Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть картинку Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Картинка про Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 15.11.2016 2016-11-15

Статья просмотрена: 9938 раз

Библиографическое описание:

Коршунова, О. С. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности / О. С. Коршунова, Л. Н. Роледер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35189/ (дата обращения: 22.12.2021).

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности

Коршунова Ольга Сергеевна, доцент;

Роледер Людмила Николаевна, старший преподаватель

Новосибирский государственный университет экономики и управления

В статье рассмотрены перспективы введения элективных курсов по физическому воспитанию студентов. Затронуты вопросы о проблемах, возникающих на пути в этом направлении — развитии эффективного физического воспитания в вузах, на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Ключевые слова: эффективность процесса, физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность, студенты

Пассивное отношение студентов к практическим занятиям по физической культуре заставляет искать новые пути приобщения молодежи к активной двигательной активности, предусмотренной учебными планами высшей школы. Особенно актуально стоит этот вопрос, поскольку наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья и показателей физической подготовленности студентов начальных курсов. Возникает необходимость повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре. Элективные курсы, как спортивно-ориентрованное физическое воспитание, в основе которых лежит учет интересов занимающихся, должны подстегнуть интерес к учебным занятиям по дисциплине — физическая культура. На базе Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НГУЭУ) планируется внедрение элективных курсов в учебный процесс студентов уже с первого года обучения.

Возможности спортивной базы университета и специализации преподавательского состава позволяют организовать учебный процесс по следующим спортивным направлениям: спортивные игры (баскетбол, волейбол), легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг, фитнес-аэробика, настольный теннис группы общей физической подготовки.

Приоритет в развитии физкультурно-оздоровительного направления — должен быть выбран самостоятельно каждым студентом. Учитываются личностные приоритеты: желание, интересы, умения. Элективная дифференциация должна стать основой спортивно-ориентированного физического воспитания, должна приобщить студентов к ценностям физической культуры, сформировать внутреннюю потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Консолидированные усилия администрации вуза, преподавателей кафедры, тренеров специальных отделений должны принести, ожидаемый результат: формирование целостной системы физического и спортивного воспитания молодежи. Физическая активность должна стать способом самовыражения, быть эмоционально и эстетически привлекательной [1]. Особое внимание следует уделить студентам первого курса, используя последнюю возможность в рамках образовательной системы изменить негативные установки, приобретенные на предыдущих этапах обучения.

Возможности нашего университета (НГУЭУ) ограничены в плане материальной и технической базы физкультурно-спортивного комплекса. Количество студентов первокурсников, поступивших в этом учебном году в НГУЭУ, составляет более 800 человек. Из такого количественного объема трудно сформировать эффективные спортивно направленные группы, с качественной учебно-спортивной нагрузкой.

Позитивным изменением в этом направлении можно считать внедрение в учебный процесс студентов первокурсников лекционного курса в начале учебного года. Теоретические занятия включали в себя и тестирование по итогам прослушанного материала. Преподаватели могли оценить усвоение студентами прослушанное лекции, провести собственное исследование по проведенному тестированию. В частности было проведен опрос у студентов о приоритетах дифференциации физической нагрузки. По результатам проведенного опроса из 100 % первокурсников предпочли бы заниматься избранными видами физкультурной деятельности 74 %, 12 % не определились, 9 % хотели бы избежать практические занятия по физическому воспитанию (по состоянию здоровья) и только 5 % предпочитают занятия по традиционной системе академических занятий.

Но в идеале, введение элективной дифференциации, должно быть поэтапным. Первокурсники должны заниматься в академических группах, на учебных практических занятиях по физической культуре, где смогут: апробировать свои возможности, адаптироваться к новой организации физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Данный период может быть рассмотрен как возможность определиться с выбором дальнейшей спортивной ориентации на последующих курсах. Студенты адаптируются в стенах вуза, познакомятся с требованиями тренерско-педагогического коллектива, поймут какой вид физкультурно-спортивной деятельности, предпочтителен для них в НГУЭУ.

После лекционного курса студенты прошли традиционный медицинский осмотр с целью определения их в специальные медицинские группы по состоянию здоровья. К занятиям в спортивно-ориентированных секциях кафедры физического воспитания и спорта допускаются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Возникает дилемма, как сформировать группы по элективному физическому воспитанию без причинения возможного вреда здоровью, студентов специальной медицинской группы. Как правило, студенты пишут заявление о принятии их в спортивно-направленную учебную тренировочную группу, не учитывая собственное состояние здоровья, ответственность за них берет на себя тренер преподаватель избранной секции. В то время, как при традиционном учебном процессе в академических группах, студенты специальной медицинской группы занимаются с отдельным преподавателем. По окончанию первого курса, студенты смогут объективно оценить свои возможности, и формирование учебно-тренировочных групп на старших курсах, будет практически оправданным и осознанным. За первый год обучения будет сформирован достаточный уровень знаний, умений в избранном виде спорта. Сформирован спортивный стиль жизни, включающий в себя осознанную потребность к двигательной активности.

В 2015–16 учебном году, кафедрой физического воспитания и спорта был освоен гранд, полученный для исследовательской деятельности по теме: «Развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза» Проведенное исследование позволило достоверно оценить индивидуально-психологические особенности студентов нашего университета, позволило создать программы совершенствования профессионально значимых качеств избранной специализации. Таким образом, появилась возможность подходить к образовательному процессу физического воспитания с обоснованными результатами научно-исследовательской деятельности. Использовать совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышения уровня знаний информированности, практических навыков по рациональному двигательному режиму с учетом профессиограммы будущих выпускников. Введение спортивно ориентированного физического воспитания уже с первого курса не позволит в полной мере использовать разработанные технологии. Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки направленной на выполнение программных зачетных нормативов является базисом системы физического воспитания [2]. Наиболее оптимально вводить элективное физическое образование со второго курса. Этот учебный период будет направлен на совершенствование выбранной спортивно-направленной двигательной активности в рамках образовательного учреждения. От того, насколько осознанным будет выбор, который сделают студенты, сможет ли выбранный вид двигательной активности удовлетворить его интересы и потребности самореализоваться и самоутвердиться в своем кругу, будет зависеть его дальнейшая включенность в спортивную жизнь [3].

Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. Множество мнений о целесообразности развития и применения новых методологических систем в образовательном пространстве физического воспитания и образования в высшей школе дает повод и возможность доказать эффективность движения в этом направлении. [4] Модернизация физического воспитания принесет ожидаемые результаты. Выпускники нашего университета будут активно применять полученные знания на практике, что в свою очередь будет влиять не только на эффективность и продолжительность профессиональной деятельности, но и на качество жизни в целом.

Источник

Новости

Как будут организованы элективы по физической культуре?

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть картинку Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Картинка про Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Учебный год стартовал в очном формате, но вопросов у студентов об организации образовательного процесса в условиях коронавирусной инфекции великое множество. Один из волнующих — как будут организованы элективы по физической культуре?

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией было принято решение о проведении элективных занятий по физической культуре в дистанционном формате.

Что это значит?

Медицинские справки необходимо предоставить вашему преподавателю в срок до конца сентября.

Первокурсники смогут выбрать подходящий электив с 1 по 15 октября (вам придет уведомление в личном кабинете МГПУ). Вам также необходимо предоставить справку вашему преподавателю, но до конца ноября.

Вся остальная спортивная деятельность (секции, спортивные соревнования, тренировки сборных МГПУ) будет реализовываться в очном формате, с условием соблюдения методических рекомендаций Роспотребнадзора.

Поделиться

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть картинку Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Картинка про Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Методический Stand-Up

Московский городской запустил новый формат микро-практикумов для преподавателей. Серия вебинаров “Методический Stand-Up” посвящена прокачке навыков работы в гибридном формате обучения

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть картинку Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Картинка про Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Электронные учебные пособия

Ресурсы электронно-библиотечных систем для обучения

Источник

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Кафедра обеспечивает преподавание дисциплины «Физическая культура и спорт » и элективного курса по «Физической культуре и спорту» подготовки бакалавров и специалистов всех направлений УГЛТУ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
Дисциплина «Физическая культура и спорт» реализуются в рамках базовой части блока Б.1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) и элективного курса по «Физической культуре и спорту» в объеме не менее 328 академических часов, являющихся обязательными для освоения.

Цель изучения дисциплины формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины: понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности. Знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте. Приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту. Создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-7 – Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Краткое содержание дисциплины:

Теоретический раздел: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Социально-биологические основы физической культуры. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. ВФСК ГТО – основа системы физического воспитания в Российской Федерации. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.
Методико-практический раздел: Методика начальной подготовки в избранных видах спорта, изучение основ спортивной тренировки. Методика применения средств физической культуры для направленного воспитания отдельных физических качеств. Методика проведения элементов учебно-тренировочного занятия. Методика оценки уровня состояния здоровья. Методика оценки и коррекции осанки и телосложения. Методика оценки функционального состояния организма. Методика оценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП. Методика проведения производственной гимнастики.

Элективный курс по физической культуре и спорту

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)

Цель изучения дисциплины достижение обучающимися высокого уровня физической подготовленности и работоспособности при выполнении двигательных действий (на уровне умений и навыков), способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.

Задачи изучения дисциплины: укрепить здоровья занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию, овладеть жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, привить организаторские навыки и стремление систематически самостоятельно заниматься общей физической подготовкой.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-7 – Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Краткое содержание дисциплины:

Элективный курс по физической культуре и спорту

БАСКЕТБОЛ

Цель изучения дисциплины формирование умений и навыков игры в баскетбол, методики обучения, организации и проведения тренировочных занятий и соревнований.

Задачи изучения дисциплины: укрепить здоровья занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию, овладеть жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, привить организаторские навыки и стремление систематически самостоятельно заниматься волейболом.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-7 – Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины студент должен:

Краткое содержание дисциплины:

Элективный курс по физической культуре и спорту

ВОЛЕЙБОЛ

Цель изучения дисциплины формирование умений и навыков игры в волейбол, методики обучения, организации и проведения тренировочных занятий и соревнований.

Задачи изучения дисциплины: укрепить здоровья занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию, овладеть жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, привить организаторские навыки и стремление систематически самостоятельно заниматься волейболом.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-7 – Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины студент должен:

Краткое содержание дисциплины:

Элективный курс по физической культуре и спорту

ФУТБОЛ

Цель изучения дисциплины – формирование умений и навыков игры в футбол, методики обучения, организации и проведения тренировочных занятий и соревнований.

Задачи изучения дисциплины: укрепить здоровья занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию, овладеть жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, привить организаторские навыки и стремление систематически самостоятельно заниматься волейболом.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-7 – Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины студент должен:

Краткое содержание дисциплины:

Элективный курс по физической культуре и спорту.

Адаптивная физическая культура

Цель изучения дисциплины максимально возможное развитие жизнеспособности студента, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, используя основные формы, средства и методы адаптивной физической культуры.

Задачи изучения дисциплины: сохранить и укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию, овладеть жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, привить организаторские навыки и стремление систематически самостоятельно заниматься общей физической подготовкой.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: УК-7 – Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Содержание:

Источник

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Смотреть картинку Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Картинка про Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это. Фото Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту что это

Реалии современности, в которых вынужденно оказалось все население планеты, имеют огромное влияние на все сферы жизни нашего общества. Наиболее ощутимы процессы, происходящие в образовательной среде, а именно в высших учебных заведениях. С целью сохранения возможности обеспечения образовательного процесса, все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, с использованием цифровой образовательной среды. Приоритетной задачей в сложившейся ситуации становится сохранение качества образования, формирование необходимых профессиональных компетенций, развитие навыков самообразования и самосовершенствования в процессе обучения [1].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дистанционное обучение в сфере высшего образования набирает все большую популярность в сетевом пространстве. Но в условиях пандемии коронавирусной инфекции мы вынужденно совершили переход в данном направлении с целью предупреждения распространения заболевания. В связи с недостаточностью или отсутствием опыта в сфере дистанционных технологий преподавания система высшего образования оказалась в неоднозначной ситуации [2].

Дистанционное обучение реализуется средствами интернет-технологий, предусматривающих интерактивность, где важную роль играет самостоятельная работа студента и, как следствие, увеличение учебной нагрузки и снижение двигательной активности [3]. В создавшейся ситуации, так как большую часть времени обучающиеся проводят за компьютером, ухудшается зрение, осанка, общие показатели здоровья, что обуславливает снижение умственной и физической работоспособности [4].

Ряд исследователей считают, что разработка дистанционных технологий обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» возможна, но в полной мере заменять практические занятия нецелесообразно по причине специфики дисциплины, которая требует активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе физического воспитания [5, 6].

Организация дистанционного обучения в Забайкальском государственном университете была построена на основе Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), в которой для студентов были созданы личные кабинеты, где они могли получить задание и необходимую информацию для его выполнения. В общении с преподавателем наиболее оптимальными явились сочетания инструментов: социальные сети, электронная почта, аудио- и видеоконференции, видеосервисы, индивидуальные консультации.

Осмысление приобретенных навыков реализации образовательных услуг с применением цифровых технологий, позволит выявить положительные и отрицательные стороны данного процесса и в дальнейшем использовать полученный опыт для улучшения качества преподавания и расширения сферы применения электронных образовательных ресурсов [7].

Цель исследования – выявить отношение студентов к использованию дистанционных технологий обучения в высших учебных заведениях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Материалы и методы исследования

Материалы исследования – это теоретические данные по изучаемой проблеме применения дистанционного обучения в образовании студентов гуманитарного направления в высшем учебном заведении. Методами исследования являлись: анализ и обобщение специальной литературы, анкетный опрос студентов, математическая обработка собранных данных.

Исследование проведено на базе Забайкальского государственного университета. В опросе участвовали студенты 1–3 курсов.

В результате изучения специальной литературы по исследуемой проблеме отмечается увеличение числа публикаций на тему использования дистанционных технологий в образовательном процессе всех уровней. Авторы отмечают как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам дистанционного обучения можно отнести: возможность участия в образовательном процессе, находясь на расстоянии; снижение эмоциональной напряженности студентов и ППС, вызванной условиями вынужденной изоляции; необходимость и возможность овладения новыми формами преподавания и т.д. Однако многие исследователи отмечают больше минусов в применении дистанционных технологий обучения, связанных с малой подготовленностью электронной образовательной среды, в большей степени связанной с проблемами технического обеспечения.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами были проведены исследования на базе Забайкальского государственного университета среди студентов 1–3 курсов педагогического направления, им было предложено пройти опрос по составленной анкете. Всего в опросе участвовало 323 студента: 121 – 1 курс, 115 – 2 курс, 87 – 3 курс. В ходе анализа полученных данных анкетирования выявили следующие результаты.

Первый блок состоял из вопросов, направленных на изучение отношения студентов ЗабГУ к дистанционному обучению в целом. Так, на вопрос об отношении к формату дистанционного обучения среди студентов 1 курса ответы разделились практически равномерно, различие составило 5 % в отрицательную сторону. Респондентам 2 и 3 курса дистанционный формат обучения понравился, 51 % и 57 % соответственно (таблица).

Студенты всех курсов в большем процентном соотношении хотели бы в дальнейшем использовать дистанционные технологии обучения (вопрос 2). Это можно объяснить тем, что некоторые варианты заданий действительно можно выполнять дистанционно и более оперативно предоставлять преподавателю для проверки, без использования бумажных носителей.

Полностью перейти на электронный формат в образовательном процессе (вопрос 3) респонденты в целом не готовы: ответили «да» 12 % студентов 1 курса, 26 % студентов 2 курса и 29 % 3 курса. Применение смешанного варианта обучения было бы предпочтительней для студентов всех курсов. Была отмечена необходимость непосредственного общения обучающегося с преподавателем, в результате которого повышается мотивация для решения поставленных целей.

1 блок: отношение студентов к дистанционному обучению

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *