Министерство просвещения министерство образования в чем разница
Минобрнауки больше нет: два вместо одного
После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.
Качество функционирования системы образования давно волнует российское общество. Регулярно правительство и депутаты Госдумы выдвигают множество идей и предложений по совершенствованию находящегося в их ведомстве инструмента развития.
После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.
Какие ведомства заменят Минобрнауки, и какие функции им переданы?
Соответствующим Указом Президента РФ Министерство образования и науки было преобразовано посредством его разделения на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.
В ведение Министерства науки и высшего образования передаются полномочия по управлению и развитию учреждений высшего образования, научных институтов и нанотехнологий. В компетенцию ведомства будет также входить разработка и реализация нормативно-правовой базы, регулирующей основы государственной политики в области:
На реструктуризированное и обновленное министерство науки и высшего образования возложены и функции созданного в 2013 году ФАНО (Федерального агентства научных организаций), которое отныне прекращает свое существование.
Министерство просвещения в свою очередь займется общим образованием всех уровней. Функции, возлагаемые на это ведомство, включают реализацию национальной политики государства и разработку нормативно-правового управления по следующим направлениям:
Кроме того, новое министерство будет отвечать за социальную поддержку и защиту обучающихся, воспитание, опеку и попечительство граждан, не достигших совершеннолетия.
Стоит также заметить, что такие организации как Росмолодежь и Рособрнадзор, которые ранее были подведомственны Министерству образования и науки, теперь будут находиться в непосредственном подчинении российского правительства.
Причины и перспективы реорганизации
Разговоры о том, что Минобрнауки необходимо реорганизовать, длились на протяжении более 10 лет. Среди основных причин, почему это нужно сделать, называли слишком большой круг обязанностей, возлагаемый на министерство. Кроме того, эксперты указывали на то, что сущность общего образования значительно отличается от вузовского, а наука, хоть и переплетается с высшим образованием, не имеет ничего общего с дошколятами и учениками школ.
Ликвидация Федерального агентства научных организаций и передача его полномочий Министерству науки и высшего образования в значительной степени связана с тем, что в период существования ФАНО отмечались неоднократные попытки вмешательства в управление научными исследованиями. А целесообразность передачи Рособрнадзора в подчинение правительства обусловлена необходимостью сократить влияние Минобрнауки на деятельность службы.
Проведение подобной реорганизации направлено на создание условий, при которых каждое ведомство будет полностью сосредоточено на отведенных ему полномочиях. Если ранее Минобрнауки не могло уделять должного внимания всем составляющим образования, то теперь новые министерства смогут охватить все его сферы.
Однако возникают опасения относительно того, как будут взаимодействовать министерства между собой, смогут ли они договориться, и как долго продлиться процесс становления. К тому же, создание 4 новых структур вместо одной потребует расширения штата и увеличения количества ресурсов на их обеспечение, а о гарантиях эффективности их деятельности сложно говорить.
Экспертное мнение
По мнению руководителя Федерального института развития образования, Александра Асмолова, создание нового органа должно проводиться с целью решения определенной задачи, а не для того чтобы обеспечить занятостью конкретные лица. Кроме того, он ставит под сомнение возможность реализации Национальной стратегии развития государства в области образования, так как это решение потребует очень много времени для устранения управленческой неразберихи.
Его мнение не разделяет глава Всероссийского педагогического собрания и ректор Московского госуниверситета технологий Валентина Иванова, которая убеждена в правильности произошедших изменений. Она считает, что ранее унифицированные решения не подходят для всех возрастных категорий. Поэтому новые ведомства смогут уделить соответствующее внимание специфике обучения граждан разных возрастов и выработать необходимые механизмы для улучшения качества образования.
Лариса Курнешова, бывшая в свое время первым заместителем главы Департамента образования Москвы, считает решение о создании вертикали власти в системе образования рациональным, но акцентирует внимание на том, что все регионы имеют разные возможности, поэтому им нужно обеспечить свободу для творчества и экспериментов.
Бывший Президент РАН, выдающийся советский и российский ученый-физик, Владимир Фортов, также поддерживает реорганизацию Минобрнауки. Он считает, что таким образом будет уделяться равное внимание и образованию и науке, что позволит развиваться обоим направлениям. По его мнению, Миннауки создаст отдельные управления для руководства высшей школой и наукой, которым будут вверены конкретные полномочия.
А вот его оппонент, советский и российский физик, академик и член президиума РАН, А. Литвак выражает опасения относительно будущего науки. Он считает, что было неправильно, когда одно ведомство управляло и дошкольным образованием и наукой, но придерживается позиции относительно того, что наука должна быть отделена и от высшего образования из-за различия в их ключевых задачах. Кроме того, господин Литвак сомневается в рациональности решения о ликвидации ФАНО, с которым российская наука налаживала взаимодействие в течение 5 лет. Также его очень беспокоит вопрос о том, как в дальнейшем будут выстраиваться отношения с министерством, если учреждений высшего образования, находящихся в его ведомстве, значительно больше, чем научных институтов. А еще он надеется, что на пост нового министра будет назначен человек, разбирающийся в науке.
На министра из науки надеется также вице-президент РАН и председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев. Однако он одобряет решение об упразднении ФАНО, так как считает, что агентство вредило научным исследованиям и привело к большим потерям. По его словам, передача науки в непосредственное управление министерства, а не всего лишь подведомственной структуре, позволит улучшить позиции науки и, если НИИ будут пользоваться равными с ВУЗами правами, они смогут получить лучшее финансирование.
Как видно, мнения разделились. Безусловно, реорганизация имеет много преимуществ, но есть и недостатки, поэтому возникающие опасения вполне обоснованы. Будут ли новые структуры работать в соответствии с поставленными целями? Смогут ли новые ведомства быстро организовать свою работу, чтобы учреждения, находящиеся у них в подчинении не остались предоставленными самим себе? Время покажет.
Минпрос – Минобр – Минпрос
Светлана Лаврентьева
Решение о разделении Минобрнауки на два ведомства и появление Министерства просвещения специально для Педсовета прокомментировал Михаил Викторович БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования.
— Как Вы относитесь к решению, оформленному указом президента, о разделении Минобрнауки на два ведомства?
— Это решение совсем не неожиданное. Потому что практика последних пары десятков лет показала, что у министерства просто не доходят руки до всего: и до науки, и до высшего образования, и до общего образования. Если посмотреть назад, то мы увидим, что во времена Фурсенко министерство делало основной упор на науку, во времена Ливанова – на высшую школу, в первые два года Васильевой на посту министра – ведомство больше внимания уделяло общему образованию. Так что такое разделение давно назрело. Ведь так было и в советское время: существовали Министерство просвещения и Министерство высшего образования.
— Как и почему в прошлом происходили подобные изменения и переименования? Ведь у нас в стране ведомство, отвечающее за образование, меняло название несколько раз. Как это было?
— Если начинать с самого начала, то надо сказать, что в 1802 году в Российской империи было создано Министерство народного просвещения. И в таком виде оно просуществовало до 1917 года, когда было переименовано в Государственную комиссию по народному просвещению, а спустя год его постигло переименование еще раз – в Народный комиссариат просвещения РСФСР. В 1946 году комиссариат стал Министерством просвещения, в Министерство образования оно превратилось уже в 90-ые годы, после распада Советского Союза. Первым главой ведомства стал Эдуард Дмитриевич Днепров. Министерство в те годы курировало общее, высшее, среднее специальное и профессионально-техническое образование.
— А чем в данном контексте отличаются эти два названия: Министерство образования и Министерство просвещения?
— Считается, что образование – это на западный манер, а просвещение – это более близкое нам исторически, более патриотичное что ли название. Кстати, слово это происходит от старо-славянского «свѣще́ниѥ».
И надо сказать, что Министерства просвещения были только в нашей стране и еще в некоторых соцстранах, на западе же везде Министерства (департаменты) образования.
— Можно ли сказать, что появление в стране Министерства просвещения можно расценивать как еще один симптом возвращения к советской системе образования?
— Думаю, да. За последние два года многое из советского наследия вернулось в нашу жизнь: уроки астрономии, школьная форма, сочинения, РДШ как продолжатель дела пионерской организации, ГТО, ДОСААФ, трудовое воспитание, теперь вот Министерство просвещения. Все эти возвращения укладываются в единую схему воссоздания советской системы образования.
— Ректор МГПУ Игорь Реморенко, комментируя решение о разделении министерства, сказал, что, если мы возвращаем название «Министерство просвещения», то надо в ведение этого ведомства отдавать и культуру, потому что просвещение – это именно образование плюс культура. Вы с ним согласны?
— Действительно, до 1917 года в России культурой занималось Министерство народного просвещения, отдельного ведомства не было. Но не думаю, что тогда МНП многое делало в этой области, потому что культура – саморазвивающийся организм, и особого руководства не требует. После революции Наркомпрос тоже ведал и образованием, и культурой, и политической агитацией. И произошел перекос в другую сторону: руководивший Наркомпросом Анатолий Васильевич Луначарский интересовался культурой существенно больше, чем образованием, поэтому и его учреждение вопросам культуры уделяло куда большее внимание. И только в 1953 году возникло отдельное ведомство, Министерство культуры, а Министерство просвещения сосредоточилось на вопросах образования и воспитания. Обратите внимание: культура была выведена из ведения ведомства, но его название не изменилось, и почти 40 лет оно существовало в таком виде. Так что утверждать, что если вернули Министерство просвещения, то тут же необходимо и передать ему управление культурой, я бы не стал.
Раздел Минобрнауки: два министерства вместо одного
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» — школы, среднее специальное образование, соответствующее дополнительное профобразование и профобучение и дополнительное образование детей и взрослых. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних, социальной поддержки и защиты детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов, науки и нанотехнологиями. К компетенции министерства будут относиться контроль работы научных учреждений и университетов. Кроме того, ведомство будет отвечать за «деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Помимо этого, президент упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое было создано в 2013 году во время реформы Российской академии наук. Руководство РАН неоднократно жаловалось на то, что агентство пыталось вмешиваться в управление исследованиями. Теперь все функции ФАНО переходят к новому министерству науки и высшего образования.
Наконец, Рособрнадзор и Росмолодёжь, которые находились в ведении Минобрнауки, переведены в прямое подчинение правительству России.
Сообщения о разделении министерства образования на два ведомства (как и о ликвидации ФАНО) публиковались в СМИ ещё до официального подтверждения. 11 мая собеседник РИА «Новости» утверждал, что решение по этим вопросам уже принято окончательно. В тот же день зампред комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин в беседе с «Интерфаксом» сообщил, что Минобрнауки может быть разделено: «Вопрос о разделении министерства образования и науки действительно обсуждается, причём уже более 10 лет. И, похоже, что данное решение именно в этом году может быть принято».
И правда, эксперты и специалисты говорили, что создание двух министерств в сфере образования и науки будет естественным и оправданным. Такой точки зрения придерживался, например, глава РАН Александр Сергеев. В интервью после своего назначения главой академии он прямо говорил, что в России оптимальной комбинацией было бы создание двух министерств. Правда, тогда он называл немного другой вариант: «Мне кажется, что можно организовать и министерство науки, скажем: министерство образования, включая и высшее образование, — это одно министерство, а второе — это министерство науки».
10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»
Сразу после того, как стало известно о создании двух министерств, различные эксперты дали свои комментарии по ситуации, в основном положительные. Так, например, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов сказал РИА «Новости», что подобное решение оправдано и необходимо для реализации «технологического прорыва страны».
Ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), экс-глава Минобразования (1999–2004 годы) Владимир Филиппов говорил ТАСС, что реформа пойдет на пользу школе, проблемами которой новое министерство сможет уделить максимум внимания: «Директора школ и педагоги обычно обижаются, потому что в Минобрнауки большим авторитетом всегда пользуются ректоры вузов, которых не так много. И таким образом сейчас будет уделяться больше внимания школьному образованию».
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов оценил преобразование так же конкретно: «Действительно, вполне логичным выглядит разделение министерства науки и образования на две части, потому что нельзя было создавать такой большой сверхкомплекс». По его словам, создание двух министерств — это оптимальная норма, которая функционирует во многих других государствах.
Некоторые эксперты обратили внимание, что само по себе разделение выглядит разумным, но очень многое зависит от того, кто возглавит новые ведомства. Такое мнение, например, высказал «Ведомостям» Михаил Гельфанд, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, один из основателей сообщества «Диссернет»:
«Разделение министерства образования и на первый взгляд выглядит разумным: сочетание управления фундаментальной наукой и детскими садами в одном ведомстве выглядело странно. Отчасти это выглядит как задуманная еще прежним министром образования Дмитрием Ливановым реформа РАН, в которой не было Федерального агентства научных организаций (ФАНО в новой структуре правительства упраздняется — „Ведомости“), а распорядительные функции передавались министерству. Другое дело, что в нашей стране подобные преобразования нередко призваны не улучшить управление, а достичь каких-то иных целей. Недаром во времена хрущевских административных преобразований шутили, что Министерство путей сообщения разделят на „министерство туда“ и „министерства сюда“. В нашей системе госуправления важнее не само разделение, а персоналии, которые возглавят эти министерства».
Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно
Правительство подготовило необходимые для этого поправки в Трудовой кодекс
Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.
Трудовой кодекс сам не изменится
Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.
По сути, законопроект устраняет правовые пробелы. Например, в нынешней редакции ТК, определять продолжительность рабочего времени педагогов может только орган, «осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования», то есть Минпросвещения. Правительство хочет изменить формулировки, упомянув и орган, отвечающий за сферу «высшего образования» — то есть Минобрнауки.
Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.
В Правительстве пояснили, что разработка отдельного законопроекта для таких изменений понадобилась, поскольку внесения изменений в ТК «не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты».
Чем сейчас занимается Минпросвещения?
Согласно положению о Министерстве просвещения РФ от 28 июля 2018 года, ведомству переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования. Также в «зону ответственности» нового органа вошли сферы профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, вопросы воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.
Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Какие задачи решает Минобрнауки?
За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:
Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Чего ждут от образования и науки?
Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.
«Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на восемь процентов. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт», — констатировал тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Глава Минобрнауки Михаил Котюков, который, в свою очередь, 22 апреля представил в Совете Федерации своё видение развития системы высшего образования и науки, тоже не был понят парламентариями. Да, наверное, уместно было сказать о том, что в стране должны быть созданы не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня и разработаны не менее 140 прорывных технологий, но членов палаты регионов интересовала конкретика. Где, когда и в каких именно сферах произойдёт научный прорыв? Ответа не последовало, поэтому сенаторы посоветовали недавно назначенному на пост министру «не размазывать» финансирование отрасли по разным направлениям, а вместе с Российской академией наук сконцентрировать усилия на тех направлениях, где наша страна уже имеет мощный задел и может стать лидером.
Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.
Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.
«Селекцию надо поднимать с колен», — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратив внимание руководителя ведомства на нехватку амбиций. «Не сложилось впечатление, что точки роста сформированы», — отметила спикер. По опыту, денег науке всегда не хватает, но если «размазывать» их по всем направлениям, реального прорыва так и не будет. Поэтому сенаторы посоветовали в этом вопросе министру не пренебрегать советскими методиками, доказавшими свою эффективность. Кроме того, в Совете Федерации советуют не затягивать с внесением основного для отрасли документа — закона о науке.
Минобрнауки разделится на 2 части: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования
«Преобразовать Министерство образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации», — сказано в опубликованном во вторник указе президента о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Министерству просвещения Российской Федерации будут переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации передадут функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно- технической и инновационной деятельности.
Во вторник президент провёл рабочую встречу с Дмитрием Медведевым, в ходе которой председатель правительства представил главе государства структуру нового кабинета министров.
«В частности, речь идет о том, чтобы разделить Министерство образования на два отдельных органа власти, которые будут заниматься вопросами образования в стране. А именно Министерство просвещения, в компетенцию которого входят вопросы общей образовательной деятельности, то есть школы и среднего специального образования, и Министерство науки и высшего образования, к компетенции которого относились бы вопросы деятельности научных учреждений и вообще развития науки в стране в целом и соответственно деятельность университетов и деятельность высших учебных заведений.
Отдельным органом, который будет надзирать за образованием в стране, будет специальное агентство по надзору за образованием, которое будет находиться под правительством, осуществляя функции надзора как в отношении средней школы, так и в отношении высшей школы и науки.
Еще одним изменением является преобразование министерства связи и информационных технологий в министерство цифрового развития. «Для того чтобы реализовать ту самую цифровую повестку дня, которой занимается весь мир и которая является абсолютно актуальной и в нашей стране, о чем Вы, Владимир Владимирович, говорили и в Послании, и в Указе от 7 мая текущего года», — сказал премьер.
Медведев также сообщил, что предложения по персональному составу правительства будут представлены 18 мая.