Миграционная политика что это
Миграционная политика.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.
Миграционная политика включает в себя:
— Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Можно выделить следующие цели миграционной политики:
— привлечение мигрантов на временное место жительства;
— создание постоянного состава населения;
— обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
— стабилизация населения в тех или иных местностях;
— повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
— сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
— Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
— комплексное и универсальное миграционное законодательство;
— единая классификация категорий мигрантов;
— разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
— система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
— система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
— концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.
Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе — федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически — из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. Законы по миграции).
Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.
В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.
В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика — не только прошлая, но и настоящая — многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, «утечка умов», нелегальная иммиграция и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.
Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.
Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.
Миграционная политика государства
Миграционная политика государства играет огромную роль в жизни его населения, в жизни иностранных граждан, желающих проживать и работать на его территории, а также влияет на международное положение страны. Поэтому каждое государство очень тщательно прорабатывает все положения собственной политики миграций, что обеспечивает не только пользу для страны в целом, но и для всего населения.
Что такое государственная миграционная политика?
Научные определения термина „миграционной политики“ довольно массивны и тяжёлым для понимания. Поэтому, можно их перефразировать и привести более короткую и понятную характеристику этого понятия. Миграционная политика, по сути, представляет собой свод определённых государственных правил и норм, контролирующих присутствие и деятельность иностранных граждан в стране. Каждое государство придерживается собственных правил. Миграционная политика подразделяется на 2 основных вида:
Зачастую под термином „миграционной“ понимают как раз иммиграционную политику. Казалось бы, какие цели может преследовать то или иное государство, пропуская иммигрантов к себе в страну и предоставляя им комфортные условия для проживания? На самом деле, таких целей довольно много.
Получается, что иммиграционная политика решает целый спектр государственных задач. Для всей страны в целом очень важно суметь выстроить правильную политическую модель по вопросам миграции, потому как последствия могут быть плачевными для коренного населения и международного статуса государства.
Модели миграционной политики
Существует всего 4 классических модели миграционной политики. Каждая из них имеет главную концепцию, передающую всю её суть. Для того чтобы она была как можно более понятна, после описания концепции будут приведены исторические примеры её применения в разных странах.
Полное исключение
Эта модель основывается на том, чтобы вообще не впускать иностранцев на территорию страны. Опыт некоторых государств, решившиеся на такую политику, показал, что модель полного исключение является утопией и неэффективна в условиях глобализации.
Однако, даже на сегодняшний день остаются страны, которые считаются закрытыми от мигрантов. Все они настолько утрудняют въезд иностранцев (а некоторые – и выезд граждан за границу), что попасть в них даже в целях туризма очень сложно. К ним относят КНДР, Туркменистан, Сирию, Сомали и Афганистан. В этих странах миграционная политика очень жёсткая, и даже подача полного комплекта документов и успешное прохождение всех проверок не гарантируют получение права на въезд (выезд).
Сегрегация
Концепция этой модели состоит в том, чтобы временно впускать иностранцев на легальных основаниях, но при этом не давать им ни гражданства, ни социальных пособий, ни права участвовать в жизни страны. Это характерно для государств, нуждающихся в рабочей силе, но не желающих принимать иностранцев на постоянной основе. Здесь важную роль играют запрет на восстановление семьи и чётко установленные сроки пребывания. Несомненным преимуществом такой модели является спокойная обстановка в обществе: поскольку иммигранты не будут обладать гражданским правами, коренных жителей волновать вопрос о их присутствии не будет.
Такую модель применяли государства, входящие в состав Западной Европы: Германия, Бельгия, Швейцария. Приглашали людей исключительно на работу, не давая им никакого соцобеспечения. Рабочую силу так и называли – „гастарбайтерами“.
Если рассматривать эффективность модели на ярком примере Германии, то необходимо обратиться к 60-ым годам. Предполагалось, что мигранты будут приезжать только на работу по временном контракту, а по его окончании покидать страну. Уже через 10 лет эта модель оказалась неэффективной – работодатели начали жаловаться, что постоянная смена иностранных работников обходится им в копеечку (приходится вновь и вновь обучать для работы новых людей, поэтому им было выгоднее иметь постоянных работников). В результате правительство пошло на уступки и начало давать постоянным работникам немецкий ВНЖ. Получение такой бумаги давало возможность закрепиться иммигрантам в стране. С этого момента иностранцы начали заселять Германию.
Ассимиляция
Такая модель базируется на предоставлении мигрантам ВНЖ и полного соцпакета, однако, иностранцы, в свою очередь, должны пройти процесс полной интеграции. Если говорить кратко, то это означает, что приезжий должен мало чем отличаться от коренного гражданина – хорошо знать язык, культуру страны, а также придерживаться всех государственных законов и прав. Ассимиляция, так же как и сегрегационная модель, имеет весомое преимущество – спокойствие в обществе. Однако, приезжающие иностранцы, получившие ВНЖ, предпочитают аккумулироваться в определённых точках и создавать этнические группы. Разумеется, никакого желания интегрироваться эти люди не проявляют, считая, что должны сохранить свои корни даже на чужой земле. В результате ассимиляционная политика приводит к возникновению преступных группировок, образованию целых районов в городах, где проживают отдельные этнические группы и т.д. Нередко попытки ликвидировать такие группировки расцениваются как расизм.
Существует подвид модели ассимиляции – интеграционная модель. В её основе лежит принцип постепенной адаптации приезжего, но суть остаётся той же – полное подчинение иммигранта местной культуре.
Ассимиляционную модель даже стали называть „французской“, так как именно во Франции её применяли на протяжении длительного времени. По сей день в миграционном законодательстве страны чётко прописано, что Франция ни под каким взглядом не дискриминирует иммигрантов, предоставляет им все права наравне с коренным гражданами (за исключением вмешательства в политическую деятельность). После продолжительного пребывания во Франции можно даже получить гражданство.
Плюрализм
Такая модель подразумевает принятие иммигрантов в страну с позволением им сохранить их культуру. Несмотря на то, что подобная модель миграционной политики вызывает большой резонанс у коренного населения страны, она считается самой эффективной в условиях мировой глобализации. Здесь приезжие пользуются всеми правами коренного населения и должны перенять только основные культурные ценности.
При модели плюрализма правительство должно принять решение, как поступить с большим количеством иностранных иммигрантов. Есть 2 варианта. Первый – не вмешиваться в их жизнь: не ущемлять их культуру, но и не поддерживать на государственном уровне. Второй – признать мультикультурность на национальном уровне и в связи с ней изменять соцповедение и соцструктуры в стране. Приверженцами мультикультурализма считаются Швеция, Австралия и Канада. США также предоставляет все гражданские права иммигрантам, но не вносит никаких изменений в соцструктуру страны ради комфорта их проживания.
Стратегия плюрализма подразумевает не только принятие самого приезжего, но и его семьи. Дети, рождённые от иностранцев, получивших гражданство, также становятся гражданами страны. Всё это часто вызывает недовольство среди коренного населения.
Как показывает мировая история, рано или поздно при высоком темпе глобализации все страны перейдут на плюралистическую иммиграционную модель. На современном этапе многие страны мира проводят подобную миграционную политику.
Инструменты миграционной политики
Миграционная политика должна соответствовать сегодняшней мировой действительности, поэтому каждое государство старается правильно подобрать методы её реализации и инструменты. По сути они представляют собой свод правил, контролирующих процесс миграции. Инструменты политики миграции призваны защитить население страны от:
Получается, что только при помощи системы инструментов можно контролировать и ограничивать поток иммигрантов. Каждое государство выставляет собственные запреты и ограничения, но есть несколько основных, широко распространенных.
Вышеприведенные инструменты помогают правительству сформировать собственную миграционную политику, удобную и для коренного населения, и для приезжих.
Примеры политических миграций
Миграция населения происходит по разным причинам – экономическим, социальным, культурным и прочим. Отдельной категорией причин миграции выделяют политические причины.
Самым распространённым явлением, подталкивающим людей к изменению страны проживания, считается смена политической власти в родных краях. С приходом нового правительства в государстве проходит ряд изменений, которые совсем не устраивают отдельные группы людей. Именно эти группы всерьёз задумываются о переезде в другую страну в надежде на лучшее будущее. Ярким примером такой политической миграции может служить Германия. В период расцвета фашистской идеологии многие выехали из страны по причине несогласия с новым устроем. А в более современный период немцы активно покидают родную страну после политического решения Ангелы Меркель принять сирийских беженцев.
Другой основной причиной является политическое преследование, в результате которого появляются политические беженцы, не чувствующие себя в безопасности в своей же стране. Такие люди пытаются найти убежище в другой стране – подают там заявление о предоставлении статуса беженца. Принимающая страна рассматривает каждого кандидата на беженца индивидуально. Ярким, но печальным примером такой политической миграции является история активиста А. Долматова, покинувшего Россию из-за предъявляемых ему обвинений в беспорядках на Болотной площади. Он направился в Голландию и просил о предоставлении статуса беженца, однако, ему отказали и арестовали. Он совершил самоубийство прямо в департационной тюрьме.
Примеров политических миграций по тем или иным причинам насчитывается целое множество, но главным их участником становится государственная власть.
Особенности миграционной политики России на современном этапе
Если рассматривать всю миграционную политику как единую систему, то можно выделить её субъект (то, что направляет действие) и объект (то, на что направлено действие). Понятно, что объектом в данном случае является миграционный поток. А вот субъектом политики миграций РФ является президент. Именно глава государства определяет концепцию. Остальные органы власти просто реализуют выбранную президентом концепцию.
По сути, Россия открывает свои границы для всех людей, желающих не только проживать на её территории, полностью интергрироваться в русском обществе, рожать и воспитывать детей по местным правилам и культурным ценностям, но и для мигрантов, которые не связывают свою жизнь с долгим проживанием в РФ. Разумеется, последние должны соблюдать свод правил, обеспечивающих безопасность населения страны.
Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации
Исходя из анализа положений прошлой концепции политики миграций и достигнутых результатов, правительство выделяет целый ряд задач, которые должны быть решены новым указом.
Реализация многих из этих задач потребует выделения больших сумм из госказны.
Проблемы миграционной политики
Итак, благодаря опыту, приобретенному во время действия предыдущей концепции, Россия получает возможность разрешить множество накопившихся проблем и залатать дыры в миграционной политике.
К проблемам, которые поможет разрешить новая концепция, относятся:
Единственной проблемой, скорее всего, останется необходимость личного присутствия для продления визы или любого другого документа, легализующего пребывание в стране. С учётом того, что уполномоченных ведомств на территории России не так уж и много, путешествия для получения документов из некоторых уголков страны будут действительно долгими.
Основные направления
В связи с поставленными задачами новой концепции можно выделить основные направления миграционной деятельности.
Именно такие основные направления предусмотрены новым президентских указом, который будет в силе до 2025 года. Точный текст действующей концепции можно прочитать здесь: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986.
Миграционная политика Европейского союза
В настоящий момент европейское объединение, состоящее из 28 стран, не имеет общей миграционной политики из-за разногласий стран-участниц. После того как в 2015 году основной приток иммигрантов, просящих о статусе беженцев, прибыл в Европу, ещё в течение пары лет количество подобных прошений хоть и уменьшилось, но не иссякло. В 2021 году ЕС продолжает бороться с теперь уже нежеланными, но все прибывающими на его территорию беженцами из североафриканских, южноазиатских и ближневосточных стран.
Итак, мнения по поводу принятия беженцев в ЕС диаметрально противоположны. Одни страны считают, что принятие беженцев – это гуманитарная необходимость, они готовы предоставлять специальные помещения для их проживания, организовывать социальную помощь и пособия, тратить средства на их интеграцию в европейское общество. К таким странам-альтруистам относятся Германия, Италия, Швеция, Голландия, Франция. Другие страны стали просто своеобразными проходными коридорами для мигрантов на пути к центру Европы, где предоставляют наиболее выгодные условия проживания. К „проходным“ государства относят Грецию, Турцию. Ряд стран ЕС вообще изначально отказался принимать беженцев: Польша, Венгрия, Словакия. Позже к ним присоединилась и Австрия, которая успела пожалеть о своем непродуманном решении принятия беженцев. Тот факт, что одни участницы ЕС принимают мигрантов, а другие нет, спровоцировал разлад между ними.
После сумасшедшего наплыва беженцев Европейский Союз предпринимает всевозможные меры приостановки процесса миграции. Некоторые страны просто возводят границы и стены, сдерживающие прибывающих иммигрантов. Как оказалось, „излишняя толерантность“ ЕС к проблемам других государств стала причиной европейского кризиса, продолжающегося до сих пор. Коренное население европейских стран проявляет недовольство и иммигрирует в более далёкие страны, которых не коснулась политика переселения беженцев. Например, в США, Канаду, Австралию, Китай. Часть мигрантов перемещается в более спокойную Венгрию.
Если говорить об особенностях внутренних миграционных процессов в ЕС, то жители менее благополучных стран союза стараются иммигрировать в более благополучные. Например, румыны, болгары, поляки, хорваты, венгры в больших количествах выезжают из родных государств и устремляются на поиски лучшей жизни. Конечной целью поисков становятся богатые европейские страны: Бельгия, Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция. Жители одной страны ЕС могут свободно приехать в другую страну ЕС для проживания и работы.
Цели, принципы и задачи миграционной политики США
США – страна, которая в течение долгого времени поддерживала многокультурную миграционную политику. США даже стали называть „страной иммигрантов“. Это действительно так – более 20 000 000 человек здесь проживают с официальным статусом, а ещё 13 000 000 считаются нелегалами.
Прийдя к власти, действующий американский президент Д. Трамп первым делом взялся за ужесточение миграционной политики и депортацию нелегалов из страны. В результате политика миграций в последние пару лет претерпела значительные изменения и приобрела новую направленность.
Трамп хочет сократить количество пребывающих в США иммигрантов, ставя во главе угла безопасность коренного населения. С одной стороны, позиция президента довольно понятна – возникшие в результате многокультурности этнические группировки спровоцировали формировку преступных групп, главным направлением деятельности которых является нелегальные перевоз и распространение наркотиков, организация террористических актов, вандализм и пр.
В связи с этим Трамп усиленно продвигает свои предложения по ужесточению политики миграции, но не все они были приняты Конгрессом. Большинство из них ещё находится на рассмотрении. Например, Д. Трамп предложил выделить кругленькую сумму из государственной казны на строительство защитной стены на границе с Мексикой. Поскольку стоимость установки конструкции оказалась высокой, а эффективность – сомнительной, то такой решительный шаг все ещё обсуждается в правительстве. На сегодняшний день возвели стену только на наиболее важных участках границы с Мексикой.
Еще одним шагом на пути избавления Америки от нелегалов становится пресечение программы DACA, принятой ещё Обамой. Её суть заключается в предоставлении возможности детям нелегалов проживать на территории США, причём она не даёт им права на получение гражданства, а просто является защитой от депортации. Документ, легализующий пребывание, представляет собой карту, которую необходимо периодически продлевать. Президент Трамп планирует отменить продление таких карт, в результате чего их обладатели потеряют защиту от депортации, и, соответственно, смогут быть изгнаны с территории страны.
Третьим шагом против нелегалов станет ликвидация так называемых городов-убежищ, в которых обитают этнические группы и нелегалы. Деятельность местных жителей не контролируется общепризнанным федеральным законом, а местными актами. Теперь правительство планирует перестать финансировать подобные города.
Вторым направлением деятельности новой миграционной политики США становится привлечение в страну инвесторов и других людей, которые привнесут значительный вклад в жизнь Америки. Теперь здесь с радостью будут принимать высококвалифицированных специалистов, богатых бизнесменов и инвесторов, людей с особыми достижениями в области науки, культуры, спорта и т.д. Кандидаты, не владеющие языком, не желающие слиться с национальной культурой, без высшего образования, навряд ли теперь смогут стать жителями Америки.
Чтобы избавиться от легальных, но „ненужных“ мигрантов, Трамп планирует предпринять несколько мер в области миграционной политики:
До сих пор не известно, будут ли реализованы все пункты грандиозного плана Трампа, но миграционная политика США уже сейчас в ускоренно темпе начинает изменяться с плюралистической модели на ассимиляционную с элементами сегрегации.
Заключение
Каждая мировая держава тщательно разрабатывает стратегию миграционной политики, стараясь найти наиболее благополучных выход из сложившейся ситуации. Одни государства упрощают условия въезда и проживания иностранцев, другие, наоборот, делают все возможное, чтобы избежать мощных наплывов мигрантов. Общей проблемой для многих государств является бесконечный поток нелегалов, которые всячески пытаются обойти действующие миграционные законы. В этом направлении каждая страна также предпринимает меры, которые, по мнению правительства, являются наиболее эффективными.