Миша заметил что в стихотворении пять разных картин весны
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
В. Берестов. Первый листопад. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 6
? с. 6
– Этот клён напоминает нарядного первоклассника 1 сентября, — сказала Маша.
? Тебе понравилось Машино сравнение? На какие строчки она обратила внимание?
— Какой же это клён? — усомнился Миша. — Это пока поросль клёна.
? Ты догадываешься, почему Миша пришёл к такому выводу?
В этом стихотворении В. Берестова вся красота осеннего леса показана через красоту маленького деревца. Обсуждая стихотворение, оба – и Маша, и Миша – демонстрируют наблюдательность; причём если Маше характерна образность мышления (она сравнивает молодой клён с нарядным первоклассником 1 сентября), то Миша не только обращает внимание на слова автора об этом деревце («первый листопад», «впервые встречает») и на его внешний вид (у деревца всего-то шесть листьев), но и умеет сделать правильный вывод на основании определённых фактов (это ещё не настоящий большой клён, а поросль клёна). Таким образом, разбирая стихотворение В. Берестова и замечания Маши и Миши, мы учимся как образной наблюдательности, ассоциативному мышлению, так и наблюдательности фактической, умению работать с определёнными фактами.
— А вы помните «Листопад» И. Бунина? — спросила Анишит Йокоповна. — С чем поэт сравнивает осенний лес? Похожие ли картины листопада создали Иван Бунин и В. Берестов?
? Как ты ответишь на вопросы Анишит Йокоповны?
Далее предлагается вспомнить стихотворение И. Бунина «Листопад» («Литературное чтение», 3 класс, часть 1, с. 34–35). Сравнивая эти два описания золотой осени, можно заметить, что лес Бунина – красивый («словно терем расписной»), многоцветный («лиловый, золотой, багряный», «янтарный»), огромный («пёстрою стеной стоит»), в нём – множество различных деревьев (берёзы, ели, клёны, дубы, сосны); тогда как в стихотворении В. Берестова говорится об одном-единственном молоденьком деревце. Однако эти стихотворения объединяет атмосфера осенней красоты и ожидания (первых порывов ветра, листопада, а за ним – и глубокой осени), то есть атмосфера хрупкого равновесия и сиюминутности тёплого
осеннего дня.
Авторы стихотворений использовали приём олицетворения. (У Берестова: клён «встречает листопад», «праздничный наряд подставил ветру», ему хочется выглядеть «как большие»; лес Бунина стоит «весёлой» стеной, он «заворожен» тишиной, а осень – «тихая вдова».)
Эмма Мошковская Апрель Эй, шубы и шапки, Кубанки, ушанки – Теплые шапки, Стали вы жарки!
Идите в шкафы, Шерстяные шарфы!
Другая приходит мода!
Приходит другая погода.
Разве зимой он такой?
Куцый, маленький день, Которому выйти гулять лень, Какой он большой!
Как он вырос теперь!
Ему открывают окно или дверь!
А эти дома В желтенькой краске, В зелененькой краске – В новенькой краске… Помните, помните, как они стыли, Как они окна свои закрыли, Как они форточки даже закрыли И слушали, Как метели Выли… А эти сады… Сады!
Как ждали сады Беды, Как яблоньки с ветром сражались, И к старым яблоням жались, И кутались, кутались в снег, как в мех… А мы… Мы После зимы?
После зимы Как видим мы!
1) А Маша заметила, что во васех пяти картинах есть общий приём : в них сначала говорится о том, что было до наступления весны, а потом, что стало после её наступления?
2) Напиши, как называется этот приём?
3) Как в стихотворении передано приподнятое настроение героя?
Закрась жёлтым карандашом нужные слова или знаки препинания в тексте стихотворения?
4) А с помощью какого приёма показана взволнованная, торопливая, сбивчивая речь героя?
Обрати внимание на выделенные слова и напиши, как называется такой приём?
5) Закрась голубым карандашом другие места в тексте, где также используется этот приём?
6) Название стихотворения выражает её тему или основное переживание?
7) Придумай такое название, в котором будут выражено основное переживание этого стихотворения?
Задай вопрос из школьного предмета 5-9 Русский язык 5+3 б Задание№6. Эмма Мошковская Апрель…
Задай вопрос из школьного предмета
5-9 Русский язык 5+3 б
Задание№6.
Эмма Мошковская
Другая приходит
мода!
Приходит другая
погода.
Разве зимой он
такой?
Куцый, маленький день,
Которому выйти
гулять лень,
Как он вырос теперь!
Ему открывают окно
или дверь!
В желтенькой краске,
В зелененькой
краске –
В новенькой краске…
Помните, помните,
как они стыли,
Как они окна свои закрыли,
Как они форточки
даже закрыли
Как яблоньки с
ветром сражались,
И к старым яблоням
жались,
И кутались,
кутались в снег, как в мех…
С большою-большою
теплой рукой.
1) А Маша
заметила, что во
васех пяти картинах
есть общий приём:
в них сначала
говорится о том,
что было до
наступления весны, а потом,
что стало после её наступления?
2) Напиши, как
называется этот приём?
3) Как в
стихотворении передано приподнятое
настроение героя? Закрась
жёлтым карандашом нужные
слова или знаки
препинания в тексте
стихотворения?
4) А с
помощью какого приёма
показана взволнованная, торопливая,
сбивчивая речь героя?Обрати внимание
на выделенные слова
и напиши, как
называется такой приём?
5) Закрась голубым
карандашом другие места
в тексте, где
также используется этот
приём?
6) Название стихотворения
выражает её тему
или основное переживание?
Нужное подчеркни.
7) Придумай такое
название, в котором
будут выражено основное
переживание этого стихотворения?
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
В. Жуковский. Весеннее чувство. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 97 — 99
? с. 98
А тебе понравились строчки, которые процитировал Костя? Найди подтверждение того, что поэт (или его герой) разговаривает и с ветерком, и с ручейком. А затем подтверди, что поэт (или его герой) прислушивается к своему состоянию: старается разобраться, откуда у него радостное настроение. Какие по цели высказывания предложения в основном использует автор? Почему именно такие? А как он передаёт праздничное весеннее освещение?
В первой строфе поэт обращается к ветерку («Лёгкий, лёгкий ветерок, // Что так сладко, тихо веешь?») и к ручейку («Что играешь, что светлеешь, // Очарованный поток?»). Все ли догадались, что «очарованный поток» — это ручей? Во второй строфе поэт беседует сам с собой, он действительно прислушивается к своему внутреннему состоянию («Чем опять душа полна? // Что опять в ней пробудилось? // Что … к ней возвратилось?»). Какими чувствами могла «опять» наполнить душу поэта «перелётная весна»? Надеждой? Ожиданием чуда? Радостью? По цели высказывания многие предложения этого стихотворения вопросительные. Вероятно, автор хотел выразить ту восторженную радость, которую вызвала в его душе наступившая весна. Праздничное весеннее освещение передаётся с помощью таких слов: поток «светлеет» «облака, летя, сияют».
Как ты думаешь, автор стихотворения — наш современник? Или этот поэт жил давно, но всё-таки не так давно, как Василий
Жуковский? Почему ты так думаешь?
Этот блок вопросов — провокационный. Согласны ли вы с Мишей, что читать это стихотворение значительно легче? Почему? Когда могло быть написано стихотворение (совсем недавно или всё-таки давно, но, конечно же, не 200 лет назад, как «Славянка»). Обоснуйте своё мнение. Вероятно, рассуждение Кости о том, что в «Славянке» автор пишет длинной строкой, а в «Весеннем чувстве» — короткой, ритмичной, натолкнёт вас на мысль, что «Славянка» написана значительно раньше.
? с. 99
А теперь, когда вы узнали и автора, и время написания стихотворения, вы почувствовали такое же удивление, как и Костя?
— Мне не все понятно, — сказал Костя. — Почему один и тот же поэт пишет так по-разному? То сложно, то легко и просто…
Ведь в «Славянке» у Жуковского очень длинные строчки. Например:
за-ве-сой-о-гне-нной-по-де-рнут-да-льний-лес…
А в «Весеннем чувстве» — очень короткие строчки. Например: о-бла-ка-ле-тя-си-я-ют…
— Для разных произведений поэт выбирает разный язык, — объяснила Евдокия Васильевна. — Чтобы передать лёгкость весеннего настроения, поэт выбирает короткую строку. А чтобы создать величественную и торжественную картину заката — длинную!
Евдокия Васильевна объясняет, почему поэт выбирает разные поэтические стили и разные размеры для различных произведений.
Задай вопрос из школьного предмета
5-9 Русский язык 5+3 б
Задание№6.
Эмма Мошковская
Другая приходит
мода!
Приходит другая
погода.
Разве зимой он
такой?
Куцый, маленький день,
Которому выйти
гулять лень,
Как он вырос теперь!
Ему открывают окно
или дверь!
В желтенькой краске,
В зелененькой
краске –
В новенькой краске…
Помните, помните,
как они стыли,
Как они окна свои закрыли,
Как они форточки
даже закрыли
Как яблоньки с
ветром сражались,
И к старым яблоням
жались,
И кутались,
кутались в снег, как в мех…
С большою-большою
теплой рукой.
1) А Маша
заметила, что во
васех пяти картинах
есть общий приём:
в них сначала
говорится о том,
что было до
наступления весны, а потом,
что стало после её наступления?
2) Напиши, как
называется этот приём?
3) Как в
стихотворении передано приподнятое
настроение героя? Закрась
жёлтым карандашом нужные
слова или знаки
препинания в тексте
стихотворения?
4) А с
помощью какого приёма
показана взволнованная, торопливая,
сбивчивая речь героя?Обрати внимание
на выделенные слова
и напиши, как
называется такой приём?
5) Закрась голубым
карандашом другие места
в тексте, где
также используется этот
приём?
6) Название стихотворения
выражает её тему
или основное переживание?
Нужное подчеркни.
7) Придумай такое
название, в котором
будут выражено основное
переживание этого стихотворения?