Младшая дочь баталова чем больна
Мария Баталова
Биография
Мария Баталова — сценарист и писательница, дочь Алексея Баталова и Гитаны Леонтенко. Появившись на свет с тяжелым диагнозом ДЦП, Мария сумела реализоваться в творчестве при поддержке семьи. Она стала талантливым литератором и музыкальным критиком, известным в профессиональном сообществе. Автор выпускает книги под псевдонимом Гитана-Мария Баталова.
Детство и юность
На момент знакомства с Гитаной Леонтенко Алексей Баталов был женат. Актер и цирковая наездница встретились в 1953 году, а спустя 10 лет сыграли свадьбу. Став замужней женщиной, бывшая артистка отклоняла предложения о съемках в кино и посвятила себя семье.
Мария Баталова родилась 27 января 1968 года в Москве, в кремлевской больнице. Роды оказались непростыми, но врачи уверяли будущую мать, что она справится и дополнительная поддержка со стороны медиков не нужна. Это стало ошибкой, стоившей маленькой Маше здоровья. У девочки диагностировали родовую травму, синдром ДЦП.
Родители старались сделать все возможное, чтобы Мария стала полноценным членом общества. В детстве она регулярно посещала врачей и делала специальные упражнения. Правда, эффект от них был невелик. Стараниями отца и матери девочку приняли в общеобразовательную школу. Баталову удалось убедить специальную комиссию, собранную для рассмотрения просьбы о приеме, в дееспособности дочери.
Алексей Баталов усердно зарабатывал деньги для обеспечения семьи. Вместе с дочерью и женой они посещали пансионаты и здравницы, ездили за границу, чтобы Маша увидела мир. Несмотря на то, что лечение не помогало Марии, актер старался облегчить ее жизнь посредством технологий.
Девушка питала интерес к литературе, поэтому в доме появился компьютер. Баталова начала самостоятельно писать тексты. Печатать было сложно, ведь болезнь оказалась серьезным препятствием даже для самых простых действий. Отец разыскал для дочери специальную клавиатуру, на которой можно было работать одним пальцем.
Когда по окончании школы встал вопрос о получении высшего образования, Алексей Баталов уговорил педагогов ВГИКа рассмотреть дочь в качестве абитуриентки. Вступительные экзамены показали, что она обладает очевидным талантом. Так Мария Баталова стала студенткой московского вуза. Маша не могла посещать занятия, поэтому педагоги приезжали на дом.
Творчество
Будучи дочерью наездницы, Мария слышала много рассказов о жизни на арене и за ее пределами. Дипломной работой студентки стал сценарий, сюжет которого повествовал о жизни цирковых артистов. Он послужил литературной основой для фильма Михаила Богина «Дом на Английской набережной». Благодаря ему в 2008 году Баталова стала победителем фестиваля «Московская кинопремьера» как лучший сценарист и получила награду из рук режиссера Эльдара Рязанова.
Авторству Марии Баталовой также принадлежат рассказы, очерки, детские сказки. Из-под ее пера вышли сборники «И быль, и не быль», «Поющая палочка», «Затерянные сказки». Отличительной чертой произведений писательницы стало описание моральных и духовных ценностей, доброты, любви и нежности. Музыкальные рецензии, создаваемые Марией Алексеевной Баталовой, печатают в газетах. Гонорары, полученные за работу, она перечисляет Дому ветеранов кино.
Личная жизнь
Мария Алексеевна Баталова ограничена в возможностях передвижения и не может самостоятельно себя обслуживать, поэтому всю жизнь она живет под одной крышей с родственниками. При жизни отец уделял ей все свободное время, а после кончины артиста Мария осталась с матерью.
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ. Алексей родился в 1928 году в старинном городе Владимире. Его родители Нина и.
Сейчас личная жизнь автора связана с творчеством. Писательница питает интерес к классической музыке и балету. Из-за необходимости в инвалидной коляске она не располагает возможностью часто посещать интересные мероприятия, так как в России не предусмотрены необходимые ресурсы для инвалидов-колясочников. Любое перемещение дается с трудом и вызывает массу сложностей.
Мария Алексеевна любит качественное кино, но предпочитает смотреть его на DVD или в интернете. Телевидение отпугивает ее большим количеством рекламы. Единственным информативным каналом литератор считает «Культуру».
Скандал из-за наследства
В 2020 году дочь Алексея Баталова оказалась в эпицентре скандала, связанного с наследством отца. После кончины артиста в дом семьи стали вхожи Михаил Цивин и Наталья Дрожжина, юрист и актриса, успевшие сблизиться с Баталовым в последние годы его жизни. Воспользовавшись драматичностью ситуации, пара предложила наследницам артиста помощь взамен на оформление пожизненной ренты.
В силу возраста Гитана Леонтенко не до конца понимала намерения новых знакомых и согласилась на поддержку. Мария же осознавала, какие цели преследуют Цивин и Дрожжина, и не доверяла им. Вдова Баталова заподозрила неладное, когда семейный архив перекочевал к посторонним людям, а в разговоре речь зашла об опекунстве над Марией.
Семья подала прошение о возбуждении уголовного дела в отношении Михаила Цивина и Натальи Дрожжиной, во владении которых оказалось все имущество Баталовых. Пара распоряжалась 4-комнатной квартирой актера, 2 квартирами в Москве, студией и банковскими счетами. Оставшись без средств к существованию, Мария и Гитана решили бороться за то, что принадлежит им по праву, с помощью правоохранительных органов.
Конфликт семьи Баталова с рентодателями освещали СМИ, публикуя интервью и фото. Участники и свидетели скандала появлялись в передачах «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Звезды сошлись».
Мария Баталова сейчас
В августе 2021 года ситуация с наследством Баталова, наконец, разрешилась. Суд еще весной признал сделку ренты недействительной, а теперь отклонил поданные апелляционные заявления супругов, вернув в собственность Марии те объекты недвижимости, которые ранее перешли во владение Цивиной. Благодаря экспертизе удалось установить: договор был подписан либо под давлением, либо под действием каких-либо других сбивающих факторов.
Подробности судебного процесса были освещены в эфире шоу «Пусть говорят». Вдова актера и Мария не смогли присутствовать в студии, однако оставались на связи с ведущим посредством скайпа.
Пишет сказки, стирая палец в кровь: Кто обрёк на нищету «особенную» дочь Баталова?
Красивая история любви актёра Алексея Баталова и циркачки Гитаны Леонтенко привела к рождению ребёнка – как выяснилось позже, больного. Младшая дочь Баталова – особенная: у неё ДЦП, и она навек прикована к инвалидной коляске. Отец постарался обеспечить Марию на всю жизнь, но женщина стала жертвой «профессиональных гробовщиков» – фактически ей не на что лечиться и просто жить.
Цирковая артистка Гитана Леонтенко стала второй женой Алексея Баталова. От первого брака у него уже была дочь Надя, но у неё с отцом отношения не сложились.
Всю свою любовь артист отдал второму ребёнку: счастливые родители только через некоторое время заметили, что с младенцем не всё в порядке – девочка не двигалась. Выяснилось, что у малышки ДЦП – всему виной родовая травма, в которой были виноваты врачи.
«Маша очень талантливая»: Алексей Баталов гордился дочерью
В 2000 году Алексей Баталов получил из рук Владимира Путина премию президента в области литературы и искусства. Фото: Natalya Loginova/Globallookpress
Выяснилось, что несмотря на физические недостатки, у Марии Баталовой светлый ум. Она сумела поступить во ВГИК и окончила его, мечтая стать сценаристом. И мечта сбылась: Мария написала сценарий к фильму 2007 года «Дом на Английской набережной». Одним-единственным действующим пальцем. Так спешила сдать работу, что разбивала палец в кровь.
Сценарий оценили на самом высоком уровне: в 2008 году Мария получила приз из рук самого Эльдара Рязанова. Баталов очень гордился дочерью, отмечая её литературный талант.
Дочь Алексея Баталова, страдающая ДЦП, пишет сказки под псевдонимом Гитана-Мария Баталова. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
52-летняя Мария также пишет чудесные светлые сказки. Вот отрывок из сказки «Доброта с подпалиной»:
А ещё Нюра любила праздник Благовещения, ибо накануне праздника она с матушкой пекла праздничные лепёшки в форме птичек. Они получались у девочки очень ладными, с поднятыми крыльями, будто готовые взлететь.
Нюра верила, что в этот праздник происходит чудо; птицы-лепёшки оживают и жаворонками, синицами, стрижами взлетают в небеса, чтобы петь дивные песни и радовать ими и людей, и Богородицу.
Алексей Баталов сделал всё возможное, чтобы дать Марии возможность учиться и получать необходимое лечение после его ухода. Он оставил семье приличную сумму денег и недвижимость, чтобы Гитана и Маша не нуждались ни в чём.
Семью Баталова «обчистили» коллеги актёра, утверждает вдова народного артиста СССР Гитана Леонтенко. По её словам, после смерти мужа они накинулись на семью как пираньи. При жизни артиста они были вхожи в семью и вызывали доверие. Речь идёт об актрисе Наталье Дрожжиной и её супруге Михаиле Цивине.
Долю в квартире, две квартиры, а также деньги на российских и зарубежных счетах – всё это у родственников Алексея Баталова выманили обманным путём, подсунув на подпись доверенность на управление всем имуществом.
На похоронах Алексея Баталова Наталья Дрожжина всегда была рядом со вдовой артиста. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Кроме того, они сняли деньги – более ста тысяч долларов – со счёта дочери Алексея Баталова, 52-летней Марии. Даже счёт в евро, на котором было всего-то 4 евро, и тот обнулили. А ещё 72-летняя Дрожжина почему-то оказалась опекуном Марии, у которой вообще-то есть живая мать и старшая единокровная сестра.
Следком пообещал проверку, но пираньи не сдаются
Делом о грабеже семьи актёра Баталова предприимчивыми «коллегами» артиста уже заинтересовался Следственный комитет РФ. Глава Следкома Александр Бастрыкин дал поручение проверить сообщения о том, что вдова и дочь актёра Алексея Баталова лишились недвижимости и денег.
Как говорится в сообщении Следкома, если основания для возбуждения уголовного дела будут обнаружены, то его возбудят незамедлительно. Но пираньи не думают сдаваться: Дрожжина и Цивин заявляют, что готовы доказать свою правоту с документами в руках.
«Я в изумлении»: друг Алексея Баталова не может поверить в предательство
Между тем близкий друг Алексея Баталова, режиссёр Юрий Норштейн, назвал происходящее сейчас вокруг его семьи абсурдом. Он попросил никого не обвинять заранее, заявив, что ничего предосудительного в поведении Цивина и Дрожжиной не видел.
Мультипликатор Юрий Норштейн много лет дружил с семьёй Баталовых. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
По словам режиссёра Юрия Норштейна, который был дружен с семьёй покойного Алексея Баталова, Михаил Цивин и Наталья Дрожжина многое сделали для родных артиста.
Ничего предосудительного я вообще не видел. Я видел, что они много помогают. Они там занимались и установкой доски, и памятником, и похоронами, и вечерами Баталова, его днями во Владимире в прошлом году в ноябре, в день рождения Лёши,
Он добавил, что считает разгоревшийся скандал абсурдом и не хочет верить никаким обвинениям, пока следствие не подтвердит их.
Юрий Норштейн признался, что, когда услышал о мошенничестве от самой Гитаны Леонтенко, был просто «в изумлении»:
Вы знаете, это вот тот случай, когда я только развожу руками. Я вообще сначала подумал, что у неё вообще потекли мозги. Мало ли что бывает? А потом позвонил очень хорошему другу и семьи Баталовых, и моему, Сергею Мироненко. Он мне подтвердил: да, Юра, это, к сожалению, так.
«Но это, понимаете, это всё равно разговор – выводы может сделать только следователь, только юрист, и ни в коем случае никто не имеет права тут раньше запрягать телегу впереди лошади», – подчеркнул Норштейн.
Хоронила и Кустинскую, и Броневого: «профессиональная гробовщица» сыграла свою звёздную роль
А тем временем история о «баталиях» вокруг наследства Баталова стала темой ток-шоу на всех центральных телеканалах. В частности, в эфире передачи «Звёзды сошлись» на НТВ выяснилось немало интересных и весьма неприглядных деталей биографии Натальи Дрожжиной.
Как актрису Дрожжину мало кто помнит – на её счету всего два десятка ролей, да и то эпизодические: мама Ляли в «Интердевочке», буфетчица в «Семнадцати мгновениях весны» и тому подобное. Но одна роль – «профессиональной гробовщицы» – ей удалась прекрасно: оказывается, она хоронила и Наталью Кустинскую, и Леонида Броневого, и других известных людей.
Артистка мастерски умеет втираться в доверие к известным людям и паразитировать на их славе, а затем ещё и на их смерти. По крайней мере, так считает друг семьи Алексея Баталова Юрий Шерлинг.
Открытие памятника Николаю Караченцову осенью 2019 года без Дрожжиной тоже не обошлось. Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»
Шерлинг назвал супругов Дрожжину и Цивина «прекрасной артистичной парой конченых совершенно мошенников». Он уверен, что роль «профессиональной гробовщицы» стала звёздной для 72-летней Натальи, которая промышляет тем, что заводит дружбу с известными людьми, а потом обманом завладевает их имуществом.
Он также заявил, что таким способом Дрожжина приобрела уже не одну квартиру. «Они гробовщики, они специально сидят у старых людей», – обвинил он супругов.
Ещё один гость передачи, создатель «Ералаша» Борис Грачевский, вспомнил, как Дрожжина попыталась и с ним завести дружбу, передавая подарки его дочери. Режиссёр уверен, что в ситуации с Баталовым у предприимчивой актрисы действительно оказалась на руках доверенность на ведение дел, что позволило ей переписать на себя всю недвижимость и деньги вдовы артиста.
«Мы с Наташей будем защищаться»: Цивин и Дрожжина ушли в глухую оборону
Впрочем, у юриста Михаила Цивина своя версия событий: разумеется, они с супругой чисты, как младенцы. Он заявил в беседе с «КП», что вдову и дочь Баталова специально настраивают против них некие люди. По его словам, это знакомая Гитаны – Марианна Сатурова и её невестка Татьяна: якобы именно они сейчас владеют доверенностями на имущество семьи артиста.
Юрист, вице-президент национальной экспертной палаты Михаил Цивин во время церемонии прощания с Алексеем Баталовым. Плачет весьма натурально. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»
Кроме того, Цивин утверждает, что слова Гитаны Леонтенко о том, что её буквально сделали бомжихой, не соответствуют действительности: якобы вдова и дочь Баталова владеют недвижимостью на сто миллионов.
«Мы с Наташей будем защищаться», – заверил журналистов Цивин.
Теперь следствию предстоит ответить на непростой вопрос: где во всей этой истории правда, кто в действительности положил глаз на имущество покойного «Гоши» и чем это всё закончится для Марии – женщины-инвалида, которая, разбивая в кровь палец, пишет светлые, наивные детские сказки со счастливым концом.
Алексей Баталов назвал виновного в страшной болезни дочери
Но в беседе с репортером актер был на редкость открытым. Он опроверг слухи и домыслы, витающие вокруг его имени, рассказал ранее неизвестные детали многих событий.
– Алексей Владимирович, через год вы с супругой отметите золотую свадьбу! Как вы с ней познакомились?
– В 1953 году я находился в Ленинграде на съемках фильма «Дело Румянцева». Однажды вечером актер Сергей Лукьянов говорит мне: «Слушай, а пойдем в цирк, цыгане приехали!» Там-то я и увидел впервые свою будущую жену. Она выполняла сложный номер, танцевала на бегущей лошади. Гитана работала на арене цирка с четырех лет и выполняла трюки, которые до сих пор не может повторить никто в мире! Вечером мы пошли ужинать в ресторан, где я снова увидел Гитану за соседним столиком. Мы с другом осмелились и выразили свое восхищение: «Молодцы, мы вас видели!» Так мы и познакомились. И тут же расстались, потому что цирк поехал с гастролями дальше, а я продолжал сниматься в Ленинграде. Наше следующее свидание состоялось только через полгода. Так совпало, что мы проводили съемки в Риге и цирк как раз туда приехал. Узнав об этом, я помчался к Гитане в гостиницу на том самом грязном грузовике, в котором снимался! Но и после второго свидания мы опять разъехались по разным городам.
– И неудивительно, вы ведь были женаты, а через два года у вас родилась дочь.
– Да, с дочерью художника Константина Ротова Ирой мы поженились очень рано, нам было по 16 лет. А все потому, что я такой странный человек, стеснительный, всю жизнь боялся женщин! Никогда не бегал по свиданиям, не ухаживал за девочками. Никакого опыта у меня не было.
– Но не потому ли вы расписались с Ирой, что уже имели близкие отношения?
– Ну… Хм… Это все уже было неважно, потому что я решил жениться, и всё. Рассуждал так: «Все равно когда-то надо», а Ира была самой близкой. Мы ведь с ней знакомы с детского сада, наши родители много лет дружили. Я привел ее в родительский дом, где у меня была шестиметровая комната.
– А когда у вас родилась дочь Надя, вы как-то участвовали в ее воспитании?
– Да вообще никак не участвовал, я просто физически не присутствовал в семье. Я тогда уже начал сниматься в кино и по полгода жил то в Ленинграде, то в Киеве. В общем, я был воскресным папой. Да, я помню это ощущение, когда взял ребенка на руки, это было интересно. Но все эти пеленки-распашонки я не видел. А когда Наде исполнилось три года, мы с Ирой развелись.
– Почему это произошло?
– А меня оговорили! Когда я снимался в Киеве в картине «Мать», кто-то рассказал жене, будто я там закрутил роман. А этого просто никак не могло быть, потому что я жил в кабинете у режиссера и день и ночь репетировал. У меня даже гостиничного номера не было. Тем не менее мама Иры, которой я не нравился, внушила ей, что у актеров всегда бывают романы на стороне. С этим убеждением она и ушла от меня.
– После развода жена позволяла вам видеться с дочерью?
– Конечно, тем более что моя мама очень любила Иру и та часто приходила к ней с ребенком. Для Нади я так навсегда и остался приходящим отцом. Сейчас она уже взрослая и сама имеет детей. Но видимся мы крайне редко.
– Итак, вы оказались свободным мужчиной… И сразу же женились на Гитане?
– Нет, нет… Много лет мы встречались с Гитаной эпизодически и расставались надолго – без взаимных обязательств. Я, например, до сих пор не знаю, был ли у нее кто-то на тот момент… Конечно, у нее было море поклонников! Иногда приходил за кулисы какой-нибудь богач «поразвлечься с цыганками». Но к счастью, рядом с Гитаной всегда находилась мама, которая помогала ей выполнять номера, и в руках у нее был хлыст, который она могла пустить в дело!
– Кстати, до сих пор в книгах про Никулина пишут, что у него с циркачкой Гитаной Леонтенко был роман.
– Никулин ее обожал! Но вряд ли у них был роман, иначе бы мы не дружили с Никулиными семьями. И вообще, хотя Юрий Владимирович действительно был неравнодушен к женщинам, за этим всегда строго следила его супруга Татьяна. А с Гитаной они были подруги.
– Еще слух: будто цыганская родня Гитаны вас не любила и прокляла ваш брак. Из-за этого родился ребенок-инвалид.
– Нет, этого не могло быть, ведь у меня с самого начала установились прекрасные отношения с тещей, она много лет потом жила с нами.
– Вы ревновали Гитану к поклонникам?
– Я никогда не претендовал на то, чтобы Гитана хранила мне верность и ни с кем не общалась. И никогда не конкурировал с ее поклонниками. Со мной такого не было. Я совершенно убежден, что, если женщину нужно держать и охранять, значит, эта женщина не нужна.
Короче говоря, между нашим знакомством и свадьбой прошло ровно десять лет! Я сделал ей предложение в 1963 году, когда мы оба были в Баку – она с гастролями, я на съемках. Расписались уже в Москве. Не было ни выходного костюма, ни платья, ни колец, так же, как и когда я женился в первый раз. Правда, свадьба у нас была. Мы пригласили друзей из театра «Современник» в комнатку, которую сняли на улице Горького.
– Вы конечно же так же, как и Гоша из «Москва слезам не верит», не позволяли жене зарабатывать больше?
– Что вы, за комнату нам бы платить было нечем, если б Гитана не давала по два, а то и по три представления в день и не получала хорошую ставку. У меня в то время денег было мало. Наша совместная жизнь первые пять лет была, что называется, «на чемоданах». Гитана много гастролировала, я снимался. Наш быт стал понемногу налаживаться, только когда я получил свою первую квартиру в Ленинграде.
– Известно, что цыганки очень ревнивы, а актеры, как известно, любят «повертеть хвостом»… Она ревновала вас?
– Во-первых, я при ней и не вертел хвостом! (Смеется.) А во-вторых, находясь на съемках, я всегда жил у кого-нибудь в семье, например на даче у режиссера Иосифа Хейфица, и был на виду.
– Правда ли, будто был случай, когда вы поцеловали в кадре актрису, и жена, увидев это, упала в обморок?
– Да, могло быть, она могла обидеться. Конечно, она ревновала. Но я сам не ревнивый человек, поэтому такого не понимаю.
– Если сравнить фотографии вашей первой супруги Ирины, Гитаны и балерины Ольги Заботкиной, с которой у вас был роман, то видишь: все эти женщины очень похожи внешне…
– Да, действительно. Возможно, все дело в том, что такой же – черноволосой, со жгучими глазами – была моя любимая учительница, которую я встретил в школе рабочей молодежи. Я ведь недотянул восьмилетку, потому что за время войны растерял все знания. Учился омерзительно! И в итоге попал в школу рабочей молодежи. Там-то эта учительница с внешностью кинозвезды, а по национальности она армянка, и вытянула меня. Мы, ученики, обожали ее! А я был в нее даже влюблен.
– В 1968 году у вас с Гитаной родилась дочь Маша. Почему так случилось, что она стала инвалидом?
– Не могу в подробностях рассказать, как жена ждала ребенка и как протекали роды. Всего этого боюсь и не могу даже слушать! Я впечатлительный человек. Тогда еще не вошло в моду присутствовать мужьям при родах, но я бы все равно не согласился, упал бы в обморок. Помню только то, что Гитана поехала рожать в Москву, в одно из лучших учреждений, потому что предполагалось, что роды будут тяжелыми. У нее ведь мускулы – сталь, натренированные годами. Теперь ей бы сразу сделали кесарево сечение, и все бы было хорошо.
– Почему же врачи этого не сделали?
– Потому что врач в ту ночь отпустила хирурга. И в итоге роды принимали неправильно. Если бы я нашел эту дрянь, я бы сейчас ее по башке ударил стулом! Абсолютно здоровую девочку тянули щипцами, пережали ей все, что можно. Она ведь была здорова – ножки, ручки, голова, все работало нормально. А они ее покалечили.
– О том, что ребенок больной, вы узнали сразу?
– Нет! Только спустя несколько месяцев… Вся подлость в том, что у новорожденного это не так видно. И врачи ничего нам не сказали, а просто выписали Гитану. Я вообще был не в курсе, что произошло, потому что тогда снимался в Ленинграде, а семья жила в Москве.
– И как же вы поняли, что дочь страдает детским церебральным параличом?
– Болезнь проступала подло – постепенно. Через несколько месяцев мы заметили, что Маша плохо двигается, и обратились к врачам. Конечно, невозможно передать, какое это горе было в семье. Жена и теща день и ночь плакали. Было желание идти и крушить всё на своем пути, найти того врача… Если бы я сразу же после рождения ребенка понял, что произошло, наверное, так бы и было. Но я жил в другом городе и слишком поздно обо всем узнал. Подать в суд? И что это изменит? Такими раздумьями я остановил себя. Я понял, что никому от этого лучше не будет.
– Вам предлагали сдать дочку в интернат?
– Наверное, жене говорили об этом. Но они с тещей стали во сто крат больше любить девочку и внимательней к ней относиться. Всю свою жизнь они сосредоточили на ней. Я тоже почувствовал с ней контакт, и, с одной стороны, это была радость, а с другой – мысль о том, что ее жизнь испорчена, отравляла все. Гитана и ее мама, как птицы, кружили над ребенком, а она была неподвижна, и на это было страшно смотреть…
– Вы надеялись вылечить ребенка?
– Конечно, мы стали бороться! Машку возили в специальный санаторий в Крым, потом куда-то еще. Гитана навсегда бросила цирк, который являлся делом всей ее жизни. Но цирковые товарищи еще долго не забывали наш дом, я помню, как развлекать Машку приходили лилипутики.
Годы шли, и по мере взросления степень поражения органов возрастала, Маша совершенно не двигалась. При этом мозг ее работал нормально, и мы всячески способствовали ее развитию. Я не знаю, когда и как она поняла, что не такая, как все. Вероятно, это произошло еще в дошкольном возрасте, когда мы стали приглашать в дом ее сверстников, а может, где-то в санатории, где она увидела здоровых детей. Наверное, ей хотелось спросить у нас: «А почему они бегают, а я не могу? Что со мной происходит?» Но она не могла говорить, не могла шевелиться, не могла есть и пить без специальной поилки.
– Но теперь Маша хоть и с затруднениями, но все же говорит, умеет печатать, много читает. Кто ее всему этому научил?
– Это бабушка начала разучивать с ней слова, тренироваться. Только благодаря маме и бабушке она смогла получить среднее образование в обычной школе. По болезни она ведь должна была обучаться в специальной, где программа очень скудная. Нам пришлось доказывать, что у дочери нормальное умственное развитие. К Маше домой приходили учителя, и она научилась читать, писать, освоила науки. Для здорового школьника это легко, а ей приходилось каждый день превозмогать себя, переступать через боль.
– У Маши никогда не было моментов отчаяния, когда бы она сказала: «Всё, надоело! Не могу больше…»?
– В том-то и дело, что такие моменты были у нас, а у нее – никогда. С ее стороны были титанические усилия. В течение многих лет она выполняла специальные упражнения, стараясь двигаться. Благодаря этим упражнениям у нее теперь двигается один палец, а это дает огромные преимущества! На специальной клавиатуре она печатает этим пальцем, медленно, по одной букве.
Так Маша написала целую книгу сказок, которая называется «И быль, и небыль». Рисунки к этой книге сделал я. Свою болезнь Маша принимает с большим смирением, чем мы. Гитана до сих пор не в состоянии говорить о рождении дочери, о том, как все случилось, – она сразу начинает плакать. У нее поэтому такие нервы – многое пришлось пережить… Меня же не покидает огромное чувство жалости, когда я вижу дочь. А сама Маша никогда нас не расстраивает, ни при каких обстоятельствах не жалуется. Она – человек из стали! Единственное, чего не переносит дочь – это наших с женой ссор, которые, как и в каждой семье, случаются.
– А кто будет заботиться о дочке, когда вас не станет? Вам ведь все-таки уже почти 85…
– Это-то меня и беспокоит. Но я надеюсь, Гитанка еще поживет и позаботится о ней. К тому же я поддержал Машу материально. Все, что у меня есть, я давно завещал ей.