Минские соглашения что это такое коротко и понятно
Минские соглашения пять лет спустя. Кому они нужны и почему не выполняются
С содержательной точки зрения это был документ об урегулировании внутреннего конфликта на Украине, конечной целью которого было восстановление территориальной целостности — возвращение Украине контроля над территорией Донбасса. Чтобы Донбасс захотел возвращаться назад, Украина должна была провести определённые реформы, включая децентрализацию.
Формулировки соглашений были недостаточно определёнными и допускали множественное толкование. Соответственно просто так взять их и выполнить было невозможно, но, надо сказать, что и самой по себе такой цели и не было. Задачей Минских соглашений было налаживание диалога между Украиной и Донбассом. А уже в процессе диалога должны были определиться формы дальнейшего сосуществования. Минские соглашения. Справка
Итак, что мы имеем по завершению пяти лет переговоров вокруг соглашений, закреплённых авторитетом ООН?
Первое и главное: никакого диалога между Украиной и неподконтрольной частью Донбасса не началось. Даже в рамках минской контактной группы две стороны предпочитают общаться через посредников — представителей ОБСЕ и России.
Более того, Украина совершила целый ряд шагов, которые в принципе исключают такой диалог. Главным из них является т.н. «закон о деоккупации Донбасса», который устанавливает, что территория ЛДНР оккупирована Россией и на ней существуют оккупационные власти. Соответственно вести переговоры там попросту не с кем, а сами по себе идеи таких переговоров выглядят просто оскорбительно — как если бы Гитлер предложил Сталину договариваться о «деоккупации» Украины с Эрихом Кохом.
Отсюда и главная дискуссия последнего времени — относительно очерёдности выполнения пунктов Минских соглашений.
Если всё дело во внутреннем конфликте, как утверждает российская сторона, то сначала надо примириться, в частности, признать результаты местных выборов на неподконтрольных территориях, независимо от того, кто их провёл и кто победил, а уже потом получать контроль над территорией (опять же в согласованных с местным населением рамках). Кстати, это необязательно должна быть форма федерации и автономии — республиками управляют люди не святые и, если Украина убедит местных, что под руководством Киева будет реально лучше… Впрочем, пока что Киев наглядно показывает, что конкретно жителям Донбасса под его управлением будет гораздо хуже, хотя и ненадолго — насколько у кого здоровья хватит.
Если всё дело во внешней агрессии, то, понятно, проводить выборы в условиях оккупации нельзя. Сначала надо получить контроль над территорией, провести зачистку региона от вражеской агентуры, а уже потом… Кстати, по умолчанию никакие «особые права» жителям оккупированной территории не нужны — они и так желают избавиться от оккупанта и слиться в экстазе со здоровым телом нации.
Впрочем, другие шаги, предпринятые Украиной, тоже с уверенностью «хоронят» Минск-2. Это касается и нового языкового законодательства (которое прямо исключает возможность применения языковых норм Минских соглашений), и «децентрализации» (которая сокращает права регионального самоуправления и ставит местное в подчинение центру), и многое другое.
В общем, позиция Украины (причём независимо от текущего президента) состоит в том, что никакого выполнения Минских соглашений не будет. Тем не менее, дипломаты с упорством, явно заслуживающим лучшего применения, продолжают декларировать безальтернативность Минских соглашений. В чём же дело?
Во-первых, Минские соглашения — единственный документ, обсуждение которого сохраняет хоть какой-то формат отношений между Украиной и Россией.
Глава украинского МИД Вадим Пристайко, пребывая в Италии, заявил, что отношения между Украиной и Россией на уровне послов восстановятся, как только прекратится война. Это ерунда. Как только Украина получит контроль над Донбассом, она тут же потребует контроля над Крымом. Возвращение Крыма тоже претензий украинской стороны не остановит. Вадим Пристайко как мастер камуфляжа. До чего довел язык главу МИД Украины в Риме
Во-вторых, Минские соглашения предотвращают развитие военного конфликта.
Военные эксперты с дипломатами тут не спорят, а просто обращают внимание на самоочевидные моменты:
— боевые действия на рубеже 2014-15 годов прекратились не из-за переговоров, а из-за того, что обе противостоящие стороны не имели возможностей вести наступательные операции сколько-нибудь значительного масштаба;
— крупномасштабное наступление с той или другой стороны невозможно по условиям местности — она открытая, и формирование крупного наступательного кулака будет сразу же обнаружено;
— Минские соглашения никак не мешают частным операциям украинской армии, вроде постепенного «отжимания» «серой зоны» (кстати, такого рода действия проводятся непосредственно сейчас, полностью компенсируя отвод войск в отдельных районах).
В-третьих, Минские соглашения позволяли сохранить определённые экономические отношения между Россией и Украиной и, таким образом, не содержать Украину на прямом обеспечении Запада.
Собственно, сейчас Украина в экономическом отношении существует за счёт контактов с Россией — как прямых (по которым у Украины негативное сальдо торгового баланса), так и косвенных (через Белоруссию). Так или иначе, никакого краха украинской экономики не произошло, а Запад получает от Украины только прибыли. Прямые убытки связаны не с Украиной, а с режимом санкций против России, для которых украинский кризис изначально был поводом, а не причиной.
Продолжение вялотекущего конфликта выгодно и с точки зрения проведения большой приватизации — в воюющей стране всё можно купить за бесценок, но нет угрозы аннулирования сделок в результате, например, внешней оккупации территории.
В-четвёртых, Минские соглашения — единственный документ, который формализует процесс прекращения боевых действий и деэскалации ситуации на Донбассе.
Если Минских соглашений не будет, то будут нужны другие соглашения, которые бы определили, как выходить из этой ситуации. Причём содержание их будет совершенно другим, и, главное, будет чётко понятно, кто именно должен идти на уступки, — в условиях, когда и Украина, и Донбасс считают, что победили, согласование позиций выглядит психологически крайне маловероятным.
Резюме: для прекращения войны в Донбассе и конфликта между Украиной и Россией нужно внутреннее перерождение украинского режима. Опыт последних пяти лет показывает, что в результате выполнения Минских соглашений оно не наступит.
Минские соглашения по Донбассу: суть документа, кто подписал, полный текст протокола
В середине 2014 года на фронтах Донбасса для Украины сложилось действительно бедственное положение.
Повстанцы из ДНР и ЛНР уже контролировали территорию двух областей, в которых суммарно проживало более 4 млн человек. И руководство страны, и европейские партнеры уже тогда понимали, что необходимо срочно нормализовать ситуацию. Для этого были подписаны Минские соглашения.
Минский протокол не возымел эффекта
5 сентября 2014 года для подписания первых Минских соглашений по Украине была созвана трехсторонняя группа. Со стороны Украины присутствовал бывший президент Л. Кучма, со стороны ДНР и ЛНР Минские соглашения 2 подписывали их главы Александр Захарченко (который погиб в августе 2018 года в результате взрыва в кафе «Сепар» в центре Донецка) Игорь Плотницкий. Представителем Российской Федерации при процедуре подписания документа стал Посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов. Присутствовал также наблюдатель от ОБСЕ — дипломат Хальди Тальявини.
В итоге стороны подписали рамочный документ, названный «Минским протоколом» или «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Порошенко и инициатив президента Путина».
Первое время Украина действительно придерживалась договоренностей. Верховная Рада приняла два важных закона: об амнистии граждан ЛДНР и о предоставлении особого статуса. Однако законы, так требуемые Минскими соглашениями, не были подписаны ни спикером парламента, ни самим президентом Порошенко.
Вторая попытка нормализовать ситуацию: кто подписал Минск-2?
Соглашение Минск-1 подвела неоднозначность формулировок. Уже в течение года после подписания со стороны Украины было предпринято несколько попыток решить вопрос Донбасса силой в обход подписанного документаю
Пункт Минских соглашений | Действия со стороны Украины | Действия со стороны ДНР и ЛНР |
Прекращение огня и отвод вооружений | Сначала выполнялось, затем возобновлены обстрелы | Выполнено |
Мониторинг режима прекращения огня с помощью ОБСЕ | Выполняется | Выполняется |
Проведение местных выборов в Донбассе | Не выполняется | Выполнено |
Придать Донбассу особый статус | Не выполняется | Не может быть выполнено |
Амнистия граждан ЛДНР и обмен пленными | Не выполняется | Не может выполнено |
Предоставление гуманитарной помощи | Выполняется | Выполняется |
Выплаты пенсий и социальных пособий | Не выполняется | Выполняется |
Восстановление госконтроля над границей | Не выполняется | Не может быть выполнено |
Вывод иностранных войск | Настаивает, что есть российские военные | Иностранных войск ОБСЕ не обнаружило |
Вступление в силу новой Конституции | Не выполнено | Не может быть выполнено |
Что изменилось в новом Минском соглашении?
Подписание Минска-2 слегка изменило порядок действий и обязательства сторон. Эти обязательства, прописанные в минском протоколе, были сняты:
Появились и новые обязательства:
Россия — гарант, а не участник конфликта
Гарантами выполнения вторых Минских соглашений являются ОБСЕ, Германия и Франция — их статус однозначен. Документ был подписан в том числе и Россией, однако мировое сообщество воспринимает участие РФ в Минске-2 по-разному:
Число жертв превысило 10 тысяч человек
Минские соглашения, подписанные Путиным, Порошенко, Захарченко и Плотницким, предусматривали и отвод тяжелых вооружений, и прекращение огня, и обмен пленных. В документе для большинства пунктов был обозначен конкретный дедлайн: полностью претворить в жизнь договоренности планировалось уже к концу 2015 года. Однако по прошествии 4 лет ни один из пунктов Минских соглашений так и не был полностью выполнен.
Камнем преткновения стал вопрос безопасности. Согласно договоренностям, стороны обязались отвести вооружение от линии соприкосновения. Однако ни Украина, ни повстанческие республики не могли договориться о принадлежности Дебальцево: ДНР и ЛНР рассматривали село как свою территорию, оккупированную ВСУ.
С того момента было предпринято 17 попыток установить режим тишины в зоне конфликта. Однако даже Специальная Мониторинговая Миссия ОБСЕ во главе с Александром Хугом озвучила печальную статистику : в 2016 году было зафиксировано 320 тысяч случаев нарушения режима тишины, а в 2017 — почти 400 тысяч.
Бои в Дебальцево — фото после боя
Планировалось создание трех, а впоследствии и 10 зон безопасности — в станице Луганской, в Золотом и Петровском. В итоге реально были созданы зоны безопасности лишь в последних двух населенных пунктах. В итоге по данным ООН, с момента начала конфликта до конца 2018 года погибло 11-13 тысяч мирных жителей ДНР и ЛНР.
В 2019 году министр иностранных дел Украины Арсен Аваков в США предложил новую схему деоккупации ЛДНР: предлагалось, что шаг за шагом территории непризнанных государств войдут под контроль Пограничных Сил Украины. В скором времени в Беларуси прошел очередное заседание по обсуждения ситуации на Донбассе. Затрагивался вопрос социальных выплат гражданам республик.
Небольшое продвижение получил пункт об обмене пленными: 13 марта представитель Украины сообщил о возможном обмене 25 содержащихся в заключении на Украине российских граждан на граждан Украины и о готовности помиловать 72 сторонников ДНР и ЛНР в обмен на 19 украинских граждан, содержащихся в заключении в Донбассе.
Полный текст Минских соглашений
Документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» состоит из 13 пунктов. СМИ получили полную версию этого документа. Протокол был подписан лидером «ДНР» А. Захарченко, главой «ЛНР» И. Плотницким в Минске. Документ был подготовлен «нормандской четверкой» как мирное соглашение для урегулирования конфликта на востоке Украины.
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
Участники Трехсторонней Контактной группы:
Данные предоставлены согласно источнику.
Скан договора, который попал в прессу представлен ниже.
Полный текст Минских соглашений — страница 1 Полный текст Минских соглашений — страница 2 Полный текст Минских соглашений — страница 3 Полный текст Минских соглашений — страница 4
Минские соглашения что это такое коротко и понятно
По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014 г., Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла понимания относительно необходимости осуществления следующих шагов:
Участники Трехсторонней контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л. Д. Кучма
Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов
А. В. Захарченко
И. В. Плотницкий
5 сентября 2014 г. Источник: сайт ОБСЕ
Споры о том, кто и как допустил эту трагедию на Украине, как вообще могла произойти эта братоубийственная война в центре Европы в XXI веке, будут вестись еще долго. Вряд ли кто-то будет готов жить с этим проклятьем, а потому вину будут пытаться переложить на соседа или политического оппонента. Но от взаимных обвинений и разоблачений легче никому не станет. Всем нам — и украинцам, и их соседям — все равно надо будет ответить на главный вопрос, от которого не уйти: а что станется с Украиной, которая оказалась на историческом распутье?
Необходимо сообща помочь Украине, оказавшейся на распутье, выйти из сложной ситуации.
Минские соглашения свидетельствуют, что обе стороны украинского конфликта признают, возможно, в неявной форме, что кризис в стране не может быть разрешен военным путем. Они показали, что у сторон отсутствует полное единство мнений по поводу того, каким будет это урегулирование. Позиция Петра Порошенко вызывает много критики в Киеве. На этой критике многие украинские политики строят свои избирательные кампании в парламент страны и зарабатывают политические очки.
Минское соглашение, о необходимости выполнения которого все стороны говорили постоянно с момента его заключения, окончательно перестало выполняться. Соглашение, безусловно, сыграло позитивную роль в урегулировании конфликта: в условиях широкомасштабных боевых действий оно способствовало заметному снижению интенсивности боев и, следовательно, сохранению многих жизней. Украинской стороне это соглашение было особенно выгодно, поскольку было заключено после военного поражения Киева в августе 2014 г. Кроме того, в рамках минского формата впервые состоялся, пусть и не на самом высоком уровне, диалог между Киевом, с одной стороны, и ДНР и ЛНР, с другой. Однако этим значение Минского соглашения, пожалуй, исчерпывается.
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании [1], до конца 2015 года. (См. примечание.)
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
А.В. Захарченко
И.В. Плотницкий
12 февраля 2015 г. Источник: сайт Президента РФ
Переговоры в Минске продемонстрировали ряд важных моментов и в международном плане. Во-первых, мирная инициатива Меркель и Олланда свидетельствует о том, что лидеры ключевых европейских стран предприняли попытку урегулировать конфликт, в то время, как США продолжали довольно воинственную риторику, а значительная часть политического истеблишмента в США выступала за немедленные поставки вооружении в Украину. Такая попытка, тем не менее, вряд ли может рассматриваться как раскол между ЕС и США. Несмотря на определенную разницу в позициях, вполне очевидную ввиду того, что ни Берлин, ни Париж не хотят большой войны в Европе, визит Меркель в Вашингтон и согласованная позиция Порошенко, Олланда и Меркель в ходе минских переговоров демонстрируют общую линию Запада.
«Нормандская группа» на уровне заместителей министров иностранных дел, в которой я участвую, не принимает решений. Наша функция — контроль. Мы можем советовать, оценивать, докладывать своему руководству. Решения по всем вопросам принимаются в рамках Контактной группы (КГ). Для решения практических вопросов жизни в регионах юго-востока в рамках КГ должны быть созданы рабочие группы. На нынешнем этапе речь идет о том, чтобы четко сформулировать, что это будут за группы и чем они будут заниматься. Мы предлагаем сформировать их по четырем направлениям: по политическим, гуманитарным, социально-экономическим и военным вопросам. Конкретные предложения России в КГ переданы. В минских договоренностях прописано, что до конца 2015 года процесс урегулирования в целом должен быть завершен и должны состояться местные выборы, а местная власть в Донецке и Луганске признана легальной, соответствующей новой Конституции Украины.
Весна 2015 года поставила целый ряд новых вопросов относительно того, насколько минские соглашения, заключенные при участии лидеров Франции и Германии, могут быть применены на практике. Последние внешнеполитические события продемонстрировали несколько трендов. С одной стороны минские соглашения по-прежнему остаются трудными для буквального выполнения. Однако ЕС несколько изменил свою позицию и оказывает серьезное давление на Киев, с точки зрения начала политического урегулирования. Ключевой вопрос в том, чтобы политическая часть минских соглашений, в том числе в отношении выборного процесса на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» не была связана хронологически с местными выборами на Украине и ее реализация не затягивалась бы Киевом.
События на Украине 2013–2014 гг. не вскрыли новых глубинных противоречий между Киевом и Москвой: они, пусть и не в таком остром виде, существовали и ранее. Однако эти события спровоцировали самое сильное противостояние двух крупнейших государств постсоветского пространства, которое не только поставило множество вопросов относительно будущего российско-украинских отношений, но и обнажило целый ряд серьезных проблем в рамках всей системы международной безопасности.
Рабочая тетрадь «Украинский вызов для России»
Авторы: Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, Александр Гущин, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, Анна Цибулина, доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО (У) МИД России