Михаила лазарева что открыл
Адмирал Лазарев: биография, экспедиции, открытия, военная служба. Михаил Петрович Лазарев
Родился М. П. Лазарев в семье сенатора во Владимирской губернии 14 ноября 1788 года. По дворянским обычаям того времени в 1800 году отец определил его с братьями в Военно-Морской кадетский корпус.
Учеба в кадетском корпусе
Начало карьеры
Михаил оказался талантливым моряком и в возрасте пятнадцати лет юного гардемарина откомандировали в Англию для продолжения учебы и прохождения стажировки в британском флоте.
Пять лет службы на судах Ее Величества пролетели стремительно. Плавания по Средиземному и Северному морям и Атлантическому океану, многочисленные стычки с пиратами закалили юношу и позволили приобрести необходимые навыки. Это была отличная школа для начинающего мореплавателя. В 1808 году Михаил Петрович Лазарев вернулся в Россию опытным моряком.
Служба на Балтийском флоте
С 1808 по 1813 годы Лазарев служил на Балтийском флоте сначала мичманом, потом лейтенантом. В это время Россия вела активные военные действия на фронтах русско-шведской войны 1808-1809 годов и Отечественной войны 1812 года. Будущий русский флотоводец получил начальный опыт морских сражений с опытным и хорошо вооруженным противником.
Первое кругосветное плавание
В 1813 году Русско-Американская промышленная компания обратилась в Российское военно-морское министерство с просьбой рекомендовать капитана для нового корабля «Суворов». В те годы Аляска принадлежала России, суда компании совершали регулярные торговые рейсы в Петербург.
Молодой лейтенант был назначен командиром судна и совершил успешное плавание из Петербурга до Аляски и обратно. В этом рейсе совершено первое географическое открытие в биографии адмирала Лазарева Михаила Петровича.
В южной части Тихого океана, в районе островов Кука, в 300 километрах от острова Нассау экипаж «Суворова» обнаружил и исследовал группу островов, получивших название Атолл Суворова.
Поиски шестого континента
В двадцатые годы девятнадцатого века в России готовится новое кругосветное путешествие. По совету Крузенштерна руководителем экспедиции назначают авантюрного и грамотного офицера Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Его заместителем назначен не менее грамотный, но спокойный и рассудительный Михаил Петрович Лазарев. Цель экспедиции была обозначена, как «поиск шестого континента». В те годы материк был не более чем легендой: в 1773 году знаменитый морской капитан Джеймс Кук безуспешно попытался приблизиться к нему, после чего заявил, что «Антарктида либо не существует, либо недостижима».
В июне 1819 года из Кронштадта на поиски загадочного континента направились шлюпы «Мирный» и «Восток». Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял командование «Востоком». В то время ему было сорок лет, а позади у него был почти тринадцатилетний опыт морских путешествий, в том числе и по северным морям.
Шлюпом «Мирный» командовал тридцатилетний мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. За его плечами было шестнадцать лет службы на кораблях британского и русского флотов. Немалый опыт он получил и в своем первом кругосветном путешествии.
Этому тандему блестящих русских морских офицеров суждено было открыть последний не обнаруженный к тому времени континент на планете.
Флагманом экспедиции был 600-тонный корвет «Восток», 530-тонный шлюп «Мирный» был транспортным судном. Оба корабля были построены из сосны. Экипаж «Востока» состоял из ста семнадцати человек, семьдесят два члена экспедиции находились на борту «Мирного».
Здравствуй, Антарктида!
16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена доказала, что Кук ошибался. Первым увидел покрытый льдом берег Антарктиды Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция вышла к материку в районе современного побережья Принцессы Марты. Второй раз моряки мельком увидели землю ледяного континента 21 января. Высадиться на материк не удалось из-за обрывистых ледяных скал, с которых в океан постоянно обрушивались ледяные глыбы.
Январь – разгар антарктического лета. За лето экспедиция исследовала прибрежный шельф Антарктиды. Суда обогнули континент, чтобы определить границы и координаты материка. Экспедиция несколько раз пересекала Южный полярный круг. К марту, при неуклонном постепенном снижении температуры и прибрежных вод, увеличивалось накопление льда у берегов Антарктиды, и плавание было сначала трудным, а затем стало просто невозможным. Корабли экспедиции направились в Австралию.
Это было второе кругосветное плавание в биографии адмирала Лазарева, на этот раз в антарктических водах. Исследования продолжились в Тихом океане. Экспедиция исследовала архипелаг Туамоту, на котором было открыто двадцать девять островов. Все они получили название в честь выдающихся государственных и военных деятелей Российской империи.
В сентябре 1820 года экспедиция вернулась к берегам Антарктиды и возобновила ее изучение. После этого были изучены Южные Шетландские острова.
Возвращение
Исследования были закончены в июле 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузен-Лазарева направилась в Кронштадт. За плечами героических моряков были 50 тысяч миль и 751 день пути. Проведены глубочайшие климатические и гидрографические изыскания, собраны уникальные коллекции, представляющие интерес для зоологии, этнографии и ботаники. Оба исследователя вели подробнейшие дневники, представленные в Адмиралтейство вместе различными схемами, чертежами и картами. Подробнейший отчет об экспедиции был опубликован в 1831 году.
По возвращении Лазарев получил звание лейтенанта-капитана и командование эсминцем «Крейсер». На последнем путешественник Лазарев Михаил Петрович в третий раз совершил кругосветное плавание. В нем он собрал метеорологическую, биологическую и этнографическую информацию о Тихом и Атлантическом океанах. За эти исследования и открытия Лазарев Михаил Петрович был награжден орденом Святого Владимира.
Ратный подвиг
В 1826 году Лазарева назначили командовать эсминцем «Азов». Год спустя он возглавил эскадру, отправленную в Средиземное море для борьбы с турецким флотом. Греция, которая была оккупирована Турцией, пыталась изгнать турок, а Россия, Великобритания и Франция направили свои флоты, чтобы помочь ей.
8 октября эскадра подошла к греческим берегам и отправила к турецкому командованию послов на переговоры в надежде на перемирие. Однако надежды оказались бесплодными: турки послов казнили и начали военные действия.
Наваринская битва
Наваринская битва 1827 года – одна из самых эпических страниц в истории российского флота и биографии адмирала Лазарева. Эсминец атаковали сразу пять вражеских кораблей. В первые минуты боя «Азов» серьезно повредил восьмидесятипушечный турецкий корабль, а затем уничтожил остальных атакующих один за другим, после чего бросился на поддержку союзников. В этом бою и командир, и экипаж проявили большое мужество. Англичане, ставшие свидетелями героизма экипажа «Азова» признали, что ни один британский корабль не сражался так даже в Трафальгарской битве.
К концу дня турки остались практически без флота. Основная заслуга в разгроме турецкого флота принадлежала русским морякам. «Азов» имел 153 пробоины в корпусе и потерял все мачты. В письме своему другу Лазарев признался: «Я понятия не имею, как я вышел живым». За победу Михаил Петрович получил звание контр-адмирала. Экипаж «Азова» получил высшую военно-морскую награду Российской Империи – Георгиевское знамя. Награды Лазареву за этот бой вручили правительства Греции, Франции и Великобритании.
Последняя битва
Война продолжалась с 1828 по 1829 год. Лазарев командовал российской эскадрой, которая блокировала пролив Дарданеллы. После подписания мирного договора 1829 года эскадра вернулась Кронштадт, не заходя в иностранные порты.
Выше представлен портрет М.П. Лазарева работы Карла Брюллова.
В 1832 году Лазарев возглавил штаб Черноморского флота, а через год вынужден был воевать на той же стороне, что и турки. Оккупированный Египет восстал против Турции, и Николай I решил поддержать своего бывшего врага. Конечно, не безвозмездно, а в обмен на некоторые уступки с турецкой стороны С помощью Черноморской эскадры под командованием вице-адмирала Лазарева египетское восстание было подавлено. Российская империя получила двадцать лет мира с Турцией, открытие проливов Босфор и Дарданеллы для прохода российских военно-морских судов, запрет на проход в Черное море военным кораблям иностранных государств и контроль над кавказским регионом. Российская империя контролировала турецкие проливы вплоть до 1841 года.
После возвращения Михаилу Петровичу Лазареву присвоили звание адмирала и назначили главнокомандующим Черноморского флота. В этой должности он прослужил восемнадцать лет, исполняя также обязанности военного губернатора Севастополя и Николаева.
Главнокомандующий Черноморским флотом Лазарев М.П.
Михаил Лазарев принял командование Черноморским флотом в 1833 году после экстраординарной ранней карьеры, которая включала в себя три кругосветных плавания, открытие антарктического материка, бой под Наварино в должности командира флагмана объединенной русско-британской эскадры эсминца «Азов» и командование блокадой Дарданелл в войне 1828-1829 гг.
Он был безжалостным критиком всего, что считал устаревшим, и все усилия направил на модернизацию и перевооружение Черноморского флота.
Адмирал Лазарев провел многие реформы, которые превратили Россию во вторую морскую державу мира к 1830-м годам. Со времен службы в британском флоте в начале карьеры он сохранил близкие отношения с офицерами Королевского Военно-Морского Флота Британии, и был в курсе новейших веяний и разработок в кораблестроении и оснащении вооружением судов западных держав.
На фото: портрет М.П. Лазарева работы И. Айвазовского.
Адмирал стал истинным преобразователем российского флота. При нем он получил 40 парусных кораблей, было заказано 6 парофрегатов, построен первый железный пароход.
При адмирале Лазареве на Черноморском флоте был введен единый калибр для корабельных пушек, модернизирована береговая артиллерия. Принципиально изменил планы подготовки военных моряков, начал проводить учения в море, максимально приблизив их условия к боевым.
М. П. Лазарев организовал гидрографическую экспедицию по Черному морю, и в октябре 1842 года в России была издана первая лоция и «Атлас Черного и Азовского морей».
Адмирал Лазарев модернизировал не только флот, но и береговую инфраструктуру.
В Севастополе, Николаеве и Новороссийске были построены адмиралтейства и другие объекты жизнеобеспечения флота.
Черноморский флот России в те годы приблизился к самым высоким стандартам эффективности. Боеспособность флота и подготовка экипажей высоко оценивались информированными английскими и французскими наблюдателями.
Семья
Умер Михаил Петрович Лазарев 23 (11) апреля 1851 г. в Вене. Прах адмирала доставлен на Родину и похоронен в Севастополе, в крипте Владимирского Морского собора.
Там же похоронены и его ученики: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.
231 год назад, 14 ноября 1788 года во Владимире родился Михаил Лазарев, русский флотоводец и адмирал, участник нескольких кругосветных плаваний и других морских походов первооткрыватель и исследователь Антарктиды.
Пройдя долгий и непростой путь от гардемарина до адмирала, Лазарев не только принимал участие в наиболее ключевых морских сражениях XIX столетия, но и сделал многое для усовершенствования береговой инфраструктуры флота, стоял у истоков учреждения Адмиралтейства и основания Севастопольской морской библиотеки.
Жизненный путь и подвиги М. П. Лазарева в историческом материале НИИ военной истории академии Генштаб ВС России.
Всю свою жизнь Михаил Петрович Лазарев посвятил служению флоту России. Он родился в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, происходившего из дворян Арзамасского уезда Нижегородской губернии, был средним из трех братьев — будущих вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева (род. в 1787 г.) и контр-адмирала Алексея Петровича Лазарева (род. в 1793 г.).
Уже после смерти отца, в феврале 1800 года, братья были зачислены рядовыми кадетами в Морской кадетский корпус. В 1803 году Михаил Петрович выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.
Е. И. Ботман. Портрет адмирала Михаила Петровича Лазарева. 1873 г.
В июне того же года для дальнейшего изучения морского дела он был назначен на линейный корабль «Ярослав», действовавший на Балтийском море. А еще через два месяца вместе с семью лучшими по успеваемости выпускниками он был командирован в Англию, где в течение пяти лет участвовал в плаваниях в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. В 1808 году Лазарев вернулся на родину и сдал экзамен на чин мичмана.
В ходе Русско-шведской войны 1808 — 1809 годов Михаил Петрович находился на линейном корабле «Благодать», входившем в состав флотилии вице-адмирала П. И. Хлынова. В ходе боевых действий у острова Гогланд флотилия захватила бриг и пять транспортов шведов.
При уклонении от превосходящей английской эскадры один из кораблей — линейный корабль «Всеволод» — сел на мель. 15 (27) августа 1808 года Лазарев с командой на спасательной шлюпке был направлен на помощь. Снять корабль с мели не удалось, и после яростной абордажной схватки с англичанами «Всеволод» был сожжен, а Лазарев и команда попали в плен.
В мае 1809 года он вернулся на Балтийский флот. В 1811 году произведен в лейтенанты.
Отечественную войну 1812 года Михаил Петрович встретил на 24-пушечном бриге «Феникс», который вместе с другими судами защищал Рижский залив, участвовал в бомбардировке и высадке десанта в Данциг. За храбрость Лазарев был награжден серебряной медалью.
После окончания войны в Кронштадском порту началась подготовка кругосветного путешествия в Русскую Америку. Для участия в нем был выбран фрегат «Суворов», в 1813 году его командиром назначен лейтенант Лазарев. Корабль принадлежал Российско-Американской компании, которая была заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой.
9 (21) октября 1813 года корабль вышел из Кронштадта. Преодолев сильные ветра и густые туманы, пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и избежав столкновения с французскими и союзными им датскими кораблями, фрегат прибыл в Портсмут (Англия). После трехмесячной остановки корабль, пройдя вдоль берегов Африки, пересек Атлантику и на месяц остановился в Рио-де-Жанейро.
В конце мая 1814 года «Суворов» вышел в Атлантику, пересек Индийский океан и 14 (26) августа вошел в Порт-Джексон (Австралия), где встретил известие об окончательной победе над Наполеоном. Продолжив плавание по Тихому океану, в конце ноября фрегат прибыл в Ново-Архангельский порт, где находилась резиденция главного управляющего Русской Америки А. А. Баранова.
В ходе плавания на подходе к экватору была открыта группа коралловых островов, которым Лазарев дал имя «Суворов».
После зимовки фрегат выполнил поход на Алеутские острова, где принял большой груз пушнины для доставки в Кронштадт. В конце июля 1815 года «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь лежал вдоль берегов Северной и Южной Америк, в обход мыса Горн.
В ходе плавания фрегат совершил заход в перуанский порт Кальяо, став первым русским кораблем, посетившим Перу. Здесь Михаил Петрович успешно провел порученные ему торговые переговоры, получив разрешение русским морякам торговать безо всяких дополнительных обложений.
Обогнув мыс Горн, корабль прошел через весь Атлантический океан и 15 (28) июля 1816 года прибыл в Кронштадт. Кроме большого груза ценной пушнины в Европу были доставлены перуанские животные — девять лам, по одному экземпляру вигони и альпаки. Под парусами на пути из Кронштадта в Ново-Архангельск «Суворов» находился 239 дней, а на обратном пути — 245 дней.
Маршрут плавания М. П. Лазарева на фрегате «Суворов» в 1813 — 1815 гг.
В начале 1819 года Лазарев, уже опытный командир и мореплаватель, получил под свое командование шлюп «Мирный», готовящийся в экспедицию к Южному Полярному кругу.
После двух месяцев подготовки, переоборудования кораблей, обшивки подводной части корпуса медными листами, подбора команды и заготовления провизии «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» (под общим командованием его командира капитан-лейтенанта Ф. Ф. Беллинсгаузена) в июле 1819 года вышел из Кронштадта. Сделав остановку в столице Бразилии, шлюпы направились к острову Южная Георгия, прозванному «входными воротами» в Антарктиду.
Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор и больших льдин, при частых штормах и снежных метелях, куч плавучего льда, тормозивших движение кораблей.
Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном корабли ни разу не потеряли друг друга из вида.
Пробиваясь среди айсбергов к югу, мореплаватели 16 (30) января 1820 года достигли широты 69° 23´5. Это и был край Антарктического материка, однако моряки не вполне осознали свой подвиг — открытие шестой части света.
Лазарев в своем дневнике писал:
Шестнадцатого числа мы достигли широты 69° 23´5, где встретили лед чрезвычайной высоты, простиравшийся так далеко, насколько достигало зрение. Однако сим удивительным зрелищем мы наслаждались недолго, ибо вскоре снова запасмурило и по обыкновению пошел снег… Отсюда мы продолжали свой путь к осту, при всякой возможности покушаясь к зюйду, но, не доходя 70°, неизменно наталкивались на ледяной материк.
После тщетных попыток найти проход командиры кораблей, посоветовавшись, решили отступить и повернули на север. Экипажи шлюпов находились в постоянном нервном напряжении, их донимали сырость и холод. Беллинсгаузен и Лазарев прилагали все усилия для обеспечения нормальных бытовых условий. На зимовку «Восток» и «Мирный» направились в австралийский порт Джексон.
Плавание Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819 — 1821 гг.
8 (20) мая 1820 года отремонтированные корабли направились к берегам Новой Зеландии, где три месяца бороздили воды мало изученного юго-восточного района Тихого океана, открыв целый ряд островов. В сентябре корабли вернулись в Австралию, а спустя два месяца снова направились в Антарктиду.
В ходе второго плавания морякам удалось открыть остров Петра I и берег Александра I, завершившие их исследовательскую работу в Антарктиде.
Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света — Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он существует, то только близ полюса, в не доступных для плавания районах.
Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. Экспедицией был открыто 29 островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев Отечественной войны 1812 года — М. И. Кутузова, М. Б. Барклая де Толли, П. Х. Витгенштейна, А. П. Ермолова, Н. Н. Раевского, М. А. Милорадовича, С. Г. Волконского.
За успешное плавание Лазарев, минуя чин капитан-лейтенанта, был произведен в капитаны 2 ранга.
Шлюпы «Восток» и «Мирный». Художник Ю. Сорокин
В марте 1822 года М. П. Лазарев был назначен командиром вновь построенного 36-пушечного фрегата «Крейсер».
В это время обострилась обстановка в Русской Америке, американские промышленники хищнически истребляли в наших владениях ценного пушного зверя. Было принято решение направить к далеким берегам фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога», которым командовал его старший брат Андрей. В августе того же года корабли покинули кронштадтский рейд.
После остановки на Таити каждый корабль пошел своим курсом, «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» — к берегам Русской Америки. Около года фрегат охранял русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года его сменил шлюп «Предприятие», а «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. В августе 1825 года фрегат прибыл в Кронштадт.
За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1 ранга и награжден орденом Владимира III степени.
В начале 1826 года Михаила Петровича назначили командиром строящегося в Архангельске линейного корабля «Азов», на то время самого совершенного корабля отечественного военного флота.
Командир тщательно подбирал себе экипаж, в составе которого были лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов и гардемарин В. И. Истомин — будущие руководители обороны Севастополя.
Его влияние на подчиненных было безгранично, Нахимов писал приятелю:
Стоит послушать, любезный, как тут все относятся к капитану, как его любят!… Право, русский флот еще не имел такого капитана.
По прибытии корабля в Кронштадт, он вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаил Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Д. Н. Сенявина.
В 1827 году Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. Летом этого же года эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена вошла в Средиземное море и объединилась с французской и английской эскадрами.
Командование объединенным флотом принял на себя британский вице-адмирал Эдуард Кодрингтон — ученик адмирала Нельсона, в его состав входили 27 кораблей (11 английских, семь французских и девять русских) при 1,3 тыс. орудиях. Турецко-египетский флот насчитывал свыше 50 кораблей при 2,3 тыс. пушках. Помимо этого, неприятель располагал береговыми батареями на острове Сфактерия и в Наваринской крепости.
Кроме того, корабль под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
В конце сражения у «Азова» были перебиты все мачты, изломаны борта, в корпусе насчитали 153 пробоины. Несмотря на столь серьезные повреждения, корабль продолжал сражаться до последней минуты боя.
Русские корабли вынесли на себе всю тяжесть сражения и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, четыре брига, пяти брандеров и другие суда.
За Наваринский бой линейный корабль «Азов», впервые в русском флоте, удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага.
Лазарев произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами: греческим — командорским крестом Спасителя, английским — Бани и французским — Святого Людовика.
В дальнейшем Михаил Петрович, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, отрезав туркам путь на Константинополь.
«Наваринский бой». Художник И. Айвазовский
С 1830 года Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота, в 1832 году был назначен начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — командующим флотом, губернатором Николаева и Севастополя. На этом посту Михаил Петрович находился в течение 18 лет.
Уже в начале 1833 года Лазарев возглавил успешный поход русского флота и переброску 10-тысячного десанта войск в Босфор, в результате чего была предотвращена попытка захвата Стамбула египтянами. Военная помощь России вынудила султана Махмуда II заключить Ункиар-Искелесийский договор, высоко поднявший престиж России.
Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринимала Англия, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию.
Для этих целей при активной поддержке Англии было организовано движение групп религиозных фанатиков (мюридизм), одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции.
Для нарушения планов англичан и турок Черноморскому флоту было необходимо блокировать Кавказское побережье. С этой целью для действий у берегов Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру Черноморского флота, в составе шести вооруженных пароходов. В 1838 году было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало строительству Новороссийского порта.
В 1838 — 1840 годах с кораблей Черноморского флота при непосредственном участии Лазарева были высажены десанты войск генерала Н. Н. Раевского (младшего), которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, на берегу последней построен форт, названный именем Лазарева. Успешная деятельность Черноморского флота помешала осуществлению захватнических планов англичан и турок на Кавказе.
Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описания Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря.
Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе, построены доки. В реорганизованном по его указанию Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря.
Под руководством Михаил Петровича Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении, он лично следил за постройкой каждого корабля.
При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта, усовершенствована корабельная артиллерия. В Николаеве построено адмиралтейство с учетом всех достижений техники того времени, началось строительство адмиралтейства под Новороссийском.
М. П. Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век и на его смену должен прийти паровой. Однако технологическая отсталость не позволяла России быстрыми темпами совершить такой переход.
Лазарев направил все усилия, чтобы в составе Черноморского флота появились пароходы. Он добивается этого, заказав строительство железных паровых судов со всеми новейшими усовершенствованиями. Была произведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля «Босфор» (заложен после смерти Лазарева в 1852 году).
В 1842 году Михаил Петрович добился заказов на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходофрегатов «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса».
В 1846 году он командировал на английские верфи своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова для непосредственного руководства постройкой четырех пароходов: «Владимир», «Эльбрус», «Еникале» и «Тамань». Все пароходы строились по русским проектам и эскизным чертежам.
Много внимания Лазарев уделял культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и построен Дом собраний, а также организовано много других общественных и культурных учреждений.
Огромное значение адмирал уделял оборонительным сооружениям Севастополя, доведя количество орудий, защищавших город, до 734 единиц.
Лазаревская школа была суровой, работать с адмиралом было подчас нелегко. Однако те моряки, в которых он сумел разбудить живую искру, что жила в нем самом, становились истинными лазаревцами.
Михаил Петрович воспитал таких выдающихся моряков, как Нахимов, Путятин, Корнилов, Унковский, Истомин и Бутаков. Большая заслуга Лазарева состоит в том, что он подготовил кадры моряков, обеспечивших переход русского флота от парусного к паровому.
Адмирал всегда мало заботился о своем здоровье. Однако в конце 1850 года усилились боли в желудке, и по личному указанию Николая I он был направлен в Вену на лечение. Болезнь была сильно запущена, и местные хирурги отказались его оперировать. В ночь на 11 (23) апреля 1851 года на 63 году жизни Лазарев скончался от рака желудка.
Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого собора в виде креста, головами к центру креста, похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.
Место захоронения адмирала М. П. Лазарева во Владимирском соборе, Севастополь.
В 1867 году в этом городе, тогда еще лежавшем в руинах после Крымской войны 1853 – 1856 годов, состоялось торжественное открытие памятника М. П. Лазареву. На открытии контр-адмирал Свиты И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и воспитанию высоких качеств русских моряков.
Совершенные М. П. Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской науки. Михаил Петрович был избран почетным членом Географического общества.
Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 году учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее золотым нагрудным знаком Морского собрания.
Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины.
Медаль М. П. Лазарева Санкт-Петербургского морского собрания
Материалы по теме
А вот ещё:
Происхождение и значение славянских имен
В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?
Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.
Какие из имен имеют славянское происхождение
Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua
Традиции княжеских имен
Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org
Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав.
А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.
Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.
Как защитить ребенка с помощью имени
Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru
Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.
Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).
Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.
В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.
Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.
Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru
В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).
Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.
Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян
Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru
Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.