Мобильный эквайринг для ип что это
Эквайринг для ИП
Эквайринг — это способ оплаты товаров и услуг платёжными картами через терминалы или интернет. В статье расскажем, зачем индивидуальному предпринимателю подключаться к этой системе.
Преимущества эквайринга для ИП
Какие сложности могут возникнуть
Есть вероятность технического сбоя во время оплаты, потому что эквайринг — автоматическая штука.
Может ошибиться и продавец, если будет пробивать суммы вручную. Поэтому желательно завести номенклатуру на кассу, чтобы уменьшить человеческий фактор.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Его используют в магазинах и кафе, клиенты платят через POS-терминал. За проведение операций банк берёт комиссию 1,5-2,5%.
Мобильный эквайринг
Помогает оплачивать товары и услуги с помощью переносных POS-терминалов и мобильных устройств. Например, курьер может взять с собой терминал, чтобы покупатель заплатил картой. Комиссия обычно составляет 2,5-3%.
Интернет-эквайринг
Удобен тем, что не нужно устанавливать терминал для оплаты. Все операции проводят на сайте интернет-магазина: покупатель вводит данные карты и оплачивает товар. Комиссия банка составляет 3-6%.
Подходящий вид эквайринга зависит от вида деятельности. Например, если у предпринимателя есть торговая точка в офлайне и интернет-магазин, то понадобятся торговый и интернет-эквайринг. Мобильный эквайринг пригодится, если ИП начнёт доставлять товары на дом.
Чем больше способов оплаты товаров и услуг, тем больше покупателей.
Какой банк для подключения эквайринга выбрать
При выборе обратите внимание на несколько условий.
1. Оборудование
Для эквайринга вам понадобится оборудование и ПО. От техники зависит скорость и безопасность расчётов. Поэтому узнайте у банка, предоставляет ли он оборудование, и сколько оно стоит. Часто банки дают пользоваться им бесплатно, если вы заключаете с ними договор эквайринга.
2. Вид связи терминала с банком
От этого зависит скорость обслуживания. Если банк предлагает недорогие способы авторизации, то вы будете тратить время — своё и клиентов.
При оплате картой информация передаётся через несколько каналов. Например, из POS-терминала она поступает в процессинговый центр банка, оттуда — в платёжную систему, а потом в банк-эмитент, который проверяет, действительна ли карта и есть ли на ней деньги. Потом информация снова направляется в POS-терминал.
Скорость передачи информации от одного звена другому зависит от способа связи терминала с банком. Самая медленная связь — через телефонный запрос и по модему, самая быстрая, в течение 1-3 секунд, — через Ethernet и Wi-Fi. Для мобильного эквайринга используют протоколы пакетной передачи данных GSM и GPRS.
3. Платёжные системы, с которыми работает банк-эквайер
У каждого банка есть свой список платёжных систем, с которыми они работают. Самые распространённые — Visa и MasterCard. Поэтому важно, чтобы вы могли проводить оплату через эти системы.
4. Сервисное обслуживание
Банки обычно предлагают установку и сервисное обслуживание оборудования, а также обучают персонал использовать терминалы.
После установки персонал обязательно инструктируют. Более серьёзная форма обучения — тренинг по эквайрингу, на котором учат, как выявить мошенников, увеличить продажи с помощью эквайринга, отменить ошибочную операцию, организовать документооборот и подготовить отчётность.
Обратите внимание на техническое обслуживание, которое должно быть доступно круглосуточно. Чтобы вы в любой момент могли обратиться в банк, заменить или отремонтировать сломанное оборудование.
5. Финансовые условия
Большое значение имеет срок, в течение которого деньги поступают на расчётный счёт ИП. Если счёт открыт в банке-эквайере, то деньги поступают в течение одного дня. Если счёт открыт в одном банке, а экваринг подключён — в другом, то срок поступления может увеличиться до трёх дней.
Уточнить нужно и сроки, в которые банк возвращает деньги на карту покупателя, если тот отказался от покупки. Оптимальный срок — 3-10 дней с момента возврата товара.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
От чего зависит размер тарифа на эквайринг
С каждой оплаты клиента банк удерживает комиссию. В среднем — от 1,7 до 2,3%. Минимальная комиссия — 1,5%, а максимальная — около 6%.
Размер комиссии зависит от:
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что такое мобильный эквайринг
Эквайринг ─ оплата товаров и услуг банковскими картами. Есть две причины, по которым устройство для эквайринга ─ терминал ─ должно быть в магазине или месте оказания услуг.
Первая причина ─ требования закона «О защите прав потребителей». Согласно ст.16.1 у покупателя должно быть право выбора способа оплаты: наличные деньги или карта. Исключения сделаны для точек продаж, в которых нет интернет-соединения, и для организаций и ИП с выручкой до 5 млн. руб. в год.
Вторая причина ─ конкурентоспособность. Так, согласно статистике ЦБ РФ, за первое полугодие 2020 года покупатели рассчитывались картами 17,7 млрд. раз, а за такой же период 2019 года ─ только 14,9 млрд.раз.
Как видите, малый бизнес вовсю переходит на безналичную оплату, и вопрос: «Надо ли это делать?», даже не стоит. Но сначала надо определиться, что использовать: стационарный или мобильный эквайринг. Также мы немного расскажем об альтернативе мобильному эквайрингу, с которой вы сэкономите на процентной ставке эквайринга более 1%.
Какие есть виды эквайринга?
Стационарный эквайринг ─ оплата товаров (услуг) в магазинах и точках продаж. Обычно используются терминалы, которые подключены к электрической сети и стационарному интернету.
Мобильный эквайринг ─ прием безналичной оплаты вне торговых точек, например, курьерами, таксистами, кондукторами в общественном и рейсовом транспорте, при развозной или разносной торговле. Также такой эквайринг из-за компактного оборудования можно использовать в магазинах или местах оказания услуг с небольшой площадью.
Интернет-эквайринг ─ оплата товаров и услуг через интернет. Терминалы для такого приема платежей не нужны, все данные карты покупатель вводит на сайте.
За услуги эквайринга банки берут комиссию ─ процент от суммы, оплаченной через терминал. Комиссии банков бывают плавающими или фиксированными.
Фиксированная ставка не зависит от оборота, в среднем она составляет 2%. При больших оборотах по эквайрингу банк может дать ставку ниже.
Дороже стоит интернет-эквайринг. Это связано с тем, что для оплаты покупатели вводят данные своей карты в интернете на сайтах через специальные интерфейсы. А это требует дополнительных затрат на защиту данных при платежах.
Кстати: подключить эквайринг в любом банке можно только если у вас есть расчетный счет. А он открывается только для юридических лиц (ООО, например) и ИП. О том, что делать физическим лицам, если они хотят принимать платежи картами, мы рассказали в статье «Выгодный эквайринг для физических лиц».
Разделяют эквайринг в зависимости от используемого оборудования. В этой статье мы подробно расскажем про мобильный эквайринг.
Какое оборудование применяется для мобильного эквайринга?
Для мобильного эквайринга используются переносные беспроводные терминалы. Их два вида. И есть вариант мобильных онлайн-касс, в которые терминал эквайринга уже встроен.
1. Переносной автономный POS-терминал, который работает на аккумуляторах и поддерживает мобильный интернет. Средний размер (ДхШхВ) 17 х 7 х 6 см, купить такой терминал можно, начиная от 25 000 руб.
Плюсы мобильного POS-терминала:
подходит для расчетов за товары или услуги, для продажи которых не нужна онлайн-касса;
если касса выйдет из строя, покупатель сможет расплатиться картой.
Минусы мобильного POS-терминала:
нужно купить онлайн-кассу и терминал, плюс двойные расходы на оплату интернета, покупку или заправку картриджей для принтеров и чековой ленты;
более громоздкий по сравнению с пин-падом;
расчет с каждым покупателем занимает больше времени по сравнению с пин-падом, так как надо отдельно завести сумму в POS-терминал и распечатать два чека: с кассы и с терминала;
возможны ошибки при вводе суммы.
2. Мобильный пин-пад (можно встретить название мобильный терминал эквайринга) используется только с онлайн-кассой, соединение с которой происходит через Bluetooth. Платежный чек печатает принтер онлайн-кассы. Купить мобильный пин-пад можно по цене от 8000 руб.
Плюсы:
не нужно тратиться на интернет и расходные материалы для пин-пада;
нет ошибок в сумме к оплате, так как стоимость покупки автоматически передается из онлайн-кассы в пин-пад.
расчеты проводятся быстрее по сравнению с POS-терминалом.
Минус ─ не получится провести оплату, если онлайн-касса, к которой подключен пин-пад выйдет из строя.
3. Мобильная онлайн-касса с эквайрингом ─ устройство «2 в 1», на котором можно сформировать кассовый чек, принять оплату банковской картой и распечатать два документа: чек из кассы по требованиям 54-ФЗ и чек, подтверждающий оплату.
Плюсы:
удобство расчетов на выезде ─ выдать чек и принять оплату можно практически одной рукой;
не нужно тратиться на два устройства, чтобы принимать наличные и безналичные платежи.
Минус ─ сложно использовать при постоянном потоке покупателей, от которых кассир отделен прилавком, так как ему придется или передавать кассу для оплаты покупателям, или забирать у них карты, чтобы провести оплату.
Как сэкономить на эквайринге?
Кроме эквайринга, многие банки поддерживают СБП (систему быстрых платежей). Это новый способ приема безналичного платежа. СБП выгоднее эквайринга, так как ниже комиссия, которую берут банки: 0,4 ─ 0,7% за быстрые платежи против 1,9 ─ 2,5% за эквайринг. Подробнее про СБП в этой статье.
Но есть 4 причины, по которым не получится полностью заменить эквайринг на СБП:
по Закону «О защите прав потребителей» у покупателей должна быть возможность расплачиваться удобным для них способом, в том числе картой;
не все банки поддерживают СБП, хотя в 2021 году государство обязало всем банкам подключиться к этой системе;
не все онлайн-кассы могут генерировать QR-код для оплаты через СБП;
не у всех покупателей на смартфонах установлены банковские приложения.
Поэтому оборудование для эквайринга подобрать все же придется.
Как выбрать для своей деятельности мобильный терминал эквайринга?
Самое дорогое оборудование для эквайринга ─ переносной POS-терминал. Если приобретать и его, и онлайн-кассу, получится затратно. Мобильные POS-терминалы лучше всего использовать, когда при расчетах с покупателями не требуется онлайн-касса. Виды деятельности, для которых касса не обязательна, перечислены в ст.2 54-ФЗ.
С точки зрения компактности самый удобный мобильный вариант для расчетов ─ онлайн-касса со встроенным эквайрингом. Такую кассу можно использовать для любых видов деятельности: от торговли до услуг. Но ее цена будет выше, чем у комплекта: пин-пад + касса.
Этот вариант мобильного эквайринга подходит курьерам, при продаже товаров и оказании услуг на выезде, в офисе или торговой точке, где нет потока посетителей.
Пример онлайн-кассы 2-в-1 ─ МТС Касса 5″ + эквайринг:
компактная, диагональ экрана 5 дюймов, вес 500 г;
работает без подзарядки до 20 часов;
принимает оплату картами всех типов любых платежных систем;
принимает безналичные платежи через СБП;
подключается к сайту и принимает онлайн-платежи, работает с заказами и авансовыми платежами;
при подключении к интернет-магазину принимает оплату онлайн ─ формирует и отправляет покупателям электронные чеки;
есть встроенный 2D-сканер, а значит ее можно использовать при продаже алкоголя, табачной и другой маркированной продукции;
бесплатные обновления кассовой программы.
В комплекте к кассам идет sim-карта со специальным тарифом «Телематика для ККТ», который предоставляет мобильный интернет с объемом трафика 1 Гб в месяц. Абонентская плата за этот тариф 125 руб. в месяц.
Еще один вариант оборудования для эквайринга ─ мобильный пин-пад. Для работы его надо подключить к онлайн-кассе. Пин-пад дешевле переносного POS-терминала и не требует дополнительных затрат на интернет и обслуживание. Онлайн-касса + пин-пад ─ наиболее универсальный вариант для приема оплаты картами. Он подходит и для стационарной торговли, и для расчетов с покупателями на выезде.
Единственное неудобство совместного использования кассы и пин-пада в «походных» условиях ─ нужно заряжать и носить с собой хоть и компактных, но два устройства.
При стационарной же торговле пин-пад, особенно беспроводной делает расчеты более удобными: терминал можно расположить на прилавке так, чтобы покупатель мог сам приложить или вставить карту. В результате продавец не теряет время, а покупатель спокоен за свою карту, так как никому ее не передает.
Пример мобильного пин-пада ─ D200 от МТС Кассы:
компактный размер ─ помещается на ладони, (Д х Ш х В) 12 х 7 х 2 см, вес ─ 165 г, экран 2,4″;
работает от аккумулятора;
подключается к кассе по Bluetooth;
принимает безналичные платежи картами с чипом, магнитными и бесконтактными любых платежных систем, например, Visa, Mastercard, МИР;
поддерживает бесконтактную оплату смартфонами и другими гаджетами, на которые установлены Pay-сервисы Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay.
Условия по эквайрингу:
комиссия 1,99%, не зависит от оборота;
не нужно открывать расчетный счет в определенном банке.
МТС Эквайринг D200 позволяет использовать СБП для оплаты товаров и услуг, так как терминал подключается к любым моделям МТС Касс: МТС Кассе 5″, МТС Кассе 7″, МТС Кассе 9″ и МТС Кассе 12″, которые поддерживают СБП.
Как подключить мобильный эквайринг?
Подберите необходимое оборудование.
Если для безналичных расчетов вы хотите использовать пин-пад и у вас уже есть онлайн-касса, обратите внимание, чтобы касса могла работать с вашим пин-падом.
В том случае, когда у вас еще нет кассы и терминала, выбирайте совместимое оборудование, а лучше от одного производителя: будет проще с подключением, в работе и с поддержкой.
Не забудьте узнать, поддерживает ли касса СБП.
Для POS-терминала совместимость с онлайн-кассой не нужна, поэтому выбирайте по важным для вас техническим характеристикам.
Выберите банк-эквайер.
Для этого изучите условия по эквайрингу разных банков. Если у вас нестабильный и/или небольшой оборот, вам больше подойдет фиксированная ставка. При значительных оборотах просчитайте, сколько вы будете платить в разных банках, возможно, фиксированная ставка будет тоже вам выгодна.
Еще одно важное условие ─ поддерживает ли банк СБП.
Также обратите внимание, с какими платежными системами работает банк. При ограниченном выборе систем вы не сможете принять оплату у всех покупателей.
Документы.
Узнайте, какие документы нужны для договора по эквайрингу и предоставьте их в банк.
Настройка.
Установите и подключите оборудование: терминал эквайринга и кассу. Самостоятельно по инструкции настраивать сложно. Лучше воспользоваться услугами тех, у кого вы приобретаете оборудование.
Есть и более простой вариант, который сэкономит ваше время и деньги. Обратитесь к нам, мы бесплатно поможем вам:
выбрать подходящее для вашего бизнеса оборудование: онлайн-кассу, терминал эквайринга, сканеры, весы и многое другое
подобрать банк для открытия расчетного счета, если у вас его еще нет, среди наших партнеров с учетом особенностей вашего бизнеса. Кроме выгодных условий, вам будут доступны спецпредложения ─ бесплатное обслуживание, кэшбэк до 5% и бонусы на развитие бизнеса до 300 тыс.р. Мы оформим документы за 20 минут и вам не придется посещать офис банка.
заключить договор эквайринга с фиксированной ставкой 1,99%. Ставка не зависит от вашего оборота, договор на эквайринг бесплатный;
подключить эквайринг и СБП
Мобильный эквайринг подходит не только для расчетов на выезде, но и для других видов деятельности (торговля в магазине и услуги). Купить для него можно разное оборудование. Но при выборе нужно учитывать многие факторы: от необходимости применения онлайн-кассы при расчетах до удобства и особенностей использования.
Дата публикации: 31.01.2020
Как работает эквайринг
Объясняем, что такое обратный эквайринг, POS-терминалы, банк-эмитент и зачем бизнесу подключать оплату картами.
Кто участвует в эквайринге
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Торговая точка — бизнес, владелец которого хочет принимать оплату картами от клиентов и инициирует заключение договора эквайринга.
Банк-эквайер предоставляет бизнесу услугу и оборудование, обслуживает расчётный счёт продавца и получает комиссию от поступлений. Он несёт ответственность за техническую сторону операций по картам в торговой точке и регистрируется в национальных и международных платёжных системах: Visa, Mastercard, American Express, «Мир» и др.
Банк-эмитент — банк, выпустивший карту, которой пользуется клиент для оплаты покупки.
Для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. POS-терминал распечатывает слип-чек — нефискальный документ, подтверждающий операцию.
Как устроен процесс оплаты
Покупатель вставляет банковскую карту в терминал или прикладывает к нему смартфон, и карта считывается. При оплате через интернет покупатель вводит данные карты в специальном веб-интерфейсе.
Информация о платеже направляется в процессинговый центр банка-эмитента. Это подразделение осуществляет и контролирует бесперебойное проведение операций.
Банк-эмитент проверяет сумму остатка на счёте владельца карты. Покупатель подтверждает сделку ПИН-кодом или кодом из СМС. Это дополнительный шаг защиты от мошенничества и неправомерного использования карты. Однако при бесконтактной оплате он встречается довольно редко.
Процессинговый центр банка-эмитента списывает деньги со счёта покупателя и перенаправляет в банк-эквайер.
POS- или мобильный mPOS-терминал печатает два экземпляра слипа. Вместе с ним покупатель получает кассовый чек. При оплате через интернет кассовый чек приходит клиенту на электронную почту.
Банк-эквайер переводит деньги со своего счёта на счёт продавца за вычетом комиссии. Срок обработки платежа зависит от условий договора банка и торговой точки, но не может превышать трёх рабочих дней.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Такой эквайринг используют в магазинах, предприятиях общепита и сферы услуг. Когда продавец заключает договор с банком, тот устанавливает в точках продавца POS-терминалы. В Сбербанке минимальная ставка торгового эквайринга — 1,6 %.
Банк должен обучить сотрудников компании работе с устройством, обеспечить бесперебойное функционирование терминалов и круглосуточную техническую поддержку. Обязанность продавца — уплачивать банку комиссию, размер которой определяется договором.
На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. Например, для продуктового магазина комиссия ниже, чем для гипермаркета бытовой техники: во втором случае вероятность возврата товара выше. Если это произойдёт, придётся проводить операцию обратного эквайринга — возвращать деньги на карту покупателя. Это дополнительные затраты для банка, которые покрывает продавец.
Интернет-эквайринг
Так называют способ оплаты в интернете картой или электронными деньгами с использованием специальных интерфейсов, которые помогают сохранить конфиденциальность персональных и платёжных данных покупателя. В качестве дополнительной защиты клиента могут попросить ввести код подтверждения оплаты, высланный в СМС или уведомлении банковского приложения.
Комиссия в интернет-эквайринге самая высокая. Она может составлять в среднем 2,3–3,5 % и взиматься не только с продавца, но и с покупателя. Это связано с тем, что при интернет-эквайринге процессинговый центр обеспечивает повышенную защиту операций: использует системы безопасности и протоколы шифрования, чтобы введенные пользователем данные нельзя было перехватить.
Мобильный эквайринг
С помощью мобильного эквайринга покупатели расплачиваются карточкой в любой торговой точке, даже мобильной. Его подключают таксисты, курьеры, в автолавках, передвижных пунктах продажи и т. п.
Платежи принимаются через установленное на смартфон или планшет приложение, к которому по блютусу или кабелем подключается mPOS-терминал (от англ. mobile point of sale — мобильная точка продажи). Его можно использовать в любом месте, где есть стабильный мобильный интернет, в отличие от стационарных POS-систем в торговом эквайринге.
ATM-эквайринг
В это понятие входит возможность оплаты услуг (ЖКХ, мобильная связь, интернет или телевидение) через платёжные банкоматы, а также выдача наличных и пополнение банковской карты.
Главный минус этой услуги с точки зрения пользователя — комиссия, которую ему приходится платить сверх основной суммы за проведение платежей или при снятии наличных с карты. Чаще всего проценты берут кредитные организации, которые не являются партнёрами банка-эмитента, выдавшего карту.
Как работает эквайринг
И кому надо его подключать
Эквайринг — это банковская услуга, которая дает возможность принимать безналичную оплату товаров и услуг банковской картой или смартфоном через платежные терминалы или интернет.
Эквайринг подходит любому бизнесу — и розничным точкам продажи, и интернет-магазину.
Принцип работы эквайринга. При торговом эквайринге продавец вводит сумму оплаты в терминале, покупатель прикладывает карту или смартфон к терминалу. В интернет-эквайринге сайт продавца перенаправляет покупателя на специальный платежный шлюз, куда передаются реквизиты продавца и сумма покупки.
Покупатель вводит данные своей карты. Информация о платеже — сумме и реквизитах карты — направляется в банк, выпустивший карту. Если на счету достаточная сумма, она списывается со счета покупателя и зачисляется в банк продавца.
Перечисление денег между банками происходит через платежную систему, их много разных: «Мастеркард», «Маэстро», «Виза», «Мир», «Американ-экспресс», «Юнион-пэй», JCB и другие. Для подтверждения операции терминал выдает чек с информацией о платеже — квитанцию.
Кто участвует в операции
Банк. В эквайринге участвуют два банка — банк-эквайер и банк-эмитент. Банк-эквайер оказывает услугу эквайринга. Он дает бизнесу терминал для приема карт — в интернете его заменяет платежный интернет-шлюз — и зачисляет деньги от покупателя на счет. Предприниматели сами решают, какой банк подключить в качестве эквайера.
Банк-эмитент — это банк, выпустивший карту покупателя, которой он платит через терминал или в интернете. Банк-эмитент перечисляет деньги со счета покупателя на счет продавца. Банк-эквайер и банк-эмитент могут совпадать, а могут быть разными.
Продавцы товаров и услуг. Продавцы — интернет-магазины и офлайн-точки продаж — заключают договор с банком, предоставляющим услуги эквайринга. Если это офлайн-магазин, предпринимателю придется прийти в банк лично, чтобы забрать терминал и привезти его на свою торговую точку.
После этого терминал устанавливают и подключают в магазине — и можно принимать оплату картами. Некоторые банки сами привозят терминал на точку. С онлайн-магазином нужно подключить платежный шлюз.
Покупатели. Чтобы воспользоваться услугой, у покупателя должна быть банковская карта той платежной системы, которую принимает продавец. В России у покупателей чаще всего есть карты «Мастеркард», «Маэстро», Виза», «Мир». Лучше убедиться, что у вас в магазине можно оплатить покупку картами распространенных систем.
Курс о больших делах
Требования к участникам эквайринга
Для подключения к эквайрингу бизнес продавца должен соответствовать закону. Например, через интернет нельзя продавать алкоголь или вейпы. Поэтому бизнесу по продаже алкоголя или вейпов через интернет откажет банк.
Еще нельзя продавать контрафактную продукцию, товары, нарушающие авторские права, и другие.
Проверку бизнеса перед подключением проводит банк. Каждый банк может устанавливать свой перечень критериев для принятия решения в подключении или отказе от подключения эквайринга. Например, банк может запросить у нового клиента прикрепить фотографии подключаемой торговой точки — чтобы убедиться, что это реально существующий бизнес.
Кому нужен эквайринг
Эквайринг нужен бизнесу, который хочет принимать оплату картой. Для разных видов бизнеса существуют свои виды эквайринга, которые позволяют принимать карту на стационарной торговой точке, в интернете, при оплате курьером и так далее — о них рассказываем ниже.
По закону торговые точки должны принимать платежные карты «Мир», если их выручка за предыдущий год превысила:
Платежные карты других систем продавцы могут принимать по желанию — но, разумеется, чем больше платежных систем вы можете принимать, тем больше покупателей смогут оплатить товар.
Подключили Систему быстрых платежей и снизили стоимость эквайринга до 0,4%
Мы обучаем шахматам онлайн, география наших клиентов — 5 стран. Параллельно с оформлением патента на школу и перехода с упрощенной системы налогообложения мы настраивали эквайринг.
Неделю сайт школы «одобряли» в банке: проверяли, есть ли на сайте документ о политике конфиденциальности, договор оферты, указан ли ИНН и контакты. После подключения эквайринга нам выставили процент за эту услугу 3,49%, хотя при первоначальном обращении обещали от 2,45%. Менеджеры сказали, что эквайринг для каждого клиента рассчитывается индивидуально. Через три дня процент эквайринга уменьшился до 2,49%, и этот процент меня устроил.
Перед проведением первого платежа нужно было подключить онлайн-кассу. Выбрала сервис «Атол», потому что они дольше всего работают на рынке и о них много отзывов. Еще три месяца кассы шли в подарок, если прийти к ним от Тинькофф-банка.
Дома я выяснила, что полученная КЭП не работает через привычный браузер «Гугл-хром», и я ничего не могу подписать, потому что не хватает каких-то расширений. Подпись заработала только через российский браузер «Спутник», о котором я до этого не слышала. Дальше мне за 15 минут зарегистрировали онлайн-кассу и подключили к личному кабинету Тинькофф-бизнеса.
Мы приняли наши первые платежи: сформировали ссылки на оплату, отправили их в «Вотсап» клиентам, а те переходили на страницу выбора вариантов оплаты и платили удобным способом.
Изначально я договорилась, чтобы при настройке кассы прием платежей по ПСН был основным, но на тот момент мы еще не получили патент. После первых принятых оплат оказалось, что по умолчанию у нас стоит УСН, так что мы обратились в сервис, и они поменяли на ПСН, а бухгалтер внесла исправления в платежные документы.
Спустя неделю я обнаружила в настройках эквайринга в личном кабинете, что можно подключить Систему быстрых платежей, и тогда стоимость эквайринга будет 0,4%. Включили ее и рассказали клиентам про СБП. Они не сразу разобрались, как оплатить через СБП. Опытным путем выяснили, что этот способ оплаты спрятан в 4-й вкладке и называется «Приложение банка» или «QR-код». Теперь вместе со ссылкой на оплату мы присылали родителям пошаговую инструкцию, как найти СБП.
На сегодня 40% родителей наших шахматистов оплачивают занятия через СБП. У остальных либо она не подключена, либо им так неудобно. Несколько клиентов вообще не смогли разобраться, как оплачивать по ссылке.
Виды эквайринга
Эквайринг может понадобиться розничному магазину, кафе, службе доставки, интернет-магазину и другим бизнесам.
От вида бизнеса зависит, какой вид эквайринга подключать для приема платежей. Интернет-магазину нужен интернет-эквайринг, розничной точке или кафе — торговый эквайринг, службе доставки — мобильный эквайринг. Вот чем они отличаются.
Торговый эквайринг — это эквайринг на стационарной торговой точке. Точкой может быть магазин, кафе, заправка, офис и любое другое место, в котором проводятся расчеты, а терминал при этом стоит на месте.
Интернет-эквайринг — это услуга, которая позволяет принимать платежи картой через интернет. В нем нет физического терминала, а есть интерфейс, где клиент вводит данные своей карты и совершает платеж.
Мобильный эквайринг — это эквайринг с помощью терминала, который можно переносить с места на место. Его используют при приеме платежей через курьеров, в такси, при передвижной торговле. Мобильный терминал может работать автономно или подключаться к смартфону, планшету, в котором стоит приложение для продаж.
АТМ-эквайринг — это эквайринг в банкоматах или специальных терминалах самостоятельной оплаты. Такой эквайринг позволяет оплачивать в банкомате услуги, например коммунальные услуги или мобильную связь, а также получать наличные или класть деньги на карту банка-эмитента.
Чем эквайринг отличается от кассы
Использование эквайринга не освобождает бизнес от применения кассы. При приеме денег, как наличных, так и по карте, продавец обязан выдать клиенту фискальный чек. Это установлено российским законодательством.
Терминал или платежный шлюз дают квитанцию, которая не является фискальным документом. Поэтому при оплате картой через терминал нужно пробить ту же сумму по кассе и выдать клиенту на бумаге или направить в электронном виде кассовый чек.
Бывают терминалы два в одном, которые объединяют в себе функции эквайрингового терминала и кассового аппарата. Такой терминал выдает фискальный чек вместе с квитанцией.
Что такое ставка торгового эквайринга
Ставка торгового эквайринга — это комиссия, которую взимает банк-эквайер с продавца товаров, работ или услуг. Каждый банк самостоятельно назначает ставку торгового эквайринга. Она может быть единой или различаться в зависимости от вида деятельности, объема продаж по картам и т. д.
Например, у Сбербанка дифференцированные ставки. Магазин продуктов в Москве с оборотом 270 000 Р в месяц заплатит за первые два месяца после подключения эквайринга — 2,05% при подключении в интернет-банке, 2,3% при подключении по заявке. В последующие месяцы ставка торгового эквайринга будет 2,1%.
Гостиница в Санкт-Петербурге с оборотом 500 000 Р в месяц заплатит за аналогичную услугу — за первые два месяца — 1,9% при подключении в интернет-банке, 2,3% при подключении по заявке. В последующие месяцы — 1,9%.
Торговый эквайринг обычно дешевле, чем мобильный и интернет-эквайринг.
Кроме комиссии за эквайринг банк-эквайер может брать деньги за аренду терминала, а может не брать — например, в Тинькофф-банке это бесплатно.
Преимущества использования эквайринга
Увеличение объема продаж — объем безналичных расчетов неуклонно растет, а объем наличных платежей, напротив, падает. Людям удобно платить картой практически везде — и в магазине, и в ресторане, и в транспорте. Большинство жителей России предпочитают безналичные способы оплаты.
Остаток по карте обычно больше, чем сумма наличных с собой в кошельке. Клиенты могут получать кэшбэк со своих оплат картами, поэтому часто предпочитают карты наличным. Все это способствует увеличению объема продаж у бизнесов, которые принимают карты.
Привлечение новых клиентов — оплата картой привлекает клиентов. Если бизнес не принимает карты, клиент может уйти к конкуренту, который принимает. Еще оплата картой происходит очень быстро, поэтому меньше очередь и больше шансов, что очередной потенциальный клиент не пройдет мимо.
Безопасность расчетов. Оплата картой — это безналичный расчет. Такой расчет исключает риски, связанные с наличными. Например, фальшивые купюры, ошибки в сумме сдачи. Чем меньше наличных денег хранится в кассе в течение смены, тем меньше рисков и проще работать — если что, грабителям достанется меньше.
Сокращение расходов. Эквайринг позволяет уменьшить расходы на инкассацию: меньше наличных — меньше плата за их перевозку в банк. Еще он уменьшает вероятность потери денег из-за ошибок кассиров.
Удобство расчетов — это главное преимущество эквайринга и для продавца, и для покупателя. Продавец получает свои деньги на расчетный счет — их не нужно пересчитывать, хранить, сдавать в банк. Меньше проблем с разменными деньгами, мелкими монетами, ветхими купюрами. Покупателю не нужно носить с собой наличные, оплата производится мгновенно и с точностью до копейки.
Недостатки использования эквайринга
Комиссия банка. Эквайринг стоит денег. Обычно комиссия составляет 1,5—2,5% для торгового эквайринга, 3,5—5% для интернет-эквайринга. С каждой оплаты картами продавец платит эту сумму. Для бизнеса с небольшим процентом прибыли это может быть существенным расходом. Терминал для офлайн-точки продажи тоже стоит денег. Его можно купить или взять в аренду.
Деньги приходят не сразу. Срок зачисления денег устанавливает банк-эквайер. Обычно он составляет 1—3 рабочих дня. Пока деньги не зачислены, бизнес не может их использовать.
Возможны технические неполадки. Терминал может сломаться или сбоить. Для работы стационарному и мобильному терминалу нужен интернет. Если интернет-соединения нет, принять оплату картой не получится. Ну и, наконец, нужно электричество — без него терминал не работает. У интернет-магазина могут быть технические сбои, связанные, например, с неполадками сети, тогда платеж может не пройти.
У нас возникли сложности с подключением Эпл-пэй
Наше ООО зарегистрировано в 2010 году. Мы оказываем услуги по созданию и продвижению проектов в интернете. Интернет-эквайринг подключили в 2016 году, чтобы упростить прием авансовых платежей за услуги. Настраивали все через «Яндекс-кассу», а сейчас переехали в «Юкассу».
Мы сделали специальный раздел на сайте, где наши клиенты могут перевести нам любую сумму денег онлайн по договору. Это серьезно экономит время, особенно для небольших заказов и консультаций.
Эквайринг списывает деньги в момент транзакции, никаких дополнительных платежей нет. Комиссия варьируется от 2,5% до 6% в зависимости от способа оплаты.
Сложности были при подключении Эпл-пэй, решили их с помощью техподдержки «Яндекса». Оказалось, что в их гайдлайнах была допущена ошибка, которая появлялась только на сайтах платформы «Вордпресс». Мы благополучно ее устранили после трехдневных переговоров с отделом разработки.
Вторая менее значимая проблема связана с географией приема платежей. Часть наших клиентов работает в Евросоюзе и США, но транзакции из этих регионов доступны только после согласования со службой безопасности — это растягивает сроки оплаты. Если вам тоже это важно, проговаривайте заранее этот момент с компанией-поставщиком услуг эквайринга.
Безопасность эквайринга
При торговом или мобильном эквайринге сведения считываются терминалом с карты клиента и отправляются в банк в зашифрованном виде. Безопасность передачи данных обеспечивает банк. От бизнеса требуется только использовать терминал по инструкции — и деньги попадут на расчетный счет.
За безопасность интернет-эквайринга отвечает торговый шлюз, через который производится платеж. Его также обеспечивает банк, который следит за безопасностью передачи данных.
Эквайринговые операции
Весь процесс оплаты товара или услуги в эквайринге происходит быстро. После того как продавец набрал нужную сумму на терминале, до печати квитанции обычно проходит всего несколько секунд.
Вот как он устроен в офлайн-точке при торговом эквайринге:
При интернет-эквайринге процесс оплаты проходит немного по-другому :
Когда зачисляется выручка. Срок зачисления выручки устанавливает банк. Самое быстрое — на следующий день, включая выходные. Обычно деньги зачисляются за 1—3 рабочих дня.
Как подключить эквайринг
Чтобы подключить эквайринг, нужно собрать документы и заключить договор. Обычно на это требуется несколько дней. Подключить эквайринг могут организации и ИП, но не могут самозанятые без статуса ИП, потому что самозанятому банк не может открыть расчетный счет.
За подключение эквайринга банк может брать деньги, а может подключать бесплатно. Изучайте конкретные условия банка, к которому хотите подключиться.
Остальные документы могут отличаться в зависимости от банка и вида эквайринга. Может потребоваться заполненная по форме банка заявка, анкета, копии документов, подтверждающих адрес торговой точки, и другие. Это нужно, чтобы банк удостоверился, что эквайринг подключают реальному бизнесу, а не используют как ширму для мошеннических операций.
Как заключается договор. Для подключения эквайринга нужно подписать договор об этом с банком. Договор может подписываться на бумаге или в электронном виде, например можно подать заявку в личном кабинете и подтвердить ее кодом из смс.
Без открытия расчетного счета. Можно иметь договор эквайринга с одним банком, а расчетный счет в другом банке. До заключения договора лучше уточнить, согласен ли банк на такое условие.
Без кассового аппарата. Эквайринг — это самостоятельная услуга, напрямую с кассой он может быть не связан. Но у бизнеса есть обязанность выдавать клиенту кассовые чеки, в том числе на оплату картами.
Не применять кассу могут только некоторые виды бизнеса — продавцы мороженого в киосках, продавцы журналов и газет, продавцы безалкогольных напитков, молока и воды в розлив, школьные столовые и др. Этот бизнес вправе подключить эквайринг, но не применять кассовый аппарат — онлайн-кассу. Для всех остальных применение онлайн-кассы обязательно.
Кассовый чек может направляться клиенту на телефон или электронную почту, если клиент их предоставил до момента расчета.
Поэтому интернет-магазины могут обойтись при эквайринге облачной кассой — это арендованная касса, которая находится в дата-центре, — без покупки самого кассового аппарата как устройства. Клиент при заказе дает адрес электронной почты, оплачивает покупку картой через интернет-эквайринг и получает на электронную почту чек, выданный облачной кассой. Требования закона соблюдены, и чек на бумаге печатать не надо.
Без расчетного счета. Эквайринг без расчетного счета возможен в банке-эквайере, но невозможен без расчетного счета вообще, потому что суть этой услуги в зачислении денег с карточных счетов физлиц на расчетный счет бизнеса.
Через терминал у нас проходит 70—80% оплат
У меня ИП, эквайрингом мы пользуемся более 8 лет онлайн и около 5 лет в торговых точках. Занимаемся производством и продажей кожгалантерейной продукции.
Сейчас у нас намного больше заказов онлайн, но есть свои магазины в Санкт-Петербурге и Москве. Наличие эквайринга на сайте увеличивает количество заказов на 70%, поэтому я считаю, что он необходим для любого онлайн-магазина. В рознице трафик еще выше — в наших магазинах через терминал идет около 80% оплат.
Проблем с работой эквайринга у нас не возникало — это базовая услуга у любого банка. Но бывают неожиданности, например, некоторое время назад платежные системы повысили комиссию. В нашем случае ставка составляет 2% для розницы и 2,2% для онлайн-продаж.
Сколько стоит эквайринг
Стоимость эквайринга складывается из комиссии и дополнительных платежей, которые у разных банков могут быть разными. Например, это может быть аренда терминала, сервисное обслуживание оборудования, комиссия за зачисление денег на счет. Комиссию за эквайринг с бизнеса берет банк-эквайер. Из своей комиссии он отдает часть банку-эмитенту и платежной системе.
Комиссия банка-эквайера — это та комиссия, которая указана в договоре с банком-эквайером. Бизнес платит только эту комиссию, с остальными участниками операции рассчитывается эквайер.
Комиссия банка-эмитента — это плата, которую банк-эквайер платит банку-эмитенту, перечисляющему платеж клиента. Ее сумма устанавливается договором между банками.
Комиссия платежного провайдера — это плата, которую берет платежная система — «Виза», «Мастеркард», «Мир» и другие. Комиссию платежной системе платит банк-эквайер. Обычно это 0,1–0,2% от суммы платежа.