Мое место в обществе чем я пригожусь классный час
Методическая разработка открытого классного часа: «Моё место в жизни».
Содержимое публикации
Кузнецкий филиал ГБОУ СПО
«Пензенский областной медицинский колледж»
Классный час на тему:
Формировать собственные взгляды и отношение к миру, к людям, к событиям; собственные требования к себе и окружающим, ценностные ориентиры личности, самопознание, активную жизненную позицию, гражданское самопознание.
Расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более чётко определить ценности, на которых строится жизнь
Продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание « я делаю свою жизнь сам»
Продолжить работу над формированием коммуникативных и общепредметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.
Методы и формы работы:
методика погружения в себя
создание проблемных ситуаций
Классный руководитель готовит мультимедийную презентацию.
Подбирается материал для слайдов, стихи, цитаты великих людей.
Готовится раздаточный материал.
Студенты объединяются в равные по количеству участников группы
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с понятиями и заданиями
Содержание классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
Каждому из вас уже сейчас приходилось задумываться о своём становлении как личности. Личность – это выбор и преодоление на жизненном пути деяний, труда, мысли.
Сегодня мы все вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, был уверен, что он правильно определяет свою позицию в этом мире и движется в правильном направлении.
Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в детстве.
1. Студентам предлагается задание продолжить предложения:
— Самое первое воспоминание…
— Самым главным человеком в детстве был(а)…
— Путёвку в жизнь мне дали…
Отсюда начинается ваш путь. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.
2. Упражнение «Вопросы жизни».
Перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, возникает много вопросов. Какие это вопросы?
Классный час «Моё я» в обществе»
Классный час «Моё «я» в обществе»
Цели: углубление понятия «я – личность»; воспитание лучших человеческих качеств; формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;
формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация классного часа;
Что такое «Я» (ответы учащихся).
Что такое общество? (ответы учащихся)
О чём мы будем говорить? (ответы учащихся)
Ребята, посмотрите на слайд.
Моя семья-это кто? (ответы учащихся)
Семья нужна? Что даёт семья? (ответы учащихся)
Переходим к следующей части общества.
Школа вам нужна? Зачем? (ответы учащихся)
А вы что должны дать школе? ( ответы учащихся)
Учителя тоже являются частью общества. Согласны? ( ответы учащихся)
Учителя вам нужны? Для чего они нужны? (ответы учащихся)
Расскажите о ваших взаимоотношениях? ( ответы учащихся)
А вы как к ним относитесь? ( ответы учащихся)
Чем для вас является класс? (ответы учащихся)
Что делать, чтобы оставаться среди своих одноклассников и чувствовать себя комфортно? ( ответы учащихся)
Переходим к следующей части общества.
Что относится к общественным местам? ( ответы учащихся)
Скажите, ребята, а в общественных местах вы должны иметь свое место? ( ответы учащихся)
Ребята, давайте сделаем вывод: таким образом я, то есть личность – это… слайд: читают учащиеся. Вы согласны с этим?
Слайд: Части общества ( в сотах)
Ребята, перед вами слайд, что вы видите? (ответы учащихся)
И тогда наша жизнь станет красивой, интересной и содержательной.
Слайд: Человеческие общества характеризуются моделью отношений между людьми. О́бщество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целям и.
Слайд: А сейчас я спрашиваю, а вы отвечаете.
— Кто воздвигнет тебя к небесам?
-Кто низвергнет тебя с высоты?
-Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
-Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Ребята, что полезного для себя вы сегодня получили? ( ответы учащихся)
Ребята, большое вам спасибо. До свидания.
2) Письмо на память (каждому ученику).
Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!
Обязанности человека делятся на 4 рода:
обязанности перед самим собой, перед семьёй,
перед государством, перед другими людьми вообще.
1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
Классный час в 8 классе «Ваше место в обществе»
МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа».
Пермский край, Частинский район, село Ножовка.
Классный час в 8 классе «Ваше место в обществе»
(Практикум)
По курсу «Утверждай себя» из программы Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности».
Классный руководитель Шустова Людмила Филипповна.
Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного. Д.Карнеги
Цель: Способствовать осознанию учащимися своего места в обществе
1.Формировать духовное самоопределение и самоутверждение.
2.Определить общее и различное в понятиях «социальное положение (статус)», «разновидности социальных положений».
Оформление и оборудование: ручки, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, тексты заданий на каждую группу.
Сценарий занятия
Будущее – это та часть нашей жизни, которую мы можем изменить. А.А. Ухтомский
1. Целевое пространство (6 мин)
— Тема нашего первого занятия: «Ваше место в обществе». Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу иерархического ряда, не может клевать никого, ест в последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.
У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство (так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян).
Люди, как правило, входят в состав нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности матери или отца семейства.
В каждой группе, куда входит человек, он занимает определённое социальное положение (статус), соответствующее той роли, которой, по расчётам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязанностями.
Какую бы цель вы сейчас каждый поставили себе и в группе – общую?
(Отвечают или пишут)
— В обществе: герои, кумиры, преуспевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обыкновенные люди (обыватели), отверженные (неудачники).
В рабочем (служебном) коллективе: официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники;
неофициальные роли — источник идей, создатель психологического климата, оппозиционер и другие.
В семье: отец, мать, старшее поколение, дети;
неофициальные — глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.
В уличной компании: лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.
В чем же разница этих социальных положений ? И в чем проблема?
3. Поисковое пространство
1. Работа в группах по теме «Общество и личность»
Разделим пространство на три круга. В каждом круге будет находиться группа со своим заданием. (Задание выполняется 15 минут).
1 круг – «Герои, кумиры, преуспевающие» (1 группа) – готовят портрет человека «Герой нашего времени», который достиг, на ваш взгляд, того социального ранга, который наи более престижен сегодня в обществе, — Я-престижный (крутой, богатый, из вестный). Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг «Обыкновенные» (2 группа). Создают коллективный портрет человека, соответствующего наиболее распространённым общим социальным притязаниям обыкновенного среднего, — Я-обыватель.
3-й круг: «Отверженные». Создают коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженный, неудачник.
Каковы его социальные притязания?
Нарисуйте ваши социальные образы на плакатах и «оживите» их в небольшой театрализации.
Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?
Социальные притязания (на листах тексты выдаются группам, они читают сами)
Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на определённую роль в окружающем обществе.
Социальные притязания личности определяются: влиянием семьи, товарищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; стечением жизненных обстоятельств.
Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и заниженным.
2. Защита – выступление от групп (по 2 мин)
3. Упражнение «Прикидка индивидуальных притязаний» (5 мин.) (Выдается план ответа каждому)
1. Определите для себя, какого положения (статуса) вы хотите достичь, какой образ будет вашим эталоном (в различных сферах).
2. Чётко сформулируйте ваши цели (идеальный образ желаемого).
3. Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.
4. Проанализируйте, какими средствами вы располагаете:
— физические качества (здоровье, выносливость, внешность);
— способности в науке, труде, спорте;
ваши умения общаться с людьми;
социальные факторы (условия).
5. Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.
4. Ситуация-проба «Вас не выбрали» (2 мин)
На классном собрании выбирали волейбольную команду. Вы считали себя одним из лучших игроков класса и очень хотели стать членом команды. И вдруг вас не выбрали.
Задание. Что Вы чувствуете? Почему? Что изменилось бы в ваших притязаниях, если бы команда была назначена «сверху»?
• критическое и требовательное отношение к себе (ищите причину в себе самом)
• умение поставить свой личный интерес на ступеньку ниже общего интереса класса
• ориентировка на бесконфликтность
• стремление разобраться в ситуации и в себе самом.
Рефлексивное пространство
5. Подведение итогов. Рефлексия в группах и в классе. (3 мин.)
6. Заключение (2 мин).
В заключение нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас научился использовать свой статус на пользу себе и обществу.
. Закончить наш практикум хочется словами
« Наше самоощущение в этом мире за висит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить» ( У. Джеймс).
«Не строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьёв).
А сейчас выберите цвет вашего настроения. Положите лепестки на свой стол. Я читаю, что обозначает каждый выбранный вами цвет.
Приложение
Социальное положение – та роль, позиция, которую исполняет че ловек в официальной или неофициаль ной иерархии группы.
Социальные притязания — та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими своим способностям.
Классный час в 11 классе «Мое место в обществе. Чем я пригожусь.»
Классный час в 11 классе «Мое место в обществе. Чем я пригожусь.»
Классный руководитель Гнида Оксана Петровна.
Стремление к собственной значительности
является одной из главных черт,
отличающих человека от животного.
Цель: Способствовать осознанию учащимися своего места в обществе
1.Формировать духовное самоопределение и самоутверждение.
2.Определить общее и различное в понятиях «социальное положение (статус)», «разновидности социальных положений».
Оформление и оборудование: ручки, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, тексты заданий на каждую группу.
Будущее – это та часть нашей жизни,
которую мы можем изменить.
1. Целевое пространство (6 мин)
— Тема нашего первого занятия: «Ваше место в обществе». Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы учащихся).
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу иерархического ряда, не может клевать никого, ест в последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.
У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство (так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян).
Люди, как правило, входят в состав нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности матери или отца семейства.
В каждой группе, куда входит человек, он занимает определённое социальное положение (статус), соответствующее той роли, которой, по расчётам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязанностями.
Какую бы цель вы сейчас каждый поставили себе и в группе – общую?
(Отвечают или пишут)
— В обществе: герои, кумиры, преуспевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обыкновенные люди (обыватели), отверженные (неудачники).
В рабочем (служебном) коллективе: официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники;
неофициальные роли — источник идей, создатель психологического климата, оппозиционер и другие.
В семье: отец, мать, старшее поколение, дети;
неофициальные — глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.
В уличной компании : лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.
В чем же разница этих социальных положений ? И в чем проблема?
3. Поисковое пространство
1. Работа в группах по теме «Общество и личность»
Разделим пространство на три круга. В каждом круге будет находиться группа со своим заданием. (Задание выполняется 15 минут).
1 круг – «Герои, кумиры, преуспевающие» (1 группа) – готовят портрет человека «Герой нашего времени», который достиг, на ваш взгляд, того социального ранга, который наиболее престижен сегодня в обществе, — Я-престижный (крутой, богатый, известный). Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг «Обыкновенные» (2 группа). Создают коллективный портрет человека, соответствующего наиболее распространённым общим социальным притязаниям обыкновенного среднего, — Я-обыватель.
3-й круг: «Отверженные». Создают коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженный, неудачник.
Каковы его социальные притязания?
Нарисуйте ваши социальные образы на плакатах и «оживите» их в небольшой театрализации.
Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?
Социальные притязания ( на листах тексты выдаются группам, они читают сами)
Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на определённую роль в окружающем обществе.
Социальные притязания личности определяются: влиянием семьи, товарищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; стечением жизненных обстоятельств.
Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и заниженным.
2. Защита – выступление от групп (по 2 мин)
3. Упражнение «Прикидка индивидуальных притязаний» (5 мин.) (Выдается план ответа каждому)
1. Определите для себя, какого положения (статуса) вы хотите достичь, какой образ будет вашим эталоном (в различных сферах).
2. Чётко сформулируйте ваши цели (идеальный образ желаемого).
3. Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.
4. Проанализируйте, какими средствами вы располагаете:
— физические качества (здоровье, выносливость, внешность);
— способности в науке, труде, спорте;
· ваши умения общаться с людьми;
· социальные факторы (условия).
5. Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.
4. Ситуация-проба «Вас не выбрали» (2 мин)
На классном собрании выбирали волейбольную команду. Вы считали себя одним из лучших игроков класса и очень хотели стать членом команды. И вдруг вас не выбрали.
Задание. Что Вы чувствуете? Почему? Что изменилось бы в ваших притязаниях, если бы команда была назначена «сверху»?
• критическое и требовательное отношение к себе (ищите причину в себе самом)
• умение поставить свой личный интерес на ступеньку ниже общего интереса класса
• ориентировка на бесконфликтность
• стремление разобраться в ситуации и в себе самом.
5. Подведение итогов. Рефлексия в группах и в классе. (3 мин.)
6. Заключение (2 мин).
В заключение нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас научился использовать свой статус на пользу себе и обществу.
. Закончить наш практикум хочется словами
« Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить» (У. Джеймс).
«Не строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьёв).
А сейчас выберите цвет вашего настроения. Положите лепестки на свой стол. Я читаю, что обозначает каждый выбранный вами цвет.
Приложение
Социальное положение – та роль, позиция, которую исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.
Социальные притязания — та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими своим способностям.
Классный час «Я и МЫ в обществе»
Описание разработки
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Разделить группу на три команды.
Каждая команда выбирает капитана, готовится по данной теме в течении нескольких дней.
Для проведения игры необходимо:
— организовать игровые столы;
— секундомер или большие часы с секундной стрелкой;
— жюри для решения спорных вопросов и награждения победителей;
Не следует распространяться о том, что происходит у соседей, друзей и знакомых.
Научись всегда владеть собой, конечно это совсем не просто.
Какими бы тяжелыми мыслями ни была занята твоя голова, не бойся, она не упадет на стол.
Забота человека о своем внешнем виде входит в понятие культуры.
За волосами тоже нужно ухаживать.
Идти вперед с головой, повернутой назад, неудобно.
Рукопожатие должно быть коротким и в меру энергичным.
В жизни на каждом шагу то экзамен, то контрольная работа.
Первым должен извиниться тот, кто чувствует себя более виноватым.
В музеях труднее всего справиться с руками и ногами.
Пальто рекомендуется аккуратно сложить, но не на коленях соседа, а на своих собственных.
В день своего рождения, встретив гостей и здороваясь с ними, смотри им в глаза а не на руки.
«Пожалуйста, ешь спокойно, я подожду »,
Прощаясь, поблагодари гостей за приятно проведенный вечер и сразу же после их ухода принимайся за уборку.
Если тебя просили прийти в четыре, не приходи без двадцати четыре или без пяти пять.
Не думай, что тебя наградят медалью, если ты раньше всех кинешься к столу и первым займешь свое место.
Орудовать ложкой, ножом и вилкой нужно спокойно и осторожно
Есть много признаков, по которым нетрудно догадаться что пора покинуть гостеприимный кров.
Прерывать танец на середине нельзя.
Подарок должен быть простым и недорогим, иначе он вызовет смущение и неловкость.
Поблагодари дарителя и сразу же в его присутствии разверни подарок и вырази свою радость и удовольствие.
Отношения между людьми складываются на основе взаимности.
ХОД ИГРЫ
(Команды рассаживаются за свои столы под музыку. )
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть и поучиться. Еще совсем недавно вы были маленькими и за вас многое решали родители: гостей принимали, подарки вашим друзьям выбирали, одевали вас по своему усмотрению. А сейчас вы заметно подросли и стали более самостоятельны в своих поступках и действиях.
Изменились, повзрослели вы – изменилось и отношение к вам окружающих. Повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по щекам каша и никого не радует ваш чересчур веселый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте или в общественном месте. Между тем мнение окружающих далеко не безразлично вам, как, впрочем, остальным людям (даже тем, кто утверждает обратное).
Сегодня мы поговорим о правилах культурного поведения, которые человечество выработало веками, чтобы людям легче жилось друг с другом. Все эти правила основаны на взаимном уважении, внимании человека к человеку.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вопрос задается всем трем командам.
На обсуждение дается максимум минута.
Право ответа первой предоставляется той команде, которая раньше закончила обсуждение.
Закончив обсуждение, команда поднимает номер стола.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К УЧАСТНИКАМ ИГРЫ
Какие способы приветствия вы знаете? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятие. )
2. В каких случаях при приветствии используется кивок и жест?
(встреча в транспорте, на улице, при сравнительно большом расстоянии).
3. В каких случаях при приветствии используют объятия?
(встреча родственников или близких старых друзей)
4. Кто первым здоровается при входе в помещение, входящий или присутствующие?
(входящий, независимо от пола и возраста)
5. Кто первым подает руку и представляется при знакомстве?
6. Кто должен здороваться первым на улице, стоящий или проходящий?
7. Мужчина и женщина входят в помещение, кто первый?
8. Паре нужно в театре или кинозале пройти до места. Кто идет первым?
(Ищет и ведет до места мужчина).
9. Если опоздали в кино (театр), куда садиться?
(Необходимо сесть на ближайшие свободные места).
10. Пара поднимается по лестнице, кто идет первым?
11. Пара спускается по лестнице, кто идет первым?
12. Кто первым выходит из общественного транспорта, мужчина или женщина?
(мужчина выходит первым и подает даме руку).
13. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
14. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить?
15. В какой промежуток времени можно звонить в будни?
16. В какой промежуток времени можно звонить в выходные и праздничные дни?
17. Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить?
(Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде или в красивой упаковке).
18. Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком?
(Именинник должен обязательно раскрыть подарок и посмотреть, что в нем).
ВЕДУЩИЙ: И последний вопрос: как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это.
ВЕДУЩИЙ: Наша игра подошла к концу. Сейчас счетная комиссия соберет ваши карточки и посчитает баллы и через несколько минут мы узнаем, какая из команд больше сталкивалась с правилами этикета и чаще использует их в жизни. Ваше же задача, сейчас, определить наиболее активного игрока команды.
(Счетная комиссия подсчитывает набранные баллы, а группы определяют самых активных участников. )
ВЕДУЩИЙ: Счетная комиссия завершила подсчет баллов, вы выбрали самых активных и переходим к торжественному моменту – награждению победителей.
(Вручаются дипломы «Команде – знатоку этикета», самому активному игроку 1, 2, 3 команды).
ВЕДУЩИЙ: Вот, дорогие друзья, наша игра подошла к концу. Надеюсь, вы узнали много нового о правилах поведения в обществе, и будете применять их на практике, т. к. эти правила учат нас жить в ладу с окружающими.