Мтс закрыли что случилось
МТС закроет 300 салонов связи. Как это скажется на бизнесе и акциях
Сотовый оператор МТС анонсировал сокращение сети собственных салонов связи. Компания решила закрыть 300 салонов до конца года. Это 5% от общего числа. «Сокращение монобрендовой сети МТС может в будущем подтолкнуть других игроков рынка к таким же действиям. Это может привести к оздоровлению операторской розницы в целом», — рассказал аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин.
Компания рассчитывает на расширение партнерства с объединенной сетью салонов «Связной» и «Евросеть». После многолетнего перерыва МТС возобновила продажи своих сим-карт в 5 тыс. магазинах «Связного» и «Евросети» по всей России. Там же абоненты МТС смогут пополнить баланс своего счета.
Возобновление сотрудничества позволит МТС сократить расходы на собственные салоны связи и улучшить финансовые показатели.
Число собственных салонов МТС во втором квартале сохранилось на уровне последних трех кварталов и составило 5881 единиц, сообщила компания в своей отчетности за второй квартал 2019 года по МСФО.
Что еще было в отчетности
Выручка МТС во втором квартале увеличилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила ₽125,1 млрд. Чистая прибыль упала на 11%, до ₽14,3 млрд.
Повышению выручки помог рост доходов от услуг мобильной связи на Украине и в России, продажи мобильных устройств и услуг по системной интеграции, продаж программного обеспечения и консолидация МТС Банка. Снижение чистой прибыли компания объяснила ростом процентных расходов в связи с увеличением долга.
Как МТС работает в России
Россия осталась крупнейшим рынком для сотового оператора. Во втором квартале российское подразделение принесло компании ₽115,3 млрд выручки. Это на 8,4% больше второго квартала 2018 года. Негативно на показатель повлияли отмена внутреннего роуминга и повышение ставки НДС. Росту выручки МТС в России помогла консолидация результатов МТС Банка. К концу июня число абонентов сотового оператора в России составило 78,1 млн человек.
Сокращение собственной розничной сети МТС в России способствует улучшению финансовых показателей корпорации. Телекоммуникационный оператор повысил прогноз роста выручки в этом году по сравнению с 2018 годом с 3% до 4–6%.
В июне собрание акционеров утвердило дивиденды за 2018 год в размере ₽19,98 на одну акцию и ₽39,96 на одну АДР. Владельцы акций получили дивиденды 13 августа.
В июле совет директоров рекомендовал промежуточные дивиденды за первое полугодие 2019 года в объеме ₽8,68 на акцию или ₽17,36 на одну АДР. Дивиденды получат владельцы акций на 14 октября.
Сейчас основной объем торгов ценными бумагами МТС приходится на биржу в Нью-Йорке. Это не снимает риски с вложений в МТС, связанные с российским происхождением мобильного оператора. Подробнее о том, чем рискуют инвесторы в российские компании, смотрите на видео:
В феврале компания задумалась о делистинге в США из-за высоких затрат на поддержание торгов. Компания решила изучить возможность сделать Московскую биржу основной площадкой для торгов своими акциями.
Помимо Нью-Йорка, АДР компании торгуются на Московской, Лондонской, Франкфуртской, Берлинской и Мюнхенской фондовых биржах. Телекоммуникационный оператор представит совету директоров предложения по стратегии присутствия на рынках акционерного капитала в ближайшие два месяца, сообщил президент компании Алексей Корня.
Акции МТС: каков потенциал роста
Несмотря на сложные экономические условия для операторов связи, МТС остается лучшей дивидендной историей среди российских телекоммуникационных компаний, уверены аналитики «Атона».
Акции МТС стоят дешевле своих аналогов, считают в «Кит Финансе». Эксперты рекомендуют выкупать бумаги при снижении рыночной цены. Они ожидают роста котировок более чем на 23%, до ₽315 в перспективе ближайшего года.
Опрошенные Refinitiv эксперты оценивают справедливую стоимость бумаг МТС на 27% выше текущей цены, на отметке ₽325. Семь профильных аналитиков рекомендуют покупку, один советует держать акции в портфеле.
Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана. Ценная бумага, привязанная к акциям определенной компании и выпущенная банком (банком-депозитарием).Главная возможность, которую дает инвестору депозитарная расписка, это возможность практически владеть акциями иностранной компании, но при этом оставаться в рамках законодательства банка-депозитария. Например, американская депозитарная расписка (АДР) на акции российской компании — это, с одной стороны, американская ценная бумага, торговля которой регулируется американским законодательством, с другой стороны, она дает право на долю прибыли и право голоса на собрании акционеров российской компании Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
МТС крушит свою розничную сеть. Закрыто 600 салонов связи
МТС не жалеет о закрытии салонов
МТС досрочно закрыла 600 салонов связи по всей стране в рамках оптимизации розничной сети. Компания сообщила об этом в отчете об итогах своей деятельности во II квартале 2020 г.
О своих планах сократить число салонов на 600 единиц до конца 2020 г. президент МТС Алексей Корня заявлял еще в ноябре 2019 г., но план удалось выполнить раньше. В результате закрытия салонов связи и диверсификации каналов продаж МТС получила дополнительный вклад в OIBDA (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) — во II квартале в размере 1,7 млрд руб., следует из отчета.
OIBDA выросла на 0,6% и составила 51,6 млрд руб., а выручка — на 1,3%, составив 117,7 млрд руб. В компании говорят, что это случилось из-за роста производительности труда и увеличения продаж в расчете на одну точку. Компания занялась альтернативными каналами продаж и увеличила дистрибуцию на 12 тыс. точек — расширила присутствие в сети «Детский мир» и запустила продажу SIM-карт на Ozon, а с августа 2020 г. — в магазине Wildberries.
Несмотря на рост онлайн-ритейла, выручка от продажи оборудования снизилась на 3,4%. На конец II квартала оставался открытым 5281 салон, включая франчайзинговые точки. Во время пандемии часть салонов была закрыта временно, но их количество в компании не уточняется. Решение о дальнейшей оптимизации компания будет принимать исходя из ситуации, так как розничный рынок остается волатильным.
Что происходит у «Билайна»
Чуть больше салонов связи менее, чем за год закрыл «Вымпелком» (торговая марка — «Билайн»). В финансовом отчете Veon («Вымпелком» входит в эту группу), опубликованном в начале августа 2020 г., сказано, что за последние девять месяцев в России закрылось более 627 салонов связи «Билайна» (сам «Билайн» входит в состав холдинга). Изначально оператор планировал сократить 600 точек в 2019-2020 гг. — 200 в 2019 г. и 400 в 2020 г.
В отчете Veon также сказано, что во II квартале 2020 г. компании пришлось временно закрыть 1400 салонов связи по всей России. На 30 июня 2020 г. сеть точек «Билайна» насчитывала около 2400 магазинов без учета франшизы, тогда как количество торговых точек, открытых по франшизе, находилось в пределах 1600.
Процесс сокращения числа брендированных салонов связи «Билайн» стартовал в начале 2019 г. В конце сентября 2019 г., как сообщал CNews, гендиректор компании (на тот момент) Василь Лацанич обратился к другим российским операторам связи с призывом по сокращению числа своих салонов по всей России. Попутно он сообщил о намерении сократить число магазинов «Билайна» на 25%. Лацанич был уверен, что закрытие четверти всех салонов «Билайна» позволит повысить эффективность работы оставшихся 75% сети.
В апреле 2020 г. Лацанич ушел с поста гендиректора «Билайна». На его место пришел Александр Торбахов, который уже был гендиректором «Вымпелкома» в 2009-2010 гг. Он продолжил курс предшественника в отношении закрытия части салонов. В конце апреля 2020 г. CNews писал о возникшей вероятности передачи всей сети салонов «Билайна» франчайзинговым партнерам с целью сокращения убытков. Также рассматривался вариант передачи франчайзи лишь части точек и закрытия оставшихся салонов.
Выручка непосредственно оператора «Билайн» по МСФО во II квартале 2020 г. снизилась на 9,5% до 65,5 млрд руб. Сервисная выручка оператора в мобильном сегменте составила 51,425 млрд руб. (снижение на 9,8% в годовом исчислении), а в фиксированном сегменте — 9,22 млрд руб. (рост на 8,9%). Показатель EBITDA упал на 20% до 25,737 млрд руб.
Ситуация в «Мегафоне» и «Теле 2»
В апреле 2020 г. «РИА Новости» писало, что «Мегафон» задумывался о временном сокращении 10-15% от 15 тыс. салонов связи в стране в связи с последствиями пандемии. В Москве речь шла о временном закрытии 200 салонов. Но компании удалось удержать рентабельность OIBDA на уровне прошлого года — 45,4%. В основном это удалось сделать за счет сокращения низкомаржинальных продаж оборудования, затрат на продажи и маркетинг и общехозяйственных затрат. А вот выручка по итогам второго квартала снизилась на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 78,5 млрд руб.
Розница Tele2, по данным пресс-службы компании, пострадала не сильно. Во II квартале 2020 г. продажи абонентского оборудования увеличились в денежном эквиваленте на 12,2%, в штуках — на 10,2%. Во II квартале 2020 г. общая выручка выросла на 15,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
МТС закрыл 600 магазинов по всей России
Grisha Bruev/ Shutterstock
Крупнейший российский сотовый оператор МТС в течение последнего года закрыл 600 салонов связи в рамках запланированной стратегии оптимизации своей розничной сети. На конец второго квартала 2020 г. компания насчитывает 5281 салон.
О планах сократить число салонов на 600 единиц до конца 2020 г. президент МТС Алексей Корня заявлял еще в ноябре прошлого года, но план удалось выполнить раньше. В результате закрытия салонов связи, диверсификации каналов продаж, а также временного закрытия всех торговых точек на период пандемии МТС во II квартале 2020 г. получил дополнительный вклад в OIBDA в размере 1,7 млрд рублей.
По словам первого вице-президента МТС по телекоммуникационному бизнесу Инессы Галактионовой, в совокупности с ростом онлайн-ритейла выручка МТС от продажи оборудования снизилась минимально — на 3,4%. Галактионова также отметила, что вопрос о дальнейшей оптимизации сети компания будет решать исходя из ситуации, так как розничный рынок сейчас очень волатилен.
Конкуренты МТС тоже признают, что закрытие розницы пошло им на пользу. Так, например, «Вымпелком» за последние девять месяцев закрыл 627 магазинов. По мнению главы «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, операторская розница убыточна, и закрытие неэффективных точек продаж снижает потребность в их дополнительном финансировании, что положительно сказывается на финансовых показателях операторов. Порядка 15-20% салонов связи остаются лишними, считает Бурмистров.
Ранее сообщалось, что «Билайн» закрыл более 600 салонов связи с конца 2019 года.
Сотрудники Huawei опасаются массовых увольнений после ужесточения санкций США.
История МТС приближается к поворотному моменту
Мы обновляем финансовые прогнозы для МТС и целевую цену акций компании в свете последних событий и дальнейших перспектив. На наш взгляд, компания постепенно уходит от имиджа сугубо телекоммуникационной, демонстрируя рост доли доходов, не связанных с традиционным бизнесом (по итогам 9М21 эта доля приблизилась к 30% выручки), а также все более тесную синергию между традиционными услугами связи и новыми областями бизнеса (число пользователей экосистемы достигло почти 8 млн, +27% г/г и +5% кв/кв). Мы также полагаем, что презентация результатов за 3К21 в новом формате онлайнвидео (участвовали руководители всех ключевых подразделений, а особое внимание было уделено тенденциям развития экосистемы) помогла инвесторам во многом иначе взглянуть на компанию. Предстоящие перемены в структуре ее отчетности (в скором времени компания планирует начать раскрытие по новым направлениям бизнеса) должны еще больше укрепить инвестиционную привлекательность МТС как экосистемы. Мы считаем, что история компании приближается к поворотному моменту, который ознаменует превращение стабильно развивающегося оператора связи в динамично растущего диверсифицированного игрока цифровых услуг – игрока, который при этом еще может предложить и высокие дивиденды.
Кроме того, ряд событий в ближайшие 12 месяцев может принести выгоду акционерам и раскрыть фундаментальную стоимость компании. Речь, в частности, идет о 1) первичном размещении акций МТС Банка, которое может состояться в 2022 г., 2) продаже вышек связи в 1П22 и 3) новой дивидендной политике, которая должна быть представлена весной 2022 г.
Наша новая целевая цена составляет 420 руб./акц. (11,4 долл./АДР) против 390 руб./акц. (10,5 долл./АДР) ранее, а новые прогнозы предполагают более низкий уровень капзатрат (чем ранее) и более высокую средневзвешенную стоимость капитала при большей выручке и OIBDA.
МТС Банк и фиксированная связь – источники роста выручки. Опубликованные на прошлой неделе МТС результаты по МСФО за 3К21 оказались нейтральными: они совпали с нашими оценками и консенсус-прогнозом и не принесли сюрпризов. Однако они подчеркнули ряд важных для компании тенденций.
• Выручка увеличилась на 8,4% г/г, главным образом благодаря финансовому сегменту (+41,1% г/г) и фиксированной связи (+24,1% и более 10%, по нашим расчетам, если не учитывать эффект от слияний и поглощений). В последнем случае рост был обусловлен скачком числа интернет-пользователей (+10% г/г, +2% кв/кв) и подписчиков платного ТВ (+8% г/г, +1% кв/кв), главным образом благодаря OTT, включая KION, где рост на 27% был обеспечен за счет абонентской базы МТС Premium. Выручка от мобильной связи выросла на 4,2% г/г, все еще пребывая под давлением менее высоких, чем до пандемии, платежей за роуминг. Продажи товаров выросли на 3% г/г на фоне проблем с цепочками поставок и начала продаж iPhone 13 конкурентами. OIBDA группы выросла в 3К21 на 4,2% г/г при рентабельности в 44,4% против 46,2% в 3К20 и 44,5% в 2К21. У МТС Банка OIBDA прибавила 64,4% г/г, а рентабельность поднялась на 2,9 п.п. г/г до 20,3%, но снизилась в сравнении с 2К21 (25,2%), когда имел место эффект низкой базы 2К20. Кроме того, на рентабельности банка сказалось формирование резервов в 2П21. Без учета МТС Банка OIBDA в России выросла на 2,9% г/г при рентабельности в 46,4% (-1,4 п.п. г/г ввиду высоких показателей за 3К20, связанных со снижением затрат и ростом продаж товаров после окончания локдауна).
• Компания подтвердила свой предыдущий прогноз роста выручки в 2021 г. (7– 9%, наша оценка – 8%) и повысила ориентир по OIBDA: в 2К21 ожидался ее рост по меньшей мере на 5%, а теперь он должен составить как минимум 6% (наш прогноз – 7%). Капвложения, по расчетам компании, теперь приблизятся к верхней границе ранее обозначенного диапазона в 100–110 млрд руб. Все эти цифры соответствуют консенсус-прогнозу. Развитие экосистемы идет полным ходом, хотя результаты пока неочевидны. Мы видим здесь ряд позитивных тенденций.
• Более половины роста выручки МТС в годовом исчислении за 3К21 было обеспечено за счет направлений бизнеса, не связанных с традиционными услугами связи, а по итогам 9М21 вклад этих направлений в выручку почти достиг 30% (против 23–24% за 9М20 и чуть больше 20% за 9М19).
• Число мультисервисных пользователей МТС увеличилось на 26,5% г/г до 7,8 млн (7,4 млн на конец 2К21) при росте количества абонентов МТС Premium за 9М21 на 98% г/г и числа зарегистрированных пользователей МТС Cashback в 3К21 на 67% г/г. Последнее привело к более высокому NPS (+2,5x для пользователей мультипродуктов МТС, использующих кешбэк, против в среднем по экосистеме +1,5х) и росту количества продуктов на одного пользователя (в среднем 1,39 в 3К21 против 1,31 в 2020 г.). Кроме того, коэффициент оттока пользователей МТС Premium, использующих программу кешбэка, был в 11 раз ниже, чем у пользователей, не включенных в экосистему.
• Во время видеоконференции руководство сообщило новости о разработке экосистемных продуктов, таких как недавно представленный KION (OTT видеосервис), и стратегии многоканальной розничной торговли, которая во многом дополняет направление финтех в компании.
Размещение акций МТС Банка и продажа вышек связи могут стимулировать рост акций. На прошлой неделе президент и генеральный директор МТС Вячеслав Николаев упомянул о возможности размещения акций МТС Банка в 2022 г., а также указал сроки продажи вышек компании – 1П22. И то и другое может принести доход акционерам МТС и раскрыть фундаментальную стоимость компании. Мы считаем, что консенсус-оценка вклада МТС Банка в совокупные показатели группы может быть слишком консервативной. Следовательно, ее пересмотр может улучшить перспективы акций МТС. В свою модель мы заложили умеренный среднегодовой рост выручки компании в 2020–2025 гг. (+20%), включая ее увеличение на 23% г/г в 2022 г. против 32% в 2021 г. При этом рентабельность по OIBDA в этот период, по нашим прогнозам, будет стабильной на уровне 19% (22% в 2021 г.).
Новая дивидендная политика может принести выгоду акционерам. Компания рассчитывает, что новая дивидендная политика будет объявлена весной 2022 г. (наиболее вероятно, в марте). Текущая дивидендная политика предполагает выплату не менее 28 руб./акц. (выплачивается двумя частями, дважды в год). На деле МТС платят более высокие дивиденды: в 2020 г. они составили 29,5 руб./акц. (речь идет о размере дивиденда, выплаченного в течение календарного года; исключая 13,5 руб./акц., выплаченные по итогам продажи активов на Украине), и в 2021 г. – 37,1 руб./акц. Мы консервативно прогнозируем размер дивиденда в 2022 г. на уровне 37 руб./акц. (текущая дивидендная доходность: 12%). По мнению руководства, новая дивидендная политика может привести к более частым выплатам дивидендов, которые в общегодовом размере будут не меньше, чем раньше.
Новая целевая цена в рублях и долларах повышена на 8% и 9% соответственно. Наши новые оценки предполагают более низкий уровень капвложений против оценок предыдущих (на 3–9% в год с 2023 г.), что соответствует недавним комментариям руководства МТС (которое ожидает, что будущие капзатраты не превысят уровень 2020 г. в 100 млрд руб. в абсолютном выражении, при условии нерастущих выплат, связанных с исполнением «закона Яровой»). Мы прогнозируем рост выручки на 8% в 2021 г. и на 7% в 2022 г. (5%/6% в предыдущем прогнозе) и темпом CAGR на 6% в 2020–2025 гг. (4% ранее). В нашей модели мы закладываем ухудшение рентабельности с 43% в 2021 г. до 41% в 2025 г., что может быть консервативным, поскольку растущая доля низкомаржинальных услуг, включая банковские, может быть компенсирована более значительным вкладом цифровых высокодоходных услуг, таких как облачные сервисы, а также восстановление роуминга. Мы также учитываем более высокий WACC (по сравнению с предыдущей оценкой) из-за увеличения безрисковой ставки для корректировки ДДП-оценки на следующие 12 месяцев.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
МТС закрыл 600 салонов в рамках оптимизации розничной сети
Шоурум с тестовыми киберспортивными и гейминговыми зонами
МОСКВА, 19 авг — ПРАЙМ. Крупнейший российский сотовый оператор МТС в рамках оптимизации своей розничной сети закрыл 600 салонов связи, сообщила журналистам первый вице-президент МТС по телекоммуникационному бизнесу Инесса Галактионова.
После сокращения розничная сеть МТС на конец второго квартала насчитывает 5281 салон.
«Мы продолжили нашу стратегию по оптимизации (салонов сотовой связи — ред.), которую мы заявляли как раз в этот период в рамках отчетности в 2019 году, и к концу второго квартала наша розничная сетка сократилась на 600 салонов. На самом деле мы не только выполнили свои обещания, мы с точки зрения сроков даже перевыполнили, потому что первоначально наши планы были подойти к сокращению 600 салонов к концу 2020 года», — сказала Галактионова.
О намерении сократить розничную сеть в ноябре 2019 года заявлял президент МТС Алексей Корня. Как уточняли тогда в пресс-службе компании, сокращение стартовало в начале третьего квартала 2019 года, а закончить его планировалось в конце 2020 года.
Галактионова отметила, что вопрос о дальнейшей оптимизации сети компания будет решать исходя из ситуации, т.к. розничный рынок сейчас очень волатилен.
«И в таких условиях мы бы не хотели делать слишком поспешные какие-то заявления о том, что сейчас готовы говорить о каких-то дальнейших сокращениях, о количестве салонов. Это значит, что мы продолжаем мониторить ситуацию на рынке. Если конкурентная среда нам будет позволять, то мы продолжим дальнейшую оптимизацию сети», — сказала она.