Модуль маркировка что это
Модуль «Маркировка» в смарт-терминалах SIGMA: как он поможет быстрее принимать и отпускать маркированные товары
В России действует несколько законов о маркировке, согласно которым информацию о движении маркированных товаров нужно передавать в «Честный ЗНАК». Данные нужно отправлять, когда вы принимаете товар от поставщика или продаете его покупателю.
Смарт-терминалы SIGMA умеют работать c маркированными товарами. Без дополнительных затрат вы можете продавать маркированные товары на кассе и создавать позиции в каталоге вручную. А чтобы автоматизировать приемку маркированных товаров и контролировать их продажу, существует дополнительный модуль «Маркировка». Расскажем, кому он нужен и как работает.
Кому нужен модуль «Маркировка»
Полный список с подробностями — на сайте системы «Честный ЗНАК».
Маркировке подлежат также шубы и лекарства, но работу с ними модуль «Маркировка» не поддерживает.
В ближайшее время планируют вводить маркировку других товаров, например, упакованной воды, пива. После введения они тоже будут доступны для продажи через SIGMA.
Зачем нужен модуль «Маркировка»
Для этого вы должны отправлять в «Честный ЗНАК» коды маркировки каждого товара. Продажу и возврат касса умеет делать по умолчанию, а приемку можно оформлять либо вручную, либо с помощью модуля «Маркировка» для SIGMA.
Что умеет модуль «Маркировка»
Принимать товары из «Честного ЗНАКА». Поставщик товара может сформировать документ отгрузки в личном кабинете «Честного знака», а вы — принять его прямо в личном кабинете SIGMA Облако.
Принимать товары по ЭДО прямо на смарт-терминале или в личном кабинете SIGMA. Можно будет полностью проводить приемку товара через смарт-терминал, а не пользоваться несколькими разными устройствами и сервисами.
Сразу вносить маркированные товары в товароучет. Вам не придется вручную добавлять остатки. Все принятые маркированные товары автоматически попадут в кассу, и их можно будет сразу продавать.
Проверять товар при приемке. В накладной от поставщика указаны коды маркировки. После получения этой накладной SIGMA автоматически проверит корректность кодов: существуют ли они в принципе, выпущены ли в оборот, не были ли уже проданы, принадлежат ли поставщику. Это поможет вам не принять ошибочную накладную.
Кроме того, во время приемки можно будет с помощью сканера просканировать все коды маркировки и проверить, соответствуют ли они накладной. Это поможет избежать проблем из-за того, что поставщик случайно поставил в накладной одни коды, а товары вам отгрузил с другими.
Проверять товары при продаже. Во время продажи товара SIGMA сверяет его код маркировки с информацией из базы систем «Честный ЗНАК». Если товар с таким кодом не был внесен в базу или уже был продан, она выдаст предупреждение. Это поможет избежать проблем — например, не позволит случайно продать товар, накладную по которому вы еще не приняли.
Благодаря такой автоматизации риск человеческой ошибки сводится к минимуму на всех этапах, от приемки до продажи.
Можно ли обойтись без модуля «Маркировка»
Модуль «Маркировка» — это не обязательная часть терминала SIGMA, и по закону он не нужен. Он точно не пригодится, если вы не продаете товары, подлежащие маркировке.
Если хотите сэкономить время и избежать ошибок, модуль сильно вам в этом поможет.
Маркировка‑2022: к чему готовиться рознице и общепиту
В 2022 году нас ждут изменения в правилах маркировки. В статье разберемся с нюансами маркировки молочной продукции и воды. А еще объясним, как выполнить требования к маркировке и подготовить кассу.
Зачем нужна маркировка
Маркировка — это код на упаковке товара, уникальная последовательность символов. Маркировку ввели, чтобы стало меньше подделок. От них страдают все: и честные производители, и покупатели.
У государства есть цель — промаркировать все потребительские товары до 2024 года. Начинали с сигарет, обуви, лекарств и многих других товаров. Скоро наступит новая волна маркировки молочной продукции и воды.
Общий принцип маркировки
1. В системе мониторинга Честный ЗНАК регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики и конечники — магазины, кофейни и рестораны.
2. Все они сообщают в Честный ЗНАК, что владеют конкретным товаром с конкретным кодом. Например, фабрика приготовила молоко, запаковала и напечатала уникальный код маркировки. На другой коробке будет уже другой код.
3. Фабрика грузит молоко в фуру и продает оптовику. Оба подтверждают сделку в Честном ЗНАКе. Система понимает, что право собственности на конкретные коды перешло от производителя к оптовику.
4. Крупный оптовик продал часть партии мелким оптовикам. Дальше может случиться еще несколько перепродаж. Но о каждой из них Честный ЗНАК будет знать.
5. Молоко попало в магазин. Магазин получает накладную с кодами и проверяет, совпадают ли они с кодами на товарах. Если все хорошо, молоко выставляют на продажу.
6. Покупатель захотел приобрести это молоко. Продавец сканирует код на кассе. Касса печатает чек и отправляет данные в Честный ЗНАК через оператора фискальных данных. ОФД отправляет фискальный чек в налоговую и сведения о «проданном» коде в Честный ЗНАК.
7. Честный ЗНАК выводит товар из оборота. Это значит, что такой код больше нельзя продать нигде и никогда.
Такая схема уже обязательна для продажи лекарств и для розницы, которая торгует шубами, табачными изделиями, обувью, шинами и автопокрышками, товарами легкой промышленности, фотоаппаратами и духами. На очереди молоко и вода.
Маркировка молочной продукции
Вот какую молочку будет контролировать государство:
Допустим, ваш сыр или йогурт попадает под маркировку. Что с этим делать:
1. Регистрируемся в Честном ЗНАКе. Это ни к чему вас не обязывает. Для регистрации нужна КЭП.
2. С 20 января 2022 года сканируем на кассе мороженое и сыры сроком годности до 40 суток.
3. С 31 марта сканируем всю остальную молочку, которая портится за 40 дней.
4. С 1 июня 2022 года сканируем то, что хранится дольше 40 дней. Сюда же относятся молочные продукты с неоднозначным сроком годности. Есть продукты, у которых срок хранения зависит от температурного режима. Например, сливочное масло можно хранить до 4 месяцев при температуре –14 °С и 2–5 недель при +5 °С. Это масло мы не считаем за скоропортящееся и сканируем с 1 июня.
Общепит, внимание!
Сканируйте только упакованную молочку: молоко в пакете, йогурт в коробочке… А если подаете сырную тарелку, или молоко добавлено в коктейль — не сканируйте. Распакованная молочка будет выводиться из оборота отдельно прямо в системе Честный ЗНАК с сентября 2022 года.
5. С 1 сентября 2022 года подтверждаем в Честном ЗНАКе, что приняли товар от поставщика. Для этого нужно подключить электронный документооборот — ЭДО, потому что маркировочные накладные бывают только в электронном формате.
Возможно, ЭДО уже встроен в ваш товароучетный сервис. Если нет, выберите оператора ЭДО. Некоторые могут брать плату за роуминг: например, если у вас Контур.Диадок, а у вашего поставщика другой оператор. Поэтому до сентября нужно разобраться, через какого оператора ваш поставщик будет присылать документы и будет ли плата за роуминг.
Требования к маркировке молочной продукции изложены в постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099.
Маркировка воды
Под контролем будет питьевая вода в упаковке:
С водой всё так же, как с молоком, только другие сроки:
1. Регистрируемся в Честном ЗНАКе.
2. С 1 сентября 2022 года сканируем маркировку на кассе.
3. С 1 ноября 2022 года подтверждаем в Честном ЗНАКе, что приняли товар от поставщика.
В общепите снова нюансы
Если продаете воду в бутылках, пакетах, коробках — сканируйте на кассе. Если разливаете воду по стаканам, или вода в составе супа — не сканируйте. Упакованная вода выводится из оборота через кассу с сентября. А распакованная — прямо в системе Честный ЗНАК с ноября 2022 года.
Сроки касаются только розницы и общепита. У тех, кто производит воду, импортирует ее или продает оптом, сроки другие. Все требования к маркировке воды описаны в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.
Эксперты советуют не тянуть и готовиться к маркировке уже сейчас.
Как выполнить требования к маркировке
Теперь разберемся, что покупать и что делать с кассой.
Какое оборудование и программное обеспечение понадобится:
Как подготовить кассу
Вам нужна касса с ФФД 1.2.
ФФД — это формат фискальных документов. 1.2 — это номер новейшей версии специально для маркировки.
Чтобы работать с таким форматом, нужно три вещи:
1. В кассе должен быть фискальный накопитель нового образца — ФН-М. Раньше выпускали просто ФН, а теперь выпускают ФН-М. Есть модели на 15 месяцев и на 36.
2. У кассы должна быть прошивка под ФФД 1.2, ее выпускает производитель кассы.
3. На кассу должна быть установлена правильная версия кассовой программы — именно под ФФД 1.2.
В чем разница между прошивкой и кассовая программой?
Разберемся на примере телефона. Вы купили телефон. Производитель заложил в него много программ. А потом вы скачиваете на телефон дополнительные программы, например редактор фотографий.
В этом и разница — прошивку на кассу ставит производитель или специально обученные люди в сервисных центрах. А кассовую программу можно поставить самостоятельно. Если чувствуете, что сами не справитесь — купите услугу, и вам обновят кассы в сервисном центре.
Смотрите видео ФФД 1.2: как продавцам маркировки обновить формат
Когда обновлять формат на кассе? Это зависит от вашего фискального накопителя и от того, когда вы его регистрировали в кассе:
В этом списке перечислены кассы, которые можно использовать для работы по ФФД 1.2. В списке все время появляются новые кассы. Ищите модель и дату, когда ее включили в реестр — это дата постановления ФНС:
Если вашей кассы нет в реестре, можете работать по-старому, пока модель не включат в реестр. Как только это произойдет, кассу нужно обновить.
Если касса уже есть в реестре, нужно сразу перейти на ФФД 1.2. Как это сделать, мы рассказали в справке.
Скидка 40 % на готовое решение для работы с ЭДО и маркированной молочкой
Модуль маркировка что это
В России действует система обязательной маркировки, которая позволит прослеживать путь товаров от поставщика к потребителю и гарантировать подлинность и качество. Для этого на упаковку товаров наносят цифровые коды DataMatrix.
Если вы продаете товары, подлежащие маркировке, вы обязаны передавать информацию о них в систему «Честный ЗНАК». Это нужно делать во время приемки, когда вы принимаете электронные накладные, и при продаже — сканируя код маркировки в чек.
Какие категории товаров подлежат обязательной маркировке?
1 июля 2019 — обязательная продажа (выбытие) маркированного табака на кассе.
1 июля 2020 — обязательная приёмка маркированного табака с электронными универсальными передаточными документами (УПД) при помощи систем электронного документооборота (ЭДО).
Согласно статье 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированных сигарет после 1 июля 2019 г действуют следующие штрафы:
Немаркированные остатки, произведенные до 1 июля 2019 года, могут продаваться беспрепятственно до 1 июля 2020 года.
С 1 октября 2019 — начало получения кодов маркированной продукции, упрощённая маркировка остатков обуви.
С 1 июля 2020 — контроль оборота, запрет на продажу немаркированной обуви, регистрация всех операций в системе.
До 1 сентября 2020 — маркировка остатков обуви, купленных до 1 июля 2020 года, но полученных после этой даты.
Согласно статьям 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу маркированной обуви без передачи сведений о выбытии и продажу немаркированной обуви после 1 июля 2020 г действуют следующие штрафы:
Немаркированными остатками разрешено торговать до 1 июля 2020. Промаркировать остатки обуви необходимо до 1 июля 2020, или до 1 сентября 2020, в случае если они были приобретены до 1 июля 2020, а получены только после этой даты.
С 1 января 2021 — оборот немаркированных товаров будет запрещен.
До 1 февраля 2021 — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 г.
Согласно статьям 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу маркированных товаров без передачи сведений о выбытии и продажу немаркированных товаров после 1 января 2021 г действуют следующие штрафы:
Немаркированными остатками разрешено торговать до 1 января 2021. Промаркировать остатки, нереализованные до этой даты, можно будет до 1 февраля 2021.
С 1 октября 2020 — начнется обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию Российской Федерации, а также передача сведений об обороте товаров в систему Честный ЗНАК.
До 30 сентября 2021 — разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г.
Согласно статьям 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу маркированных духов без передачи сведений о выбытии и продажу немаркированных духов после 30 сентября 2021 г действуют следующие штрафы:
Немаркированные остатки, произведенные или ввезённые на территорию РФ до 1 октября 2020 года, могут продаваться беспрепятственно до 30 сентября 2021 года.
1 ноября 2020 — запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами.
До 1 марта 2021 — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 ноября 2020 г.
С 1 марта 2021 — все участники оборота обязаны передавать сведения о приобретении, продаже и ином обороте шин в систему маркировки Честный ЗНАК.
Согласно статьям 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу маркированных шин без передачи сведений о выбытии и продажу немаркированных шин после 1 ноября 2020 г действуют следующие штрафы:
Немаркированными остатками разрешено торговать до 1 марта 2021. До этого все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 ноября 2020 г.
С 1 октября 2020 — оборот немаркированных фотоаппаратов и фотовспышек будет запрещён.
До 1 декабря 2020 — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 г.
Согласно статьям 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу маркированных товаров без передачи сведений о выбытии и продаже немаркированных товаров после 1 октября 2020 г действуют следующие штрафы:
Немаркированными остатками разрешено торговать до 1 октября 2020. Промаркировать остатки, нереализованные до этой даты, можно будет до 1 декабря 2020.
С 1 декабря 2021 года обязательна продажа (выбытие) маркированной молочной продукции через кассу.
До 1 сентября 2022 года обязателен объемно-артикульный учет. При передаче молочной продукции, например, от поставщика к продавцу, можно пользоваться упрощенным электронным документооборотом — нужно передавать только номенклатуру товара, количество и артикул.
До 1 декабря 2023 года обязателен поэкземплярный учет. Нужно передавать молочную продукцию с использованием электронного документооборота, и указывать информацию о каждой единице товара — в том числе код маркировки.
Согласно статьям 14.15 и 15.12 КоАП РФ за продажу маркированных товаров без передачи сведений о выбытии и продаже немаркированных товаров после 1 декабря 2021 г действуют следующие штрафы:
Немаркированными остатками разрешено торговать до 1 декабря 2021. Промаркировать остатки, нереализованные до этой даты, можно будет до 1 января 2022.
С 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года проводится эксперимент по маркировке упакованной воды. Его цель — протестировать бизнес-процессы и сделать маркировку удобной для производителей и продавцов. По итогам эксперимента будут определены сроки обязательной маркировки и прочие требования.
С 1 апреля 2020 года по 31 августа 2021 года проводится эксперимент по маркировке пива и пивных напитков. Его цель — протестировать бизнес-процессы и сделать маркировку удобной для производителей и продавцов. По итогам эксперимента будут определены сроки обязательной маркировки и прочие требования.
Как работать с маркированными товарами в SIGMA?
Продавать маркированную продукцию на кассе можно на любом тарифе, без доплат и дополнительных модулей.
Но перед продажей товары нужно принимать — собирать коды маркировки, заносить их в товароучетную систему, передавать информацию о приемке в «Честный ЗНАК». Чтобы это делать, понадобится модуль «Маркировка». С ним вы сможете принимать электронные накладные и контролировать продажи маркированных товаров на кассе.
Что можно делать с помощью модуля «Маркировка»
Преимущества
Интегрировать модуль можно самостоятельно, без программиста. Просто подключите КЭП и пройдите по виджету настройки.
АТОЛ ЭДО включен в стоимость. Не нужно выбирать оператора, заключать договор и оплачивать его услуги.
Управление в одном окне
Вместо нескольких систем учета — единый личный кабинет с обзором основных показателей бизнеса.
Цена модуля зависит от вашего тарифа.
Купить модуль «Маркировка» можно в офисах продаж у официальных партнеров компании АТОЛ в вашем регионе, а также прямо в вашем Личном кабинете.
Маркировка с отслеживанием чеков
Производитель наносит на маркированные товары уникальный код формата Data Matrix. При реализации кассир сканирует код на кассе, а ОФД отправляет данные о продаже маркированного товара в ФНС и в Честный ЗНАК.
Отследить, что оператор фискальных данных отправил уникальный код в Честный ЗНАК и проверить статус чека, поможет отчет по маркировке.
Какие товары нужно маркировать
С 2019 года
С 2020 года
С 2021 года
Идет эксперимент. Ожидаются постановления со сроками
Согласно федеральному закону № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (статья 4.7 п. 5), Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар.
Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в реквизите «код товара» кассового чека для товаров, в отношении которых предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации, указывается код идентификации, предусмотренный Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
За несоблюдение этого требования может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, за нарушение порядка и условий применения кассовой техники в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как ОФД выводит маркированные товары из оборота
Маркировка — это новый процесс. Он может быть непонятным для продавца. Скачайте отчет по всем чекам с маркированными позициями в личном кабинете Контур.ОФД и убедитесь, что информация с кассы корректно передается в Честный ЗНАК и вам не грозит штраф.
Отчет по маркировке содержит:
Отправлен.
Отправлен, но содержит нарушения формата.
Отправляется.
Неизвестен. Чек сформирован до появления новой функции в сервисе. Статус не сохранился.
Если ОФД отправил информацию, но товар не списали или остались вопросы по статусу чека, с идентификатором квитанции вы сможете обратиться в техподдержку Честного ЗНАКА за разъяснениями.
Контур.ОФД передает в Честный ЗНАК сведения о продаже маркированных товаров по ФФД 1.2. При этом не показывает эти данные в отчете по маркировке
Это временная ситуация. Мы работаем над обновлением. Если вы уже перешли на ФФД 1.2, можете получить компенсацию — бонусный месяц использования отчета. Для этого обратитесь в ваш сервисный центр или оставьте заявку.
Готовое решение для работы с маркировкой от Контура
В Контуре есть готовое решение для работы с маркировкой и отдельные решения для ваших бизнес-процессов. Менеджер заявки поможет подобрать нужное оборудование и сервисы.
Считывает коды Data Matrix с маркированных товаров и передает на кассу
Онлайн-касса по требованиям 54-ФЗ, которая распознаёт маркированный товар
Кассовая программа Контур.Маркет принимает код маркировки со сканера и передаёт его в чек
Отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара в Честный ЗНАК
Показывает статус чека с маркированным товаром. Узнайте, передан ли уникальный код в Честный ЗНАК
Маркировка в SIGMA бесплатно на всех тарифах
Компания ООО «Интелис-ТО» присоединяется к акции фирмы Атол и объявляет о том, что продажа и приемка на склад маркированных товаров в SIGMA будет производится бесплатно на всех тарифах до 1 июля 2020 года.
Акция распространяется на все модели АТОЛ SIGMA, приобретенные до 31 декабря 2019 года.
Срок действия акции: до 31 декабря 2019 года.