Многоугольник что это такое 8 класс
Урок геометрии на тему «Многоугольники». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Учебник: Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока
Рассмотрим фигуру, составленную из отрезков A1 A2; A2 A3;…; An-1 An (рис. 1–3). Точки A1 и An могут быть различными, а могут совпадать. Соседние отрезки не лежат на одной прямой. Такая фигура называется ломаной, а отрезки, из которых она состоит – звеньями.
— Как вы думаете, на каком рисунке изображена замкнутая ломаная?
— На каких рисунках ломаная простая?
Ломаная называется простой, если ее несоседние звенья не имеют общих точек.
Простая замкнутая ломаная называется многоугольником.
Любой многоугольник разделяет плоскость на внутреннюю и внешнюю области.
Сумма длин всех сторон называется периметром многоугольника.
Отрезок, соединяющий любые две несоседние вершины, называется диагональю многоугольника.
— Какие из фигур, изображенных на рисунке, являются многоугольниками?
— Изобразите многоугольники в тетради и отметьте точки во внешней и внутренней областях многоугольника.
2. Выпуклые и невыпуклые многоугольники
Многоугольник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
Выпуклый многоугольник Невыпуклый многоугольник
— Назовите номера выпуклых многоугольников
— Перечертите любой выпуклый многоугольник в тетрадь и обозначьте его вершины
Задание. Начертите выпуклый восьмиугольник и проведите все его диагонали из какой-нибудь вершины. Сколько при этом получилось треугольников? Найдите сумму углов восьмиугольника.
Получилось шесть треугольников, то есть
— Как вы думаете, как вычислить сумму углов выпуклого n-угольника?
—
Задача. Можно ли выпуклый стоугольник разрезать на 97 треугольников?
Решение. — сумма углов стоугольника
— сумма углов треугольника
Ответ: выпуклый стоугольник разрезать на 97 треугольников нельзя.
Этот материал учащиеся осваивают самостоятельно (п. 41 учебника).
4. Если есть время, то можно предложить учащимся выполнить упражнения 364(а); 365 (а; б) учебника.
Домашнее задание. П. 39–41. № 363; 364(б); 365(в)
Презентация по геометрии 8 класс «Электронный словарь «Многоугольники»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Электронный словарь по геометрии. Тема: «Многоугольники» 8 класс Составители: Мухаметьянова И.М учитель математики выс. кв. кат. Главатских Н.В. учитель математики выс. кв. кат. МКОУ «СОШ №2» г.Ревда, Свердловская область
Многоугольник – геометрическая фигура, которая состоит из конечного числа отрезков и является замкнутой ломаной линией. Выпуклый многоугольник – это многоугольник, который лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
Выпуклые многоугольники Невыпуклые многоугольники
Периметр многоугольника РАВСDЕ = АВ + ВС + СD + DE + AE Р = 3 + 4 + 3 + 2 + 2 =14 см
Соседние вершины многоугольника A F E C B D
Диагональ многоугольника E D A C B AC и AЕ – Диагонали многоугольника
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые. Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Трапеция – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны непараллельны.
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
Прямоугольник. Свойства прямоугольника
Свойства прямоугольника: 1.Прямоугольник обладает всеми свойствами параллелограмма 2.Диагонали прямоугольника равны
Ромб. Свойства ромба
Свойства ромба: 1.Ромб обладает всеми свойствами параллелограмма. 2.Диагонали ромба взаимно перпендикулярны 3. Диагонали ромба делят его углы пополам
Квадрат. Свойства квадрата
Квадрат обладает свойствами: 1.параллелограмма. 2.прямоугольника. 3.ромба
Виды трапеции Произвольная трапеция Равнобедренная трапеция Прямоугольная трапеция
Желаем вам успехов в дальнейшем изучении геометрии, так как «как и все другие науки геометрия возникла из практических потребностей людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, исчислений времени и т.д» (Карл Маркс, 1818-1883)
Использованные источники: Учебно- методический комплект «Геометрия 7-9» под редакцией Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и других
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-081137
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок в 8 классе по теме «Многоугольники»
Выбранный для просмотра документ Аннотация.doc
Название работы : Урок в 8 классе по теме « Многоугольники »
Алгоритм просмотра материалов : 1. Документ Microsoft Word « Конспект урока ».
Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc
Урок в 8 классе по теме: «Многоугольники»
Тип урока – урок изучения и закрепления нового материала
Ввести понятие многоугольника и его элементов, научится определять вид многоугольника, вычислять сумму углов многоугольника.
Развивать логическое мышление, воспитывать интерес к геометрии, чувство товарищества и взаимопонимания.
Краткое описание хода урока.
Организационный этап (3 минуты).
На экране слайд 1. Учитель формулирует тему и цель урока, знакомит учащихся коротко с планом урока, они записывают в тетради число, тему урока. Поясняется, что во время урока можно использовать учебник п.39, 40, 41.
Изучение нового материала (18 минут).
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение фигур, которые называются многоугольники. Попробуйте сформулировать определение. Что же это такое многоугольник?
Учащиеся предлагают свои формулировки. После обсуждения приходят к следующим определениям:
Многоуго́льником называется геометрическая фигура, состоящая из n (n больше или равно 3) точек плоскости, не лежащих на одной прямой и попарно соединённых непересекающимися отрезками. Многоугольник-это замкнутая ломаная линия с непересекающимися звеньями. На экране с лайд 2.
Учитель: Посмотрите на фигуры на слайде и скажите, какие из них не являются многоугольниками.
Ученики отвечают, поясняя свой ответ.
Учитель: Любой многоугольник разделяет плоскость на две области –внутреннюю и внешнюю.
Учитель: Чем отличаются многоугольники на слайде?
Ученики отвечают, поясняя свой ответ.
Учитель: Стороны называются смежными, если они имеют одну общую точку. Стороны несмежные не имеют общих точек. Назовите смежные стороны многоугольника ABCDEFG.
Учитель: Какие вершины называются соседними? Если затрудняетесь, то можете дальше обратиться к учебнику.
Ученик: Соседними называют вершины, лежащие на одной стороне.
Учитель: Что такое диагональ многоугольника? Попробуйте дать определение.
Ученик: Диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины.
Учитель: Сформулируйте определение периметра многоугольника.
Ученик: Периметром называется сумма длин всех сторон многоугольника.
Учитель: Решаем №366 у доски. (х+х-0,3+х-0,4+х-0,5=8
х=2,3; Ответ: 2,3; 2; 1,9; 1,8)
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, потянулись до предела. Тихо сели, вновь за дело.
Мы с вами сейчас окажемся в роли тех, кто выводил практическим путем эти правила. Каждая пара получает по пятиугольнику (вырезанному из бумаги). Ваша задача: Найти сумму углов этой фигуры. Можно для этого взять подручные инструменты (карандаш, линейку, ножницы)
Учащиеся: пытаются решить задачу, но требуют транспортир.
Учитель объясняет, что эта задача легко решается без транспортира. Если учащиеся не могут догадаться, то учитель подсказывает, что многоугольник надо разрезать на простые фигуры, сумма углов которых нам известна.
Учащиеся: записывают свои ответы на бумаге, комментируют решение.
Сумма углов 5 угольника 180°∙ (5-2)=540°
На экране слайд 12,13,14,15.
Учитель: Формула для суммы углов n-угольника:180°∙ (n-2). Эта формула есть и в учебнике. Её надо запомнить и уметь использовать при решении задач.
Закрепление материала. Решение задач(10 минут).
Учитель: №365(а). У доски решает ученик.
Решение:
90n=(n-2)180
90n=180n-360
360=180n-90n
360=90n
n=4
Учащиеся решают в своих тетрадях №365(в), советуются, помогают друг другу.
После того, как основная масса учащихся справилась с заданием на экране появляется слайд 16 с решением задачи для самопроверки.
Дано:
n-угольник,
α=120°,
Найти n.
Решение:
120n=(n-2)180
120n=180n-360
360=180n-120n
360=60n
n=6
Самостоятельная работа (10 минут).
Учитель: Вам предлагается тестовая работа на проверку знаний, полученных на уроке. Приложение 1
Учитель: проверим ответы. На экране слайд18. Количество правильных ответов в работе дают вам право на получение оценки за урок. На слайде критерии оценок. На экране слайд19. Поднимите руку, кто получил 5? МОЛОДЦЫ! Кто получил 4? Хорошо!
Домашнее задание. (1 минута) п.39, 40, 41, №365(б, г), 367, 369 Слайд 20.
Итоги урока. (3 минуты). Учитель подводит итог урока. Слайд 21.
Выбрать из предложенных многоугольников те, которые не являются выпуклыми.
Через каждую вершину выпуклого многоугольника проходит четыре диагонали. Найти число сторон многоугольника.
Чему равна сумма внутренних углов выпуклого семиугольника?
Выбрать из предложенных многоугольников те, которые являются выпуклыми.
Через каждую вершину выпуклого многоугольника проходит пять диагоналей. Найти число сторон многоугольника.
Чему равна сумма внутренних углов выпуклого десятиугольника?
Сколько углов имеет выпуклый многоугольника, каждый угол которого равен 135°?
Вершины многоугольника называются соседними, если они являются концами одной из его сторон. Отрезки, соединяющие не соседние вершины многоугольника, называются диагоналями.
Многоугольник называется выпуклым если:
Определение I — для любых двух точек внутри него соединяющий их отрезок полностью лежит в нём.
Определение II — каждый внутренний угол меньше 180°.
Определение III — все его диагонали полностью лежат внутри него.
Определение IV – он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
Сумма углов выпуклого n-угольника равна (n-2)∙180°.
Сумма углов невыпуклого n-угольника также равна (n-2)∙180°. (Доказательство аналогично, но использует в дополнение лемму о том, что любой многоугольник может быть разрезан диагоналями на треугольники).
Теорема: Число диагоналей всякого n-угольника равно .
Задача*: в каком выпуклом многоугольнике диагоналей на 25 больше чем сторон?
р = 25+n
25+n =
Разложим на множители
(n+5)(n-10)=0
n=-5 не удовлетворяет,
так как не существует
n = 10 удовлетворяет
Ответ: Десяти угольник.
Фигуры с равными диагоналями.*
Каждый четырехугольник имеет четыре вершины, четыре стороны и две диагонали.
Две несмежные стороны называются противоположными.
Две не соседние вершины называются противоположными.
1) Противоположные стороны параллелограмма равны. AB=DC, AD=BC.
2) Противоположные углы параллелограмма равны. ÐA=ÐC, ÐB=ÐD.
3) Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. AO=OC, BO=OD.
4) Сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180°. ÐA+ÐD=180°, ÐA+ÐB=180°, ÐB+ÐC=180°, ÐD+ÐC=180°.
5) Сумма всех углов равна 360°. ÐA+ÐB+ÐC+ÐD=360°.
6)* Сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна удвоенной сумме квадратов его двух смежных сторон: AC2+BD2=2∙(AB2+AD2).
Задача 1*: Найти диагональ параллелограмма, если известно, что длина одной диагонали равна AC=9 см, а стороны AD=7 см и AB=4 см.
Решение: Подставив значения в формулу получим:
BD2=49, следовательно вторая диагональ равна BD=7 см. Ответ: 7 см.
Задача 2*: Найти диагональ параллелограмма, если известно, что длина одной диагонали равна BD=10 см, а стороны AD=8 см и AB=2 см.
Решение: Условия задачи не верно, так как сумма двух сторон треугольника всегда больше третей стороны. Ответ: задача не имеет решений (смысла).
Задача 3*: а)Найти сторону параллелограмма, если известно, что длина диагоналей равна BD=6 см, AC=8, а одна сторона AB=5 см. б)Как называется этот параллелограмм.
Задача 4**: Сумма длин диагоналей параллелограмма равна 12 см, а произведение 32 найдите значение суммы квадратов всех его сторон.
Задача 5**:Найдите наибольший периметр параллелограмма, диагонали которого 6 см и 8 см.
Решение: Докажем, что среди всех параллелограммов с данными длинами диагоналей наибольший периметр имеет ромб.
Действительно, пусть a и b – длины соседних сторон параллелограмма, а и – длины его диагоналей (см. рис. 2). Тогда периметр параллелограмма: P = 2(a + b).
Из равенства , выражающего теорему о сумме квадратов диагоналей параллелограмма, следует, что у всех параллелограммов с данными диагоналями сумма квадратов сторон есть величина постоянная.
По неравенству между средним арифметическим и средним квадратичным: Û , причем равенство достигается т. и т. т., когда a = b. Значит, параллелограмм с наибольшим периметром является ромбом. Находим сторону этого ромба: =5(см). Ответ: 20 см.
Определение 2: это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Определение 3: это параллелограмм, у которого один угол прямой.
Свойства прямоугольника: те же свойства, что и у параллелограмма +
1) Диагонали прямоугольника равны.
2)* Квадрат диагонали равен сумме квадратов сторон.
Задача 1: Меньшая сторона прямоугольника равна 5см, диагонали пересекаются под углом 60°. Найдите диагонали прямоугольника.
Задача 2: Меньшая сторона прямоугольника равна 24, диагонали пересекаются под углом 120°. Найдите диагонали и большую сторону прямоугольника.
Задача 3*: Сторона прямоугольника равна 3 см, диагональ 5 см. Найдите другую сторону прямоугольника.
Задача 4*: Сторона прямоугольника равна 6 см, диагональ 10 см. Найдите площадь прямоугольника.
Определение 2: это четырёхугольник, у которого все стороны равны.
Свойства ромба: те же свойства, что и у параллелограмма +
1) Диагонали ромба взаимно перпендикулярны (AC ⊥ BD).
3)*Сумма квадратов диагоналей равна квадрату стороны, умноженному на 4 (следствие из тождества параллелограмма).
Задача 1: Диагонали ромба 6 и 8 см. Найти сторону ромба.
Задача 2: Сторона ромба 10 см, один из углов 60°. Найти маленькую диагональ ромба.
Содержание:
Изучив материал этой лекции, вы узнаете формулу, с помощью которой можно найти сумму углов выпуклого многоугольника.
Определение многоугольников
Рассмотрим фигуру, состоящую из точек
Фигура, образованная этими отрезками, ограничивает часть плоскости, выделенную на рисунке 195 зеленым цветом. Эту часть плоскости вместе с отрезками называют многоугольником. Точки называют вершинами многоугольника, а указанные выше отрезки — сторонами многоугольника.
Стороны, являющиеся соседними отрезками, называют соседними сторонами многоугольника. Вершины, являющиеся концами одной стороны, называют соседними вершинами многоугольника.
Две соседние стороны многоугольника образуют угол многоугольника. Например, на рисунке 196 — углы многоугольника, а не является углом многоугольника.
Многоугольник называют по количеству его углов: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т. п.
Многоугольник обозначают по его вершинам. Например, на рисунке 197 изображен пятиугольник ABCDE. В обозначении многоугольника буквы, стоящие рядом, соответствуют соседним вершинам. Например, пятиугольник, изображенный на рисунке 197, можно обозначить еще и так: CDEAB, EABCD, EDCBA и т. д.
Периметром многоугольника называют сумму длин всех его сторон.
Отрезок, соединяющий несоседние вершины многоугольника, называют диагональю. Например, на рисунке 198 отрезок АЕ — диагональ шестиугольника ABCDEF.
На рисунке 199 изображен многоугольник, все углы которого меньше развернутого. Такой многоугольник называют выпуклым. Из сказанного следует, что любой треугольник является выпуклым многоугольником. Заметим, что многоугольники, изображенные на рисунках 196-198, не являются выпуклыми.
Выпуклый многоугольник обладает такими свойствами:
Если многоугольник не является выпуклым, то он такими свойствами не обладает (рис. 198, 202).
Теорема 19.1. Сумма углов выпуклого n-угольника равна
Доказательство. Для случая n = 3 теорема была доказана в 7 классе (теорема 16.1).
Пусть На рисунке 203 изображен выпуклый n-угольник
Докажем, что сумма всех его углов равна 180° (n-2).
Отметим, что эта теорема справедлива и для любого многоугольника, не являющегося выпуклым.
Определение. Окружность называют описанной около многоугольника, если она проходит через все его вершины.
На рисунке 204 изображена окружность, описанная около многоугольника. В этом случае также говорят, что многоугольник вписан в окружность.
Центр окружности, описанной около многоугольника, равноудален от всех его вершин. Следовательно, этот центр принадлежит серединным перпендикулярам всех сторон многоугольника, вписанного в окружность.
Около многоугольника можно описать окружность, если существует точка, равноудаленная от всех его вершин. Следовательно, если серединные перпендикуляры всех сторон многоугольника пересекаются в одной точке, то около такого многоугольника можно описать окружность.
Определение. Окружность называют вписанной в многоугольник, если она касается всех его сторон.
На рисунке 205 изображена окружность, вписанная в многоугольник. В этом случае также говорят, что многоугольник описан около окружности.
Центр окружности, вписанной в многоугольник, равноудален от всех его сторон. Следовательно, этот центр принадлежит биссектрисам всех углов многоугольника, описанного около окружности.
Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника
С такой величиной, как площадь, вы часто встречаетесь в повседневной жизни: площадь квартиры, площадь дачного участка, площадь поля и т. п.
Опыт подсказывает вам, что равные земельные участки имеют равные площади, что площадь квартиры равна сумме площадей всех ее помещений (комнат, кухни, коридора и т. д.).
Вы знаете, что площади земельных участков измеряют в сотках (арах) и гектарах; площади регионов и государств — в квадратных километрах; площадь квартиры — в квадратных метрах.
На этих практических знаниях о площади основывается определение площади многоугольника.
Определение. Площадью многоугольника называют положительную величину, которая обладает следующими свойствами:
Измерить площадь многоугольника — это значит сравнить его площадь с площадью единичного квадрата. В результате получают числовое значение площади данного многоугольника. Это число показывает, во сколько раз площадь данного многоугольника отличается от площади единичного квадрата.
Например, если клетку вашей тетради принять за единичный квадрат, то площадь многоугольника, изображенного на рисунке 207, будет равна 11 квадратным единицам (кратко записывают: 11 ед. 2 ).
Обычно для нахождения площади используют формулы, то есть вычисляют площадь многоугольника по определенным элементам (сторонам, диагоналям, высотам и т. д.). Некоторые из формул вы уже знаете. Например, вы неоднократно применяли формулу S = ab, где S — площадь прямоугольника, а и b — длины его соседних сторон.
Для доказательства этой формулы потребуется следующая лемма.
Лемма. Площадь квадрата со стороной ед. (n — натуральное число) равна
Теорема 20.1. Площадь прямоугольника равна произведению длин его соседних сторон.
Доказательство. На рисунке 209 изображен прямоугольник ABCD, длины соседних сторон которого равны a и b: АВ = а, ВС = b. Докажем для случая, когда а и b — рациональные числа, что площадь S прямоугольника вычисляют по формуле S = ab.
Числа а и b представим в виде обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями:
где — натуральные числа.
Разделим сторону АВ на р равных частей, а сторону ВС — на q равных частей. Через точки деления проведем прямые, параллельные сторонам прямоугольника. Тогда прямоугольник будет разделен на равных квадратов со стороной
Согласно лемме площадь каждого квадрата равна Из определения площади (свойство 2) следует, что площадь прямоугольника равна сумме площадей всех квадратов, то есть
Рассмотрение случая, когда хотя бы одно из чисел а или b является иррациональным, выходит за рамки школьного курса геометрии.
Определение. Многоугольники, имеющие равные площади, называют равновеликими.
Из определения площади (свойство 1) следует, что все равные фигуры равновелики. Однако не все фигуры, имеющие равные площади, являются равными. Например, на рисунке 210 изображены два многоугольника, каждый из которых составлен из семи единичных квадратов. Эти многоугольники равновелики, но не равны.
Площадь параллелограмма
Теорема 21.1. Площадь параллелограмма равна произведению его стороны и высоты, проведенной к этой стороне.
Доказательство. На рисунке 214 изображены параллелограмм ABCD, площадь которого равна S, и его высота ВМ. Докажем, что S = ВС • ВМ.
Проведем высоту CN. Легко показать (сделайте это самостоятельно), что четырехугольник MBCN — прямоугольник. Покажем, что он равновелик данному параллелограмму.
Площадь параллелограмма равна сумме площадей треугольника АВМ и трапеции MBCD. Площадь прямоугольника равна сумме площадей указанной трапеции и треугольника DCN. Однако треугольники АВМ и DCN равны по гипотенузе и острому углу (отрезки АВ и CD равны как противолежащие стороны параллелограмма, углы 1 и 2 равны как соответственные при параллельных прямых АВ и DC и секущей AD). Значит, эти треугольники равновелики. Отсюда следует, что параллелограмм ABCD и прямоугольник MBCN равновелики.
По теореме 20.1 площадь прямоугольника MBCN равна произведению длин сторон ВС и ВМ. Тогда S = ВС • ВМ, где S — площадь параллелограмма ABCD.
Для завершения доказательства надо рассмотреть случаи, когда основание М высоты ВМ не будет принадлежать стороне AD (рис. 215) или совпадет с вершиной D (рис. 216). И в этом случае параллелограмм ABCD и прямоугольник MBCN будут равновеликими. Докажите этот факт самостоятельно.
Если обозначить длины стороны параллелограмма и проведенной к ней высоты соответственно буквами а и h, то площадь S параллелограмма вычисляют по формуле
Площадь треугольника
Теорема 22.1. Площадь треугольника равна половине произведения его стороны и проведенной к ней высоты.
Доказательство. На рисунке 220 изображены треугольник АВС, площадь которого равна S, и его высота ВМ. Докажем, что
Через вершины В и С треугольника проведем прямые, параллельные сторонам АС и АВ соответственно (рис. 220). Пусть эти прямые пересекаются в точке N. Четырехугольник ABNC — параллелограмм по определению. Треугольники АВС и NCB равны (докажите это самостоятельно). Следовательно, равны и их площади. Тогда площадь треугольника АВС равна половине площади параллелограмма ABNC. Высота ВМ треугольника АВС является также высотой параллелограмма
ABNC. Отсюда
Если воспользоваться обозначениями для высот и сторон треугольника АВС, то согласно доказанной теореме имеем:
где S — площадь треугольника.
Следствие. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
Докажите эту теорему самостоятельно.
Пример №1
Докажите, что площадь ромба равна половине произведения его диагоналей.
Решение:
На рисунке 221 изображен ромб ABCD, площадь которого равна S. Его диагонали АС и BD пересекаются в точке О. Докажем, что
Поскольку диагонали ромба перпендикулярны, то отрезки АО и СО являются высотами треугольников BAD и BCD соответственно. Тогда можно записать:
Площадь трапеции
Теорема 23.1. Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований и высоты.
Доказательство. На рисунке 224 изображена трапеция ABCD (AD||BC), площадь которой равна S. Отрезок CN — высота этой трапеции. Докажем, что
Проведем диагональ АС и высоту AM трапеции. Отрезки AM и CN являются высотами треугольников АВС и ACD соответственно.
Имеем:
Если обозначить длины оснований трапеции и ее высоты соответственно буквами то площадь S трапеции вычисляют по формуле
Следствие. Площадь трапеции равна произведению ее средней линии и высоты.
Равносоставленные и равновеликие многоугольники
Если некоторый многоугольник можно разрезать на части и составить из них другой многоугольник, то такие два многоугольника называют равносоставленными.
Например, если прямоугольник разрезать вдоль его диагонали (рис. 228), то получим два равных прямоугольных треугольника, из которых можно составить равнобедренный треугольник (рис. 229). Фигуры на рисунках 228 и 229 — равно составленные.
Очевидно, что равносоставленные многоугольники являются равновеликими. Этот факт применяют при доказательстве теорем и решении задач. Например, доказывая теорему 21.1, мы фактически разрезали параллелограмм на треугольник АВМ и трапецию MBCD, из которых составили прямоугольник MBCN (см. рис. 215).
Если треугольник разрезать вдоль средней линии, то из полученных треугольника и трапеции можно составить параллелограмм (рис. 230).
Легко установить (сделайте это самостоятельно), что такое разрезание треугольника приводит к еще одному доказательству теоремы о площади треугольника (теорема 22.1). Этой же цели служит разрезание треугольника на части, из которых можно составить прямоугольник (рис. 231).
Евклид в своей знаменитой книге «Начала» формулирует теорему Пифагора так:
«Площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах».
Если показать, что можно разрезать квадраты, построенные на катетах, на части и составить из этих частей квадрат со стороной, равной гипотенузе, то тем самым будет доказана теорема Пифагора.
На рисунке 232 показан один из возможных способов такого разрезания. Квадраты, построенные на катетах, разрезаны на части, площади которых равны Из этих частей сложен квадрат, построенный на гипотенузе.
Из определения площади многоугольника следует, что равносоставленные многоугольники являются равновеликими. Но совсем неочевидной является такая теорема.
Теорема. Любые два равновеликих многоугольника являются равносоставленными.
Впервые этот факт доказал в 1832 г. венгерский математик Фаркаш Бойяи. Позднее немецкий математик Пауль Гервин нашел другое доказательство. Поэтому эту теорему называют теоремой Бойяи—Гервина.
Теорема Чевы
На сторонах ВС, СА и АВ треугольника АВС отметим произвольные точки (рис. 234). Каждый из отрезков АЛ,, BBV СС, называют чевианой треугольника АВС. Такое название связано с именем итальянского инженера и математика Джованни Чевы (1648-1734), открывшего удивительную теорему.
Если точки выбраны так, что чевианы являются биссектрисами, либо медианами, либо высотами остроугольного треугольника, то эти чевианы пересекаются в одной точке.
Если три прямые пересекаются в одной точке, то их называют конкурентными.
Теорема Чевы дает общий критерий конкурентности произвольных трех чевиан.
Теорема. Для того чтобы, чевианы треугольника АВС пересекались в одной точке, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось равенство
Доказательство. Докажем сначала необходимое условие конкурентности: если чевианы пересекаются в одной точке, то выполняется равенство (*).
Воспользовавшись результатом ключевой задачи 757, можно записать (рис. 235):
Перемножив записанные равенства, получим равенство (*).
Докажем теперь достаточное условие конкурентности: если выполняется равенство (*), то чевианы пересекаются в одной точке.
Пусть чевианы пересекаются в точке D, а чевиана, проходящая через вершину С и точку D, пересекает сторону АВ в некоторой точке Из доказанного выше можно записать:
Сопоставляя это равенство с равенством (*), приходим к выводу, что то есть точки делят отрезок АВ в одном и том же отношении, а значит, эти точки совпадают. Следовательно, прямая CD пересекает сторону АВ в точке
Напомню:
Окружность, описанная около многоугольника
Окружность называют описанной около многоугольника, если она проходит через все его вершины.
Окружность, вписанная в многоугольник
Окружность называют вписанной в многоугольник, если она касается всех его сторон.
Площадь многоугольника
Площадью многоугольника называют положительную величину,
которая обладает следующими свойствами:
Площадь прямоугольника
Площадь прямоугольника равна произведению длин его соседних сторон.
Равновеликие многоугольники
Многоугольники, имеющие равные площади, называют равновеликими.
Площадь параллелограмма
Площадь параллелограмма равна произведению его стороны и высоты, проведенной к этой стороне.
Площадь треугольника
Площадь треугольника равна половине произведения его стороны и проведенной к ней высоты.
Площадь прямоугольного треугольника
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
Площадь трапеции
Ломанная линия и многоугольники
Многоугольник называется правильным, если у него все стороны все углы конгруэнтны.
В многоугольнике количество вершин, сторон и углов одинаковые. Многоугольник с — сторонами называют еще и — угольным.
Соответственно количеству сторон, многоугольники называются треугольными, четырехугольными, пятиугольными, шестиугольными т.д. Из любой вершины выпуклого — угольника выходят диагонали.
Внутренние и внешние углы многоугольника
Угол, образованный двумя сторонами, исходящими из данной вершины называется внутренним углом при данной’ вершине выпуклого многоугольника. Угол, смежный с внутренним углом многоугольника называется внешним. Сумма внутренних и внешних углов (взятых по одному при каждой вершине) многоугольника при любой вершине равна .
Теорема 1. Сумма внутренних углов выкуплого — угольника равна .
Следствие: Каждый внутренний угол правильного — угольника равен
Теорема 2. Сумма внешних углов выкуплого многоугольника равен .
Следствие 2. Каждый внешний угол правильного — угольника равен .
Пример №2
Один из внешних углов правильного многоугольника равен .
a) найдите градусную меру внутреннего угла многоугольника;
b) найдите число сторон многоугольника.
Решение: а) ;
Внутренний угол:
b)
Многоугольники вписанные в окружность и описанные около окружности
Определение 1. Многоугольник называется вписанным в окружность, если все его вершины лежат на окружности, а окружность называется описанной около многоугольника. На рисунке треугольник вписан в окружность.
Определение 2. Многоугольник называется описанным около окружности, если все его стороны касаются окружности, а окружность называется вписанной в многоугольник. На рисунке четырехугольник описан около окружности.
Окружность, вписанная в треугольник и описанная около нее
Теорема 1. В любой треугольник можно вписать окружность. Центром этой окружности будет точка пересечения биссектрис углов треугольника.
Теорема 2. Около любого треугольника можно описать окружность. Центром этой окружности будет точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника.
Теорема 3. Если в окружность вписан прямоугольный треугольник, то гипотенуза является диаметром этой окружности.
Доказательство 1-ой теоремы (текстовое). Проведем биссектрисы углов и треугольника и точку пересечения обозначим буквой . Произвольная точка, взятая на биссектрисе находится на одинаковом расстоянии от сторон угла. Поэтому Точка находится и на биссектрисе угла (почему?). Нарисуем окружность с центром в точке и радиусом Так как стороны треугольника перпендикулярны радиусам то в точках они касаются окружности. А значит, эта окружность является вписанной в треугольник.
Доказательство 2-ой теоремы. Через середины сторон и треугольника проведем перпендикуляры и точку их пересечения обозначим буквой . По свойству серединного перпендикуляра к отрезку . Так как равнобедренный, то точка находится и на серединном перпендикуляре стороны . Окружность с центром в точке и радиусом , пройдя через все вершины треугольника, будет описанной около нее.
Замечание: Около данного треугольника можно описать только одну окружность. В данную окружность можно вписать бесконечное количество треугольников.
Свойства четырехугольников, вписанных в окружность и описанного около нее
В отличие от треугольников, не во всякий четырехугольник можно вписать или описать окружность.
Теорема 4. В любом описанном четырехугольнике суммы противоположных сторон равны.
Обратная теорема. Если суммы противоположных сторон четырехугольника равны, то в этот четырехугольник можно вписать окружность.
Теорема 5. Сумма двух противоположных углов четырехугольника, вписанного в окружность, равна
Обратная теорема. Если сумма противоположных углов четырехугольника равна , то около этого четырехугольника можно описать окружность.
Доказательство теоремы 4: Пусть точки будут точками касания сторон четырехугольника. По свойству касательных, проведенных из данной точки к окружности,
Если сложить почленно эти равенства, получим или же
Отношение стороны треугольника, вписанного в окружность, к синусу противолежащего угла равно диаметру этой окружности:
Исследуйте данное доказательство для случая, когда центр окружности расположен внутри треугольника, обсудите и напишите в тетради.
В любой правильный многоугольник можно вписать и описать окружность. Центры этих окружностей совпадут. Биссектрисы углов правильного многоугольника пересекаются в точке и образуют равнобедренные треугольники конгруэнтные показанному на рисунке (по признаку УСУ). Нарисуем окружность радиусом с центром в точке . Эта окружность, пройдя через все вершины, будет описанной окружностью. окружность с радиусом , касаясь всех сторон многоугольника, будет вписанной окружностью. — радиус окружности, описанной около правильного -угольника, -радиус вписанной окружности, -сторона правильного -угольника, — центральный угол
Задача на построение: Постройте правильный шестиугольник.
1. Нарисуйте отрезок , равный стороне правильного шестиугольника.
2. Циркулем нарисуйте окружность, радиус которой равен длине этого отрезка.
3. Не меняя раствора циркуля, разбейте всю окружность на части одинаковой длины и отметьте их точками.
4. Соедините последовательно отмеченные точки. Получится правильный шестиугольник, вписанный в окружность.
Если соединить попарно некоторые вершины правильного шестиугольника , например, вершины , то получится правильный треугольник. Чтобы построить правильный четырехугольник, нужно провести два взаимно перпендикулярных диаметра и последовательно соединить их концы. Если в окружность вписан правильный — угольник, то отметив точки пересечения серединных перпендикуляров с окружностью, получим точки являющиеся вершинами правильного -угольника.
Площадь правильного многоугольника
Центр правильного многоугольника. Центр окружности, описанного около правильного многоугольника или вписанного в него, является центром правильного многоугольника. Центр правильного многоугольника находится на одинаковом расстоянии от всех вершин и всех сторон многоугольника.
Апофема правильного многоугольника. Перпендикуляр, проведенный из центра многоугольника к его стороне, называется апофемой. Апофема правильного многоугольника равна радиусу вписанной окружности.
Выполните следующее упражнение по шагам и выведите формулу зависимости площади правильного многоугольника от апофемы.
1. Нарисуйте правильный пятиугольник .
2. Из центра проведите перпендикуляр, делящий сторону пополам.
3. Соедините точки и с центром .
4. Выразите площадь треугольника переменными и . Обратите внимание какому измерению многоугольника соответствует высота треугольника.
5. Соедините точки с точкой . Сравните площади полученных треугольников.
6. Обратите внимание на то, что площадь пятиугольника равна сумме площадей этих треугольников. Площадь пятиугольника:
7. Какому измерению соответствует выражение ? Выразите площадь пятиугольника через его периметр.
Площадь правильного многоугольника:
Соединив центр правильного -угольника с вершинами, получится количество равнобедренных конгруэнтных треугольников.
Пример №3
В окружность радиусом равным единице, вписан правильный пятиугольник. Найдите площадь пятиугольника. Решение:
Площадь многоугольника:
Нужно найти апофему и периметр .
Центральный угол равен . — равнобедренный треугольник, а значит его высота является и медианой, и биссектрисой.
— апофема пятиугольника,
Сторона пятиугольника:
1. Принимая за единицу диаметр окружности, найдите периметр вписанного шестиугольника.
2. Покажите, что длина окружности с единичным диаметром равна .
3. Нарисуйте радиус окружности. Найдите периметр описанного шестиугольника.
4. Напишите неравенство: .
Увеличив число сторон многоугольника в 2 раза и продолжая вычисления для 12-ти, а затем для 96-ти угольного многоугольника Архимед, определил, что значения больше , но меньше .
Паркетирование
Паркетированием называется покрытие площади фигурами до заполнения всей пустоты.
Если сумма углов при общей вершине многоугольника равна , то паркетированием можно покрыть всю пустую часть площади. Паркетирование возможно при помощи правильных треугольников, ромбов (квадратов) и правильных шестиугольников. Однако, при помощи правильных пятиугольников это сделать невозможно, потому что, градусная мера одного угла равна , а сумма углов при общей вершине трех пятиугольников , а четырех пятиугольников .
Справочный материал по многоугольникам
Многоугольник и его элементы.
Сумма углов выпуклого многоугольника. многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Рассмотрим фигуру изображенную на рисунке 213. Она состоит из отрезков и При этом отрезки размещены так, что соседние отрезки ( и и и ) не лежат на одной прямой, а несоседние отрезки не имеют общих точек. Такую фигуру называют многоугольником. Точки называют вершинами многоугольника, а отрезки — сторонами многоугольника.
Очевидно, что количество вершин многоугольника равно количеству его сторон.
Сумму длин всех сторон многоугольника называют его периметром.
Многоугольник, у которого вершин, называют угольником. На рисунке 213 изображен шестиугольник
Две стороны многоугольника называют соседними, если они имеют общую вершину. Стороны многоугольника, не имеющие общей вершины, называют несоседними. Например, стороны и — соседние, a и — несоседние (рис. 213).
Две вершины многоугольника называют соседними, если они принадлежат одной стороне, а вершины многоугольника, не принадлежащие одной стороне, называют несоседними.
Например, вершины и — соседние, и — несоседние (рис. 213).
Отрезок, соединяющий две несоседние вершины многоугольника, называют диагональю многоугольника. На рисунке 214 изображены диагонали многоугольника выходящие из вершины
Пример №4
Сколько диагоналей имеет угольник?
Решение:
Из каждой вершины угольника выходит диагонали. Всего вершин а каждая диагональ повторяется дважды, например и Поэтому всего диагоналей у угольника будет
Ответ.
Углы, стороны которых содержат соседние стороны многоугольника, называют углами многоугольника. Пятиугольник имеет углы
Если каждый из углов многоугольника меньше развернутого, то такой многоугольник называют выпуклым. Если хотя бы один угол многоугольника больше развернутого, то такой многоугольник называют невыпуклым.
Многоугольник — выпуклый (рис. 215), а многоугольник — невыпуклый (рис. 216), так как угол при вершине больше чем 180°.
Теорема (о сумме углов выпуклого угольника). Сумма углов выпуклого угольника равна
Доказательство:
Выберем во внутренней области многоугольника произвольную точку и соединим ее со всеми вершинами угольника (рис. 217). Получим треугольников, сумма всех углов которых равна Сумма углов с вершиной в точке равна Сумма углов данного угольника равна сумме углов всех треугольников, кроме углов с вершиной в точке то есть:
Углы выпуклого многоугольника называют еще его внутренними углами. Угол, смежный с внутренним углом многоугольника, называют внешним углом многоугольника. На рисунке 218 угол — внешний угол многоугольника — при вершине
Очевидно, что каждый многоугольник имеет по два внешних угла при каждой вершине.
Пример №5
Докажите, что сумма внешних углов выпуклого угольника, взятых по одному при каждой вершине, равна 360°.
Решение:
Сумма внутреннего и внешнего углов при каждой вершине многоугольника равна 180°. Поэтому сумма всех внутренних и внешних углов угольника равна Так как сумма внутренних углов равна то сумма внешних углов равна:
Многоугольник называют вписанным в окружность, если все его вершины лежат на окружности. Окружность при этом называют описанной около многоугольника (рис. 219).
Около многоугольника не всегда можно описать окружность. Если же это возможно, то центром такой окружности является точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам многоугольника (как и в случае треугольника).
Многоугольник называют описанным около окружности, если все его стороны касаются окружности. Окружность при этом называют вписанной в многоугольник (рис. 220).
Не в каждый многоугольник можно вписать окружность. Если же это возможно, то центром такой окружности является точка пересечения биссектрис внутренних углов многоугольника (как и в случае треугольника).
Многоугольник и его свойства
В зависимости от количества вершин (углов либо сторон) многоугольник называется треугольником, четырёхугольником, пятиугольником и т. д. Многоугольник с n вершинами называется n-угольником.
Ни одна из прямых, проходящих через стороны многоугольника не пересекает другие его стороны. Он лежит по одну сторону от любой из этих прямых. Такой многоугольник называется выпуклым. Многоугольник не является выпуклым.
В дальнейшем мы будем рассматривать лишь выпуклые многоугольники.
Периметром многоугольника называется сумма длин всех его сторон. Его обозначают буквой Р.
Диагональю n-угольника называется отрезок, который соединяет две несоседние его вершины.
Теорема (о сумме углов n-угольника).
Дано: — n-угольник (рис. 331), — диагонали. Доказать:
Доказательство. В заданном n-угольнике диагонали выходят из одной вершины Поэтому они разбивают n-угольник на n — 2 треугольников. Сумма всех углов образованных треугольников равна сумме углов данного n-угольника. Поскольку в каждом треугольнике сумма углов равна 180°, то сумма углов данного n-угольника — 180° • (n — 2).
Угол, смежный с углом многоугольника (рис. 332), называется внешним углом многоугольника.
Многоугольники могут быть вписанными в окружность (рис. 333) или описанными около окружности (рис. 334). Попытайтесь дать определения и сравните их с указанными в учебнике.
1. Геометрическая фигура называется простой, если её можно разбить на конечное количество треугольников. Многоугольник — это простая фигура (см. рис. 330 и 331), а окружность не является простой фигурой (рис. 337). Даже вписав в окружность многоугольник с очень большим количеством сторон, мы только приблизим его контур к окружности. Поэтому в геометрии длину окружности и площадь круга находят другими методами, чем периметр и площадь многоугольника.
2. У вас может возникнуть вопрос: Всегда ли из равенства сторон многоугольника следует равенство его углов и наоборот? Нет, это свойство лишь треугольника. Вы знаете пример четырёхугольника, в котором все стороны равны, а углы — не равны. Это ромб. В прямоугольнике все углы равны, а вот стороны — нет. Среди многоугольников с большим количеством вершин также можно выделить равносторонние многоугольники, в которых не все углы равны (рис. 338), и равноугольные многоугольники, в которых не все стороны равны
Понятие площади
Многоугольник вместе с его внутренней областью называется плоским многоугольником.
Некоторые единицы измерения площади имеют специальные названия: ар (квадрат со стороной 10м), гектар (квадрат со стороной 100 м) и т. д.
На рисунке 349 вы видите квадрат ABCD со стороной 2 см. Он состоит из четырёх квадратов площадью 1 см2, поэтому его площадь равна 4 см2.
Можем записать:
Ясно, что площадь любой фигуры выражается положительным числом. Изменится ли площадь квадрата ABCD, если за единицу измерения принять 1 мм2? Нет, площадь квадрата не изменится, но будет выражена иначе:
На рисунке 350 длина стороны квадрата KLMN равна 2,5 см. Он вмещает четыре квадрата площадью 1 см2 и ещё 9 маленьких квадратов площадью 0,25 см2. Поэтому = 4 + 9 • 0,25 = 6,25 (см2).
Ясно, что площадь любой фигуры равна сумме площадей частей, из которых она состоит.
Для квадратов ABCD и KLMN получим:
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.