Мип что это такое

Мип что это такое

Межгосударственный информационный пул

информационный ресурс телерадиокомпаний стран СНГ

морской инженерный полк

метод искусственного подмагничивания

многоканальный измерительный преобразователь

между иностранными портами

Московский институт приборостроения

Москва, образование и наука

«Михайлов и партнёры»

Международный институт печати

образование и наука

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Международный институт прессы

образование и наука

министерство инвестиционной политики

молодёжное инновационное предприятие

Московский институт права

Москва, образование и наука, юр.

мел для известкования почв

многофункциональный измерительный преобразователь
преобразователь измерительный многофункциональный

мощный ионный пучок

малое инновационное предприятие

модуль импульсный порошковый

Полезное

Смотреть что такое «МИП» в других словарях:

МИП- — малогабаритный источник питания в маркировке Пример использования МИП Р 1 … Словарь сокращений и аббревиатур

МИП — Международный институт печати метод искусственного подмагничивания морской инженерный полк … Словарь сокращений русского языка

МИП запасные — МИП (хранящиеся на складе объекта), готовые к применению и предназначенные для замены МИП, использованных при тушении или неисправных Источник: НПБ 56 96: Установки порошкового пожаротушения импульсные. Временные н … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

мип-мэпинг — mip mapping рекоменд. мип мэппинг, не рекоменд. мип мэпинг … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

мип-мэппинг — mip mapping рекоменд. мип мэппинг, не рекоменд. мип мэпинг … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Гиз, Мип — Мип Гиз Miep Gies … Википедия

Эффективность МИП — 2.2.1. Эффективность МИП категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Рекомендуется оценивать эффективность МИП в целом и эффективность участия в МИП. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Модули импульсные порошковые (МИП) — Исполнительное устройство УППИ, в котором совмещены функции хранения, подачи и запорно пусковые функции, осуществляющее по командному импульсу устройства контроля и управления выпуск и распыление огнетушащего порошка за время не более 0,2 с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Сроком окупаемости МИП с учетом дисконтирования — 2.8.10. Сроком окупаемости МИП с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента времени (начала 0 го шага) до «момента окупаемости с учетом дисконтирования». Моментом окупаемости с учетом дисконтирования… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

МИП своими руками: как идею превратить в бизнес

Мип что это такое. Смотреть фото Мип что это такое. Смотреть картинку Мип что это такое. Картинка про Мип что это такое. Фото Мип что это такое

Лучшая команда конкурса «Start-up СПбГУ» в этом году получит завидную сумму — один миллион рублей. Главное условие выигрыша — создать на эти средства малое инновационное предприятие (МИП) при Петербургском университете.

Как молодым исследователям открыть собственное дело и чем в этом может помочь вуз, рассказал начальник отдела коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ Александр Сергеев.

Что такое малое инновационное предприятие и для чего оно нужно?

Малое инновационное предприятие, или МИП, в котором соучредителем выступает Университет, — это хозяйственное общество, создаваемое с целью внедрения результата интеллектуальной деятельности, исключительные права на который принадлежат Университету. Создание МИПа с участием Университета — это один из механизмов трансфера технологии — передачи технологии от одного субъекта другому с целью ее внедрения, как правило, на коммерческой основе.

Обычно МИП — это общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, где одним из соучредителей является вуз либо научно-исследовательский институт, словом — центр, где создается интеллектуальный продукт.

Сегодня университеты становятся важной частью экономической системы и должны показывать, что их интеллектуальные продукты могут превратиться в продукты реальные.

Например, это лекарства от ранее неизлечимых болезней, новые способы безопасной переработки отходов, оборудование и различные приборы с новыми характеристиками и т. п. МИПы нужны как раз для того, чтобы внедрить в производство ту или иную научную разработку, которая в итоге улучшит качество жизни людей или использование ресурсов в обществе.

Много ли МИПов сегодня работает при СПбГУ? Есть среди их сотрудников молодые ученые?

У нас таких предприятий 12. Один из самых успешных примеров — это ООО «Геологический центр СПбГУ», созданный в конце 2011 года. Центр оказывает услуги в сфере геологического изучения недр различного профиля. У предприятия много заказов и хороший оборот, оно широко известно в России.

Другой успешный МИП — это ООО «Центр информационно-диагностических систем СПбГУ», где разрабатывают программное обеспечение (ПО) для ядерной медицины. К примеру, специальные программы для томографов и других приборов, которые «просвечивают» организм человека. ПО не имеет аналогов в стране, поэтому пользуется популярностью у лечебных учреждений, НИИ, связанных с медициной, а также производителей продуктов радиоэлектроники. Это яркий пример импортозамещения. Есть предприятия, где работают в том числе молодые ученые: ООО «Нелокальные плазменные технологии», ООО «Лазерная химия» и другие.

Чем СПбГУ может помочь начинающим бизнесменам в создании МИПа?

Прежде всего, нужно отметить, что сама юридическая возможность создания МИПа возникает тогда, когда университет готов предоставить право использования интеллектуальной собственности, правообладателем которой он является.

Помощь — это всегда предоставление каких-то ресурсов.

Одно из существенных нематериальных преимуществ — это бренд, имидж и репутация Санкт-Петербургского государственного университета, ведь малое предприятие создано с участием СПбГУ и, безусловно, ассоциируется с Университетом. Это отмечают все директора МИПов. Университет полностью берет на себя регистрацию предприятия, чтобы инициаторы МИПа не разбирались в том, как заполнять регистрационную форму, какие нужны документы, как писать устав, когда идти в налоговую инспекцию и так далее.

МИПам доступно оборудование Научного парка, а так как это наши предприятия, здесь возможны определенные льготные условия, которые могут быть прописаны в договоре. Благодаря созданию МИПов у сотрудников и студентов Университета появляются дополнительные источники дохода. Для студентов малое инновационное предприятие — это возможность, не отходя от парты, начать применять те знания, которые им дают на лекциях. Для научных сотрудников, занимающихся прикладными НИР, — это возможность протестировать свои разработки, выяснить, насколько эффективно их разработки решают практические задачи.

Отмечу также то, что для МИПов существуют льготы, предусмотренные государством. Одна из самых существенных — это сниженный размер выплат по страховым взносам. Для обычных предприятий в общем случае он составляет около 30 %, но для МИПов, созданных при вузах, на текущий момент — 14 %. Есть льготы и на аренду помещения в государственном образовательном учреждении: в первый год МИП может платить 40 % от размера арендной платы, во второй — 60 %, в третий — 80 %. Словом, статус МИПа дает определенные преференции.

Можно ли совмещать работу на малом предприятии и учебу в СПбГУ?

Кандидатуры гендиректоров обсуждаются на комиссии по созданию МИПов и согласовываются с руководством Университета. По остальным должностям в целом допускается, чтобы студенты, аспиранты и молодые ученые были сотрудниками малых инновационных предприятий.

Где малое инновационное предприятие может найти средства на реализацию своего проекта?

Сегодня государство предлагает достаточно много способов привлечения финансирования для компаний, которые находятся на начальной стадии развития. К примеру, в Фонде содействия инновациям реализуется ряд таких программ, самая популярная из них — «Старт». На эту программу подают заявки малые предприятия, чтобы привлечь средства и освоить выпуск и продажу продукции на основе своей разработки. Предприятия при СПбГУ зачастую сразу же работают с заказчиками из промышленности. Но прецеденты получения грантов тоже есть: у нас есть два МИПа, которые являются получателями грантов в том же Фонде содействия инновациям, — ООО «Геологический центр СПбГУ» и ООО «Научно-исследовательский центр информационных технологий СПбГУ».

Как много стартапов становятся успешным бизнесом? И каким образом можно помочь молодым предпринимателям, которые хотят развивать наукоемкие технологии?

Считается, что стандартный процент «выживаемости» стартапов не только в наукоемком бизнесе, но и вообще среди инновационных предприятий не превышает 10 %.

Шанс «выстрелить» всегда есть, но эта работа требует очень большого энтузиазма и знаний, а чтобы начинающим предпринимателям их получить, нужна инновационная инфраструктура.

В СПбГУ мы сегодня работаем над развитием деятельности бизнес-инкубатора — структуры, которая поможет молодому предприятию быстрее встать на ноги с помощью трех базовых вещей: обучения основам экономики предприятия и инновационного менеджмента, консультирования по прикладным вопросам ведения бизнеса, включая менторство со стороны экспертов из деловой среды, и налаживания деловых контактов.

На первом этапе мы планируем обсуждать самые базовые вопросы и ориентировать тех, кто только-только начинает интересоваться предпринимательством. Например, как отсегментировать рынок? Как строить политику ценообразования? Как увязать ценообразование и объем продаж? Как написать бизнес-план и зачем? Откуда привлечь финансовые ресурсы и как это сделать? По таким вопросам. Важно учиться не только у теоретиков, но и у предпринимателей, которые добились успеха и могут подсказать, в том числе в индивидуальном порядке, как не набить шишек. Помимо этого в бизнес-инкубаторе завязываются деловые контакты, которые помогают привлечь финансы и заказчиков.

Я думаю, что для ребят, принимающих участие в конкурсе «Start-up СПбГУ», инкубатор станет главным ресурсом, который поможет им превратиться из стартапа в стремительно растущий бизнес.

Источник

Новое в блогах

Мип что это такое. Смотреть фото Мип что это такое. Смотреть картинку Мип что это такое. Картинка про Мип что это такое. Фото Мип что это такое

Федеральный закон № 217. Принятый в августе 2009 г. ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [8] позволил бюджетным научным и образовательным учреждениям выступать в качестве учредителей предприятий, осуществляющих внедрение созданных на базе вузов интеллектуальных продуктов в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Это инициировало вторую волну появления вузовских инновационных производств (первая волна – 1980 – 1990-е гг.).

У ВУЗов появилась возможность самим учреждать малые инновационные предприятия (МИПы) с долей собственности учебного заведения. Вместе с ВУЗом учредителями могут выступать как физические, так и юридические лица. Входя в капитал, ВУЗ передаёт предприятию права на использование результатов интеллектуальной деятельности (РИДов). Это могут быть программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, секреты производства (ноу-хау), различные методики и т.д.), что позволяет капитализировать накопленные знания.

Помимо ФЗ № 217, деятельность вузовских МИПов регулируется сегодня следующими нормативно-законодательными актами РФ:

– ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

– ФЗ от 22.08.1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

– ФЗ от 27.11.2010 г. № 310 «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

– ФЗ от 16.10.2010 г. № 272 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– ФЗ от 08.02.1998 г. № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

– ФЗ от 24.07.2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

– ФЗ от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции»;

– ФЗ от 12.01.1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»;

– ФЗ от 08.08.2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

– ФЗ от 01.03.2011 г. № 22 «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О науке и…» и статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

По разным оценкам, после принятия ФЗ № 217 по данным на апрель 2010 г. в России было создано 917 МИПов, из них 889 – в 176-ти ВУЗах России, 28 – в 23-х НИИ. Только 15% ВУЗов, создавших МИПы, являются гуманитарными (обычно это учебные и консалтинговые центры).

97,6% МИПов выбрали в качестве организационно-правовой формы ООО, и лишь 2,4% – ЗАО.

Лишь 298 из 917-ти МИПов (32,5%) соответствуют ФЗ № 217. В качестве критерии соответствия учитывались следующие показатели:

– п редоставление информации о созданных хозяйственных обществах по приказу Министерства и образования науки РФ от 8.12.2009 г. №718;

– р езультаты проверки Роспатента РФ;

– с оответствие законодательству (в частности, части 4-ой ГК РФ, ФЗ об ООО, ФЗ об АО, ФЗ о регистрации юридических лиц).

Согласно данным о РИДах, право на использование которых внесено в уставной капитал МИПов, патенты (изобретение, полезная модель, промышленный образец и т.д.) составляют 50, 6%, ноу-хау – 28 %, программа для ЭВМ – 18,9%, база данных – 2,5% [5].

МИПы в ЮФО. Отраслью специализации Юга России сегодня является подготовка квалифицированных кадров. В Южном макрорегионе находится 13,4% всех ВУЗов России (а с учётом филиалов – 20,8%). В этих учреждениях обучается 13,3% всех российских студентов и выпускается 13,6% специалистов с высшим образованием. На Юге сконцентрировано 8,6% российских организаций, осуществляющих подготовку 10,8% всех аспирантов России. Аналогичные высокие результаты демонстрируют регионы Юга России и по подготовке докторов наук.

На долю Юга приходится 9% всех выданных в РФ патентов на изобретения и 6,5% выданных патентов на полезные модели, что лишний раз подтверждает значительный творческий интеллектуальный потенциал макрорегиона [2].

Однако реализация этого потенциала менее масштабна. Доля Юга в числе созданных (4%) и используемых (5,6%) передовых производственных технологий не велика. Для этого есть основания: в численности российских организаций, осуществляющих инновации, доля южных регионов составляет 8,9%, в затратах на технологические инновации – 6,1%, а в общероссийском объёме инновационных товаров, работ и услуг – 6,8% [1; 2].

Распределение МИПов по федеральным округам неравномерное. Большинство из них создано в ВУЗах и НИИ Центрального и Сибирского ФО (табл. 1)

Распределение малых инновационных предприятий, созданных при ВУЗах и НИИ,

Кол-во созданных МИПов*

Кол-во НИИ, создавших МИПы

Кол-во МИПов, созданных в НИИ

Кол-во МИПов, соответствующих ФЗ № 217

Итого по ФО России

*зарегистрированных в базе данных ЦИСН

По количеству созданных МИПов ЮФО находится на 5-м месте среди 8-ми ФО России. Явными лидерами в этой области являются Астраханский государственный технический университет и Астраханский государственный университет (табл. 2) [5]. В число лидеров следовало бы отнести и Южный федеральный университет, где действует около 90 МИПов, большинство из которых было создано еще до принятия ФЗ № 217 [1].

Количество МИПов, созданных в ВУЗах Южного федерального округа в 2009 – 2011 гг. [ 5 ] *

Кол-во созданных МИПов

Из них полностью соответствуют ФЗ № 217

Астраханский государственный технический университет

Астраханский государственный университет

Волгоградский государственный медицинский университет

Волгоградский государственный технический университет

Волгоградский государственный университет

Кубанский государственный аграрный университет

Кубанский государственный технологический университет

Кубанский государственный университет

Северо-Кавказская академия государственной службы (г. Ростов-на-Дону)

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (г. Шахты)

Южный федеральный университет**

*По данным на апрель 2011 г.

Так, например, оборот МИПов, созданных в Астраханском государственном техническом университете, составил в 2010 г. 8100 тыс. рублей, а доход (за исключением возврата заемных средств и издержек) – 6900 тыс. рублей.

В России планируется создание более 2 тыс. МИПов при НИИ и ВУЗах, которые обеспечат порядка 100 тыс. новых рабочих мест, в первую очередь, для молодых специалистов – сегодняшних выпускников [9].

Грядущий переход российских ВУЗов в статус автономных учреждений по замыслу Министерства образования и науки РФ должен стимулировать развитие инновационных производств на базе высшей школы, их выхода на рынки инновационной продукции.

Переход в режим автономного учреждения связан, с одной стороны, с появлением дополнительных проблем, а с другой – создает возможности для диверсификации существующих источников финансирования и поиска новых.

К 2012 г. ожидается существенное сокращение числа студентов в связи с предшествующим демографическим спадом. Мало кому из региональных ВУЗов удастся заполнить все бюджетные места, а потому они будут просто вынуждены активно конкурировать между собой за увеличение доли финансирования научных исследований (на что, кстати, выделяется порядка 30 млрд. рублей, за лидерство в сфере инновационного бизнеса [3].

Чтобы не потерять свои доходы уже в ближайшие несколько лет, у ВУЗов выход один – рост доли доходов от НИР и НИОКР, от деятельности МИПов. Поэтому условием не только инновационного развития государственных ВУЗов сегодня, но и фактором их выживания в самом ближайшем будущем становится формирование «пояса инновационных компаний» – малых предприятий, реализующих совместно с образовательным учреждением научные, образовательные наработки.

Стратегия и задачи ВУЗов на рынке инновационной продукции. По мнению экспертов, из недр университетской и академической науки выходит подавляющее большинство всех новаторских проектов [4]. Капитализация интеллектуальной собственности, постановка её на баланс и продажа – это инструмент повышения экономической эффективности фирмы, формирование дополнительной инфраструктуры. Потенциал вузовской науки в создании интеллектуальной собственности, её трансформации в конкретные товары и услуги далеко не исчерпан. При этом, конечно, приоритетной должна оставаться основная задача бюджетного научного и образовательного учреждения – развитие науки и образования, сохранность и приумножение образовательного научного фонда. ВУЗы и НИИ не должны перерождаться в промышленные предприятия.

Существует четыре группы юридических лиц, с которыми учебные заведения могут взаимодействовать в сфере инноваций и их коммерциализации: промышленность, малый бизнес, административные органы и финансовый капитал.

Важное право МИПов – включать в своё название имя ВУЗа, что позволяет получить кредит влиятельности, защиту от лишнего внимания налоговых органов, создавать вузовский бренд.

– льготы по субаренде помещений для предприятий;

– упрощение процесса подачи заявок на участие в различных грантовых конкурсах: с одной стороны, ВУЗы могут такие проекты грамотно оформить и представить, во-вторых, если по ряду конкурсов ВУЗ может подать лишь одну заявку, то число совместных с малыми предприятиями (МП) заявок не ограничено;

– возможность льготного пользования современным оборудованием (например, к центрам коллективного пользования оборудования при ряде ВУЗов ЮФО открыт доступ МП);

– многие ВУЗы обладают развитой инфраструктурой сопровождения проектов, в том числе в области юридического обеспечения прав интеллектуальной собственности и экспортного контроля;

– в ВУЗах постоянно генерируются новые идеи и обеспечивается приток кадров для бизнеса, есть возможности организовывать команды молодых специалистов, обеспечивать финансирование их работы в рамках различных грантовых программ и ориентировать на запросы бизнес-сообщества [3].

Во-первых, инновационный бизнес требует и производственной базы, и необходимого научного задела, а сам процесс создания МИПа занимает много времени. Первоначально в ВУЗе или НИИ необходимо оценить актуальность на рынке инновационного проекта, ради которого планируется создание МИПа. Затем существенное время может потребоваться на поиск стратегического партнера – инвестора, который сделает финансовые вложения в данное предприятие, например, став его учредителем.

Во-вторых, существуют проблемы внесения бюджетным учреждением денежных средств в уставной капитал МИПа, сложен механизм внесения имущества и процедуры по генеральному разрешению, корректировке устава, аренде помещения и спецоборудования, трудоемок процесс получения лицензий на виды деятельности, которые должны быть у вновь образованных МИПов. Пользуясь только ФЗ № 127, почти невозможно развернуть предприятие на базе ВУЗа без нарушений.

В-третьих, ФЗ № 127 не предполагал упрощенной системы налогообложения (УСН) для вузовских МИПов, что сделало систему их отчётности слишком громоздкой и сложной, а налоговое бремя – неподъёмным [6; 7]. Однако на сегодняшний день предоставили информацию о переходе на УСН 169 МИПов [5].

В-четвертых, c огласно ФЗ № 127, сторонние инвесторы должны вносить в МИПы средства, а вузы – интеллектуальную собственность. Однако в законе даны нечёткие формулировки относительно типа лицензии, на основании которой интеллектуальные права вносятся в уставной капитал малого инновационного предприятия. Не прописаны и возможные сроки действия лицензионного договора. Отсутствие ясности в этих вопросах не стимулирует инвесторов, поскольку интеллектуальные права предоставляются на основе неисключительной лицензии. Кроме того, в законе об инвесторах вообще ничего не говорится, а ведь именно они становятся главным звеном в процессе коммерциализации инновационного продукта.

В-пятых, для того, чтобы РИД мог быть внесён в уставный капитал МИПа, его нужно поставить на баланс ВУЗа. Однако какая-либо деятельность по формированию реестров РИДов ведётся лишь в последние 1,5 года, поэтому у большинства учебных заведений таких реестров просто нет.

В-шестых, МИП как хозяйствующее общество можно создать и только для участия в борьбе за гранты, но основные деньги приносят всё-таки продажи продукции или услуг. Больше всего сейчас российским ВУЗам не хватает умения продавать, искать рынки продаж.

Ещё одна проблема связана с получением финансирования из Фонда Бортника: ограничение в 25% в уставном капитале малого инновационного предприятия на государственные средства не позволяет пока воспользоваться поддержкой этого фонда в необходимом объёме [9]

В 13-ти министерствах сегодня существуют программы поддержки малого предпринимательства, которые фактически трансформировались в программы поддержки МИПов, однако еще не все учебные заведения оценили открывшиеся возможности.

1. ФЗ № 127 определяет лишь рамочные условия, но он не дополнен необходимыми подзаконными актами. По мнению экспертов, основной недостаток закона в том, что головным ведомством выступает Министерство образования и науки РФ, действующее строго в рамках полномочий и поставленной задачи. Никаких инвесторов или этапа внедрения в производство в этих полномочиях не отражено. Главный критерий один – количество созданных МИПов. Структуры, реализующие ФЗ № 127, обязаны обладать соответствующими бизнес-компетенциями (как, например, межведомственная группа с участием Министерства экономического развития РФ). Работу МИПа должен экспертировать специалист, оценивающий целесообразность избираемой стратегии. Поэтому необходима целевая программа подготовки таких специалистов.

2. Необходимо ускорить принятие в самое ближайшее время:

– законопроекта, закреплляющего право предоставления МИПам аренды на бестендерной основе, без конкурса, по условиям, оговорённым с ВУЗом (который, кстати, уже согласован с Министерством образования и науки РФ);

– законопроекта об упрощённом налогообложении МИПов (прошёл первое чтение в Госдуме РФ);

– законопроекта об упрощении предоставления интеллектуальной собственности, возможности её передачи, что особенно актуально для предприятий в области IT и фармацевтики (одобрен Правительством РФ).

3. Для ВУЗов одним из болезненных вопросов остаётся передача инновационным предприятиям имущества. Чтобы решить проблему его льготного предоставления, требуется внести изменения в три закона: о высшем и послевузовском образовании, о научно-технической деятельности и о малом предпринимательстве. Кроме того, одной из задач законодателей должна стать, в том числе, и защита ректоров от необоснованных обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств.

4. В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» действует проект по разработке единой базы данных Рособразования по учету результатов интеллектуальной деятельности бюджетных научных образовательных учреждений с целью их последующего внедрения. Такую базу необходимо расширять и сделать прозрачной.

1. Важно поддерживать существующие и вновь создаваемые научные коллективы для сохранения навыков, традиций и престижа научной деятельности, а также для оценки глобальных направлений научно-технического прогресса в интересах социального, экономического и инновационного развития Южного макрорегиона России. Необходимо:

– вести открытый реестр всех научных исследований, проводимых в регионах ЮФО, а также их связей с ведущими российскими и международными исследовательскими центрами;

– оказывать на условиях софинансирования поддержку международным контактам исследователей и регистрации их прав на достигнутые результаты интеллектуальной деятельности;

– получать от научных коллективов обзоры результатов научных исследований и возможностей их использования в экономике Юга России для органов государственной власти и объединений предпринимателей.

2. Следует увязать подготовку в регионах ЮФО специалистов с высшим образованием, аспирантов, кандидатов и докторов наук с интересами социального и экономического развития региона, в частности:

– рекомендовать организациям, осуществляющим подготовку специалистов, сделать публичными тематику диссертационных работ, согласовывать с профильными министерствами и ведомствами, объединениями предпринимателей на территории Юга России тематику курсовых и дипломных работ студентов;

– независимо от источников финансирования НИР, привлекать в качестве соисполнителей студентов, преподавателей, аспирантов и докторантов местных ВУЗов;

– использовать потенциал высших учебных заведений для мониторинга развития профильных видов экономической деятельности на территории ЮФО.

3. Модернизировать организационные и экономические механизмы стимулирования и тиражирования инноваций:

– основы патентоведения следует включить в обязательные учебные программы ВУЗов, особенно экономических и технических;

– на предприятиях следует восстановить планы внедрения прогрессивных технологий, которые должны обобщаться в ведомственном, отраслевом и региональном разрезах;

– руководители предприятий должны овладевать механизмами и организационными схемами внедрения инноваций и социальной адаптации сотрудников к новым технологиям;

– в ЮФО на базе ВУЗов и консалтинговых фирм целесообразно создать структуру, специализирующейся на оперативной разработке нормативно-правовой документации для решения вопросов, связанных с внедрением технологических инноваций в производстве, маркетинге, персонале, финансах.

4. Реализация инновационного потенциала Юга России требует не только технического, финансового инжиниринга, но и творческого, научного применения методов социального инжиниринга, что позволит использовать имеющуюся социальную структуру для запуска инновационной траектории развития и поэтапного перехода региональных ВУЗов к новой социальной структуре без экстремальных проявлений неизбежно возникающих при социальных изменениях конфликтов.

5. В реализации инновационного потенциала следует ориентироваться на лучшие мировые стандарты. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) может стать первым шагом на пути активизации инновационного потенциала ЮФО. Для этого необходимо:

– перейти к электронному документообороту в региональных органах власти и управления;

– обучать действующих руководителей, студентов ВУЗов управлению производственно-технологическими и организационно-экономическими процессами с использованием современных программных средств управления клиентами (CRM), ресурсами (ERP), поставками (SCM).

6. Дальнейшее развитие инновационного потенциала Южного макрорегиона требует увеличения финансирования исследований и разработок в его субъектах. Учитывая, что федеральные средства будут направляться на реализацию узкого перечня «прорывных» инноваций, учёные должны принять самое активное участие в конкуренции за право попадания в этот список, возможно, на условиях соисполнителей или субподряда. С точки зрения увязки развития региональной науки с экономикой ЮФО местные исследователи должны быть конкурентоспособными в сравнении с международными консалтинговыми фирмами и располагать информацией о лучшей мировой практике. Создание инновационно проводящей среды в субъектах ЮФО – наиболее реальная стратегическая задача эффективного использования их инновационного потенциала [2].

Опыт Астраханского государственного технического университета подтверждает, что эффективными формами поддержки инновационных предприятий на региональном уровне являются:

1. Предоставление субсидий в целях возмещения части расходов, произведенных малыми инновационными компаниями (Постановление Правительства Астраханской области от 26.11.2010 г. № 506-П);

2. Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса (Постановление Правительства Астраханской области от 26.03.2009 г. № 123-П);

3. Организация деятельности бизнес-инкубаторов (Постановление Правительства Астраханской области от 26.10.2006 г. № 370-П) [5].

На уровне средних и высших учебных заведений для активизации процесса регистрации МИПов необходимо создавать специализированные структуры, например, отделы по коммерциализации научных разработок, отделы инновационной деятельности управления науки, инноваций и подготовки научных кадров и т.п., с наделением их следующими основными функциями:

– проведение консультаций по вопросам создания МИПов среди студентов, аспирантов, молодых ученых и сотрудников ВУЗа, являющихся авторами НИР;

– подготовка необходимой документации для регистрации МИПов;

– предоставление сведений о созданных на базе ВУЗа хозяйственных обществ в «Центр исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ»;

– координация участия вузовских МИПов в конкурсе фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также ФЦП.

1. Бессонов А. Производители маленьких инноваторов // Эксперт Юг. № 12 (150) от 21 марта 2011 г.

2. Высоков В. Доктрина инновационного развития юга России // Эксперт Юг. № 20 (109) от 24 мая 2010 г.

3. Вукович Г.Г., Трунин С.Н. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. Краснодар: Изд-во Издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета, 2009.

5. Маньков В.Ю. Доклад «Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий, учреждаемых ВУЗами и НИИ» на Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Эффективное освоение новшеств, информации и идей – условие модернизации хозяйственных систем» 26 апреля 2011 г., г. Волгоград, Волгоградский государственный университет.

6. Митрофанова И.А. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль // Налоги и налогообложение. 2008. № 5. С. 30 – 34.

7. Митрофанова И.А. Предпринимательство и налог на прибыль: условия резонансности интересов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 10. С. 44 – 47.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *