Мкуб на судне что это
Основные положения МКУБ
Существует 5 причин внедрения МКУБ:
уменьшает влияние человеческого фактора;
улучшает взаимосвязь между судном и компанией;
снижает количество несчастных случаев;
уменьшает риск загрязнения моря и окружающей среды;
обеспечивает безопасность грузовых операций.
МКУБ состоит из 2 частей, которые включают 16 разделов.
1.4. Функциональные требования к СУБ.
2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды. Компания должна предоставить задокументированную политику в части безопасности и защиты окружающей среды и быть уверена в выполнении ее как береговым так и судовым персоналом на всех уровнях.
3. Ответственность и полномочия компании. Компания должна иметь достаточное и подготовленное количество персонала (в офисе и на судне) с четким распределением обязанностей и ответственности. Ответственность, полномочия и взаимоотношения должны быть оформлены документально.
4. Назначенное лицо. Компания должна назначить ответственное лицо на берегу,которое осуществляет постоянный контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения.
5. Ответственность и полномочия капитана. Капитан несет полную ответственность за работу системы управления безопасностью на судне.
6. Ресурсы и персонал. Компания должна нанимать квалифицированный персонал на суда и в офис и делать все необходимое, чтобы персонал:
знал свои обязанности;
проходил обучение и тренировки;
получал необходимые инструкции.
7. Разработка планов проведения операций на судах:
планируй, что сделать;
выполняй, что запланировано;
планирование и выполнение должно быть задокументировано.
8. Готовность к аварийным ситуациям. Компания должна установить процедуры по выявлению, описанию и действиям в потенциально аварийных ситуациях на судне. Компания должна разработать программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийных ситуаций.
9. Доклады и анализы о несоответствиях, авариях и опасных случаях. Если замечена аварийная или опасная ситуация – немедленно сообщить капитану/компании. Система должна работать на Вашу безопасность. Это главная задача системы.
10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования. Судно и его оборудование должно поддерживаться в хорошем состоянии. Всегда должно содержаться в надлежащем состоянии и часто проверяться то оборудование, которое имеет важное значение для безопасности. Обязательное документирование выполненной работы.
11. Документация. СУБ должна быть выражена в письменном виде. Полнота документации должна постоянно контролироваться. Такие документы должны быть как в офисе, так и на судне.
12. Осуществляемые Компанией проверки, пересмотр и оценка СУБ. Компания должна иметь свой внутренний порядок проверок, позволяющий установить работоспособность системы и ее совершенствование.
Часть В. Освидетельствование и проверка
13. Освидетельствование и периодическая проверка. Администрация флага или Признанная ею организация должна будет направлять внешнего Аудитора для проверки работоспособности Системы как в компании, так и на ее судах. После того, как Аудитор убедиться в том, что Система работает, Администрация выдает Документ о соответствии для компании (ДСК) и Свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для каждого судна.
14. Освидетельствование для выдачи временного документа. Временный ДСК может выдаваться компании для облегчения первоначального внедрения данного Кодекса.
Временное СвУБ может выдаваться:
новым судам, вступающим в компанию;
когда компания принимает ответственность за эксплуатацию судна,которое для нее является новым;
когда судно меняет флаг.
15. Проверка. Все проверки, требуемые положениями данного Кодекса, выполняются в соответствии с процедурами, приемлемыми для Администрации.
16. Формы документов по МКУБ. Все выдаваемые документы должны быть оформлены согласно форм, приведенных в Дополнении к данному Кодексу.
СУБ МКУБ (ISM)
Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), принятый резолюцией ИМО А.741(18) в 1993 году и введенный в 1994 году в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) посредством главы IX – «Управление безопасной эксплуатацией судов». Кодекс МКУБ вступил в силу с 1 июля 1998 года для ряда категорий морских судов и с 1 июля 2002 года для всех грузовых судов валовой вместимостью 500 и более. Резолюциями MSC.104(73) и MSC.273(85) в его текст был внесен ряд поправок.
Международный кодекс управления безопасностью (МКУБ) устанавливает международный стандарт по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. МКУБ был принят в 1994 году и на сегодняшний день корректировался посредством внесения поправок 5 раз (MSC.104(73), MSC.179(79), MSC.195(80), MSC.273(85), MSC.353(92)). Наиболее значимыми с точки зрения влияния на судоходство, были поправки 2010 и 2015 года. В 2010 году (MSC.273(85)) были введены поправки в отношении оценки рисков.
В 2015 году (MSC.353(92)) текст МКУБ был значительно актуализирован на основании более 20 лет практического применения судовладельцами.
При этом, структура МКУБ практически осталась неизменной от первоначальной редакции. Компания ИБИКОН является лидером РФ по кол-ву разработанных СУБ как на морском, так и на водном транспорте. Основываясь на нашем опыте и анализе разработки, внедрения и актуализации СУБ, наша компания пришла к логичному решению в области построения СУБ. В соответствии с МКУБ, п.1.2.3 СУБ должна обеспечивать:
1. выполнение обязательных правил и норм; и
2. чтобы применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии принимались во внимание.*
* См. «Перечень кодексов, рекомендация, руководств и др. не обязательных документов по безопасности и охране (MSC.1/Circ.1371).»
Refer to the «List of codes, recommendations, guidelines and other safety and security-related non-mandatory instruments (MSC.1/Circ.1371).»
В развитии положений международных конвенций формирование положений конкретного модуля осуществляется в соответствии с резолюциями ИМО и рекомендациями морской индустрии.
Например, требования резолюции ИМО А.893(21) относится к разделу 7 МКУБ «Судовые операции». Требования резолюции ИМО A.1072(28) относится к разделу 8 МКУБ «Готовность к аварийным ситуациям».
Аналогичный подход, необходимо применять при анализе и распределении рекомендаций организаций морской индустрии и национальных документов, относящихся к судоходству.
Наглядно структура модульной СУБ представлена на рисунке ниже:
Вашему вниманию предлагаются сценарии по сертификации в соответствии с процедурными требованиями МАКО (IACS Procedural Requirements) № 9.
Содержание
ЧАСТЬ А. ВНЕДРЕНИЕ
1. Общие положения
1.1. Определения
Администрация означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать.
Конвенция означает Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.
1.2. Цели
Цели Международного кодекса по управлению безопасностью состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании причинения ущерба окружающей среде, в частности морской среде и имуществу.
Система управления безопасностью должна обеспечивать;
1.3. Применение
Требования настоящего Кодекса могут применяться ко всем судам.
1.4. Функциональные требования к системе управления безопасностью
Каждая Компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью, которая включает следующие функциональные требования:
2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды
Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды, которая предусматривает пути достижения целей.
Компания должна обеспечить реализацию и проведение этой политики персоналом, как в море, так и на берегу и на всех уровнях организации.
Политика и цели Компании, относящиеся к безопасному управлению судном и мерам предотвращения загрязнения окружающей среды, должны быть определены и задокументированы. Политика должна адресовать цели Кодекса на обеспечение безопасности в море, предотвращение человеческого травматизма или потери жизни, избежание ущерба окружающей среде и собственности.
Кодекс устанавливает следующие цели, относящиеся к СУБ:
Компания должна разработать практические методы, согласно которым указанные цели могут быть достигнуты. Можно допустить, что существующая практика проверки безопасности будет улучшена. Безопасная рабочая окружающая среда должна включать нормальные и ненормальные условия, как на море, так и на берегу.
3. Ответственность и полномочия Компании
Практически все это требует четкой подготовки всего старшего и среднего руководства, командного состава, суперинтендантов и назначенного лица (лиц), находящихся на берегу. На борту судна все офицеры, боцман, члены экипажа выполняют задачи и операции, которые могут повлиять на безопасность или предотвращение загрязнения. Ответственность и полномочия такого персонала, который руководит или проверяет деятельность, влияющую на безопасность, должна быть четко описана и задокументирована. СУБ может быть подтверждена положением с детальным описанием работ.
4. Назначенное лицо (лица)
В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между Компанией и находящимися на суднах лицами, каждая компания, соответственно должна назначить лицо или лиц на берегу, имеющих прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления. Ответственность и полномочия назначенного лица или лиц должны включать контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечения предостав- ления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости.
Связь между судном и руководством берега может быть показана на организационных картах и подтверждена хорошо задокументированными процедурами и описаниями работ.
Потенциальной проблемой для капитана судна или управляющего является обеспечение необходимой документацией для демонстрации того, что Компания тщательно изучает и выполняет все, что связано с безопасностью и предотвращением загрязнения, и что с берега поддержка и адекватные меры существуют.
Для того, чтобы назначенное лицо (лица) выполняло(и) эффективную роль, необходимо, чтобы оно (они) обладало(и):
СУБ должна обеспечить соответствующее общение и обратную связь для назначенного лица (лиц), обеспечение необходимой информацией для выполнения эффективных действий по контролю.
Документы и данные, которые могут считаться ключевыми:
Ответственность и полномочия назначенного лица (лиц) не нужно путать с представителем руководства.
5. Ответственность и полномочия капитана
1. Компания должна четко определить и оформить в виде документов ответственность капитана в отношении:
2. Компания должна обеспечить, чтобы СУБ, применяемая на судне, содержала, четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить в СУБ, что капитан обладает основными полномочиями и ответственностью для принятия решений относительно безопасности и предотвращения загрязнения, а также для обращения к компании с просьбой об оказании необходимой помощи.
Кодекс вновь подчеркивает тот факт, что капитан имеет преимущественную ответственность и полномочия принимать решения относительно мер безопасности и предупреждения загрязнения.
Резолюция ММО А.443(ХI): «ММО предложило правительствам принять необходимые меры для защиты капитана судна, надлежащим образом выполняющего свои обязанности в отношении безопасности на море и защиты морской среды, посредством того, чтобы:
6. Ресурсы и персонал
Компания должна обеспечить, чтобы капитан:
Компания должна обеспечить, чтобы каждое судно было укомплектовано квалифицированными, дипломированными и годными в медицинском отношении моряками согласно международным и национальным требованиям.
Компания должна установить процедуры, обеспечивающие должное ознакомление персонала и персонала, переведенного на новые должности, связанные с безопасностью и защитой окружающей среды, с возложенными на него обязанностями. Должны быть определены, оформлены в виде документов и представлены экипажу инструкции, с которыми необходимо ознакомиться до выхода в море.
Компания должна обеспечить, чтобы весь персонал, связанный с СУБ компании, надлежащим образом понимал соответствующие нормы, правила, кодексы и руководства.
Компания должна установить и обеспечить соблюдение процедур для определения любой подготовки, которая может потребоваться для обеспечения СУБ, а также обеспечить такую подготовку всего соответствующего персонала.
Компания должна установить процедуры, обеспечивающие получение судовым персоналом соответствующей информации о СУБ на рабочем языке или языках, которые он понимает.
Компания должна обеспечить, чтобы судовой персонал был способен эффективно общаться при выполнении им своих обязанностей, относящихся к СУБ.
7. Разработка планов проведения операций на судах
Компания должна установить процедуры подготовки планов и инструкций, включая перечни контрольных проверок, в зависимости от случая, относительно проведения ключевых операций на судне, касающихся безопасности судна и предотвращения загрязнения. Различные связанные с этим задачи должны быть определены и поручены квалифицированному персоналу.
В обязанности Компании входит установление, какие операции явля- ются ключевыми, а затем и разработка инструкций по контролю определен- ной деятельности.
Руководство по применению МКУБ, выпущенное совместно с Международной судоходной палатой и Международной судоходной федерацией предлагает Компаниям рассматривать судовые операции, относящиеся к безопасности, как две основные категории:
Специальные судовые операции.
Операции, в которых необходимо прилежание, для того чтобы снизить риск их возникновения и последствий аварий или опасных ситуаций;
Критические судовые операции.
Те операции, в которых ошибка может немедленно вызвать аварию или непосредственно угрожать людям, окружающей среде или судну.
Руководства обеспечивают определение и примеры этих категорий. Во всех примерах различные задачи должны быть поручены квалифицированному персоналу.
8. Готовность к аварийной ситуации
Компания должна установить порядок выявления описания возможных аварийных ситуаций на судне и их устранение.
Компания должна составить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации.
СУБ должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие способность компании в любое время реагировать на опасности, несчастные случаи и аварийные ситуации, связанные с ее судами. Необходимо постоянное внимание для оказания помощи с берега.
Требование противостоять любой аварийной ситуации относится ко всей Компании, персоналу судна и берега. Для этого необходимо вовлекать весь персонал с конкретными полномочиями в соответствующее обучение или сценарий.
Кодекс обязывает, в конечном итоге, Компании противостоять аварийным ситуациям, касающимся судна.
Поэтому является существенным, что такие потенциальные риски, как пожар, затопление, посадка на мель, столкновение и другие были определены, для них разработаны процедуры в соответствии с ситуацией, необходимые тренировки проведены и результаты их обсуждены ответственным за это персоналом.
Команда должна состоять:
Отдельные помещения в офисе Компании должны быть отведены для нужд бригады, и они комплектуются телефонными линиями, мобильными телефонами, компьютерами, судовыми планами, чертежами, картами районов работы судов и всеми контактными номерами телефонов и факсов. Оснащение команды (бригады) должно быть известно всем в главном офисе, кто должен знать процедуру запуска команды в работу.
Очень важно, чтобы весь персонал, связанный с судами четко знал, кто и за что в команде отвечает. Все суда должны иметь полную информацию о членах аварийной команды и способах связи с ними.
9. Доклады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ
СУБ должна включать процедуры, обеспечивающие передачу сообщений компании о случаях несоблюдения требований, авариях и опасных ситуациях, их расследование и анализ с целью повышения безопасности и предотвращения загрязнения.
Компания должна установить порядок действий по устранению выявленных недостатков.
Отчеты обеспечивают вклад в определение эффективности и соответствия. Это позволит проанализировать положения, которые необходимо выполнить. Корректирующие и предупредительные меры должны быть назначены ответственным персоналом, и определена эффективность СУБ Компании.
Правильно внедренное требование должно улучшить способность и действительное состояние оборудования судов. Кодекс требует, чтобы были разработаны процедуры для отчетов, расследований и анализов несоответствий, несчастных случаев и аварийных ситуаций. Любое исправительное действие должно соответствовать подтвержденной документально процедуре.
10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования
Компания должна установить порядок обеспечения технического обслуживания и ремонта судна в соответствии с положениями соответствующих норм и правил и любыми дополнительными требованиями, которые могут быть установлены Компанией.
Для выполнения этих требований Компания должна обеспечить:
Компания должна установить процедуры в СУБ для определения оборудования и технических систем, внезапный отказ которых может создавать опасные ситуации. СУБ должна предусматривать конкретные меры, направленные на обеспечение надежности такого оборудования или систем. Эти меры должны включать регулярные проверки резервных устройств и оборудования или технических систем, которые не используются на постоянной основе.
Процедуры требуются для обеспечения того, что судно поддерживается в соответствии с действующими правилами, положениями и любыми дополнительными требованиями. «Дополнения» могут определяться Компанией или требоваться условиями управленческого соглашения.
Чтобы удовлетворять требованиям, Компания должна обеспечить, что:
Несоответствие, относящееся к поддержанию оборудования в рабочем состоянии, может включать неверное получение запчастей, запчасти с дефектом, незапланированные или непредвиденные поломки, неисправные запчасти, обнаруженные во время проверки и испытания.
Процедуры также требуют определить оборудование и системы судна, внезапная поломка которых может привести к аварийной ситуации.
Они должны включать:
Требования означают, что анализ степени опасности или риска должен быть выполнен Компанией. СУБ должна иметь меры, нацеленные на повышение надежности такого оборудования.
11. Документация
Компания должна установить и обеспечить соблюдение процедур контроля всех документов и данных, касающихся СУБ.
Компания должна обеспечить, чтобы:
Документы, используемые для описания и выполнения СУБ, могут называться «Руководство по управлению безопасностью». Документация должна оформляться в том виде, который Компания считает наиболее эффективным. Каждое судно должно иметь на борту всю документацию, относящуюся к этому судну.
12. Проверка, обзор и оценка, осуществляемые Компанией
Компания должна проводить внутренние ревизии безопасности в целях проверки соответствия мероприятий в области безопасности и предотвращения загрязнения требованиям СУБ.
Компания должна периодически оценивать эффективность СУБ и при необходимости, пересматривать СУБ в соответствии с процедурами, установленными Компанией.
Ревизии и возможные меры по устранению недостатков должны осуществляться в соответствии с процедурами, оформленными в виде документов.
Персонал, осуществляющий ревизии, должен быть независим от проверяемых видов деятельности, кроме тех случаев, когда это практически неосуществимо вследствие размеров и характера Компании.
Результаты ревизий и проверок должны доводиться до сведения всего персонала, ответственного за данный вид деятельности.
Управленческий персонал, ответственный за данный вид деятельности, должен своевременно принять меры по устранению обнаруженных недостатков.
ЧАСТЬ В. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ПРОВЕРКА
13. Освидетельствование и периодическая проверка
Судно эксплуатируется Компанией, получившей Документ о соответствии или Временный Документ о соответствии, относящийся к такому судну.
Документ о соответствии выдается Администрацией; организацией, признанной Администрацией; или, по просьбе Администрации, другим Договаривающимся правительством Конвенции любой Компании, отвечающей требованиям данного Кодекса, на время, оговоренное Администрацией, но не превышающее пяти лет. Такой документ принимается как доказательство того, что Компания способна выполнять требования данного Кодекса.
Документ о соответствии действителен только в отношении тех типов судов, которые ясно указаны в документе. Такое указание должно основываться на тех типах судов, на которых основывается первоначальная проверка. Иные типы судов добавляются только после проверки способности Компании выполнять применимые к таким типам судов требования данного Кодекса.
Действительность Документа о соответствии подлежит ежегодной проверке Администрацией; или организацией, признанной Администрацией; или, по просьбе Администрации, другим Договаривающимся правительством в течение трех месяцев до или после ежегодных дат.
Документ о соответствии изымается Администрацией или, по ее просьбе, Договаривающимся правительством, которое выдало документ, если ежегодная проверка не была запрошена, или имеется доказательство существенного несоответствия данному Кодексу.
Если документ о соответствии изымается, все связанные с ним Свидетельства об управлении безопасностью и/или Временные Свидетельства об управлении безопасностью должны также изыматься.
Экземпляр копии Документа о соответствии должен находиться на судне, чтобы капитан, по требованию, мог предъявить его для проверки Администрацией или организацией, признанной Администрацией, или для целей контроля. Экземпляр документа может не быть аутентичным или заверенным.
Действительность Свидетельства об управлении безопасностью подлежит, по меньшей мере, одной промежуточной проверке Администрацией или организацией, признанной Администрацией, или, по требованию Администрации, другим Договаривающимся правительством. Если предусматривается только одна промежуточная проверка, а период действительности свидетельства об управлении безопасностью составляет пять лет, она проводится между второй и третьей ежегодной датой Свидетельства об управлении безопасностью.
14. Временное освидетельствование
1. Временный Документ о соответствии может выдаваться для облегчения первоначального внедрения данного Кодекса, когда:
2. Временное Свидетельство об управлении безопасностью может выдаваться:
Такое Временное Свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок, не превышающий 6 месяцев Администрацией или организацией, признанной Администрацией, или по просьбе Администрации другим Договаривающимся правительством.
3. Администрация или по просьбе Администрации, другое Договаривающееся правительство может, в особых случаях, продлить действительность Временного Свидетельства об управлении безопасностью на следующий срок, не превышающий 6 месяцев.
4. Временное Свидетельство об управлении безопасностью может выдаваться после проверки того, что:
15. Проверка
Все проверки, требуемые положениями данного Кодекса, выполняются в соответствии с процедурами, приемлемыми для Администрации.
Надзор за СУБ Компании производится Классификационным обществом в соответствии с положениями Резолюции А.788(19) «Руководство по осуществлению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) Администрациями».
Надзор за СУБ Компании осуществляется аудиторами Клдассификационного общества в плановом и внеплановом режимах в форме освидетельствований:
Периодическое освидетельствование Компании производится для подтверждения срока действия ДОС.
Целью периодического освидетельствования Компании является проверка эффективности функционирования СУБ.
Периодическое освидетельствование производится ежегодно в период 3-х месяцев до или после установленной ежегодной даты действия ДОС.
В период действия ДОС (5 лет) все филиалы Компании должны быть предъявлены к освидетельствованию.
Промежуточное освидетельствование судна производится для поддержания срока действия СвУБ.
Целью промежуточного освидетельствования является проверка эффективности функционирования СУБ на судне и того, что внесенные изменения соответствуют требованиям МКУБ.
Промежуточное освидетельствование производится между вторым и третьим годами периода действия СвУБ.
Возобновляющее освидетельствование производится для того, чтобы удостовериться, что все элементы СУБ соответствуют требованиям МКУБ.
Возобновляющее освидетельствование производится в объеме и в соответствии с требованиями первоначального освидетельствования.
Возобновляющее освидетельствование производится в период 6-ти месяцев до установленной даты окончания действия ДОС и/или СвУБ.
По результатам возобновляющего освидетельствования выдаются новые ДОС и СвУБ.
Дополнительное освидетельствование производится в следующих случаях:
Объем дополнительного освидетельствования и порядок его проведения определяются в зависимости от причины, по которой осуществляется освидетельствование.
Компания должна известить Классификационное общество и предъявить судно к дополнительному освидетельствованию без специаольного требования при:
16. Формы документов по МКУБ
Документ о соответствии, Свидетельство об управлении безопасностью, Временный Документ о соответствии и Временное Свидетельство об управлении безопасностью составляются по форме, соответствующей образцам, приведенным в Дополнении к данному Кодексу. Если использованный язык не является английским или французским, текст должен включать перевод на один из этих языков.
Дополнительно к требованиям пункта 13 типы судов, указанные в Документе о соответствии и Временном Документе о соответствии, могут иметь отметки, отражающие любые ограничения в эксплуатации судов, описанные в системе управления безопасностью.
Клацни по фото для увеличения