Мне показалось что сейчас сгорит все живое
Сложноподчинённое предложение с однородными придаточными (с однородным подчинением)
В ходе подготовки к ГИА советуем анализировать готовые сложноподчинённые предложения с однородными придаточными.
В таких предложениях имеется 2 или больше придаточных предложений, которые относятся к главному предложению и отвечают на один и тот вопрос, поэтому и называются однородными.
1.[ОЧЕВИДНО БЫЛО], → что? → (что САВЕЛЬИЧ передо мною БЫЛ ПРАВ) и (что Я напрасно ОСКОРБИЛ его упрёком и подозрением). (А.Пушкин).
2.[ В лесу ЧЕЛОВЕК особенно остро ОЩУЩАЕТ ], → что? → (что ПРИРОДА ПОЛНА тайн), (что за каждым деревом ТАИТСЯ ЗАГАДКА). (Е.Осетров).
3.[ Я внутренне УБЕДИЛСЯ ], → в чём? → (что ЭТО совершенно СПРАВЕДЛИВО) и (что МАТЬ НЕ ХОТЕЛА СКАЗАТЬ мне правды). (С.Аксаков).
4.[ОНА ПОШЛА вместе с ним, довольная ], → чем?→ (что УГОДИЛА ему ) и (что МОЖЕТ ПОБЫТЬ на берегу и ОТДОХНУТЬ от нянченья наскучившего Павлика). (К.Федин).
5.[ Поздоровавшись, ПАПА СКАЗАЛ ], → что? → (что БУДЕТ нам в деревне БАКЛУШИ БИТЬ), (что МЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ МАЛЕНЬКИМИ ) и (что ПОРА нам серьёзно УЧИТЬСЯ). (Л.Толстой).
6.[ БЫВАЛО и прежде ], → что? → (что ДЕРЕВЬЯ рано ЖЕЛТЕЛИ и даже ОБЛЕТАЛИ ), (что ДРОЗДЫ уже в августе догола ОБИРАЛИ рябинник). (Ю.Нагибин).
7.[ ОЛЕНИН ЗНАЛ ], → что? → (что в лесу ОПАСНО ), (что АБРЕКИ всегда СКРЫВАЮТСЯ в этих местах). (Л.Толстой).
8.[ ПУШКИН первый ПОЧУВСТВОВАЛ ], → что? → (что ЛИТЕРАТУРА – национальное ДЕЛО первостепенной важности ), (что ОНА ВЫШЕ работы в канцеляриях и службы во дворце…) (М.Горький).
9.[Я ПОНИМАЛ ], → что? → (что ЛЕЖУ в постели ), (что Я БОЛЕН ), (что Я только что БРЕДИЛ ). (А.Куприн).
10.[ РАССКАЗАТЬ об этом человеке ХОТЕЛОСЬ так ], → как? → (чтобы ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ фактов) и (чтобы БЫЛО ИНТЕРЕСНО). (По Д.Гранину).
11.[ НЕЛЬЗЯ БЫЛО РАССМОТРЕТЬ], → что? → (где КОНЧАЕТСЯ ВОДА) и (где начинается небо). (В.Арсеньев).
12.[ На широкой лесной луговине, → на какой? → (где СКОСИЛИ недавно траву), (где ПАХЛО клубникой), ПРОТОПТАЛ КТО-ТО тропинку к реке ]. (С.Сергеев-Ценский).
13.[ Здесь, в тайге, ПОПАДАЛИСЬ совершенно глухие МЕСТА ], → какие? → (где и ПРОЙТИ-ТО БЫЛО НЕВОЗМОЖНО), (где свалившиеся ДЕРЕВЬЯ так и ОСТАВАЛИСЬ ЛЕЖАТЬ годами, догнивая и оседая постепенно к земле). (Ю.Казаков).
14.[ ЛЮБЛЮ тот край ], → какой? → (где ЗИМЫ ДОЛГИ,) но (где ВЕСНА так МОЛОДА), (где вниз по матушке по Волге ИДУТ бесчисленны СУДА). (А.Толстой).
15.[ Я ВИДЕЛ ], → что? → (как ПОЛЮТ), (как, беспрестанно нагибаясь, ВЫДЁРГИВАЮТ сорные травы). (С.Аксаков).
16.[ Из книг ВЫ УЗНАЕТЕ ], → что? → (как ЖИВУТ НАРОДЫ разных стран), (как БОРЮТСЯ ОНИ за свободу…) (По В.Пескову).
17.[ СЛЫШНО БЫЛО ], → что? → (как на улице СКРИПЕЛИ ПОЛОЗЬЯ), (как ПРОЕЗЖАЛИ к фабрике УГЛЕВОЗЫ ) и (как хрипло ПОКРИКИВАЛИ на лошадей полузамёрзшие ЛЮДИ). (Д.Мамин-Сибиряк).
18.[ РАССКАЖУ ], → о чём? → (как под ветром ШУМЕЛА ТАЙГА), (как зимой по гранитным увалам крутым ШЛИ ПОЛКИ по горячему следу врага). (А.Сурков).
19.[ СЛЫШНО БЫЛО ], → что? → (как в саду ШАГАЛ ДВОРНИК) и (как СКРИПЕЛА его ТАЧКА). (А.Чехов).
20.[ В бинокль БЫЛО ВИДНО ], → что? → (как серый ДЫМ ЗАСТИЛАЛ виноградники и деревья), (как СУЕТИЛИСЬ серо-голубые ФИГУРКИ). (В.Гроссман).
21.[ БЫВАЮТ такие ДНИ ], → какие? → (когда ВСЁ ЛАДИТСЯ), (когда ЖИЗНЬ ПОНЯТНА, ПРЕКРАСНА, ПРОСТА). (Ч.Айтматов).
22.[ Я НЕ МОГУ СПАТЬ ], → когда? → (когда ДОЖДЬ БАРАБАНИТ в окна) и (когда СТОНУТ мои бедные СОСНЫ). (А.Чехов).
23.[ ФОМА плохо ПОНИМАЛ ], → что? → (когда ЕГОР ШУТИТ) и (когда ОН ГОВОРИТ серьёзно). (М.Горький).
24. БЫЛ тот предночный ЧАС ], → какой?→ (когда СТИРАЮТСЯ ОЧЕРТАНИЯ, ЛИНИИ, КРАСКИ, РАССТОЯНИЯ); (когда ещё дневной СВЕТ ПУТАЕТСЯ, неразрывно сцепившись с ночным). (М.Шолохов).
25.[ СДЕЛАЙТЕ города такими ], → какими?→ (чтобы ими МОЖНО БЫЛО ГОРДИТЬСЯ), (чтобы в них МОЖНО БЫЛО РАБОТАТЬ, ДУМАТЬ и ОТДЫХАТЬ…) (К.Паустовский).
26.(Как ни ПРЕКРАСНА БЫЛА эта НОЧЬ), (как ни ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ БЫЛИ ЯВЛЕНИЯ светящихся насекомых и падающего метеора),← несмотря на что? ← [ но долго ОСТАВАТЬСЯ на улице БЫЛО НЕЛЬЗЯ ]. (В.Арсеньев).
27.[ ДЕВУШКА ОБЪЯСНЯЛА…], → что? → (как СОЗДАВАЛСЯ МУЗЕЙ), (откуда и какими путями ДОБЫТЫ наиболее ценные ЭКСПОНАТЫ). (Н.Рыленков).
28.[ Первый зимний ПУТЬ, (если СНЕГ ВЫПАЛ ровно, при тихой погоде), (если ОН достаточно ПОКРЫВАЕТ все неровности дороги), ← при каком условии? ← БЫВАЕТ у нас на Руси великолепно ХОРОШ ]. (С.Аксаков).
29.[ РОСТОВ ЕХАЛ по тому направлению ], → по какому? → (которое ему УКАЗАЛИ) и (по которому ВИДНЕЛИСЬ вдалеке БАШНЯ и ЦЕРКОВЬ). (Л.Толстой).
30.[ Травы СКАШИВАЮТ рано утром ], → когда? → (пока ОНИ ещё НЕ УРОНИЛИ росы), (пока ОНИ ещё НЕЖАТСЯ в её прохладе, под её дремотной сладкой тяжестью). (В.Солоухин).
31.[ ХОРОШО тому ], → кому? → (КТО в ненастные дни СИДИТ под кровлей дома), (у кого ЕСТЬ тёплый УГОЛОК). (И.Тургенев).
32.[ Я ДУМАЛ также и о том человеке ], → о каком?→ (в чьих руках НАХОДИЛАСЬ моя СУДЬБА) и (КОТОРЫЙ по странному стечению обстоятельств таинственно БЫЛ со мною СВЯЗАН). (А Пушкин).
1.[ БИМ УВИДЕЛ ], → что? → (что здесь НИКТО никого НЕ ТРОГАЕТ), <что > (НИКТО ни в кого НЕ СТРЕЛЯЕТ из ружья). (Г.Троепольский).
2.[ Мне ПОКАЗАЛОСЬ ], → что? → (что сейчас СГОРИТ ВСЁ ЖИВОЕ) и < что > ( Я больше НЕ УВИЖУ ни матери, ни отца, ни братьев). (Н.Тихонов).
3.[ Теперь, → когда? → (когда ГРОМ боя ОТОДВИНУЛСЯ на юг] и < когда > (ЗАРЕВА уже далёких пожаров БЫЛИ еле ВИДНЫ за сеткой ветвей), отчётливо СЛЫШНЫ СТАЛИ все ночные ШУМЫ летнего, душистого, цветущего леса ]. (В.Полевой).
4.(Когда ОБРАЗОВАЛАСЬ в небе тёмная ПРОРЕХА) и < когда > (оттуда ХЛЫНУЛА ВОДА), ← когда? ← [ наша мирная РЕЧКА сразу НАЧАЛА ВЗДУВАТЬСЯ ]. (В.Солоухин).
5. [ До чего же ХОРОШО ], → когда? → (когда в воздухе РАЗЛИВАЕТСЯ ЗАПАХ йода) и < когда > ( ОКЕАН РАССТИЛАЕТСЯ вокруг, как зелёный шёлк).
6.[ КАЗАЛОСЬ ], → что? → (как будто в доме ПРОИСХОДИЛО МЫТЬЁ) и <как будто > (сюда на время НАГРОМОЗДИЛИ всю мебель). (Н.Гоголь).
7.[ В воздухе ВИСИТ ЗНОЙ ], → какой? → (от которого КЛОНИТСЯ ЛИСТ) и <от которого > (ПОКРЫВАЕТСЯ трещиной ЗЕМЛЯ). (А.Чехов).
8.[ Там, → где? → (где КОНЧАЛСЯ ЛЕСОК) и < где > ( НАЧИНАЛАСЬ ПОЛЯНА), ярко-зелёной оградой СТОЯЛИ бойкие, задорные КУСТЫ тёрна и крушины ]. (С.Сергеев-Ценский).
9.[ ВИДЕЛ ЕГОРУШКА ], → что? → (как мало-помалу ТЕМНЕЛО НЕБО) и < как > (ОПУСКАЛАСЬ на землю МГЛА), (как ЗАСВЕТИЛИСЬ одна за другой ЗВЁЗДЫ). (А.Чехов).
10.[ СЛЫШНО БЫЛО ], → что? → (как слабо ПОСКРИПЫВАЛИ СТВОЛЫ сосен от верхнего течения воздуха ) и < как > (ТРЕЩАЛ один дальний КУЗНЕЧИК, не дождавшись времени тьмы). (А.Платонов).
Мне показалось что сейчас сгорит все живое
При последовательном подчинении могут стоять рядом подчинительные союзы что и когда, что и если, что и хотя или сочинительный и подчинительный союзы и и что, а и когда и др. Запятая между ними ставится в том случае, если далее отсутствует вторая часть союза то или так. Запятая не ставится, если в предложении есть вторая часть союза:
2) [У неё мелькнула дикая мысль], (что (если так будет дальше), то они сгорят). (К.Паустовский)
Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением, при котором придаточные разных видов относятся к общему для них главному предложению:
3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением, при котором придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном предложении или ко всей главной части:
В предложениях с однородными придаточными могут быть сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как и при однородных членах.
Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его можно восстановить по первому придаточному:
Вариант 4
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Новаторство А.П.Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл. (По А.И.Ревякину).
2.В начале ХХ века великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, подражая крестьянам, ходил в простой русской рубахе, подпоясанной ремешком, и штанах, заправленных в сапоги. (По Ю.Рябцеву).
3.Чувствую, что за городом в полях под снегом вода, что ручьи находят себе путь к реке и понемногу лёд поднимается. (М.Пришвин).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Черёмушку не срубали, и на ней вили птички гнёзда. (В.Астафьев).
2.Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. (А Пушкин).
3.Широко известны монументальные полотна В.М.Васнецова на исторические и былинные темы: «После побоища», «Витязь на распутье», знаменитые «Богатыри», над которыми он работал на протяжении всей своей жизни.
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Первым произведением Л.Н.Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство», которую высоко оценил Н.А.Некрасов и напечатал в «Современнике». (По К.Н.Ломунову).
2.Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном большое, необыкновенное. (Е.Носов).
3.Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Толстой).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью (А.Толстой).
2.Мне показалось, что сейчас сгорит всё живое и я больше не увижу ни матери, ни отца, ни братьев. (Н.Тихонов).
3.Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. (По С.К.Жегаловой).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий. (В.Арсеньев).
2.Надеялся встретить его завтра-послезавтра, но брат задержался по нездоровью. (Д.Брегова).
3.Грамотного не только ум, но и почерк красит. (Посл.)
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.В библиотеке открыли окна, и влился в заплесневелую комнату травянистый воздух вечера. (А.Толстой).
2.Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры. И.В.Гёте.
3.Где трава от росы и от крови сырая, где зрачки пулемётов свирепо глядят, в полный рост над окопом переднего края поднялся победитель-солдат. (А.Сурков).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.В непогожие дни, когда над тундрой бушует пурга и даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ, было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике. (И.Соколов-Микитов).
2.Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако вокруг был уже другой, ещё более обильный малинник. (В.Белов).
3.Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. (М.И.Глинка).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать.
2.Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев. (Ж.Санд).
3.Здесь, в тайге, попадались совершенно глухие места, где и пройти-то было невозможно, где свалившиеся деревья так и оставались лежать годами, догнивая и оседая постепенно к земле. (Ю.Казаков).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Тигр держится там, где гуще заросли и где достаточно есть корма. (В.Арсеньев).
2.Без тепла и света на Земле не было бы ни растений, ни животных, ни людей.
3.Страницы и строки о лесах, цветах и деревьях едва ли не самые совершенные у Чехова, и каждая из них воспринимается как явление природы, как особое благозвучное цветение языка. (М.Громов).
Синтаксическая характеристика какого предложения является неправильной?
1.Какие качества, по вашему мнению, нужно воспитывать в себе, чтобы по-настоящему чувствовать красоту родной природы?
2.Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. (Л.Н.Толстой).
3.Друзья не знали, о чём спрашивать друг друга, о чём рассказывать. (Н.Островский).
1) Задание: записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного.
1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод.
3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи.
4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.
5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.
7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.
8. Чтоб эту истину понять еще ясней басенки моей.
9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.
10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.
2) Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного.
4) Задание: обозначить грамматическая основу главного предл., гр. основу придаточного, к какому слову в главном относится придаточное, на какой во отвечает придаточное, вид придаточного.
1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.
2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами.
3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие.
4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.
5.Я догадывался, что брат привез мне.
6.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.
7.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать.
8.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор нужно решить!!
Конспект урока «Место придаточного в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в СПП»
Выбранный для просмотра документ Знаки препинания в СПП. Место придаточного в СПП.docx
ТЕМА: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Место придаточного предложения в СПП.
Цель урока: научиться определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки.
1) изучить теоретический блок по теме «Место придаточных предложений по отношению к главному в СПП»;
2) уметь применить полученные знания на практике:
определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению
правильно расставлять знаки препинания в СПП
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.
1. Организационный момент
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности обучающихся
Работа со слайдом (дать характеристику предложениям)
Презентация опорных схем
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа по карточкам (у доски и в тетрадях): редактирование предложений, определение места придаточного предложения по отношению к главному
5.Первичная проверка понимания
6.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Релаксация. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Организационный момент (приветствие, подготовка рабочих мест, запись числа, темы урока) (3 мин.)
Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности обучающихся (10 мин.)
Учитель: Ребята, сегодня мы перейдем к изучению новой темы. Но для того, чтобы начать ее изучать, нам необходимо вспомнить изученный на предыдущих уроках материал. Для этого предлагаю вам ответить на следующие вопросы.
Что такое сложное предложение?
Что такое грамматическая основа?
Назовите виды сложных предложений?
Что такое сложносочиненное предложение?
Что такое сложноподчиненное предложение? Назовите части сложноподчиненного предложения.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь проверим на практике, как вы усвоили предыдущую тему урока.
Практическая работа с предложениями
Дайте полную характеристику следующим предложениям (простое/сложное; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное; вопросительное, повествовательное или побудительное; восклицательное или невосклицательное)
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)
То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега.
Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие. (М.Ю. Лермонтов)
Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.
Выл ветер, шел сильный дождь.
Вчера я встретил своего старого знакомого.
Учащиеся по очереди, глядя на доску, дают характеристику предложениям.
Актуализация знаний (7 мин.)
Учитель: Отлично! Итак, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с темой Сложноподчиненные предложения. И узнали, что сложноподчиненные предложения состоят из главной и придаточной части.
Сегодня мы с вами поговорим о месте придаточного предложения по отношению к главному.
Итак, придаточное предложение может находиться
Когда мы приехали домой, уже смеркалось.
В середине главного
Тогда , когда мы приехали домой, уже смеркалось.
Обратите внимание на то, что, если придаточное предложение стоит перед или после главного, ставится одна запятая. Если же придаточное предложение находится в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон.
-5. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания (15 мин.)
Найти грамматическую основу, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
2) Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица)
3) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский)
4) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов)
5) Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
6) Когда проснулись не знали который час.
7) Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.
8) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.
9) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
6.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Релаксация
Учитель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, закрыть глаза и на минуту представить себе зимний лес. Представьте, что вы заходите туда, что вы видите вокруг? Комфортно ли вам в этом лесу. Я попрошу вас запомнить эти ощущения, запомнить что вы видели в этом лесу, и написать дома небольшой рассказ об этом, используя при этом СПП.
Тест, взаимопроверка (ответы на слайде) (5-7 мин.)
1. Укажите верное утверждение.
А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2.Придаточное предложение стоит перед главным в СПП:
А)Я был очень рад, потому что исполнилась моя мечта
Б)Когда я вышел на улицу, было уже темно.
В)Там, где находится мой дом, автобусы не ездят.
3. Укажите сложноподчинённое предложение:
А) Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б) Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.
В) Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
4. Найдите предложение с речевой ошибкой.
1) Я учусь в школе, во дворе которого находится стадион.
2) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тихое.
3) Поднявшись на небольшой холмик, откуда начинается узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся.
5.Укажите предложение, в котором неверно поставлена запятая:
А) Мы договорились, что встретимся вечером
Б) Если завтра будет хорошая погода, мы пойдем за грибами.
В) Если, завтра пойдет дождь, мы не сможем поехать на дачу.
6.Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное стоит в середине главного:
А) Было так темно, что я ничего не видел.
Б) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев)
В) Э то просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)
8. Подведение итогов урока, выставление оценок. (3 мин.)
Список литературы, спасибо за внимание!
Использованные источники и литература
С.Л. Островский Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Найти грамматическую основу, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
2) Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица)
3) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский)
4) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов)
5) Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
6) Когда проснулись не знали который час.
7) Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на г_стиницу.
8) Всюду, где только лес был пореже, лежали на з_мле тени.
9) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась зап_хом цв_тов.
Найти грамматическую основу, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.
2) Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица)
3) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский)
4) Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов)
5) Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
6) Когда проснулись не знали который час.
7) Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на г_стиницу.
8) Всюду, где только лес был пореже, лежали на з_мле тени.
9) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась зап_хом цв_тов.
Выбранный для просмотра документ Знаки препинания в СПП.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Место придаточного предложения в СПП
ЦЕЛЬ: научиться определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки. ЗАДАЧИ: 1) изучить теоретический блок по теме «Место придаточных предложений по отношению к главному в СПП»; 2) уметь применить полученные знания на практике: определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению правильно расставлять знаки препинания в СПП
Дайте полную характеристику следующим предложениям (простое/сложное; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное; вопросительное, повествовательное или побудительное; восклицательное или невосклицательное)
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин) То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие. (М.Ю. Лермонтов) Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. Выл ветер, шел сильный дождь. Вчера я встретил своего старого знакомого.
Место придаточного предложения по отношению к главному Перед главным: Когда мы приехали домой, уже смеркалось. ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ!
После главного: Уже смеркалось, когда мы приехали домой. ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ!
В середине главного Тогда, когда мы приехали домой, уже смеркалось. ВЫДЕЛЯЕТСЯ ДВУМЯ ЗАПЯТЫМИ!
ТЕСТ 1. Укажите верное утверждение. А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения. В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения. 2.Придаточное предложение стоит перед главным в СПП: А)Я был очень рад, потому что исполнилась моя мечта Б)Когда я вышел на улицу, было уже темно. В)Там, где находится мой дом, автобусы не ездят.
3. Укажите сложноподчинённое предложение: А) Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень. Б) Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день. В) Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками. 4. Найдите предложение с речевой ошибкой. А) Я учусь в школе, во дворе которого находится стадион. Б) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тихое. В) Поднявшись на небольшой холмик, откуда начинается узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся.
5.Укажите предложение, в котором неверно поставлена запятая: А) Мы договорились, что встретимся вечером Б) Если завтра будет хорошая погода, мы пойдем за грибами. В) Если, завтра пойдет дождь, мы не сможем поехать на дачу. 6.Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное стоит в середине главного: А) Было так темно, что я ничего не видел. Б) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев) В) Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ! Ключи ответов: 1. А 2. Б 3. А 4. А 5. В 6. Б
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-135839
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.