Микстура с магнезией для грудничка для чего назначают
Применение магнезии сульфата антенатально и кардиореспираторные исходы у недоношенных новорожденных
Цель
Магнезия в антенатальном периоде используется по множеству акушерских показаний, включая фетальную нейропротекцию. Новорожденные от матерей, пролеченных магнезией антенатально, могут иметь риск угнетения дыхания и реанимационных мероприятий в пределах родовой палаты после рождения. Целью исследования было сравнить риск острых кардиореспираторных исходов среди недоношенных новорожденных, которые были подвергнуты действию магнезии антенатально и тех, которые такого воздействия не имели.
Ход исследования
Это был ретроспективный анализ проспективных данных, собранных из базы данных Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development Neonatal Research Network’s Generic Database от 1 апреля 2011 до 31 марта 2012. Первичным исходом была интубация в родовом зале или вспомогательная искусственная вентиляция легких при рождении или в первый день жизни. Вторичными исходами были инвазивная механическая вентиляция легких, лечение гипотензии, неонатальная заболеваемость и смертность. Логистический регрессионный анализ оценивал риск первичных исходов после корректировки для ковариат.
Результаты
Заключение
Среди недоношенных новорожденных, рождённых в сроке менее 29 недель, применение антенатально магнезии сульфата не было ассоциировано с повышением неблагоприятных кардиореспираторных исходов в ранний период новорожденности. Безопасность магнезии антенатально, определенная как необходимость интубации в родовом зале или вспомогательной вентиляции легких в 1 день жизни, была сравнима между группами.
Ключевые слова
антенатальное применение магнезии, СИПАП-терапия, реанимация новорожденных, недоношенный ребенок
Antenatal magnesium sulfate exposure and acute cardiorespiratory events in preterm infants
Lilia C. De Jesus, MD, Beena G. Sood, MD, MS, Seetha Shankaran, MD, Douglas Kendrick, MStat, Abhik Das, PhD, Edward F. Bell, MD, Barbara J. Stoll, MD, Abbot R. Laptook, MD, Michele C. Walsh, MD, MS, Waldemar A. Carlo, MD, Pablo J. Sanchez, MD, Krisa P. Van Meurs, MD, Rebecca Bara, RN, Ellen C. Hale, RN, BS, Nancy S. Newman, RN, M. Bethany Ball, BS, CCRC, Rosemary D. Higgins, MD for the Eunice Kennedy Shriver National Institute of Health and Human Development Neonatal Research Network
American Journal of Obstetrics & Gynecology
January 2015Volume 212, Issue 1, Pages 94.e1–94.e7
Key words: antenatal magnesium, nasal continuous positive airway pressure, neonatal resuscitation, preterm infants
Для чего детям назначают Магне В6?
Нехватка в организме любого микроэлемента или другого полезного вещества всегда сказывается на самочувствии и функционировании определенных органов. Особенно чувствительны к этому дети, нервная система которых не сформирована окончательно. К элементам, необходимым для поддержания вещественного обмена, относятся магний и B6-витамин. Они отвечают за сокращение мускулатуры, передачу нервных импульсов и усвоение кальция.
Почему магний и B6 важны для детей?
Магний и Б6 невероятно важны для всех детей. В норме малыши должны получать микроэлемент в достаточном количестве:
Магний вместе с Б6 у детей способствует нормальной работе всех клеток. Вещества нужны для многочисленных процессов обмена, протекающих на клеточном уровне. Особенно они важны для работы ЦНС и опорно-двигательной системы.
В детстве нервная система только формируется и совершенствуется, поэтому любой врач вам ответит, для чего детям нужен магний и Б6. Без них ребенок будет развиваться не так быстро, как должен.
Признаки нехватки магния и B6 у детей
Многие дети до 10 лет страдают от нехватки магния, который трудно восполнить обычными продуктами питания. Всасывание микроэлемента ухудшается употреблением животных жиров, кальция и газировки. Нехватка магния и B6 у детей после 1 года проявляется следующими признаками:
Малыши до 1,5 года из-за нехватки магния могут ходить на носках, в ногах возникают судороги, а также у них могут происходить приступы паники.
Особенно важен Магний Б6 детям в стрессовых ситуациях, например, при адаптации к детскому саду в 2-3 года или при попадании в первый класс в 7 лет.
Дозировка Магния B6
Какой Магний Б6 лучше давать ребенку, поговорите с педиатром. Годовалым детям может подойти один препарат, а малышам 7-10 лет может потребоваться совершенно другой. Выпускается лекарство в двух формах: таблетки и раствор.
Существуют обычные таблетки и Магний B6 Форте, которые отличаются более высокой концентрацией активного компонента. Определять дозировку должен опытный врач-педиатр, так как она всегда зависит от возраста и типа препарата:
Иногда педиатры прописывают Магний Б6 и аналоги даже малышам в 2-4 месяца, но в этом случае препарат должна употреблять кормящая грудью мама. Через грудное молоко полезные компоненты попадут в организм грудничка.
Побочные влияния с противопоказаниями
Зачем детям назначают Магний Б6 и в каких дозировках теперь понятно, но еще осталось разобраться с противопоказаниями. Иногда у малышей до 4-5 лет проявляются аллергические реакции, тошнота и рвота, а также возможны запоры и вздутия. Особенно неприятно это в случае с грудничками до 9-10 месяцев.
Проявляться эти неприятные симптомы могут в случае почечной недостаточности и при других нарушениях, поэтому доверять назначения Магния Б6 детям до 7-10 лет лучше хорошим педиатрам.
Снизить всасывание препарата у детей могут комплексы с содержанием фосфатов и кальция. В связи с этим их нужно назначать с определенным интервалом, иначе Магний и Б6 не успеют усвоиться. Оболочка таблеток содержит сахарозу, поэтому они не подходят детям с диабетом. В этом случае лучше подойдет раствор (особенно это касается детей младше 2 лет).
Мнение эксперта
Врач-педиатр высшей категории
Невропатологи любят назначать детям магний сначала в жидком виде, а потом переходят на таблетированные формы. Если говорить про нехватку магния и дозировку, лучше это делать индивидуально, с учетом всех жалоб и показаний.
Магний принимает участие в энергетическом обмене клеток, правильном регулировании обменных процессов, для снятия возбудимости нервной системы у детей. Магний работает вместе с кальцием, это основа опорно-двигательной системы, и эти элементы должны быть в балансе. Тогда ребенок будет активен и правильно развиваться. Все витамины группы Б нужны для полноценной работы мозга и нервной системы, помогают организму получать энергию из углеводов, белков и жиров, которые мы едим. Также элементы группы Б необходимы для иммунной и пищеварительной систем, для здоровых волос и кожи.
И очень ценно, что сейчас современные комплексы микроэлементов позволяют беременным и кормящим женщинам восстановить правильный баланс микроэлементам и улучшить и свое состояние, и ребенка.
Кальций, магний, кремний, медь, железо, цинк, йод, калий, фосфор и другие элементы очень важны и играют большую роль в построении клеток. Поэтому важно, чтобы ребенок питался правильно и разносторонне.
Магния сульфат (порошок) : инструкция по применению
Лекарственная форма
Состав
Описание
Кристаллический порошок белого цвета или блестящие бесцветные кристаллы.
Фармакотерапевтическая группа
Слабительные. Осмотические слабительные. Магния сульфат.
Фармакологические свойства
Магния сульфат как слабительное средство действует на всем протяжении кишечника, но главным образом в тонкой кишке. Эффект наступает через 4-6 часов после приема препарата. У детей младшего возраста возможно всасывание небольшого количества слабительных солей. При этом их почки медленно выводят соли, поэтому существует опасность их кумуляции.
Магния сульфат повышает осмотическое давление в просвете кишечника, что задерживает всасывание воды (принятой с лекарством и содержащейся в кишечном секрете), увеличивает объем кишечного содержимого, который вызывает растяжение кишки и рефлекторно стимулирует перистальтику. К тому же при повышении осмотического давления в просвете тонкой кишки увеличивается секреция ее слизистой оболочкой холецистокинина, который не только усиливает перистальтику кишечника, но и увеличивает кровоток в желудочнокишечном тракте, повышает секрецию пищеварительного сока, расслабляет сфинктер Одди, усиливает сокращения желчного пузыря и повышает ток желчи в кишечник.
Показания к применению
— перед диагностическими манипуляциями.
Способ применения и дозы
Как желчегонное принимают внутрь по 1 столовой ложке 20-25 % (20 — 25 г в 100 мл воды) раствора 3 раза в день; проводят также дуоденальное зондирование с введением через зонд теплого раствора магния сульфата (50 мл 25 % или 100 мл 10 % раствора).
Побочные действия
— тошнота, рвота, диарея
— обострение воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта
— возможно угнетение дыхания
— может вызвать седативный и снотворный эффект
— нарушение усвоение ингредиентов пищи и одновременно назначаемых
Противопоказания
— повышенная чувствительность к препарату
— нарушение функции почек
— заболевания органов дыхания
— острые воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта
— состояния, сопровождающиеся дефицитом кальция
— беременность, период лактации
Лекарственные взаимодействия
При одновременном пероральном применении магния сульфата и тетрациклинов действие последних может уменьшаться в связи с уменьшением их всасывания.
При одновременном применении с миорелаксантами периферического действия происходит усиление угнетения нервно-мышечной передачи.
При одновременном применении с нифедипином возможна выраженная мышечная слабость.
Фармацевтически несовместим (образует осадок) с препаратами кальция, алкоголем (в высоких концентрациях), карбонатами, бикарбонатами и фосфатами щелочных металлов, солями мышьяковой кислоты, бария, стронция, новокаина гидрохлоридом, салицилатами и тартратами.
Особые указания
При длительном лечении рекомендуется мониторинг артериального давления, деятельности сердца, сухожильных рефлексов, функции почек, частоты дыхания.
В связи опасностью кумуляции солей в почках у детей, необходимо соблюдать осторожность при применении солевых слабительных средств с сердечной или почечной недостаточностью.
Особенности влияния лекарственного средства на способность управлять транспортным средством или потенциально опасными механизмами
Следует соблюдать осторожность.
Передозировка
Симптомы: тошнота, рвота, резкое понижение артериального давления, брадикардия, угнетение дыхания и центральной нервной системы.
Лечение: в качестве антидота вводят внутривенно (медленно) препараты кальция (кальция хлорид или кальция глюконат), перитонеальный диализ или гемодиализ, симптоматические средства (корригирующие функции ЦНС и сердечно-сосудистой системы).
Форма выпуска и упаковка
По 25 г препарата помещают в банки из стекломассы с винтовой горловиной, по 70 г препарата помещают во флаконы из стекломассы с винтовой горловиной, крышка полиэтиленовая навинчиваемая с уплотняющим элементом или банки из медицинского стекла, крышка полиэтиленовая натягиваемая с уплотняющим элементом.
Флаконы или банки вместе в соответствующим количеством с инструкций по медицинскому применению на государственном и русском языках укладывают в стопы из бумаги оберточной или в коробку из картона коробочного или пленку полиэтиленовую термоусадочную или ящики из гофрированного картона.
Условия хранения
Хранить в защищенном от света месте, при температуре не выше 25˚С
Срок хранения
Не использовать по истечении срока годности
Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни
В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де
В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.
Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.
На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.
Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.
Новорожденные не только с тяжелыми, но и со среднетяжелыми проявлениями перинатальной патологии ЦНС переводятся, как правило, в отделение «второго этапа» (отделение патологии новорожденных, отделение для недоношенных детей). Задачи этого этапа — дальнейшая оптимизация адаптационных процессов, лечение сопутствующих (как правило, инфекционно-воспалительных) заболеваний и начало собственно реабилитации, т. е. коррекции неврологических нарушений. Третий этап реабилитации — это специализированные стационары (отделение неврологии раннего возраста, центр реабилитации маловесных и недоношенных детей, центр коррекции), амбулаторные отделения реабилитации детских поликлиник (стационар-замещающие технологии). На всех этапах реабилитации перинатально пострадавших детей необходимо активное участие семьи больного ребенка; по показаниям, в конце первого — начале второго года жизни возможно привлечение специализированных детских дошкольных учреждений (группы коррекции в яслях и детских садах, центры коррекции). На втором и третьем этапах реабилитации используются практически одинаковые средства и методы, хотя выбор их зависит от индивидуального патокинеза болезни и эффективности коррекции на предыдущем этапе.
В практике большинства врачей фармакотерапия при перинатальных поражениях мозга занимает ведущее место, что далеко не всегда оправдано. В последнее десятилетие в условиях «фармацевтического бума» ежегодно появляются новые препараты, которые из области взрослой неврологии часто без достаточной проверки с позиций доказательной медицины попадают в арсенал средств, используемых неонатологом [5, 6, 7]. Назначая новорожденному лекарство, врач должен учитывать его возможные как ближайшие, так и отдаленные побочные эффекты (в том числе риск сенсибилизации), выбирать наименее травматичные пути введения лекарств: при необходимости проведения инъекций предусматривать обезболивание местными анестетиками типа пластыря ЕМLA или метаболитами [4, 6]. Во избежание ятрогений необходимо учитывать возможный синергизм или антагонизм фармакопрепаратов (не назначать более 3–4 лекарств одновременно), строго индивидуально выбирать дозировки (принцип минимизации, контроль индивидуальной фармакокинетики). Особая осторожность нужна при выборе алгоритма лечения глубоко недоношенных детей с экстремально низкой массой тела. Один из путей профилактики ятрогений в неонатологии — это использование гомеопатических препаратов [8], поскольку они содержат микродозы мягкодействующих растительных и минеральных веществ. Механизм действия этих препаратов не вполне ясен (возможны объяснения с позиций теории доминанты Ухтомского или теории биологического резонанса), тем не менее химическая эффективность некоторых из гомеопатических препаратов в неонатологии вполне доказана [4].
Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.
Медикаментозная реабилитация детей с перинатальными поражениями ЦНС — поздний неонатальный период, начало восстановительного периода
Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).
Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.
Как следует из вышеизложенного, выбор препаратов ограничен и нужна поистине «снайперская» точность при их назначении, кроме того, необходим клинический и лабораторный неинвазивный контроль эффективности. Следует обратить внимание на возможность относительно нетравматичного введения препаратов — накожное (соевое масло), ингаляционные (эфирные масла при ароматерапии), ректальные суппозитории (многие гомеопатические средства). В неонатологии важно использование наиболее «чистых» препаратов, например целесообразен выбор из препаратов пирацетама лекарств, выпускаемых фирмой ИСВ (Бельгия, Швейцария). В перечне средств патогенетической направленности к ингибирующим нейральный апоптоз условно отнесены стволовые клетки (в строгом смысле это не фармакопрепарат), степень терапевтической эффективности которых еще нуждается в дальнейших исследованиях. В то же время от использования фетальных трансплантатов [3] следует решительно отказаться по соображениям общечеловеческой и медицинской этики.
Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].
Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.
Немедикаментозная реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС
Физическая реабилитация: разнообразный лечебный массаж, лечебная гимнастика, лечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и т. д.), терапия по Войту; упражнения в воде и гидромассаж; сухая иммерсия (имитация невесомости); использование кроватки «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж); физиотерапия (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свето- и цветотерапия).
Психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия: коррекционная (кондуктивная) педагогика; психотерапевтическая коррекция в диаде «мать–дитя» (контакт «кожа-к-коже», «кенгуру») и в целом в семье больного ребенка; музыкотерапия, эстетотерапия; тактильно-кинестетическая стимуляция.
Большинство из вышеперечисленных методик не являются новыми. В последние 3–5 лет к новым разработкам следует отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (отечественная кроватка «Сатурн», ООО «Ритм», г. Екатеринбург), светотерапию и цветотерапию с помощью лампы линейного поляризованного видимого света «Биоптрон» («Цептер», Швейцария), тактильно-кинестетическую стимуляцию ладоней и пальцев, применяемую у детей с низкой и экстремально низкой массой тела [4]. В последние годы для недоношенных детей особенно рекомендуется сочетание двух-трех «мягких» методов физического воздействия с психоэмоциональной и психосенсорной коррекцией, что помогает моделировать эффект так называемых «сенсорных комнат», применяемых в реабилитации более старших пациентов [9].
Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].
В последние годы установлено, что начинать общение с ребенком необходимо еще в период внутриутробного онтогенеза; сегодня активно развивается перинатальная психология и перинатальная педагогика. Для детей с перинатальной патологией ЦНС раннее начало педагогической коррекции (элементы кондуктивной педагогики) является важнейшей составной частью реабилитации, поскольку мягкие сенсорные и эмоциональные воздействия — это немедикаментозные «ноотрофы» для развивающегося мозга [1, 4, 5, 6]. Ежедневное влияние родителей (прежде всего матери) направляется специалистом — психологом (педагогом), который формирует у родителей активную позицию по преодолению психоневрологических дефектов, обучает их разнообразным формам, приемам и средствам взаимодействия с ребенком и умению оценивать его реакции.
Целью ранней педагогической коррекционной работы является создание условий для поступательного психосоциального развития ребенка, для использования его индивидуального «потенциала компенсаций». На каждом возрастном этапе педагог решает определенные развивающие задачи: вначале это стимуляция интереса ребенка к окружающей среде, формирование исследовательского поведения, затем укрепление межанализаторных связей, расширение спектра сенсомоторных навыков и умений, повышение коммутативной активности, развитие и обогащение игровых и предметных действий, а также социальной активности ребенка [11].
В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).
Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.
Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.