Многодетная семья никитиных в ссср что сейчас
Помните детей Никитиных, которых отдали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу? Как сложилась их судьба
В советские времена многодетная семья Никитиных стала знаменитой, благодаря необычной в то время методике воспитания, которую использовали родители. В семье Никитиных росло семь детей, и всех их воспитывали по методике раннего развития. Своим опытом прогрессивные родители делились в своих книгах, о необычной семье снимали фильмы, придуманные ими логические игры пользовались успехом. Но методика воспитания Никитиных часто подвергалась жесткой критике, ведь советское общество привыкло к устоявшимся правилам и законам, а все новое и непонятное воспринималось в штыки.
Родители: Борис и Елена Никитины
Глава семейства Борис Никитин по профессии был инженером-авиатором. Кроме основной работы, отец увлекся педагогикой, и многие правила советского воспитания яростно критиковал. В 50-х годах прошлого века он даже хотел организовать школу, где бы детей учили по новой системе, но власти идею не поддержали, и мечта Бориса не исполнилась.
Как воспитывали детей в семье Никитиных
Борис и Елена считали, что ребенок в состоянии развиваться самостоятельно, а задача родителей – создать для этого благоприятные условия. Мама и папа ни в коем случае не д олжны заставлять что-то делать, только направлять, помогать, поддерживать. При этом нужно чувствовать тонкую грань, когда помощь превращается в чрезмерную опеку.
Способности ребенка нужно развивать с раннего возраста. Чем раньше начать, тем выше шанс, что таланты малыша впоследствии не угаснут.
Никитины называли основные моменты в воспитании, которые помогут вырастить счастливых, здоровых и талантливых детей.
Осуждение со стороны общества
Многие современные родители придерживаются принципов воспитания, которые пропагандировали Никитины. Но в советские времена Никитины подвергались жесткой критике, осуждению и даже травле. Общество считало, что родители подвергают детей опасности, отбирают у них нормальное детство, ставят эксперименты на собственных сыновьях и дочерях.
На заметку! В 1965 году на экраны вышел фильм «Правы ли мы?», в котором супруги Никитины делились опытом воспитания и прогрессивными методиками, как растить самостоятельных, умных и счастливых детей.
В чем Никитины ошибались?
Семья Никитиных жила под всеобщим контролем, и это было невероятно тяжело. Журналисты, телевизионщики, сторонние критики наблюдали, что творится в семье. Дети Никитиных потом поделятся, что никогда не чувствовали себя дома полностью защищенными от постороннего пристального внимания. Семью бесконечно обсуждали, и эти разговоры преследовали Никитиных везде: в магазине, школе, поликлинике, на улице, в подъезде собственного дома.
Повышенный интерес к системе воспитания в один момент заставил родителей переключиться на общественную деятельность. Они выступали с лекциями, пис али книги, снимались в фильмах и телевизионных передачах. Дети при этом чувствовали отсутствие необходимого родительского тепла и внимания, которое необходимо каждому ребенку в детстве. Но Елена и Борис всегда были открыты для общения, интересовались жизнью каждого ребенка, не скрывали свою любовь, поэтому конфликтов в семье удалось избежать.
Но, несмотря на жизненные трудности, все дети выросли талантливыми, творческими личностями и сумели реализовать себя в жизни. Братья и сестры сохранили теплые, дружеские отношения и вспоминают родителей с любовью и уважением. Дети в некоторой степени продолжили дело мамы и папы: они пер еиздают книги, выпускают игры для раннего развития. Вместе с тем, ни один внук легендарной пары не пошел в первый класс раньше положенного возраста.
Как сложилась судьба семерых детей Никитиных
Некоторые из детей живут в коттеджах, недалеко от родительского дома. Большая семья регулярно собирается по праздникам, а также организуе т открытые мероприятия, посвященные инновационной методике воспитания Никитиных. Чтобы познакомиться с методом раннего развития, а также больше узнать про уникальную семью, можно зайти на сайт Никитиных. Кроме того, существует семейный бренд под названием «Ступеньки творчества».
Семья Никитиных: как и на что жили авторы развивающих игр и родители 7 детей
Доходы и расходы многодетной семьи в советскую эпоху
В 1970-1980-е годы семья Никитиных стала известна на всю страну. Имена Бориса Павловича и Лены Алексеевны ассоциировались не только с особой системой воспитания детей, развивающими играми и пособиями, которые они изобретали, но и с удивительной скромностью быта этой семьи. Как все было на самом деле? Теперь некоторые сведения о домашнем хозяйстве Никитиных воссозданы в новом издании книги «Мы, наши дети и внуки» — на основании хозяйственных записей и воспоминаний членов семьи.
Заработок и другие источники дохода Никитиных
Лена Алексеевна после замужества работала в одной и той же поселковой библиотеке им. С.Н.Дурылина. В 60-70-е годы, до пенсии в 1980 году, ее зарплата составляла 80-90 руб.
Борис Павлович долгое время платил алименты первой семье (расстались по инициативе супруги). Работал на разных работах, часто на двух-трех: учителем труда в школе, в НИИ игрушки, младшим научным сотрудником в Институте трудового обучения Академии педагогических наук. Средняя зарплата — 130 руб. Одно время обучал играть в развивающие игры как методист.
В 1976 году Б.П. вышел на пенсию — 120 руб. И наступили стабильные времена: мамины 80 р., папины 120, отдавал какую-то сумму из пенсии дедушка, который жил с нами. Плюс — стипендии старших (все учились хорошо, часто с повышенной стипендией).
Ольга: Помню, что моя повышенная стипендия в училище (34 руб. 50 коп.) все три года учебы (1976-1979) была неплохим подспорьем семье. Я оставляла себе, кажется, рублей десять на дорогу и всякие мелочи, а остальное шло в общий семейный кошелек — маме. Мне кажется, что в финансовом плане самое тяжелое время было в конце 60-х — начале 70-х годов. Дети росли, а доходы были невелики. Двух зарплат далеко не высокооплачиваемых специальностей хватало едва-едва.
Домашняя фабрика «Ниточка-Никиточка» работала в 1969-1970 гг. Трудились все. За 1 фартук получали 15-30 копеек. В день выпускали по 10-15 готовых фартуков. В 1974-1975 гг. был опыт такой же «поточной» клейки конвертов — помогали Наташе Абрамцевой (известной сказочнице, с детства прикованной к постели), которой нужен был трудовой стаж.
Гонорары
С конца 70-х Б.П. и Л.А. стали активно приглашать на выступления в разные города. Иногда они ездили каждый месяц. Объездили буквально весь Союз. Им всегда оплачивали билеты, жили они у кого-нибудь в семьях, и часто после выступления организаторы давали деньги в конверте. Из-за этих «гонораров за лекции» мама смущалась и очень расстраивалась, папа нисколько не расстраивался и не смущался, и они спорили до слёз и ссор. Папа говорил: «Ты считаешь ненужным — не бери, а я считаю, что это нормально, если люди дают деньги за твою работу. Значит, мы их заработали, можно брать». При этом, если конверта не было, папа о нем и не вспоминал.
Эти деньги, судя по всему, шли «в работу»: покупались кубики и материалы для изготовления развивающих игр, краски, книги, выкупалась часть тиража из собственных вышедших книг и т.п. Те же самодельные развивающие игры и свои книги папа постоянно дарил.
Гонорары за книги стали заметны в бюджете семьи позже. Особенно с середины 80-х, когда стали приходить деньги от книг и игр, изданных в Германии (ФРГ) и Японии. Все договоры с иностранными издательствами заключались через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), через него же шла выплата гонораров авторам.
Государство удерживало львиную долю в свою пользу — 30% или 50% от сумм, перечисляемых иностранными издательствами. Зато гонорары выплачивались чеками Внешпосылторга, на которые покупались невиданные вещи в знаменитых магазинах «Березка». Всех детей тут же обеспечили джинсами — 50 чеков за штуку. В «Березке» покупались зимняя одежда, обувь, аппаратура, книги. Иностранных гонораров хватило на то, чтобы в конце 80-х сильно расширить и отремонтировать дом (надстроили второй этаж). Если бы не приходилось делиться с государством, конечно, Б.П. и Л.А. стали бы миллионерами. Но, как говорила Л.А.: слава Богу, обошлось.
Гонорары появились и после издания книг в Советском Союзе — миллионными тиражами. Но они были на порядок меньше, чем немецкие.
Много вещей нам приносили и отдавали. В том числе мебель. Но вообще папа все делал своими руками (полки, табуретки, тумбочки и т.п.), а одежду мама шила.
Льготы и пособия
Государство до 1974 года практически не поддерживало. Декретный отпуск составлял 56 дней до и 56 дней после рождения ребенка. Пособий на рождение не было. Они появились только в 1974 году и выплачивались, пока дети были совсем маленькие — по 8 руб. на ребенка (согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.09.1974 г. № 752, — 12 рублей. — Примеч. ред.). Было бесплатное питание в школе, но детям оно совсем не нравилось. Раз в год выдавали зимнюю одежду и обувь.
Жилье и коммуналка
В 1962-1971 годах жили в щитовом финском домике, поставленном Б.П. с помощью родных. Печку топили дровами, воду носили из колонки, стирали вручную.
В 1971 году этот домик пошел под снос, в предложенные многодетной семье две квартиры не поехали, предпочли уже с семерыми переехать в бывшую генеральскую дачу довоенной постройки с участком 40 соток. Там было свое паровое отопление (папа следил, чтобы в доме было прохладно — 16-18 градусов, не больше) и водопровод с холодной водой, туалет во дворе. Часть денег выплатила администрация поселка, которая сносила наш старый домик, часть привез дедушка (папин отец, переехавший к нам в то время). Остальное взяли в долг. Долг за эту дачу (около 3000 руб. — это было гигантская сумма, столько стоил автомобиль «Запорожец») выплачивали потом несколько лет.
Коммунальные платежи, скорее всего — не более 5% от общего дохода. Баню (на дровах) построили друзья. Электричество, правда, зря не горело — за этим следили, но без излишнего педантизма.
Пылесос и стиральная машина появились еще в старом доме. Телефон поставили только около 1980 года, когда к нам переехала бабушка — персональный пенсионер. Стирать часто ездили в прачечную самообслуживания за две остановки на электричке — адское мероприятие! Мама обычно брала с собой двоих помогать. Жарища, пар, духота, очереди, воздуха не хватает. Загружали сразу пять машин. Там же гладили.
Мебель, одежда и другое
Одежды у мамы и папы было мало. Похоже, они особенно не обращали на это внимания. Мама много шила и перешивала сама. У папы был один костюм, который он всегда носил без галстука — на работу и на выступления. А дома был в спортивном костюме. Мама не без смущения купила себе два новых костюма в «Березке», только когда ее пригласили вести ТВ-передачу «Для вас, родители!» — деваться было некуда. Эти костюмы у нее прожили лет 15, потом мы еще их носили, перешитые.
Маленьким одежда покупалась очень редко. В основном, носили то, что нам отдавали, а мама переделывала под нас. Обычный комплект младших: домашнее — трусики-маечки, одна школьная форма, один вариант одежды «на выход». Обувь — 1-2 пары: сандалеты, резиновые ботики, валенки. Шарфы не водились. В 80-х появились зарубежные гонорары, и родители в первую очередь одевали нас, а не себя.
Мебель начали покупать в 80-е годы. До того что-то нам отдавали, многое папа мастерил сам. Когда стали появляться деньги, папа легко ссуживал друзьям и вообще любому, кто просил. Случалось, что и не отдавали. А он, хоть все расходы и записывал, никогда не требовал долги обратно. К деньгам у нас в семье всегда относились спокойно.
Родители собрали огромную библиотеку. Специальная литература по педагогике, психологии и многим другим областям знаний. А также художественная литература, мировая классика, в том числе для детей.
Газеты и журналы выписывались всегда: «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Учительская газета»; журналы «Изобретатель и рационализатор», «Техника — молодёжи», «Семья и школа», «Наука и жизнь», «Новый мир», «Огонек» (для бабушки), «Химия и жизнь» (Антону); детские: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер». Время от времени бывали еще «Пионерская правда», «Здоровье», «Юность».
Еще покупали инструменты и всякие приборы — в мастерскую, на кухню. Разнообразные весы, динамометры, секундомеры, диктофон и пр.
Как сложилась судьба детей Никитиных, которые обучались особым способом и бегали в одних трусах по морозу (Как они сейчас выглядят)
Семья Никитиных была широко известна в Советском Союзе в 60-х – 80-х годах. Многодетные родители и педагоги по образованию Борис Павлович и Лена Алексеевна разработали систему раннего развития детей. Они создали, так называемую, «школу будущего», основанную на нескольких принципах:
· физическое развитие и закаливание с младенческого возраста;
· тесное общение детей и родителей;
· познание мира без лишних запретов;
· воспитание самостоятельности;
· интеллектуальное и творческое развитие.
Родители не старались вырастить вундеркиндов, а хотели, чтобы их отпрыски стали самостоятельными, умными, творческими людьми.
Дети Никитины пошли в школу раньше сверстников и переходили из класса в класс с опережением. Но из-за разницы в возрасте, у них не получалось дружбы с одноклассниками. Повседневная жизнь семьи осложнялась публичностью. В дом приходили сотни самых разных посетителей. Повзрослев, дети сравнили родительский кров с аквариумом, где посторонние наблюдали за ними, как за декоративными рыбками.
Свою жизнь младшие Никитины строили самостоятельно. Они не стали звездами или публичными людьми, но родители и не ставили перед ними такие цели. Все дети выросли интеллигентными, образованными людьми, создали крепкие семьи, подарили Борису Павловичу и Лене Алексеевне 27 внуков.
Алексей (61 год) – с детства демонстрировал независимый характер. В 14 лет ушел жить к бабушке, поскольку сильно тяготился публичностью семьи. В 18 лет женился, имеет дочь и сына. Живет и работает в Лондоне, занимается разработкой электронной аппаратуры. На выбор профессии оказала влияние мастерская в родительском доме и инженерные разработки отца.
Большая семья Никитиных
Антон (60 лет) – закончил химический факультет МГУ, работает по специальности. Сначала возглавлял лабораторию, затем перешел на производство, где занимал руководящие должности. Живет в Подмосковье, вырастил сына и дочь.
Ольга (58 лет) – дипломированный юрист, училась в МГУ, возглавляет юридический отдел крупной компании. Раннее развитие помогло в освоении профессии: пригодилось умение быстро читать, запоминать большой объем информации и логически ее структурировать. Мама двух дочерей.
Анна (56 лет) – своим призванием считала медицину, поэтому стала детской медсестрой. Ей всегда нравилось возиться с маленькими детьми, и, повзрослев, Анна стала многодетной мамой – воспитала двух сыновей и двух дочерей.
Анна с внучкой
Юлия (54 года) – журналист, возглавляет пресс-службу крупного предприятия. Известность семьи мешала ей строить личные отношения, но она все-таки смогла создать крепкую семью и вырастить двух дочерей.
Иван (51 год) – предпоследний ребенок в семье, с ним экспериментировали меньше других. Вырос разносторонне развитой личностью, любит техническое творчество. Основная профессия – оператор телевидения, режиссер. Воспитал пятерых детей.
Лена Алексеевна в окружении детей и внуков, 2011 г.
Любовь (49 лет) – три года работала библиотекарем в детской библиотеке. На выбор профессии повлияло раннее обучение чтению и любовь к книгам. Рано вышла замуж, стала домохозяйкой и многодетной мамой – у нее 10 детей.
Анна с внучкой Варварой
Анна, Ольга, Юля, Любовь живут в г. Королев, в соседних коттеджах. В своих семьях все Никитины практикуют закаливание и физическую подготовку. При воспитании детей и внуков используют многие принципы родителей, но своих отпрысков не отдавали в школу раньше времени и не практиковали ускоренное обучение.
Фестиваль семьи Никитиных, посвященный развивающим играм
Дети и внуки проводят регулярные фестивали семьи Никитиных. Никитины помнят, как известность осложнила их жизнь, поэтому оберегают свои семьи от публичности.
Помните 7 детей Никитиных, бегавших босиком по снегу? Как они живут сейчас
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины прославились в 60-70-е годы. Именно тогда за жизнью их многодетной семьи с любопытством следил весь Советский Союз. Такое внимание общественности привлекла их система воспитания детей, которая опередила время на несколько лет вперёд.
Идею Бориса открыть собственную школу, где бы учеников не только обучали грамоте, но и приучали к труду, власти отвергли, а тех, кто поддерживал эту идею, быстро разогнали.
При знакомстве, будущие супруги поняли, насколько близки их взгляды на жизнь и больше не расставались, даже несмотря на то, что Елена была младше Бориса на 14 лет. В 1959 году на свет появился их первый сын — Алексей. Отец с самого рождения ребёнка вёл дневник, в котором записывал все особенности его роста, здоровья и развития. В 1960 году в семье родился второй сын — Антон, а позже появилось ещё пятеро детей: Ольга, Анна, Юлия, Иван и Любовь.
Родители “экспериментировали” на собственных детях. Они внедрили свою систему воспитания в семью и были уверены, что ребёнка нельзя принуждать чем-то заниматься, он сам должен проявлять желание делать что-то. По мнению Никитиных, способности и таланты детей нужно развивать с раннего возраста.
В приоритете для семейной пары было здоровье детей и их физическое развитие. Они не окружали отпрысков стерильностью, закаляли их и даже ходили босиком по снегу. Дети носили одежду, которую шила для них сама мать.
Общественность принимала в штыки способы воспитания детей в семье Никитиных. Их обвиняли в том, что они подвергают детей опасности и лишают их детства. Больше всего людей возмущало закаливание, но супруги не обращали внимания на чужое мнение и продолжали воспитывать детей так, как считали нужным.
В семье редко болели, а к 3 годам сыновья и дочки умели читать и мастерить себе игрушки. Они отличались любознательностью и самостоятельностью. В 4 года могли решать математические уравнения, а в 5 уже шли в школу. Учёба не вызывала у Никитиных трудностей и периодически они перескакивали через класс, оканчивая школу в 14 лет.
Родители не собирались делать из детей вундеркиндов, они считали, что их развитие не ранее, а своевременное, в результате они смогут раскрыть все свои способности и реализоваться в будущем. Единственное, о чём жалели Никитины, так это о том, что их семья всегда была под пристальным наблюдением общества и представителей прессы.
«Мы не растили здоровячков. Мы просто жили»,
Во взрослом возрасте все семеро детей Никитиных обзавелись семьями, и нашли своё место в жизни. Они поддерживают тёплые родственные отношения друг с другом, а четверо из них приобрели коттеджи рядом с родительским домом. Они всегда могут оказать помощь матери, которая осталась одна после смерти отца в 1999 году.
Многие из детей в воспитании своих собственных отпрысков используют опыт родителей, но не так радикально. Их дети идут в школу не ранее 7 лет и учатся наравне со сверстниками, не перепрыгивая классы. Никитины по собственному опыту знают, как сложно социализироваться в школе, учась с более взрослыми одноклассниками.
У Елены Никитиной уже 27 внуков.
А теперь о том, как сложилась жизнь у каждого из семерых детей Никитиных:
Алексей
Старший сын Алексей сейчас живёт в Лондоне. В 14 лет он отдалился от родителей и переехал к бабушке, а в 18 лет женился на женщине старше его на 10 лет и эмигрировал в Англию. Работает электронщиком и воспитывает 2-х детей.
Антон
Второй сын выбрал для себя специальность химика. В настоящее время проживает в Подмосковье и занимает должность заместителя начальника производственного отделения. Состоит в браке, у него 2-е детей и 4 внука. Отец всегда выделял Антона среди детей и возлагал на него большие надежды.
Ольга
Старшая дочь Никитиных получила юридическое образование. Сейчас она заместитель руководителя в крупной юридической компании, живёт в Королёве. Вышла замуж и родила двоих детей, по примеру родителей, научила их рано читать. Продолжает придерживаться здорового образа жизни.
Анна
Выбрала для себя профессию детской медсестры. Проживает в Королёве, замужем, четверо детей и столько же внуков. В последнее время поменяла сферу деятельности и трудится логистиком в транспортной компании. На этот шаг её подтолкнула необходимость в деньгах, так как супруг Анны по состоянию здоровья не мог работать. В воспитании детей использует и методы родителей.
Юля
Работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия. Замужем, воспитала двух дочерей. Говорит, что навыки, полученные от родителей, помогли ей опережать сверстников в школе, а вот в институте пришлось сложнее. Также придерживается здорового образа жизни.
Иван
На долю предпоследнего ребёнка Никитиных выпало не так много «экспериментов». К примеру, его не учили читать в 3 года, а в школу он пошёл ближе к 6 годам. Может поэтому, только он не носит очков из всего семейства. Сейчас Иван занимается собственным бизнесом, женат и имеет 5-х детей.
Любовь
Окончив школу, поступила в библиотечный техникум. В настоящее время она живёт в собственном коттедже в Королёве, домохозяйка, многодетная мать. У женщины 10 детей и двое внуков.
Ранее мы писали о трагедии, которая произошла в жизни Юлии Савичевой. Певица рассказала, что это был какой-то ад. А актриса Агата Муцениеце обескуражила своих поклонников откровенным видео, которое сняла во время отпуска на Мальдивах.
Также стало известно, что Сергей Шнуров станет отцом в третий раз. Этой новостью он поделился в своём аккаунте Instagram.
А как вам такой подход в воспитании детей? Делитесь в комментариях.
Дети Никитиных. Что дало нам раннее развитие и дружная семья. Часть I
Физик, химик, юрист и акушерка – о своем детстве и родителях
Знают ли сегодняшние молодые родители о семье Никитиных? Попадались ли им книги Бориса Павловича и Лена Алексеевны, переведенные на множество языков? Если нет — то этот недостаток информации легко восполнить: все, написанное супругами Никитиными, и кое-что, написанное о них, вошло в новый двухтомник издательства «Самокат». В том числе — и самое, на наш взгляд, интересное: рассказы взрослых уже семерых детей Никитиных о себе сегодняшних — и о том, как они относятся к тому воспитательному эксперименту, в котором волею судьбы участвовали.
В конце второй книги двухтомника Алексей, Антон, Ольга, Анна, Юлия, Иван и Любовь в очередной раз пытаются ответить на вопросы, которые им задавали не раз. Каким они помнят свое детство? Что в нем было хорошо, а что плохо или тяжело? Что из опыта своих родителей они используют в жизни, а что — нет? Сегодня мы публикуем первые четыре рассказа старших детей Никитиных.
Алексей
1959 года рождения. Живу в Лондоне, Великобритания. Образование: высшее, диплом учителя физики и астрономии (МГПИ им. Ленина, 1982). Основная профессия — инженер-разработчик электронной аппаратуры. Профессию выбирал по интересу, непосредственно «раннее развитие» к этому выбору отношения не имело, большее влияние оказали мастерская в доме и инженерная смекалка отца. Любимое занятие в детстве — чтение.
Сейчас работаю инженером-консультантом по разработке электроники. Детей двое — Наташа, 1980 года рождения, и Александр, 1984 года рождения. Оба закончили университеты, у Наташи диплом по истории искусств и, кроме этого, высшая переводческая квалификация (Diploma in Translation), она работает переводчиком в юридической компании. У Александра диплом по информационным технологиям, он работает консультантом в компьютерной компании в Сити.
Наши родители никогда ни к кому не относились с предубеждением. Кто бы у нас ни появлялся — в течение многих лет огромное количество народу прошло, — и никогда не было изначально плохого отношения к человеку. И это очень сильно засело в нас. Еще у нас в семье с самого начала уважалась самостоятельность мысли. Школа спортивной борьбы, через которую мы прошли в детстве, сделала меня способным в нужный момент мобилизовывать все свои силы, полностью концентрироваться. Я имею в виду способность моментально реагировать, брать себя в руки, независимо от того, устал ты или нет. И второе: уметь распределять свои силы, не переоценивать себя. И в физическом смысле, и в моральном, и в интеллектуальном.
Отмечу одну важную особенность, которая вообще характерна для нормальной семьи, и для семьи наших родителей в частности. Это абсолютно откровенная атмосфера. Здоровая, честная обстановка. Доверие и хорошие человеческие отношения: между родителями, между родителями и детьми.
Я очень благодарен моим родителям за то, что у меня было такое детство, за то физическое здоровье, психологическую крепость и умение соображать, которые оно мне дало. Думаю, что и «раннему развитию» мы многим обязаны: и экономией времени, и возможностью пройти школьный путь, сравнительно мало от него пострадав как в моральном, так и в умственном смысле.
Антон
Родился в 1960 году, живу в Подмосковье.
В 1974 году закончил математическую школу № 444 в Москве, Щелковский химико-механический техникум (с отличием, 1977), химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1982). По специальности «химик» работал всегда. Сейчас — заместитель начальника производственного отделения.
Детей двое: Алексей (1983) закончил МГУ им. Ломоносова, факультет ВМК, преподаватель МГУ, и Дарья (1986) — закончила Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Внучке Лизе меньше годика.
Для меня детство было счастливой порой. Какие-то бытовые трудности меня никогда не напрягали, да и сейчас я отношусь к ним совершенно спокойно. Конечно, большая часть таких проблем ложилась на плечи родителей, но если удавалось им помогать, то воспринималось это тоже совершенно естественно. Я, например, очень гордился, что в свое время на мне была обязанность снабжать дом водой, так как водопровода не было и приходилось возить воду на санках или тележке из колонки. Так было до моих 11 лет.
Что касается материальных трудностей, то я тоже относился к этому достаточно легко и никогда не завидовал тем, у кого благополучие было выше. Наверное, уже тогда понимал, что наши родители дают нам несравненно больше, чем многие другие — для своих детей.
Никитины-старшие научили особому взгляду на взаимоотношения родителей и детей. Мы используем из их опыта всё, что сумели перенять и прочувствовать, потому что это и есть наша жизнь.
Единственное, чего решили не повторять, так это перескакивание через классы в школе. Хотя, строго говоря, это перескакивание никак нельзя отнести к главному пункту «системы воспитания по Никитиным».
Ольга
Родилась в 1962 году. Образование — педагогическое училище (делопроизводитель, красный диплом), юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Почти 30 лет юридического стажа в организациях различного профиля, сейчас работаю на руководящей должности в компании, действующей в сфере финансового рынка.
Две дочери (1982 и 1984 г.р.): старшая закончила Московский государственный университет сервиса и Hotel Insitute Montreux (Швейцария), младшая — Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза. Внуку 4 года.
О родителях думаю с любовью, уважением и гордостью. Со временем все отчетливее понимаю, что это были за люди — удивительно цельные, яркие Личности большого масштаба, очень достойные во всех проявлениях — и в отношениях друг с другом, и с нами, детьми, и с окружающими. Как только их не сломил постоянный и напряженный труд. Ведь они взвалили на себя не только семерых детей со всеми бытовыми, материальными и моральными проблемами. Общественный статус обязывал их ездить, рассказывать, встречаться, открыто и публично защищать свои убеждения. И, конечно, писать.
И при всей этой занятости и загруженности они умудрялись поддерживать в семье атмосферу любви, доверия, взаимной заботы. И никакие неурядицы не в силах были разрушить эту атмосферу. Я всегда думала: как это повторить в своей семье? Что-то вроде удается, а что-то осталось только в мечтах.
Гораздо легче мне далось повторение более простого и, очевидно, полезного и нужного: легкая одежда дома, хождение босиком (на снег до сих пор иногда, под настроение, с внуками выбегаем), простая пища, карты-пособия на стенах, спортснаряды для малышей.
С развивающими играми уже сложнее. Но я стараюсь руки не опускать и все-таки двигаться и в этом направлении.
Не могу сказать, что «бедность», в которой мы жили, как-то угнетала. В то время очень многие жили весьма скромно, в том числе и в нашем подмосковном поселке. В школе — все в одинаковой форме, такой колоссальной разницы в материальном положении, как сейчас, конечно, не было, поэтому я не помню каких-то своих очень сильных переживаний по этому поводу.
Хотя в подростковом возрасте, уже в училище, переживала, конечно, из-за более чем скромной одежды и обуви. Но опять же помогало, что я не одна такая, да и поговорка, что встречают по одежке, а провожают по уму, все-таки срабатывала. Ко мне относились хорошо, никаких насмешек явных из-за моего немодного вида и бедной одежды никто себе не позволял, по крайней мере в глаза.
В университете было труднее — там, конечно, была и очень элитная публика, как говорится, «золотая московская молодежь». Но опять же из-за специфики факультета — было много иногородних ребят и более старших, поступивших учиться после армии или нескольких лет работы, — вопросы, кто во что одет и сколько это стоит, не выносились на всеобщее обсуждение. А мамино умение прекрасно шить и начавшие поступать гонорары за книжки из-за рубежа помогали не сильно выделяться в худшую сторону.
Сейчас, «с высоты прожитых лет», я думаю, что эта скромность была только на пользу здоровью. Например, редкое употребление конфет и сладостей помогло спасти зубы. В восемнадцать лет в университете попала на прием к стоматологу, и тот поразился: «Ни одной пломбы! Первый раз такое вижу!».
Скромность быта научила ценить и радоваться немногому. Кроме того, у нас всегда было то, чего не было у других: лопинг (гигантские качели с возможностью многократно делать обороты на 360 градусов — ну мы и крутились все!), настоящие «гигантские шаги» и каток во дворе, домашние концерты и спектакли, химические опыты и фотолаборатория, «солярий» на крыше террасы, где мы загорали с апреля, а то и с марта, вечерние костры и песни, книги и многое-многое другое, что привлекало одноклассников и соседских ребят к нам и вызывало их восхищение и даже некоторую зависть.
Так что нам было чему радоваться и гордиться, даже не имея большого количества шоколада и апельсинов. И родители каким-то непостижимым способом сумели заложить в нас понимание и убеждение, что к вещам, по-настоящему важным для жизни, деликатесы и модные шмотки уж точно не относятся.
Я довольно рано поняла, что по мне судят о моих родителях. А так как я их очень любила, то, конечно, мне хотелось, чтобы про них говорили хорошо. И в школе, например, это привело к тому, что я вела себя очень старательно и примерно, буквально тише воды, ниже травы (мечта учителей!), не то что не участвуя в конфликтных ситуациях, но даже вообще стараясь ничем не отличаться от других. Вот такой гипертрофированный конформизм в отношениях с «внешним миром» выработался. При том, что в домашней обстановке я этим совершенно не страдала, была достаточно самостоятельной и под чужую дудку не плясала. Но примирять себя «внешнюю» и «домашнюю» друг с другом мне пришлось довольно долго и иногда мучительно.
Родилась в 1964 году. Закончила медучилище № 3 при Детской городской больнице № 1 г. Москвы (Морозовская больница) в 1981 году, диплом с отличием. Практический стаж работы детской медсестрой — 20 лет (в том числе процедурной, операционной, а также заведующей медицинским кабинетом школы, в которой обучалось более 1800 детей).
С 1996 года занимаюсь темой естественного родовспоможения. Как помощница принимала участие более чем в двухста домашних родах (и в нашей семье тоже). Регулярно участвую в семинарах и конференциях по естественному родовспоможению, в том числе международных. С 2011 года — член региональной общественной организации «Ассоциация профессиональных акушерок», член Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный альянс матерей и акушерок» (МОО «МАМА»).
У меня четверо детей: сын, 1984 г.р. — инженер (МВТУ им. Баумана, красный диплом) — работает по специальности; женат. Дочь, 1985 г.р. — врач-стоматолог (МГМСУ им. Сеченова); замужем. Дочь, 1987 г.р. — учитель истории (Православный Свято-Тихоновский государственный университет): работает по специальности в школе; замужем. Сын, 1997 г.р. — учится в московском колледже на повара. Двое внуков (2009 и 2013 г.р.).
Детство наше было настолько наполненным разнообразными интересными делами, что иногда сама себе завидую. Особенно дошкольное детство: свой дом на земле — это само по себе источник многих душевных сил, но наши дом и двор были наполнены огромным количеством сделанными руками папы и мамы «волшебными» вещами, которые были ТОЛЬКО в наших доме и дворе!
Я очень любила играть вместе с папой. Например, игру «в волка» помнит буквально каждая клеточка моего тела. Развивающие игры. А его спартакиады, которые тоже во многом были игрой. С папой всё было интереснее раз в десять, чем без него.
Меня завораживало мамино чтение вслух. Она читала лучше любого артиста и была очень придирчива в выборе литературы.
Еще я всегда обожала наши семейные праздники: концерты, пьесы, подготовка декораций, костюмов, сюрпризов, наш семейный журнал.
Были и огорчения. Школа, которая радости почти не приносила, хотя учеба, взаимоотношения с одноклассниками и учителями у меня были довольно ровными.
Внутри семьи тяжело вспоминаются разлады-споры между папой и мамой, которые заканчивались тем, что они расходились в разные стороны. Это очень грустно было, хотя мы никогда не слышали ни оскорблений, ни ругательств, даже крика. Хорошо, что чаще после подобных споров папа все-таки обнимал маму, приподнимал ее на руках и говорил: «А я все равно тебя люблю!» — тогда тяжести на душе моей как не бывало.
Пожалуй, единственное, чего я не хотела повторять из своего детства, — рано отдавать детей в школу. Чем позже в школу попадаешь, тем меньше теряешь, так я считаю.
Остальное, что было в нашем непоседливо-добром, доверчивом и деятельном детстве, хотелось бы перенять, но, увы, не по силам. Надеюсь, что хотя бы частично удалось передать своим детям то, что досталось из детства нам, в первую очередь взаимоинтерес друг к другу, взаимоуважение и взаимозабота — сначала внутри семьи, а потом и вне ее. Именно это, думаю, побуждает людей делать друг другу что-то хорошее, творить. Ну и, конечно, «закалку», развивающую среду, предоставление детям возможностей для самостоятельных открытий.
Очень благодарна папе и маме, что у меня столько братьев и сестер. Не устаю повторять молодым родителям, что растить трех-четырех детей значительно проще, чем одного-двух.