Моббинг что это такое простыми словами
Моббинг: что это и как ему противостоять?
Моббинг – одна из частых причин ухода сотрудников из компаний. Официальное признание термин получил благодаря шведскому ученому Хайнцу Лейману. В конце 80-х годов прошлого века он выделил травлю на работе в особый вид буллинга, требующий особого внимания. Проведя многочисленные исследования, описал 45 возможных сценариев гонения сотрудников.
Моббинг: что это?
5 наиболее распространенных моделей поведения
Форма поведения | Проявления |
---|---|
Изоляция | Игнорирование, обсуждение и оскорбление жертвы в ее присутствии. |
Нанесение вреда здоровью | Принуждение к работе в условиях, несущих угрозу для физического или психического здоровья. |
Необоснованная критика работы | Придирки без повода и постановка задач, не соответствующих квалификации (с целью демонстрации профнепригодности). |
Нападки на социальный статус | Распространение слухов и клеветы о внешности или умственных способностях. |
Ограничение возможности проявить мнение | Любые высказывания незамедлительно перебиваются или высмеиваются. |
Основные этапы развития террора
Изучая моббинг на работе и способы борьбы с ним, важно рассмотреть ключевые стадии его развития. Это поможет вовремя выявить проявления гонений и начать борьбу с ними. Зачем? Чтобы не допустить ухудшения состояния жертвы и достижения агрессорами их цели – увольнения. Выделяют пять стадий развития террора:
Какие существуют виды моббинга?
Говоря о том, что такое моббинг на работе, нельзя не упомянуть его разновидности. Как и в любом ином случае насилия, здесь присутствует несколько сторон – агрессор, свидетели и жертва. В зависимости от того, кто из членов коллектива принимает ту или иную роль, моббинг на работе бывает двух основных видов:
Ключевые причины моббинга
Чтобы разобраться, как справиться с моббингом на работе, стоит отыскать его причину. Часто прямое ее обсуждение с инициатором позволит обезоружить последнего и прийти с ним к мирному соглашению. Например, такое решение вполне реализуемо, когда поводом являются:
Но бывают ситуации, в которых даже прямой разговор ничего не даст. Причины при их развитии кроются в самой личности. В таком случае особенности характера становятся «топливом» для гонений, идти против которого бессмысленно. К таким ситуациям относятся:
Какие последствия влечет за собой буллинг на работе?
Очень емко описал силу его воздействия специалист в сфере конфликтов, профессор Дэвэнпорт: «Хотя моббинг и боссинг могут показаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, эффект, который они производят на жертву, особенно если это длится достаточно долго, имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди подумывают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством».
Для жертвы
С ней происходят следующие изменения (часто в такой же хронологии):
Для агрессора и соучастников
Желание затравить кого-либо – нездоровое явление для психики, которое неизбежно повлечет массу проблем:
Для организации
Моббинг – что это в отношении будущего компании? Безусловно, серьезные проблемы в развитии и получении доходов. Его игнорирование руководителями неизбежно приведет к непоправимому ухудшению психологического климата в коллективе. Все чаще будут возникать ссоры и конфликты, мешающие слаженной работе, способной обеспечить успех компании.
Важно понимать, что в такой ситуации вряд ли кому-либо из сотрудников удастся держать нейтралитет и продолжать посвящать все силы работе. Ведь в таком случае он с наибольшей вероятностью станет следующей жертвой агрессоров. Поэтому всем руководителям стоит разобраться, чем опасен моббинг на работе, а также изучить способы борьбы с ним.
Как противостоять травле?
Какими путями бороться с буллингом на работе? Как не упустить его начало? Стоит ли пробовать преодолеть негативный настрой против вас или нужно сразу увольняться? Моббинг и буллинг – сущность и способы противостояния?
Во многих европейских странах в поиске решения, как противостоять моббингу, было внедрено финансовое и административное наказание. В уставе организации и трудовом договоре каждого сотрудника детально прописана ответственность за участие в травле. К сожалению, у нас пока отсутствует подобная практика, поскольку само явление моббинга в организации многими не воспринимается всерьез.
Эффективная профилактика моббинга
Существует три фактора, внимание к которым послужит лучшей профилактикой травли в коллективе:
Ключевую роль в профилактике моббинга играют личность и действия руководителя. Позаботившись об этих пунктах в деятельности компании, ему не придется ломать голову над вопросом, как противостоять моббингу на работе.
Заключение
Моббинг – реальная угроза благополучию сотрудников и серьезная преграда на пути к развитию компании. Поэтому игнорировать его не стоит ни руководителям, ни рядовым сотрудникам. Оперируя знаниями и советами из этой статьи, можно и нужно противостоять ему!
Моббинг: что это за вид травли и как с ней бороться?
Чтобы этого избежать, надо знать «врага в лицо», а именно – что такое моббинг и как с ним бороться.
Содержание:
Моббинг как один из видов психологического насилия
Суть понятия
Термин «моббинг» (mobbing) произошёл от английского слова «mob», что означает «толпа». Понятие моббинга было введено шведским психологом, доктором Ханцем Леймоном. Он обозначил его как вид психологического насилия, при котором группой лиц совершается продолжительное преследование и травля одного конкретного человека. Как правило, и мобберы (агрессоры), и жертва являются членами одного коллектива.
Травля и издевательства могут принимать разные формы. Доктор Лейман выделил 45 способов поведения, характерных для мобберов:
Человек может столкнуться с моббингом где угодно: в школе, институте или даже на рабочем месте. Целью моббинга всегда служит удаление «неугодного» человека из коллектива (отчисление из учебного заведения или увольнение с работы).
Чем моббинг отличается от буллинга?
Оба этих термина схожи, но у них есть одно существенное различие.
При буллинге конфликт происходит среди равных лиц (одноклассников, студентов), и вышестоящие лица редко имеют о нём представление.
В случае же моббинга руководство может занимать одну из позиций:
Стадии развития
Моббинг не возникает сразу и из ниоткуда. Он зарождается постепенно, проходя несколько фаз своего становления:
1. Фаза зарождения
Как правило, появлению моббинга способствует либо неразрешённый конфликт, либо эмоциональное напряжение между людьми.
2. Начальная фаза
На этом этапе начинаются первые выпады в сторону жертвы, насмешки и «подколы».
3. Активная фаза
Издевательства приобретают систематический характер. К ним подключается всё больше и больше участников.
4. Фаза изоляции
Сотрудника игнорируют, лишают возможности участвовать в жизни коллектива. Все важные решения принимаются без его участия.
5. Завершающая фаза
Если ситуация не разрешается, остаётся два варианта развития событий. Человек осознаёт губительное воздействие непрекращающейся травли на его физическое и психическое здоровье и покидает коллектив. В худшем варианте у сотрудника наступает профнепригодность вследствие ухудшения самочувствия, и ему волей-неволей приходится увольняться с работы.
Виды моббинга
Горизонтальный и вертикальный
Горизонтальный предполагает психологическое давление со стороны одноклассников, однокурсников или коллег, то есть равных по статусу людей.
Вертикальный моббинг – это травля со стороны вышестоящего руководства (директора, заведующего, управляющего). Это явление носит название «боссинг».
Иногда эти два вида присутствуют одновременно. Босс начинает психологическую травлю сотрудника, а остальные её подхватывают. Или наоборот – инициатива исходит от коллектива, а начальник, поощряя такое поведение, сам начинает «прессинговать» жертву.
Открытый и скрытый (латентный)
Насмешки, издевательства, оскорбления – это всё средства открытого моббинга.
Латентный моббинг подразумевает под собой скрытое психологическое давление на человека.
Случай из практики: Инна пришла работать в престижную преуспевающую компанию. Поначалу проблем с коллегами и начальством не возникало, но спустя три месяца девушка заметила, что сотрудники стали меньше с ней общаться, только по рабочим вопросам. Все важные темы обсуждались почему-то в её отсутствие, и она узнавала обо всём последней. Либо вообще была не в курсе дела, за что ей нередко влетало от начальства.
Руководитель отдела всё чаще и чаще стал делать ей замечания, хотя поначалу был доволен её работой. После того, как Инна получила два штрафа за опоздание на работу на 5 минут и была лишена премии за то, что забыла согласовать отчёт с остальными сотрудниками (хотя раньше этого от неё никто и не требовал), девушка написала заявление об уходе.
Спустя месяц от бывшей коллеги Инна узнала, что на её место пришла работать двоюродная племянница генерального директора.
Стихийный и управляемый
Стихийный моббинг может спровоцировать напряжённая обстановка в коллективе, когда, например, готовится сокращение штата или реорганизация компании.
Управляемый моббинг – это намеренная травля того сотрудника, который стал по каким-то причинам неугоден, а уволить законным путём его не получается. Моббингом управляет, как правило, сам руководитель и использует все действия коллектива в свою пользу.
Реальный и виртуальный (кибермоббинг)
Травля и преследование человека может происходить как в реальной жизни, так и в кибер-пространстве. Жертве могут присылать сообщения с угрозами, размещать в социальных сетях непристойные видео от имени этого человека или якобы с его участием, а также распространять какую-либо личную информацию.
Причины и мотивы моббинга
Подвергнуться психологическому террору в виде моббинга может любой человек.
Основными причинами издевательств и оскорблений выступают:
1. Зависть. Завидовать могут молодости, внешним данным, финансовому благополучию, таланту, занимаемой должности и пр.
2. Желание самоутвердиться за счёт другого, показать свою власть и значимость с помощью унижения и оскорбления другого человека
3. Нарушение традиций и обычаев коллектива.
Если человек не придерживается и игнорирует правила, принятые в той или иной организации, подвергает сомнению авторитет руководства, а также ведёт себя вызывающе, он автоматически начинает восприниматься как чужой, инородный элемент коллектива.
4. Высокий уровень конкуренции.
В некоторых компаниях моббинг является традиционным и одобряемым способом «выдавливания» конкурента из коллектива.
5. Отличие от остальных сотрудников.
Как в случае буллинга, жертвами мобберов чаще становятся «белые вороны», то есть те, кто чем-то отличается от остальных.
Человек может просто иметь другую расовую или религиозную принадлежность, но для коллектива это уже сигнал опасности – «он не такой, как мы, он нам не нужен».
6. Конфликт между сотрудниками, месть за нанесённые оскорбления.
Да, и это тоже может быть причиной моббинга. Особенно, когда в устоявшийся или даже застоявшийся коллектив приходит новое лицо.
8. Низкий моральный и нравственный уровень коллектива
9. Отрицательные качества самого сотрудника – жертвы моббинга: лень, хвастовство, сплетничество и др.
Школьный моббинг
Моббинг в школе – это, по сути, групповой буллинг, когда группа сверстников оскорбляет и травит одноклассника или другого учащегося, а учителя игнорируют конфликт или просто предпочитают не вмешиваться.
Издевательства могут выражаться по-разному: подростки применяют и физические способы воздействия (причём агрессорами могут выступать как мальчики, так и девочки), и оскорбления с угрозами. Также многие предпочитают кибермоббинг – травлю через Интернет. Особенно в последнее время популярна тенденция с выкладыванием в сеть видео, где жертву избивают и морально унижают.
Как правило, жертвой школьного моббинга может стать не только ребёнок, но и учитель, над которым издеваются его же собственные коллеги или ученики. По данным экспертов конференции «Насилие в образовательной среде», в 2018 году травле и насилию подверглись 70% российских педагогов.
Чего только стоит случай в Иркутской области, когда группа девятиклассников на протяжении длительного времени наносила побои 73-летней учительнице! Или попавшее в сеть видео, где киевские школьники кидают учителю химии в лицо жеванную бумагу и оскорбляют матом.
Также в последнее время к психологическому и физическому насилию над учителями добавился шейминг – публичное унижение и осуждение. Как пример – недавний случай с учительницей истории из Омска. В сеть попали её снимки с фотосессии для модельного агентства, где девушка занималась в свободное от работы время. Увидев в интернете фотографии учительницы в купальнике, разъярённые родители написали коллективную жалобу директору школу. Дело дошло до Министерства образования, и учительницу вынудили уволиться по собственному желанию.
Таким образом, от проявлений школьного моббинга в равной степени страдают и ученики, и учителя.
Травля в средних и высших учебных заведениях
Согласно исследованиям того же доктора Леймана, травля и издевательства в сфере образования встречаются в два раза чаще, чем в других отраслях. Причём чаще объектами моббинга становятся не студенты, а именно преподаватели.
«Вузовский» моббинг имеет свои особенности:
Всё это зачастую вынуждает преподавателя покинуть данное учебное заведение, даже не пытаясь отстоять свои права.
Моббинг в организациях
Целью так называемого рабочего моббинга всегда служит увольнение человека, исключение его из коллектива служащих.
Рассмотрим несколько вариантов моббинга в организациях:
1. Когда жертва – новый сотрудник
Такой вид моббинга наиболее распространён. Новый человек в коллективе всегда привлекает к себе много внимания. Он ещё не знаком с обычаями и традициями компании и невольно может сделать что-то, противоречащее правилам.
В таких случаях говорят – «не сработался с коллективом». Но на самом деле вполне может быть, что коллектив просто не принял нового члена.
Как правило, руководство знает о случаях моббинга, но каких-либо решительных шагов не предпринимает. В некоторых случаях руководитель организации сам является инициатором скрытой травли нового сотрудника, особенно если тот начинает нарушать иерархию выстроенных рабочих отношений.
2. Когда жертва – новый руководитель
Если новое руководящее лицо приходит в уже устоявшийся коллектив и с ходу начинает ломать и рушить заведённые годами порядки, есть риск развития обратного моббинга. Требования нового босса начинают игнорироваться, его не уважают, с его мнением не считаются.
3. Когда жертва – сотрудник со стажем
Моббингу может подвергнуться человек, который проработал в компании довольно долгое время. В этом случае причиной психологического давления на сотрудника будет изменение отношений внутри коллектива, либо карьерный рост коллеги или смена его социального статуса (женился/развёлся/ и т.д.).
Также причиной травли может стать давний конфликт сотрудника с руководителем, либо личная неприязнь.
4. Когда жертва – руководитель со стажем
Такой вид моббинга случается довольно редко, но тоже имеет место быть. В этом случае пусковым механизмом будет «перегибание палки» руководителем, строгие дисциплинарные меры, применяемые к сотрудникам, жёстокий и деспотичный стиль руководства.
В любых случаях проявления моббинга в коллективе ответственность за происходящее лежит на работодателе. Именно он должен как можно скорее прекратить травлю и унижение кого-либо из сотрудников.
Но невозможно исключить моббинг из той организации, в которой сам руководитель практикует унижения и оскорбления сотрудников, считая это наиболее подходящим способом управления коллективом.
Последствия моббинга для его участников
Длительное губительное воздействие на психику человека путём издевательств и унижений способно нанести непоправимый вред.
У жертвы моббинга могут быть:
Снижается качество жизни, ухудшается самочувствие, человек чувствует себя неудачником и слабаком. Если ему не удаётся вовремя покинуть психотравмирующую ситуацию, могут появиться суицидальные мысли.
Но не только для жертвы наступают негативные последствия. Жизнь самих агрессоров тоже претерпевает определённые изменения:
Как бороться с травлей и издевательствами в коллективе?
Многие задаются вопросом – а можно ли вообще бороться с моббингом и какими методами?
Отвечаем: с моббингом бороться можно и даже нужно.
Вариант уйти из коллектива у вас есть всегда, но как бы это не вошло в привычку – при малейшем конфликте с руководством или сотрудниками писать заявление на уход по собственному желанию. Поэтому для начала проанализируйте ситуацию.
Какие шаги следует предпринять:
Шаг 1. Если вы стали объектом психологической травли, постарайтесь выяснить её причину. Поговорите с кем-нибудь из сотрудников, с кем у вас сложились дружеские взаимоотношения и кто занимает нейтральную позицию в ситуации моббинга.
Шаг 2. Если причиной издевательств стал ваш конфликт с кем-то из коллег, вызовите его на откровенный разговор. Постарайтесь разрешить все ваши противоречия «тет-а-тет».
Шаг 3. Задайте себе вопрос: «Почему именно я стал объектом травли? Мне нужно изменить что-то в себе или поменять коллектив?»
Шаг 4. Проинформируйте руководство о сложившейся ситуации.
Шаг 5. Если инициатором моббинга является руководитель, постарайтесь доказать ему свою профессиональную компетентность и важность вашего пребывания в компании.
Шаг 6. Если травля и издевательства продолжаются, пригрозите обидчикам записать их противоправные действия на видео и отправить в правоохранительные органы.
Шаг 7. В случае серьёзного материального или морального ущерба – не медлите, подавайте на обидчиков в суд.
Шаг 8. Если сил вести борьбу не осталось, вы морально и физически истощены, не задумываясь, покидайте это место работы. Ни одна должность, пусть даже самая высокооплачиваемая, не стоит вашего здоровья.
Профилактика моббинга
Чтобы не столкнуться с ситуацией травли и издевательств в школе, институте или на рабочем месте, психологи рекомендуют придерживаться определённых правил поведения:
Советы руководителям организаций:
Моббинг – явление достаточно распространенное в современном мире. Важно уметь ему противостоять и вовремя нащупать ту грань, когда работа перестаёт приносить удовлетворение и становится источником губительного вреда для здоровья.
Что такое моббинг и как с ним бороться? 5 примеров и 14 рекомендаций
Почти в каждом коллективе случается, что кто-то вдруг становится неугодным и на него ополчаются все вокруг. Причем видимых причин для такого поведения коллег вроде и нет. Заканчивается такая ситуацию по-разному. В случае, если всё заканчивается увольнением, иногда говорит про сотрудника: «его съели».
Это и есть моббинг (от англ. mob — агрессивная толпа).
По оценкам экспертов, «жертвами офисного террора становятся от 5 до 20 процентов работников».
Схематично моббинг можно изобразить в виде двух сторон.
Как показывает история, на месте потерпевшей стороны может оказаться даже безупречный сотрудник. Это может быть также выдающийся ученый.
Последствия моббинга могут быть самыми неблагоприятными. Вплоть до ответной агрессии.
В 2016 году «в районе крупного мюнхенского торгового центра «Олимпия» в результате стрельбы, по последним данным, погибли девять человек, а также сам стрелявший, 27 были ранены. Стрелок, 18-летний немец иранского происхождения, застрелился, на теле юноши найдено одно огнестрельное ранение.
Полиция владеет информацией, что сверстники «травили» «мюнхенского стрелка».
Полиция владеет информацией, что сверстники «травили» «мюнхенского стрелка».
Кроме того, моббинг разрушает коллектив. А это губительно для конкурентоспособности и целей организации.
Поэтому важно знать, как противостоять этому явлению.
Такие плачевные результаты наблюдаются в том числе и по той причине, что в современных организациях пока еще не очень хорошо отлажен механизм противодействия моббингу и оказания помощи «жертве» моббинга».
Для выработки мер по противодействию моббингу мною использован ПЭС.
«Прогон» ситуаций моббинга через ПЭС, получены около 100 практических рекомендаций. Приведу некоторые из них.
1) Создать канал связи (горячую линию) для обращений, в том числе без подписи, своих сотрудников по текущим вопросам. Поступившую информацию оперативно проверять. Быть готовым, что она может не подтвердиться.
1) Избегать агрессивных коллег (сторона «Б») и возобновляет взаимодействие с отсрочкой во времени либо совсем прекращает личные отношения (жёсткий игнор). При этом ”А” идёт навстречу “Б”, если тот решил договориться.
2) Используя силу силу служебной необходимости, побудить сторону «Б» действовать надлежащим образом.
4) «А» вынуждает «Б» вести себя должным образом, фиксируя любым способом его конфликтное поведение.
5) «А» упреждает конфликтные действия «Б» и создает условия, при которых «Б» отказывается от первоначальных планов.
6) «А» относится к «Б» дифференцированно: уклоняется от вредного действия и возвращается, когда «Б» настроен положительно.
7) «А» временно блокирует конфликтный азимут «Б» и продолжает взаимодействие на бесконфликтном уровне.
8) «А» сообщает «Б» о том, что тот ведет себя неподобающим образом и предлагает скорректировать поведение, приводит аргументы, убеждает. Вызывает желание действовать по-другому. Предлагает варианты и ресурсы для решения проблемы, в том числе свою помощь.
9) Пауза в деловых отношениях, «выключение эмоций», занижение уровня ожиданий одобрения, похвалы, благодарности, когда «А» получает отрицательную связь от «Б», в отношении которого действует полезно.
10) Нулевая реакция «А» на конфликтное поведение «Б» (игнор, жесткий игнор), пауза, замедление с ответом. При этом “А” продолжает начатые действия.
11) Переключение «А» на отчуждаемые результаты «Б» вместо непосредственного общения.
Написал одну историю по теме, но она преобразовалась в самостоятельный пост. Теперь опубликую в историях из жизни.))
Такие плачевные результаты наблюдаются в том числе и по той причине, что в современных организациях пока еще не очень хорошо отлажен механизм противодействия моббингу и оказания помощи «жертве» моббинга
Как в детском саду, когда в случае чего «Марьалесеевна, меня обижают».
О влиянии конфликтов родителей на психическое здоровье детей
В период с 2012 по 2019 гг в США проводилось исследование среди семей среднего класса с детьми младшего и школьного возраста. Это исследование показало, что маленькие дети, ставшие свидетелями частых скандалов между родителями, намного чаще сталкиваются в подростковом возрасте с депрессией, тревогой и поведенческими проблемами.
К разрушительному поведению во время выяснения отношений относятся:
насмешки, оскорбления, угрозы развестись, бросание вещей, а также уход от прямой конфронтации.
Часто родители думают, что, уходя от прямой конфронтации или же «награждая» партнера трехдневным молчанием, они решают конфликт безболезненно для детей. Но в такие моменты дети, глядя на нас, учатся, как решать проблемы и конфликты, как управлять эмоциями.
Поведение родителей закладывает в ребенке общее представление об отношениях в паре. Если родители относятся друг к другу без уважения, дети будут считать такое поведение нормой и, возможно, будут позволять другим относиться к себе подобным образом.
Иногда споры выходят из-под контроля и родители произносят что-то сгоряча, что не собирались произносить, и оказывается, что дети это услышали.
— обсудить случившееся, объяснив ребенку в общих чертах причины разногласия (не «папа опять напился», а «вчера немного поругались в гостях»). Учитывайте поправку на возраст ребёнка.
— успокоить детей, заверив, что это всего лишь недопонимание и родители любят друг друга.
— убедиться, что дети уверены в сплоченности семьи, в том, что с конфликтом вы справитесь.
Самое важное для детей – хорошие отношения между родителями, даже если они в разводе. Стресс у ребенка от постоянных ссор сопоставим (или даже превышает!) со стрессом от расставания родителей.
О правильных конфликтах
Я вам опять спорную и неоднозначную тему принес.
С возрастом и опытом я начал как-то иначе смотреть на некоторые вещи. Отстраненным взглядом.
Появилось понимание простого факта: дерево надо судить по плодам его. А действие-по результатам.
Нас с детства учат, что ссориться-плохо, а жить в мире хорошо. Вворачивают при случае пословицу про худой мир и добрую ссору. Позвольте не согласиться.
Конфликт-это инструмент общения, понимаете? Он сам по себе не несет ни добра, ни зла. В неумелых руках, конечно, опасный и разрушительный, но. давайте поговорим о том, как с ним обращаться умело и извлекать из него пользу.
Мы, к счастью или несчастью- не строй одинаково запрограммированных андроидов. В любых отношениях, будь то формат «дружба», «начальник-подчиненный», «секс» или «родитель-ребенок»(а есть еще десятки менее интенсивных вроде «соседи» или «дальние родственники»), особенно на первых порах, возникают противоречия в понимании формата.
Приведу достаточно простой пример. Допустим, вы-симпатичная девушка. И ваш начальник считает, что ему ничто не мешает, проходя мимо, шлепнуть вас по заднице. А вы считаете, что так делать не стоит, и прекращать это нужно еще вчера.
И вот вы, как цивилизованный человек, открываете рот и человеческим голосом молвите ему свое мнение. А он вместо того, чтобы осознать, извиниться и перестать, изрекает что-то вроде: «Да ладно тебе, нашла из-за чего кипиш поднимать!»-и, в следующий раз проходя мимо, шлепает снова.
(Мой комментарий: так, к сожалению, часто бывает. Не только с начальниками. Речь, как вы понимаете, не только и не столько про шлепки девушек по заднице. На месте начальника вполне может быть сосед-любитель послушать блатняк на оглушительной громкости, ребенок, считающий, что стырить деньги у родителей и потратить их на свои развлечения-это нормально и естественно, дурная клиентка, думающая, что она права всегда, даже когда трехэтажным матом требует невозможного и довольно неприятного. У всех этих людей одна общая черта: они не понимают цивилизованного и однозначного объяснения своей неправоты и продолжают делать свои грязные дела даже после прямого и конкретного разговора).
Однако, стоит Вам сменить методы воздействия на более жесткие, и результат не заставляет себя ждать. Возможно, у вас есть муж-крупный и не очень дружелюбный к таким персонажам мужчина, который коротко и понятно, хоть и непечатно, напомнит начальнику правила приличия. То же самое в тех же выражениях могут сделать сотрудники полиции, ознакомившись с видеозаписью на скрытую вами камеру. На худой конец, можно, вооружившись ножницами с ближайшего стола, громко и отчетливо пообещать воткнуть их супостату, куда получится. Или просто наорать дурным голосом. И-о чудо!-начальник снова исповедует чисто рабочий формат отношений. И втихую мечтает уволить. Но очень втихую, поскольку понимает, что это может обернуться судебным иском с крайне неприятными перспективами.
Теперь давайте разберем подноготную вышеописанного процесса.
Очевидно, что проблема здесь не только и не столько в разном понимании формата взаимодействия, сколько в попытке навязать свой формат, игнорируя ваше недовольство, даже высказанное прямым текстом. Проще говоря, человек считает себя настолько главнее вас(применительно к начальнику-главнее закона). Соответственно, никакими цивилизованными способами это противоречие принципиально невозможно разрешить.
Для того, чтобы открыть человека к разговору, сначала нужно развеять его иллюзию главенства.
Поэтому первый шаг- «показать зубы». Без четкого понимания неприятностей, которые ему грозят в случае дальнейшего самодурства такой самодур будет оставаться самодуром.
Важно не перегнуть палку и не выходить за рамки правового поля(!), иначе вы дадите своему оппоненту лишний козырь в руки. Подавляющему большинству людей достаточно правильно пригрозить. Хотя не стоит забывать про отмороженное меньшинство, которым нужно объяснять более болезненно.
После первого шага ваш оппонент готов к переговорам на равных.
Чудесно. Самое время для второго шага-обсудить условия дальнейшего взаимодействия. Повторяю, на равных обсудить. Глупой ошибкой будет о чем-то униженно просить. На данном этапе вы уже не просите, а спокойно излагаете ультиматум:или так, или никак и расходимся подобру-поздорову(и, кстати, вы готовы разойтись подобру-поздорову). А вот так-не будет, иначе. (и вы готовы организовать ему это «иначе»).
Третий шаг-закрепление успеха. Не забывайте уже потом, через время после того, как ваш целебный конфликт пройдет, поддерживать какими-то мелкими знаками добра(улыбка вам в помощь, например. и что-нибудь другое, настолько же незначительное, но однозначно позитивное) правильное поведение недавнего оппонента и осаживать при первых признаках повторения неправильного.
Попахивает дрессировкой, на мой вкус. Кнут и пряник, строго по заветам Дурова.
Но такие личности, по-моему, ближе к животным, чем к людям, так что никаких противоречий не вижу.
Отличный совет.
Бизнес с родственницей
В марте этого года позвонила тетя, живёт и работает она в Москве, я же где родился там и пригодился. Предложила совместный бизнес в нашей малой родине по производству изделий из бетона. Я согласился, она все рассчитала, расходы 70% она, я 30%. Так как она работает в окологосударственной конторе и не может до выхода на пенсию открывать на свое имя юрлицо, а я же сам работаю в АО рядовым планктоном и поэтому открыл ООО на свое имя. Нашел нужное помещение, всю бухгалтерию и бумажную работу организовал, нашел работников, наладил поставки сырья и много чего по мелочи на месте. Она закупила все необходимое оборудование, я встретил и все подготовил. Она за время отпуска в апреле-мае должна была пройти обучение в Москве, но корона внесла свои корректировки и затянулось все дело до середины июня. Работа по всяким видеоурокам из ваших там интернетов ни мной ни ею не признавались. Раз уж делать, так грамотно и со знанием дела + соответствующим сертификатом. Приехала в конце июня, она обучила меня и работников за 2 недели, все изделия получаются хорошо по ГОСТу и производство наладилось. Так как в нашем городе дефицит производства, вплоть до того, что строительные компании закупают некоторые виды изделий с соседнего региона то первые клиенты физлица и юрлица сразу появились.
На горизонте замаячили первые нормальные денюжки. С прибыли первым делом закупали сырье, ЗП работникам, аренду помещения оплачивали. После всех этих расходов сумма нормальная оставалась. И тут то, как вы и догадываетесь начинаются проблемы с дележкой. Не знаю почему, но мы к сожалению ни разу не обговорили этот момент. Я надеялся на свои 30%, этого бы мне хватало за глаза. ЗП с конторы, где я работал + 30% с дела выходило бы +-100k. Я прекрасно понимаю, что идея тёти и основная статья расходов на ней, соответственно львиная доля прибыли ей должно уходить. Но после 1-го месяца работы и после того, как я привёл юрклиента с заказом на 1.1 млн. рублей оплатившего по договору 50% предоплаты мою любимая тётя даёт мне 5 т.р. я сразу спросил необходимо что-то купить или услуги нужны, на что получил ответ: «Это твоя зарплата за июль».
.
.
.
Как я окуел, видели бы вы моё лицо)) На мой скромный вопрос почему так мало ответила «Я настолько оценила твою работу». Начались долгие споры, т.к. я уважаю ее за тяжёлый жизненный путь и возраст говорил спокойно с аргументами и фактами, она же на эмоциях и с матами. Я ее уговаривал, что я все делал максимально прозрачно, что за ее спиной не мутил левых дел и т.д., чтобы она начала вот так себя вести со мной, но увы, в итого не смогли найти компромисс. В пылу эмоций она забыла, что по документам я единственный учредитель и только я контролирую все финансы (банк, отчётность, счета и многое другое). Озвучив сей факт я удалился. Через день как ни в чем не бывало. «Привет SamSar как дела у нас с договором поставки? Нужна ли какая помощь? Я был поражён ее актёрскому мастерству. Сделал вид, что все нормально и мы продолжили работу. Через неделю она уезжает домой. Вопрос с деньгами так и не решён. Вчера вечером написал ей сообщение с просьбой помириться и обговорить все как следует, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций. Сообщение прочитано, ответа нет.
Впервые в жизни столкнулся с такой проблемой. Я вообще хз как дальше быть. Всегда общались прекрасно, всегда казалась адекватной и мудрой женщиной, а тут такое.
ПС. Пост сугубо выговориться. Кидайте тапки и советы (пожалуйста)