Миротворческие миссии что это такое
История миротворческих операций
Роль миссии заключалась в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами. Впоследствии эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП).
С тех пор ООН развернула более 70 операций по поддержанию мира, причем большинство из них были развернуты после 1988 года. За это время в операциях ООН по поддержанию мира приняли участие сотни тысяч военнослужащих, а также десятки тысяч полицейских ООН и других гражданских сотрудников из более чем 120 стран мира.
Более 3300 миротворцев ООН из почти 120 стран погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.
Первые годы
Миротворческая деятельность зародилась в те годы, когда противостояние сторон в холодной войне нередко парализовало деятельность Совета Безопасности.
Миротворческая деятельность сводилась главным образом к мерам по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня, стабилизации обстановки на местах и важнейшей поддержки политических усилий по мирному урегулированию конфликтов.
В состав первых миссий входили невооруженные военные наблюдатели и легко вооруженные военнослужащие, выполнявшие преимущественно функции по наблюдению, представлению докладов и осуществлению мер укрепления доверия.
Первая миротворческая операция с вооруженным контингентом — Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН I) — была развернута в 1956 году в связи с Суэцким кризисом.
Развернутая в 1960 году Операция ООН в Конго (ОНУК) была первой крупномасштабной миссией, численность военного персонала которой в пиковый период составляла почти 20 тыс. военнослужащих. Опыт проведения ОНУК выявил опасности, связанные с попытками стабилизации ситуации в охваченных войной регионах: 250 миротворцев ООН погибли при исполнении обязанностей в этой Миссии, в том числе Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд.
В 1960-е и 1970-е годы Организация ООН учредила краткосрочные миссии в Доминиканской Республике — Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), в западной части Новой Гвинеи (Западный Ириан) — Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (СБООН) и Йемене — Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), а также приступила к долгосрочному развертыванию на Кипре — Вооруженные силы ООН на Кипре (ВСООНК) и на Ближнем Востоке — Вторые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН II), Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) и Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ).
В 1988 году миротворцы ООН были удостоены Нобелевской премии мира. В заявлении Нобелевского комитета, в частности, говорится, что «миротворческие силы своими усилиями внесли важный вклад в дело реализации одного из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Таким образом, эта всемирная организация стала играть более центральную роль в мировых делах и пользоваться все бόльшим доверием».
Подъем после холодной войны
После окончания холодной войны стратегический контекст миротворческой деятельности ООН кардинальным образом изменился.
ООН изменила направленность и расширила масштаб своих полевых операций, перейдя от «традиционных» миссий, обычно связанных с функциями наблюдения со стороны военного персонала, к сложным «многоплановым» операциям, задачи которых состояли в том, чтобы обеспечить выполнение всеобъемлющих мирных соглашений и оказать помощь в формировании основ для устойчивого мира.
За прошедшие годы изменился и характер самих конфликтов. Миротворческая деятельность ООН, которая первоначально осуществлялась как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, стала все больше распространяться на ситуации, связанные с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами.
В этот период миротворцы ООН все чаще привлекались к решению широкого спектра сложных задач — от оказания помощи в создании устойчивых институтов управления до контроля за соблюдением прав человека, реформирования сектора безопасности и обеспечения разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов.
Хотя военный персонал оставался стержнем большинства операций по поддержанию мира, участие в миротворческой деятельности стали принимать различные специалисты, в том числе:
1989−1994 годы: стремительный рост числа операций
После окончания холодной войны число операций по поддержанию мира резко возросло. Объединенный новым духом консенсуса и общим видением цели, Совет Безопасности в период 1989–1994 годов санкционировал в общей сложности 20 новых операций, что привело к увеличению численности миротворцев с 11 тыс. до 75 тыс. человек.
Цель операций по поддержанию мира в таких странах, как Ангола — Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I) и Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Камбоджа — Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Сальвадор — Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Мозамбик — Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ) и Намибия — Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), состояла в том, чтобы обеспечить:
Середина 1990-х годов: период переоценки ценностей
Общие успехи, достигнутые прежними миссиями, породили надежды, которые превосходили возможности миротворческой деятельности ООН. Это особенно ярко проявилось в середине 1990-х годов, когда Совет Безопасности не смог предоставить полноценные мандаты или обеспечить миротворцев необходимыми ресурсами.
Миссии были развернуты в условиях непрекращающихся военных действий в таких районах, как бывшая Югославия — Силы ООН по охране (СООНО), Руанда — Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) и Сомали — Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), где не был установлен мир, который следовало поддерживать.
Эти три операции получили широкий резонанс и подверглись критике: миротворцы столкнулись с ситуацией, когда участники вооруженного конфликта не соблюдали мирные соглашения или когда сами миротворцы не получали достаточных ресурсов или политической поддержки. Число жертв среди гражданского населения продолжало расти и боевые действия не прекращались, что нанесло ущерб репутации миротворческой деятельности ООН.
Неудачи начала и середины 1990-х годов побудили Совет Безопасности ограничить число новых миротворческих миссий и приступить к самоанализу, с тем чтобы избежать подобных провалов в будущем.
Генеральный секретарь поручил провести независимое расследование [S/1999/1257] деятельности Организации Объединенных Наций в период геноцида в Руанде в 1994 году и по просьбе Генеральной Ассамблеи представил всеобъемлющую оценку событий [A/54/549] 1993–1995 годов, произошедших в Сребренице в бывшей Югославии. Были также тщательно проанализированы обстоятельства, приведшие к выводу миссии ООН из Сомали [S/1995/231].
Тем временем миротворцы ООН продолжали осуществлять долгосрочные операции на Ближнем Востоке, в Азии и на Кипре.
Непрекращающиеся конфликты в некоторых странах и регионах вскоре вновь подтвердили важную роль миротворческой деятельности ООН. Во второй половине 1990 х годов Совет санкционировал развертывание новых операций ООН в следующих странах:
На пороге XXI века: новые операции, новые вызовы
На пороге нового столетия ООН провела всесторонний анализ проблем, с которыми столкнулся миротворческий механизм в 1990-х годах, и приступила к его реформе. Цель реформы состояла в том, чтобы укрепить потенциал в сфере эффективного управления полевыми операциями и их поддержки.
Более глубокое осознание ограничений и возможностей миротворческой деятельности позволило ООН приступить к решению еще более сложных задач. Эта деятельность началась в 1999 году, когда ООН стала выполнять функции администрации в Косово в бывшей Югославии — Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Восточном Тиморе (ныне Тимор-Лешти) — Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), который в тот момент находился в процессе обретения независимости от Индонезии.
В последующие годы Совет Безопасности также санкционировал развертывание масштабных и комплексных операций по поддержанию мира в ряде африканских стран:
Кроме того, чтобы возобновить жизненно важные операции по поддержанию мира и миростроительству, миротворцы вернулись в страны, где мир оказался слишком хрупким: в Гаити — Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ) и в Тимор-Лешти, недавно получивший независимость, — Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ).
В первое десятилетие нашего века миротворческий механизм ООН стал испытывать небывалые нагрузки, все чаще развертывая операции в удаленных районах в условиях оперативной неопределенности и нестабильного политического контекста.
Миротворческому механизму предстояло решить целый ряд сложных задач, включая осуществление наиболее крупных, дорогостоящих и постоянно усложняющихся миссий; разработку и реализацию жизнеспособных стратегий для миссий там, где уже достигнут определенный уровень стабильности; и сохранение готовности к действиям в ситуациях, когда будущие параметры операции и требования, которые должны выполнять миротворцы, остаются неопределенными.
С мая 2010 года в миротворческая деятельность ООН вступила в фазу консолидации. Впервые за десятилетие численность миротворцев начала немного уменьшаться в результате сокращения числа военнослужащих в составе Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) и свертывания Миссии ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ) в конце 2010 года.
Нынешняя ситуация
В настоящее время численность воинского, полицейского и гражданского контингента в 15 миссиях по поддержанию мира составляет более 110 тыс. человек, что отражает сокращение персонала и числа миротворческих миссий в результате мирных переходных процессов и восстановления дееспособных государств.
Однако сокращение численности персонала и числа миссий по поддержанию мира в прошедшие годы никоим образом не свидетельствует о том, что задачи, стоящие перед ООН, стали менее сложными. Возникновение новых конфликтов, распространяющихся за пределы государств и регионов, указывает на то, что полевые миссии, скорее всего, будут по-прежнему крайне востребованы и миротворческая деятельность останется одной из самых сложных оперативных задач ООН.
Кроме того, сохраняется весьма широкое разнообразие сложных политических проблем, стоящих перед операциями по поддержанию мира, а также масштабов их мандатов, включая гражданский аспект. Все это свидетельствует о том, что в ближайшие годы определенные виды специальных сил и средств, включая полицию, останутся востребованными.
Современные многоплановые операции по поддержанию мира будут, как и прежде, содействовать политическому процессу, обеспечивать защиту гражданского населения, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, помогать в проведении выборов, защищать и поощрять права человека и способствовать восстановлению верховенства права.
Деятельность по поддержанию мира всегда отличалась высоким динамизмом и претерпевала изменения под влиянием новых вызовов.
В октябре 2014 года Генеральный секретарь ООН учредил состоящую из 17 членов Независимую группу высокого уровня по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира для проведения всеобъемлющей оценки нынешнего состояния операций ООН в пользу мира и потребностей, которые возникнут в будущем. В июне 2015 года Независимая группа представила доклад, содержащий ключевые рекомендации относительно будущих операций в пользу мира. В сентябре 2015 года Генеральный секретарь представил свой собственный доклад о выполнении этих рекомендаций и будущем операций в пользу мира.
Более подробный анализ наших текущих операций, нынешнего стратегического контекста и приоритетов, а также меняющихся вызовов, возникающих в контексте миротворческой деятельности на современном этапе, содержится в заявлениях, с которыми 20 октября 2016 года выступили в Четвертом комитете Генеральной Ассамблеи бывший заместитель Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира Эрве Ладсус и заместитель Генерального секретаря по полевой поддержке Атул Кхар.
Все самое интересное об
Организации Объединенных Наций
ООН на страже мира и безопасности во всем мире
Миротворческая деятельность ООН
ООН была создана для поддержания мира. Как она это делает?
Организация Объединенных Наций служит всемирным форумом, на котором страны могут поднимать и обсуждать сложнейшие вопросы, включая проблемы войны и мира. При личном общении глав правительств между ними устанавливается диалог. Это позволяет вырабатывать пути мирного урегулирования споров. Если много стран выступают единодушно, это оказывает общее давление на всех. Генеральный секретарь также может стимулировать диалог между странами — напрямую или через своего представителя.
Кто командует миротворческими операциями?
Миротворческие операции учреждаются Советом Безопасности, а руководство ими осуществляет Генеральный секретарь, часто через своего специального представителя. Когда Совет Безопасности получает информацию об угрозе миру, он, как правило, сначала просит стороны прийти к согласию мирным путем. Если же вооруженные действия начинаются или продолжаются, Совет пытается добиться прекращения огня. После этого он может направить в беспокойные районы миротворческие миссии для восстановления мира или потребовать введения экономических санкций и эмбарго.
Удавалось ли ООН когда-либо остановить войну?
Благодаря ООН многие конфликты не переросли в полномасштабные войны. Кроме того, с помощью переговоров удавалось добиваться мирного урегулирования разных конфликтов. ООН неоднократно обеспечивала механизм для нейтрализации потенциальных конфликтов, например берлинского кризиса (1948–1949 годы), кубинского ракетного кризиса (1962 год) и ближневосточного кризиса (1973 год). Во всех этих случаях вмешательство ООН помогло предотвратить войны между сверхдержавами. Кроме того, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго (1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год) и в Сальвадоре (1992 год), и Гватемале (1996 год). Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год) и независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.
В числе других достижений следует отметить следующее:
Что происходит, если какая-нибудь страна игнорирует решения Совета Безопасности?
Для прекращения конфликта Совет Безопасности может уполномочить коалицию государств-членов применить «все необходимые меры», включая военные действия, как, например:
Есть ли у ООН своя армия?
У Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента — ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами. Важную роль в таких операциях играют также гражданские сотрудники, часто привлекаемые из самой ООН.
Что же такое миротворческая операция?
Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющими сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин.
Пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из Организации Объединенных Наций встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.
Почему у ООН так много миротворческих операций?
Миротворческие операции формируются при наличии серьезных военных или гуманитарных кризисов. В прошлом миротворцы занимались поддержанием мира в основном между воюющими странами. Сегодня же вооруженные конфликты во многих случаях происходят внутри страны. Из-за гражданских беспорядков и этнических конфликтов правительства некоторых стран оказываются не в состоянии осуществлять власть на собственной территории, что оборачивается трагедией для людей. В подобных ситуациях Организацию Объединенных Наций просят, с одной стороны, организовать переговоры для урегулирования конфликта, а с другой — оказать чрезвычайную помощь людям, пострадавшим от конфликта. Действуя в сложных условиях, Организация Объединенных Наций оказывает гуманитарную помощь и одновременно ищет пути выхода из кризиса.
Какие миротворческие операции ООН были учреждены недавно?
За первые 40 лет своей истории (1945–1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986–2017 годы) была развернута 58 такая операция.
Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити (МООНППГ)
Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити была учреждена резолюцией 2350 (2017) Совета Безопасности от 13 апреля 2017 года. Цель миссии оказывать содействие правительству Гаити в укреплении правоохранительных органов в Гаити, оказывать дальнейшую поддержку Гаитянской национальной полиции и обеспечивать ее развитие, а также заниматься наблюдением за положением в области прав человека, представлением докладов и проведением анализа в этой области.
Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали
Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) была учреждена резолюцией 2100 Совета Безопасности от 25 апреля 2013 года. Цель миссии — оказывать поддержку переходным властям Мали в стабилизации положения в стране и осуществлении «дорожной карты» переходного периода.
Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА)
Совет Безопасности в своей резолюции 1990 от 27 июня 2011 года отреагировал на экстренную ситуацию в районе Абьей путем учреждения Временных сил ООН по обеспечению безопасности в Абьее. Операция контролирует очаг напряженности на границе между севером и югом и содействует доставке гуманитарной помощи.
Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС)
9 июля 2011 года Южный Судан стал самой молодой страной мира. Принимая 8 июля 2011 года резолюцию 1996 (2011), Совет Безопасности определил, что ситуация в Южном Судане продолжает представлять собой угрозу международному миру и безопасности в регионе и учредил Миссию. В задачи МООНЮС входят помощь в создании условий для развития, защита гражданских лиц, мониторинг прав человека, поддержка в доставке гуманитарной помощи и контроль за соблюдением соглашения о прекращении военных действий.
Некоторые факты о миротворческой деятельности:
Что еще делает ООН для укрепления мира?
Деятельность ООН на благо мира не заканчивается с успешным завершением миротворческой миссии. После окончания конфликта ООН помогает перемещенным лицам и беженцам вернуться домой. Она занимается обезвреживанием мин, ремонтирует дороги и мосты и оказывает экономическую и техническую помощь для восстановления экономики. Кроме того, ООН наблюдает за ходом выборов и следит за тем, как в стране соблюдаются права человека. Благодаря этому процессу, который также называется миростроительством, более чем в 60 странах были созданы демократические институты.
Миростроительство, миротворчество, государственное строительство — в чем разница?
Миротворчество связано прежде всего с развертыванием воинских контингентов. Нередко оно составляет основу миростроительства. Государственное строительство разными людьми понимается по-разному, и в ООН этот термин не употребляется. Обычно оно означает более длительный исторический процесс и включает формирование национальной самобытности. Миростроительствопредполагает все, что необходимо стране для перехода от войны к миру и полноценному самоуправлению.
ООН занимается миростроительством на протяжении многих лет, а Комиссия по миростроительству была учреждена только недавно. Почему?
Организация Объединенных Наций сыграла чрезвычайно важную роль в уменьшении масштабов конфликтов в ряде регионов мира, выступая посредником на мирных переговорах и содействуя осуществлению мирных соглашений. Однако некоторые из этих соглашений не выдержали испытания временем — например, в Анголе в 1993 году и в Руанде в 1994 году. Примерно в половине всех стран, переживших войны, в течение пяти лет вновь происходят вспышки насилия, из чего можно заключить, что во избежание конфликтов мирные соглашения должны осуществляться поступательно.
В июне 2006 года ООН учредила Комиссию по миростроительству, призванную помогать странам осуществлять переход от войны к прочному миру. Она служит связующим звеном между миротворчеством и постконфликтными операциями. Ее задача заключается в налаживании диалога между всеми основными сторонами в той или иной ситуации для выработки долгосрочных стратегий миростроительства. Это позволяет улучшить координацию помощи и порядок расходования средств и обеспечить реальную увязку текущей постконфликтной деятельности, с одной стороны, с долгосрочным восстановлением и развитием — с другой.
ООН борется за мир и прогресс, но при этом сегодня на планете так мало мира. Нужна ли нам ООН?
За последние 60 лет в мире произошло более 50 войн. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, только в 2006 году в мире произошло 17 крупных вооруженных конфликтов. К счастью, ни один из них не перерос в опустошительную мировую войну. По общему мнению, большая заслуга в этом принадлежит проводимой ООН кампании за мир и разоружение.
Многие считают, что ООН необходимо усилить, с тем чтобы она могла прекращать малые войны и обеспечивать полное выполнение своих решений. Однако эффективность действий Организации Объединенных Наций зависит от политической воли государств-членов, от их готовности выполнять те решения, которые они сами приняли. Кроме того, эта деятельность сопряжена с немалыми расходами. Нехватка средств часто не позволяет ООН взять на себя более весомую роль.
Сила ООН в том, что она не сдается, даже перед лицом больших трудностей. Если страны, находящиеся в состоянии войны, не обладают политической волей, чтобы ее остановить, ООН бывает вынуждена выводить свои миротворческие контингенты. Однако она продолжает свою деятельность по дипломатическим каналам и с помощью переговоров, ведя постоянный диалог с соответствующими сторонами. Если обстановка улучшается, миротворцы могут вернуться.
Пройдет еще немало времени, прежде чем человечество сможет жить в мире и справедливости. Войны, нищета и нарушения прав человека — по-прежнему распространенные явления. Именно поэтому ООН должна продолжать действовать. Кто-то сказал, что если бы ООН не было, странам мира пришлось бы создать другую организацию, возможно с другим названием, которая делала бы как раз то, что делает ООН.
Тема по ВПП № 9 для офицеров. Участие Вооруженных Сил в миротворческих и гуманитарных миссиях, в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф
Д. САМОСВАТ, подполковник запаса,
А. КУРШЕВ, кандидат педагогических наук
Понятие миротворческих миссий, участие в них Вооруженных Сил Российской Федерации
Под влиянием происшедших на международной арене кардинальных перемен в мире сложилась геополитическая обстановка, характеризующаяся значительным снижением угрозы развязывания крупномасштабных войн. В то же время локальная напряженность в отдельных регионах мира возросла. Более высокой стала вероятность перерастания кризисных ситуаций в открытые вооруженные конфликты на Африканском континенте, Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и др.
Новые угрозы и вызовы последнего десятилетия XX–начала XXI века заставили пересмотреть и дополнить многие концепции применения сил и средств силовых структур государств в кризисных ситуациях, включая реагирование на военно-политические кризисы и урегулирование военных конфликтов. Свидетельством этого является все более широкое использование в подобных ситуациях международных и национальных воинских контингентов по поддержанию мира.
Под миротворческой деятельностью в международном праве понимают действия государств по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), региональными органами (в рамках региональных соглашений, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров) и не являющиеся (согласно Уставу ООН) принудительными.
В качестве возможных целей миротворческой деятельности вооруженных сил при этом могут выступать:
принуждение одной или нескольких противоборствующих сторон к прекращению насильственных действий, заключению мирного соглашения между собой или с действующим правительством;
защита территории и (или) населения от агрессии;
изоляция территории или группы людей и ограничение их контактов с внешним миром;
наблюдение (слежение, мониторинг) за развитием ситуации, сбор, обработка и доведение информации;
обеспечение или оказание помощи в обеспечении основных нужд сторон, вовлеченных в конфликт.
Выделяются пять основных типов миротворческой деятельности: превентивная дипломатия; установление мира; способствование миру; поддержание мира; принуждение к миру.
Превентивная дипломатия — это действия, направленные на ослабление напряженности до того, как она перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, принятие незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе. В деятельности по превентивной дипломатии могут участвовать и вооруженные силы. Эта концепция предусматривает возможность превентивного развертывания сил ООН и в ряде случаев создание демилитаризованных зон.
Установление мира предполагает действия, способствующие восстановлению национальных институтов и инфраструктуры, разрушенных в ходе гражданской войны, или созданию взаимовыгодных связей между странами, которые участвовали в войне, с целью избежать возобновления конфликта.
Способствование миру — это процесс урегулирования разногласий и разрешения проблем, которые ведут к конфликту, главным образом путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного урегулирования.
Поддержание мира предполагает ведение небоевых военных операций (кроме случаев, когда необходима самооборона), которые предпринимаются с согласия воюющих сторон внешними силами и предназначены для контроля и содействия заключению перемирия. Такие операции способствуют дипломатическим усилиям по урегулированию разногласий политическими средствами.
Принуждение к миру является формой боевого вооруженного вмешательства или его физической угрозы. Оно может проводиться с целью заставить участников конфликта согласиться с международными санкциям и (или) резолюциями.
Миротворческие операции в целом — это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению.
Основными задачами, выполнение которых в рамках миротворческих операций может быть поручено контингентам вооруженных сил, являются: наблюдение и контроль за соблюдением условий перемирия и прекращения огня; превентивный ввод войск в район потенциального конфликта; разведение сил противоборствующих сторон и контроль за соблюдением условий перемирия; поддержание и восстановление порядка и стабильности; охрана гуманитарной помощи и т. д.
Историю участия военнослужащих нашей страны в миротворческих операциях можно исчислять с 1973 г., когда группа офицеров была включена в качестве наблюдателей в состав Чрезвычайных сил ООН на Синайском полуострове (направление в миссии ООН военных наблюдателей и сегодня является важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности).
Позже принципы использования российских миротворцев за рубежом были прописаны в Военной доктрине Российской Федерации и Концепции внешней политики Российской Федерации.
Эту область деятельности регулирует Федеральный закон от 23.06.1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
В разные годы российские военнослужащие привлекались к миротворческим миссиям как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья (на территории Анголы, Демократической Республики Конго, Сьерра-Леоне, Бурунди, Судана, Чада и других стран).
Ярким примером выполнения миротворцами своих функций в зоне вооруженного конфликта может служить опыт действий российского миротворческого контингента на территории бывшей Югославии (в частности, в Боснии и Герцеговине).
В составе сил ООН с марта 1992 года действовал российский 554-й отдельный пехотный батальон. Батальону была выделена зона ответственности площадью более 1,5 тыс. кв. км в секторе «Восток». Миротворцы несли службу на наблюдательных постах, контрольно-пропускных пунктах и в составе патрулей.
Российские миротворцы внесли значительный вклад в проведение первой миротворческой операции на Балканах в 1992–1995 годах. 554-й батальон первым вошел в зону своей ответственности в секторе «Восток» миротворческих сил ООН (историческая область Восточная Славония), первым развернул контрольные посты между сербами и хорватами, первым в секторе добился, чтобы бывшие противники складировали тяжелое вооружение и шли на переговоры. Ни разу за время многочисленных вооруженных столкновений, возникавших между сербами и хорватами, батальон не сдал занимаемых рубежей, не бросил на произвол судьбы местное население. Не дрогнули российские миротворцы и в самый драматический момент операции — летом 1995 года, когда хорватская армия, поправ все международные договоренности, силой захватила регионы Краина и Западная Славония. За считанные дни тогда пали три сектора, где находились силы ООН. Выстоял лишь один сектор «Восток».
Далее последовала вторая миротворческая операция — по восстановлению доверия. Активное участие в ней принял российский воинский контингент — 629-й отдельный пехотный батальон. В течение двух лет он находился в г. Сараево.
Следующим крупным актом российского миротворчества в международном масштабе стало участие российских подразделений в миротворческой операции многонациональных сил в Боснии и Герцеговине. Для участия в операции многонациональных сил в зону конфликта была введена отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил с оперативной группой. Основными задачами контингента являлись предотвращение возобновления военных действий, обеспечение безопасной обстановки и осуществление поддержки международных организаций при реализации гражданских положений Дейтонского соглашения.
Российский воинский контингент обеспечивал безопасность в Косово с июля 1999 по август 2003 года. Выполнение задач осуществлялось стандартными для миротворческих операций способами: несением службы в базовых районах и на постах контроля и наблюдения, патрулированием маршрутов в зоне ответственности, ведением разведки, проверкой объектов.
Учитывая сложившуюся обстановку на территории бывшей Югославии и общее сокращение многонациональных сил в регионе, а также переход миротворческих операций из военной фазы к полицейской и расширение деятельности международных гражданских организаций, военно-политическое руководство России решило завершить участие российских воинских контингентов в международном присутствии по безопасности в Косово и миротворческой операции в Боснии и Герцеговине. Российские воинские контингенты в июне-августе 2003 года были выведены на территорию Российской Федерации.
Россия стала фактически единственным государством СНГ, добровольно взявшим на себя сложные миротворческие функции, осуществляя не только разъединение сторон, но и стабилизацию обстановки в районах конфликтов на территории бывшего СССР.
В период с 15 октября 1993 по 1 сентября 2000 года под эгидой СНГ Коллективными миротворческими силами проводилась миротворческая операция на территории Таджикистана. Главным ее результатом стало прекращение боевых действий и создание условий для достижения мирных договоренностей между правительством и объединенной таджикской оппозицией. Действия российских миротворцев способствовали заключению межтаджикского соглашения от 27 июня 1997 года, сыгравшего ключевую роль в дальнейшем урегулировании конфликта.
Эта операция стала первой миротворческой операцией России на территории СНГ. Практически все вопросы ее подготовки и проведения приходилось решать в очень короткие сроки. Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы существенно затрудняло процесс подготовки и проведения операции. Другой ее особенностью явилось то, что подразделения миротворческих сил в случае необходимости прибегали к поддержке пограничных войск России в Таджикистане. Операция проводилась в условиях отсутствия прямого противостояния конфликтующих сторон и назначения зоны разъединения (буферной зоны). Серьезные трудности при выполнении миротворцами задач создавала таджикская оппозиция, действовавшая в течение всего конфликта как из-за границы Таджикистана, так и внутри государства. Но, несмотря на это, операция была успешно завершена.
Более 20 лет российский миротворческий воинский контингент является гарантом мира, стабильности и безопасности в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР). После прекращения кровопролития в вооруженном конфликте на территории Приднестровья 21 июля 1992 года в Москве президентами Молдавии и России в присутствии делегации ПМР было подписано соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Согласно этому документу для поддержания мира и безопасности в районе конфликта были созданы трехсторонние миротворческие силы, в которые вошли подразделения Вооруженных Сил России, Молдовы и ПМР — всего около 1,2 тыс. военнослужащих, в том числе 10 военных наблюдателей от Украины. Миротворцы несут службу на 15 стационарных постах и КПП, расположенных на ключевых участках зоны безопасности, протянувшейся вдоль р. Днестр на 225 км и на 12–24 км в ширину. Подписанное в 1992 году соглашение действует по настоящее время, обеспечивая мир, стабильность и безопасность в регионе.
Приднестровская Республика Молдова является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не во-
зобновлялись.
В июле 1992 года на основании грузино-российского Дагомысского соглашения и распоряжения Правительства Российской Федерации российский воинский контингент в составе Смешанных сил по поддержанию мира был введен в зону грузино-южноосетинского конфликта для контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.
Миротворческим силам удалось довольно быстро ликвидировать вооруженное противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности.
23 июня 1994 года для выполнения соглашения о прекращении огня и разъединения противоборствующих сторон решением Совета глав государств СНГ в зону грузино-абхазского конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ). Российский воинский контингент входил их в состав. За время выполнения им миротворческих задач в зоне вооруженного конфликта проделана большая работа по недопущению его эскалации, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий.
С 10 ноября 2020 года в соответствии с трехсторонними договоренностями российским воинским контингентом успешно проводится миротворческая операция на территории Нагорного Карабаха. В кратчайшие сроки группировка российских войск развернута в назначенных районах и приступила к выполнению задач на 23-х наблюдательных постах.
В настоящее время российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Он сформирован в октябре 2007 года и предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).
Ежегодно 25 ноября в Вооруженных Силах РФ отмечается День российского военного миротворца. Он установлен указом Президента России от 1 августа 2016 года.
Участие Вооруженных Сил в гуманитарных операциях
Крушение ялтинско-потсдамского послевоенного мироустройства, пришедшееся на конец 1980-х — начало 1990-х годов, заметно дестабилизировало мир. Изменился характер вооруженных конфликтов. Видоизменились причины, которые их порождают. Уровень конфликтов переместился с глобального на региональный, где приобрел характер открытого вооруженного противостояния с очевидными гуманитарными последствиями.
С учетом складывающейся вокруг России международной обстановки приоритетным направлением для нашей страны является участие в гуманитарной деятельности по поддержанию мира. Ее ядром выступают гуманитарные операции, нацеленные на предотвращение конфликтов (или препятствование их дальнейшей эскалации), содействие поиску путей их разрешения и ликвидации их последствий.
Первые гуманитарные операции, проведенные Россией, показали их преимущества по сравнению с затратными и недостаточно эффективными силовыми методами западного миротворчества. В конечном итоге гуманитарная деятельность превратилась в достаточно эффективное средство, которое позволяет решать вопросы обеспечения нашей собственной национальной безопасности. Проведение гуманитарных операций повышает международный авторитет нашей страны, способствует распространению ее влияния в мире.
Гуманитарные традиции в армии нашей страны складывались в течение длительного времени.
Принято считать, что в России издавна существовала традиция великодушного отношения воинства к чужому мирному населению. Однако такое отношение как черту культурного облика народа необходимо было воспитывать, воспроизводить в новых поколениях. А.В. Суворов, в частности, давал солдатам следующее наставление: «Обывателя не обижай: он нас кормит и поит. Солдат — не разбойник». 23 октября (3 ноября) 1794 года А.В. Суворов писал в приказе на штурм Праги: «В дома не забегать, просящих пощады — щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать».
Гуманитарная миссия нашего воинства в полной мере проявилась на заключительном этапе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Советское военно-политическое руководство уделяло самое пристальное внимание этой стороне освободительного похода Красной армии в Европу. Свидетельством тому — многочисленные приказы и распоряжения командования.
Полномасштабное «гуманитарное наступление» было организовано сразу после окончания войны для помощи и устройства жизни населения стран Восточной Европы, которые в наибольшей степени пострадали от войны. Красная армия не только освободила 113 млн жителей Восточной Европы, но и внесла очень крупный вклад в организацию послевоенной жизни и ликвидацию последствий войны — обезвреживанию неразорвавшихся снарядов и мин, восстановлению экономики. Для этого в освобожденных районах создавалась система военных комендатур, налаживались взаимоотношения военных комендантов с местными органами власти. Совместно с ними решались многочисленные хозяйственные вопросы: от разминирования и быстрейшего восстановления транспорта до неотложной продовольственной помощи, организации посевной кампании и издания газет для местного населения. В каждой конкретной стране был свой перечень решаемых задач, но общая линия была неизменной: после разгрома вражеских войск сразу же начиналась организация размещения и службы частей Красной армии на освобожденных территориях и оказывалась помощь местному населению.
В послевоенный период Вооруженные Силы не раз выступали инструментом государственной политики за пределами СССР. И всякий раз командование стремилось наладить отношения с местным населением, оказывая ему ту или иную гуманитарную помощь. Однако это делалось скорее для обеспечения более безопасного пребывания советских воинских контингентов за рубежом и в попытке завоевать симпатии местного населения. Так было в Венгрии, Чехословакии, Афганистане.
В первые годы после распада Советского Союза значительный опыт проведения гуманитарных операций был накоплен в МЧС России.
Например, в Таджикистане, охваченном огнем кровопролитного конфликта, гуманитарные караваны, проводимые российскими спасателями до самых затерянных углов Припамирья, стали одним из факторов, позволивших сохранить эту страну от распада. В Южной Осетии помощь из России стала спасением для множества жителей после окончания военных действий в 1992 году, когда республика была дотла разорена.
В мире давно уже сложились международно-правовые механизмы гуманитарного реагирования на военные конфликты, основанные на международном гуманитарном праве. Россия также присоединилась к международно-правовому регулированию гуманитарных проблем, порождаемых военными конфликтами. В 1989 году был ратифицирован дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. В протоколе прямо указывалось, что принятые обязательства относятся ко всем вооруженным конфликтам, происходящим на территории любой страны между ее вооруженными силами и другими организованными вооруженными группами.
Гуманитарная деятельность реализуется в форме гуманитарных операций. Под ними понимается согласованная по времени, месту, целям и задачам деятельность государства, международного сообщества, национальных, региональных и международных, правительственных и неправительственных организаций, направленная на обеспечение выживания и/или улучшение условий жизни (качества жизни) людей, защиту их основных прав и свобод, в кризисной зоне, зоне вооруженного конфликта, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
В истории современной России Вооруженные Силы успели провести ряд успешных гуманитарных операций в тех регионах, где им приходилось выполнять свою миротворческую миссию (в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе) или где расположены российские военные базы (в Армении, Таджикистане, Киргизии). Наибольший размах и политическую значимость эти операции приобрели в последнее время на территории Сирийской Арабской Республики (САР), где российскими военными решается весь спектр задач гуманитарного реагирования.
Так, в 2020 году военнослужащие российского Центра по примирению враждующих сторон провели свыше двух с половиной тысяч гуманитарных акций.
Обеспечена проводка более 650 гуманитарных конвоев по линии ООН. Военные медики оказали помощь свыше ста тридцати тысячам мирных жителей.
Благодаря эффективной работе межведомственных координационных штабов России и Сирии в места довоенного проживания вернулось более двух миллионов сирийских граждан.
При активном участии Министерства обороны в Дамаске проведена Международная конференция по возвращению беженцев. Она способствовала активизации процесса возвращения беженцев и оказания им гуманитарного содействия. Расширился круг стран, желающих помочь сирийскому правительству.
При проведении гуманитарных операций российскими военными обычно решаются следующие задачи: эвакуация населения из зоны боевых действий (организация и обеспечение гуманитарных коридоров); размещение беженцев в пунктах временного размещения; доставка гуманитарных грузов и их распределение среди местного населения; оказание квалифицированной медицинской помощи населению; гуманитарное разминирование; помощь в восстановлении основных систем жизнеобеспечения (водо- и энергоснабжения), ключевых объектов социальной инфраструктуры; поддержание правопорядка на освобожденных территориях, помощь в восстановлении деятельности органов местного самоуправления; организация диалога враждующих сторон с целью их примирения; содействие в освобождении пленных, а также заложников и иных незаконно удерживаемых лиц; контроль за состоянием окружающей среды в зоне гуманитарного реагирования и т. д.
Как правило, гуманитарные операции имеют межведомственный характер. Это особенно заметно при гуманитарном реагировании в зоне боевых действий, где руководство такими операциями осуществляет Минобороны России, а не МЧС России.
Кроме того, у военных больше возможностей и в проведении инженерной и РХБ-разведки местности в интересах гражданского населения, и в обезвреживании взрывоопасных предметов, и в проведении информационно-разъяснительной работы среди местного населения.
Необходимость проведения гуманитарных операций под руководством Минобороны РФ обусловлена, прежде всего, сложной военно-политической обстановкой, складывающейся в районах, требующих срочного гуманитарного реагирования. Такие операции, как правило, должны совмещаться с силовыми действиями, предпринимаемыми в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности в конкретном регионе.
Участие Вооруженных Сил в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф
На протяжении истории России ее населению неоднократно приходилось сталкиваться с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами.
Количество чрезвычайных событий, в ходе которых Вооруженные Силы решали задачи в общем комплексе спасательных работ, велико. Достаточно отметить, что после Второй мировой войны военные принимали участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и аварий с человеческими жертвами.
Например, Ашхабадское землетрясение, произошедшее в ночь с 5 на 6 октября 1948 года в районе столицы Туркменской Советской Социалистической Республики г. Ашхабаде (магнитуда 7,3 по шкале Рихтера), считается одним из самых разрушительных землетрясений в истории человечества. Оно стало первым серьезным испытанием для воинских формирований СССР, принимавших участие в ликвидации его последствий.
Не менее масштабным и трагическим по своим последствиям событием явилось землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Эпицентр его (6–9 баллов) пришелся на г. Спитак. Подземными толчками были полностью или почти полностью разрушены промышленные, культурные и жилые строения городов Ленинакана (ныне Гюмри), Кировакана (ныне Ванадзор), Степанавана, а также множество населенных пунктов на значительной территории гористой местности. Это землетрясение, которое по количеству жертв и масштабам причиненного ущерба носило катастрофический характер, явилось не только тяжелым испытанием для армянского народа, но и суровой проверкой способности государства к оперативному реагированию и эффективному преодолению чрезвычайных ситуаций такого масштаба.
Для ликвидации последствий землетрясения от Министерства обороны СССР было привлечено более 23 тыс. человек, свыше 3 тыс. единиц различной техники. Совместно с войсками гражданской обороны действовали внутренние войска и милиция. Кроме того, в работах по ликвидации последствий стихийного бедствия принимали участие невоенизированные формирования гражданской обороны общей численностью 51,3 тыс. человек и 8939 единиц техники.
Опыт проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, уроки и выводы, полученные при ликвидации последствий этого землетрясения, и сегодня представляют интерес для органов управления и сил, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая радиационная катастрофа ХХ века. Ликвидация последствий этой катастрофы потребовала беспрецедентных для мирного времени сил и средств, привлечения для работ сотен тысяч специалистов. При этом наиболее трудоемкая и опасная часть задач была возложена на Вооруженные Силы. Химические войска ВС СССР оказались в авангарде их выполнения.
К середине мая 1986 года общая группировка войск в районе АЭС насчитывала около 30 тыс. чел. До 44 % ее численности составляли соединения и воинские части химических войск.
Круг задач, выполняемых химвойсками на Чернобыльской АЭС в течение периода ликвидации последствий катастрофы, был обширным.
Велась воздушная и наземная радиационная разведка территории и всех объектов атомной электростанции, населенных пунктов, маршрутов движения войск и подвоза материальных средств. В ходе разведки осуществлялся отбор проб воздуха, грунта, воды и растительности, затем эти пробы отправлялись в научно-исследовательские организации для анализов.
С первых и до последних дней велся дозиметрический контроль облучения и радиационного загрязнения личного состава и техники. Выполнялись задачи по локализации радиоактивных загрязнений (дезактивация, пылеподавление, бетонирование, срезание грунта) на территории и объектах АЭС, в населенных пунктах и на дорогах.
Осуществлялся систематический контроль суточных выбросов радиоактивных веществ из разрушенного энергоблока. Проводился анализ радионуклидного состава радиоактивных загрязнений в различных районах 30-км зоны в целях прогноза их воздействия на личный состав и окружающую среду.
Проводилась дезактивация техники, оборудования, спецодежды, средств защиты и санитарная обработка личного состава. Осуществлялись сбор, временное хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных отходов.
Кроме того, все войска своевременно обеспечивались средствами индивидуальной защиты, дезактивации, приборами радиационной разведки и контроля. Инициатором и организатором выполнения этих задач с самого начала было Управление начальника химических войск Министерства обороны СССР, непосредственное руководство химическими войсками осуществляла оперативная группа под руководством генерал-полковника В.К. Пикалова.
Чернобыльская катастрофа стала серьезным испытанием и проверкой на прочность химических войск. Опыт, приобретенный в ходе выполнения задач по ликвидации ее последствий, трудно переоценить.
Вооруженные Силы современной России ликвидировали последствия землетрясения в пос. Нефтегорске, произошедшего ночью 28 мая 1995 года на острове Сахалин. Оно полностью разрушило поселок всего за 17 секунд. Это была вторая крупная природная катастрофа на территории Сахалинской области после обрушившегося на г. Северо-Курильск цунами в 1952 году.
С конца июля 2013 года юг Дальнего Востока России оказался подвержен катастрофическому наводнению, вызванному интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в реке Амур. Затоплению подверглись территории пяти регионов: Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Якутии и Приморского края. Около 150 поселений были затоплены, в зоне бедствия оказались 135 тыс. человек.
В ликвидации последствий паводка приняли участие и Вооруженные Силы РФ.
Так, например, 11 сентября 2013 года силами военно-транспортной и армейской авиации группировки Минобороны было выполнено 29 самолетовылетов, в ходе которых перевезены 46 единиц различной техники. Летными экипажами армейской авиации совершено 9 вертолетовылетов для перевозки более 20 тонн грузов. В Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском крае подразделениями Минобороны было развернуто 9 продовольственных пунктов с возможностью обеспечения полноценного питания на 5000 человек. Личным составом сводных отрядов войск Восточного военного округа для засыпки размытых дорог разработано и вывезено 4,2 тыс. куб. м. грунта, устроено 7 тыс. м. водоотводных канав, проведена откачка из жилых районов более 10 тыс. тыс. куб. м. воды, уложено 14,6 тыс. мешков с песком. Проведено укрепление 7 водозащитных дамб в населенных пунктах и районах, протяженность которых увеличилась на 3 тыс. метров. С помощью развернутых силами инженерных подразделений 15 понтонно-мостовых переправ и мостовых переходовбыло перевезено 882 человека, 192 единицы техники, 753 тонны различных грузов.
Группировки ВКС России были привлечены для ликвидации последствий лесных пожаров в Иркутской области в июле 2016 года; экипажи военно-транспортной и армейской авиации принимали участие в тушении крупных лесных пожаров в Красноярском крае и Иркутской области в августе 2019 года. Только за первые два дня работы авиации Минобороны России в Красноярском крае и Иркутской области были потушены 84 лесных пожара на общей площади 113 тысяч гектаров.
Применение самолетов и вертолетов Минобороны России для тушения пожаров позволило в пять раз снизить скорость распространения огня и ликвидировать задымление воздуха в городах и населенных пунктах Красноярского края, улучшить экологическую обстановку в регионе.
В июле-августе 2019 года военнослужащие группировки Министерства обороны России приняли участие в работах по ликвидации последствий паводка в Тулунском районе Иркутской области. Они очищали воду от естественных загрязнений, выпекали хлеб и организовывали его выдачу местному населению, подвозили и выдавали питьевую воду, проводили диагностические исследования проб воды, почвы, биологического материала на наличие возбудителей опасных инфекционных заболеваний, расчищали территорию от завалов и мусора, проводили дезинфекцию социально значимых объектов, проводили вакцинацию местного населения.
Стоит упомянуть, что в 2020 году Вооруженные Силы активно подключились к борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В рамках помощи населению специалистами военно-строительного комплекса только за 9 месяцев в 23-х субъектах страны было возведено 30 многофункциональных медицинских центров общей площадью более 200 тысяч кв. метров, оснащенных самым современным оборудованием.
Для стационарного лечения в военных госпиталях было развернуто свыше 8 тысяч койко-мест, половина из которых использовалась в интересах населения. С начала пандемии медицинская помощь была оказана более 13 тысячам гражданских пациентов.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в Минобороны России создана функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ. Она является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2009 г. № 113 Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления функциональной подсистемы и организует мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах.
В соответствии с пунктом «п» ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф считается одним из случаев исполнения военнослужащим служебных обязанностей.
Методические рекомендации
Во вступительном слове необходимо отметить, что Вооруженные Силы нашей страны исторически привлекались к осуществлению миротворческих и гуманитарных миссий, ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.
При освещении первого учебного вопроса внимание слушателей следует акцентировать на том, что российскими военнослужащими накоплен обширный опыт участия в миротворческих операция в разных регионах земного шара. На его основе совершенствуется методика их проведения, что в будущем позволит придать таким операциям большую эффективность.
Раскрывая второй учебный вопрос, целесообразно сделать акцент на том, что участие Вооруженных Сил России в гуманитарных операциях позволяет России попутно решать задачи обеспечения национальной и региональной стабильности, повышать свой международный авторитет.
В третьем вопросе, помимо изложения тематического материала, необходимо подробнее осветить правовые особенности участия Вооруженных Сил в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.
Барынькин В.М. Миротворческая деятельность Вооруженных Сил России // Военная мысль. — 1998. — № 3.
Лутовинов В.И., Романченко Ю.Г. Российское участие в международных миротворческих операциях: анализ и проблемы // Власть. — 2003. — № 1.
Батюшкин С.А. Международное гуманитарное право. Учебное пособие. — М.: Кнорус, 2019.
Остапович К.К., Уланов А.С. О применении организаций ВС РФ для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф // Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. — 2014.