Мишель монтень опыты о чем
Краткое содержание Монтень Опыты
При захвате Арраса Людовик XI казнил всех жителей, которые отказывались его приветствовать. Свои убеждения и мнение люди могут отстаивать ценой жизни. К примеру, многие солдаты выбрали умереть тяжелой смертью во время турецких сражений, чем проводить крещение. При этом смерти боится только рассудок человека. Автор полагает, что даже женщины готовы терпеть невероятные боли ради своей красоты. Также одним отрицательным качеством человека является жадность. Жадность появляется при изобилии. Чувство жадности автор испытал на себе. До 20 лет он тратил все заработанные деньги на веселье. А после он стал жадно собирать заработанные средства. Поговорив с одним мудрым человеком, он избавился от жадности и алчности.
Во второй книге автор рассказывает о мнимости человека. Человек приписывает себе большую власть и считает себя центром всего мироздания. По воображению человек считает себя Богом, несмотря на то, что живет в нечистом мире и прахе. Писатель описал человека как жалкое создание, которое хочет повелевать всем миром. А себя Монтень считал полной противоположностью. Люди всегда преумножали свои достоинства. А автор точно оценивал свои недостатки и достоинства.
В третьей книге писатель пишет о том, что человек должен выполнить свое предназначение. Главным стремлением каждого человека считается получение знаний. При отсутствии неких мыслей, человек полагается на свой опыт. В виде примера автор описывает законы Франции. Большое количество законов увеличило объем произвола в стране. Кроме того простой французский язык стал невразумительным в официальных документах. Мудрые предписания устанавливает только природа. По количеству знаний Монтень не относил себя к очень умным и всезнающим людям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
События происходят на окраинах Нижнего Новгорода в XV веке. Всему городу стало известно, что на другом берегу Оки проживает молодая красивая вдова Настасья, которая прекрасно принимает гостей
В произведении описывается первая любовь, которая полна страхов, переживаний и всех граней человеческих чувств. Рассказывает о своих светлых чувствах к молодой и красивой девушке Лилей
Рассказ «Самое страшное», созданный русским писателем Сашей Чёрным, повествует о жизни детей в начале двадцатого века. У гимназистов того времени, так же как и у современных школьников были страхи и комплексы.
Рассказчик вспоминает о годах учения в Первом петербургском кадетском корпусе. Это было в эпоху правления Николая Первого. По мнению рассказчика, праведники не перевелись и в это время, и хочет рассказать о людях
Великий писатель Марсель Пруст делится своими впечатлениями и переживаниями в своих творениях. Все произведения автора затрагивают жизненно – важные проблемы всего общества
Опыты
Первой книге предпослано обращение к читателю, где Монтень заявляет, что не искал славы и не стремился принести пользу, — это прежде всего «искренняя книга», а предназначена она родным и друзьям, дабы они смогли оживить в памяти его облик и характер, когда придёт пора разлуки — уже очень близкой.
Книга I
Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо — человек.
Сердце властителя можно смягчить покорностью. Но известны примеры, когда прямо противоположные качества — отвага и твёрдость — приводили к такому же результату. Так, Эдуард, принц Уэльский, захватив Лимож, остался глух к мольбам женщин и детей, но пощадил город, восхитившись мужеством трёх французских дворян. Император Конрад III простил побеждённого герцога Баварского, когда благородные дамы вынесли из осаждённой крепости на своих плечах собственных мужей. О себе Монтень говорит, что на него могли бы воздействовать оба способа, — однако по природе своей он так склонен к милосердию, что его скорее обезоружила бы жалость, хотя стоики считают это чувство достойным осуждения.
Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам.
Книга II
Слюна паршивой дворняжки, забрызгав руку Сократа, может погубить всю его мудрость, все его великие и глубокомысленные идеи, уничтожить их дотла, не оставив и следа от его былого знания.
Человек приписывает себе великую власть и мнит себя центром мироздания. Так мог бы рассуждать глупый гусёнок, полагающий, что солнце и звезды светят только для него, а люди рождены, чтобы служить ему и ухаживать за ним. По суетности воображения человек равняет себя с Богом, тогда как живёт среди праха и нечистот. В любой момент его подстерегает гибель, бороться с которой он не в силах. Это жалкое создание не способно управлять даже собой, однако жаждет повелевать вселенной. Бог совершенно непостижим для той крупицы разума, которой обладает человек. Более того, рассудку не дано охватить и реальный мир, ибо все в нем непостоянно и изменчиво. А по способности восприятия человек уступает даже животным: одни превосходят его зрением, другие слухом, третьи — обонянием. Быть может, человек вообще лишён нескольких чувств, но в невежестве своём об этом не подозревает. Кроме того, способности зависят от телесных изменений: для больного вкус вина не тот, что для здорового, а окоченевшие пальцы иначе воспринимают твёрдость дерева. Ощущения во многом определяются переменами и настроением — в гневе или в радости одно и то же чувство может проявляться по-разному. Наконец, оценки меняются с ходом времени: то, что вчера представлялось истинным, ныне считается ложным, и наоборот. Самому Монтеню не раз доводилось поддерживать мнение, противоположное своему, и он находил такие убедительные аргументы, что отказывался от прежнего суждения. В собственных своих писаниях он порой не может найти изначальный смысл, гадает о том, что хотел сказать, и вносит поправки, которые, возможно, портят и искажают замысел. Так разум либо топчется на месте, либо блуждает и мечется, не находя выхода.
Всякий всматривается в то, что пред ним; я же всматриваюсь в себя.
Книга III
Нет ничего более прекрасного и достойного одобрения, чем должным образом хорошо выполнить своё человеческое назначение.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Опыты» Монтеня
Понятие «самопознание» чаще всего воспринимается в качестве синонима слова «самосовершенствование». Во многом такому отношению, прочно укоренившемуся в западной философской мысли, мы обязаны трудам не философов, а авторов, работающих на стыке философии и публицистики. Одним из первых был Мишель де Монтень, который вошёл в историю благодаря своим «Опытам». Это обширный труд, который дал начало жанру эссе и представляет собой собрание множества разрозненных сочинений, подчинённых не единому творческому замыслу, а основным темам размышлений автора над своей судьбой и своими действиями.
При этом «Опыты» Монтеня не являются аналогом дневника, не имеют непосредственного отношения к эпистолярному жанру. Автор пишет не о событиях своей жизни, а о том, как он оценивает наиболее значимые философские постулаты. Идеи Эпикура, Платона, Сенеки и Плутарха не пересказываются, а развиваются и дополняются выводами из собственной жизни. Одной из главенствующих тем «Опытов» является человеческое счастье и принципы здорового эгоизма.
Эгоизм или либерализм эпохи Возрождения?
В какой-то мере, осознавая это или нет, Монтень провозглашает идеи либерализма. Его концепция очень близка к формуле «делай то, что хочешь, не мешая при этом другим». Вполне возможно, что современный читатель не до конца поймёт значимость выделения поиска счастья в отдельное когнитивное направление, но для того времени в этом было что-то революционное, поскольку Монтень выводит не универсальную идеологию, но делает умозаключения о том, что у каждого счастье может быть каким-то своим.
Его философию можно было бы назвать честным скептицизмом. Он откровенно признаётся в том, что живёт сам для себя и не считает нужным жить во имя каких-то идеалов. Любой долг теряет свою значимость по отношению к долгу познания себя и совершения действий, которые можно было бы назвать своим делом. Не познав себя, делать что-либо для себя автор считал невозможным.
Большое внимание он уделяет относительности. Согласно Монтеню, люди лишь считают свои истины абсолютными, на деле же не могут обладать каким-то полноценным знанием. Все имеющиеся зависят от ряда обстоятельств, включая уровень развития науки и техники.
Однако это не означает, что человек не имеет вообще никакого долга. Все несчастья, которые могут свалиться на его долю, можно разделить на объективные и субъективные. Задача человека – противостоять и тем и другим. К примеру, внимательным отношением к своему организму, физическим данным и увеличением познаний в области медицины – противостоять болезням, а укреплением духа – всему тому, что приносит страдание из-за неумелого обращения со своим сознанием. Человек, чувствующий себя обделённым, оскорблённым, униженным – лишь способствует увеличению собственного страдания, поэтому такому восприятию себя нужно противодействовать.
Общественно-политическое значение «Опытов»
В политике Монтень выступал в качестве довольно консервативного мыслителя и общественного деятеля. Он считал, что в любой системе существуют определённые изъяны, но пытаться отменить её из-за этого, по его мнению, неразумно. Критике он подвергал только гугенотов, но именно из-за того, что их выступления потрясли общественный порядок и привели к междоусобице. Религиозных же тонкостей он практически не касался.
Жил публицист и философ в период эпохи Возрождения. Его отцом был участник итальянских войн, получивший дворянский титул за боевые заслуги, а мать происходила из богатого еврейского рода. По образованию и практической деятельности Мишель Экем де Монтень был юристом. Дослужился до должности судьи, которую продал после выгодной женитьбы. Его жизнь пришлась на эпоху религиозных войн, но от них он практически не пострадал. Лишь однажды был арестован католической Лигой, но пробыл в тюрьме всего сутки, после чего его отпустили из-за вмешательства Екатерины Медичи. Стремление к удовлетворённости тем, что есть, было вполне искренним. Так, в 1590 году он отклонил предложение короля Генриха IV занять пост советника.
Тексты «Опытов» Монтеня писались на протяжении десяти лет, с 1570 до 1580 года. В 1580-м трактат был издан в первый раз. Самопризнания Монтеня написаны скептиком, но отнюдь не мрачным пессимистом или нигилистом. Они имели не только философское, но и педагогическое значение, став одним из первых произведений, подчёркивающих необходимость гармоничного развития личности. К написанному Монтенем апеллировали многие известные педагоги, справедливо находя в «Опытах» ценнейшую информацию для изучения и осмысления.
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Экcпозиция «Великие учителя человечества» расположена на втором и третьем этажах Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.
Смысл произведения «Опыты» Мишель де Монтель
Произведение «Опыты» написано французским философом эпохи Возрождения. Однако Мишель де Монтель был далек от художественной литературы. Автор ввел понятие «эссе», которое сейчас знакомо каждому школьнику. Книга «Опыты» — это сборник произведений, созданных в жанре небольших сочинений-рассуждений.
Философ постарался выразить свои мысли в отдельном дневнике. В произведении «Опыты» охвачено несколько тем из разных областей. Особое внимание Мишель де Монтель уделил проблемам, волновавшим общество в его эпоху. Мыслитель в своих эссе раскрывает свой внутренний мир. Автор был глубоко убежден, что познать себя полностью невозможно. Смысл книги «Опыты» заключается в том, чтобы читатель поближе узнал человека в общем смысле этого слова. Произведения раскрывают не только жизненный путь отдельно взятой личности. Это одна из лучших историй о людях, о их взглядах, мыслях и ценностях.
Мишель де Монтель являлся скептиком. Автор соглашается с тем, что человеком движет жажда наживы, желание получить от жизни все. Люди стремятся получать удовольствие от своего существования. Некоторых личностей можно отнести к категории самовлюбленных и эгоистичных натур. Но мыслитель не осуждает таких людей. Он придерживался взглядов античных мудрецов, которые были уверены, что человек создан для счастья. В произведении «Опыты» автор высказал интересную мысль. Только эгоисты способны достичь внутренней гармонии. Всю свою энергию философ предлагает направить внутрь себя. Нельзя одинаково реагировать на свои проблемы и на неприятности окружающих. В первую очередь человек должен думать о себе и стараться создать вокруг себя атмосферу спокойствия и умиротворения.
Если все проблемы воспринимать близко к сердцу, то человек может просто не выдержать. Он может просто «сломаться», разочароваться в жизни. Тогда о счастливом существовании можно будет забыть, а светлое, полное надежд будущее не наступит никогда. Никто из людей не хочет такого развития событий. Чтобы этого избежать, важно прислушиваться к себе и своим желаниям.
«Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». В этой фразе заключается основная идея книги «Опыты». Не стоит постоянно грустить и печалиться, иначе можно пропустить все самое важное в жизни. В своем произведении Мишель де Монтель раскрывает и понятие нравственности. Автор считает, что не всегда необходимо следовать моральным принципам, установленным в обществе. Некоторые рамки и ограничения делают лишь из личности лицемера. Невозможно быть глубоко нравственным и в тоже время абсолютно счастливым.
Познавать себя можно и нужно. Однако не стоит забывать, что это не должно быть единственной целью человека. Личность рождена для того, чтобы стать счастливой. Мыслитель не подвергает сомнению это утверждение. Важно получать удовольствие от каждого прожитого дня, наслаждаться каждой минутой своей жизни. Автор много времени потратит на исследования феномена счастья. Это не какая-то общая категория. Для каждого человека счастье особенное. Поэтому людям важно иногда заниматься самокопанием. Ведь только так можно понять, что тебе нравится, а что нет, в чем заключается твое признание. Человеку следует четко понимать не только свои сильные стороны характера, но и слабые. Выбирать трудовую деятельность нужно, ориентируясь на свои предпочтения и свои способности. Важно осознавать причины, заставляющие человека грустить. Необходимо четко понимать свои болевые точки и то, что может вывести из душевного равновесия.
Книга «Опыты» — это размышления автора. У Мишеля де Монтеля не было цели создать научную и поучительную работу. Каждый читатель сам решает, стоит ли ему придерживаться описанных в произведении взглядов. Автор не побоялся представить людям свой психологический портрет. Он надеялся, что многих читателей вдохновит его идея, и они также захотят разобраться в себе. Книга «Опыты» не является истиной в первой инстанции. Автор поведал о себе. Некоторая информация может шокировать. Над другими данными читатель может долго размышлять. Сборник небольших произведений под название «Опыты» никого не оставит равнодушным. Уже из названия становится понятно, что автор только начинает познавать свою сложную организацию. А какого результата он добился, судить читателю.
Краткое содержание книги Монтеня «Опыты»
1580
Краткое содержание книги
Читается за 13 минут, оригинал — 46 ч
Первой книге предпослано обращение к читателю, где Монтень заявляет, что не искал славы и не стремился принести пользу, — это прежде всего «искренняя книга», а предназначена она родным и друзьям, дабы они смогли оживить в памяти его облик и характер, когда придёт пора разлуки — уже очень близкой.
Книга I
Глава 1. Различными способами можно достичь одного и того же
Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо — человек.
Сердце властителя можно смягчить покорностью. Но известны примеры, когда прямо противоположные качества — отвага и твёрдость — приводили к такому же результату. Так, Эдуард, принц Уэльский, захватив Лимож, остался глух к мольбам женщин и детей, но пощадил город, восхитившись мужеством трёх французских дворян. Император Конрад III простил побеждённого герцога Баварского, когда благородные дамы вынесли из осаждённой крепости на своих плечах собственных мужей. О себе Монтень говорит, что на него могли бы воздействовать оба способа, — однако по природе своей он так склонен к милосердию, что его скорее обезоружила бы жалость, хотя стоики считают это чувство достойным осуждения.
Глава 14. О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них
Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам.
Книга II
Глава 12. Апология Раймунда Сабундского
Слюна паршивой дворняжки, забрызгав руку Сократа, может погубить всю его мудрость, все его великие и глубокомысленные идеи, уничтожить их дотла, не оставив и следа от его былого знания.
Человек приписывает себе великую власть и мнит себя центром мироздания. Так мог бы рассуждать глупый гусёнок, полагающий, что солнце и звезды светят только для него, а люди рождены, чтобы служить ему и ухаживать за ним. По суетности воображения человек равняет себя с Богом, тогда как живёт среди праха и нечистот. В любой момент его подстерегает гибель, бороться с которой он не в силах. Это жалкое создание не способно управлять даже собой, однако жаждет повелевать вселенной. Бог совершенно непостижим для той крупицы разума, которой обладает человек. Более того, рассудку не дано охватить и реальный мир, ибо все в нем непостоянно и изменчиво. А по способности восприятия человек уступает даже животным: одни превосходят его зрением, другие слухом, третьи — обонянием. Быть может, человек вообще лишён нескольких чувств, но в невежестве своём об этом не подозревает. Кроме того, способности зависят от телесных изменений: для больного вкус вина не тот, что для здорового, а окоченевшие пальцы иначе воспринимают твёрдость дерева. Ощущения во многом определяются переменами и настроением — в гневе или в радости одно и то же чувство может проявляться по-разному. Наконец, оценки меняются с ходом времени: то, что вчера представлялось истинным, ныне считается ложным, и наоборот. Самому Монтеню не раз доводилось поддерживать мнение, противоположное своему, и он находил такие убедительные аргументы, что отказывался от прежнего суждения. В собственных своих писаниях он порой не может найти изначальный смысл, гадает о том, что хотел сказать, и вносит поправки, которые, возможно, портят и искажают замысел. Так разум либо топчется на месте, либо блуждает и мечется, не находя выхода.
Глава 17. О сомнении
Всякий всматривается в то, что пред ним; я же всматриваюсь в себя.
Книга III
Глава 13. Об опыте
Нет ничего более прекрасного и достойного одобрения, чем должным образом хорошо выполнить своё человеческое назначение.