают в семьях: «Избежание конфликта за счет того, что от пугающего факта отвлекается внимание, или его значение подается в приемлемом формате». Цена этих социальных «слепых пятен», пишет он – разрушительные коллективные иллюзии. У женщин появилось так много возможностей, что они угрожают дестабилизировать институты, на которых держится культура мужского доминирования, и коллективная паническая реакция обоих полов привела к потребности в образах-противовесах.
Откуда миф о красоте берет силы? Почему он появляется раз за разом в ответ на активные действия женщин? Почему его действие так разрушительно? Вульф объясняет это, снова отсылая к истории мифа, к женственности викторианской – болезненной, эмоциональной и фригидной, и к женственности пятидесятых – ухоженной, бездумной и одомашненной: качества, которые в данный период называют красивыми в женщине, являются символами женского поведения, которое является желательным для данного периода. Миф о красоте на самом деле всегда предписывает поведение, а не внешний вид.
В рамках мифа о красоте женщине предписывается набор поведенческих характеристик и действий, внутренне противоречивый, но обязательный для того, чтобы быть «хорошей», «настоящей», чтобы заслуживать любовь, счастье, профессиональный успех. Эти характеристики, а также механизмы распространения мифа, Вульф подробно анализирует далее в книге. Она нередко использует образ Железной Девы – символического воплощения мифа о красоте: Изначально Железная Дева – средневековый пыточный инструмент, гроб в форме женского тела, на котором рисовалось изображение прелестной улыбающейся девушки. Несчастную жертву медленно закрывали внутри; опускавшаяся крышка не давала ей двигаться, и она умирала либо от голода, либо, в более милосердном варианте, от металлических шипов в крышке гроба. Этот образ как нельзя более подходит к описанию мифа о красоте, который лишает женщин возможностей, запирает их в жестких рамках и нередко буквально приводит к насильственной или голодной смерти.
Кроме того, миф о красоте способствует разъединению женщин, подрывает их активность в продолжающейся борьбе за свои права, за равное положение в мире. Неудивительно, что одновременно с новым расцветом мифа о красоте появился и постоянно сопровождающий Железную Деву образ Уродливой Феминистки. Он проводит черту между Настоящими Женщинами (которые стремятся быть красивыми) и Страшными Феминистками (которые красивыми быть не могут по определению). Это часть идеологического подрыва феминистических достижений женщин, и одновременно механизм их разъединения. Конкуренция между женщинами включена в миф, чтобы помешать им объединяться. …Зрелость «некрасива», потому что женщины с возрастом получают больше власти, и потому, что нужно каждый раз разрывать связи между поколениями женщин: более старшие боятся более молодых, молодые боятся старых… А главное – женская идентичность должна быть основана на нашей «красоте», чтобы мы оставались уязвимыми для одобрения извне, чтобы жизненно важный и чувствительный орган самооценки мы носили открытым и ранимым.
Вульф приводит статистику, описывающую стремительный рост количества женщин на рынке труда, и проводит аналогию с приливом рабочей силы иммигрантов в разные периоды существования разных стран. Иммигрантов всегда боялись, потому что их рабочие качества обычно превосходили качества местного населения, и тем самым они занимали рабочие места и меняли экономику. Страх выражался в создании стереотипов, ограничивающих возможности иммигрантов, и в дискриминации. Вышедшие на рынок труда женщины так же опасны для статус кво, для существующей мужской рабочей силы и мужской экономики, как иммигранты – для местных. Но женщины – не меньшинство в количественном значении слова. И они умеют работать вдвое больше мужчин.
Красота стала «третьей сменой», необходимой, чтобы мужчины смогли удержать первенство перед женщинами, обходящими их даже в условиях сочетания профессиональной и домашней рабочих смен. Раньше красота была профессиональной характеристикой только для определенного узкого набора профессий, построенных вокругдемонстрации красивой внешности: манекенщицы, актрисы, танцовщицы, эскорты-сопровождающие. Профессиональные красавицы не имели высокого статуса в обществе и не пользовались уважением. Однако чем больше влияния получают в обществе женщины в ходе феминистического развития, тем – парадоксальным образом – больше влияния и уважения достается профессиональным красавицам, и тем больше красота становится обязательной профессиональной характеристикой любой женщины, независимо от профессии. Пресловутая «презентабельная внешность» распространяется в сферы, в которых внешность не должна иметь значения – причем это правило относится только к женщинам.
Наоми Вульф описывает три «необходимые лжи» красоты как профессиональной характеристики: 1. «Красота» определяется как легитимная и обязательная характеристика для получения женщиной власти и влияния. 2. Дискриминация первого пункта маскируется за утверждением, что любая женщина может добиться «красоты», если будет прикладывать достаточно много усилий. 3. Рабочей женщине навязали понимание красоты, которое подрывает образ мысли, развитый у нее женским движением. Таким образом, «красота» стала для работодателей легитимным средством для того, чтобы якобы проверять профессиональные качества женщины, упорство в достижении цели и так далее, на практике имея возможности постоянно «осаживать» ее из-за несоответствия идеалу. В то же время «красота» постоянно разрушает самооценку женщины и ее уверенность в себе как в профессионале. Современная работающая женщина сталкивается с тем, что для получения признания ей нужно совмещать функции профессионала в своем деле, профессиональной домохозяйки, жены и матери, и профессиональной красавицы, и во все три эти рабочие смены быть на высоте – иначе ее успех объявляется фальшивым.
Для внедрения «красоты как профессиональной характеристики» сформировалась идеология женских журналов, в которых язык упорства и целеустремленности, необходимых в работе, применяется к бесконечной переделке собственного тела – «если будешь больше трудиться, сможешь стать как наша (нарисованная в фотошопе нежизнеспособная) модель». Идеология «профессиональной красоты» использует женские страхи и укоренившееся, навязанное чувство вины для того, чтобы подавить сопротивление «третьей смене». В конце концов, «профессиональная красота» становится обязательной характеристикой женского статуса в рабочей среде.
Вульф описывает историю формирования «красоты как профессиональной характеристики» в США, перечисляя ключевые события и показательные судебные процессы, в ходе которых суд поддерживал двойные стандарты, применявшиеся к женщинам. Процессы демонстрируют то, насколько произвольна характеристика «красоты», никак и никем не определяемая, кроме «смотрящего», то есть работодателя. Они же иллюстрируют то, что «красота как профессиональная характеристика» загоняет женщину в тупик: если она выглядит недостаточно женственно, красиво, привлекательно, прикладывает недостаточно много усилий для создания «профессионально красивой» внешности – ее увольняют или не повышают; если она выглядит женственно и привлекательно, прикладывает усилия для «наведения марафета», то недооценивается как работник и подвергается сексуальным домогательствам, которые оправдываются тем, что она их провоцирует своей внешностью.
Вульф описывает потребность в женской рабочей силе как дешевой (недоплачиваемой), покорной и не стремящейся к карьерному росту, готовой заниматься отупляющим, скучным, механическим трудом на низших ступенях профессиональной иерархии, в то время как высшие ступени заняты мужчинами, и статус кво сохраняется. Она пишет: vКрасота как профессиональная характеристика дает работодателям то, что им нужно от женской рабочей силы с экономической точки зрения, воздействуя на женщин психологически на нескольких уровнях.
Красота как профессиональная характеристика поддерживает двойные стандарты. Там, где запрещена дискриминация на рабочем месте и в оплате труда по полу, сохраняется дискриминация по красоте – но только для женщин. От мужчин требуется выглядеть «профессионально»; от женщин требуется выглядеть «красиво», даже если это требование маскируется в более деловые термины вроде «презентабельной внешности».
Красота как профессиональная характеристика подрывает уверенность женщин в себе – и в своей внешности, и в своих рабочих качествах. «Красивая» женщина никогда не может быть уверена, на чем основаны ее рабочие достижения – на ее реальных способностях или на ее внешности. Остальные находятся в ситуации постоянного сравнения себя с «идеальной (профессиональной) женщиной», изображения которой нередко окружают со всех сторон вместе с эротизированными изображениями женщины-как-объекта. Вульф приводит исследования, которые показывают, что когда на рабочем месте есть сексуализированные изображения женщин, женщины постоянно ощущают себя в ситуации сравнения, у них ухудшается самооценка и возникает ситуация, равнозначная прямому сексуальному домогательству.
Красота как профессиональная характеристика подрывает финансовое положение женщин. Они тратят на поддержание «профессиональной красоты» намного больше денег, чем мужчины – и эти расходы вменяются им в обязанность. Мужчина может ограничиваться небольшим набором одежды и обуви, минимальным уходом за собой, и не обязан поддерживать «форму» и иллюзию молодости. Одежда и обувь, косметика и украшения женщин дополняются требованиями к их телу и лицу, для соответствия которым приходится проходить многочисленные времяемкие и дорогостоящие процедуры по «поддержанию формы», и даже обращаться к пластической хирургии.
Красота как профессиональная характеристика заставляет женщин конкурировать между собой, разделяя их на личном и на профессиональном уровне. Она же на физическом, телесном уровне утверждает для них несправедливость ситуации. …Оценка женщин как красавиц, а не как профессионалов, каждый день подкидывает им метафоры реальной экономической несправедливости, с которой они сталкиваются в работе: избирательные привилегии, фаворитизм при повышении, отсутствие социальной безопасности… Труд, вложенный в красоту, и красота как профессиональная характеристика на рабочем месте учат женщин тому, что к ним справедливость не относится. Эта несправедливость представляется им как нечто неизменное, вечное, приемлемое и порождаемое самой женщиной, такая же часть ее, как рост, цвет волос, пол и форма лица.
Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.
Миф о красоте. Стереотипы против женщин
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 30
Я читала эту книгу, не потому что интересовалась идеями феминизма, хотя автор нас предупредил о том, что эта книга вся ими наполнена. Я читала эту книгу, потому что понимала, что это не естественно и неправильно, что нам навязывают извне «идеалы красоты». Одинаковые ресницы, носы, одинаково пухлые губы, одинаковые тела. От женщин этого требует массовая культура. Я не против всех этих процедур и манипуляций. Я против, когда женщина или девушка с нетронутым косметологами или хирургами лицом считается не полноценной, не современной, недостаточно обеспеченной или ещё какое-то другое «не». «Миф о красоте» как раз объясняет механизмы манипуляции сознанием человека в разрезе представлений о красоте. Кому-то это интересно, кому-то нет. У меня не случилась «ломка сознания», поскольку я понимала настолько сильно влияние маркетинга и рекламы во всем, что происходит сейчас. В остальном, мне «Миф о красоте» помог вспомнить, что следует аккуратнее и бережнее относиться к своему здоровью, своей душе и телу. У каждой женщины есть выбор кем быть и как жить. Главное, помнить об этом.
Я читала эту книгу, не потому что интересовалась идеями феминизма, хотя автор нас предупредил о том, что эта книга вся ими наполнена. Я читала эту книгу, потому что понимала, что это не естественно и неправильно, что нам навязывают извне «идеалы красоты». Одинаковые ресницы, носы, одинаково пухлые губы, одинаковые тела. От женщин этого требует массовая культура. Я не против всех этих процедур и манипуляций. Я против, когда женщина или девушка с нетронутым косметологами или хирургами лицом считается не полноценной, не современной, недостаточно обеспеченной или ещё какое-то другое «не». «Миф о красоте» как раз объясняет механизмы манипуляции сознанием человека в разрезе представлений о красоте. Кому-то это интересно, кому-то нет. У меня не случилась «ломка сознания», поскольку я понимала настолько сильно влияние маркетинга и рекламы во всем, что происходит сейчас. В остальном, мне «Миф о красоте» помог вспомнить, что следует аккуратнее и бережнее относиться к своему здоровью, своей душе и телу. У каждой женщины есть выбор кем быть и как жить. Главное, помнить об этом.
это книга изменила мое восприятие жизни. Раньше я всегда удивлялась почему приезжая в Европу я вижу «неухоженных» и «некрасивых» женщин, ведь они зарабатывают больше. Теперь я понимаю, что они любят себя больше. Они предпочитают свое время и свои «кровно заработанные» тратить на СВОЕ удовольствие, а не на то, чтобы соответствовать чьим-то представлениям о том, тоже такое красота…
рекомендую почитать всем женщинам…
это книга изменила мое восприятие жизни. Раньше я всегда удивлялась почему приезжая в Европу я вижу «неухоженных» и «некрасивых» женщин, ведь они зарабатывают больше. Теперь я понимаю, что они любят себя больше. Они предпочитают свое время и свои «кровно заработанные» тратить на СВОЕ удовольствие, а не на то, чтобы соответствовать чьим-то представлениям о том, тоже такое красота…
рекомендую почитать всем женщинам…
Эта книга во многом застала меня врасплох. Сколько вещей в мире я не знаю. О скольких идей я не слышала. Но на мало из того, что я прочитала в этой книге я испытала на себе, учась в мужском коллективе.
В этой книге раскрывается настоящая суть феминизма. Как его видят сами женщины, какие они на самом деле, как они выглядят.
Но не стоит забывать, что «в то время как американские феминистки добились права входить в шахты, советские феминистки добились права туда не входить».
Эта книга во многом застала меня врасплох. Сколько вещей в мире я не знаю. О скольких идей я не слышала. Но на мало из того, что я прочитала в этой книге я испытала на себе, учась в мужском коллективе.
В этой книге раскрывается настоящая суть феминизма. Как его видят сами женщины, какие они на самом деле, как они выглядят.
Но не стоит забывать, что «в то время как американские феминистки добились права входить в шахты, советские феминистки добились права туда не входить».
Потрясающая книга, и где только она была всю мою жизнь. В 14 лет я только получила доступ к глянцевым журналам, на обложке была юная Водянова с ровной кожей без пор. Я помню чувство собственного несовершенства, потому что на моей коже поры определенно были. Также я помню годы сидений на диетах, срывы и приступы булимии. И попыток выглядеть сексуальнее, чем мне было комфортно. Я бы хотела прочесть эту книгу еще тогда, в 2001-м.
Книга написано качественно, поэтому при чтении требует некоторого умственного усилия. Чувствуется что автор подошла серьезно, провела качественное исследование, привела факты.
Женщины, вырвавшиеся из под ига семейного быта и бесконечного производства детей, вышли на рынок труда и начали конкурировать с мужчинами за рабочие места. Половина человечества, привыкшая к тому, что их физически и морально обслуживает другая половина человечества, была не готова к открывшейся конкуренции, поэтому для женщин изобрели третью смену (первая – на работе, вторая – уход за домом и детьми после). Эта третья смена – непрекращающееся стремление к недостижимому идеалу красоты, который установило для нас патриархальное общество. Она отнимает наши силы, поэтому их не остается на действительно важные вещи – например, борьбу за равные права. Наоми Вульф очень подробно раскрывает все манипулятивные приемы, используемые косметическими корпорациями и производителями пищевых добавок. И на тех, кто пытается противостоять этому давлению, вешают ярлык «уродливой Феминистки».
Автор также приводит ссылки на ряд откровенно сексистских судебных решений в Америке 80х-90x годов, когда судья принимал решение в пользу мужчин. Например, 35-летняя ведущая была уволена, потому что постарела. Официантка Плейбой была уволена по той же причине. Стюардесс увольняли после 30-и стандартно. Красивая женщина была изнасилована начальником, но судья постановил, что раз она хорошо выглядела, то видимо сама этого хотела. Начальник ввел в качестве дресс-кода короткие юбки и приставал к подчиненным, суд принял его сторону, потому что женщины «сами согласились» на этот дресс-код.
Если вы хотите наконец начать принимать себя, понять что вы хороша такой какая вы есть, в своем собственном теле, что вы имеет право стареть и оставаться при этом личностью, что вы заслуживаете равной оплаты и равных прав, обязательно читайте эту книгу. Будет много инсайтов. Написано с любовью и уважением к женщине.
Миф о красоте наоми вульф о чем
Наоми Вульф (родилась в 1962 году) — американская журналистка, политический консультант, публицист. В 1991 году вышла ее знаменитая книга «Миф о красоте: Стереотипы против женщин», став образцом феминизма третьей волны. Писательница разведена, имеет двоих детей.
Женщины, а также мужчины, которые хотят научиться понимать женщин.
Эта книга является одним из самых громких феминистских произведений, которое цитируют буквально во всем мире. В ней рассказывается о том, почему возникают стереотипы относительно женской красоты, ограничивающие свободу. Женщины все больше подвержены гонке за физическим совершенством, из-за чего испытывают ежедневные страдания. Став идеальной, женщина все равно терпит поражение, принося в жертву естественную красоту, сексуальность, энергичность, здоровье. Только она сама вправе решить, как ей выглядеть и как жить в этом мире, диктующем условия.
В каждой эпохе был уникальный женский тип красоты, поэтому сложно представить, что вообще существует достоверное обоснование мифа о красоте. Он базируется на потребностях культуры, экономики и власти в развертывании наступления на женщин. Сегодня все меньше мы говорим о женской солидарности, подменяя ее конкуренцией, которая разрушает связь между поколениями молодых и пожилых. Раньше материнство и семейное обустройство выступали личной женской ценностью, сегодня их сменило создание призрачной красоты.
Миф использует мощное оружие: тиражирует единый образ женской красоты, не давая проявиться самореализации и индивидуальности. Женщины сами загоняют себя в ловушку рекламных обещаний и требований индустрии красоты. Поэтому не стоит бояться бросать им вызов и бороться за право на индивидуальность.
Два типажа, которые навязывает культура, — это быть умной и некрасивой или глупой и красивой. Оба варианта заведомо проигрышны. Теперь женские журналы навязывают нужные приоритеты, создавая массовую женскую культуру. Исключительно рекламодатели диктуют условия женщинам, а не мужчины.
Миф о красоте стал новой религией, которая стала отвлекать женское внимание от мужского шовинизма.
Религия красоты определяется четырьмя составляющими:
Чувство вины за лишний вес перерастает в новое чувство вины за испытывание голода. Женщина перестает быть хозяйкой тела, достоянием общественности становится ее худоба. Недостаток калорий делает женщину несмелой и лишает ясности мышления. Борьба с весом становится синонимом борьбы за политические права. Огромные проблемы со здоровьем появляются из-за ограничений в еде, женщины все чаще теряют и сексуальный интерес, зацикливаются на изменениях в теле.
Выйти за границы мифа о красоте — это значит поверить в то, что мы все по-настоящему красивы. Его можно уничтожить, но сохранить при этом и дать еще больше расцвести любви, сексу, стилю. Невозможно быть счастливой, выбирая только один аспект личности, поэтому женщине не стоит придавать огромное значение тому, что касается внешности, когда у нее есть свобода выбора быть любой. Миф о красоте подпитывает осуждение, поэтому женщинам следует прекратить осуждать себя и других. Стоит запомнить раз и навсегда, что миф необъективен, говоря о женском уродстве или красоте, поскольку это не имеет никакого отношения к внешности.
«Время пришло: девушки и женщины готовы сказать «нет» тому, что они расценивают как тиранию».
— Красота не дарит женщине радость и счастье, если ради сохранения работы или защиты индивидуальности она вынуждена красиво одеваться, краситься и ухаживать за телом.
— Проблемы с физкультурой и косметикой существуют тогда, когда без них женщины ощущают себя несовершенными и не соответствующими общественным ожиданиям.
— Миф, вынуждающий женщину соответствовать навязанным стандартам красоты, выгоден только мужчинам, рекламодателям, самому обществу. Так легче управлять женщиной в рамках семьи, работы и рекламы.
— Индивидуальность женщины больше не ценится, ей приходится прилагать невероятные усилия, чтобы выглядеть так, как ей хочется, а не так, как требуют глянцевые журналы или начальство.
— Женщине следует быть более чуткой к внутренним устремлениям и целям. Тело женщины ценно само по себе, это достаточное основание для ощущения себя красивой и счастливой. Все чудесное, что присутствует в красоте, а именно обещание уверенности, уважения, сексуальности, не имеет отношения к ней как таковой.
— Пока миф о красоте навязывается женщинам, он будет манипулировать ими и дальше. Но женщины способны освободить себя и других от мифа, когда почувствуют готовность к поиску, поддержке и нахождению альтернативных решений.