Микаэл таривердиев что написал
Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Его родители были партийными работниками, убежденными коммунистами. Они с юности вели революционную борьбу. Его мать примкнула к революционерами в возрасте 17 лет, сидела в царской тюрьме. Родители познакомились на революционной работе.
К музыке его приобщила сестра матери, которая была глубоко музыкальным человеком, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла ему его произведения. Также, по воспоминаниям Микаэла Леоновича, сыграла роль сама атмосфера тогдашнего Тбилиси: «Это очень музыкальный город, и в нашем доме все дети занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта, Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному искусству. Это были самые первые детские впечатления».
Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
В 14 лет он написал свой первый балет. Он отдыхал в санатории в Дарьяльском ущелье, где также был и режиссер Тбилисского театра оперы и балета Георгий Геловани. Однажды по радио передавали музыку Чайковского («Франческа да Римини»). Микаэл Таривердиев прослушал и отправился в клуб, где стоял рояль. Далее он по памяти исполнил только что услышанное им произведение. Он вспоминал: «Тут влетает какой-то человек и спрашивает: «Что это ты играешь?» Я отвечаю: «Понятия не имею, только что слышал по радио, и мне очень понравилось». Человек ужасно удивился, а я удивился тому, что удивился он: для меня повторить музыку по памяти было естественно, никакого дара я тут не видел. Вот так мы познакомились. Прослушав мои импровизации, он предложил мне попытаться на писать балет. Я написал. Представьте себе, этот балет поставили в театре, и он шел два сезона! А мне было всего 14 лет».
По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык.
С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
Сам Микаэл Леонович считал, что как композитор он родился в 1957 году, когда написал цикл на стихи средневековых японских поэтов «Акварели».
Микаэл Таривердиев в молодости
Вместе с Эльдаром Рязановым он создал всеми любимый новогодний комедийный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Всего написал музыку более чем к 130 фильмам.
В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
Много писал для театральных постановок.
Театральные работы Микаэла Таривердиева:
Автор музыки для органа (три концерта), 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфонии для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения».
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978).
В 1993-1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена».
Был членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».
Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.
Песни Микаэла Таривердиева
Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) «Меридиан» из города Иваново.
В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
Смерть Микаэла Таривердиева
Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву.
Похоронен на Армянском кладбище Москвы.
На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска. Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.
В 1998 году была учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
Личная жизнь Микаэла Таривердиева:
В 1960-е годы Таривердиев был влюблён в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. За рулем его Машины была актриса. Внезапно на дорогу выскочил человек, Максакова его сбила. Микаэл Леонович, чтобы защитить ее от преследования, взял всю вину на себя. Ему грозила тюрьма, срок. Спасла только амнистия. Но актриса в самый драматический момент, когда шел суд, уехала из города. У Микаэла Леоновича, как он признавался, тогда чуть ноги не отнялись. Роман закончился. Потом эта история легла в основу сюжета фильма «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Микаэл Леонович очень болезненно отреагировал на личную драму, которая вдруг стала публичной, запечатленной в кино.
Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева
Фильмография Микаэла Таривердиева:
Вокал Микаэла Таривердиева в кино:
Композиторские работы Микаэла Таривердиева в кино:
Песни Микаэла Таривердиева:
«Сорванную розу ветке не вернуть» (на стихи А.Исаакяна);
«Могила» (на стихи А.Исаакяна);
«Я помню всегда» (на стихи А.Исаакяна);
«Замшелый мрамор каменных могил» (на сонет Шекспира);
«О, как тебе хвалу я воспою» (на сонет Шекспира);
«Трудами изнурен» (на сонет Шекспира);
«Бывает так» (стихи Гайковича);
«Знакомая песенка» (стихи В.Орлова);
«Золотые сумерки» (стихи В.Орлова);
«Песенка по телефону» (стихи В.Орлова);
«В путь» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Пути в столицу» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Перед казнью» (на стихи средневековых японских поэтов);
«В тумане утреннем» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Сон» (на стихи средневековых японских поэтов);
«А вы могли бы?» (на стихи Маяковского);
«Кое-что про Петербург» (на стихи Маяковского);
«Тучкины штучки» (на стихи Маяковского);
«Послушайте» (на стихи Маяковского);
«Вместо письма» (на стихи Маяковского);
«Песня о голубях» (на стихи С.Давыдовой);
«Дорожная песня» (на стихи С.Давыдовой);
«Песня о весне» (на стихи С.Давыдовой);
«Садовое кольцо» (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
«Твои глаза, как фары новых машин» (стихи С. Кирсанова);
«Твои рисунки» (стихи С. Кирсанова);
«И за белой скатертью» (стихи С. Кирсанова);
«Приезжай» (стихи С. Кирсанова);
«Вечерело» (стихи Л. Мартынова);
«Вода» (стихи Л. Мартынова);
«Листья» (стихи Л. Мартынова);
«Ты не печалься» (стихи Н. Добронравова);
«По вечерам» (стихи Н. Добронравова);
«Старинный романс» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я думала, что ты мне враг» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Пятнадцать мальчиков» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я ловил ощущение» (стихи Е.Винокурова);
«Окна» (стихи Е.Винокурова);
«Я лицо твое стал забывать» (стихи Е.Винокурова);
«Воробей-экспериментатор» (стихи М. Малишевского);
«Обезьяна и зеркало» (стихи М. Малишевского);
«Самолюбие» (стихи М. Малишевского);
«Критики и пузыри» (стихи М. Малишевского);
«Беседа» (стихи М. Малишевского);
«По-грачиному» (стихи М. Малишевского);
«Соловей и художественный совет» (стихи М. Малишевского);
«Я такое дерево» (стихи Г. Поженяна);
«Дельфины» (стихи Г. Поженяна);
«Вот так улетают птицы» (стихи Г. Поженяна);
«Сосны» (стихи Г. Поженяна);
«Мне хотелось бы» (стихи Г. Поженяна);
«Я принял решение» (стихи Г. Поженяна);
«Скоро ты будешь взрослым» (стихи Г. Поженяна);
«Ты уходишь, как поезд» (стихи Е. Евтушенко);
«Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате» (стихи В.Высоцкого);
«Топот ног» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Зачем?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«По мокрой земле» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Убитый» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«С тобой когда-нибудь это было?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Чем отличается ночь ото дня?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Хвала рождеству» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы тратим, что не воздано для трат» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Любовь и сострадание» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Я бросаюсь к тебе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы несем любовь в себе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Вечно живые» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Маленький принц» (стихи Н.Добронравова);
«Радио» (стихи Людвига Ашкенази);
«Женщины» (стихи Людвига Ашкенази);
«Сигареты» (стихи Людвига Ашкенази);
«Я ей прямо так и сказал» (стихи Людвига Ашкенази);
«Облако пара» (стихи Людвига Ашкенази);
«Песня о новом поколении» (стихи Людвига Ашкенази);
«Тишины хочу» (стихи А. Вознесенского);
«Не трожь, человека, деревце» (стихи А. Вознесенского);
«Загляжусь ли на поезд» (стихи А. Вознесенского);
«Память» («Убил я поэму») (стихи А. Вознесенского);
«Свисаю с вагонной площадки» (стихи А. Вознесенского);
«Мой милый, что тебе я сделала?» (стихи М.Цветаевой);
«Попытка ревности» (стихи М.Цветаевой);
«Я к вам пишу» (стихи М. Лермонтова);
«Мгновения» (стихи Р. Рождественского);
«Песня о далекой родине» (стихи Р. Рождественского);
«Мне нравится» (стихи М. Цветаевой);
«Никого не будет в доме» (стихи Б. Пастернака);
«Со мною вот что происходит» (стихи Е. Евтушенко);
«Я спросил у ясеня» (стихи Владимира Киршона);
«По улице моей» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Память» (стихи Д. Самойлова);
«Не исчезай» (стихи А. Вознесенского);
«Далекие красногвардейцы» (стихи М.Светлова);
«Песня старых комсомольцев» (стихи М.Светлова);
«Я другом ей не был» (стихи М.Светлова);
«Московский военный округ» (стихи М.Светлова);
«В разведке» (стихи М.Светлова);
«Болота проходит пехота» (стихи М.Светлова);
«Мы с тобою» (стихи М.Светлова);
«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным») (стихи А. Вознесенского);
«Песенка о цирке» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Над пашней сумерки не резки» (стихи А. Вознесенского);
«Ностальгия по настоящему» (стихи А. Вознесенского);
«Благодарю, что не умер вчера» (стихи А. Вознесенского);
«Запомни этот миг» (стихи А. Вознесенского);
«Люблю» (сонет Шекспира);
«Сонет о курице» (сонет Шекспира);
«Я виноват» (сонет Шекспира);
«Увы, мой стих не блещет новизной» (сонет Шекспира);
«Сонет о яблоке» (сонет Шекспира);
«Любовь слепа и нас лишает глаз» (сонет Шекспира);
«Мешать соединенью двух сердец» (сонет Шекспира);
«Пылающую голову рассвет» (сонет Шекспира);
«Откуда такая нежность?» (стихи М. Цветаевой);
«Вот опять окно» (стихи М. Цветаевой);
«Островитянка» (стихи М. Цветаевой);
«Мне тебя уже не надо» (стихи М. Цветаевой);
«Забыть?» (стихи М. Цветаевой)
Нагрыды и звания Микаэла Таривердиева:
последнее обновление информации: 10.03.2020
Микаэл Таривердиев
Биография
Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева, армянина по национальности, не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически не было.
Детство и юность
Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.
Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.
Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.
В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.
Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.
В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.
Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.
Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого Арама Хачатуряна. Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.
В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.
Музыка
В «Гнесинке» у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.
Музыка Микаэла Таривердиева «Не думай о секундах свысока» из картины «Семнадцать мгновений весны»Там парень познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4-го курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-м была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».
В «Гнесинке» появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.
В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое назвал «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить поэзию под написанную им музыку. Так появлялись монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.
Вскоре Микаэл Леонович начал работать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая Примадонна российской эстрады прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».
О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.
Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.
Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева.
О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.
Музыка Микаэла Таривердиева в картине «Семнадцать мгновений весны»Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.
Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.
Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:
«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».
Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.
Микаэл Таривердиев — музыка из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» — «Снег под Ленинградом»Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.
За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.
Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.
Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.
Микаэл Леонович Таривердиев
Фото Все
Видео Все
«Микаэл Таривердиев. Игра с судьбой». Документальный фильм
Микаэл Таривердиев / Острова / Телеканал Культура
Микаэл Таривердиев — биография
Микаэл Леонович Таривердиев – советский и российский композитор, автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов и вокальной музыки.
Эстет, романтик, гениальный композитор Микаэл Таривердиев был очень влюбчив. Все его произведения – о любви и о красоте жизни. Большинство фильмов, для которых написаны его сочинения, не имели бы такого успеха, не звучи в них музыка Микаэла Леоновича. Его музыкальные темы и песни звучат в картинах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Адам женится на Еве» и сотне других.
Детство
Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси (тогда ещё Тифлисе). Его родители, армяне по национальности, оба занимали высокие должности. Единственный обласканный ребёнок в семье, он получил хорошее музыкальное образование. Его мать Сатеник (или Сато) Григорьевна с обожанием относилась к сыну и потакала ему во всём. Когда она обнаружила, что ребёнок целыми днями пропадает у соседей ради того, чтобы бренчать на рояле, Сато Григорьевна убедила мужа купить пианино и отдала шестилетнего Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили к профессору Шалве Мшвелидзе. Довольно скоро маленькому музыканту надоело играть гаммы и традиционные сочинения для детей типа «Похороны куклы», сложные пьесы он играть ещё не мог, тогда он стал сочинять собственные. Его поразил процесс записи музыки. Оказалось, что записанная на первом этапе мелодия звучит беднее, чем в голове, но переписанная так, как себе представлял, звучит намного интереснее, чем воображал. К десяти годам он уже написал несколько фортепьянных пьес, гимн для школы и симфонию.
Микаэл Таривердиев в детстве
Кроме музыки, одним из существенных увлечений композитора в детстве было чтение. Поскольку мама ко всему относилась серьёзно, домработнице Марусе было поручено следить за тем, чтобы Микаэл ежедневно упражнялся за инструментом. Ему удавалось всех обманывать – пока Маруся была на кухне, он ставил на пюпитр книгу и, не глядя на пальцы, импровизировал на пианино. Читал он много, поэтому неплохо овладел техникой игры.
Но прежде, чем музыка целиком овладела его жизнью, Таривердиев занимался боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом и плаванием.
С ранних лет он был очень впечатлительным, но его впечатляли какие-то хорошие поэтичные добрые вещи. А такие банальные, как набитые деньгами закрома Госбанка Грузии, где директором служил его отец, не впечатляли. Леона Таривердиева репрессировали в 1937 году. Многих в те годы, вспоминал композитор, забирали куда-то, но это было странно и непонятно. В старинном Тбилисском дворе, где жил Таривердиев, все поддерживали тёплые добрососедские отношения и после чьего-то ареста никто не боялся потом общаться с семьёй «врага народа». Гораздо позже композитор понял какими трагедиями оборачивались все эти аресты и травля. Осознание пришло, когда устроили разгром писателей Ахматовой и его любимого Зощенко.
Микаэл Таривердиев в юности
После ареста отца матери Таривердиева пришлось уволиться с солидной должности заведующей Главного статистического управления и какое-то время прятаться по знакомым. Она устроилась на работу в школу. Денег не хватало, поэтому Микаэл подрабатывал частными уроками музыки.
Войну композитор запомнил прежде всего тем, что многие уходили на фронт, а потом в их семьи приходили похоронки – то из одной, то из другой квартиры раздавался плач. Бомбёжек в Тбилиси почти не было, но по вечерам все обязательно зашторивали, улицы пустели – был комендантский час.
Во время войны в столицу Грузии приехало много эвакуированных артистов из Москвы и Ленинграда. Это очень сильно повлияло на культурный облик Тбилиси. Учеников консерваторской музыкальной школы пропускали везде без билетов. Таривердиев в те годы ходил на спектакли и концерты практически каждый день, ему довелось слушать прекрасную оперную певицу Веру Давыдову, видеть заразительный танец Вахтанга Чабукиани. Первой оперой, на которую попал Таривердиев, была «Травиата» Д. Верди. Сентиментальность её сюжета и красота музыкального ряда, взволновавшие его тогда, наложили впоследствии отпечаток на всё творчество.
Талант композитора высоко ценили все педагоги музыкальной школы и его первые балеты «На берегу» и «Допрос», написанные в тринадцать лет, были предложены к постановке в Тбилисском театре оперы и балета имени Закария Палиашвили. Их поставили Георгий Геловани и Мансур Камалетдинов. Балеты на два года прочно вошли в репертуар театра. К первому успеху Таривердиева в семье отнеслись спокойно, потому что верили в него. Свой первый гонорар он потратил на шляпу.
Юность
После школы Микаэл Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию (в Москву его мать не пустила). Он проучился там всего полтора года, на что были причины. Вышло так, что в консерватории его недолюбливали – считали армянином второго сорта, потому что он особенно не владел армянским языком и неармянскую музыку писал. Впечатлительный юноша почувствовал себя крайне одиноко и вернулся домой. Но в скором времени он отправился в Москву поступать в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
Молодой Микаэл Таривердиев играет на пианино
Конкурс в Гнесинский институт в 1953 году был огромный – двадцать восемь человек на четыре места. Каждому поступающему отводился класс для занятий. Таривердиев виртуозно барабанил по клавишам в предложенном классе, чем привлёк внимание ректора института дирижёра Юрия Муромцева, который трижды заглянул в этот класс. Всякий раз, не представляя с кем разговаривает, Таривердиев требовал закрыть дверь и не мешать. Этот анекдотичный эпизод никак не сказался на его поступлении, в экзаменационной комиссии все единодушно поставили «пятёрку с плюсом». Он был единственный из поступающих, кто получил такую высокую оценку. Арам Ильич Хачатурян, ставший впоследствии наперсником Таривердиева, сразу после экзамена догнал юного композитора на своей шикарной «Победе» и сказал, что тот въехал в институт на белом коне.
Таривердиев стал любимчиком Хачатуряна. В общежитии института был всего один инструмент на восемь человек, поэтому мастер позволил талантливому студенту заниматься на его рояле.
Первый концерт музыки Таривердиева проходил в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной исполняла оперная звезда Зара Долуханова. Автор романсов очень волновался, был счастлив, но на сцену на поклоны выходить отказался. Через неделю тот же состав музыкантов исполнил талантливую композицию дипломника в Большом зале консерватории.
По окончании Гнесинки в 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причём приветствовал его Дмитрий Шостакович.
Жизнь в Москве для студента из Тбилиси оказалась дорогой, во время учёбы Таривердиеву приходилось искать подработку. Его не привлекала фортепианная игра в ресторанах, которой грешили многие гнесинцы, он предпочёл разгружать вагоны на Рижском вокзале. Благодаря такому выбору, на четвёртом курсе он познакомился со студентами ВГИКа, которые помогли ему получить первый заказ на музыку к кинофильму. Так в его биографии появилась новая станица, принесшая ему известность и хорошие гонорары.
Кинокомпозитор
За свою первую композицию для кино Таривердиев денег не взял. Это была курсовая работа студентов ВГИКа Эльдара Шенгелая, Михаила Калика и Эдуарда Абалова «Спасите утопающего». Сочинение Таривердиева исполнили студенты оркестра Гнесинки.
Молодой композитор Микаэл Таривердиев
В настоящем профессиональном кино Таривердиев дебютировал в 1958 году. Его музыка прозвучала в киноповести «Юность наших отцов» только что окончивших ВГИК режиссёров Михаила Калика и Бориса Рыцарева. Композитор постарался показать всё, на что способен, поэтому в фильме звучит и симфонический оркестр, и хор, и соло. Для создания музыки он отправился на съёмки, которые проходили под Москвой и в Сочи. Композиция писалась параллельно со съёмками в гостиничном номере. Приезжая на съёмочную площадку, композитор подсказывал темп движения кинокамеры, чтобы он совпадал с тактом музыки.
Работа над «Юностью наших отцов» очень сдружила Таривердиева с Каликом и для последующих своих фильмов режиссёр всегда заказывал музыку только у своего друга.
Микаэл Таривердиев в творческом процессе
Следующей заметной работой композитора для кино была музыка к фильму «Человек идёт за солнцем» Михаила Калика, вышедшего в 1961 году. Начиная с этого фильма, Таривердиев стал иногда сам исполнять свои песни, благодаря чему его оригинальные мелодии стали узнаваемыми на слух.
Заметную роль музыка Таривердиева сыграла в дипломной работе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» режиссёра Элема Климова, оканчивавшего ВГИК в 1964 году. Она писалась в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко.
Микаэл Таривердиев за работой
В 1968 году Таривердиев написал музыку к будущему многосерийному фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Он тогда работал над саундтреком к фильму «Судьба резидента», но прочитав сценарий Юлиана Семёнова, очень заинтересовался идеей. Вместе с поэтом Робертом Рождественским они создали цикл из 12 песен – по песне на каждую серию фильма, которые должны были звучать перед началом и в конце каждой из серий. Но режиссёр оставила только «Мгновения» и «Песню о далёкой родине», полагая, что не нужно такое обилие песен. Долго искали исполнителя. Пробовали записывать Обозинского, Мулермана, Никитского, Барашкова, уже было утвердили Муслима Магомаева, но неожиданное приглашение звезды в Италию, сорвало план кинематографистов. В конце концов утвердили Иосифа Кобзона, который по просьбе Лиозновой постарался спеть изменённым голосом, чтобы зрители его не узнали. Исполнитель с композитором в течение месяца записали не только две главные композиции, но и другие песни цикла. Теперь слушатели могут отыскать их на канале YouTube.
Эпизод встречи Штирлица с женой Таривердиев вначале озвучил симфонической музыкой, но просмотрев его в монтажной, решил переписать тему в фортепианном исполнении. Когда он дал прослушать музыку Лиозновой, она заплакала.
После выхода «Семнадцати мгновений весны» на телевизионные экраны популярность композитора достигла своего пика. Юрий Андропов лично выдал ему автомобильный пропуск, по которому он мог парковаться где угодно. Таривердиев не преминул этим воспользоваться и залихватски остановил свой автомобиль на Красной площади.
В 1973 году кто-то из недоброжелателей композитора решил поставить под сомнение авторство музыки к шпионскому сериалу и отправил в Союз композиторов телеграмму от имени французского композитора Франсиса Лея, в которой он обвинял Таривердиева в плагиате. Позже выяснилось, что обо всём этом Лей понятия не имел. Репутация советского композитора была восстановлена, но у него после этого появилась неприязнь к публике.
Творчеством Таривердиева Эльдар Рязанов заинтересовался задолго до съёмок легендарной «Иронии судьбы». Песня «На Тихорецкую состав отправится…» звучала в первом спектакле Ролана Быкова на сцене театра МГУ. Рязанов на этапе раздумий над музыкой к своему фильму решил обязательно взять эту песню, а остальные заказать у разных композиторов. Однако, когда он услышал другие песни Таривердиева, написанные по его просьбе, передумал и всю музыкальную палитру комедии доверил ему.
История дорожного происшествия, случившаяся с героем другого культового фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», была подсказана самой жизнью. Такая история случилась с Микаэлом Таривердиевым. Одно время он был страстно влюблён в актрису Людмилу Максакову. 27 мая 1967 года они ехали в его автомобиле по Ленинградскому шоссе и насмерть сбили человека. Было темно. За рулём сидела Максакова, но Таривердиев, не задумываясь, взял вину на себя. Его осудили на два года, но пока велось следствие, эти два года прошли, и после вынесения приговора его выпустили из зала суда. Максакова его бросила, не дождавшись решения судей. Говорят, из-за параллели со своей историей Таривердиев не любил Рязановский фильм.
Композитор Микаэл Таривердиев
В общей сложности композитор написал музыку к 132 фильмам. Среди них были такие привечаемые зрителями фильмы, как: «До свидания, мальчики» (1964 год), «Любить…» (1968 год), «Король-олень» (1969 год), «Ольга Сергеевна» (1975 год), «Адам женится на Еве» (1980 год), «Ученик лекаря» (1983 год), «Летние люди (Дачники)» (1995 год), «Исаев» (2009 год).
Инструментальная и вокальная музыка
Музыка Таривердиева, независимо от жанра, всегда узнаваема с первых тактов, несмотря на то, что он много экспериментировал и всё время что-то в ней менял. Он был несовременным композитором, однако грустные ностальгические интонации задевали и продолжают задевать за живое любого слушателя.
Разносторонний дар композитора нашёл своё отражение в музыке к нескольким спектаклям, четырём балетам, четырём операм, в ряде камерных вокальных циклов, одной симфонии, в создании трёх концертов для органа, двух концертов для скрипки с оркестром и концерте для альта и струнного оркестра.
Камерный театр знаменитого Бориса Покровского в 1974 году начинался именно с оперы Таривердиева «Кто ты?». А его опера-буфф «Граф Калиостро» более пятнадцати лет не сходила с афиш этого театра.
Он много работал с трио «Меридиан» из Иваново, с 1993 по 1996 год был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена», основал и возглавил Гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России.
После Чернобыльских событий композитор, побывав на местах катастрофы, написал симфонию «Чернобыль».
Его романтический концерт для альта и струнного оркестра был записан по заказу альтиста Юрия Башмета.
В последние годы жизни Таривердиев создавал в основном инструментальные произведения. В 1994 году во время отдыха в Ялте он записал своё последнее фортепианное сочинение.
Организации восемнадцати стран присудили автору «Вагончиков» свои премии.
Книга воспоминаний композитора «Я просто живу» вышла уже после его смерти, в 1997 году.
Личная жизнь
Изящный и элегантный, с безупречным поведением по отношению к противоположному полу, Микаэл Таривердиев пользовался большим успехом у женщин. В них он искал «тихой гавани», но часто ошибался.
Композитор был женат несколько раз, но не один брак не длился долго.
Микаэл Таривердиев с первой женой Еленой Андреевой
Со первой супругой, москвичкой Еленой Васильевной Андреевой, Таривердиев встретился в филармонии. Она к тому времени уже была солисткой, а он только окончил институт. Поначалу их объединяла только музыка, но постепенно возникло чувство. В 1958 году они поженились и стали жить с родителями Елены в небольшой комнатёнке, служившей прежде ванной.
В 1960 году у них родился единственный для обоих ребёнок – сын Карен. Через два года семья переехала в отдельную квартиру, но это не способствовало укреплению отношений супругов. Любвеобильный Микаэл постоянно заводил амурные интриги и в конце концов ушёл из семьи с одним чемоданом.
Микаэл Таривердиев с сыном Кареном
Семь лет успешный композитор снимал жильё и прекрасно, по его утверждению, жил один, пока не случился страстный роман с красавицей актрисой Людмилой Максаковой. Трагический эпизод с аварией на Ленинградском шоссе оборвал эти отношения. Причины разрыва трактуют по-разному. В одном лишь сын композитора был уверен, что все эти события подорвали здоровье его отца – у Таривердиева тогда возникли проблемы с сердцем. Потому так рано он и ушёл из жизни.
Микаэл Таривердиев с Людмилой Максаковой
После криминальной истории и разрыва с Максаковой Таривердиев решил остепениться и женился на театральной художнице Элеоноре Петровне Маклаковой. Она была тихим и домашним человеком. Однако влюбчивый композитор не удержался и стал снова пополнять свой донжуанский список. В Москве ходили разговоры о его романе с исполнительницей романсов Галиной Бесединой. Но певица это отрицала, говоря о том, что их союз был исключительно творческим. Элеонора не стала вникать в подробности, психанула и подала на развод.
Микаэл Таривердиев и Зара Долуханова
В 1983 году Микаэл Леонович познакомился с журналисткой Верой Гориславовной Колосовой, которая была на двадцать лет моложе его. Музыковед по специальности, она пришла к знаменитому композитору по заданию газеты «Советская культура» с просьбой написать статью о Родионе Щедрине, с которым Таривердиев крепко дружил. Он стал за ней галантно ухаживать, и она не устояла, несмотря на то, что была замужем и растила сына. Чтобы скрыть их роман от её мужа, Таривердиев даже специально завел роман с ещё одной женщиной. Вера стала единственным человеком, к которому он привязался надолго. Со временем он усыновил её Василия. Карен, с которым композитор не переставал поддерживать отношения, в свою очередь нашёл общий язык со своей новой мачехой. Он вспоминал, что Вера Гориславовна, даже спустя тринадцать лет совместной жизни продолжала уважительно обращаться к его отцу на «вы».
Микаэл Таривердиев с Верой
Из взрослых увлечений Таривердиева самыми удивительными были его предпочтения в спорте. Микаэл Леонович занимался верховой ездой, боксом, виндсерфингом и водил катер. Своё 50-летие он отмечал вдвоём с Родионом Щедриным. Друзья в тот день ушли на серфы в районе Сухуми, в километре от берега сложили паруса и распили по бутылочке коньяка.
Сын Таривердиева окончил военное училище и стал офицером спецназа. Он прошёл Афганскую войну, несколько раз был тяжело ранен, награждён тремя орденами и несколькими медалями. После вывода войск из Афганистана он продолжил службу в Старом Крыму, потом в Германии. Карен закончил служить в 1994 году в Чучковской бригаде спецназа. На «гражданке» он выбрал профессию журналиста, печатался в различных центральных изданиях – делился воспоминаниями о войне. Он умер в июле 2014 года.
Смерть
Микаэл Леонович умер внезапно во время кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Это произошло 25 июля 1996 года, за три недели до его 65-летия.
Он похоронен на Армянском кладбище Москвы.
Могила Микаэла Таривердиева
В 1998 году «Кинотавр» учредил премию имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму.