Мифология с чего начать
Введение в мифологию
Курс «лекций» по предмету «Мифология». Мне думается, что подобное многим может пригодиться, особенно авторам фэнтези.
1. Введение. Что такое миф. Задачи и цели.
Миф – это способ освоения и понимания мира. Сейчас значение понятия «миф» расширилось и стало очень противоречивым. Им обозначают также и выдумку, и ложь, и веру, и даже сказки современный человек тоже иногда называет мифом.
Так что же такое миф? Мифы, изначальные, те самые, о которых и будет идти речь, это прежде всего обобщенное отражение действительности, логически структурированная и необходимая категория состояния вообще (по Лосеву). Место мифов в культуре огромно. Как и религия, в свое время они оказали неоценимый вклад в развитие культуры и общества, и продолжают с успехом делать это до сих пор. Мифы – это не просто истории, в каком-то смысле мифы – это сама жизнь.
Мы не будем рассматривать все подходы и трактовки понятия о мифе и его места в культуре, ибо моя цель – дать вам знания, которые фикрайтеры смогут применять на практике, не тратя времени на мелкие уточнения в словарях или поиск необходимых ответов в интернете. Мифология – очень важный предмет для фантастов, авторов фэнтези, знания в области мифологии пригодятся вам во многих фэндомах этого плана, везде, где есть доля выдумки, мистики и идеи. Ведь даже городские легенды, истории о призраках и крипи-треды – это тоже своего рода мифология, и это тоже миф. Здесь уже действует принцип обмена и приобретения опытом, так как в большинстве своем каждый миф – легенда, бестселлер, а какой автор не мечтает написать рассказ, который узнает весь мир? Стоит поучиться у авторов мифов (это фольклорные произведения, а значит, строго говоря, их автор – народ, но это здесь не суть важно), как сделать такую «конфетку». В свое время мифы и их персонажи были смыслом жизни, иконами, ценнейшими артефактами, источником вдохновения (несколько большего вдохновения, чем наши с вами «музыка и кофе», ибо в этом плане тут все гораздо духовнее и выше).
Темы для изучения можно разделить на категории по странам и степени «важности»: мифы Древней Греции и Рима, египетские мифы, скандинавский, славянский пантеоны богов, японская мифология и легенды и т.д.; также стоит разузнать подробнее о некоторых важных культуремах и образах, используемых в мифологии многих народов, и не только в ней. Это то, что, как я надеюсь, рано или поздно поможет вам при написании ваших работ: драконы, русалки и сирены, эльфы, гномы, ведьмы, вампиры и многие другие.
Каждая из предложенных тем имеет свои, присущие только ей, отличия и особенности, свое, особое миропредставление и, главное, значение для мировой культуры или науки: к примеру, мифы и легенды Древней Греции о созвездиях и звездах, носящих имена богов и богинь, или различия между эльфами исконными, эльфами мифологическими, и эльфами из литературных произведений, как последних, так и давно прошедших лет (Толкиен, Роулинг и пр.). Многие исследователи не обращают внимания на значимость мифологии в нашей, не побоюсь этого слова, повседневной жизни, и правильно делают: все главные открытия таким образом достанутся нам. 🙂
Я постараюсь также рассказать не только о мифах народов мира, но и о предположительном их происхождении (к примеру, споры на счет драконов, появляющихся в большинстве верований мира, и конкретно о появлении их на примере Змея Горыныча на Руси, не утихают, хотя доказать что-либо весомыми фактами уже не может никто; сколько людей, столько и мнений: лично сталкивалась с активнейшей критикой официальных версий от собственных же комментаторов, друзей-фикрайтеров и не только), и, что немаловажно, об их угасании и утрате главенствующего положения в умонастроениях человечества, о смене языческих мифов религиозными трактатами и пр. Также, не менее важным я читаю оставленный ими след: оказавшие большое влияние труды, произведения великих авторов и, наконец, современное видение и влияние на человека технологий на фоне 21-го века.
2. Сотворение мира, классификации мифов и богов.
1. Что такое миф?
2. Приведите несколько примеров известных идиом и крылатых выражений, связанных с мифологией.
3. Какие мифологические образы имеют место в современной массовой культуре? Назовите несколько пришедших вам на ум понятных примеров.
4. Как вы считаете, в чем различия между мифом и религией?
Начало начал, как известно – сотворение мира. Откуда мы появились? Откуда появилась земля, и небо, и звезды, и солнце? Вот вопросы, которые мучили древних. Но на первом месте для них встал вопрос «А было ли что-то еще до сотворения окружающего нас мира?». Поразительная мудрость для людей без библиотек, смартфонов и интернета, не так ли? 🙂 Что ж, мы также начнем с этого.
Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле.
А какие варианты происхождения миров знаете вы?
Что такое «мировое яйцо»?
Варианты сотворения мира:
— мир сотворен богами (греки – бог Эрос, созданный из Хаоса, синтоизм – боги Идзанами и Идзанаги, зороастрийский Ахура Мазда и пр.);
— мир сотворен животными (к примеру, утка – тюркская и славянская мифология);
— мир появился из мирового яйца – универсального символа происхождения жизни.
Классификация мифов.
Приведите по несколько примеров к каждому из пунктов.
Мифы бывают: о создании человека, героические, о животных, культовые (объясняющие происхождение и смысл обрядов и ритуалов), астральные мифы (о Солнце и Луне), календарные мифы, мифы о конце света (Апокалипсис, Всемирный потоп, Рагнарек и т.д.).
Классификация богов и сущностей в мифологиях мира.
Не во всех мифологиях происходит подобное деление, но во всех, где есть создания, отличные от богов по своей значимости, но все же божественного, неземного происхождения, существует или должно существовать некое деление на примерно такие 2 группы:
1. Пантеоны богов (высшие боги).
2. Низшие существа.
Боги иногда тоже делятся на группы. К примеру, ответвлялись календарные боги, боги, не имеющие культа, боги со значениями, не настолько масштабными, как высшие (не Жизнь, Любовь и Война, к примеру, а Воровство и Обман) и проч.
Отличным примером классификации является славянский пантеон. Есть разные классификации славянского божественного пантеона.
Богов делят на три группы в порядке старшинства и той роли, которую они играли в жизни людей.
— В первую входят высшие боги, деятельность которых носит вселенский характер.
— Во вторую группу включаются календарные божества, которые связаны с какими-то календарными праздниками.
— И в третьей группе (причём самой многочисленной) находятся различные духи природы. Кто-то называет их низшими божествами, ну а мы называем нечистью.
Приведите примеры каждой из групп в разных мифологиях мира.
Даю д/з для энтузиастов. Иногда ко мне приходят безумные идеи. Как вам такое задание: написать фик или стих на тему «Боги собрались вместе и. «. Можно вместо богов использовать существ, но суть в том, чтобы эти существа и боги были разных видов и обязанностей, и они оказались в одном месте и. что в таком случае произойдет. Можно использовать разные мифологии, можно даже религии. Как вам такая наркомания?
Мифология с чего начать
2 Лекция
Тема: Кельтская мифология
Кельты — древняя народность, некогда проживавшая на территории Западной Европы. К ним относились такие племена, как скотты, галлы, кельтиберы, бритты… Особый интерес для нас представляют галльские и бриттские племена. Правда, к сожалению, бриттские источники не могут похвастаться особой детальностью, тут сведений очень мало. Другое дело галлы. Из галльских источников мы можем узнать многое о традициях и фольклоре кельтов, и эту часть мифологии принято называть ирландской. Ирландцам удалось сохранить многие из своих традиций, за что следует благодарить святого Патрика, который в пятом веке занимался миссионерством на территории Ирландии и попутно собирал все мифы, легенды, предания, тщательно записывая каждую историю.
Кельты – народ, в чьей истории столько всего фантастического и таинственного, что порой кое-кто нет-нет да и приравняет их самих к представителям мифологического мира. Однако от других цивилизаций они отличаются тем, что сумели пронести свою культуру сквозь века: в некоторых районах Бретани, Британии и Шотландии до сих пор говорят на древнем языке. Кельтская мифология богата волшебными преданиями и передавалась исключительно в устной форме – друиды не доверяли бумаге
Несмотря на старания Патрика, ценных сведений до нас дошло не так много, как хотелось бы. В основном это волшебные легенды и предания. Кстати, кельтская мифология берёт своё начало в мифологии греческой. Было время, когда мифология Древней Греции очаровывала всех поголовно. И сложно было устоять перед её романтизмом, равно как позднее сложно было устоять перед напором скандинавской мифологии… Казалось бы, такие разные, но кельты заимствовали образы и там, и там. И это при том, что кельтская культура радикально отличалась от них. Например, это выражалось в отношении к женщине. Вспомним хотя бы все истории о рыцарях, как они поклонялись прекрасной даме, совершали подвиги ради неё. Эти легенды ведь тоже “подарок” кельтов.
— В целом кельтская мифология отличалась матриархатом. То есть, женщине придавалось большое значение, куда большее, чем в той же германской мифологии. Это особенно заметно на примере ирландской мифологии, где главенствующее положение занимает богиня-мать Дану, прародительница всех богов.
— Другая особенность кельтов — отсутствие чёткой иерархии. Невозможно разделить богов на высших и низших. Более того, у них нет и особой “специализации”. Потому порой затруднительно сказать, чем именно заведует конкретный бог
— Стоит отметить, что кельтские боги вообще немного странные. Поддержание вселенского равновесия — это не для них. Погоня за идеалом — тоже. Да и в целом богам уделяется даже меньше внимания, чем героям. И здесь мы опять возвращаемся к идее рыцарства, поединкам, которые являются едва ли не главной темой кельтских мифов.
— Что еще важно знать о кельтах: они верили в переселение душ. И весьма позитивно относились к загробному миру, тем более что он у них был окрашен довольно радужными красками. Вообще потусторонний мир у них очень интересный и привлекательный…
— Ещё одна особенность — магия. Наверное, ни в одних мифах нет такого обилия волшебства. Множество волшебников, колдуний, всевозможные артефакты — мечи, кольца и так далее — всему этому находится место в кельтских мифах…
3 Лекция
Классификация мифов
— Мифы можно классифицировать. Весьма удобной является классификация по преобладающей тематике. Ну или по содержанию, так тоже можно сказать… на счёт Кельтской мифологии мы ещё не все записали если останется время я дополню.
— Пункт первый — космогонические мифы. Космогонические мифы являются самыми важными и основополагающими. Они раскрывают тайну появления мира, богов, людей, именно из них берутся все прочие мифы. Подвидом космогонических мифов выступают мифы о сотворении человека, они называются антропогоническими.
— В различных культурах космогонические мифы различаются. Но очень часто в них встречается история о том, как из хаоса была создана правильная и упорядоченная система — космос. Иногда вселенная возникает из ничего, из пустоты. Иногда — из яйца или чего-то подобного. Например…
«В начале времён во Вселенной царили только мрак и хаос. В этом мраке, постепенно принявшем форму яйца, родился Паньгу, первое живое создание. Он рос во сне внутри яйца. Через много лет, превратившись в великана, Паньгу проснулся, потянулся, и яйцо разбилось. Лёгкие и чистые частицы яйца поднялись вверх и образовали Небо, другие же, тяжёлые и нечистые, опустились вниз и стали Землёй. Возникли силы инь и ян — женское и мужское начала…»
— Вот вам пример такого китайского мифа,
— Помимо антропологических, в категории космогонических выделяют астральные мифы, которые повествуют о происхождении звёзд и созвездий, солярные мифы, связанные, как вы уже, наверное, догадались, с Солнцем, и лунарные — с Луной и её циклами. На досуге вспомните примеры таких мифов, вы их наверняка знаете.
— Противоположностью космогоническим выступают эсхатологические мифы. Да, ещё одно страшное слово, в самом деле страшное, так как оно означает конец мира.
Иногда конец мира наступает в результате финальной битвы между богами, иногда он становится результатом каких-то катаклизмов, а иногда боги сознательно разрушают созданный ими же мир…
— Вот сцена того самого конца света в скандинавской мифологии. Думаю, вы узнали и волка Фенрира, и Одина, и змея Йормунгарда…
— На этой картине изображен Гелиос — греческий бог солнца, во многом схожий с Ра. Он едет на своей колеснице по небу с востока на запад, ровно как движется солнце по небосводу.
— Но, конечно же, мифология была бы неполной без мифов о героях. Их, надо сказать, очень и очень много. Обычно у героев особенная судьба, необычное происхождение… Например, они могут быть детьми бога и земной женщины. Герои вносят значительный вклад в развитие культуры, сражаются с богами или монстрами, спасают мир… Благодаря героям жизнь становилась и проще, и безопаснее.
— К слову, эти мифы тоже можно разделить на подвиды. Например, на мифы о культурном герое и просто героические мифы. Первые рассказывают о том, как некий персонаж помог людям овладеть какими-то секретами, связанными с культурными благами. Например, научил их пользоваться огнём, строить жилища, пахать землю или делать посуду из глины. Кстати, очень часто этого щедрого персонажа в итоге ждёт наказание от богов за его поступок — так, например, произошло с Прометеем, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, а заодно обучил их различным ремёслам.
Героические же мифы рассказывают о подвигах куда более воинственных — например, о победе над каким-нибудь божеством, а ещё чаще — монстром, хтоническим чудовищем. Тут
Лекция 4
Тема: Друиды отношение к смерти
— Начнем мы с вопроса — откуда взялись друиды с точки зрения мифологии?
Мифы гласят о том, что самым первым друидом был бог Дагда — «добрый бог». Он был хозяином котла изобилия. Его принято изображать в виде великана с огромной палицей, которая столь велика и тяжела, что её приходится везти на повозке. Один конец этой палицы поражает врагов, другой конец может воскрешать мёртвых.
— Кроме того, он покровительствовал урожаям и управлял природными явлениями. В некоторых мифах его даже называют всеотцом. Он пользовался большим уважением у кельтов, почитался как мудрый чародей и великий воин.
Вероятно, именно от него первые друиды и получили свои способности и знания. Кстати, изначально все друиды жили на севере, на островах, которые связывались с потусторонним миром, но затем им пришлось переселиться, убегая от наступающего моря. Границей между мирами был остров Туле, который служил духовным центром человечества.
— Раз уж заговорили о потустороннем мире, стоит затронуть и тему смерти. Кельты исповедовали идею бессмертия души и реинкарнации. И отчасти именно это позволяло им не очень-то бояться смерти. Да и зачем её бояться, если после их ожидает вполне беспечная, весёлая жизнь?
По сути после смерти всех ждало продолжение земной жизни, только с минимальным количеством проблем и хлопот. Да и не нужно было быть великим воином, чтобы заполучить всё это. «Смерть — это середина долгой жизни» — так говорили кельты.
Если вы задались вопросом неужели все так просто, Не проще тогда было помереть поскорее и отправиться в этот лучший мир?
— Может и проще. Но не упускайте идею реинкарнации, то есть, перерождения души. Вот её удостаивались немногие. Следовало совершить что-то выдающееся при жизни, чтобы иметь возможность повторно переродиться. Обычно таким даром наделялись лишь боги да герои… Ну и друиды, само собой.
— Мы уже касались символов друидов в прошлый раз. Стоит упомянуть ещё один — вепря. Его можно встретить на многих кельтских украшениях…
— Почему вепрь? Существо таинственное, предпочитающее скрываться в лесах и держаться в одиночестве. Прекрасный символ для друидов, чей образ жизни не слишком-то отличается… Кстати, любопытный факт! Считается, что столь известный каждому волшебнику Мерлин был и друидом, и вепрем. Он обитал в Бросселиандском лесу… и в дальнейшем стал воспитателем, верным другом и мудрым советчиком королю Артуру.
— Но не думайте, что друиды были такими идеальными и хорошими. Они и тёмной магией владели, могли проклясть, например, наслав жуткие болезни и уродство. Потому их многие опасались, боялись прогневать… ну и слушались их, конечно. Помните, я говорила о запретах? Теперь понимаете, почему все эти запреты выполнялись, в том числе и запрет на разглашение и запись информации?
Кстати, письменность друидами всё же использовалась… например, для того, чтобы зафиксировать проклятие. Они записывали их про помощи огамического письма на камнях, деревянных дощечках или палочках. Это письмо выглядело как насечки или же горизонтальные и косые линии… Вот так.
— Правда, так как процесс создания такой надписи был весьма трудоёмким, прибегали к подобным формам проклятия только за очень серьёзные провинности. Кстати, могло достаться даже королю. И всё это воспринималось в порядке вещей, потому что у кельтов не было чёткого разделения на добро и зло. Не было понятия греха или какого-то тяжелого проступка, за которые последовало бы наказание после смерти.
Важная роль в управлении делами племени принадлежала жреческому сословию – друидам. Не случайно кельтскую религию часто называют друидизмом. Почти на всех античных авторов служители кельтских культов произвели глубокое впечатление. Уже некоторые из древних писателей, например Тимаген (у Аммиана), считали, что знания и мудрость друидов происходит от Пифагора и, как и некоторые новые исследователи, полагали, что друиды облекали в глубокомысленные символы особую тайную мудрость.
Друиды составляли организованную жреческую корпорацию, центром
Лекция 5
Тема: Мифология индейцев Северной Америки, часть 1
Когда в XV веке Северную Америку начали колонизировать, многие традиции оказались вытеснены и подавлены. Письменных источников в то время было мало, многие из них уничтожались, потому до современности дошло не так много материалов. Большая часть того, что есть — легенды и предания, передаваемые из уст в уста внутри племён. Но это не мешает мифологии индейцев быть достаточно разнообразной. Она имеет множество разновидностей в зависимости от регионов и племён, их заселяющих. Хотя вы, наверное, и не знаете ничего из нашей мифологии…
Пророчество о конце света также придумали индейцы! Это часть их веры! Но да, племена майя и их мифология — одни из наиболее известных. А ещё вы, возможно, могли слышать об инках, ацтеках, эскимосах.
Душа есть у всего живого. Во всём есть частица Великого Духа. Многие из богов находят своё воплощение в живых существах. Более того, все животные и растения — это духи, которые покровительствуют и племенам в целом, и каждому из индейцев. Правда, далеко не каждому удаётся завоевать расположение своего личного духа-покровителя. Нужно быть достойным его внимания, а также провести особый ритуал и изобразить на земле священную фигуру, соотносящуюся с нужным духом. Если дух откликнется, он явится к своему подопечному во сне, а в дальнейшем будет помогать ему, оберегать и руководить его жизнью. Индейцы, которым посчастливилось увидеть во сне своего покровителя, пользуются большим почётом и уважением. Кроме того, им разрешается носить различные ритуальные украшения, в основном перья, реже — раковины или иные предметы.
— Индейцы поклоняются четырём сторонам света, а также четырём стихиям: земле, ветру, огню и воде. Каждая стихия связана с одной из сторон света, а также с определённым цветом и своеобразной магией. Например, юг — ветер и чёрный цвет, восток — огонь и красный цвет, запад — вода и жёлтый цвет, север — земля и белый цвет. Вместе все четыре стихии составляют единое целое, целостный мир.
Продолжение лекции: Мифология индейцев Северной Америки, часть 2
Ви-са-ка — первый бог, которого я хочу упомянуть. Он — сын Великого Духа и создатель людей. Тайком от своего отца он слепил первых индейцев из красной глины, которая с тех пор считается священной. И именно он научил людей обрядам, земледелию, охоте, танцам. Великий Дух рассердился на своего сына из-за этого, и Ви-са-ка был вынужден уйти на север. Есть легенда, что однажды он вернётся — когда всё вокруг укроет снегом
— Однако ожидание длится уже много веков…
Смене времён года покровительствует Ахсоннутли. Эта богиня олицетворяет собой перемены и меняет свою внешность в зависимости от сезона. Так, зимой она стареет, к лету — молодеет. А ещё именно она решает, кто может селиться в раю. Особенную строгость она проявляет к мужчинам: тем, кто при жизни был плохим мужем, в рай точно не попасть…
— Мифы гласят о том, что Ахсоннутли появилась благодаря слиянию земли и неба. Именно поэтому она сочетает в себе противоположные начала. И даже женщиной её назвать можно очень условно, потому что на самом деле она существо двуполое. Но это не мешает Ахсоннутли быть матерью нескольких героев, а также создательницей дневного света и небесного свода. Говорят, что в древности она явилась к людям в образе капли бирюзы, имеющей очертания человеческого тела, за что и получила своё имя — “бирюзовая женщина”.
Мифология с чего начать
Мифы существовали у всех народов мира. Мифология рассказывает о расцвете древних магов, когда их сила и влияние на общество всех людей были значительными. В древности не было запрета, не дающего возможности применять волшебную силу на глазах у магов. И тогда волшебников принимали за Богов, наделённых невероятными способностями.
Слово «мифология» образовано из двух слов: «mifos» и «logos». «Logos» в переводе с греческого означает «слово».
Слово миф («mifos») пришло к нам также из греческого языка. Оно обозначает «сказание», «предание».
С древних времен люди коверкали понимание Мифов. Одни считали, что это синоним Сказок, другие – что это легенды или осознанный обман. Конечно, Вы должны понимать, что для обучения по этому предмету Вам прежде всего необходимо объективное понимание этого термина. Поэтому познакомимся с термином «сказка» и «легенда»
Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях.
В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
Мифология в целом есть совокупление всего того, что о ней говорят и пишут. Это смесь мифов и легенд, связанных с окружающим миром, имеющих непосредственную связь с реальностью. Кроме того, иногда это изображение и понимание природы и окружающего мира (как живого, так и неживого) с их чудесной, магической, волшебной стороны. Это огромная наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность.
Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей – богах, людях и в особенности «героях», т.е. великих людях древности, большинство из которых действительно жили, но не все рассказы о которых правдивы.
Первая лекция: ШУМЕРЫ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ ШУМЕР О МИРЕ. БОГИ ШУМЕРСКОГО ПАНТЕОНА.
Шумеры – первая цивилизация на Земле. Появилась она в районе Месопотамии более шести тысячелетий назад. Шумерская цивилизация обладала достаточно большим объемом знаний. Народ прекрасно знал астрономию, химию, фитотерапию, математику.
Шумерская цивилизация и шумерская мифология по праву считаются одними из самых древних в истории всего человечества. Золотой век этого народа, жившего в Месопотамии (современном Ираке), пришелся на третье тысячелетие до нашей эры. Шумерский пантеон состоял из множества самых разных богов, духов и чудищ, и некоторые из них сохранились в верованиях последующих культур Древнего Востока.
Шумерская мифология обладала несколькими принципиальными чертами. Она признавала существование двух миров – мира богов и мира явлений, которыми те управляли. Каждый дух в ней был персонифицирован, то есть он обладал чертами живых существ.
Как в большинстве традиционных культур мироздание имело сфероподобный образ и трёхчленную структуру. Выделялись следующие уровни.
Верхний мир — небеса; обиталище высших богов.
Средний мир — земля; обиталище людей.
Нижний или хтонический мир — преисподняя; обиталище мёртвых, демонов, хтонических богов.
Самые первые письменные источники (это были пиктографические тексты конца IV — начала III тысячелетия) называют имена богов Энлиля и Инанны. Со временем, в каждом городе-государстве появлялись свои особенные божества, циклы мифов, а также формировались свои жреческие традиции. Все же, несколько общешумерских божеств было.
Энлиль (Эллиль) считался шумерами вторым по важности богом. Его называли владыкой Ветром или господином Дуновением. Это существо управляло миром, расположенным между землей и небом. Некоторые источники называют его царем богов и людей. Еще одна важная черта, которую подчеркивала шумерская мифология: Энлиль обладал множеством функций, но все они сводились к владычеству над ветром и воздухом. Таким образом, это было божество стихии. Энлиль считался правителем всех чужих для шумеров стран. В его силах устроить гибельный потоп, а сам он делает все для изгнания из своих владений чуждых ему людей. Этот дух можно определить как дух дикой природы, сопротивлявшейся человеческому коллективу, пытавшемуся обжить пустынные места. Также Энлиль карал царей за пренебрежение к ритуальным жертвоприношениям и древним праздникам. В качестве наказания божество насылало на мирные земли враждебные горные племена. Энлиля связывали с естественными законами природы, течением времени, старением, смертью. В одном из крупнейших шумерских городов Ниппуре его считали своим покровителем.
Вторая лекция: БОГИ ШУМЕРСКОГО ПАНТЕОНА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Как уже отмечалось на предыдущей лекции, каждый шумерский город обладал своим богом-покровителем (например, Энлиль в Ниппуре). Такая особенность была связана с политическими особенностями развития древней месопотамской цивилизации. Шумеры почти никогда, за исключением совсем редких периодов, не жили в рамках одного централизованного государства.
Шумерская и аккадская мифология Двуречья оставила свои следы в памятниках многих месопотамских городов. Повлияла она и на развитие Вавилона. В более поздний период он стал крупнейшим городом древности, где сформировалась собственная уникальная цивилизация, ставшая основой крупной империи. Однако зарождался Вавилон как небольшое шумерское поселение. Именно тогда его покровителем считался Мардук. Исследователи относят его к дюжине старших богов, которую породила шумерская мифология. Кратко говоря, значение Мардука в пантеоне росло вместе с постепенным ростом политического и экономического влияния Вавилона. Так же, как Инанна была связана с Венерой, Мардук ассоциировался с Юпитером. Письменные источники древности упоминают о его уникальных целительных силах и искусстве врачевания. Вместе с богиней Гулой Мардук умел воскрешать мертвых. Также шумеро-аккадская мифология ставила его на место покровителя ирригации, без которой было невозможно экономическое процветание городов Ближнего Востока. В связи с этим Мардук считался подателем благополучия и мира. Его культ достиг апогея в период Нововавилонского царства (VII-VI вв. до нашей эры).
Символами Мардука являлись мотыга, лопата и дракон Мушхуш, а части тела самого божества сравнивались с различными животными и растениями: «его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние его семени — золото». Другим символом Мардука можно считать двойной Трезубец, которым Мардук поразил чудовищную богиню тьмы Тиамат.
Ки, или Аруру, или Нинхурсаг («Владычица лесистой горы») — в шумеро-аккадской мифологии — богиня земли, богиня-мать, супруга бога Энки. Также с Нинхурсаг был первоначально неотъемлемо связан верховный бог неба Ану, породивший от неё бога воздуха — Энлиля, отделившего небо от земли. Хотя круг обязанностей этой богини не был четко очерчен и её культ в более поздние периоды истории Шумера не имел широкого распространения, в глубокой древности цари и правители называли её своей матерью. Нинхурсаг, выступавшая под разными именами — Нинту («госпожа, давшая жизнь»), Нинмах («высокая госпожа») и др., — в древнейших перечнях богов стоит впереди Энки. По-видимому, эта богиня первоначально звалась Ки (земля) и считалась женой Ана (неба), она являлась древнейшим олицетворением «богини-матери», прародительницы всех живых существ, покровительницей плодородия и урожаев. Она — мать богов и её черты обнаруживаются во многих божествах женского пола. Нинхурсаг играет также чрезвычайно важную роль в сотворении человека. Позднее её культ был вытеснен культом Инанны.
Богом луны у шумеров был Нанна (также распространено аккадское имя Син). Он считался покровителем одного из самых важных городов Двуречья – Ура. Это поселение существовало на протяжении нескольких тысячелетий. В XXII-XI вв. до нашей эры правители Ура объединили под своей властью всю Месопотамию. В связи с этим увеличилось и значение Нанны. Его культ имел важное идеологическое значение. Верховной жрицей Нанны становилась старшая дочь царя Ура. Бог луны был благосклонен к крупному рогатому скоту и плодородию. Он определял судьбы животных и мертвых. Для этой цели каждое новолуние Нанна отправлялся в подземное царство. С его многочисленными именами были связаны фазы небесного спутника Земли. Полную луну шумеры называли Нанной, полумесяц – Зуэном, молодой серп – Ашимбаббаром. В ассирийской и вавилонской традиции это божество также считалось прорицателем и целителем.
Если богом луны был Нанна, то богом солнца являлся Шамаш (или Уту). Шумеры считали день порождением ночи. Поэтому Шамаш в их представлении приходился Нанне сыном и слугой. Его образ был связан не только с солнцем, но еще и со справедливостью. В полдень Шамаш судил живых. Также он боролся со злобными демонами. Главным культовыми центрами Шамаша были Элассар и Сиппар. Первые храмы («дома сияния») этих городов ученые относят к невероятно далекому V тысячелетию до нашей эры. Считалось, что Шамаш дает людям богатство, пленным – свободу, а землям – плодородие. Этого бога изображали в виде длиннобородого старика с тюрбаном на голове.
В любом древнем пантеоне были персонификации каждой природной стихии. Так, в шумерской мифологии бог грозы – это Ишкур (другое имя Адад). Его имя часто фигурировало в клинописных источниках. Ишкур считался покровителем потерянного города Каркара. В мифах он занимает второстепенное положение. Тем не менее его считали богом-воителем, вооруженным страшными ветрами. В Ассирии образ Ишкура эволюционировал в фигуру Адада, имевшую важное религиозное и государственное значение. Другим божеством природы был Думузи. Он олицетворял календарную цикличность и смену времен года.
Как и у многих других древних народов, у шумеров была своя собственная преисподняя. Этот нижний подземный мир населяли души мертвецов и жуткие демоны. В клинописных текстах ад часто назывался «страной, откуда нет возврата». Насчитываются десятки подземных шумерских божеств – сведения о них отрывочны и разрозненны. Как правило, в каждом отдельном городе были свои традиции и верования, связанные с хтоническими существами. Одним из главных отрицательных богов шумеров считается Нергал.
Нергал — владыка преисподней, бог чумы, войны, палящего солнца и разрушения. Его фигура считалась главной в подземном мире. В городе Куту существовал главный храм нергаловского культа. Вавилонские астрологи олицетворяли с помощью его образа планету Марс. Аккадский миф «О Нергале и Эрешкигаль» объясняет причину попадания Нергала в подземное царство. Нергал не проявляет должного почтения к послу Эрешкигаль Нампгару, явившемуся на пир богов за её долей. Разгневанная Эрешкигаль требует прислать к ней Нергала, чтобы предать его смерти. Прибыв к вратам преисподней, Нергал с демоническим воинством входит в жилище Эрешкигаль, стаскивает богиню за волосы с трона и заносит меч, чтобы отрубить ей голову. Взмолив о пощаде, Эрешкигаль просит Нергала взять её в жёны, стать господином «Земли Обширной» и хозяином таблиц Судеб; Нергал соглашается.
У Нергала была супруга и собственный женский прототип – Эрешкигаль. Она приходилась сестрой Инанне. Этот демон в шумерской мифологии считался господином хтонических существ ануннаков. Главный храм Эрешкигаль находился в крупном городе Куте. Эрешкигаль, вероятно, изначально олицетворяла зимний, непродуктивный период года, подобно тому как Инанна воплощала собой весенне-летний период. Видимо, позднее её основной функцией стал контроль над смертью и загробным миром.Под властью Эрешкигаль находились семь (иногда больше) судей подземного мира.
Благодаря клинописным текстам сохранились многочисленные сказания жителей древней Месопотамии. Противостояние Мардука и Тиамат – один из главных сюжетов, который сохранила в письменных источниках шумерская мифология. Боги нередко воевали между собой – подобные истории известны и в Древней Греции. У шумеров Тиамат ассоциировалась с мировым океаном хаоса, в котором родился весь мир. Этот образ связан с космогоническими верованиями древних цивилизаций. Тиамат изображалась в виде семиголовой гидры и дракона.