Мкад что это такое расшифровка
МКАД в Москве. Что это, фото, карта, длина, факты
МКАД – это Московская кольцевая автомобильная дорога. Так расшифровывается аббревиатура, которую знает, наверное, каждый житель России. Главная транспортная артерия столицы обеспечивает перемещения горожан и жителей области, позволяя относительно быстро попасть из одного района в другой.
В свое время МКАД стала психологической отметкой, разделившей страну на жителей благоустроенной и обеспеченной столицы, и обитателей менее благополучного «замкадья», как говорилось по-народному.
Общая характеристика объекта МКАД
До 1984 г. административная граница столицы СССР проходила по контуру автомобильной трассы, окольцовывающей город. В 80-е годы некоторые районы, находившиеся за пределами кольцевой автодороги, были включены в состав столицы, и теперь МКАД лишь местами совпадал с постоянно растущим мегаполисом.
От географического центра столицы дорога в среднем удалена на 17-18 км, среди прочих районов она проходит через национальный парк «Лосиный остров».
Трасса имеет 5 полос в каждом направлении. Ее пропускная способность в 2011 г. составляла свыше 9000 машин в час.
МКАД имеет ряд особенностей, благодаря которым она справляется с основным транспортным потоком в Москве и способствует разгрузке центральных районов:
Протяженность федеральной трассы на 2020 г. составила 108900 м, дорога имеет асфальтобетонное покрытие. Трасса входит в ряд европейских и азиатских маршрутов: Е22, Е30, Е101, Е105, Е115, Е119, АН6, АН8.
История
МКАД – это история не только автодорожного строительства, но и Москвы. Трассу, объединяющую разные районы столицы и позволяющую разгрузить центральные автодороги, намеревались построить еще до войны. Кольцевая дорога вокруг города была спроектирована институтом «Союздорпроект» в 1937 г., а спустя 2 года трассу закрепили на местности.
Война помешала реализовать грандиозную задумку. Но наработки по проектированию кольцевой трассы были использованы в 1941 г., когда срочно потребовалась временная дорога, чтобы оперативно перемещать людей и военный транспорт.
Всего за один осенний месяц рабочие успели отремонтировать 100 км уже существующих дорог, а также заново проложить около 30 км. Быстро устроенная дорога сыграла большую роль в победе советских войск над гитлеровской армией под Москвой. Однако после войны трасса не пригодилась.
К вопросу о необходимости строительства кольцевой дороги московские власти вернулись в 50-е годы. В эти годы впервые встал вопрос о необходимости разгрузить центр столицы, направив транспортные потоки в объезд.
Проектирование и начало строительства
С 1956 г. в районе Ярославского шоссе начались дорожные работы. Строительство проводилось институтом «Союздорпроект», его возглавлял директор А. Кубасов.
МКАД начался с 48 км между Ярославским и Симферопольским шоссе, этот участок торжественно открыли в 1960 г., успев достроить объект к ноябрьским праздникам. Уже через 2 года кольцевая магистраль заработала в полном объеме, открытие состоялось также в ноябре, в 1962 г.
Для своего времени это была передовая магистраль. Провинциалов долго удивляли две проезжие части, причем каждая имела ширину в 7 м. Каждое направление дороги имело 2 полосы, а встречные направления разделял травяной бордюр, его ширина составляла 4 м.
Считается, что еще в 60-е годы московская кольцевая могла иметь 8 полос, но возглавлявший страну Н. Хрущев решил, что автомобилей в СССР не так много, и проектную ширину МКАД сократили до 4 полос.
Трасса сразу стала инновационным объектом. Безопасность движения обеспечивалась необычным оформлением обочины, которую покрывали бетонные плиты с рифленой поверхностью – если машина выезжала на них, то тряска будила заснувшего водителя.
Комфорт водителю обеспечивал и минимальный радиус автодороги, он составлял 2 км, а продольный уклон не превышал 40 промилле. Съезды представляли собой 33 клеверные развязки, прозванные автолюбителями «бабочки». Это тоже было новшество, еще не практиковавшееся в стране.
Прокладка трассы требовала серьезных инженерных решений: необходимо было построить 7 мостов и 54 путепровода. Но загруженная транспортом дорога не имела освещения, пешеходные переходы не были предусмотрены, как не было и разделяющего встречные потоки ограждения.
Как только МКАД был построен, трасса стала официально границей города, в состав Москвы тогда попали деревни Черемушки, Марьино, Крылатское. В стране с большим количеством грунтовых дорог московская кольцевая воспринималась как нечто совершенно новое, поэтому даже автобусные остановки проектировались в футуристическом стиле.
Реконструкция 1990-х годов
К началу 90-х годов пропускная способность бывшей объездной дороги значительно уменьшилась, т.к. возросло количество автомашин. Машинам приходилось двигаться со скоростью не более 35 км/ч, а заторы стали неотъемлемым элементом МКАД. Если раньше объехать вокруг города по трассе можно было за 1 ч., то теперь в пути можно было провести до 5-6 ч.
Поэтому в 1990-1991 гг. было принято решение расширить дорожное полотно, и это быстро сделали, ликвидировав разделяющий встречные потоки 4-метровый отбойник-газон. Дорога стала шире, но решение оказалось неудачным.
МКАД – это «дорога смерти». Такое название дорога получила после расширения: на неосвещенной трассе быстро несущиеся автомобили часто попадали в аварии, регулярно происходили лобовые столкновения, под колесами гибли пешеходы. Статистика тех лет впечатляет: ежегодно на трассе гибло свыше 200 человек, а еще 1000 становилась инвалидами.
Реконструкция МКАД в 1991 г.
Возникла необходимость модернизировать важную транспортную артерию. Для столичного правительства масштабное изменение дороги стало первым по-настоящему серьезным проектом, который потребовал изменений даже в формировании городского бюджета. Под финансирование был открыт Дорожный фонд.
Предполагалось, что процесс реконструкции будет разбит на этапы. Сначала требовалось установить жесткое разграничение автомобильных потоков и сделать освещение. На втором этапе планировалось расширить полотно так, чтобы в каждую сторону проходило по 5 полос.
Эксперты полагали, что выполнить запланированный объем работ в срок, установленный правительством столицы, невозможно, ведь все работы требовалось осуществить за 2 года.
Дополнительно проект осложнялся необходимостью переносить инженерные коммуникации, расположенные вдоль дороги, задействовать некоторые элементы старой трассы и при этом сохранить возможность движения.
С 1995 по 1998 г. инженеры внедрили инновационные технологии и разработали оригинальные технологические приемы, приводя проект в соответствие с международными стандартами. Специалисты оставили без изменений продольный профиль, план дороги, дорожную ось. Осталось без изменений существующее ограждение, выполненное из железобетона, а также мачты освещения.
Что было сделано в ходе реконструкции:
Освещение на дороге управляется кольцевой системой связи. Однако не обошлось без казусов: некоторые маркирующие расстояние столбы оказались размещены неправильно: иногда их разделил не 1 км, как положено, а 1,5-1,8 км. После введения дороги в эксплуатацию эти недостатки не были ликвидированы, т.к. дорожные службы и ДПС решили, что в их работе это не будет препятствием.
Реконструкция 2010-х годов
К концу 2010 годов кольцевая дорога вновь перестала справляться с возрастающим транспортным потоком. Кроме зарегистрированных на 2010 г. в Москве 4 млн. автомобилей еще 1,5-1,8 млн. автовладельцев каждый день приезжали в город из области. Пробки стали неотъемлемой частью МКАД. В 2011 г. московскими властями принимается решение об очередной реконструкции кольцевой автодороги.
Приоритетными задачами комплексной перестройки были названы:
Все это должно было оптимизировать транспортные потоки, увеличить скорость движения машин и сократить время в пути для всех участников движения.
В 2012 г. начались следующие работы:
МКАД – это постоянные изменения, направленные на то, чтобы пропускная способность магистрали 1 класса соответствовала требованиям времени.
В 2013 г. стартовали строительные работы на некоторых участках и уже на следующий год были сданы в эксплуатацию реконструированные узлы на пересечении кольцевой автодороги с Волгоградским и Мичуринским проспектом (Боровское шоссе), Можайским шоссе.
На дорогах появились новые путепроводы, транспортные потоки распределялись благодаря эстакадам. Ускорили движение автомшин правоповоротные и левоповоротные съезды, а также новые боковые проезды. Для общественного транспорта появились заездные карманы, а для людей — наземные пешеходные переходы.
Кроме того, устанавливались посты ДПС и автоматические противогололедные станции, строились новые инженерные коммуникации, проводилось благоустройство трассы и озеленение обочин. Развязка на Можайском шоссе после реконструкции стала не только самой крупной в столице, но и одной из самых больших в Европе.
Для велосипедистов на ряде участков кольцевой дороги устроены велодорожки. Пропускная способность МКАД после ввода реконструированных участков в эксплуатацию, по мнению экспертов, в пиковые часы увеличилась на 30%.
В 2014 г. началась реконструкция узлов на пересечении еще 2 важных для горожан дорог – Ленинского проспекта и Каширского шоссе. Ведь Каширское сообщение, связывающее город с крупнейшим аэропортом Домодедово, осталось чрезвычайно перегружено. Проведенные работы способствовали тому, что скорость проезда этих участков возросла на 20%.
МКАД является частью городских автобусных маршрутов, их обслуживает предприятие «Мосгортранс». Автобусы не ходят только по некоторым участкам кольцевой дороги, в том числе между Щёлковским и Ярославским шоссе, Ленинградским и Дмитровским, а также от ул. Свободы до шоссе Волоколамского и от пр. Волгоградского до Кетчерской улицы.
Реконструкция заезда на МКАД с Киевского шоссе в 1998 г.
Благодаря тому, что общественному транспорту отведены особые полосы, автобусы перестали стоять в пробках, их перемещение по городу ускорилось. Теперь график движения общественного транспорта пассажиры отслеживают благодаря интернет-сервисам.
Перспективы
С 2014 г. для упрощения навигации съезды с МКАД получили цифровое обозначение: четными числами обозначены съезды в сторону центра города, нечетными – в Московскую область. На данный момент пронумеровано 98 съездов.
Сейчас МКАД представляет собой 10 полос в обе стороны. Все реконструкции проводились в соответствии с критериями первой технической категории НиТУ 128-55 согласно которым обочина имеет ширину 2-3 м. Параметры полос тоже регламентированы: 3 полосы имеют ширину 3,75 м, 2 крайние слева полосы сделаны шириной по 3,5 м. Ширина разделительной полосы 4 м.
Высота под путепроводами на всем протяжении МКАД стандартна и соответствует 4,5 м, габарит путепроводов составляет 21 м. Магистраль не сообщается с другими трассами на одном уровне, съезды и заезды находятся на разноуровневых развязках.
Городские власти не собираются останавливаться на достигнутом. Прорабатываются вопросы строительства дублеров кольцевой автодороги, в том числе платных, устройство транспортно-пересадочных узлов, дополнительного освещения и навигации. Установка дополнительных камер фотовидеофиксации поможет более оперативно решать вопрос с ДТП.
Новые развязки для съездов с МКАД
С 2011 по 2020 г. на МКАД модернизировано 17 клеверных развязок протяженностью 150 км, однако в планах городских властей масштабные изменения еще нескольких дорожных узлов: на пересечении с Волоколамским, Осташковским и Алтуфьевским шоссе, с Липецкой улицей, Капотней.
Это позволит автомобилистам беспрепятственно выезжать на городские улицы и федеральные трассы, при этом пропускная способность МКАД увеличится. В планах на 2021-2022 гг. стоит проведение реконструкции на развязке МКАД с ул. Верхние Поля в Юго-Восточном московском округе.
Эстакады, дублеры и поперечные связки постепенно заменяют клеверные развязки и кольца, упрощают сложные перекрестки и позволяют увеличить пропускную способность автодороги. Должно разгрузить МКАД и строительство Южной рокады.
Расположение объектов
Отсчет МКАД официально ведется с отметки «нулевого» километра, она расположена на пересечении с шоссе Энтузиастов и в начале трассы М-7. Цифровая нумерация съездов осуществляется по движению часовой стрелки.
Практически на каждом километре кольцевой магистрали находятся автозаправочные станции. На МКАД можно найти АЗС компаний «Shell», «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть», «Газпромнефть», ТНК и других.
Рядом с кольцевой автодорогой находится 84 крупных торговых центра, некоторые из них представлены в таблице:
Название торгового центра | Расположение на МКАД | Особенности |
РИО | 2 км и 82 км | Современные семейные торгово-развлекательные центры. |
Столица | 2 и 20 км | Мультибрендовые районные ТЦ. |
Реутов Парк | 4 км | Торгово-развлекательный центр. |
Скарабей и Феникс | 9 км | Мебельный магазин и крупный ТЦ. |
Аутлет Белая Дача | 11 км | Магазин распродаж. |
Реал | 11 км | Гипермаркет, российское представительство компании Metro Group. |
Садовод | 14 и 92 км | Товары для сада, включает Птичий рынок. |
МЕГА | 14, 41, 75 км | Торгово-развлекательный центр. |
Спорт Экстрим | 18 км | Товары для спорта и туризма |
АШАН | 20, 54, 84, 90 км | Гипермаркеты. |
Вива | 35 км | Торгово-развлекательный центр. |
Фуд Сити | 41 км | Оптовые продукты. |
Солнечный рай | 48 км | Торгово-развлекательный центр. |
Три Кита | 55 км | Техника и мебель. |
Крокус Сити | 66 и 67 км | Торгово-развлекательный центр. |
МосМарт | 82 и 94 км | Мультиформатные магазины розничной торговли. |
XL | 92 и 94 км | Торгово-развлекательный цент |
Около 70 развлекательных центров находятся поблизости от Московской кольцевой автодороге. Желающие найдут рядом с трассой множество кинозалов («Киносфера», «Карофильм», «Синема Стар» и другие), парки аттракционов («Чайлэнд», «Аэродинамика», «Космик»), есть стрелковый клуб, центры бильярда и боулинга.
Достоинства
МКАД – это не просто дорога. В свое время она стала воплощением мечты о светлом будущем. Таких дорог в СССР не было больше нигде: на песчаное основание укладывалась струнно-бетонная подушка, в швах сжатия отсутствовали штыри. Опыт строительства московской кольцевой использовался впоследствии по всей стране.
Несмотря на заторы и существующие проблемы МКАД и сегодня является самой современной и комфортной автодорогой в стране.
Благодаря ей ежедневно миллионы горожан и жителей области имеют возможность быстро попасть в точку назначения. На МКАД опробуются инновационные технологии строительства и новинки дорожной инфраструктуры.
Строительство новой развязки для съезда с МКАД на улицу генерала Дорохова
Московская кольцевая дорога постоянно развивается, рядом с ним возводятся торговые объекты, центры развлечений, спорта и культуры что позволяет жителям районов приобретать товары и услуги, не уезжая далеко от дома.
Недостатки
Недовольство у горожан вызывают транспортные заторы, возникающие на Московской кольцевой дороге, их называют главным недостатком.
Причинами такого явления служат:
Негативную роль играют и правительственные кортежи, из-за которых часто перекрываются главные участки МКАД, такие как Рублевское и Каширское шоссе, Ленинский проспект. Однако городские власти активно пытаются решить существующие проблемы.
В планах правительства Москвы комплексная реконструкция кольцевой автодороги, предусматривающая развитие прилегающих территорий, строительство дорог-дублеров и разгонных полос, а также изменение системы съездов и выездов.
Интересные факты
МКАД – это не просто автодорога. Трасса стала частью городского фольклора, обросла легендами и мифами.
Немало интересных фактов остаются неизвестными даже тем, кто каждый день выезжает на эту дорогу:
МКАД это уже давно не граница Москвы. Столица разрастается, и трасса, которая создавалась как объездная, стала неотъемлемым городским элементом. Дорога изменяется и развивается, совершенствуется, городские власти стремятся максимально эффективно использовать ее потенциал и возможности.
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
МКАД: история и будущее главной кольцевой
МКАД – волшебная аббревиатура, известная практически каждому жителю России. Хотя границы Москвы уже давно выплеснулись далеко за Московскую кольцевую автомобильную дорогу, жители города до сих пор делят себя на москвичей и «замкадышей». МКАД и по сей день остаётся психологической границей города, альфой и омегой, где Москва начинается и где она же заканчивается.
Конечно, так было далеко не всегда и сама МКАД относительно недавно отпраздновала полувековой юбилей.
Так как всё начиналось, как дорога развивалась в разные годы и как реконструируется сейчас —>
Прототип МКАД
Идея строительства объездной кольцевой дороги вокруг всего города, далеко за его пределами родилась ещё до войны. В 1937 году вопрос начал прорабатываться, в 1939 году будущую трассу (не везде совпадающую с нынешней МКАД) нанесли на местность, а в 1940 году была завершена работа над проектным заданием на постройку новой автодороги, но начавшаяся война отменила эти планы.
В 1941 году в авральном порядке была проложена кольцевая дорога, по максимуму использовавшая существующие дороги. Она не совпадала МКАД и изначально прокладывалась как временная для быстрой переброски войск. Эта дорога во многом способствовала успешному контр-наступлению под Москвой.
На кадре хроники выше предположительно можно видеть как раз эту дорогу. Нельзя сказать наверняка, но выглядела она примерно так.
Рождение МКАД
Первые километры новой и по тем временам очень современной дороги, четырехполосной, с твёрдым асфальтовым покрытием начали строить в 1956 году в районе Ярославского шоссе.
Строительство МКАД в конце 1950-х
Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года, а окончательно кольцо замкнулось 5 ноября 1962 года.
Никакого освещения, жестких разделителей, да даже разметки тогда на МКАД не было в помине. Но при этом в стране, где большая часть дорог была с грунтовым покрытием новая магистраль с твёрдым покрытием воспринималась как что-то из будущего.
Под стать новой магистрали были и футуристичного вида автобусные остановки:
Кстати, именно в 1960 году, как видно на схеме на стене остановки, границы Москвы официально раздвинули до МКАД, несмотря на то, что в то время в некоторых местах она на многие километры отстояла от фактических районов города. Подмосковный город Бабушкин, деревни Черемушки, Крылатское, Марьино и многие другие официально стали районами города.
МКАД ещё как минимум десять лет воспринималась как загородная объездная магистраль
МКАД в районе пересечения с Рублёвским шоссе, середина 1960-х
Развязка «Рублёвки» и МКАД в 1960-х
Обочина МКАД в 1967 году. Обратите внимание: разметки не было, зато обочины были выложены рельефными плитами, чтобы отклоняющиеся от траектории засыпающие водители сразу просыпались.
Пересечение МКАД и Минского шоссе
На недавно построенном МКАД снимались знаменитые сцены погони в фильме «Берегись автомобиля» (1966 г.)
Здесь и сам МКАД без разметки, и бензоколонка, и много других интересных деталей. Особенно рекомендуем посмотреть с 6-й минуты. Движение по МКАД было в то время совершенно ненапряженным, и для съемок фильма даже не пришлось перекрывать дорогу.
Даже в 1970-х движение по МКАД было спокойным:
Обратите внимание, что несмотря на большую ширину дороги машины спокойно едут друг за другом.
Сейчас примерно в этом месте располагается огромная развязка на М-11
А на этой фотографии из середины 1970-х машины сделали остановку на месте будущей парковки Крокус-Экспо.
ЗиЛ вальяжно выезжает на МКАД с Волгоградского проспекта, 1970 г.
Отдельной гордостью Москвы были двухуровневые развязки «клевер»:
В мульфильме «Ну, погоди!», 3 выпуск, 1971 г. на подобной развязке волк долго и безуспешно пытается поймать свой мотоцикл:
В 1980-х гг. МКАД практически не изменился, это всё также была четырехполосная дорога с небольшим разделителем-газоном:
Правда, к тому времени количество машин в стране и городе резко выросло, и МКАД без разделителей, ограждений и фонарей стали часто называть «дорогой смерти»
МКАД перед съездом на Можайское шоссе в начале 1980-х
Подобные знаки стояли на МКАД вплоть до середины 1990-х
В постсоветское время машин стало в несколько раз больше и магистраль уже не справлялась с потоком. В середине 1990-х все 109 км МКАД подверглись реконструкции
Реконструкция МКАД, 1997 год.
По масштабам эта реконструкция была сопоставима лишь со строительством дороги в начале 1960-х: появились разделители, но, самое главное, количество полос увеличилось до 10.
Теперь самым слабым местом МКАД стали морально устаревшие развязки с узкими съездами при десятиполосной дороге, до реконструкции которых дошли руки только в 2010-х
В 2011 году была принята программа реконструкции 11 транспортных развязок. Посмотрим лишь на самые грандиозные и интересные из недавно реконструированных:
Волгоградский проспект
Дмитровское шоссе
Можайское шоссе
Каширское шоссе
На этой неделе, 6 сентября, открыли движение по новой развязке на пересечении с Профсоюзной улицей:
Работы на этом сложном участке начались в 2015 году
Сложно представить на в начале 1960-х все выглядело так:
Было шоссе за городом, а теперь магистраль вокруг мегаполиса
Традиционных пробок на Профсоюзной станет сильно меньше.
МКАД интенсивно развивается и в наши дни, город растёт, а выражение «За МКАДом Москва кончается» в наше время стало звучать примерно, как сто лет назад «Москва за Садовым кольцом кончается». Центр становится пешеходным, а дороги для машин на окраинах.