Микрофон что это кратко
Принцип работы микрофона
Многие важнейшие изобретения человечества, создаваемые для передачи звука на расстояние, будь то радио или телефон, не могли обойтись без устройства для приема звуковых волн. Изобретение микрофона было необходимо на столько, что он изобретался одновременно в разных частях планеты. И до сих пор до конца не ясно, кого же из ученных можно назвать родоначальником устройства. Сегодня устройства используются практически во всех сферах жизни, начиная от сложных исследований космоса, заканчивая разговором не о чем двух домохозяек по телефону. При этом мало кто задумывается, как выглядит это, казалось бы, нехитрое устройство изнутри.
Принцип работы микрофона
Задача микрофона – преобразование звуковых волн в электрические импульсы. Они записываются на носители, и после этого, благодаря специальным программам, снова преобразуются в звук, давая возможность прослушать записанное. Что бы звукозапись стала возможна, применяются различные типы микрофонов. Самые простейшие их них работают по принципу барабанной перепонки. Колебания воздуха, создаваемые звуком, вызывают вибрацию тонкой пленки, установленной внутри устройства. Эта диафрагма, в свою очередь, двигает индукционную катушку, намотанную вокруг постоянного магнита, то есть находящуюся в постоянном магнитном поле.
За счет этого движения в катушке появляются электрические импульсы, которые и уходят по проводам на звукозаписывающее устройство. Длина и интенсивность импульса напрямую зависит от громкости и времени воздействия звуковых волн на мембрану.
Внимание! Существуют и гораздо более сложные виды таких устройств, для которых используются микросхемы и дополнительные источники питания. Качество звука, получаемого при использовании более совершенных технологий, во много раз превышает возможности простейших динамических микрофонов.
Конструкция микрофона
Самыми распространение и широко применяемые, работают следующим образом:
Какие бывают микрофоны
Помимо наиболее распространенных динамических и конденсаторных микрофонов, существуют и другие виды.
За счет сложности конструкции, дороговизны производства или не достаточных качественных показателей, они менее распространены. К ним относят угольные (Микрофон Юза), оптоакустический, пьезоэлектрические и другие, в основном применяемые в очень узконаправленных научных экспериментах. Красивая мелодия, звучащая в плеере, голос любимого человека, которого нет рядом — все это было бы невозможно без маленького помощника, умеющего создавать из звука поток электронов в проводах.
10 типов микрофонов
Звук удивительная вещь. Всё что мы слышим — это изменение давления воздуха вокруг нас. Нужно заметить, что воздух передает эти изменения давления так хорошо и так точно на большие расстояния. Первый микрофон представлял из себя металлическую диафрагму, которая крепилась к игле, игла с другой стороны была прикреплена к фольге. Перепады давления воздуха при разговоре перемещали диафрагму, которая перемещала иглу, а та оставляла отметки на фольге-пленке. Когда пленку проигрывали, то другая игла «спотыкалась» об отметины, оставленные записывающей иглой ранее и таким образом через диафрагму повторяла записанный ранее звук.
Все современные микрофоны делают тоже самое, но переводят вибрации уже в электронный и даже цифровой вид, а не механические вибрации. Микрофон берет различные вибрации воздуха и конвертирует их в электрические сигналы. Есть несколько способов-технологий, которые используются для этой конверсии.
Жидкостные микрофоны
Были изобретены Александром Грэмомом Беллом и Томасом Уотсоном. Были одними из первых работающих микрофонов и стали предшественниками конденсаторных микрофонов. Ранние жидкостные микрофоны использовали металлическую чашку, наполненную водой или кислотным растовром. Мембрана была помещена над чашкой с иглой на приемной стороне диафрагмы. Звуковые колебания заставляли иглу перемещаться в воде. Небольшой электрический ток пропускали через иглу. Конечно, такая схема микрофона была мало эффективна, но на тот момент она была одной из первых.
Углеродные (карбоновые) микрофоны
Старейший и самый простой микрофон, в котором использовалась угольная пыль. Эти микрофоны использовались в первых телефонах и даже используются в некоторых устройствах и сейчас. Угольная пыль взаимодействует с тонкой металлической или пластиковой мембраной с одной стороны. Когда звуковые колебания ударяют диафрагму, они сжимают угольную пыль (изменяется площадь контакта между отдельными фракциями угольной пыли), которая изменяет сопротивление между металлическими пластинами. Если пропускать между пластинами постоянный ток, напряжение между пластинами будет зависеть от давления на мембрану.
Волоконно-оптический микрофон
Воолоконно-оптический микрофон, можно сказать что это даже цела система, которая использует супер-тонкие нити стекловолокна для передачи информации, вместо традиционных металлических проводов. Волоконно-оптические микрофоны могут быть очень маленькими и могут использоваться в оборудовании, которое очень чуствительно к электрическому току, радиочастотным помехам. В них не используются металлические части. Луч света от лазерного источника направляется по оптоволокну и освещает мембрану микрофона. При колебаниях мембраны световой поток модулируется (по интенсивности) и идет по второму оптоволокну на фотодиод, который преобразует сигнал в переменный ток. В данном случае не происходит преобразование колебаний мембраны непосредственно в электрический сигнал как в обычных микрофонах.
Динамический микрофон
В нем используется принцип движения магнита внутри катушки-проволки. Диафрагма здесь перемещает магнит или катушку, которая создает небольшой ток.
Были созданы А.Блюмлайном в 1930-х гг. на фирме EMI, с 1936 модель такого микрофона HB1A начала применяться в звукозаписи. Позднее после войны с появлением мощных постоянных магнитов начался их промышленный выпуск на фирмах AKG, Neumann.
Электретный (пленочный) микрофон
Электретные микрофоны являются одними из самых широко используемых микрофонов. Потому что они дешевы и относительно просты, электретные микрофоны используются в мобильных телефонах, компьютерах, гарнитурах и т.д. Электретный микрофон является одним из видов конденсаторных микрофонов, здесь внешний заряд заменяется электретным (диэлектрик, например тефлон) материалом, который по определению находится в постоянном состоянии электрической поляризации. Созданы Сесслером и Вестом в 1962 г. на фирме Bell Labs.
Ленточный микрофон
В нем тонкая лента, обычно алюминий, дюралалюминий или нанопленка подвешена в магнитном поле. При звуковых колебаниях пленка начинает двигаться в магнитном поле, между полюсами постоянных магнитов, при этом в ней появлялся переменный электрический ток. Создан Г.Олсоном примерно в 1930 году. Первый промышленный образец (RCA PB-31) появился в 1942 в компании RCA. Чуть позднее другие компании стали делать лентоные микрофоны (BBC-Marconi Type A и ST&C Coles 4038).
Лазерный микрофон
Конденсаторный микрофон
Конденсаторные микрофоны составляют основную долю в выпуске и широко используются в звукозаписи, радиовещании, телевидении.
Принцип их устройства – это плоский конденсатор, состоящий из двух обкладок. Из них внешняя, обращенная к источнику звука и выполнена в виде тонкой круглой металлизированной изнутри диафрагмы, скрепленной по окружности с кольцом из диэлектрика. Второй обкладкой конденсатора служит массивное металлическое основание. Обкладки располагаются на малом друг от друга расстоянии, образуя таким образом плоский конденсатор. Последний соединяется через нагрузочное сопротивление с источником постоянного поляризующего напряжения. Под воздействием звукового давления диафрагма совершает колебания. При этом расстояние между пластинами конденсатора изменяется, соответственно изменяется и его емкость, возрастая при сближении пластин и уменьшаясь при удалении.
Конденсаторные микрофоны имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать в студийной практике. К числу основных можно отнести следующие: низкий уровень переходных искажений (из-за малой массы диафрагмы), широкий частотный диапазон, малая чувствительность к магнитным помехам.
Однако они обладают меньшей механической и климатической стойкостью, чем динамические микрофоны, требуют дополнительного напряжения поляризации и имеют более высокую стоимость.
Кардиоидный микрофон Если вы ищете для записи звука, который находится перед и по бокам микрофона — но не позади него — кардиоидный микрофон для вас. Самый чуствительный участок усиления для кардиоиды получается в форме сердца (отсюда и название), с высокой чувствительностью, расположенной прямо перед микрофоном, и чуть менее по бокам. Из-за этого, кардиоидные микрофоны идеально подходят для записи живых выступлений, не захватывая слишком много шума толпы, и многие ручные микрофоны, используемые для усиления вокала являются кардиоидных микрофоны.
Пьезоэлектрические микрофоны (кристаллические микрофоны)
Для преобразования звуковых колебаний в электрические используется также пьезоэлектрический эффект, выражающийся в том, что при деформации некоторых кристаллов на их поверхности возникают электрические заряды, величина которых пропорциональна деформирующей силе. Наибольшим пьезоэффектом обладают кристаллы сегнетовой соли. Вырезанные особым образом пластинки из искусственно выращенных таких кристаллов и служат основным рабочим элементом пьезомпкро-фонов. По своим электроакустическим и эксплуатационным свойствам пьезомикрофоны не могут обеспечить требований, предъявляемых к профессиональным студийным и трансляционным микрофонам. Однако такие их достоинства, как простота устройства, малый вес и габариты, а также небольшая стоимость, определили их применение в любительских устройствах и некоторых типах промышленной недорогой аппаратуры.
Подразделение микрофонов
Как же их классифицируют? Есть три основных признака:
Первый признак определяет одну из главных характеристик устройства – характеристику направленности. Это зависимость его чувствительности на определенной частоте от угла падения звуковых волн.
По типу преобразователя микрофоны можно разделить на электромагнитные, динамические, электростатические, угольные и пьезоэлектрические. В профессиональных моделях применяются электростатические и динамические преобразователи.
Современные микрофоны и их применение
Эти устройства есть везде: в телефонах, в планшетах, в плеерах, в диктофонах, в фотоаппаратах и видеокамерах. Но есть и микрофоны другого рода.
Эстрадные
Данный тип создавался для сцены. В сознании зрителя эстрада ассоциируется с ручным микрофоном, который имеет рукоять и капсюль, защищенный сеткой. Да, в большинстве случаев дизайн именно такой. Ведь он отлично фиксируется в держателях. К тому же можно легко подобрать сменную сетку для ветрозащиты.
Можно разделить данный тип еще на беспроводные и проводные. Что такое микрофон беспроводного типа? Это устройство со встроенным адаптером связи, работающее на аккумуляторе.
Что говорят пользователи об эстрадных микрофонах? Отзывы разные, но сходятся они в том, что нужно выбирать модели подороже.
Студийные
Широкое применение в телевидении получили маленькие беспроводные микрофоны-петлички. Но также часто используют и ручные устройства, головные гарнитуры. В передачах можно заметить и настольные микрофоны, имеющие плоскую форму. Они почти незаметны на столах дикторов. Их главная задача состоит в фиксации всех звуков над столом.
Микрофоны для музыкальных студий
В данной категории можно также выделить определенные типы: вокальные, речевые и инструментальные. Выглядеть они могут по-разному. Речевые и вокальные между собой обычно похожи. Их можно монтировать на стойки в специальные держатели. Инструментальный тип внешне походит и на сценические, и на студийные. Их особенность – способность воспринимать нюансы и детали звука и высокая сопротивляемость сильному звуковому давлению. Для этого в них встроен аттенюатор, снижающий риск перегрузки устройства.
Микрофоны для компьютера
Что такое компьютерный микрофон – знают все. Это чаще всего недорогое устройство, которое используется для связи через различные программы. Их характеристики не впечатляют, но пользователям многого и не нужно. Выполняются они в виде гарнитур. Часто встраиваются в веб-камеры для удобства видеосвязи.
Разделение по принципу действия подразумевает две разновидности устройств: конденсаторные и динамические. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, а также сферы применения.
Конденсаторный тип микрофонов
У таких устройств за преобразование звука в электрические сигналы отвечает, как нетрудно догадаться, конденсатор. Одна его обкладка является неподвижной, а вторая служит мембраной и под воздействием звука приходит в движение.
Этому типу микрофонов необходимо дополнительное питание, называемое фантомным. Существуют модели, в которых для этого используются батарейки.
Динамические микрофоны
В таких устройствах основным элементом, отвечающим за преобразование, является маленький динамик. Звуковые волны вынуждают колебаться мембрану с катушечным микрофоном, который помещен в постоянное магнитное поле. Помимо катушечных, есть ленточные микрофоны. Их обычно используют в студиях. Катушка в них заменена на гофрированную ленту из фольги.
Дополнительного питания динамические устройства не требуют. Они более надежны и не чувствительны к температурным перепадам. Но качество звука уступает конденсаторным.
Советы по выбору микрофона
Прежде всего нужно понять, что универсальных устройств не бывает. Конечно, если выбирается компьютерный микрофон, значения не имеет, какую модель выбрать. Но даже тут не следует выбирать самые дешевые экземпляры.
Приобретать микрофон нужно только под определенные задачи. К примеру, если необходимо записывать партии на барабанах, то необходим не один, а несколько устройств инструментального типа, которые готовы к серьезному давлению звука. Если нужно записать вокал, то хватит одного студийного вокального микрофона хорошего качества. В общем, для любой цели следует выбирать специальное устройство.
В лучшем случае покупатель переплатит, если ошибется, так как придется докупать дополнительное оборудование, если качество звука будет недостаточно хорошим. Ну а если выбран не тот тип микрофона, то в определенных условиях он будет работать не так, как положено. Тут не только денежные потери, но и временные.
Микрофон
Микрофо́н (от греч. μικρός — маленький, φωνη — звук) — электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока, устройство ввода. Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются во многих устройствах, таких как телефоны и магнитофоны, в звукозаписи и видеозаписи, на радио и телевидении, для радиосвязи, а также для ультразвукового контроля и измерения.
Содержание
История
Вначале наибольшее распространение получил угольный микрофон Эдисона, об изобретении которого также независимо заявляли Г.Махальский в 1878 и П. М. Голубицкий в 1883. Угольный микрофон до сих пор используется в аппаратах аналоговой телефонии. Действие его основывается на изменении сопротивления между зёрнами угольного порошка при изменении давления на их совокупность.
Конденсаторный микрофон был изобретён американским учёным Э. Венте в 1917 году. В нём звук воздействует на тонкую металлическую мембрану, изменяя расстояние между мембраной и металлическим корпусом. Тем самым образуемый мембраной и корпусом конденсатор меняет ёмкость. Если подвести к пластинам постоянное напряжение, изменение ёмкости вызовет ток через конденсатор, тем самым образуя электрический сигнал во внешней цепи.
Более массовыми стали динамические микрофоны, отличающиеся от угольных гораздо лучшей линейностью характеристик и хорошими частотными свойствами, а от конденсаторных — более приемлемыми электрическими свойствами.
Первым динамическим микрофоном стал изобретённый в 1924 году немецкими учёными Э. Герлахом и В. Шоттки электродинамический микрофон ленточного типа. Они расположили в магнитном поле гофрированную ленточку из очень тонкой (ок. 2 мкм) алюминиевой фольги. Такие микрофоны до сих пор применяются в студийной записи благодаря чрезвычайно высоким частотным характеристикам, однако их чувствительность невелика, выходное сопротивление очень мало (доли Ома), что значительно осложняло проектирование усилителей. Кроме того, достаточная чувствительность достижима только при значительной площади ленточки (а значит, и размерах магнита), в результате такие микрофоны имеют большие размеры и массу по сравнению со всеми остальными типами.
Пьезоэлектрический микрофон, сконструированный советскими учёными С. Н. Ржевкиным и А. И. Яковлевым в 1925 году, имеет в качестве датчика звукового давления пластинку из вещества, обладающего пьезоэлектрическими свойствами. Работа в качестве датчика давления позволила создать первые гидрофоны и записать сверхнизкочастотные звуки, характерные для морских обитателей.
В 1931 году американские учёные Э. Венте и А. Терас изобрели динамический микрофон с катушкой, приклеенной к тонкой мембране из полистирола или фольги. В отличие от ленточного, он имел существенно более высокое выходное сопротивление (десятки Ом и сотни кило Ом), мог быть изготовлен в меньших размерах и является обратимым.
Совершенствование характеристик именно этих микрофонов, в сочетании с совершенствованием звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры, позволило развиться индустрии звукозаписи. Создание малых по размеру (даже несмотря на массу постоянного магнита, необходимого для работы микрофона), а также чрезвычайно чувствительных и узконаправленных динамических микрофонов в заметной степени изменило представление о приватности и породило ряд изменений в законодательстве (в частности, о применении подслушивающих устройств).
Тогда же разработанные электромагнитные микрофоны, в отличие от электродинамических, имеют закреплённый на мембране постоянный магнит и неподвижную катушку. Благодаря отсутствию жёстких требований к массе катушки (характерном для динамических микрофонов) такие микрофоны делались высокоомными, а также порой имели многоотводные катушки, что делало их более универсальными. Такие микрофоны, наряду с пьезоэлектрическими, позволили создать эффективные слуховые аппараты, а также ларингофоны.
Электретный микрофон, изобретённый японским учёным Ёгути в начале 20-х гг. XX века по принципу действия и конструкции близок к конденсаторному, однако в качестве неподвижной обкладки конденсатора и источника постоянного напряжения выступает пластина из электрета. Долгое время такие микрофоны были относительно дороги, а их очень высокое выходное сопротивление (как и конденсаторных, единицы мегаОм и выше) заставляло применять исключительно ламповые схемы.
Создание полевых транзисторов привело к появлению чрезвычайно эффективных, миниатюрных и лёгких электретных микрофонов, совмещённых с собранным в том же корпусе предусилителем на полевом транзисторе.
Эволюция микрофона — как появилась звукозапись?
Содержание
Содержание
В 1665 году английский физик Роберт Гук создал самый примитивный «микрофон» из нитки и двух стаканчиков. Если завтра все микрофоны вдруг выйдут из строя, не будет больше телефона, скайпа, ютуба, тв, радио и музыки, а все кино вновь станет немым. Как мир пришел к такой зависимости от микрофонов, как они развивались и что будет дальше?
Первые прототипы
1861 год — немецкий физик Йохан Филипп Райс изобрел звуковой передатчик.
В нем закрепленная на мембране металлическая игла касалась второго контакта, замыкая цепь при вибрации от звуковых волн. Чуть позже американский изобретатель Илайша Грэй создал жидкостный передатчик. В нем диафрагма была прикреплена к подвижной игле, погруженной в кислотный раствор. Игла соприкасалась со проводящим контактом, вибрации от звука меняли сопротивление в цепи, и звуковые волны преобразовывались в электричество.
В 1876 году Александр Белл создает похожее устройство и произносит в него первые слова по только что изобретенному телефону. Год спустя изобретатель граммофона Эмиль Берлинер довел конструкцию до ума, сделав звук сильнее и чище. Именно Берлинера считают отцом первого микрофона. К слову, Белл выкупил его патент и устроил на работу в свою Bell Telephone Company главным инженером по телефонной технике.
1878 год — Дэвид Эдвард Хьюз создал угольный микрофон.
В нем графитовая пыль, зажатая между двух мембран, меняла сопротивление цепи под воздействием колебаний от звуковых волн. Хьюз также по-своему определил слово «микрофон»: на свой девайс он ставил банку с жуками, их шуршание усиливалось примитивным усилителем. Газеты писали, что микрофон работает со звуком так же, как микроскоп со светом.
Новейший девайс не отличался идеальным звуком, по современным стандартам ловил много шумов и уйму искажений. Томас Эдисон модифицировал угольный микрофон, применив вместо пыли графитовые гранулы. Благодаря своей простоте устройство оказалось крайне надежным и нашло самое широкое применение от телефонов до радио и электрофонографов, появившихся позднее. Угольные микрофоны ставились в трубки стационарных телефонов вплоть до 70-80-х годов прошлого века.
Эра радио
1916 год — сотрудник Bell Laboratories изобретатель Е. С. Венте изобрел прототип конденсаторного микрофона.
Новое устройство, как и старые, использовало две мембраны, но вместо графитовых гранул между ними была пустота. Таким образом получался конденсатор. Движущаяся мембрана за счет колебаний от звуковых волн меняла емкость конденсатора, а, значит, и напряжение проходящего через него электричества. Пока что это был лишь прототип. Первый по-настоящему коммерчески успешный конденсаторный микрофон Neumann CMV3 (прозванный бутылкой за свою форму) в 1928 году создал Георг Нойман, основатель одноименной компании. Конденсаторные микрофоны звучат очень чисто и широко применяются для записи вокала и акустических инструментов.
1924 год — немецкие ученые Вальтер Штотки и Эрвин Герлах изобрели прототип ленточного микрофона.
В нем токопроводящая лента, колеблясь в магнитном поле, работает как диафрагма и генерирует небольшой электрический сигнал, который затем многократно усиливается. Спустя несколько лет появились достаточно мощные магниты, позволившие изобретению стать коммерчески успешным. Компания RCA выпускает ленточные PB-31 и PB-17 для радиотрансляций. Ленточные микрофоны до сих пор используются в студиях звукозаписи.
1931 год — компания Western Electric выпускает первый динамический микрофон.
Он назван 618 Electrodynamic Transmitter. Изобретатели Эдвард Венте и Альберт Турас крепят к полистироловой диафрагме катушку из тончайшей проволоки. Вместе с диафрагмой она колеблется в магнитном поле витиеватого вида магнита. Благодаря электромагнитной индукции в катушке возникает электричество. Динамические микрофоны стали важной частью звукозаписи. Модели типа Shure SM57 и SM58 стали культовыми среди гитаристов и вокалистов всего мира благодаря отличному звуку и надежности, граничащей с неразрушимостью.
1941 год — инженер компании RCA Гарри Олсон получил патент на микрофон-пушку (shotgun microphone).
Такие устройства имеют вытянутую форму и выглядят как длинная трубка. Половина этой трубки — сам микрофон, вторая половина — специальная сетка, которая не дает звуку проникать с боков устройства. Таким образом получается крайне узконаправленный микрофон, ловящий звук в небольшой области, на которую нацелен. Дизайн нашел большое применение в кинематографе и телевидении.
Эра транзистора
1957 год — инженер Раймонд Литке получает патент на первый беспроводной микрофон.
Он создан для ТВ, радио и концертных выступлений. Первые прототипы появились чуть раньше: компания Shure представила свою модель беспроводного микрофона Vagabond 88 за 5 лет до этого, а Sennheiser выпустила свой Microport одновременно с Литке.
1964 год — исследователи Bell Laboratories Джеймс Вест и Герхард Сесслер получают патент на электретный микрофон.
По принципу работы устройство похоже на конденсаторный микрофон, но неподвижная диафрагма сделана из электретного материала и держит требуемый фиксированный заряд между пластинами. Это значит, что, в отличие от конденсаторных микрофонов, новинке не нужно дополнительное питание. Первые прототипы были созданы еще в начале века японским ученым Йогучи. Правда, в начале века еще не было электретных материалов, способных долго удерживать заряд, но к 1964 году это изобретение полностью меняет мир акустики. Электретный микрофон ловит звук достаточно точно и аккуратно, при этом обладает небольшими размерами и стоит копейки. Сегодня почти любой дешевый микрофон на рынке является электретным. Производится более миллиарда таких устройств ежегодно.
1966 год — выпущен первый коммерческий микрофон с фантомным питанием +48V.
Стандарт разработан компаниями Neumann и NRK (Норвежской Вещательной Корпорацией). До этого конденсаторные микрофоны подключались с помощью специальных шнуров в предусилитель, снабжающий их радиосхемы электричеством и усиливающий сигнал. Теперь же стало возможным подключать микрофоны стандартным кабелем XLR, что упростило коммутацию в студиях и на сценах. Neumann сразу же выпускают первый в мире микрофон с фантомным питанием KM 84.
1973 год — Neumann выпускает манекен головы с микрофонами для бинауральной записи KU80.
Трудно представить, но до 60-х годов большинство записей делались в моно, и даже с появлением стереозаписи дело не менялось вплоть до 70-х. Когда же публика осознала достоинства стерео, возник интерес и к бинауральному аудио. Для его записи нужна искусственная голова с микрофонами в ушах, чтобы записываемый звук отражался от нее и вел себя в ушных раковинах так же, как это происходит со среднестатистическим человеком. Результат можно оценить только в наушниках, поэтому интерес к такому виду звукозаписи возник лишь в последнее время вместе с тем, как наушники стали способом прослушивания аудио номер один. Сегодня на ютубе можно найти множество бинауральных записей от прогулок по городу до АСМР.
1983 год — Sennheiser изобретает первый петличный микрофон-клипсу MKE 40.
Он крепится к одежде и за счет узкой направленности ловит мало посторонних звуков, поэтому сразу завоевывает признание у журналистов, актеров и музыкантов.
Цифровая эра
2002 год — появляется первый на рынке микрофон типа MEMS (микрофонная электромеханическая система).
Как и в случае с электретной моделью, MEMS изобрели задолго до появления на рынке — в 1983 году инженеры Д. Хом и Г. Сесслер. Это миниатюрные микрофоны размером с радиоэлемент на печатной плате. Причем устройство содержит не только мембрану, но и предусилитель с аналого-цифровым конвертером, поэтому может сразу выводить звук в нулях и единицах. Такой модуль нашел широкое применение в современных гаджетах.
2003 год — первый на рынке студийный цифровой микрофон Neumann Solution-D D-01.
Он самостоятельно преобразует звук в цифровой сигнал, в результате — меньше паразитных шумов и более широкий динамический диапазон. Цифровые микрофоны кинулись захватывать мир и в следующее десятилетие перешли из разряда студийных устройств в потребительский сегмент. Современные USB-микрофоны качественно записывают голос или акустический инструмент с минимумом приложенных усилий и затрат.
2016 год — Sennheiser выпускает микрофон для записи 360-градусного аудио в формате Ambisonic — Ambeo VR Mic.
Появляются и похожие микрофоны от других производителей — Rode NT-SF, Zoom H3-VR и так далее. Они записывают аудио в четырех направлениях, то есть к обычному стерео прибавляются еще два канала по вертикали. Что еще интереснее, в комплекте к таким микрофонам идет плагин, позволяющий при обработке задавать направление звука — так же, как при съемке 360-градусных видео. Кроме того, одним кликом мыши можно задать любой формат аудио при постпродакшене от стерео до 9.1, что невероятно полезно для кино и игр, особенно в VR.
Рынок студийных микрофонов для музыкальной индустрии очень консервативен, каждая культовая модель обладает своим характером, областью применения и навсегда остается актуальной. Поэтому современные артисты могут записываться в аутентичные Telefunken U47 пятидесятых годов выпуска. Новые знаковые модели появляются редко, потому что в довольно простой конструкции таких устройств сложно сделать что-то кардинально новое.
В то же время кино- и игровая индустрия, и даже видеоблоггинг активно осваивают новые технологии и экспериментируют с 3D-аудио. Поэтому в последнее время появляется множество новинок для бинауральной записи и 360-градусного аудио.
- На что способна ока
- Как и чем отполировать лобовое стекло автомобиля своими руками