Модернизм что это такое
Модернизм
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
Содержание
Модернизм в изобразительном искусстве
Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Модернизм в литературе
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness ), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы.
Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.
Модернизм в архитектуре
Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Модернистские течения в искусстве
Критика
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Модернизм» в других словарях:
МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в зап. эстетике и искусствознании 20 в. для обозначения большого круга… … Философская энциклопедия
МОДЕРНИЗМ — понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном это позиция консервативной… … Энциклопедия культурологии
Модернизм — (франц. modernisme, от moderne новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого… … Художественная энциклопедия
Модернизм — см. Символизм. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
МОДЕРНИЗМ — (варв. лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРНИЗМ [фр. modernisme] общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны … Словарь иностранных слов русского языка
МОДЕРНИЗМ — (фр. Moderne новейший, современный) общее название художественно эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по … Новейший философский словарь
Модернизм — Модернизм, постмодернизм (фр. moderne ең жаңа, қазіргі) қазіргі заман философиясындағы ағым. Жалпы «модерн» ұғымы Еуропада ХҮІІ ғ. басталған ғылыми, діни, философиялық эволюция процесін түсінуге тырысқан жаңа заманның (уақыттың) ойлауын білдіреді … Философиялық терминдердің сөздігі
МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский авангард… … Современная энциклопедия
МОДЕРНИЗМ — направление в католицизме кон. 19 нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением … Большой Энциклопедический словарь
МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и соответственно идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы ‘вещи в… … История Философии: Энциклопедия
Модернизм
Модернизм — общая характеристика множества направлений в искусстве конца ХІХ–начала ХХ века, отличительной чертой которых является установка на переосмысление традиций и новаторство. Не стоит путать модернизм со стилем модерн, который является лишь одной из его составных частей. В попытках описать суть модернизма искусствоведы, культурологи, философы, филологи и прочие просвещённые люди сломали немало копий, мы же ограничимся суммированием фактов.
Содержание
В чём суть [ править ]
Когда именно начался модернизм — сказать сложно: хотя сам этот термин и был изобретён в 1890 году Рубеном Дарио, к модернизму традиционно относят и более ранние произведения искусства (например, поэзию французских символистов — Стефана Малларме, Поля Верлена, Артюра Рембо), а кто-то и вовсе считает первым европейским модернистом Шарля Бодлера, творившего, на минуточку, в 1840-е–1850-е годы. Когда модернизм закончился — вопрос не менее сложный: в середине ХХ столетия он начинает плавно перетекать в постмодернизм и явной грани между поздним модернизмом и ранним постмодернизмом нет. Некоторые теоретики вообще предполагают модернизм никогда не завершавшимся и длящимся в иных, переосмысленных формах, до сих пор.
От предшествовавшего ему искусства модернизм отличается прежде всего невиданным ранее вниманием к технике создания художественного произведения, к «форме». В живописи это проявлялось, например, в стремлении обновить средства визуальной выразительности (застрельщиками выступили импрессионисты — от туманных пятен Моне до фирменных дискретных мазков Ван Гога; затем пришёл ещё сильнее отрывающийся от реального облика предметов постимпрессионизм, агрессивная колористика фовизма, увлечение искусством Азии, Африки и древних народов, наконец, абстрактная живопись), в архитектуре — в тотальном переосмыслении облика и функций здания (от эклектичного декора фасадов стиля модерн до радикально функционалистских построек Ле Корбюзье и «Баухауса»), в литературе — в изобретении новых жанров, форм и техник письма (от стихотворений в прозе Бодлера и Рембо до потока сознания Джойса и «автоматического письма» сюрреалистов).
Важной чертой художественного модернизма является характерное для многих его творцов понимание искусства как глобальной силы: мистического, религиозного дарования, средства изменения истории или общества, трансляции философских или политических идей. Искусство модернизма в оптике самих модернистов — больше, чем искусство, это не просто способ восприятия и осмысления мира, но и ключ к его преображению. Одновременно с этим модернистское искусство обычно очень сильно теоретизировано — творцы начинают выступать как исследователи и мыслители, примеряя различные (зачастую — очень сложные и укоренённые в актуальных философских веяниях того времени) эстетические концепции на итоги собственной работы. Закономерным следствием этого стало возникновение великого множества «-измов», в которых так легко запутаться неподготовленному любителю искусства и краткий список которых мы дадим парой разделов ниже.
Традиционно модернизм разделяют на «высокий» модернизм и авангард. Грань между ними, как водится, тонка, и у обоих понятий существуют авторитетные критики, но в целом разница в следующем: высокий модернизм — эстетское искусство для узкого круга ценителей, глубоко укоренённое в искусстве прошлого и ставящее сложные эксперименты, являющиеся результатом интеллектуального, аналитического труда, в то время как авангард — эпатажное, скандальное искусство, провоцирующее агрессивное неприятие у широкой публики в надежду на месть времени и испытывающая границы дозволенного и возможного, радикально порывая с традицией. Ярким примером авангарда является футуризм.
Как это выглядит [ править ]
Направления модернизма [ править ]
Итак, неполный перечень «-измов», суммарно составляющих модернизм, вместе с их краткими характеристиками, приблизительными датировками и основными представителями:
Изобразительное искусство и литература [ править ]
Архитектура [ править ]
Безумие литературы 20 века [ править ]
Литература и смысл. Тайные хроники читателя
В начале XX в. прежние представления человека о мире претерпели изменения. Казавшиеся соразмерными и покорными процессы и вещи вышли из-под контроля. Открытия Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Анри Бергсона [французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни] творчески перерабатывались многими авторами того периода, изменив форму художественного освоения действительности.
Что пишет об этом Ален Роб-Грийе, французский писатель, идеолог «нового романа» (в его романах человек исчез, а вещи остались): «Нам понятно, почему столь внушающими доверия были вещи у Бальзака: они принадлежали миру, хозяином которого был человек. Человек был смыслом всего, ключом ко всему миру и его естественным хозяином. Отныне значения окружающего нас мира неполны, предварительны, противоречивы и всегда спорны».
Так появилось новое литературное и философское направление в литературе ХХ в. — модернизм. Что такое модернизм? Конечно, слово имеет французское происхождение в значении — новейший, современный. Основные характерные черты для модернистских произведений — это ощущение тягостного разрыва личности и общества, отчужденность, абсурд повседневной жизни и всего существования мира.
Именно по отношению к такому искусству справедливы слова философа Х. Ортеги-и-Гассета о том, что модернизм «состоит целиком из отрицания старого».
К литературе модернизма причисляют Д. Джойса, Ф. Кафку, В. Вулф, Г. Стайн, Т.С. Элиота, А. Жида, М. Пруста, Ж. П. Сартра, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккета и др.
Три важные идеи движения: поиск целостности в прошлом — отсюда автобиографизм большинства произведений (Пруст), обращение к мифам (Джойс) и эротические переживания (Лоуренс). Философ и психолог Карл Ясперс выделял еще одну общую черту модернизма — нигилизм, который достиг наивысшей точки в экзистенциализме.
Экзистенциализм в литературе появился незадолго до второй мировой войны и развился после нее как ответ на перенесенные горе и человеческие бедствия, связанные с фашизмом, недоверием к политическим системам, идеологиям и осознанием относительности «добра» и «зла» в то время.
Сартр доказывал, что экзистенциализм и есть гуманизм в новых условиях, а философия абсурда человеческого существования и непредсказуемости бытия, выдвинутая Камю, приводила того к «стоическому пессимизму». Камю неоднократно ссылается на Кафку, все творчество которого представляет собой повествование о противоборстве человека с окружающим миром; это противоборство неизменно кончается поражением героя, не обладающего ни силой, ни волей к сопротивлению, раздавленного недоступной пониманию, враждебной средой.
1950-60-е годы — «антироман» и «антидрама»
Речь становится все более бессвязной и скудной. Однако молчание является одновременно высшей точкой богооставленности человека и силой сознания. Напряженность беккетовского дискурса обусловлена противопоставлением молчания и речи. Все его творчество делится между искушением выразить реальность жизни посредством речи и провалом этой попытки: «Назвать, нет, все неназываемо, произнести, нет, все непроизносимо» («Никчемные тексты»).
Литературное понятие «антироман» появилось в предисловии Сартра к роману Натали Саррот «Портрет неизвестного» в 1947 г. Успеха роман не имел — тогда еще время для «антиромана» не пришло, это было время, еще не остывшее от потрясений военной эпохи. Сартр установил, во-первых, появление особого типа романа, который «оспаривает роман», а во-вторых, определил существеннейшую связь «антиромана» с экзистенциалистской философией.
Модернизм
Новейшему модернизу, как и прежде, противостоят прогрессивные мастера мирового искусства, связавшие своё творчество с интересами рабочего класса, с революционным движением. Искусство социалистического реализма и прогрессивное искусство зарубежных стран развиваются в постоянном столкновении и борьбе с течениями модернизма, ставя задачу сохранения и продолжения гуманистических и демократических традиций мировой культуры.
Литература: В. И. Ленин, О литературе и искусстве, (Сб.), 6 изд., М., 1979; Модернизм. Анализ и критика основных направлений, (3 изд.), М., 1980; И. С. Куликова, Философия и искусство модернизма, 2 изд., М., 1980.
(фр. modernisme, от moderne – новейший, современный), обобщающее название новых художественных течений кон. 19 – нач. 20 в., порвавших с традиционным искусством, отказавшихся следовать натуре и утверждавших новизну и оригинальность художественного видения.
Зарождение модернизма относится к 1860-м гг., когда с реформой живописи выступили импрессионисты, а в архитектуре появились каркасная конструкция и железобетон. Термин охватывает такие направления искусства 20 в., как фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм и др. Для представителей модернизма характерен интерес к новизне изобразительных средств, творческим экспериментам.
Термин «модернизм» получил распространение в советской эстетике и критике со второй пол. 1950-х гг. и имел первоначально негативное значение, будучи синонимом «шарлатанства» в искусстве.
К. С. Малевич. «Композиция с „Моной Лизой“. 1914 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Фрагмент
В 1960-е гг. наступило время постмодернизма, стремившегося стереть грани между высокой и массовой культурой.
Модернизм – это стиль в живописи, архитектуре, литературе, искусстве
Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр.) означает «новый», «современный». Это движение стало переломным по содержанию. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др.). Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия.
История возникновения
В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.
Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.
«Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности», – призывал Маяковский-футурист. Похожие лозунги и призывы звучали от модернистов разных школ и течений искусства XX века.
Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.
Черты стиля
Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.
Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).
Экстравагантность, эпатаж, иррационализм – постоянные спутники модернистов.
В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.
Русские модернисты воспринимались советской критикой враждебно из-за отказа от классических традиций, субъективизма и абсурдности, стремления стереть границы между искусством и действительностью.
Архитектура
Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:
Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.
Главные принципы архитектурного модернизма:
Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Социальные идеи архитекторов-модернистов отличались явным демократизмом и даже «левизной» во многих декларациях и манифестах.
Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.
Интерьер
Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.
Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.
Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые. Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность.
Потолок
Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.
Напольное покрытие
Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.
Мебель
В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.
Декор
В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей. Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом.
Цветовая гамма
Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.
Немаловажная деталь модернистского интерьера – неординарные картины и фотографии, развешенные на стенах. Естественно, что такой интерьер украшают картины художников-модернистов.
Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.
В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки. Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.
Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.
Скульптура
Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в живописи в эпоху возрождения. Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.
Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.
В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).
Шедевр советского модернизма – масштабная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», выставленная в 1937 году в Париже.
Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.
Модные веяния
Уже в самом начале XX века под влиянием бурных процессов в мире и искусстве свежие веяния проникли и в моду. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Появляются новые имена в мире моды. В 1920 году в Париже открыла свой модный салон авангардистка Соня Делоне, которая украшала свои модели яркими узорами разных геометрических форм. Уже через 10 лет засверкала новая звезда – Коко Шанель, уделявшая значительное внимание ювелирным украшениям. Под её влиянием рождается новый женский идеал – самостоятельная, независимая дама, равноправный партнёр мужчины. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Возникло новое направление в мире моды – «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.
После 1930-х г. дамская мода несколько смягчается, становится более женственной. Ювелирное искусство также спешит вслед за модой: появляются разнообразные броши, подвесные кулоны, серьги и браслеты чётких геометрических форм. В эти годы среди ювелиров, почувствовавших новые веяния в искусстве, на первый план выходит мастер Луи Картье, стоявший у истоков стиля «ар-деко.
Деятели
Утрату традиционных ценностей, характерную для культуры XX века, легче всего проследить в живописи. Это особенно заметно у мастеров, жизненный путь которых совпал с переломными моментами эпохи.
Наиболее значимыми художниками модернистских направлений стали: Анри Матисс («Севильский натюрморт», «Танец», «Музыка», «Красная комната»); Амедео Модильяни, изображавший женские портреты; Пикассо («Женщина с веером», «Авиньонские девушки»); В. Кандинский (основоположник абстракционизма).
Наивысшим выражением крайностей модернистского искусства вошла в историю картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат».
Начало XX столетия в русской литературе ознаменовалось появлением целой плеяды поэтов – модернистов. Это и символисты (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З.Гиппиус и др.); акмеисты (А. Ахматова, О. Мандельштам); футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский).
Все они оставили богатое наследие, которое отражает мироощущение и философские концепции той эпохи. Зарубежная литература ознаменовалась появлением нового стиля, называемого «потоком сознания», представителями которого являются В. Вульф и М. Пруст.
Инновационные модернистские течения не обошли стороной и музыкальное искусство. Среди композиторов-новаторов можно отметить такие имена, как Р. Штраус, К. Дебюсси, Ян Сибелиус, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.
Узнать размеры напольной плитки, а также виды вы сможете перейдя по ссылке.
Как уложить теплый пол под плитку вы узнаете в этой статье.
Если бы жил Гауди…
Выводы
Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Так появился однотонный дизайн обоев для кухни и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и так далее.
Читайте также нашу статью о художниках классицизма.