Минутка чистописания что это такое
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания
— между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;
-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования
привели к следующей идее:
— использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;
-создавать на уроках:
— деятельностный подход в обучении;
— условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;
— условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:
1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;
2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;
4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”
5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.
6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.
1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.
В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:
1) ноги ставим на подножку парты;
2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;
3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;
4) плечи горизонтальны, на одном уровне;
5) оба локтя лежат на краю парты.
Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.
Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.
Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.
В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4].
Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.
Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.
При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.
В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.
В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..
Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.
3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.
Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)
2-я строка – запись букв в соединении (дома)
Дальше в столбик записаны слова:
1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя
2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:
— Какое слово в этом ряду лишнее?
— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)
— Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)
– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.
Справка. Указано количество слогов. Ответ 3
Справка. Указано количество букв. Ответ 7
Справка. Указан ударный слог. Ответ 3
Вопросы и задания классу:
— В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?
Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.
Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:
— Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?
— Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.
Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.
Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1.
4. Пальчиковая гимнастика.
Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.
(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)
Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.
Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.
(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)
Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)
Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.
(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?
Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)
(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)
Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить.
(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)
Листья падают в саду, я их граблями смету.
(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).
Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.
(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)
Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)
Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.
Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.
(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).
Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)
Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.
Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.
(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
5. Упражнения для языковой разминки [1, 3].
1. Словарная работа.
2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:
— Что объединяет все эти слова?
— Какое слово в этом ряду лишнее?
— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?
3. Укажи количество слогов.
4. Укажи количество букв, звуков.
5. Укажи ударный слог.
6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?
7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?
8. Допишите слог до слова.
9. Запиши однокоренные слова других частей речи.
10. Измени порядок слов по алфавиту.
11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)
1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.
2. Выдели в слове его части.
3. Найди и исправь ошибки.
4. Объясни значение слова по толковому словарю.
5. Определи часть речи.
6. Подчеркни члены предложения.
7. Запиши проверочные слова.
8. Сделай графические обозначения.
9. Вставь безударные гласные.
10. Запиши проверочные слова.
1. См. все выше описанное.
2. Произведи разбор по составу.
3. Произведи фонетический разбор слова.
4. Произведи морфологический разбор слова.
5. Произведи синтаксический разбор предложения.
6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.
Мастер класс «Минутка чистописания в начальной школе»
Сценарий мастер-класса по теме
«Минутка чистописания в современной школе»
Цель : расширить представление педагогов о возможностях минутки чистописания, научить использовать новые приемы.
Создать проблему перед педагогами по необходимости изменения формы проведения минутки чистописания.
Осветить теоретические основы методики проведения минутки чистописания.
Структурировать методы подачи информации в процессе минутки чистописания.
Показать приемы организации минутки чистописания в современной школе.
Научить педагогов использовать полученные знания на практике. Провести практикум.
Сделать выводы, подвести итоги.
Материалы : доска, тетради, ручки, учебники, карточки с заданиями.
1. Создание проблемной ситуации.
-Здравствуйте коллеги! Сейчас всего на несколько минут вы превратитесь в учеников. Итак, дети, открыли тетради, записали число и классная работа, открыли учебники на стр.44, делаем самостоятельно упражнение №2. (учитель открывает телефон и погружается в соцсети)
-Коллеги, вернитесь! Вы думаете такого не бывает сегодня в школе? Ошибаетесь! Какие ошибки мною допущены?
-Хорошо. Вы – снова ученики! Дети, открыли тетради, записали число, классная работа. На доске написаны буквы, которые вам нужно красиво списать в тетрадь.
-Коллеги, вернитесь! Теперь все этапы урока в наличии. Вам понравилось начало урока? Проявился ли в вас познавательный интерес? Захотелось ли вам учиться? Заинтересовались ли вы получением новых знаний? Именно!
2. Теоретические основы, методика преподавания урока.
— Какова же цель написания минуток чистописания: формирование навыка правильного написания букв, соединений в словах, четкое безотрывное письмо. Занятия по чистописанию проводятся ежедневно, согласно требованиям программы.
-Еще К. Д. Ушинский в свое время писал: «Сделать серьезное занятие занимательным – вот основная задача обучения». А нас, знаете ли в педучилищах и пединститутах не учили, что минутку чистописания можно провести занимательно. В методических пособиях не особенно много информацию по методике проведения чистописания на уроке. Понятно, что это этап урока и он обязательно должен быть! Ясно одно – МЕХАНИЧЕСКИ ПИСАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, СОЕДИНЕНИЯ, БУКВЫ – НЕДОПУСТИМО!
Вывод: с этим что-то надо делать! В зависимости от темы урока готовим заранее минутки чистописания. Они составляются таким образом, чтобы при ответе на ряд вопросов учащиеся могли сами сделать вывод по следам своих рассуждений, какую букву или соединение они будут писать или сформулировать новое понятие, правило, тему урока.
Кроме того, в современной школе деятельность учителя была направлена на среднего ученика. Образования в современной школе направлено и на решение проблем детей с высоким потенциалом. В классе с детьми разного уровня развития важно правильно организовать работу с сильными учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить их а активный творческий поиск. Я обобщила весь собранный опыт и структурировала задания по их цели.
3. Структура заданий:
Задания для минутки чистописания
На поиск буквы для написания
На поиск звука (на развитие фонематического слуха)
На поиск орфограммы, правила
На поиск темы урока, нового знания
На развитие логики
Самостоятельная творческая деятельность
Какую именно букву сегодня будем тренироваться писать?
Какой звук услышали, запишите букву, обозначающую этот звук на письме.
Какое правило заметили? Какую орфограмму увидели?
Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься, какая тема урока, какое новое словарное слово будем изучать?
В чем загадка? Найдите закономерность.
Ученики сами придумывают здания
4. Приемы организации минутки чистописания
А) На поиск буквы для написания:
Пример №1: на доске записаны слова стар…сть, п…шёл, н…винки, заварн…й и предлагается детям задание: «Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания.
1. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Какая это буква?
Сегодня мы будем писать букву о. Она имеется в приставке по- глагола пошёл, в корне нов- существительного новинки во множественном числе, в суффиксе –ость существительного старость в единственном числе и окончании –ой прилагательного заварной
Пример №2 Осуществление неполного фонетического разбора. Пример задания: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук».
Пример № 3 Осуществление разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Исходные слова: закваска, голосок, мясистый.
Примерный ответ: «Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок; в корне мяс слова мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну-две составные части. Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Пример №6 Какая буква потерялась?
… ышка, …узей, гро …, ра … ка.
— Сегодня мы будем работать над написанием букв М,м.
мМм МмМ, продолжи закономерность
Пример№7 Отгадайте, что это за буква? Она нам поможет продолжить путешествие: В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Правильно, это буква О.Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами всвоих тетрадках. Как вы думаете, какое соединение будет следующим? Ооа Ооб Оов … (Оог)
Пример №1. На доске записаны слова: нос, лак, лён
— Определите букву, которую будем писать. Она обозначает непарный, звонкий, мягкий, согласный звук.(звук Л).
Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю..
Во втором классе усложняем задание.
— Составьте предложение, где все слова начинаются с этой буквы.
Пример №2 :На доске слова: шумный, робко, захочу, цапля.
– Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает твердый глухой непарный звук. Как называется эта буква? (х)
Хх Хх ах ох ух Хл Хв Хо
Пример №5 Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание. Записать эту букву столько раз, сколько вы ее услышите: окно, сосна, морской, садовый, костер, кастрюля, домовой, столовая – 9 раз. С какими орфограммами вы встретились? Какие словарные слова вы услышали, запишите их, определите род, разделите их на слоги.
В) На поиск орфограммы, правила:
Пример №1. в..р..бьи, т..традь,п..льто, уч..тель, к..ньки,к..рабль.
— Цепочку букв составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.(ВЬКЬ)
Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.
— что объединяет эти слова (словарные)
-составьте предложение, используя эти слова (творческое задание).
Пример №3 Букву «А» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание. Записать эту букву столько раз, сколько вы ее услышите: окно, сосна, морской, садовый, костер, кастрюля, домовой, столовая – 4 раз. С какими орфограммами вы встретились? Какие словарные слова вы услышали, запишите их, определите склонение.
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж
Г) На поиск темы урока, нового знания:
Пример №1. мину..ка, моне…ка, гря…ка, конфе..ка
-Эта буква в лишнем слове (Д, в слове грядка)
-Сформулируйте тему урока (Написание парных согласных в середине слова)
Пример №2. т…жёлый, пр…мой, в..сёлый, гл…дит.
-определите лишнее слово, какую букву вставим в остальные слова (буква Я)
-какая орфограмма объединяет эти слова, найдите проверочные.
— сформулируйте тему урока ( Безударная гласная в слове).
Пример №4 Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания: • Назовите и напишите парную согласную буквы Ф • Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза. • Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л] • Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС) • Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось. СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию. Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок!
Что записано на доске: ик, еньк, ок, иц, ость, тель, ов, ёк
Суффиксы! Верно это и есть тема сегодняшнего урока.
Д) На развитие логики:
Пример №1 : «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С …. Ответ обоснуйте».
Пример № 2 Спишите с доски, продолжив закономерность, вспомните по два словарных слова на эти буквы
Пример №3 Спишите с доски, продолжив закономерность, вспомните по два словарных слова на букву К
Пример №4 Спишите буквосочетания, продолжив закономерность
Е) Самостоятельная деятельность:
Пример №1 Ученик предложил найти «лишнюю букву»
п,т,ш,к,р (р- не имеет парной глухой);
и,а,е,ю,ь(а- не обозначает мягкость)
Пример №2 Ученик предложил определить последовательность в данном ряду: Ааб Аав Ааг …(заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита).
Практикум для педагогов: имея исходный материал составить минутку чистописания (раздаются карточки с материалом)
1.Толя, Надя, язык, ямка, земля, якорь
2. Коньки, пью, большой, кольцо, келья, капелька, вьюга, тень
4. Ст…пной, з..леный, в..сной, б…рега, зв…рьки, л..сной
Выводы. Подведение итогов.
Обобщая опыт работы, я отметила следующие параметры результативности:
Повышение качества обучаемости;
Создание сплочённого коллектива учащихся;
Личностный рост учащихся
Развитие интеллектуальных способностей учащихся.