Милосердный самарянин притча чему учит
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
понедельник, 24 июня 2019 г.
«Притча о милосердном самарянине»
Главные герои «Притчи о милосердном самарянине» и их характеристика
Чему учит «Притча о милосердном самарянине»
Учит проявлять милосердие к любому человеку, учит не судить по внешнему виду и национальности, учит состраданию и доброте.
Отзыв на «Притчу о милосердном самарянине»
Мне понравилась эта притча, в которой говорится даже не о том, кого считать ближними, а о том, что настоящий человек никогда не бросит другого человека в беде. Это противно Богу и противно человеку.
Читать краткое содержание, краткий пересказ «Притчи о милосердном самарянине»
Однажды один ученик спросил Иисуса, что ему делать, чтобы заслужить вечную жизнь. Иисус ответил, что нужно возлюбить ближнего, как самого себя. И ученик стал спрашивать Иисуса, кого ему считать ближним. В ответ Иисус рассказал следующую притчу.
Однажды, некий гражданин шел по дороге в Иерихон и напали на него разбойники. Они жестоко ранили гражданина и ограбили. Чуть живой гражданин лежал на дороге, а люди шли и шли мимо, не обращая на него внимания. Прошел мимо священник, прошел левит. Но когда мимо проезжал самарянин, то он остановился, перевязал несчастному раны, довез его на своем осле о гостиницы и дал владельцу гостиницы достаточно денег, чтобы тот позаботился об ограбленном.
Рассказал эту историю Иисус и спросил ученика, кто по его мнению был ближним ограбленному разбойниками.
И ученик не задумываясь ответил, что самарянин.
Притча о добром самарянине
Библейские притчи мало кого оставляют равнодушными, они полны мудрости и всегда остаются актуальными. Одной из самых трогательных историй является рассказ о добром самарянине. История о милосердном мужчине, спасшем совершенно постороннего несчастного человека, сеет зерна добра даже в самых черствых душах. Возможно, так происходит потому, что эта притча касается всех нас.
Содержание и анализ притчи
Добрый самарянин — один из героев притчи, рассказанной Иисусом Христом. Эту историю Христос поведал законнику, чтобы объяснить значение слова «ближний» для христианина.
Особенность притчей, рассказанных Сыном Божьим, заключается в том, что Он способен был объяснять сложные вещи понятными словами, сделать так, чтобы Божественная мудрость была понятной каждому человеку.
На заметку! Притча — это небольшое повествование о каком-то событии, рассказанное в иносказательной, метафорической форме. Такая история обязательно несет в себе серьезную смысловую нагрузку и нравственное наставление.
История возникновения притчи
Один человек задал Иисусу вопрос: «Что нужно делать, чтобы удостоиться Вечной Жизни?». Еще в Ветхом Завете было сказано, что нужно возлюбить Бога и ближнего своего. В своем ответе Сын Божий еще раз подтвердил это утверждение.
Но у законника, поднявшего эту проблему, возник следующий вопрос — «Кого считать своим ближним?». Законники считали своими ближними только евреев. Богатые люди признавали только таких же обеспеченных людей, а нищих не замечали.
Фарисеи считали ближними только таких же мнимых праведников, как они сами. Кого именно считать ближним, Иисус объясняет в притче о милосердном самарянине.
Содержание рассказа
Одного человека поймали разбойники, жестоко избили и ограбили. Несчастного бросили умирать на дороге. Проходящий мимо священник не помог избитому человеку, не помог ему и случайно проходящий мимо левит. А некий самарянин, увидев попавшего в беду иудея, поспешил к нему на помощь.
Он обработал и перевязал раны несчастного, одел его и на своем осле привез человека в гостиницу, где оплатил хозяину гостиницы проживание. Уезжая, самарянин попросил позаботиться о незнакомом еврее, и пообещал оплатить все расходы на обратном пути.
Из троих людей, повстречавшихся на пути избитого и ограбленного человека, только самарянин был истинно ближним ему и поступил согласно заповедям Божьим.
Богословское толкование притчи
Любить одинаково все человечество способен мало кто из людей, живущих на Земле. Иногда нам кажется абсолютно невозможным полюбить своего врага. Но мы все можем смотреть на него через призму Божественной Любви, пытаясь увидеть в неприятном нам человеке то, что задумывал в нем Господь.
Христос умер на кресте за всех нас, в том числе — и за наших врагов. Это означает, что наш неприятель был этого достоин. Вполне возможно, что кого-то из нас также считают человеком, недостойным такой жертвы, ведь человеческие суждения так часто бывают субъективными.
Людское мнение часто бывает ошибочным, а человеческие суды — ложными. Только Господь видит наши души такими, какими Он их создал. Когда законник задавал вопрос о ближнем, он исходил из позиции минимализма. Этот человек надеялся, что Господь ограничится определенной группой людей, достойных добра и милосердия.
Войти в Царствие Небесное, возлюбив не все человечество, а лишь малую его часть, казалось законнику делом, которое легче осуществить. Но Господь указал нам не только путь помощи людям, но и объяснил, как сам человек может стать ближним для каждого живущего на Земле.
Важно! Согласно Евангелию, ближним следует считать любого человека, вне зависимости от его национальности или убеждений. Ближний — это не только единомышленник или соотечественник, член семьи, друг или коллега.
Ближним может оказаться и фактический враг, человек совершенно других идеологических и политических убеждений, другого происхождения и религии. Даже если убеждения и идеология человека нам противны, это не является поводом отказать ему в помощи и отвернуться от него в тяжелый момент.
Эта притча была рассказана для того, чтобы стереть границы между людьми, положить конец разделению на своих и чужих. Для Бога нет чужих людей, ведь они все были созданы Им, следовательно, всех людей Он любит одинаково.
Святоотеческое толкование притчи
Притча учит людей ставить милосердное отношение к близким выше всяческой вражды, ведь не существует людей, которые были бы недостойны доброго отношения. Таким образом, родство — это не только кровные узы, но и дела милосердия. Оно способно породнить одинокие души на века, в то время как родственные и общественные связи часто не могут по-настоящему объединить людей.
Мнение Антония Сурожского
Антоний Сурожский считал, что слова «положить жизнь» в этой истории употребляются не в значении «умереть». В притче идет речь о том, чтобы изо дня в день заботиться о тех, кто в этом нуждается.
Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.
Мнение Всеволода Шпиллера
Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.
Мнение Иллариона Алфеева
Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.
Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.
Мнение Павла Великанова
Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.
С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.
Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки.
Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.
Православная Жизнь
Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.
Слово ближний является одним из самых употребляемых в нашем церковном лексиконе. Практически каждый день мы произносим его или в молитвах, или читая наставления святых отцов или просто в назидательной беседе. Как определить, кто мой ближний? Сегодняшнее евангельское чтение содержит притчу Господа нашего Иисуса Христа о добром самарянине. Сама притча произнесена Спасителем в ответ на вопрос некоего законника, подошедшего к Господу с расспросами. Законники — это особая группа в древнем Израиле, ориентировавшиеся на изучение Ветхого Завета, на его переписывание и толкование.
Как часто бывает, законники, фарисеи и книжники, вопрошали Христа неискреннее. И в этом случае евангелист Лука уточняет, что законник подошел к Господу, «искушая Его» (Лк. 10. 25). Чем же законник хотел искусить Иисуса Христа? Законник как знаток Писания думал, что Христос скажет ему что-нибудь и сказанное будет противоречить Закону. Тогда законник конечно же скажет: вот Ты сказал это, а в законе написано по-другому и тем самым поставил бы Христа в неловкое положение. Однако Господь Иисус Христос как сердцеведец, конечно же, знает намерение этого человека. И когда законник вопрошает: «что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10. 25) Христос указывает ему, что ответ содержится в Законе. О чем конечно специалист по Закону прекрасно был осведомлен.
Разумеется, что законник вынужден процитировать текст, на который косвенно ему указывает Иисус Христос. Если бы он сказал, что не понимает, о каком тексте идет речь, или не знает, где он находится, тем самым он показал бы, что не знает хорошо Священное Писание. А никакой законник никогда бы не позволил себе при свидетелях так поступить, потому что это сразу бы подорвало его авторитет как знатока Писания и учителя мудрости.
И законник произносит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя» (Лк. 10. 27). Господь отвечает ему: «правильно ты отвечал; так поступай» (Лк. 10. 28). Но законник получается сам оказался в неловкой ситуации. Он знаток и толкователь Закона спрашивает Христа о том, что он и так должен знать; и чтобы выровнять свое неловкое положение он решает выступить дальше с вопросом. Он спрашивает Спасителя: «а кто мой ближний?» (Лк. 10. 29). В ответ на этот вопрос Господь рассказывает ему притчу о добром самарянине.
Сама эта притча отличается он иных евангельских притчей, прежде всего, своей реалистичностью. И скорее напоминает историю из жизни. Итак, Господь рассказывает ситуацию, когда по пути из Иерусалима в Иерихон некий человек, очевидно, иудей, был ограблен и жестоко избит разбойниками. Сам этот путь в древние времена действительно считался крайне опасным, и слушатели притчи прекрасно знали о тех препятствиях, которые встречаются шествующему этой опасной дорогой.
Побитый, ограбленный, израненный, брошенный на дороге, человек оказывается на грани смерти.
И вот той же дорогой, где произошло преступление, шел священник, а потом левит. Каждый из них нес служение при храме. Напомню, что священниками в Израиле могли быть только прямые потомки Аарона. Левиты же происходили из колена Левия, и также исполняли обязанности при храме, но скорее вспомогательного характера.
И вот эти два служителя Божьих, видя избитого своего одноплеменника, проходят мимо. Нет уточнений, почему они не оказали помощь своему собрату. Древние и современные толкователи приводили множество разных мотивов их неблагородного поступка. Возможно, они боялись, что разбойники где-то рядом, и тоже могут их ограбить и избить. Возможно, они не хотели, тащить на себе израннего. Возможно, они боялись, что он уже умер, или умрет по дороге, а они как священнослужители, согласно иудейскому закону, не должны прикасаться к мертвому, так как это будет считаться осквернением, после которого некоторое время они не смогут выполнять своих обязанностей. Есть разные «возможно», но не зря Евангелие не упоминает мотивов такого поступка, потому что не важно, какой был мотив у священника и левита. Важно только то, что они сделали. Вернее, не сделали. Не оказали милосердия.
И вот той же дорогой идет самарянин, который видя брошенного на дороге человека, оказывает ему помощь. В притче имеет большое значение именно эта особенность – милосердие оказывает самарянин. Самаряне – это отделившаяся часть еврейского народа в силу определенных исторических событий, создавшие свою своеобразную религию, построившие свой храм, и имеющие свой культ. Благочестивые евреи рассматривали самарян, как отщепенцев, как людей недостойных. И как, указывает Евангелие, «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4.9). Не будем входить в подробности самарянско-иудейских отношений, укажем лишь, что для иудея все что связанно с самарянами – это осквернение и унижение. Но именно самарянин делает то, что приписывает Закон Божий. Именно его поступок богоугоден.
В чем смысл этой притчи? В святоотеческой письменности можно встретить очень много примеров так называемого аллегорического истолкования данной притчи. Однако, все же хотелось бы, сосредоточить внимание на том, что эта притча сказана в ответ на вопрос законника «Кто мой ближний?» (Лк. 10. 29) и является текстом нравственного содержания. Текстом, указывающим, правильное понимание основ нравственной жизни. Прп. Максим Исповедник говорит: «Милость Божия к нам сокрыта в сострадании нашем к ближним». Таким образом, в наших отношениях с людьми содержится наша надежда на спасение по милости Божьей. Задавая вопрос, «кто мой ближний?» законник предполагал услышать типичный иудейский ответ: тот, кто с тобой одного народа. Или: тот, кто с тобой одной веры. Или: тот, кто с тобой из одного рода, твоя семья и твои друзья. Но в ответ он слышит притчу, которая заканчивается вопросом, обращенным уже к нему самому: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10. 36).
Вдумаемся еще раз в этот вопрос Господа, заданный законнику. В самом начале их диалога, законник спрашивает Христа: кто мой ближний, а в конце – Христос, задавая вопрос, показывает: не думай кто для тебя ближний, а думай, как ты можешь стать кому-то ближним. Не надо сосредотачиваться на раздумьях – кто мой ближний, кто мой друг – но строй свою жизнь так, чтобы себя вопрошать: что я сделал для кого-то, чтобы быть им ближним и другом? Человеческая природа такова, что нам всегда привычней брать, чем давать. Нам должны, нам обязаны. Но Христово учение радикально разворачивает нас и повелевает: живи так, чтобы быть для других ближним, братом, другом.
Наверное, тот ограбленный и брошенный на дороге иудей разделял взгляды своих соплеменников на самарян, но попал в ситуацию, которая, конечно, переменит его отношение ко многим вещам, и к самарянам в том числе. Потому-то Господь и говорит законнику: кто же из троих ближний вот для этого избитого и брошенного? Возможен, конечно только один ответ: самарянин, потому что он поступил так, как поступают по отношению к близким. И отныне для ограбленного иудея этот самарянин становится близкий человеком.
Обратим внимания, братья и сестры, на ответ законника. Конечно, законник понял и смысл притчи, и смысл вопроса: «кто из этих троих, думаешь ты был ближний попавшемуся разбойнику?» (Лк. 10. 25).
Но лицемерие законников и фарисеев не способно принять христианское учение, потому что необходимо перевернуть себя полностью. Они не хотели этого. Это видно из, казалось бы, незначительной детали. На вопрос Господа, было бы логичней кратко ответить: самарянин.
Но сказать, что самарянин и есть ближний для законника неприемлемо. Для него это невыносимо, и он уворачивается и говорит: «оказавший ему милость» (Лк. 10. 37). Что, по сути верно, но лицемерие не позволяет произнести, что именно самарянин и есть оказавший милость.
Братья и сестры, мы с вами живем уже в другие времена, в другой культуре, но свое законичество есть и у нас. И свои самаряне. И вопрос: кто мой ближний, можно услышать в церковной среде очень и очень часто. Посему притча о добром самаряние, эта притча для нас. Напоминание нам христианам, что не стоит делить людей на ближних или не ближних, а нужно заботиться о том, как сделать так, чтобы люди воспринимали нас своим ближним. Прп. Исидор Пелусиот наставляет: «Почитай ближним прежде всего того, кто нуждается, и без зова сам иди к нему на помощь». Это достигается только путем доброты, милосердия, сострадания или даже обыкновенной человечности. Если я добр и милосерден, то человек, пусть и не воспримет мою веру, мои взгляды, все же видя мое доброе к себе отношение, начнет воспринимать меня, как своего ближнего. Христианин не должен спрашивать: кто мой ближний? Христианин должен жить так, чтобы его воспринимали как своего ближнего. Аминь!
Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение?
Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу?
Добрый самаритянин — притча о милосердии
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru
Добрый самаритянин — этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова «ближний» для христианина.
Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи.
„Положить жизнь” не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается, тем, кто в печали и нуждается в утешении, тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке, тем, кто голоден и нуждается в пище, тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде, и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.
Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это — не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует — это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда — радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство — именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви — настоящая радость, только любовь — счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения — милосердной.
Любовь – это всегда память о других. Нелюбовь – это всегда память о самом себе. Оба священника очень хорошо помнили о себе и о всех тех условностях, которые окружали их бытие. Поэтому им было легко, в общем-то, безболезненно забыть про того несчастного, который в этот самый момент требовал их участия и помощи. Но разве самарянин не мог точно так же пройти мимо пострадавшего, тем более, что этот пострадавший был, мягко говоря, не очень приятен ему по целому множеству причин, ведь он был иудеем, иудеем, которые с самарянами не общались. Но ведь самарянин именно за это и получил похвалу от самого Бога, что он смог переступить через наши человеческие условности и сделать то, что от него ждал Бог – помочь живому, находящемуся на границе между жизнью и смертью, человеку.
Глава 26. Иисус в доме Марфы. Возвращение семидесяти учеников. Притча о ближнем. Учение о неотступности в молитве
Объявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Иисус окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Руководители эти не признали в Нем Мессию, объявили Его лжепророком и богохульником, а по закону Моисея ( Втор. 13, 1–5 ), лжепророка надлежало предать смерти.
Не уклоняясь от предстоявшей Ему смерти, отдавая жизнь Свою добровольно и имея власть вновь принять ее, Христос нашел, однако, что время для этого еще не наступило, и потому удалился из Иерусалима, но не тайно, а в сопровождении Апостолов и других учеников.
Иисус в Вифании
В продолжение пути, как говорит Евангелист Лука, пришел Он в одно селение ( Лк. 10, 38 ). Из последующих повествований известно, что это была Вифания, селение, расположенное недалеко от Иерусалима, на одном из склонов горы Елеонской; там жил Лазарь, которого Иисус называл Своим другом ( Ин. 11, 11 ), и сестры его, Марфа и Мария. Евангелист Лука ничего не говорит о Лазаре, быть может, отсутствовавшем в это посещение Иисусом его дома.
Наставление суетившейся Марфе о том, что нужно человеку
Приняв Иисуса с учениками, старшая сестра Марфа стала суетиться с приготовлением угощения для гостей, а Мария села у ног Иисуса и слушала Его. Сознавая, что одной трудно услужить всем гостям, Марфа обращается к Иисусу как бы с упреком, обнаружившим, однако, дружеские отношения Его к этой семье: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне ( Лк. 10, 40 ).
Не с укором, а с чувством глубокого сожаления ответил Христос на такую просьбу озабоченной Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом ( Лк. 10, 41 ), и считаешь это многое необходимым; но ты ошибаешься: твоя забота, твое усердие направлены к тому, без чего можно обойтись и что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету. А нужно только одно – внимание к Слову Божию и исполнение воли Его. Мария, которую ты упрекаешь, избрала лучшее дело, и то, что она приобретает, слушая Меня, никогда не отнимется от нее, всегда останется при ней как в этой, так и в будущей жизни».
Марфа любила Иисуса не менее Марии, любила слушать Его и, конечно, исполняла Его главнейшие заповеди, но она признавала необходимым прежде заняться житейскими делами, а потом уже внимать Слову Божию; в заботах и суете она забывала сказанное раньше Иисусом: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ). Мария же считала искание правды Божией выше житейских забот и потому всей душой отдавалась этому лучшему делу, забывая все земное.
Иисус часто бывал в доме Лазаря, Марфы и Марии; идя в Иерусалим и возвращаясь из него в Галилею, Он заходил к ним по пути; во время же пребывания Своего в Иерусалиме Он часто уходил от шумной толпы и приходил к ним для отдыха. А такие дружеские отношения Иисуса к этой семье доказывают, что все члены ее, в том числе и Марфа, были хорошие люди, вполне достойные любви Его.
Возвращение семидесяти учеников и беседа с ними Иисуса
Выйдя из Вифании, Иисус с Апостолами пошел в Галилею. Каким путем Он проходил и где встретился с возвратившимися семьюдесятью учениками – Евангелист не говорит. Некоторые толкователи полагают, что Иисус встретился с ними в Перее, так как семьдесят учеников посланы были туда, где Он Сам еще не был, а не был Он именно в Перее. Не отвергая того, что Иисус, возвращаясь в Галилею, прошел через Перею и там проповедовал и совершал чудеса, мы думаем, однако, что встреча с семьюдесятью учениками должна была произойти не в Перее, а в Галилее: из Галилеи они были посланы, и в Галилею должны были возвратиться; только там они могли собраться все вместе, чтобы дать отчет Пославшему их.
Увидя Иисуса, семьдесят учеников Его с радостью приветствовали Его и с восторгом говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем ( Лк. 10, 17 ). Они, конечно, рассказали о всех чудесах, совершенных ими именем Иисуса, но главнейшим чудом, несомненно, считали изгнание бесов.
«А Господь сказал им: не удивляйтесь, что бесы повинуются вам; ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно: как молния спал с неба сатана» (Феофилакт. Толкование Евангелия от Луки).
По объяснению епископа Михаила, «упасть с неба – значит вообще пасть, унизиться, быть побежденным, как бы уничтоженным; сияние же молнии представляется образом внезапности и быстроты. Сын Божий еще до воплощения Своего видел внезапное, как молния, падение возмутившихся ангелов; но так как они, низвергнутые с неба, стали соблазнять людей и склонять их на служение злу, то Сын Божий воплотился с целью освободить людей от греха, Сам подвергся искушению от диавола, победил Его и затем изгонял бесов из одержимых ими людей. Окончательное же поражение диавола и торжество добра над злом совершится при кончине сего мира. Всю эту борьбу и победу над сатаною Господь представляет в одном пророческом духовном созерцании и выражает кратко словом «видел». По поводу радости семидесяти учеников о том, что и бесы повинуются им, Господь в этой возвышенной и образной речи объясняет им, что победа эта над демонами обеспечена Его силою: ибо они уже были побеждены, побеждаются и будут побеждены; победа учеников Его над демонами есть плод Его победы над ними, необходимое и неизбежное следствие Его торжества над ними» (Толковое Евангелие. 2. С. 407–409).
Сказав о победе над сатаной, Иисус дал Своим ученикам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью. Слова эти нельзя понимать буквально; нельзя считать, что отныне ученики Иисуса будут вполне безопасно наступать на ядовитых змей и скорпионов. Слова – и на всю силу вражью – убеждают нас в том, что здесь речь идет опять-таки о власти над злыми духами, над этой враждебной людям силой, а не над змеями и скорпионами, как пресмыкающимися гадами. Выражаясь иносказательно о победе над диаволом, Иисус в такой же, то есть иносказательной форме выразился и относительно данной ученикам власти над ним и всей его вражьей силой.
Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
По объяснению епископа Михаила, в Писании Бог иногда представляется с книгой, в которой записываются имена и дела верных рабов Его. Поэтому быть написанным на небесах – значит быть гражданином Небесного Царства, или получить блаженство вечной жизни (Толковое Евангелие. 2. С. 409–410).
Беседа Иисуса с законником о заповедях
Где именно происходила эта беседа Иисуса с учениками, наедине или в присутствии толпы народа, – Евангелист не поясняет; ничего не говорит он также и о том, куда затем пошел Иисус, а прямо переходит к повествованию об искушении Иисуса одним из законников, то есть книжников, изучавших Писание. По всей вероятности, законник искушал Иисуса всенародно, так как в противном случае искушение это было бы, с точки зрения самого законника, бесцельно: нельзя было бы обличить Иисуса в неправильном понимании закона.
Учитель! – сказал он, – что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Христос заставляет лукавого законника самого ответить на этот вопрос. «Ведь ты знаешь, что в законе написано? Как читаешь, как понимаешь его?»
Законник дословно повторил закон, содержащийся во Второзаконии (6, 5) и в книге Левит (19, 18), о любви к Богу и ближним.
Выслушав его, Иисус сказал: «Правильно ты отвечал; поступай так, как в законе написано, и достигнешь жизни вечной».
В то время вопрос о ближнем решался законниками различно: основываясь на букве закона, изложенного в книге Левит (19, 18), законники исключали из числа ближних всех неевреев; но некоторые из них считали своими ближними только таких же праведников, какими признавали себя, всех же прочих евреев называли грешниками, гнушались ими, презирали их и поэтому не причисляли их к своим ближним. Любя только таких ближних, законник хотел сказать Иисусу, что он в точности исполняет требование закона; но, подозревая, что Иисус не согласится с таким учением о ближних, сам спрашивает Его: а кто мой ближний? ( Лк. 10, 29 ).
Притча о милосердном самарянине
На этот вопрос Иисус ответил чудной притчей. Шел священник и увидел лежащего при дороге едва живого человека, раздетого, израненного, истекающего кровью; служитель Божий даже не остановился, увидев несчастного, и прошел мимо. Следом за ним шел левит, подошел к нему, из праздного любопытства посмотрел на него и пошел своей дорогой. Проезжал той дорогой и самарянин; и он увидел страдальца. Самарянин, презираемый евреями (о самарянах см. выше с. 211), глубоко убежденный в том, что ни один еврей никогда не окажет ему помощи в несчастии, видит израненного, умирающего еврея; чувства жалости и сострадания заставили его забыть народную вражду и оказать врагу своему такую помощь, какую вправе были бы ожидать от него лишь самые близкие родственники: он размыл раны вином, помазал их для утоления боли маслом и перевязал их; посадил несчастного на своего осла и повез его в ближайшую гостиницу, а сам шел пешком; ухаживал за больным и в гостинице, и, отъезжая на время, поручил его попечению содержателя гостиницы, приняв все расходы на свой счет.
Этот самарянин лучше священника и левита, лучше всех законников понял, что для жалости и сострадания, а следовательно, и для милосердия, нет различия между самарянином, евреем и язычником, что в этом отношении все люди равны, все – ближние нам.
Понял это и законник, искушавший Иисуса; но все-таки гордость, еврейская помещала ему назвать самарянина ближним еврею, попавшемуся разбойникам, и на вопрос – кто из этих троих. был ближний попавшемуся разбойникам? – отвечал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же по отношению ко всем без исключения людям, и в таком только случае можешь рассчитывать на Жизнь Вечную».
Просьба учеников научить их молиться
После встречи этой с законником Иисус, по всей вероятности, продолжал путешествие по Галилее; и вот, один из учеников Его попросил научить их молиться и сослался на пример Иоанна Крестителя, научившего своих учеников. Надо полагать, что этот ученик был не из двенадцати Апостолов, которых Иисус научил молиться раньше этого.
Исполняя просьбу ученика, Иисус произнес ту же молитву, которой учил Апостолов в Нагорной проповеди (см. выше, с. 349), а затем и то же самое учение о неотступности в молитве.
Некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну Нагорную проповедь много поучений Иисуса Христа, сказанных им в разное время. Если считать это мнение основательным, то придется признать, что Иисус не во время произнесения Им Нагорной проповеди, а только теперь впервые научил Своих учеников молиться; но такое заключение более чем неправдоподобно: трудно допустить предположение, что Христос лишь в конце Своего служения научил Своих Апостолов молиться; в то время, к которому относится повествование Евангелиста Луки, Иисус изложил уже перед Апостолами все Свое учение, и Ему оставалось лишь убедить их, что Ему, по воле Отца Его, надлежит пострадать, быть убиту и воскреснуть в третий день; следовательно, силе неотступной молитвы и самой молитве Он научил их значительно раньше.
Молитва Господня, записанная Евангелистом Лукой, не вполне тождественна с молитвой, записанной Евангелистом Матфеем, в отношении просьбы о хлебе насущном. Матфей 6. 11: Лука 11. 3: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день.
Думаю, что тут нет никакого противоречия. Во-первых, Евангелист Лука записал не ту молитву, которую Господь преподал в Нагорной проповеди, а другую, которою Он значительно позже научил молиться постоянно ходивших за Ним слушателей (учеников), а Господь мог несколько изменить прежде данную молитву. Во-вторых, в молении о хлебе насущном главная мысль выражена словом насущный, а не словами сей или каждый. Христос научил нас просить у Бога только того, без чего мы не можем существовать, что составляет существенный, насущный предмет наших потребностей, но не более; поэтому просим ли мы хлеба насущного на сей или на каждый день, это нисколько не изменяет главной мысли. К тому же, молясь каждый день о даровании нам хлеба насущного на сей день, мы невольно привыкаем к мысли о том, что молим о даровании нам его на каждый день моления, или на сей день, что одно и то же. И ученики Господни могли, таким образом, невольно изменить это слово молитвы, а с их слов, вероятно, и записал эту молитву Евангелист Лука.
По сказанию Евангелиста Луки, учению о неотступности молитвы Иисус предпослал притчу о человеке, пришедшем к другу своему в полночь просить три хлеба; просьба была заявлена крайне несвоевременно и, однако, была исполнена, и притом не подружбе, а по неотступности ее. Применяя эту притчу к обращающимся к Богу с молитвой, Христос сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7, 7 ). В словах – просите, ищите, стучите – невольно слышится, как неисполняемая вначале молитва, при постоянном повторении ее, доходит до неотступности, как она смело и уверенно стучится в двери милосердия Божия.