Миниатюры что это история 6 класс

Значение слова «миниатюра»

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс

1. Цветной или одноцветный рисунок на страницах старинных рукописных книг, выполненный с целью иллюстрирования содержания (картинка) или украшения рукописи (заставка, орнамент и т. д.). В библиотеке, в тусклом, сумеречном свете, трудно было различить даже в лупу прелестные миниатюры, украшающие редкостное издание новелл Боккаччо. Никулин, России верные сыны.

2. Живописное произведение очень небольшого размера (картина, портрет), изящное и тонкое по исполнению, часто прикладного характера. Миниатюры 18 в. Палехская миниатюра. || собир. Такие картины, портреты как вид живописи. Искусство миниатюры.

3. Небольшое литературное или музыкальное произведение. Миниатюры молодого Чехова. Миниатюры Шуберта.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Миниатюрная живопись распространена также на востоке. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.

МИНИАТЮ’РА и миньятю́ра, ы, ж. [от латин. minium — киноварь, сурик] (искус.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка к-рой отличается тщательностью, тонкостью и изяществом. || только ед., собир. Такие картинки, как род живописи. Искусство миниатюры. 3. перен. Произведение искусства небольших размеров, малой формы. Театр миниатюр. Собрание музыкальных миниатюр.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

миниатю́ра

1. искусств. небольшой рисунок в красках или разрисованная прописная буква в старинной рукописи, книге ◆ В то же время я пристрастился и вообще к лицевым рукописям, т. е. к таким, в которых какой-либо текст объясняется наглядно в миниатюрах. Ф. И. Буслаев, «Мои воспоминания», 1897 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений, через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. С. А. Есенин, «Ключи Марии», 1918 г. (цитата из НКРЯ)

2. искусств. живописное произведение (картина, портрет и т. п.) малых размеров, отличающееся тонкостью, изяществом рисунка и тщательностью отделки ◆ Другое отделение сей галереи состоит из картин небольшого размера или миниатюр, между коими занимают, конечно, первое место произведения кисти Анджелика du Fiesole. А. Д. Чертков, «Журнал моего путешествия по Австрии, Италии, Сицилии, Швейцарии и проч.», 1823–1825 г (цитата из НКРЯ) ◆ На его груди до сих пор хранится медальон с её миниатюрой, отданный ему Архаровым, когда ему минуло шестнадцать лет. Н. Э. Гейнце, «Коронованный рыцарь», 1898 г. ◆ Вчера выставку художественных произведений Фабереже, старинных миниатюр и табакерок в пользу женского патриотического общества посетила Августейшая покровительница общества Государыня Императрица Александра Федоровна и Их Императорские Высочества. «Известия» // «Новости дня», 22 марта 1902 г. (цитата из НКРЯ)

3. собир. вид живописи, для которой характерны такие произведения ◆ Чем больше входила иконопись в общую потребность русского народа и чем больше распространялась, тем больше в своём развитии стремилась она к сокращению размеров иконописных изображений до мелкого письма, сближённого с миниатюрою. Ф. И. Буслаев, «Общие понятия о русской иконописи», 1866 г. (цитата из НКРЯ)

4. произведение искусства небольших размеров, малой формы ◆ Миниатюры Шуберта. ◆ Миниатюры Чехонте никогда не появлялись в печати, так как их не пропустила бы тогдашняя цензура не только в подлинном их виде, но и в данной, значительно смягчённой передаче. В. А. Симов, «Из воспоминаний о Чехове», 1900-1935 г (цитата из НКРЯ) ◆ Бабушка и мама ездили в Кировский театр, смотрели какие-то хореографические миниатюры. А. И. Пантелеев, «Наша Маша», 1966 г. (цитата из НКРЯ)

5. жанр малых форм (в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде) ◆ Мосолова в своё время прославилась в жанре миниатюр (она положила начало первому в России театру одноактных пьес) и лишь в последние годы с успехом выступала в классическом репертуаре («Бешеные деньги», «Варвары»). Л. А. Малюгин, «Молодые», Новые пьесы в ленинградских театрах // «Советское искусство», Орган Всесоюзного комитета по делам Искусств при Совнаркоме Союза ССР, № 1 (407), 04 января 1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Излюбленными жанрами композиторов этой группы были интимный романс и инструментальная, преимущественно фортепианная, миниатюра. А. Воинова, «Грибоедов и музыка» // «Советское искусство», 16 января 1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Одеон» действует, а в «Олимпе» гастролирует театр миниатюр «Табакерочка Полишинеля», причём каждая программа называется «понюшка» — первая, вторая, третья и т. д. В. А. Каверин, «Перед зеркалом», 1965-1970 г (цитата из НКРЯ)

6. произведение одного из таких жанров ◆ В программу включены шуточная миниатюра «2 медведя 2» Э. Германа, интермедия «Сцена на маскараде», «научная» лекция о «заптанце» А. Бонди, миниатюра «Случай на границе» В. Ардова, хореографическая пантомима в постановке Кретова и новые эстрадные номера. «Вторая программа театра эстрады и миниатюр» // «Советское искусство», № 2 (582), 04 января 1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец стал писать для эстрады. Он сочинял фельетоны, куплеты, миниатюры, интермедии. Он стал профессиональным репризёром и целыми днями выдумывал шутки. Сергей Довлатов, «Наши», 1983 г. (цитата из НКРЯ)

7. шахм. задача или этюд, в начальной позиции которых число фигур обеих сторон в сумме не превышает семи ◆ Любопытно, что эта миниатюра, сыгранная на закате шахматной карьеры Ботвинника, — одна из самых эффектных партий шестого чемпиона мира. Е. Гик, «Шахматные конкурсы красоты» (Партии-лауреаты) // «Наука и жизнь», № 9, 2008 г.

8. комп. уменьшенная до небольших размеров копия изображения для компактного представления пользователю ◆ Нужно подвести её указатель к одной из экранных кнопок панели в нижней части окна́, и над этой кнопкой в качестве «всплывающей подсказки» появится соответствующая миниатюра. Д. Усенков, «Windows Vista — две стороны медали» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ

«Па­лео­ло­гов­ский ре­нес­санс» пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIV века, свя­зан­ный с име­на­ми Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га и ря­да при­двор­ных ин­тел­лек­туа­лов (например, Фео­до­ра Ме­то­хи­та), на­шёл от­ра­же­ние в сти­ле та­ких ру­ко­пи­сей, как Еван­ге­лия из монастыря Пан­то­кра­то­ра (1301 год) и монастыря Ва­то­пед (1304 год) на Афо­не. Еван­ге­ли­сты на ми­ниа­тю­рах этих ру­ко­пи­сей изо­бра­же­ны в энер­гич­ных ра­кур­сах, фи­гу­ры под­чёрк­ну­то объ­ём­ны, их про­пор­ции пра­виль­ны, про­стран­ст­во ми­ниа­тюр име­ет глу­би­ну и чёт­ко ар­ти­ку­ли­ро­ва­но. В ми­ниа­тю­рах Но­во­го За­ве­та с Псал­ти­рью (1330-1340-е годы, ГИМ; 25 ми­ниа­тюр с изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, апо­сто­лов, ил­лю­ст­ра­ции гим­нов) про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты, сви­детель­ст­ву­ю­щие о но­вых тен­ден­ци­ях в искусстве (мас­сив­ность ар­хитектурных эле­мен­тов, из­бы­точ­ность дра­пи­ро­вок, ук­руп­не­ние мас­шта­бов фи­гур). В 1330-1340-е годы под влия­ни­ем уче­ния Гри­го­рия Па­ла­мы о Бо­же­ст­вен­ных энер­ги­ях и Фа­вор­ском све­те соз­да­ют­ся та­кие ру­ко­пи­си, как ми­но­ло­гий дес­по­та Фес­са­ло­ни­ки Ди­мит­рия I Па­лео­ло­га (Библиотека Бод­ли, Окс­форд), Чет­ве­ро­еван­ге­лие Исаа­ка Аса­на Па­лео­ло­га (1346 год, монастырь Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае). На вход­ных ми­ниа­тю­рах по­яв­ля­ют­ся мно­го­численные порт­ре­ты кти­то­ров (например, порт­рет Фео­до­ры Па­лео­ло­ги­ны и её до­че­ри Ев­фро­си­нии в ру­ко­пи­си Ти­пи­ко­на из монастыря Бо­го­ма­те­ри Вер­ной На­де­ж­ды, 2-я четверть XIV века, Лин­кольн-кол­ледж, Окс­форд). В позд­не­па­лео­ло­гов­ский пе­ри­од (по­сле по­бе­ды иси­хаз­ма на Со­бо­ре 1351 года) главным ху­дожественным мо­ти­вом миниатюры книжной ста­но­вит­ся свет, оду­хо­тво­ряю­щий ма­те­рию, что на­шло от­ра­же­ние в ру­ко­пи­сях 2-й половины XIV века: Ака­фист (1350-1360 годы, ГИМ; вы­пол­нен, ве­ро­ят­но, для пат­ри­ар­ха Фи­ло­фея), сбор­ник бо­го­слов­ских со­чи­не­ний Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на (Национальная библиотека, Па­риж, 1375 год, на­пи­сан пис­цом Ио­а­са­фом из монастыря Оди­гон). По­сле ди­на­мического сти­ля вре­ме­ни цер­ков­ных спо­ров во­зоб­ла­да­ла ут­вер­ди­тель­ная, ма­жор­ная то­наль­ность об­ра­зов.

Нор­тум­брий­ско-ир­ланд­ская миниатюра книжная (её так­же на­зы­ва­ют анг­ло-ир­ланд­ской или ост­ров­ной) соз­да­ва­лась в мо­на­сты­рях Ир­лан­дии и Бри­та­нии (Келс, Дар­роу, Лин­дис­фарн, Да­рем). Ес­ли в ран­них ма­ну­ск­рип­тах (Псал­тирь святого Ко­лум­ба­на «Ка­тах», начало VII века, библиотека Ирландской ко­ро­лев­ской ака­де­мии, Дуб­лин) ис­поль­зу­ют­ся лишь не­боль­шие ини­циа­лы с ти­пич­но кельт­ски­ми ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми спи­ра­лей и вих­ре­об­раз­ных за­вит­ков с рас­тру­ба­ми, ино­гда до­пол­няе­мы­ми го­ло­ва­ми птиц или дель­фи­нов, то в ру­ко­пи­сях конца VII-VIII веков («Кни­га из Дар­роу», 2-я половина VII века, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин; Лин­дис­фарн­ское Еван­ге­лие, ру­беж VII-VIII веков, Британский му­зей, Лон­дон) на­блю­да­ет­ся сплав ирландских и германских ор­на­мен­таль­ных тра­ди­ций, в ко­то­ром ино­гда чув­ст­ву­ет­ся опо­сре­до­ван­ное воз­дей­ст­вие копт­ско­го и си­рий­ско­го иск-ва [Кел­ское (Кел­лское) Еван­ге­лие, ру­беж VIII-IX веков, библиотека Три­ни­ти-кол­лед­жа, Дуб­лин]. Гра­фич­но-пло­ско­ст­ное ре­ше­ние миниатюры книжной бы­ло обу­слов­ле­но влия­ни­ем юве­лир­но­го искусства северо-германских пле­мён с его мо­ти­ва­ми лен­точ­ных пле­тё­нок и борь­бы зве­рей. Ор­на­мент за­пол­ня­ет всё уве­ли­чи­ваю­щие­ся в раз­ме­рах ини­циа­лы и по­кры­ва­ет це­лые лис­ты («ков­ро­вые стра­ни­цы»). Со­хра­няя свои ма­ги­че­ские функ­ции, он уси­ли­ва­ет са­краль­ное зна­че­ние еван­гель­ско­го сло­ва и изо­бра­же­ний. Изо­бра­же­ния свя­тых, ан­ге­лов и сим­во­лов еван­ге­ли­стов стро­ят­ся по ор­на­мен­таль­но­му прин­ци­пу ли­бо све­де­ны к зна­ку (Еван­ге­лие из Эх­тер­на­ха, VIII век, Национальная библиотека, Па­риж).

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

При на­след­ни­ках Кар­ла Ве­ли­ко­го пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет реймс­ская шко­ла (820-830-е годы), в па­мят­ни­ках ко­то­рой транс­фор­ма­ция позд­не­ан­тич­ной тра­ди­ции идёт по пу­ти на­рас­та­ния об­ще­го бес­по­кой­но­го дви­же­ния, что дос­ти­га­ет­ся за счёт ри­сун­ка по­ры­ви­сты­ми бы­ст­ры­ми штри­ха­ми, под­чёрк­ну­той экс­прес­сив­но­сти жес­тов (Еван­ге­лие Эб­бо, около 816-835 годов, Городская библиотека, Эпер­не), по­строе­ния очер­ко­вых мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций на фо­не пей­за­жа (Ут­рехт­ская псал­тирь, около 816-834 годов, Библиотека университета, Ут­рехт). Эти же чер­ты свой­ст­вен­ны ми­ниа­тю­рам тур­ской шко­лы, соз­дан­ным в скрип­то­рии аб­бат­ст­ва Сен-Мар­тен (830-853 годы), но в срав­не­нии с очер­ко­вы­ми ил­лю­ст­ра­ция­ми Ут­рехт­ской псал­ти­ри их ком­по­зи­ции от­ли­ча­ют­ся чёт­ким по­строе­ни­ем. В Биб­ли­ях скрип­то­рия Ту­ра ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми ком­по­зи­ция «Majestas Domini» («Хри­стос во сла­ве», или «Ма­эстá») и по­свя­ти­тель­ные изо­бра­же­ния ко­ро­лей-за­каз­чи­ков. По­яв­ле­ние ис­то­ри­зо­ван­ных ини­циа­лов с еван­гель­ски­ми сце­на­ми свя­зы­ва­ют с со­бор­ным скрип­то­ри­ем Ме­ца (Са­кра­мен­та­рий Дро­го, около 850 года, Национальная библиотека, Па­риж), дос­тиг­шим рас­цве­та в середине IX века.

В X-XI ввеках в Ис­па­нии, изо­ли­ро­ван­ной от ос­таль­ной Ев­ро­пы му­сульманскими за­вое­ва­ния­ми, скла­ды­ва­ет­ся так называемое мо­са­раб­ское искусство со свои­ми са­мо­быт­ны­ми чер­та­ми. Пло­ско­ст­ное изо­бра­же­ние с ор­на­мен­таль­но трак­то­ван­ны­ми де­ко­ра­тив­ны­ми фи­гу­ра­ми, как и в ме­ро­винг­ских па­мят­ни­ках, раз­би­ва­ет­ся на сег­мен­ты, ко­то­рые за­пол­ня­ют­ся яр­ки­ми ло­каль­ны­ми цве­та­ми; ко­ло­ри­стическое ре­ше­ние так­же на­по­ми­на­ет па­мят­ни­ки арабские ми­ниа­тю­ры (Биб­лия, 920 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ле­он). Ча­ще все­го ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся «Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис» Беа­та Лие­бан­ско­го (975 год, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ге­ро­на, и др.).

По всей Ев­ро­пе в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ши­ро­ко ил­лю­ст­ри­ру­ют­ся со­чи­не­ния гу­ма­ни­стов («Три­ум­фы» Ф. Пет­рар­ки, ми­ниа­тю­ры дель Кье­ри­ко, 1456 год, Библиотека Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция) и ан­тич­ных ав­то­ров («Иу­дей­ские древ­но­сти» Ио­си­фа Фла­вия, ми­ниа­тю­ры Ж. Фу­ке), ис­то­рические хро­ни­ки («Боль­шие фран­цуз­ские хро­ни­ки», художник Ж. Фу­ке, 1455-1460 годы, Национальная библиотека, Па­риж; художник С. Мар­ми­он, 1457 год, РНБ). Для биб­лио­фи­лов-ари­сто­кра­тов соз­да­ют­ся уни­каль­ные, рос­кош­но де­ко­ри­ро­ван­ные ру­ко­пи­си: Биб­лия Бор­со д’Эсте (1455-1461 годы; Библиотека Эс­тен­се, Мо­де­на; 2 то­ма, свыше 1 тысячи ми­ниа­тюр), Мо­лит­вен­ник императора Мак­си­ми­лиа­на I (1513 год, Ба­вар­ская национальная библиотека; в со­зда­нии ри­сун­ков и ми­ниа­тюр при­ни­ма­ли уча­стие А. Дю­рер, Х. Баль­дунг, Л. Кра­нахСтар­ший, Х. Бург­кмайр и др.). В XV-XVI веках ми­ниа­тю­ра­ми ук­ра­ша­лись не толь­ко ма­ну­ск­рип­ты, но и ин­ку­на­бу­лы.

В ис­лам­ском ис­кус­ст­ве в сред­ние ве­ка раз­ви­ва­ет­ся миниатюра книжная Егип­та, сти­ли­сти­че­ски свя­зан­ная с копт­ским ис­кус­ст­вом, а так­же Си­рии (под силь­ным ви­зантийским влия­ни­ем) и Ира­ка, где на­ря­ду с пыш­ны­ми сце­на­ми при­двор­ной жиз­ни рас­про­стра­не­ны ла­ко­нич­ные по сти­лю ил­лю­ст­ра­ции к на­учным трак­та­там («Фар­ма­ко­ло­гия» Дио­ско­ри­да, 1222 год, в различных му­зе­ях ми­ра). Иран­ская, аф­ган­ская и азербайджанская миниатюра книжная ор­га­ни­че­ски свя­за­на со всем ху­дожественным оформ­ле­ни­ем ру­ко­пи­си. Бо­га­тей­шие узор­ные ком­по­зи­ции, ли­рические пей­за­жи, тон­кий ли­ней­ный ритм, изы­скан­ные цве­то­вые со­че­та­ния оп­ре­де­ля­ют де­ко­ра­тив­ность их об­раз­но­го строя (ге­рат­ская шко­ла, теб­риз­ская, ис­фа­хан­ская, сред­не­ази­ат­ская, ши­раз­ская шко­лы). В XVI-XVII веках в Ира­не и других стра­нах по­яв­ля­ет­ся миниатюра книжная на отдельных лис­тах.

В ин­дий­ском ис­кус­ст­ве пло­ско­ст­ные, сти­ли­зо­ван­ные изо­бра­же­ния, чёт­кая кал­ли­гра­фическая ли­ния ран­не­сред­не­ве­ко­вой миниатюры книжной к XVI-XVII веках сме­ня­ют­ся стрем­ле­ни­ем к точ­ной фик­са­ции отдельных де­та­лей, тща­тель­но­му изо­бра­же­нию че­ло­ве­че­ско­го ли­ца при со­хра­не­нии тра­диционной пло­ско­ст­но­сти, схе­ма­тич­но­сти и де­ко­ра­тив­но­сти. Час­то встре­ча­ют­ся ге­рои­ко-ис­то­рические сю­же­ты («Ба­бур-на­ме», конец XVI века, Му­зей Вос­то­ка, Мо­ск­ва). Раз­ви­ва­ют­ся порт­рет­ный и ани­ма­ли­стический жан­ры (смотрите Мо­голь­ская ми­ниа­тю­ра).

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;

Ла­за­рев В.Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986;

Pächt O. Book illumination in the Middle Ages. Oxf. a. o., 1986.

Источник

Древнерусская книжная миниатюра

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Древнерусская
книжная
миниатюра

Работу выполнила: Крысова Наталья 6-а

Описание слайда:
Описание слайда:

Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства. В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые «черты и резы» — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд.
После крещения на Руси утвердилась «кириллица» — азбука, составленная для славян просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. В это время Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции. Из Византии и Дунайской Болгарии появляется незнакомая доселе литература. Это были библейские книги, жития святых, сочинения по истории, естественным наукам, сборники изречений древних мудрецов. В монастырях велась огромная переводческая работа.
На Руси создавалась и своя собственная литература — летописи, жития русских святых, замечательные образцы ораторского искусства: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, и «Сказание о Борисе и Глебе», и «Повесть временных лет».
Патерик Печерский. Киев, типография Печерской лавры. 1661.

Описание слайда:

В Древней Руси существовало несколько типов книжного письма.
Самый древний из них — устав — употреблялся в XI-XIII веках. Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова.

С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки.
И полуустав, и скоропись относятся к минускульным видам письма, в них полностью сформировался рисунок маленьких (строчных) букв.

ТИТЛА (или ТИТЛО) — это надстрочные знаки, обозначавшие пропуск букв. Пропуск букв в словах применялся в целях увеличения скорости письма и экономии места в строках. Обычно сокращались гласные буквы, а на месте пропуска вверху строки ставился знак (титла) похожий на волнистую линию или уголок.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Миниатюры из «Остромирова Евангелия». 1056–1057.

В Остромировом Евангелии фигуры евангелистов помещены в сложные орнаментальные рамки. Фон и основные линии рисунка выполнены золотой краской, которая составляет живописную основу в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них главенствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изяществом, особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд евангелистов.

Описание слайда:

В XII—XVI вв. искусство книжной миниатюры переживало в средневековой России расцвет. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Поэтому в своём творчестве они ориентировались на образцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Порой ни то ни другое не предоставляло необходимого материала. Тогда средневековым художникам приходилось становиться на путь самостоятельного создания новых сюжетов.
«И была сеча великая с римлянами, и избил он [Александр] бесчисленное множество римлян,
и на лице самого короля оставил след острого
своего меча.»

Описание слайда:

Все события, изображаемые на миниатюрах, разворачиваются не внутри здания, а снаружи. Поэтому долгое время считалось, что художники Древней Руси просто «не умели» рисовать интерьеры.
Но миниатюрист должен был показать, где происходит событие, а это можно сделать, только изобразив наружный вид сооружения. Затем следовало уточнить, что действие разворачивается внутри здания. Сделав в стене строения темный проем, мастер рисовал действующих лиц на его фоне.
Подобному правилу он следовал неукоснительно. Следовательно, здесь не элементарное неумение, а определенная художественная система, где всё взаимосвязано. Характерно, что тёмные пятна служат хорошим фоном

Описание слайда:
Описание слайда:

Обучение грамоте. Миниатюра
из «Жития Антония Сийского» XVII в.

Описание слайда:
Описание слайда:

Миниатюрист стремится передать реальные черты того или иного исторического лица. Но художник тщательно следит за тем, чтобы главные особенности персонажей были переданы везде одинаково. Например, по форме бороды и одежде можно узнать Д.Донского. Лица простых воинов, всегда безбородых, не отличаются друг от друга.
Царь Иван IV Грозный.
Гравюра из книги С. Герберштейна
«Описания Москвы и Московии». XVI в.

«Достоинства князя Александра Невского»

Описание слайда:

Развитие просвещения и культуры в Московии середины XVI в. привело к возникновению книгопечатания. Издания «Апостола» «хитрым мастером» Иваном Федоровым, дьяком кремлевской церкви, явилось официальным началом русского книгопечатания. Печатная книга в последующие столетия стала важнейшим инструментом образования и средством его демократизации.
«Апостол» Ивана Федорова. 1564 г. Гравюра евангелиста Луки и лист с заставкой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Миниатюра

В средневековом арабском искусстве развиваются миниатюры Египта, стилистически связанные с коптским искусством, Сирии, находившиеся под сильным византийским влиянием, и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически связаны со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа, Среднеазиатская школа, Ширазская школа). В XVI-XVII вв. в Иране и других странах появляется миниатюра на отдельных листах. В раннесредневековой индийской миниатюре плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к XVI-XVII вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец XVI в., МИНВ). Развиваются портретный и анималистический жанры (см. Могольская школа). Миниатюра (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки близки к пиктографии (миштекский «Кодекс Борджа», XIV-XVI вв., Ватиканская библиотека).

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс
Христос и евангелисты». Миниатюра «Эчмиадзинского евангелия». 989. Матенадаран. Ереван.

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс
Кемаледдин Бехзад. «Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. Конец 15 в. Британский музей. Лондон.

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс
Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.

Литература: Н. Врангель, Миниатюра в России, СПБ, 1909; А. Н. Свирин, Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Альбом индийских и персидских миниатюр XVI-XVIII вв., М., 1962; Персидские миниатюры XIV-XVII вв. (Альбом), М., 1968; Г. Пугаченкова, О. Галеркина, Миниатюры Средней Азии в избранных образцах. (Из советских и зарубежных собраний), М., 1979; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey. v. 1-2, L., 1912; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes, P., 1926; Diringer D., The illuminated book, its history and production, N. Y., (1958); Foster J. J., A dictionary of painters of miniatures. (1525-1850), N. Y., (1968).

(от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивали акварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056—57).

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс
«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413—16 гг. Муниципальный музей. Турин

Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть фото Миниатюры что это история 6 класс. Смотреть картинку Миниатюры что это история 6 класс. Картинка про Миниатюры что это история 6 класс. Фото Миниатюры что это история 6 класс
В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрёл камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. в Петербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *