Цикличная мода — что мы носили, носим и будем носить
Мода циклична. Тренды приходят, исчезают и возвращаются. Мы видим в них отражение 30х, 50х, 90х годов прошлого столетия. Иногда они кажутся новой волной в fashion-индустрии — фасоны трансформируются, меняются ткани, цвета. Многие предметы гардероба современных модниц изначально создавались не для подиумов, однако однажды на них вышли и продолжают выходить до сих пор. Вспомним, как изменились за десятилетия актуальные сегодня свитшоты, платья в горошек и другая модная одежда и аксессуары.
Платье “в горошек”
Ткань расцветки “швейцарский горошек” начала свою историю в далеком XVIII веке. Материал в крапинку быстро завоевал популярность среди обеспеченных женщин Западной Европы. Тысячи портных шили для дам из высшего общества платья “в горошек”. Через несколько лет популярность расцветки спала.
Возрождение “гороха” случилось в 50-ых годах XX века, когда в коллекции Кристиана Диора появились кокетливые платья забытой швейцарской расцветки. После этого “горошек” встречается везде. Его любят и мультяшная диснеевская мышка Минни, и героиня Джулии Робертс в фильме “Красотка”, и ведущие современные дизайнеры.
Мэри Джейн Рассел в платье Dior, 1950 год
Укороченный топ
Топы, открывающие живот, — один из символов 90-ых. Моду на них ввела популярная на тот момент группа Spice Girls. Несколько лет в крохотных маечках щеголяло несметное множество девочек-подростков, звезд шоу-бизнеса и героинь молодежных сериалов. Топами пестрили коллекции Anna Sui и Marc Jacobs. Мода вернулась, и на подиумах появляются новые модификации укороченных топов.
Ботфорты
Ботфорты носили французские кавалеристы. Высокие обтягивающие сапоги отлично защищали ноги наездников от повреждений. Повсеместная мода на них пришла в XX веке, когда появились мини-юбки. Ботфорты стали чуть ли не важнейшим предметом гардероба городских модниц.
В 80е сапоги, подчеркивающие стройность ножек, обрели явный эротический смысл и вышли из гардероба большинства женщин. Однако ненадолго. С начала нулевых на подиумах регулярно появляются самые разные ботфорты: начиная от грубых мужских моделей, заканчивая романтичными — с бахромой, фурнитурой и отворотами.
Бриджит Бардо в ботфортах, 1968 год
Свитшот
Создатель свитшотов — владелец небольшой текстильной фабрики в Алабаме, Бен Рассел. История начинается в начале XX века. Сын Рассела, участник местной футбольной команды, посетовал отцу, что тренироваться в шерстяном свитере жарко и неудобно. Недолго думая, Бен изготовил для сына и его друзей отличную кофту из плотного мягкого хлопка. Новая вещь быстро обрела популярность среди спортивных команд, а Рассел запустил линию по производству свитшотов — Russel Athletic, которая работает по сей день. В XXI веке удобные кофты перестали быть исключительно спортивной одеждой и появились появились в коллекциях Alexis Mobille, John Galliano, Calvin Klein.
Очки-авиаторы
В 1930х эти очки носили летчики. “Авиаторы” отлично защищали от солнца, не напрягали глаза и улучшали четкость изображения. Среди граждан других профессий они завоевали популярность благодаря фотографиям прославленного генерала Д. Макартура и летчика М.Ф.В. Хантера. Немногим позже форму очков запатентовала компания Ray Ban. Поначалу “авиаторы” носили только мужчины. Теперь аксессуар универсален.
Американский летчик Майкл Ф.В. Хантер
Анджелина Джоли в очках-авиаторах
Платье-трапеция
В 1950-ых годах английский дизайнер Мэри Куант совершила fashion-революцию, создав знаменитое короткое платье “челси стайл”. В тот же период в моду вошла худощавая фигура девочки-подростка. Олицетворением образа стала модель Твигги, часто появляющаяся на обложках журналов в коротеньком платье незамысловатого кроя без сложных декоративных элементов. Спустя несколько лет легендарный Ив Сен-Лоран предложил обновленный силуэт — трапециевидный. Так появилось простое, красивое, удобное и более женственное платье.
Британская модель Твигги
Джинсы с завышенной талией
Джинсы с завышенной талией были в тренде до появления на сцене Бритни Спирс, то есть до конца 90х — начала нулевых. Молодая поп-звезда, сверкающая в клипах оголенным животом, заставила носить джинсы на бедрах не только девочек-подростков, но и женщин солидного возраста. Долго завышенная талия считалась чем-то старомодным и некрасивым, однако благодаря современным дизайнерам тренд вернулся. На показах “весна-лето 2015” интересные модели демонстрируют Alexander Wang, Calvin Klein и другие.
Образ в стиле 90-ых
Высокая платформа
Обувь с высокой платформой — еще один тренд, появившийся благодаря группе Spice Girls. Из клипа в клип девушки появлялись в босоножках с подошвой в 30 сантиметров, и модницы конца XX столетия не отставали — находили трендовую обувь, правда немного скромнее. Сегодня платформа снова в моде — барышни в эффектных туфлях покоряют недели моды с показами Prada, Bally, Maison Martin Margiela.
Не зная истории вещей, тяжело научиться одеваться стильно и современно. Именно поэтому на факультете имиджелогии большое внимание уделяется изучению моды разных эпох.
Не выбрасывайте мамины клёши! Почему мода циклична и какие тренды прошлого возвращаются к нам сейчас
Мини-юбки, корсеты, пиджаки с подплечниками — думаете, эти силуэты ушли в историю вместе с клипом Toxic? А вот и нет. Дизайнеры регулярно вдохновляются формами из прошлого. Поэтому не спешите выбрасывать старые вещи:то, что сегодня не актуально, завтра может быть на пике. Рассказываем, что такое цикличная мода, почему тренды всегда возвращаются и какие вещички поискать на антресолях в этом сезоне.
Почему тренды возвращаются
Короткий ответ: потому что практически всё уже придумано. Мода — такая же часть культуры, как музыка и живопись. А культура подвержена цикличности. Всё новое — хорошо забытое старое, помните? Но это не значит, что тренд возвращается неизменным. Любой феномен подстраивается под современную культуру и общество.
Цикл модного явления составляет в среднем от двух до девяти лет. Но иногда может растянуться и до двадцати. Это зависит от того, насколько публика готова принять новое. Знаменитые топы с подплечниками из 2019 года полюбили почти мгновенно, а вот ugly-сандалиям, особенно с мехом, ещё пока рады не все.
Каждый тренд проживает несколько стадий:
Вот как работала цикличность моды в первой половине XX века. Во время Первой мировой войны женщины отказывались от пышных шёлковых платьев с перьями и выбирали практичные модели из трикотажа. Оптимизм 1920‑х снова вернул украшения и дорогие ткани, хотя платья стали короче и свободнее. Но наступают 40‑е и Вторая мировая война. На смену роскоши приходит серый шерстяной костюм, фасон которого дизайнеры подсмотрели у военных. А после войны на пик моды восходит коллекция New Look Кристиана Диора, для которой он вдохновлялся нарядами дам начала XX века. Круг замкнулся.
Как работает цикличная мода — на примере джинсов-mom
Многие трепетно любят эту модель свободного кроя с завышенной талией. Впервые они стали популярны в 1980–90‑х, но угасли как тренд в нулевых. Тогда их в основном носили женщины среднего возраста, поэтому фасон и получил название «мамины джинсы».
Поначалу это звучало уничижительно и намекало на несексуальность. В 2003 году на американской телепередаче Saturday Night Live актриса Тина Фей использовала название «мамины джинсы» для выдуманного бренда Mom Jeans: «На День Матери не дарите маме духи. Подарите ей что-то, что как бы намекает: „Я больше не женщина. Я — мать!“».
В нулевых в моду вошли облегающие джинсы с заниженной талией. Их носили все американские звёзды: Бритни Спирс, Кристина Агилера, Виктория Бэкхем, Анджелина Джоли и другие. Посадка выше пупка считалась пережитком 1990‑х. Старомодный тренд якобы подходил только взрослым женщинам, которые уже не могли похвастаться плоским животом.
Но в 2010‑х дизайнеры вспомнили про джинсы-mom. Моделям скини и клёш с заниженной талией пришлось подвинуться. На их фоне «мамины джинсы» выглядели чем-то новым, свежим. И более комфортным. Завышенная талия не выходила из моды уже десять лет.
Как можно догадаться, и этому силуэту придётся на время уйти в тень. И кажется, этот момент скоро наступит. С конца 2020 года на подиумах стали появляться вещи с заниженной посадкой. Похожие брюки, джинсы и юбки были на показах Miu Miu, Dries van Noten, Tom Ford, The Row. Так что если в ваших шкафах остались артефакты из нулевых, смело доставайте.
👚На случай, если вы всё-таки избавились от потенциально крутого шмота
Что возвращается в моду сейчас
Мини-юбка из 1960‑х
До второй половины XX века женщины вообще не знали, что можно оголять колени. Но космическая эра вдохновила дизайнеров на смелые открытия. В 1964 году Андре Куррёж впервые создал платье длиной мини. Так в наших гардеробах появились короткие юбки.
В последние несколько лет их отодвинула на второй план длина миди. Но цикличность моды сыграла и здесь: судя по показам Saint Laurent, Bottega Veneta, Dsquared2, мини возвращаются.
Брюки-клёш из 1970‑х
Название этой вещи происходит от французского слова cloch, что означает «колокол, труба». А за фасон стоит благодарить форму флота, у которой дизайнеры позаимствовали штанины, расширяющиеся внизу. В 1970‑х молодые люди отправлялись на дисковечеринки в брюках-клёш и дополняли их разноцветными блузами, сапогами на платформе и огромными очками. В модных клёшах в своё время засветился даже Джон Траволта.
Брюки с этим силуэтом вернулись в 2021 году. Их можно было заметить на показах Nadya Dzyak, Victoria Beckham, Balmain. Только теперь их предлагают носить с укороченными топами и жакетами с объёмными плечами.
Объёмные плечи из 1980‑х
Наверняка у вас дома лежат фотографии мамы в молодости, где её запечатлели в тех самых mom-джинсах и пиджаке с огромными плечами. Что ж, узнайте, не сохранился ли случайно этот пиджак. Объёмные плечи в моде несколько лет и пока не уходят подиумов. Во всяком случае, модели с объёмными плечами были в коллекциях Mugler, Balmain, Chanel.
Бельевой стиль и прямые юбки-макси из 1990‑х
Givenchy и Olenich создавали весенне-летние коллекции, вдохновляясь девяностыми. В линейки вошли косухи, топы с завязками и много трикотажа. А также платья-комбинации и прямые юбки-макси, в которых на подиум выходили модели Missoni и BEVZA. Чтобы понять, что именно поискать в шкафу, включите «Друзей» или «Секс в большом городе» и присмотритесь к стилю героинь. Кто бы мог подумать, что из-за цикличности моды мы снова будем изучать наряды Рэйчел Грин!
Как носить тренды из прошлого и не превратиться в путешественника во времени
Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. А ещё увлекаюсь историей моды, слежу за её новостями и пытаюсь вести модный блог. Мечтаю о встрече с Алёной Долецкой.
А успел ли ты уже пожалеть о том, что когда-то не согласился взять те самые «клёши», которые предлагала тебе мама, или же тот самый oversize – пиджак, который не носил папа? Мода циклична, и тренды прошлого возвращаются к нам прямо сейчас. Корсеты, мини-юбки, пиджаки с подплечниками – думаете, эти силуэты ушли в историю вместе с клипом Toxic? Определенно нет. То, что сегодня не актуально, завтра может быть уже на пике, именно поэтому не спешите выбрасывать старые вещи.
Почему тренды возвращаются
Все новое – хорошо забытое старое, помните? Можно смело сказать, что мода – такая же часть культуры, как музыка или живопись. А культура подвержена цикличности. Я открою тайну – мода повторяется каждые 20 лет, и теперь свой гардероб можно продумать настолько заранее. Изучением феноменом моды занимаются социологи, да-да, они проводят не только соцопросы. Они выяснили, что мода – это явление, которое идеализирует одежду, аксессуары, обувь, стиль в соответствии с идеалами и общим пониманием прекрасного. Модный идеал создается не как конкретная вещь, а как цельный образ: элементы одежды на моделях из Инстаграма, журналов и видео продаются не как конкретная вещь определенного фасона, цвета, размера, а как желаемый образ статуса. Например, героиня сериала «Секс в большом городе» хотела сумку от Birkinне потому, что та нравилась ей сама по себе. Роль не играли цвет или формат, обладательницы этой эксклюзивной вещи сразу приравнивались к высшему обществу.
Каждый тренд проживает несколько стадий:
Цикличность моды в первой половине XX века
Вот как она работала: во время Первой мировой войны женщины отказывались от пышных нарядов, шелковых платьев с перьями и выбирали что-то намного практичнее. В 1920-х вернулись украшения и дорогие ткани, но платья стали свободнее, удобнее. А затем наступают 40-е и Вторая мировая война, на смену роскоши приходит серый шерстяной костюм, фасон которого дизайнеры напрямую подсмотрели у военных. А теперь вспомним коллекцию «New Look» Кристиана Диора, которая вышла на пик моды и как раз для которой он вдохновился нарядами дам начала XX века. Вот круг и замкнулся.
Что возвращается в моду сейчас?
Что сейчас вернулось в моду?
Анна Овчинникова: Смело можно ответить, что стиль унисекс, платформа, спортивная сексуальность, джинсовый total-look, сетка и поясные сумки сейчас на пике популярности. Это 90-е, все родом от туда! Только в наше время мы можем сделать образ еще более интереснее, разнообразнее и громче. Также возвращается стиль «гранж», пришедший из рок-музыки. Это тот самый неопрятный вид: вытянутые свитера, рваные джинсы. Примером можно считать молодой бренд «Vetements» Демны Гвасалия.
Но также в коллекциях весна/лето есть отсылки на 70-е: это элементы диско (блестящие ткани, крупная бижутерия),стиль хиппи, которому присущи яркость, воздушные платья.
А почему возвращается именно мода 90-х?
Анна Овчинникова: Безусловно, в последний год акцент ставится именно на 90-е годы. Именно как тренд – мода 90-х появилась относительно недавно, а вот с 60-ми, 70-ми, 80-ми годами мода работала и раньше. Главное в данном тренде – это обращение не только моды, но и современной культуры и медиа к теме 90-х.
Как можно предугадать, что вернется в моду?
Анна Овчинникова: Можно лишь рассчитать, что вернется в моду в тот или иной период времени. В долгосрочной перспективе предсказать моду будет практически невозможно. Мода – это прямое отражение нашей жизни, а не прихоть дизайнеров. Она напрямую зависит от экономических и политических коллизий, которые происходят в мире. Краткосрочные прогнозы основываются на знании истории моды. Также учитываются литература, потребительская активность, искусство. Но и интуиция играет важную роль!
Расскажу, как носить тренды из прошлого и быть стильным «здесь и сейчас»
Модные тренды прошлого: год сегодняшний
Цикличность моды проявит себя и в 2021 году. Наверное, все помнят луки 90-х, когда блейзеры и пиджаки, казалось бы, соревновались в размере с подплечниками, искажая пропорции. На пике популярности также секонд-хенды, ведь у многих не сохранились вещи тех времен, и сейчас самое время заглянуть в какой-нибудь «секонд», чтобы найти пару джинсов прямиком из нулевых или маленькое черное платье Gucci времен Тома Форда.
Сейчас, судя по современным модным тенденциям, мир проживает сильные экономические и политические кризисы, а также новый виток феминизма. Возвращается приталенный силуэт, оверсайз отходит немного на задний план и уже не будет таким «большим», вернулись простые и женственные силуэты. Нежные цветочные принты и пастельные оттенки используются в сочетании с более грубым низом или верхом образа. Новая женственность преподносится не с позиции традиционных требований к красоте, она более сложная, интеллектуальная, рафинированная, дерзкая.
Мода имеет очень капризный характер. Из сезона в сезон меняются стили, формы, ткани. Смена идеалов в одежде связана, как правило, с цикличностью моды. Дизайнеры берут идеи из прошлого, в обществе становится актуально то, что носили несколько веков назад. Элементы одежды, которые, казалось бы, исчезли навсегда, снова становятся популярными.
Например, в 18-19 веках в Европе одним из элементов военной формы были обтягивающие штаны из лосиной кожи – лосины. Кто бы мог подумать, что в конце 20 века они станут хитом продаж. Женщины многих стран стали носить узкие женские брюки из эластичной обтягивающей ткани. Название их осталось тем же – лосины.
В 1980-х были модны широкие плечи и брюки-бананы. Долгое время после такая одежда считалась нелепой, являлась показателем дурного вкуса. Однако 2000 год изменил отношения мира к данным фасонам. Эти элементы гардероба снова вернулись на подиумы, а после и в магазины.
Новое – это хорошо забытое старое.
«Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда его все забыли.Как правило, это связано со сменой поколений. Именно благодаря такому процессу появляются многочисленные «ретро-моды». Также происходят различные заимствования из других культур. На помощь приходит область изобразительного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), культура «экзотических» регионов (этнический стиль в моде), стиль молодежных субкультур (например, стиль «гранж» в начале 1990-х гг.).
Редким явлением в истории моды является появление чего-то поистине нового.
Чаще всего изобретают новые материалы и технологии изготовления одежды. Например, одежда из пленки, (в 1930-х гг., предложили Э. Скьяпарелли и В.Стибель), одежда из пластика и металла (создана П. Рабанном в 1960-х гг.), мини-мода. Последние два изобретения действительно не имеют четких прообразов, но напоминают идеалы 1920-х годов: лаконичность форм, увлечение спортом. А во второй половине 1970-х годов, благодаря популярности синтетических материалов, появились новые, более яркие цвета. Однако этот стиль диско также имел прообраз – гламур 1930-х. Таким образом, даже при изобретении новых материалов и технологий, дизайнеры неосознанно используют опыт прошлых лет.
Исследователи моды пока не пришли к единому мнению, сколько длится цикл. Исследовательница Агата Янг изучала феномен женской юбки и пришла к выводу, что ее фасон повторяется раз в 36 лет. А американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер назвали цифру 115 лет. Интересную гипотезу выдвинул и антрополог Альфред Кребер. Он утверждает, что мода изменяется, когда определенный параметр одежды (открытость декольте, длина юбки) достигает определенного пика. И тогда тенденция начинает развиваться в обратном направлении.
Интересный факт: цикличность моды зависит и от солнца.
Исследователем установлено, что укорочение юбки, «обнажение» фигуры, использование «кричащих» цветов происходит в периоды максимального уровня солнечной активности. На то, что мы носим влияет и социокультурная обстановка в мире и в нашей стране. Периодам стабильности и достатка соответствует подчеркнуто-женственный силуэт — «песочные часы», но такой фасон выходит из употребления во время революций и войн.
Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. В связи с этим производители одежды, особенно те, кто учитывает мировой опыт и следит за тенденциями, могут приготовиться к выпуску новых коллекций заранее, понять какие ткани, фасоны, цвета будут модны в следующем сезоне. В связи с этим, благодаря цикличности моды, ведущие производители одежды, такие, как например, швейной фабрики PIQUE, выпускают всегда актуальные и модные модели.
Аннотация : сбор информации о цикличности моды, и исходя из этого выяснить как цикличность моды дает возможность прогнозировать моду.
Ключевые слова: мода, цикл, цикличность, прогнозирование, функционирование моды, структура моды.
Про моду часто говорят что она изменчива. Потому что, то что популярно сегодня, когда-то было популярным. И эта изменчивость очень заметна например в платьях. Сегодня рукава длинные; на следующий день они короткие либо будут отсутствовать; а потом снова длинные.
Старомодное, и сверхмодное это все часть моды. Значит однообразие и разнообразие сочетаются друг с другом. Возобновление старой моды и возникновение нового направления в моде создадут новый модный объект. Эта новизна притягивает интерес и необходимость обладать новым модным объектом. Остромодное в костюме граничит со старомодным, и с вульгарным. Все это бросается в глаза. Но как исключить неадекватность в моде? Этот вопрос задают не только покупатели, но и те с кого начинается возникновение популярных предметов (объектов). Предполагаемое решение: научиться прогнозировать моду. Когда определяют исходную и окончательную точки изменений популярных предметов в определенной базе инноваций это и есть прогнозирование моды. Популярная инновация это процесс замены модных циклов, а модные циклы –это цикл закончившихся инноваций. Иными словами, прогнозирование моды есть прогнозирование начала и конца модного цикла.
Термин цикл произошел от греческого слова киклос – круг – и обозначает постоянный и законченный кругооборот, в течении установленного интервала времени. До сегодняшнего дня цикличность в моде ни у кого не вызывала сомнений. При внимательном изучении модных циклов, обнаружили очередность отдельных стадий и характерные черты, вычислили продолжительность как отдельных фаз так и полных циклов, прогнозировали те либо другие характеристики модных стандартов и т.п.
Ученный А.Б. Гофман, акцентирует 2 различных вида циклов, и дает заключение о том, что исследователи, имеют дело или с одной из них, или с двумя вперемешку, не замечая их различия.
Функционирование и смена модных стандартов вне зависимости от отличительных черт и масштабов распространении каждого из них называетс модный цикл 1. К примеру, колебания от 1 стилевых данных к другим: преобразование от продолжительного к кратковременному, от замкнутого к открытому, от ограниченного к просторному (и наоборот) и т. п. Тут же могут быть причислены ритмы чередования использованных материалов, расцветок и других данных одежды. Исходя из изучений одежды утверждают, что в конкретном цикле 1 стилевой признак доводится до конца, а потом наступает другой стилевой цикл, и получается движение модного цикла в противоположном направлении. Иногда данные колебания наблюдаются не в конкретном наборе, а в сочетании данных признаков. Продолжительность цикла моды – от 2 до 9 лет.
Работа модного цикла 2 связана с пропагандой модных предметов. Модный цикл 2 рассматривается как жизненный цикл определенного предмета и изучается продолжительность этого цикла с целью принятия оптимального решения в области формообразовании ассортимента. Пример этого цикла изложен в труде Р.Мейерсон и И.Кац: 1) выявление возможной моды; 2)ее развитие открывателями или начальными покупателями; 3) присваивание наименования; 4) распространение; 5) утрата исключительности; 6) исчезновение из-за замены моды.
Продолжительность модного цикла 2 и единичных фаз связана с износом модных принципов. Когда мы знаем, кто именно и как принимает участие в моде, то в это в это время можно получить подробное знание о циклах моды.
В основе прогнозирования стоят взаимодополняющие источники информации: 1)исследование способностей прогнозируемого действия с помощью определения аналогичности с хорошо популярными явлениями, отсюда следует что при прогнозировании моды результативным способно быть осуществление аналогичности с новейшими тенденциями в различных видах художеств; 2)условное формирование в перспективу тенденций, закономерности развития которых хорошо знакомы в настоящее время; 3)создание модели, которая была спроектирована в согласованности с ожидаемыми результатами, возможности развития которых знакомы.
Существуют массы точек зрения и возможность прогнозирования моды и подбор определенных методов прогнозирования. Одни отвергают присутствие четких ритмов в смене моды, как в природных циклах, а другие подтверждают необходимость четкого прогнозирования моды и присутствие строгой закономерности формирования моды. Можно выделить 2 принципиально разных подхода к прогнозированию моды. Первый аспект (А.Гофман назвал его фаталистским, когда модные циклы уподобляют природным циклам, в связи с чем смена мод совершается с такой же неизбежностью, ровно как смена года) связан с прогнозированием единичных модных объектов. В дизайне одежды это прогнозирование формы костюма, его структурных элементов. Из-за того что изучается только форма костюма такой подход можно назвать формальным. Но у такого подхода есть недостаток: форма одежды не предоставляет данных о модных ценностях, т.е. изучается только 1 элемент структуры моды – модный объект, прочие элементы остаются не изученными. Наиболее продуктивным является 2ой подход к прогнозированию моды, направленный на все структурные элементы моды в целом, если прогнозируются разные аспекты образа жизни людей и их потребности. В данном случае прогнозируют развитие общества, а не отдельные формы костюма.
Прогнозировать будущую моду можно с помощью социальных потребностей, образа существования, занятости и степени образования и т.п. все это совершается с помощью опроса жителей и специалистов, которые позволяют установить перспективы развития потребностей общества, мотивы поведения и т.п. В
Направленность на моду в целом дает возможность не просто учитывать моду, но руководить ею, воздействовать на нее, делать упор на реально существующие циклические механизмы изменений моды. Для успешного управления модой необходима определенная избыточность новых идей в дизайне, знание характерных особенностей модного поведения и понимание социальных причин ее возникновения и изменения.
Вывод : благодаря собранной информации о цикличности моды, и исходя из данного анализа, можно смело утверждать что цикличность моды дает нам возможность прогнозировать моду, как на 1 месяц вперед, так и на 15 лет.