Миссия что это в христианстве

Кто такой Мессия в Библии?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.

В особом смысле помазанником Божиим был Давид, поскольку из его дома должен произойти великий Властитель, Который будет «поражать в голову» семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). К этому Властителю и относится название Машиах (Мессия).

В последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1-7).

Пророки (особенно Исаия) предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; 11:1-10; 53; Иер 23:5,6; Иез 34:22-24).

Можно сказать, что вся жизнь религиозных иудеев была чаянием прихода Помазанника Божия. Они тщательно изучали Священное Писание, чтобы знать, как именно должен прийти Машиах, и не пропустить это событие.

Обетования о Мессии осуществились в Иисусе Христе, однако многие иудеи не совсем верно истолковали Его миссию. В момент жизни Иисуса Христа Иудея находилась в зависимости от Рима. Мессия стал восприниматься как политический лидер, который сможет организовать народное восстание, прогнать ненавистных римлян, вернуть иудеям независимость и покорить им другие народы.

Источник

МИССИЯ

Понятие

Развитие понятия

Посредством таких отождествлений термин «миссия» во многом заместил собой ряд основоположных библейских понятий и крепко внедрился в церковный обиход.

Миссионерство в Русской Церкви

В настоящее время миссионерский отдел имеется в каждой епархии, периодически проходят съезды миссионеров и другие мероприятия, выпускаются периодические издания. Общую координацию усилий со стороны Патриархата осуществляет Синодальный миссионерский отдел.

Миссионерскую направленность имеют многие православные учебные заведения. Сейчас практически в каждой семинарии имеется миссионерское отделение или курс.

Новейшая история

После долгого периода угнетения богоборческой советской властью, с конца XX века Русская Православная Церковь вновь получила возможность широко развить миссионерскую деятельность, но, одновременно, столкнулась с активизацией прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства в землях канонической ответственности Московского Патриархата. Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года в феврале 1995 года была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, утвержденную Священным Синодом 6 октября того же года. В декабре Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публиковались информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности. На Архиерейском Соборе в 1997 году патриарх Алексий II обозначил миссионерскую работу как одну из важнейших задач служения Церкви, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей» [6].

Источник

Мессия

Месси́я (от еврей­ского «машиах» — пома­зан­ник) — Гос­подь Иисус Хри­стос; Сын Божий, воче­ло­ве­чив­шийся ради спа­се­ния людей, при­нес­ший Себя в Иску­пи­тель­ную Жертву на Кресте, вос­крес­ший и воз­нес­шийся на Небо; Глава Церкви.

Почему Гос­подь Иисус Хри­стос назван Мес­сией?

Во вре­мена Вет­хого Завета пома­за­нием особым веще­ством — освя­щён­ным елеем или миром — сопро­вож­да­лось посвя­ще­ние чело­века на три рода обще­ствен­ной дея­тель­но­сти. Это дей­ствие было утвер­ждено самим Богом. Счи­та­лось, что при совер­ше­нии обряда пома­за­ния на чело­века низ­во­ди­лись Божьи бла­го­сло­ве­ния, дары Свя­того Духа. По этой при­чине роль пома­зан­ника ста­ви­лась в связь со слу­же­нием Богу.

О При­ше­ствии Вели­кого Пра­вед­ника, Кото­рый изба­вит людей от тления и смерти, власти диа­вола и греха, чело­веку было известно с глу­бо­кой древ­но­сти. Этот Пра­вед­ник неод­но­кратно обо­зна­чался в Свя­щен­ном Писа­нии то как Свя­щен­ник ( Пс.109:4 ), то как Пророк ( Втор.18:15 ), то как Царь ( Пс.44:2 ). Вместе с тем о Нем сооб­ща­лось как о Боге ( Пс.109:1-2 ), Кото­рый, не пере­ста­вая быть Гос­по­дом неба и земли, вос­при­мет в Свою Вечную Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство и родится, как Чело­век ( Мих.5:2-3 ). И именно как Чело­век Он примет пол­ноту даров Свя­того Духа ( Ис.11:2 ). Речь во всех этих про­ро­че­ствах шла, конечно же, о Гос­поде Иисусе Христе).

Поэтому Он и был назван Мес­сией или, что то же, Пома­зан­ни­ком: «Дух Гос­пода Бога на Мне, ибо Гос­подь пома­зал Меня…» ( Ис.61:1 ). Правда, там имелся в виду не обряд пома­за­ния Спа­си­теля освя­щен­ным миром: под­ра­зу­ме­ва­лось, что Дух будет почи­вать на Мессии, как на Чело­веке, в силу осо­бого обла­го­дат­сво­ва­ния, причем почи­вать в пол­ноте, насколько это воз­можно для чело­ве­че­ского есте­ства ( Пс. 44:8-9 ). Позд­нее апо­стол заме­тит, что «в Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно» ( Кол.2:9 ).

В чем состо­яли мес­си­ан­ские ожи­да­ния вет­хо­за­вет­ного Изра­иля?

Тотчас по гре­хо­па­де­нии Адама и Евы, повлек­шем за собой тяг­чай­шие послед­ствия, Бог сооб­щил пра­ро­ди­те­лям о гря­ду­щем Спа­си­теле, Кото­рый, придя, сотрёт главу змия ( Быт. 3:15 ). С тече­нием вре­мени, по мере умест­но­сти, Бог всё больше и больше посвя­щал чело­века в детали и цели пред­сто­я­щего При­ше­ствия Христа.

Сперва Гос­подь сооб­щил Авра­аму, что Спа­си­тель про­изой­дёт из его рода ( Быт.12:3 ). Затем Бог посте­пенно довёл родо­слов­ную до Исаака, Иакова ( Быт.28:14 ), Иуды ( Быт.49:9-10 ), Давида ( Ис.11:1 ).

Пат­ри­арх Иаков обо­зна­чил один из при­зна­ков явле­ния Спа­си­теля — утрату власти коле­ном Иуды ( Быт.49:10 ). А пророк Даниил назвал более точное время ( Дан.9:24-27 ). Пророк Михей воз­ве­стил о месте рож­де­ния Христа, Виф­ле­еме ( Мих.5:2 ), а Исаия отме­тил, что это Рож­де­ние будет чудес­ным, от Девы ( Ис.7:14 ). Как Исаия, так и Михей под­черк­нули, что в Цер­ковь Хри­стову будут при­званы все без исклю­че­ния народы ( Ис.2:2-3 ; Мих.4:1-2 ).

Помимо мно­го­чис­лен­ных про­ро­честв, на Мессию ука­зы­вали и про­об­разы: скиния, ковчег, ряд людей: свя­щен­ни­ков, про­ро­ков и царей.

Исто­рия сви­де­тель­ствует, что ко вре­мени окон­ча­ния вет­хо­за­вет­ного пери­ода ожи­да­ние Мессии было все­об­щим. Не только на тер­ри­то­рии Иудеи, но и в других стра­нах ощу­ща­лось при­бли­же­ние Его явле­ния в мир.

Источник

Так что же такое миссия?

Миссионерские записки

Миссия что это в христианстве. Смотреть фото Миссия что это в христианстве. Смотреть картинку Миссия что это в христианстве. Картинка про Миссия что это в христианстве. Фото Миссия что это в христианстве

Так что же такое миссия? На что она похожа?

На переливающуюся чашу, на такую чашу, которая полна до краев, и от ее избытка достается влага тем, кто рядом, но сама чаша не оскудевает. Но разве мы таковы? Вряд ли.

Каковы же мы, и возможна ли миссия в нашем случае?

Мы похожи на чашу, которая ничего никуда не переливает, поскольку сама полна лишь отчасти. Нам нужно хранить свое содержимое, беречь его от праздных взглядов и от чужого желания поозорничать и вылить наше сокровище. Такие озорники всегда под боком.

Нужно жить тем, что тебе подарено. Жить и молчать.

А если спросят? Пристанут и спросят «о нашем уповании»? Тогда нужно говорить как бы нехотя. Говорить в сознании того, что сам бы ни за что не дерзнул рассказывать, поскольку в самом жизнь не плещет через край, а хранится на донышке. Говорить. И это будет миссия.

А что, если один спрашивает серьезно, другой, стоящий рядом, спрашивает от скуки, а третий хитро улыбается и не прочь чашу опрокинуть? Тогда неясно, что делать. Защищать сокровище и спасаться бегством или все же говорить, делиться? Или отмалчиваться, занимаясь собой и пополняя собственный запас? Неясно. А ведь это именно и есть наша ситуация. Ничего не понятно. Бежать, оставаться, говорить, молчать, смиряться, дерзать, смотреть по сторонам или только в себя? Вопросов больше, чем ответов.

Миссия что это в христианстве. Смотреть фото Миссия что это в христианстве. Смотреть картинку Миссия что это в христианстве. Картинка про Миссия что это в христианстве. Фото Миссия что это в христианстве

Так говорил мир с человеком, стоявшим понуро и смотревшим в землю. Он знал и так, этот человек, что вся проблема в нем самом. Будь он полон жизнью, полон тем, во что верит, все было бы по-другому. Но он не полон. И это – беда. Кто поверит бедняку, рассуждающему о богатстве? Кто поверит словам о целомудрии, сказанным человеком, не имеющим целомудрия? Кто поверит словам о победе над смертью, если произнесены они человеком, боящимся боли, одиночества, голода, даже – зубного врача? «Все верно. Я виноват», – говорил сам себе человек, слушая дерзкие речи собеседника.

Но не много ли я беру на себя, говоря, что от меня все зависит и я сам во всем виноват? Я так мал, так кратковременен. Кроме меня ведь есть и другие. И разве ложь все то, что греет меня изнутри, то, что удерживает меня от безумия и дает силу жить? Собственно, не «то», а «Тот». Ведь Он есть! Он жив! Где Он? Где Ты, Господи?

«Я здесь», – сказал человеку Тот, Кто всегда рядом, Тот, кто идет по пустыне в шаге от тебя и чьи стопы не оставляют следов на песке.

«Я жив. Я здесь. Я слышу вас обоих».

И Он стал говорить с понуро стоявшим человеком. Недолог был Его разговор. Но человек расправил плечи, поднял лицо и на время стал неузнаваем. Он не был больше понур. Он явственно знал, чувствовал, понимал, что эта немощь, которая бросается всем в глаза, нужна и благословенна. «Сила Его в немощи совершается». Таков закон. Нужно, несмотря ни на что, потрудиться для имени Его. И там, где сейчас сухо, закипят родники, а там, где ночует филин, поселятся люди и родят детей. И те, которые говорят о себе, что они иудеи, но не таковы, познают, что Он возлюбил тебя. И те, которые говорят, что они апостолы, но лгут, замолкнут, устыдившись.

Разве много было муки и масла у вдовицы из Сарепты Сидонской во дни Илии? Мало. Но не оскудели масло и мука, потому что Бог повелел им умножаться смиренно, умножаться ежедневно ровно настолько, сколько съели сегодня. Вот и он, человек, бывший понурым, должен будет трудиться и не изнемогать, и его скудость восполнится. Живая вода на дне его чаши прибудет и умножится. Напьются все те, кто не откажется прийти и попросить.

Солнце дошло до зенита и светило на Землю в полную силу. Мир, усмехаясь, ушел, оставив человека одиноко стоять. Он был не в себе, этот человек, дерзающий говорить об Истине. Мир устыдил его и даже напугал. Но потом человек стал вести себя так, словно он слушает не мир, но кого-то другого. Человек поднял голову, и лицо у него стало вначале серьезным, а потом, кажется, даже чуть засветилось. «Но он известный фантазер, – подумал мир. – Он – артист и немного – безумец. Стоит ли тратить время на беседу с таким?» И мир оставил его одного на время. А тот остался стоять на месте.

«Все остается в силе, – думал человек. – Я опять ободрен. В который раз! Благодарю Тебя!»

Жизнь продолжится, а вместе с нею и миссия.

Источник

Миссия в повседневности. Продолжение проповеди Христовой

Миссия что это в христианстве. Смотреть фото Миссия что это в христианстве. Смотреть картинку Миссия что это в христианстве. Картинка про Миссия что это в христианстве. Фото Миссия что это в христианстве

И что же мы? Для начала: должны ли мы быть хотя бы в каком-то смысле миссионерами среди этих людей? Как-то на них воздействовать? Или нет у нас такого долга?

А если все же должны, то каким образом… и какими нам для этого надо быть?

Что способствует успеху нашей миссии, а что — наоборот?

А чтобы ответить на эти вопросы, нужно выяснить, что есть миссия в Церкви вообще. Почему христианство, в отличие от иудаизма, от восточных культов, изначально предполагает неограниченную, то есть не зависящую ни от каких земных границ миссию, научение и просвещение народов — и каждого человека в отдельности?

Ответ, впрочем, уже просится: потому что оно есть религия любви. Значит, наше миссионерство, насколько оно окажется нам доступным, должно быть делом любви? Не делаем ли мы подчас ошибки, превращая дело любви в акт агрессии, «защиты наших святынь»? А что еще, кроме любви, требуется нам, чтобы достойно свидетельствовать о нашей вере?

Обо всем этом, о миссии каждого дня постараемся здесь поговорить.

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под
сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Лк. 11, 33).

История церковной миссии — это настолько обширная и сложная тема, что по каждому историческому периоду и даже по каждому отдельному миссионеру можно было бы написать не один том исследований. Поэтому в предлагаемой вниманию читателей статье не ставится цель рассказать об истории миссионерства во всех подробностях и деталях — это просто невозможно сделать. Попытаемся выделить в истории церковной миссии самые важные моменты и отчасти — взглянуть на миссию и миссионерство Православной Церкви как бы изнутри.

Для начала нужно разобраться со значением слова «миссия». Что же оно означает? Это слово происходит от латинского глагола mitto (митто) — «посылать, отправлять, сообщать». В греческом языке те же значения несет слово ἀποστέλλω (апостелло), с которым связано слово «апостол» — «посланник».

То есть миссия — это послание или отправление, а миссионер — тот, кто был послан с определенной целью. В чем же цель христианской миссии, миссионеров или апостолов? Ответ на этот вопрос дается в Евангелии: И приблизившись Иисус сказал им… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 18–20). Апостолы — не просто рассказчики, апостольская проповедь — это призыв к жизни по вере в Господа Иисуса Христа.

Когда началась миссия?

На первый взгляд, довольно простой вопрос: начало миссии — это начало апостольской проповеди в день Пятидесятницы (см.: Деян. 12, 1–47). Но дело в том, что это не начало, а скорее новый этап, продолжение того, что было начато задолго до апостолов. О первой миссионерской проповеди, прозвучавшей в Едемском саду, можно прочесть в Бытии — книге, открывающей Библию — Священное Писание. Господь дает падшим в грех прародителям обетование, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15). Сам Бог призывает прародителей верить в обещанного Спасителя, Который победит змия-диавола и избавит человечество от власти греха.

Ветхозаветными миссионерами в полном смысле слова можно назвать пророков. Слово «пророк» нередко понимают не совсем правильно, ассоциируя его лишь с предсказанием будущего. Служение ветхозаветных пророков не ограничивалось пророчеством о грядущих событиях. Прежде всего пророки были посланниками Бога к Своему народу, возвещавшими волю Божию, призывавшими к покаянию и изменению жизни, обличавшими грехи. Например, пророку Моисею Господь прямо говорит: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 10). Здесь используется слово «апостелло» (посылать), поэтому Моисея можно назвать апостолом. Моисей возвестил израильскому народу избавление от египетского рабства, которое стало прообразом будущего избавления рода человеческого от рабства греху, совершенного Господом Иисусом Христом.

Действия и слова пророков имели, как правило, два значения: прямое, которое относилось к тем людям и событиям, современниками которых были пророки; и прообразовательное, относившееся к будущим временам, открывавшее то или иное событие, связанное с грядущим Спасителем. Например, пророка Исаию впоследствии даже назвали ветхозаветным евангелистом, потому что именно он очень ясно и точно пророчествовал о Христе. Одно из самых важных его пророчеств — рождение Христа от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14).

Но главным миссионером, возвестившим окончание Ветхого Завета и начало Нового союза Бога с человеком, стал святой Иоанн Креститель, явившийся с проповедью покаяния — изменения жизни, так необходимого для встречи с Богом. Поэтому его называют Предтечей Христа. Он прямо указывает израильтянам на Спасителя: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11); вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин. 1, 29).

Миссия пророков — подготовка. Весь Ветхий Завет можно назвать подготовкой избранного народа к встрече обещанного Спасителя — Сына Божия. Апостол Павел выразил эту мысль так: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия (Евр. 1, 1–3).

Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18, 37). Это слова Господа Иисуса Христа, произнесенные перед Пилатом. Миссия Христа — явление истины Божией, вернее, Христос — это Сама Истина, явленная миру. Какую же истину являет Мессия, Сын Божий, человеку? На этот вопрос мы также находим ответ в Евангелии: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16–17). Миссия Христа продолжается в Церкви. И будет продолжаться до конца мировой истории.

Очень важно и то, как Господь обращался к людям. В Евангелии можно найти и увещевания, и обличения, и призыв к более глубокому и полному исполнению заповедей, и, что очень важно, притчи. В притчах Господь использовал понятные людям образы, чтобы через них раскрыть спасительную истину о спасении Богом человека. То есть Сам Бог, ставший таким, как мы, во всем, кроме греха, обратился к нам на нашем языке. Сам Господь Иисус задал тон последующему церковному миссионерству.

Нужно сказать еще и о том, что Господа Иисуса Христа слушали не только израильтяне: Его проповедь и спасительная миссия были обращены ко всем людям. Не раз он хвалил веру язычников: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). Говорил, что есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16). Другие овцы — это все неизраильтяне, которым надлежало войти в Церковь — духовный Израиль.

Хотя бы на мгновение попытаемся представить — простые галилейские рыбаки, которые совсем недавно, боясь иудеев, запирали двери дома, в котором собирались вместе (см.: Ин. 20, 19), и которых Сам Воскресший упрекал за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (ср.: Мк. 16, 14), пошли по всему миру проповедовать Евангелие всей твари (ср.: Мк. 16, 15). Вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме звучит слово апостола Петра: Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2, 22–24). Звучит слово о смерти и Воскресении Христа и о спасении человека. И три тысячи человек (см.: Деян. 2, 41) обращаются ко Христу. Что произошло с апостолом Петром и с другими учениками? Почему те, кто еще вчера боялся выйти на улицу, без страха и сомнения встали на путь миссионерства и обращения ко Христу народов? Потому что миссия апостолов была делом Промысла Божия. Страх и сомнения прошли. Осталась только вера в Воскресшего, она-то и укрепляла простых рыбаков, ставших теперь ловцами человеков, как и обещал им Христос (см.: Мф. 4, 19).

Миссия и мученичество

Но с окончанием «апостольского века» миссия не оканчивается. Проповедь христианства продолжается. Уже при жизни апостолов исполняются слова Господа Иисуса Христа: вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мк. 13, 9–10). Первым свидетелем — а ведь слово «мученик» в дословном переводе с греческого языка означает «свидетель» — стал диакон Стефан, подвиг которого описан в Книге Деяний (см.: Деян. 7, 55–60). О чем же свидетельствовали христианские мученики? Прежде всего о том, что их вера настолько сильна, что ради веры они готовы пожертвовать самым ценным, что дано человеку, — даром жизни.

Миссия и апологетика

Во II веке по Рождестве Христовом для церковного миссионерства наступает совершенно новый этап. Образованные греки и римляне, обратившиеся в христианство, были призваны дать ответ о своем уповании (ср.: 1 Пет. 3, 15). Так возникла апологетика. Греческое слово «апология» можно перевести на русский язык так: защита, оправдание, заступничество, речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо. Апологеты защищали христианство от нападок язычников, зачастую обвинявших христиан в самых страшных грехах. Но цель апологетов не сводилась только к защите христианской веры от клеветы. Апологеты обличали заблуждения язычества, обличали развращенность языческого мира. А вместе с этим — призывали язычников к единственно истинной вере. Используя язык философии, христианские апологеты объясняли догматы христианской веры своим современникам. Например, один из самых известных апологетов древности — святой мученик Иустин Философ — писал, что все лучшее в античной философии — идея Единого Бога, учение о бессмертии души, посмертном воздаянии, добродетелях, — все это мудрейшие из философов почерпнули у Моисея и древних пророков: «Ибо Моисей древнее всех греческих писателей. Да и во всем, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесном и о подобных предметах, пользовались они от пророков» (св. мч. Иустин Философ. Апология I, 44). Святой Иустин считал, что Бог Слово открывал Себя и язычникам, но только лишь немногие из них смогли прийти к тому понятию о Едином Боге, которое было открыто и проповедано через ветхозаветных праведников и пророков.

Многие апологеты и сами были философами. Значение слова «философия» — «любовь к мудрости». Истинная мудрость для апологетов открывалась во Христе, поэтому и истинной философией, к познанию которой стремится каждый мудролюбец, является Евангелие.

Миссия равноапостольных царей

В IV веке происходит кардинальное изменение отношения Римской империи к Церкви Христовой. Из гонителя Рим превращается в слушателя проповеди Евангелия. Император Константин Великий (272–337), прославленный впоследствии Церковью как святой и равноапостольный (память совершается 3 июня по новому стилю), издал знаменитый Миланский эдикт (указ), согласно которому христианство получило свободу. И вот Римская империя постепенно из языческого государства начала превращаться в государство христианское. Историки довольно много спорили (эти споры продолжаются и по сей день) о причинах принятия христианства императором Константином. Увидел ли молодой император в христианах мощную политическую силу или просто понял, что за этой религией будущее? А может быть, где-то в глубине души императора произошло что-то недоступное разумению неверующих историков? Промысел Божий не всегда доступен для логических объяснений (да и доступен ли вообще?).

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византий, который и был переименован в Константинополь — Новый Рим, центром которого стал христианский храм.

Конечно, сам император Нового Рима не занимался проповедью Евангелия в том смысле, в котором это делали апостолы. Почему же Церковь прославила святого императора Константина как равноапостольного? Потому что правление этого императора стало решающим шагом для обращения всей Римской империи в христианство. Римский император склонил свою главу перед Небесным Царем — Христом.

Интересно, что святой император Константин был погребен в храме Святых Апостолов, воздвигнутом в Константинополе по его собственному повелению. Так равноапостольный император упокоился среди тех, чья проповедь обратила ко Христу все народы.

Через шесть столетий после смерти святого Константина Великого его подвиг повторит киевский князь Владимир, которого Церковь также прославит как равноапостольного Крестителя Руси. Ревностный язычник и даже гонитель христиан — князь Владимир — совершенно изменит свою жизнь и приведет свой народ к вере в Господа.

Но в Церкви есть и еще святые, именуемые равноапостольными. Плодами трудов двух из них мы пользуемся уже более тысячи лет. Тому, как правильно пользоваться творением миссионеров, о которых сейчас пойдет речь, даже учат в школах.

Каждый ребенок в школе изучает азбуку. Русская азбука, алфавит, весь русский язык возникли благодаря подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Созданная святыми братьями славянская письменность стала не только языком литературы и общения, но и языком обращения к Богу.

Святые братья обратились к славянским народам с проповедью на их собственном языке. Первыми переводами равноапостольных братьев были книги Священного Писания и некоторые богослужебные тексты. Поэтому Церковь именует Мефодия и Кирилла еще и просветителями и учителями славянских народов. И это еще одно несомненное явление Промысла Божия в истории миссионерства — во время образования сильных славянских государств возникает и церковнославянская письменность, и многие языческие славянские народы приходят к вере во Христа, как обращались ранее к ней римляне и греки.

Здесь же необходимо сказать и о святителе Филарете (Дроздове; 1782–1867), митрополите Московском, благодаря подвижническим трудам которого был подготовлен и издан (хотя это произошло уже после смерти святителя) русский перевод Священного Писания, более известный как Синодальный перевод, — им мы пользуемся до сих пор.

Миссия на краях земли

«Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли сюда соглядать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии» — такими словами встретил иеромонаха Николая (Касаткина), будущего равноапостольного святителя Николая Японского, синтоистский жрец и самурай Такума Савабе. Сердце самурая горело ненавистью к заморскому проповеднику. Но Господь, некогда призвавший гонителя Савла на миссионерское служение и прославивший его как апостола язычников, призвал к вере, а затем и к священству гордого самурая. В Таинстве Крещения Савабе принимает имя Павел — в честь святого первоверховного апостола Павла. Так в XIX веке Православие пришло в Японию.

Пример святителя Николая Японского очень ярок и непохож на другие. Но это не значит, что подвиги и труды других миссионеров не заслуживают внимания. Ведь каждый миссионер — это целая история, целая жизнь, отданная на служение Богу и людям. Здесь можно назвать и святого Стефана Пермского (ок. 1330–1396), проповедовавшего в землях коми, создавшего для них алфавит и переведшего на их язык основные церковные сочинения, и святого Германа Аляскинского (1751–1836), руководившего духовной миссией на острове Кадьяк у южного побережья Аляски, крестившего множество алеутов и других коренных народов «Русской Америки»; и преподобного архимандрита Макария (Глухарева; 1792–1847), труженика алтайской миссии, предпринявшего, кстати, первую попытку перевода Священного Писания с церковнославянского на русский язык, и многих-многих других подвижников, проповедников веры Христовой.

К сожалению, просто невозможно рассказать обо всех. Поэтому расскажем хотя бы об одном. О том, кто проповедовал в совершенно незнакомой стране, с совершенно особой и самобытной, не похожей ни на что другое культурой и историей; в стране, враждебной христианству, ведь принятие христианства наказывалось в Японии смертной казнью. Казалось бы, миссия неосуществимая. Но лампада христианской веры затеплилась и на японской земле.

Святитель Николай писал в дневнике: «Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом веры в руках — с крестом. Вот, пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится. Приехал, смотрю — моя невеста спит самым прозаическим сном и даже совершенно не думает обо мне… Тогда я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем последователей Слова Божия, раз это слово раздается в этой стране». Семь долгих лет подвизался равноапостольный святитель, прежде чем увидел первый плод — того самого враждебного самурая, ставшего затем священником.

Что объединяло всех миссионеров? Любовь ко Христу и любовь к тем людям, к которым было обращено их миссионерское слово. Ведь нельзя обратить ко Христу тех, кого ты не смог полюбить искренней, чистой любовью. Преподобный Герман Аляскинский говорил: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька».

Как миссионерствует Церковь сегодня? Точно так же, как миссионерствовала всегда. Сегодня, как и всегда, звучит слово проповеди и призыв ко Христу.

Что изменилось в мире? Наверное, ничего. Скорее можно сказать о том, что мир пытается вернуться в те далекие языческие времена, тьма которых была развеяна проповедью апостолов. Нет, речь не идет о том, что воздвигаются языческие капища, а люди снова поклоняются Зевсу или Перуну. Речь о другом. Все чаще мы слышим утверждения о том, что христианство уже отжило свой век, что религия — это наследие прошлого, что современному свободному человеку вера просто не нужна.

Но не впервые (вот что важно) слышит Церковь такие слова. Не в первый раз мир пытается отвергнуть Христа. Что есть истина? (Ин. 18, 38) — с такими словами обратился ко Христу Пилат, но вышел, не дождавшись ответа. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17, 32) — таков был итог проповеди апостола Павла в Афинах. Но и разуверившиеся в истине римляне приняли Христа, и философия древних греков, насмехавшаяся над проповедью Павла, сама стала языком проповеди в устах и книгах апологетов.

Важно и то, что в современном мире Церковь обладает возможностью миссии через те достижения человеческого разума, без которых современная жизнь уже немыслима. Это и радио, и телевидение, и Интернет, то есть, по сути, все средства массовой информации.

Очень часто можно услышать вопрос: кто должен заниматься миссионерством? Разве это не дело только священников? Ответить можно так: миссионерством должен заниматься каждый христианин. Ведь слова Господа из Евангелия от Матфея — Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16) — обращены ко всем нам. Поэтому каждый верующий должен быть соработником на ниве проповеди Христовой.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *