Мма или вольная борьба что лучше
Какая борьба лучше для базы в ММА?
15 июня 2021 | Ernesto Guevara
Главный вопрос в обсуждениях любителей смешанных единоборств: Какая борьба лучше для базы в ММА? С чего начинать перед тем, как перейти в смешанные единоборства? Споры не утихают, поэтому практически под любым поединком в UFC, где участвуют борцы высокого уровня, вы обязательно наткнетесь на дискуссию, что лучше — греко-римская или же вольная борьба.
За границей большинство экспертов и аналитиков пришли к единому мнению, что борьба коллежского и международного уровня, идеально подойдет для перехода в смешанные единоборства. Вопрос лишь в том, какой стиль борьбы стоит выбрать. Что подходит лучше всего для ММА: греко-римская, коллежская, или вольная борьба?
Какая борьба лучше для базы в ММА?
Школьная борьба, более известная, как коллежская (в США очень распространены соревнования по борьбе в школах, колледжах и университетах, эти соревнования считаются очень престижными и хорошо финансируются, по сути являясь вольной борьбой, но без опасных приемов, таких как прогибы, которые часто можно увидеть на соревнованиях в Евразии), была создана на основе вольной борьбы. Само собой, она отличается от вольной сводом иных правил, но это не разные стили, чего не сказать о греко-римской борьбе, которую ни в коем случае нельзя сопоставлять с коллежской.
Вольная или греко римская борьба
Ни для кого не будет откровением, что борцы зачастую являются доминирующей силой в смешанных единоборствах. Такие спортсмены, как Фрэнки Эдгар, Даниэль Кормье, Кейн Веласкес, Хабиб Нурмагомедов (вольная борьба и самбо) имеют за спиной опыт выступлений в любительской борьбе. Один из величайших бойцов в истории, канадский атлет Жорж Сент-Пьер, который был представителем каратэ, посвятил много времени изучению борьбы, что дало ему преимущество в поединках против мощных борцов Джоша Кошчека и Джонни Хендрикса.
В основе греко-римской борьбы лежат амплитудные броски и удержания. Среди легендарных бойцов, можно отметить немало тех, кто начинал свой путь именно с этого вида спорта на международной арене — бывшие чемпионы UFC в тяжелой весовой категории Дэн Северн и Рэнди Кутюр, легендарный боец Pride Дэн Хендерсон, скандальный средневес и боец полутяжелого веса Чейл Соннен, а также десятки других именитых бойцов.
Греко-римская борьба очень популярна в Европейских странах, и в частности на территории Российской Федерации, именно борцы из СНГ всегда красуются на пьедесталах чемпионатов мира, Европы и Олимпийских играх. В США не так популярна эта дисциплина, греко-римская борьба отличается от вольной и коллежской в основном тем, что там запрещено проводить захваты ниже талии, как и выполнять зацепы, обвивы и подсечки ногами. Для сравнения, греко-римская больше похожа на соревнования по No-Gi дзюдо, за исключением подсечек и проведения болевых и удушающих приемов.
В то же время, вольная и коллежская борьба больше заточена на проведение захватов на нижних уровнях. Коллежская и вольная борьба разделены разными правилами – например, в коллежской запрещено брать в замок корпус оппонента, если он не стоит на ногах, также запрещены прогибы и другие опасные слэмы. Можно сказать, что это более безопасный стиль борьбы для ребят, которые занимаются в колледже, но от этого борьба не становится менее изматывающей и конкурентной, что ни словом, а делом доказывают многие атлеты, которые переходят в единоборства.
В чем то вольная борьба похожа на No-Gi джиу-джитсу, но без гарда и сабмишенов, направленная больше на проходы в ноги, зацепы и удержания. Задаваясь вопросом какая борьба лучше для базы в ММА, в качестве аргументов многие болельщики упоминают в споре список бойцов UFC из этой дисциплины, который выглядит довольно внушительно – первый чемпион UFC в тяжелом весе Марк Колман, легенда UFC и Pride Марк Керр, чемпионы UFC Кевин Ренделман и Брок Леснар, Тито Ортиз, Рашад Эванс, Мэтт Хьюз, Крис Вайдман, Джонни Хендрикс, Кейн Веласкес, Юрайя Фабер и многие другие. В целом, все ребята из списка греко-римской борьбы тоже могут быть в этом списке, так как тоже проходили через соревнования по коллежской дисциплине.
Греко-римская борьба или вольная. Что лучше
Согласно исследованиям зарубежного журналиста Педро Оллавариа, он утверждает, что у борцов-вольников гораздо лучше получается перейти в смешанные единоборства. Свои слова он подкрепляет фактами с которыми сложно поспорить — больше половины успешных тейкдаунов в ММА – это проходы в одну или две ноги. А если взглянуть на статистику финалов чемпионатов NCAA Division 1 с 2012 по 2014 год, более 50% успешных тейкдаунов тоже были именно проходами в одну или две ноги. Наиболее успешные переводы в партер в коллежской борьбе стали наиболее успешными переводам в партер в ММА, и это показывает потрясающую способность вольников перестраиваться в смешанные единоборства.
На ум сразу приходят переводы в партер от непобежденного российского бойца, бывшего чемпиона UFC в легком весе Хабиба Нурмагомедова. Фанаты “Орла” услышав вопрос Какая борьба лучше для базы в ММА, без сомнений ответили бы вольная, поскольку в Дагестане распространена именно эта дисциплина. Нельзя не отметить и выдающиеся достижения в UFC Генри Сехудо, который также грамотно использовал свою базу.
Чисто теоретически, бойцы из греко-римской должны быть намного мощнее соперников в клинче и слэмах. Можно вспомнить, как легенда UFC Рэнди Кутюр можно швырял на настил октагона именитого Чака Лиддела и крепкого тяжеловеса Габриэля Гонзагу, благодаря чему выходил победителем из очных противостояний. Ренди даже без особых проблем бросал и удерживать огромного Тима Сильвию, который был под дма метра ростом с весом за 120 килограмм. Но тут нет никакой научной основы, только слова и конкретный пример из боев Кутюра, который является своеобразным феноменом.
Первая часть вопроса требует серьезного изучения, но в целом все указывает на преимущества вольной борьбы. Когда Жорж Сент-Пьер стал лучшим борцом в смешанных единоборствах под эгидой UFC, не участвуя в коллежских или даже школьных соревнованиях, он добился успеха именно благодаря проходам в одну и две ноги, а не прогибам или использованию приема “кочерга”. Как бы там ни было, может, лучше задать вопрос «лучше ли греко-римские борцы в аспектах именно греко-римской борьбы»? Лучше ли они в клинче, или в амплитудных бросках?
Для этого стоит посмотреть на поединки таких ребят, как Чейл Соненн, Рэнди Кутюр, Мэтт Линдланд и Дэн Хендерсон. Разве они чаще поднимают оппонентов и «втыкают» в пол, чем Кейн Веласкес, Мэтт Хьюз, Джонни Хендрикс или Тито Ортиз? — Подозреваю, что нет, хотя у Дэна Северна были отличные прогибы. Факт в том, что олимпийцы по вольной борьбе проходят в ноги и защищаются от проходов на олимпийском уровне, чего не всегда можно сказать о бойцах с базой в греко-римской.
Так что, когда мы видели поединок Даниэля Кормье с Дэном Хендерсоном, мы получили то, что получили. И в то время как борцы из греко-римской гораздо лучше проходят в ноги, чем их оппоненты с опытом борьбы в колледже, то против вольников того же уровня это уже не срабатывает. Так что же является лучшей базой для ММА, вольная борьба или греко-римская? Гипотетически, это все же вольная борьба.
Статья создана на основе материала Романа Романчука и Педро Оллавариа.
Кто круче в MMA: борцы или ударники? Разбираемся с бойцами, тренерами и промоутером
Кстати, почти все чемпионы UFC – борцы.
Главный вопрос во всей истории единоборств: кто и из какого вида спорта лучше в драке? Так появились MMA, на этом развился UFC, а ответ получить по-прежнему сложно.
В ночь с 7 на 8 марта – очередная глава этого противостояния. На UFC 248 в Лас-Вегасе за чемпионский титул среднего веса сойдутся два ярких представителя школ: сумасшедший ударник Исраэль Адесанья (32-0 в любительском кикбоксинге и 75-5 в профессиональном) и Йоэль Ромеро – серебряный призер Олимпиады-2000 по вольной борьбе.
Статистика обладателей титулов UFC просто уничтожает ударников. Считается, что борцы доминируют не только там, но и в бою, где изначально выглядят предпочтительнее. Так ли это? Мы поговорили об этом со всеми сторонами:
• Боец UFC Александр Волков – ударник.
• Тарас Кияшко – его тренер.
• Чемпион России по MMA Анатолий Малыхин (7-0) – борец.
• Светлана Андреева – тренер по кикбоксингу, которая ставит ударную технику серебряному призеру Олимпиады-2016 в греко-римской борьбе Миграну Арутюняну.
• Камил Гаджиев – президент Fight Nights Global.
У борцов 6 чемпионских поясов UFC из 8. Скоро могут быть все, но в топ-5 дивизионов их преимущество небольшое: всего 55%
Прямо сейчас в лучшем промоушене мира тренд на борцов. Олимпийский чемпион 2008 года по вольной борьбе Генри Сехудо завоевал два титула UFC: в наилегчайшем и легчайшем. Алекс Волкановски – чемпион полулегкого – уже в 12 лет выиграл чемпионат Австралии по греко-римской. Хабиб Нурмагомедов учился ходить на борцовском ковре, а сейчас уничтожает легкий дивизион. В полусреднем правит Камару Усман, который трижды становился All-American (всеамериканский спортсмен) и был чемпионом второго дивизиона NCAA (Национальной ассоциации студенческого спорта). Лучший боец вне зависимости от весовых категорий и король полутяжелого веса Джон Джонс боролся еще со средней школы, а потом стал чемпионом штата Айова среди учащихся в колледже.
«Борьба – один из тяжелейших видов спорта. Это физически и ментально очень тяжело. Мне говорят: вот, у тебя 5-6 боев в MMA. Но никто не считает, что у меня больше тысячи схваток по вольной борьбе. Это огромный опыт и бэкграунд, который тоже решает при переходе. Поэтому я считаю, что борьба – лучший вид спорта для MMA», – говорит Малыхин.
Из этого списка выбиваются только Исраэль Адесанья (средний вес) и Стипе Миочич (тяжелый). Но уже в эти выходные кикбоксера Адесанью может победить борец Ромеро, а Миочич только недавно вернул чемпионский титул. До этого пояс был у Даниэля Кормье, бывшего капитана олимпийской сборной США по борьбе. Да и сам Стипе не только боксировал в подростковом возрасте, но и боролся в первом (!) дивизионе NCAA.
То есть при определенных раскладах уже к середине года в UFC могут быть все чемпионы-борцы. Но вот доминирование этого вида спорта в топ-5 дивизионов практически пропадает. Из 40 бойцов в 8 весовых категориях – только 55% выходцев из борьбы.
Согласно этой статистике – борцы и ударники конкурируют на равных, но чемпионами становятся первые.
«Более успешны в ММА все-таки борцы. Сами смешанные единоборства изначально были придуманы кланом Грейси, чтобы показать превосходство борьбы над представителями других единоборств», – говорит Волков.
Вот список борцов-олимпийцев, которые в итоге успешно зажигали или зажигают в MMA:
• Бен Аскрен (вы же его еще помните?);
• Марк Колман (первый чемпион UFC в тяжелом весе).
• Ден Хендерсон (тот самый, который нокаутировал Федора Емельяненко).
«Практически все чемпионы UFC – бывшие олимпийцы. Если человек прошел через Игры, а потом попал в MMA, то это спортсмены другого уровня. База борьбы дает хорошее преимущество, но сейчас все выравнивается.
Еще один важный фактор такой концентрации борцов: то, что у них нет выбора. Они вынуждены переходить в MMA. У боксеров есть профессиональная карьера, где водятся хорошие деньги, а если взять американских сборников по вольной, то там вообще нет господдержки. Поэтому они уходят в смешанные единоборства», – объясняет Кияшко.
Правда, что борца легче научить бить, чем ударника – бороться?
Главный вопрос в противостоянии борца и ударника – адаптация под смешанные единоборства. Лучший пример – Хабиб. Нурмагомедов далеко не самый крутой вольник, но он идеально подстроил свою борьбу под MMA. У Хабиба разнообразный арсенал переводов и сумасшедший контроль в партере, который основывается не на залеживании соперника, а на нанесении урона из правильной позиции.
«Люди получают удовольствие глядя на то, что делает Хабиб благодаря своему основному навыку. Он возвел борьбу в совершенно другой статус, он сделал ее такой доминирующей, что на это любо-дорого смотреть», – считает Гаджиев.
«Я вообще не заметил сложностей при переходе. Делаю акцент на свою сильную сторону. Адаптировать борьбу под ММА не очень сложно, главное – не бояться ударов. Многие борцы их побаиваются, начинается сумбур, они пропускают и плывут. Конечно, есть много случаев, когда борцы становились крутыми ударниками, но есть и обратное. Лучший пример – Петя Ян. Он ударник, который выходит биться с борцами, и они просто не могут его затащить в свою стихию», – говорит Малыхин.
Тарас Кияшко уверен – сейчас уже нет разницы, потому что все быстро учатся и бить, и бороться. А вот Волков – как ударник – уверен, что борьбе научиться тяжелее.
«Пару-тройку ударов борцу поставить легче, чем ударнику научиться делать 3 броска. Броски нужно чувствовать, взаимодействовать с оппонентом. Борьба – это работа с балансом соперника, а ударка больше рассчитана на твою работу и точное попадание в цель. В ударной технике также очень важен тайминг, что требует большого количества тренировок, но чувству оппонента в борьбе научиться сложнее», – сказал боец UFC.
Светлана Андреева считает, что освоить удары руками и ногами действительно проще, но когда сама ставит ударную технику представителям разных стилей, то делает несколько акцентов.
«Есть большая разница в технической и тактической подготовке. В MMA не нужны нырки. Если работаю с борцом, то даю задание входить на ближнюю дистанцию через длинные и размашистые удары, после которых можно сделать проход в ноги. У боксеров и кикбоксеров свои нюансы: они должны стоять на дистанции, работать передней рукой и так контролировать соперника. Это помогает и атаковать, и защищаться», – говорит Андреева.
Кажется, борцы – неуязвимы? Но у них тоже есть слабые места: как в бою, так и в подготовке
Конечно, главный момент для любого ударника против борца – не подпустить его к себе на ближнюю дистанцию. Оказывается, борцы хоть и быстро адаптируются под MMA, но сложно исправляют базовые вещи.
«Сложность в работе с борцами – не все терпят пропущенные удары. Очень долго приходится их учить не моргать во время ударов. Понимаю, это тяжело психологически, когда в голову летит, но этот момент им правда тяжело дается. Плюс у борцов всегда прорывается инстинкт: низкая стойка, пойти в ноги без подготовки. Если ударники более менее резкие и чувствуют дистанцию, то они выкупают борца за 5 секунд. Оттяжка – и колено в голову», – рассказала Андреева.
Но даже если борец в итоге перевел в партер, это еще не означает, что бой закончен. Если ударник в этот момент не паникует, то все довольно быстро может вернуться в стойку.
«Находиться в доминирующем положении – не значит доминировать фактически. У меня было много боев, когда борцы занимали удобное положение для удара, но не могли нанести тот самый сильный панч. И в этот момент можно восстановить силы, дождаться подъема в стойку. Психологически легче выходить против борца: страх самосохранения меньше, не так боишься получить от него какую-то травму. Но вот если борец бьющий – это сильно ухудшает психологическую обстановку», – говорит Волков.
Малыхину гораздо больше нравится выходить с представителями другого стиля: «Ударники – лакомые кусочки для меня. Я когда был маленький, бабушка всегда готовила два торта: один я не очень любил (с кремом), а второй – шоколадный – обожал. И когда я вижу, что против меня будет ударник, думаю: «Бабушка, да вот же он – твой шоколадный торт!»
А есть ли разница в физических показателях между борцом и ударником?
Чаще всего борцы выглядят мощнее соперников-ударников. Мышечная масса больше, но она также бывает двух видов. Кто-то быстро закисляется во время борьбы и проседает по выносливости (просто посмотрите на Ромеро), а те, кто делают упор на стато-динамику – кажется, могут бороться и драться гораздо больше, чем 5 раундов по 5 минут (Хабиб). Гаджиев считает, что борцовская техника более применима в MMA как раз из-за функциональной подготовки.
«Изначально я считала, что борцы физически сильнее, атлетически лучше сложены, чем боксеры. Но все это блекнет, если нет трудолюбия, работоспособности и характера. При этом если мы берем двух трудоголиков – борца и боксера – то первые все-таки выносливее и сильнее. Какие-то физические упражнения они сделают лучше», – уверена Андреева.
Волков согласен, что конкретно в бою предпочтительнее выглядят борцы, но это не значит, что они больше пожмут лежа.
«Каждый силен в своей сфере, в тех мышцах, которые он развивает. Но если проецировать силу борца на оппонента, то он выглядит мощнее только из-за работы с балансом соперника. Лучше чувствует захваты, физиологию оппонента и когда его бросить. Ударники такой внутренней информацией не обладают. Поэтому при тупом физическом противостоянии борец всегда будет выглядеть выгоднее. Но если брать отдельно показатели – за сколько пробежит кросс, сколько поднимет в килограммах – это зависит от спортсмена, а не от того, ударник ты или борец», – считает Александр.
Малыхин же уверен, что борцам нет равных: «Они более подготовлены физически, у них совершенно другая функционалка. Здесь борьба точно круче ударки. Огромные отличия. Ударник никогда не будет обладать такими физическими данными, координацией и чувствительностью, как борец».
Зрителю интереснее ударники. Поэтому промоутеры в MMA платят им больше – даже если те проигрывают борцам
Смешанные единоборства – это не только столкновение двух стилей, но еще и огромный бизнес. От яркости боя (или ожиданий от него) зависят продажи билетов и трансляций, от этого – прибыль промоушена и гонорары бойцов.
Камил Гаджиев считает, что чаще всего нужно ставить стилистически похожих спортсменов – так бои получаются интереснее. Хотя есть и исключения – противостояние Хабиба и Конора.
«Зрителю выгоднее ударник. Люди хотят посмотреть драку в стойке и на встречных курсах. Плюс, когда бойцы оказываются внизу, болельщикам не всегда удобно смотреть из зала: один боец закрывает другого. Также в борцовских аспектах люди не очень хорошо разбираются, не всегда понимают, что происходит. А в ударке все просто и понятно», – говорит Гаджиев.
Интересный момент – у борцов и ударников существует разница в гонорарах. Все дело как раз в шоу, которое чаще закатывают представители бокса, кикбоксинга или тайского бокса. Борцы лучше адаптируются к спортивной составляющей, но из-за того, что это частенько бывает скучно и не ясно для зрителя – ударники предпочтительнее.
Ударники получают больше, потому что в них больше заинтересован промоутер. Плюс у ударника всегда больше шанс получить новый бой, даже если он проиграл – просто за ту эмоцию, которую получил зритель. Борцы вроде выигрывают, а звездами не становятся. Организаторы платят звездам. Причем это не всегда победители в боях – это могут быть ударники, которые просто дают шоу», – добавил Гаджиев.
Малыхин считает борьбу лучшим базовым видом спорта для MMA, но согласен с частью шоу: «Это не всегда зрелищно. Все говорят биться в стойке. Видимо, надоело, что борцы всех затаскивают, душат и выигрывают. Главное – не забывать свою базу и не думать, что ты сумасшедший ударник».
Не забывать базу – это вообще главное и для борца, и для ударника. Но сейчас грани стираются, а первоначальные виды спорта отходят на второй план, потому что смешанные единоборства развились в самостоятельную отрасль, где бойцов сразу обучают всему. В 2016-м Федор Емельяненко говорил, что через 5-6 лет появится первое поколение универсальных спортсменов MMA. Ждать осталось немного.
Мма или вольная борьба что лучше
Почему не существует прямой связи между борцовским уровнем спортсмена в его единоборстве, и тем, насколько удачно он использует свои борцовские навыки в ММА? Например, есть олимпийцы, или запасные олимпийских сборных, которые в ММА борются, скажем так, «не очень». С другой стороны есть парни из менее престижных борцовских программ, которые тебя просто уничтожают. Почему, по-твоему, это происходит?
Существует большое недопонимание, в среде эксклюзивных болельщиков ММА, о том, что такое борьба. Например, один из элементов борьбы, с которым я вырос, и который я хорошо знаю, элемент, на который мы ставили ударение (на тренировках) – это тейкдаун. Но ты можешь выиграть Олимпиаду, не сделав ни одного тейкдауна, и я не уверен, знают ли об этом фанаты ММА. Можно выиграть чемпионат NCAA (чемпионат американских колледжей) не сделав не одного тейкдауна, и это иногда происходит. Можно попросту не сделать ни одного тейкдауна – это не происходит очень часто, но не является чем-то из ряда вон выходящим.
Я веду к тому, что парень может быть блестящим борцом на борцовском ковре, и иметь множество наград. Прямо сейчас, например, есть кубинский борец по имени Йоэль Ромеро, и он, на мой вкус, один из лучших борцов своего поколения – поколения Кэла Сэндерсона/Леса Гатчеса/Йоэля Ромеро – но он не получал много очков за тейкдауны. Он получал очки за захваты, перевороты накатом и использование защитных техник сверху (в оригинале – “tilts and turns, and defensive techniques on top”)
Так, когда он попадет в бой ММА, это не значит, что он сможет занять позицию сверху, и многие люди этого не понимают.
И это приводит меня ко моему второму вопросу, который, в общем, можно сформулировать так: «Что имеет ценность в ММА»? Если послушать Ходжера Грейси, он скажет, что многие вещи из BJJ – спортивного BJJ – достаточно бесполезны. Так, для Spider Guard нужен ги – уже не подходит. Если использовать X-Guard, то вас будет бить сверху любой человек с хорошей балансировкой. Какая часть борьбы – «чистой» борьбы – бесполезна в контексте ММА?
Я бы сказал, что можно использовать только несколько приемов. Я бы даже сказал, что их только два. Конечно, есть вариации — и они становятся частью ММА. Вот то, что нужно сделать, в контексте каждого боевого вида спорта: нужно найти то, что запрещено правилами, и то, что запрещено, нужно взять в ММА. Прекрасным примером может быть «грязный бокс» (в оригинале – dirty boxing). В боксе нельзя захватывать противника за шею и бить его свободной рукой потому, что этот прием настолько эффективен, что его пришлось запретить. В борьбе существует похожая ситуация со многими захватами. Например, есть ситуации, в которых нельзя делать замок. Это сделано потому, что если мы закроем замок и зафиксируем руки, соперник никогда не сможет освободиться, и схватку выиграет тот, кто первым закроет замок.
Итак, нужно найти приемы, которые запрещены правилами, и начать использовать их в матче ММА, если они в нем разрешены — и это самая эффективная стратегия. В греко-римской борьбе, которой занимался я, нельзя блокировать противника головой. Если некий джентльмен давит на вас своей головой, он полностью нейтрализует вашу атаку, и это запрещено в правилах. Я бился с одним парнем, по имени Майкл Бисбинг, который вообще не умел бороться — но он держал свою голову так, как я всю свою жизнь учил что нельзя, и это полностью нейтрализовало меня на целый раунд, пока я не понял, что с этим можно сделать.
Я надеюсь, что ответил на твой вопрос. Ты привел слова Ходжера Грейси, и, да, он самый грозный мастер болевых приемов в UFC на данный момент, но, если я заберу из его арсенала всего лишь два элемента, это полностью его нейтрализует. Он любит брать спину и душить, и если ты заберешь у него этот элемент, это очень его ограничит. Но все великие бойцы хорошо делают всего одну или две вещи.
Что же является самым ценным?
Из борцовской техники, если ты можешь взять андерхуки, замкнуть руки и контролировать тело противника, то это, наверное, прием номер 1. Или если ты можешь контролировать голову. И когда я говорю «тело», я, конечно же, имею в виду и бедра, т.е. то, что может быть похоже на захват двух ног (в оригинале — double leg situation). Проход в две ноги в ММА сильно отличается от того, как он делается в борьбе, потому что стойка (в оригинале — posture) совсем другая. В ММА ты стоишь прямо, не сгибаясь, ты бьешь, а не хватаешь за локоть или делаешь перевод рывком за руку, как в борьбе.
На самом деле есть всего несколько вещей в борьбе, которые реально работают в ММА. Борцы хорошо выступают по ММА просто потому, что они крутые парни. Это не карате, где люди всю свою жизнь бьют воздух; в борьбе ты хватаешь и дергаешь другого человека каждый день. Борцы находятся в хорошей форме, и они суровые парни, они привыкли драться долго, и драться, когда они травмированы, и устали, и все такое. Борцы не потому хорошо выступают, что борцовская техника превосходит технику других дисциплин.
Я немного боролся в свое время, и для меня это только хобби. Но, с моей точки зрения, состояние борьбы в ММА похоже на состояние джиу-джитсу в ММА, когда спортсмены гораздо лучше защищаются, чем атакуют. Все говорят, что Джордж Сент-Пьер это такой потрясающий ММА-борец, но он один из немногих, кто выполняет тейкдауны. В основном, когда мы думаем о классных ММА-борцах, в голову приходят такие люди как Хозе Альдо, которые просто расслабляют ноги (в оригинале – limp legs), и уходят от проходов в одну и в две ноги. Ты согласился бы с этой характеристикой?
Чуваки, Джордж Сент-Пьер владеет одним борцовским приемом. Джордж Сент-Пьер никогда не будет тянуть, и толкать, и использовать обманные движения. У него есть одна техника, и это проход в две ноги. Есть примерно 3 разных подхода, с помощью которых он добирается до этой позиции, и примерно 6 разных концовок, которые он использует в зависимости от того, что предпринимает его оппонент. Я бы назвал его лучшим борцом в ММА, но я бы также сказал, что Джордж очень мало знает о борьбе. Если ты хочешь участвовать в борцовском матче, Джордж это не тот человек, которого ты возьмешь тренировать тебя.
Вместе с тем, он выучил, и довел до совершенства одну позицию. Опять-же, у него есть около 3-х подходов к позиции, и пять концовок. Он делает это феноменально. Я видел, как он просто снес такого парня, как Джош Кощчек, и мне было трудно поверить, что я это вижу, но, все же, это только одна позиция. Я бы хотел напомнить тебе, что истинно великие умеют хорошо делать только одну или две вещи. У Майка Тайсона был только апперкот – но великим нужен всего лишь один или два инструмента.
Если ты присмотришься к тому, что творится вокруг, то те, кто тренируется по ММА, улучшают свои способности останавливать тейкдауны гораздо успешнее, чем способности выполнять тейкдауны. Ты бы согласился с этим?
Именно так, на 100%. Это происходит потому, что если я пойду на борцовскую тренировку – а я хожу на борцовские тренировки все время, в нашем местном колледже – я буду делать сотню разных приемов. Это часть тренировочного дня. Ты берешь позицию, потом работаешь из этой позиции, делаешь сотню разных приемов. В ММА только один или два приема работают. Так, с точки зрения защитной стойки (в оригинале — defensive posture), тебе не нужно учиться борьбе, чтобы остановить борцовскую атаку. Тебе всего лишь нужно научиться делать быстрый спрол, чтобы остановить проход в две ноги, и может быть что-то еще. Все остальное часто остается за дверью, как сказал Ходжер.
Существует ли хорошая база? Что я имею в виду: Генри Сехудо находится на пути в ММА, и мы увидим, какой у него психологический настрой, но если ты посмотришь на то, как он борется – он очень атлетичный, он быстр, прекрасно двигается, исполняет высокие амплитудные броски. По-твоему, эти вещи могут привести к успеху в ММА?
Очень небольшое количество этих вещей пригодится. Если бы Генри Сехудо был бы акцией, я бы сделал в нее большую инвестицию. Его трудовая этика, его соревновательные способности, его боевитость (в оригинале – gamesmanship), его контроль ковра, все это будет работать — но мы не увидим слишком много приемов из его технического арсенала.
Я дам тебе идеальный пример. В этой стране, греко-римские борцы это обычно изгои вольной борьбы — те парни, которые не смогли добиться успехов в вольной борьбе, пришли в греко-римскую. Лично я греко-римский борец, и я могу сказать тебе, что это действительно так. Не смотря на это, несмотря на то, что вольники являются лучшими атлетами, и имеют гораздо более эффективный и разнообразный набор техник, греко-римские борцы всегда выступали лучше по ММА, от Рэнди Кутюра и до Дэна Хендерсона, Мэтта Линленда, и меня самого. Мы всегда выступали лучше, чем вольники, и никто из нас не понимает почему.
Мне кажется, что главная причина — это стойка. Когда ты говоришь о Генри Сехудо, он начинает бой согнувшись. Он согнут в пояснице, он держит голову близко к ковру. В греко-римской борьбе ты стоишь прямо, в такой же стойке, которая используется в ММА, или в боксе. Многие вольники затрудняются начать атаку, и захватить ноги, или бедра, потому, что они привыкли начинать атаку согнувшись, а не стоя прямо, как ты должен делать в Октагоне.
Что это значит для такого спортсмена как Джордан Борроуз, или для самого мистера «Захват Пятки», Кэла Сэндерсона?
Опять-таки, Кэл не сможет выполнить захват пятки в ММА. Это просто не сработает. Если нет борцовки, то это не сработает. Его рука просто соскользнет с лодыжки соперника.
Но то, что я хочу сказать, что эти техники не сработают, и то же самое касается прохода в ноги Джордана Борроуза. Будет ли вообще работать проход в две ноги в ММА? Конечно. Это самый эффективный тейкдаун в ММА, но его (Джордана Борроуза) подход не сработает. Он не будет сг*****ся, не будет делать рывки за руку, не будет падать на колени и как пружина вскакивать с ковра. Ему придется начинать проход с верхней позиции. Все п