Модернизация и капремонт в чем разница
СМР: особенности учета и отличия при капремонте и модернизации
При необходимости проведения строительных работ по капремонту зданий и сооружений у специалистов и бухгалтеров возникает множество вопросов: какие виды работ могут осуществляться в рамках капремонта и какие относятся уже к модернизации, какой необходимый алгоритм действий в том и другом случаях и как правильно отразить расходы на эти работы в бухучете. Помочь разобраться в этих вопросах и не только в них поможет данный материал.
1. Как определить, к какому типу работ отнести строительные работы
В ходе эксплуатации объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений, происходит их износ и разной степени утрата первоначальных свойств. Что требует проведения восстановительных и ремонтных работ, в результате которых могут измениться их характеристики. Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения приведены в приложении 5 к Инструкции N 37/18/6.
Что касается строительной деятельности, то определить, к какому типу отнести предполагаемые к выполнению виды работ (к текущему или капитальному ремонту, реконструкции или модернизации), необходимо еще на этапе планирования. От этого зависит правильное определение объекта строительства и состав необходимой документации (при необходимости разрешительной, предпроектной и проектной).
На начальном этапе бюджетной организации необходимо исходить из того, по какой причине необходимо выполнение строительных работ, их видов и изменений, которые должны произойти по окончании их выполнения. В случаях, когда здания и сооружения требуют значительного ремонта, наиболее часто бюджетные организации прибегают к таким типам строительных работ, как капитальный ремонт либо модернизация.
Законом N 300-З дано определение капитального ремонта — совокупность работ по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Закона N 300-З).
При этом определение модернизации как самостоятельного термина в законе не приводится. Модернизация в строительной деятельности рассматривается как элемент реконструкции, проводимой в существующих габаритах — совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований (п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005, утв. приказом Минстройархитектуры от 18.07.2005 N 172).
При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замена отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (примечание к п. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005).
Согласно разъяснениям Минстройархитектуры, виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются на основании:
— проектной документации, разрабатываемой на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос;
— ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утв. приказом от 15.07.2010 N 267 (согласно приложениям А — Г).
Справочно
Декретом N 7 введен термин «техническая модернизация». Согласно письму Минстройархитектуры от 24.12.2019 N 02-3-05/17228 он введен с целью расширения термина «техническое переоснащение» путем расширения перечня работ, выполнение которых осуществляется при замене (установке нового) технологического оборудования только на производственных объектах.
Справочно
Административная ответственность за нарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предусмотрена гл. 22 КоАП.
2. Классификация расходов на проведение СМР по капитальному ремонту и модернизации
Расходы на капитальный ремонт всех видов зданий, помещений, сооружений (за исключением капитального ремонта и модернизации жилищного фонда организаций, не являющихся бюджетными организациями), объектов инженерной инфраструктуры, расходы на оплату работ по модернизации объектов, работ, выполняемых при реставрации историко-культурных ценностей, а также работ по реконструкции отдельных конструктивных элементов, включенных в сводку затрат на проведение капитального ремонта объекта, отражаются по подстатье 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации расходов бюджета. В данную подстатью включаются также расходы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и модернизацию объектов (подп. 48.3 п. 48 Инструкции по экономической классификации расходов бюджета N 208).
Таким образом, финансирование и оплата всех видов строительных работ, связанных с проведением как капитального ремонта, так и модернизации зданий и сооружений, осуществляется по указанной подстатье.
3. Процедура закупки в строительстве: изменения с 1 июля 2021 г.
1) истек срок действия Указа N 223 (ч. 3 п. 6 Указа N 223);
2) постановление Совмина от 31.01.2014 N 88 не может применяться при осуществлении госзакупок для строительства (абз. 1 постановления от 31.01.2014 N 88);
3) проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом N 419-З.
По разъяснениям МАРТ, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., т.е. в соответствии с Указом N 223 и постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 (ч. 4 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).
В соответствии с Законом N 419-З госзакупка осуществляется получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 419-З).
Таким образом, бюджетная организация как получатель бюджетных средств является заказчиком при госзакупках в строительстве. Согласно позиции МАРТ именно заказчик и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств. Генподрядчику, получившему денежные средства в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, руководствоваться нормами законодательства о госзакупках не требуется (ч. 10 — 12 раздела 2 письма МАРТ N 14-01-10/1598 К).
4. Алгоритм действий и отражение стоимости СМР в учете
Сравнение алгоритмов действий и отражение стоимости СМР в бухучете при капитальном ремонте и модернизации читайте в ilex.
Модернизация, реконструкция, капитальный ремонт
Нет времени читать?
При учете основных средств нужно различать понятия модернизации, реконструкции и ремонта – от этого будет зависеть, увеличится ли балансовая стоимость объекта или затраты спишутся в расходы. Уточним корреспонденции счетов и подробно рассмотрим оформление модернизации основных средств в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0.
Различия между понятиями модернизации, реконструкции, ремонта
В процессе эксплуатации основных средств организациям приходится нести затраты на обеспечение их функционирования. Способ отражения указанных затрат в учете зависит от характера проведенных работ: модернизация, реконструкция или ремонт.
Модернизацией и реконструкцией представляется переустройство объекта основных средств. Главной целью модернизации является усовершенствование объекта основных средств, которое приводит к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). В результате модернизации улучшаются его качественные характеристики (например, повышается срок службы, увеличивается мощность, расширяются технические возможности и т. п.). Реконструкция приводит к улучшению качества продукции (работ, услуг), изменению ее номенклатуры, а также к увеличению производственных мощностей (п. 14, 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ).
Ремонт – процедура изменения, обновления или улучшения отдельных частей или объекта в целом, а также восстановления первоначальных характеристик объекта. При ремонте технико-экономические показатели не улучшаются, а остаются прежними, но устраняются возникшие неисправности и заменяются изношенные детали, при наличии которых невозможно эксплуатировать основное средство.
Затраты на модернизацию и реконструкцию увеличивают балансовую стоимость объекта, а затраты на ремонт необходимо списать на расходы.
Например, в апреле отчетного года учреждение приобрело компьютер, первоначальная стоимость которого составила 27 000 руб. В этом же месяце объект был введен в эксплуатацию и модернизирован. Был установлен DVD-дисковод, что улучшило технические характеристики компьютера. Работу выполнила сторонняя фирма. Стоимость работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 5000 руб. (без учета НДС). По итогам модернизации балансовая стоимость объекта основных средств составила 32 000 руб.
В бухгалтерском учете учреждения затраты на ремонт могут быть списаны следующими способами:
Документальное оформление
Необходимость ремонтных работ рекомендуется оформлять документально. Если организация ремонтирует ОС, которые уже эксплуатируются, то можно составить акт о выявленных дефектах основного средства (дефектная ведомость). Ремонт нового оборудования, неисправность которого была выявлена до принятия на учет в качестве основного средства, нужно также документально оформлять.
Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н не предусмотрена форма первичного документа для указанных целей. Но можно составить акт о выявленных дефектах оборудования по форме №ОС-16 (ОКУД 0306008). Его применение нужно обязательно закрепить в учетной политике, ведь сейчас формы документов класса 03 по ОКУД в обязательном порядке не применяются.
Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные ведомственные формы подтверждающих документов. Например, чтобы оформить выявленные дефекты подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов, используют дефектную ведомость, утвержденную постановлением Минтранса РФ от 09.01.2004 №2.
При передаче объекта ОС в ремонт в специальное подразделение учреждения (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение (ф.0504102) в трех экземплярах. Если при ремонте местонахождение объекта ОС не меняется, накладную составлять не нужно. Такой порядок следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н.
Если организация выполняет ремонтные работы не собственными силами, с исполнителями требуется заключить договор подряда (ст. 702 ГК РФ).
При передаче основного средства подрядчику для длительного ремонта, нужно оформить акт о приеме-передаче основного средства. Вообще, в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н, сказано, что при передаче объекта основных средств нужно составить акт приема-сдачи по форме №0504103. Но если обратить внимание на реквизиты самого акта (ф.0504103), то можно увидеть, что при передаче его заполнить не получится. Так как, начало акта содержит следующий текст:
«Комиссия, назначенная приказом (распоряжением) от «_» ____ 20_ г., произвела осмотр отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств и установила следующее. »
Следовательно, последующие разделы акта заполняются после того, как подрядчик уже передал отремонтированное имущество. Поэтому, когда вы только отдаете объект на ремонт, можно составить акт в произвольной форме.
В случае порчи (утраты) объекта основных средств подписанный акт позволит учреждению требовать у подрядчика возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). Если такого акта нет, то доказать передачу данного объекта основных средств подрядчику будет затруднительно.
После подписания акт (ф.0504103) утверждает руководитель учреждения, далее акт передается в бухгалтерию. На основании полученного акта бухгалтеру нужно отразить сведения о выполненном ремонте в инвентарной карточке учета основного средства по форме №0504031 (№0504032). Бухгалтерские записи по изменению стоимости объекта делать не нужно.
Решение о реконструкции основных средств рекомендуется оформить приказом руководителя учреждения, в котором необходимо указать:
Бухучет работ по восстановлению ОС
Затраты на реконструкцию основных средств учитываются на счете 106.01 «Вложения в основные средства» (п.130 Инструкции к Единому плану счетов №157н).
Приведем основные корреспонденции, которые необходимо отразить в учете в таблице.
Таблица «Корреспонденция счетов по операциям реконструкции ОС»
Дт | Кт | Содержание операции |
---|---|---|
Дт | Кт | Содержание операции |
---|---|---|