Мобилизированный резерв что это
«Пушечное мясо»: что означает создание мобилизационного людского резерва в России
Этой осенью во многих российских СМИ появились сообщения о наборе в так называемый «мобилизационный людской резерв» — заключении контракта бывших военнослужащих с Министерством обороны о регулярном оплачиваемом прохождении военной подготовки и сборов. В дополнение к малопривлекательному официальному названию «людской резерв» используется громкая аббревиатура БАРС — «боевой армейский резерв страны». Объявленные размеры резерва и выплат за пребывание в нем предполагают значительные бюджетные расходы. Почему российские власти готовы тратить гигантские суммы не на здравоохранение, а на игры взрослых людей в войну?
Министерство обороны называет формирование резерва федеральным проектом «БАРС-2021», начало которому было положено указом президента России от 17 июля 2015 года «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил РФ». Сайт нового проекта в качестве субъекта, объявляющего о наборе в резерв, представляет «команду вежливых людей», используя образ, созданный во время аннексии Крыма. Однако основные акценты на этом сайте и в объявлениях районных администраций, военкоматов и контролируемых властями СМИ о формировании резерва делаются на деньгах.
Включение в резерв предполагает участие в ежемесячных тренировках продолжительностью до трех суток и ежегодных сборах до 30 дней. Нахождение в резерве будет оплачиваться определенной выплатой каждый месяц, а также выплатой раз в год за прохождение сборов. Размер выплат зависит от звания и региона. В Волгоградской области, например, обещают, что ежегодный доход резервистов будет варьироваться от 59 455 рублей для рядового до 156 540 рублей — для полковника (командира полка). Кроме того, значительных расходов потребуют обеспечение обмундированием, проезд, проживание и питание резервистов, а также обещаемая компенсация работодателям.
Судя по сообщениям Минобороны и утверждаемому в настоящее время федеральному бюджету на 2022–2024 годы, власти намерены набрать в активный резерв более сотни тысяч граждан. Ещё в августе этого года представители Южного военного округа сообщили о задании набрать до конца месяца в мобилизационный людской резерв только в ЮВО 38 тысяч человек. Такая же мобилизационная кампания идет в других военных округах. Военный комиссариат Татарстана в августе объявил о планах набрать в резерв 1,2 тысячи человек.
Уровень военной подготовки, которую в настоящее время проходят резервисты, судя по роликам на сайте Минобороны и сюжетам федеральных телеканалов о сборах, — это уровень середины и второй половины XX века: стрельба из пистолетов, автоматов Калашникова, ручных пулеметов, гранатометов, снайперских винтовок Мосина, преодоление полосы препятствий, передвижение на армейских пикапах.
В то же время федеральная власть планирует потратить на формирование мобилизационного людского резерва значительные бюджетные средства. Законопроект «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, предусматривает увеличение расходов на мобилизационную и вневойсковую подготовку (в рамках расходов на национальную оборону) с 7,4 миллиардов рублей в 2021 году до 16,3 миллиардов в 2022-м, 16,7 миллиардов — в 2023-м и 17,2 миллиардов рублей — в 2024 году.
В целом расходы на национальную оборону уже в 2021 году составят 14,4% общего объема расходов федерального бюджета, а к 2024 году планируется их увеличение до 15,2%. За счет каких статей произойдет это увеличение — вполне очевидно. Доля расходов на здравоохранение снизится с 5,8% общего объема расходов федерального бюджета в 2021 году до 4,9% в 2024-м. Сократится доля расходов и на социальную политику. Грубо говоря, десятки миллиардов, которые будут потрачены на людской мобилизационный резерв, — это средства, которые федеральная власть забирает у здравоохранения и социальной политики.
Несколько дней назад мне пришлось провести более четырех часов в приемном покое временного инфекционного госпиталя Городской клинической больницы №7 Казани — я сопровождал близкого мне человека, которого госпитализировали со значительным вирусным поражением лёгких. 7-я больница — одна из лучших в Татарстане, одном из «опорных регионов» России, как заявляют республиканские власти. Нынешний министр здравоохранения республики Марат Садыков пришел на этот пост с должности главврача именно этой больницы.
И даже в такой продвинутой и современной по российским меркам клинике спустя полтора года после начала пандемии больных коронавирусом обследуют посредством единственного аппарата рентгеновской компьютерной томографии. В кабинет РКТ, используемый для определения вирусного поражения лёгких, пациентов привозят на каталках и колясках из стационара, часто с кислородными баллонами. В этот же кабинет стоит очередь из тех, кого привезли скорые и направили участковые врачи. Задыхающиеся, температурящие люди, часто старшего возраста, вынуждены проводить в очереди на КТ часы.
Отсутствие ещё одного аппарата РКТ для больных коронавирусом, посредством которого можно было бы обследовать стационарных больных, не привозя их в приемный покой, — не вина персонала больницы. Её сотрудники сейчас делают всё возможное для помощи огромному числу заболевших. Очевидно, что число доступных аппаратов РКТ и наличие персонала, работающего с ними, — это вопрос ресурсов — именно тех, которые предполагаются федеральным бюджетом. Если так обстоит дело с ресурсами в одной из лучших татарстанских больниц, то какова ситуация в других российских субъектах?
Однако, несмотря на пандемию COVID-19, низкие зарплаты медперсонала, текучку и нехватку врачей, их перегруженность и выгорание, нехватку высокотехнологичного медицинского оборудования и тех, кто умеет на нём работать, российские власти сокращают расходы на здравоохранение и увеличивают расходы на полицию, спецслужбы, армию и её резерв.
Увеличение расходов на национальную оборону, включая мобилизационный людской резерв, а также на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» с одновременным сокращением расходов на здравоохранение в очередной раз подтверждают — жизнь и здоровье граждан не являются приоритетом для федеральной власти, несмотря на все заявления Владимира Путина о ценности человеческой жизни.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Военный комиссариат разъясняет: Что такое мобилизационный людской резерв
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
Что такое мобилизационный людской резерв, кто такие резервисты, размеры выплат, какие требования предъявляются к кандидатам и как заключить контракт? Попробуем разобраться!
Что такое мобилизационный людской резерв?
Мобилизационный людской резерв — это часть граждан, пребывающих в запасе, которые содержится в наиболее мобготовом состоянии. То есть это гражданские люди, добровольно заключившие договор с МО РФ. По его условиям они в мирное время участвуют в занятиях и сборах, а при мобилизации самостоятельно прибывают в свою воинскую часть.
Особенность условий контракта является возможность совмещать основную гражданскую работу с военными занятиями и сборами. В периоды таких мероприятий государство компенсирует предприятию, где работает резервист, размер его среднего заработка.
Главная задача создания мобрезерва – это возможность оперативного доукомплектования ВС РФ мотивированными и подготовленными специалистами. Сейчас приоритет отдается комплектованию резервистами целых подразделений, что позволяет при объявлении мобилизации получить слаженные и боеготовые в/части уже к исходу первых суток.
Подготовка резервистов
Мобрезервисты проходят подготовку на сборах и отдельных ежемесячных занятиях в в/частях, в которые они предназначаются.
В ходе подготовки совершенствуются военные навыки при практическом исполнении обязанностей на штатном вооружении и в составе целых подразделений. Офицеры, кроме того, приобретают навыки в руководстве подчиненными в ходе выполнения учебно-боевых задач.
Как часто резервисты привлекаются на занятия?
Сборы проводятся 1 раз в год, а занятия ежемесячно. Продолжительность сборов с резервистами составляет 10-30 дней, а тренировочных занятий – до 3 суток.
Численность резервистов
Численность резервистов в 2019 году составляла менее 1 тыс. человек. Численность резервистов и перечень в/частей, которые комплектуются резервистами, ежегодно уточняется на основании соответствующих решений высшего руководства ВС РФ.
Какими документами закреплены обязанности резервиста?
Обязанности, права, ответственность резервистов, а также условия пребывания их в резерве регламентированы контрактом.
Размеры выплат резервистам
Резервистам положены следующие выплаты:
В среднем, в зависимости от региона (субъекта РФ), ежемесячная выплата составит:
Дополнительно к этому в период нахождения на занятиях и сборах резервистам выплачивается довольствие по их воинской должности.
При вызове на сборы и занятия, кроме всего прочего предусмотрена компенсация:
Социальные льготы резервистов
Для мобрезервистов предусматривается бесплатная возможность пройти переподготовку (доподготовку) или повысить квалификацию в военных вузах по гражданским специальностям (профессиям).
В каких регионах возможно заключить контракт на пребывание в резерве
В настоящее время в мобрезерв возможно поступить в городах, где размещаются штаба военных округов:
Но стоит учитывать, что в этих городах резервисты предназначаются в штаб военного округа в воинском звании не менее майора, с опытом службы в органах военного управления и проживающие непосредственно в городе или ближайшем пригороде.
Кроме этого резервистами комплектуются воинские части, дислоцирующие в следующих субъектах РФ:
В/части в этих регионах комплектуются резервистами как офицерами, так и солдатами и сержантами.
Для того, чтобы узнать наличие вакантных должностей, необходимо обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства.
Требования к кандидатам в мобрезерв
Пунктом 2 ст. 57.4 закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что кандидат в мобрезерв, отбирается по тем же требованиям, что и на контракт.
По здоровью это только годные к службе или годные с незначительными ограничениями.
По профотбору это 1-3 категория профпригодности (ознакомится с тестами на нашем сайте).
Кандидат должен также соответствовать требованиям по уровню образования и физической подготовки.
Указанные требования доводятся до военкоматов в виде указаний.
Для уточнения возможности заключить контракт на пребывание в мобрезерве, кандидату необходимо обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства.
При возможности заключения контракта возможно два варианта дальнейших действий. Первый и основной идти в военкомат, второй отправляться в в/часть.
Ответы на часто задаваемые вопросы
1. Как узнать возможно ли поступление в мобрезерв?
Статьей 57.4 закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что 1-й контракт можно заключить только с кандидатом:
Однако с учетом того, что информация о возможности зачисления в резерв доводится только до тех военкоматов, на которые возложено задание на отбор кандидатов, гражданину необходимо обратится в военкомат по месту проживания.
Нет. В резерве состоят исключительно граждане, заключившие контракт. Остальные являются гражданами, пребывающим в запасе. Такие граждане состоят в мобилизационном людском ресурсе ВС РФ.
3. Как размещаются резервисты во время в/сборов, имеется ли возможность увольнения из расположения в/части?
Приказом МО РФ 2007 года № 185 резервисты в период проведения занятий и сборов размещаются в пунктах дислокации в/частей или полевых лагерях. Увольнение их из расположения в/части организуется командирами в установленном порядке (по требованиям Устава внутренней службы ВС РФ.
4. Какое дополнительное материальное стимулирование предусмотрено для мобрезервистов?
Законом № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” определено, что при заключении резервистами нового контракта им осуществляются разовая денежная выплата в размере 1 мес. оклада (при 3-х летнем контракте) и 1,5 мес. оклада (при 5-и летнем контракте), а также ежемесячные % надбавки за срок пребывания в мобрезерве.
5. Предусмотрена военная ипотека для мобрезервистов?
Действующим законодательством получение военной ипотеки резервистами не предусматривается.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мобилизированный резерв что это
Стать резервистом
до 42 лет
Находиться в резерве
до 45 лет
Стать резервистом
до 47 лет
Находиться в резерве
до 55 лет
Стать резервистом
до 52 лет
Находиться в резерве
до 60 лет
Стать резервистом
до 57 лет
Находиться в резерве
до 65 лет
Стать резервистом
до 42 лет
Находиться в резерве
до 45 лет
Стать резервистом
до 47 лет
Находиться в резерве
до 55 лет
Стать резервистом
до 52 лет
Находиться в резерве
до 60 лет
Стать резервистом
до 57 лет
Находиться в резерве
до 65 лет
проводятся в учебных класса
по строевой, огневой, физической подготовке
проводятся в учебных класса
по строевой, огневой, физической подготовке
Накануне военных сборов организация, в которой работает резервист, получает повестку от военного комиссариата района о направлении гражданина на сборы и издает приказ об убытии своего сотрудника.
На сборах резервисты живут в стационарных казармах при воинских частях или в палатках в разворачиваемых полевых лагерях.
Накануне военных сборов организация, в которой работает резервист, получает повестку от военного комиссариата района о направлении гражданина на сборы и издает приказ об убытии своего сотрудника.
На сборах резервисты живут в стационарных казармах при воинских частях или в палатках в разворачиваемых полевых лагерях.
Мобилизационный резерв
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЛЮДСКОЙ РЕЗЕРВ
Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве (Федеральный закон 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
КОНТРАКТ О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ
Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и командиром воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.
Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ
Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, в случае необходимости его оформления;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
ОСНОВАНИЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РЕЗЕРВА
Гражданин подлежит исключению из резерва:
б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
в) по состоянию здоровья;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о наказании в виде лишения свободы или лишения условно;
е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства другого государства;
ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.
Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;
б) по семейным обстоятельствам:
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры.
4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЗЕРВИСТОВ
Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, состоят из:
б) коэффициентов районных (в зависимости от местности);
ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу:
в) единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве.
В период прохождения военных сборов денежное довольствие резервисту выплачивается как военнослужащему из расчета полного оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию.
Кроме того, при заключении нового контракта резервисту выплачивается единовременная денежная выплата в следующих размерах:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июля 2015 г.
МОБИЛИЗАЦИОННОГО ЛЮДСКОГО РЕЗЕРВА
В соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» постановляю:
2. Для служебного пользования.
3. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
4. Установить, что финансирование мероприятий, связанных с формированием резерва, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.
от 3 сентября 2015 г.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ ГРАЖДАН
В МОБИЛИЗАЦИОННОМ ЛЮДСКОМ РЕЗЕРВЕ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
о порядке пребывания граждан Российской Федерации
в мобилизационном людском резерве
3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.
II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.
В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.
7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.
8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.
Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.
9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.
10. В заявлении указываются:
а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;
б) регистрация по месту жительства (пребывания);
в) военно-учетная специальность и воинская должность;
г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.
11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:
а) военный билет (военный билет офицера запаса);
б) анкету, заполненную по установленной форме;
в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;
е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.
12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.
Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.
15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:
а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;
б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);
в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;
г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.
16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).
В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).
Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).
В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.
Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.
19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.
20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.
Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.
21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.
Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.
22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:
а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;
23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.
III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен
24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.
25. Основными задачами аттестации резервиста являются:
а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;
б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;
в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;
г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.
26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.
27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.
28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.
29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.
30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.
В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.
31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.
На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.
32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.
34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.
Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.
35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
IV. Порядок исключения из резерва
36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57[8] Федерального закона.
37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57[8] Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.
Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.
Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.
V. Порядок исполнения резервистами
специальных и должностных обязанностей
39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.
40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.
42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.
Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.
43. В должностном регламенте резервиста указываются:
а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.
45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
РАЗДЕЛ VIII.1. МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК,
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ
(введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
1. Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Порядок поступления в резерв, пребывания в резерве и исключения из резерва определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
2. В контракте о пребывании в резерве закрепляются добровольность поступления гражданина в резерв, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве, и условия контракта о пребывании в резерве.
3. Условия контракта о пребывании в резерве включают в себя обязанность гражданина пребывать в резерве в течение установленного контрактом о пребывании в резерве срока, добросовестно исполнять обязанности резервиста, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 настоящего Федерального закона.
5. Заключение контракта о пребывании в резерве, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В контракте о пребывании в резерве предусматривается условие о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае расторжения контракта о пребывании в резерве по основанию, предусмотренному подпунктом «г» или «д» пункта 1 либо подпунктом «б» или «в» пункта 2 статьи 57.8 настоящего Федерального закона, а также размер подлежащих возмещению средств.
Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
1. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.
3. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.
Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
1. Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
2. Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
3. Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
4. Контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, находящимся на государственной гражданской службе Российской Федерации, при условии его соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и в случае, если пребывание в резерве не будет являться причиной ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся аттестация и квалификационный экзамен резервиста в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
Статья 57.6. Пребывание в резерве
Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
1. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.
2. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
3. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 57.8. Основания исключения из резерва
1. Гражданин подлежит исключению из резерва:
б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;
ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
2. Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.
3. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;
б) по семейным обстоятельствам:
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери ребенка;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
5. Исключение из резерва осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
6. Контракт о пребывании в резерве прекращает действие со дня исключения гражданина из резерва.
7. В случае исключения гражданина из резерва по основанию, предусмотренному подпунктом «г» или «д» пункта 1 либо подпунктом «б» или «в» пункта 2 настоящей статьи, гражданин возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.