Мокша что это такое

Мокша — “мокрые” племена Мордовии

Современные этнографы считают народ мокша и их соседей, эрзян, двумя группами одного народа — мордвы. Несмотря на это, сами представители этносов не поддерживают эту идею, ведь в их культуре и даже истории немало различий. Мокша имеют с эрзянами ряд общих предков, проживают в непосредственной близости от их земель, но многие ритуалы, духовные особенности народов заметно различаются друг от друга.

Более того, генетические исследования также показали, что это два отдельных народа, которые не стоит рассматривать в едином контексте мордвы. Мокшане бережно хранят память о прошлом, свою богатую историю, о которой и пойдёт речь. Что же значит название народности? Как складывалась судьба мокшанского этноса?

Название мокшан

В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.

Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.

Мокша что это такое. Смотреть фото Мокша что это такое. Смотреть картинку Мокша что это такое. Картинка про Мокша что это такое. Фото Мокша что это такоеЕлизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е
Фото сделано во Владимирской губернии, Муромского уезда
Источник: Муромский историко-художественный музей

Происхождение народа мокша

Впервые о заметных различиях между мокшанами и эрзянами в научной среде заговорил Пётр Симон Паллас. Он отметил внешние особенности, указав, что среди мокшан больше темноглазых и темноволосых людей, а вот эрзя отличались светлыми волосами и глазами.

В прошлых веках немало историков поддержали гипотезу о родстве мокшан и андрофагов, древние племена Восточной Европы. Впрочем, современные исследователи подвергли предположение жесткой критике, указав на ряд серьёзных ошибок и неточностей.

Мокша что это такое. Смотреть фото Мокша что это такое. Смотреть картинку Мокша что это такое. Картинка про Мокша что это такое. Фото Мокша что это такоеСемья мокшан, Краснослободский уезд, Пензенская губерния

Вот только к единому мнению учёные так и не пришли. Одни считают, что мокша и эрзя некогда были едины с финно-угорскими народностями, однако впоследствии разделились на две ветви. В трудах академика Петра Кёппена среднее течение Волги и бассейн Оки отмечены как исконные земли финских народов, что подтверждает предположение о родстве с мокшанами.

А вот российский историк В. Н. Татищев придерживался иных взглядов: он отмечал, что мокша — потомки одного из сарматских племён. Подобную гипотезу высказал и филолог А. Шаронов, что не исключал иранское происхождение народа мокша. Особенно это заметно в его языке, где имеется значительная часть иранских заимствований.

Из глубин истории

Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.

В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.

Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.

Гийом де Рубрик в своих работах пишет:

“Именно Татары вели их (мокшан) вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…”

Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.

Мокша что это такое. Смотреть фото Мокша что это такое. Смотреть картинку Мокша что это такое. Картинка про Мокша что это такое. Фото Мокша что это такоеХудожник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»

Мокша и русские

В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.

Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.

Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.

Мокша что это такое. Смотреть фото Мокша что это такое. Смотреть картинку Мокша что это такое. Картинка про Мокша что это такое. Фото Мокша что это такоеДевушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год
Источник: Кунсткамера

Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.

Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.

Источник

Словарь йоги. Мокша

Мокша что это такое. Смотреть фото Мокша что это такое. Смотреть картинку Мокша что это такое. Картинка про Мокша что это такое. Фото Мокша что это такое

У м человека так устроен, что, совершая какую-либо деятельность, он желает видеть перед собой конечную цель, которую нужно достичь. Духовное развитие не исключение. Если изучить внимательно наиболее распространённые религии, каждая из них предлагает какой-то логический финал духовного пути: некое подобие рая, где всё хорошо, нет никаких страданий. Однако рай – это прерогатива авраамических религий. Что касается дхармических религий, там больше речь идёт о некоем «освобождении».

Термин «мокша» в переводе с санскрита так и переводится – «освобождение». В ведической философии считается, что Мокша – это одна из целей жизни Дживы – индивидуальной души каждого живого существа, и весь длительный процесс смены тел в процессе реинкарнации способствует накоплению опыта и последующему воплощению в теле человека, и именно такое воплощение считается наиболее благоприятным (а то и вовсе единственно возможным) для достижения Мокши.

В зависимости от той или иной школы рассматриваются разные пути достижения Мокши, а также и разные трактовки этого понятия. Наиболее принципиальные различия наблюдаются между двумя философскими школами – двайта-веданты и адвайта-веданты.

В двайта-веданте Бог рассматривается как личность и утверждается, что хоть индивидуальная душа и высшая душа могут обрести связь, полное слияние между ними невозможно, так как присутствуют различия. То есть, в отличие от философии адвайта-веданты, отрицается тождественность индивидуальной души и высшей. Так двайта-веданта считает, что наиболее короткий путь к Мокше – освобождению из круговорота перерождений – это бхакти-йога – йога преданного служения Богу.

Школа двайта-веданты предлагает развитие Премы – чистой любви к Богу – и совершенствование в Бхакти – преданном служении. Согласно утверждениям двайта-веданты, лишь выстраивание любовных отношений с Богом и чистое, преданное служение позволяют достичь Мокши и, что немаловажно, более не возвращаться в материальный мир. Другие же пути к Мокше считаются более трудными и не гарантируют того, что Джива снова не попадёт в материальный мир.

В этой традиции Мокша рассматривается не как полное растворение в высшем сознании, а как достижение некоей обители в духовном мире, где душа наслаждается отношениями с Богом. Наиболее точный рецепт достижения Мокши в контексте бхакти-йоги отражён в стихе 55, 11-й главы Бхагавад-гиты, где главными условиями Освобождения являются чистое преданное служение, посвящение своего труда Богу, осознание того, что Бог является высшей целью жизни, а также дружеское отношение ко всем живым существам.

Школа адвайта-веданты, основной концепцией которой является тождество индивидуальной и высшей души, предлагает три остальных пути йоги: карма-йога – благие поступки без привязанности к результату, джняна-йога – путь философского познания реальности – и раджа-йога – познание Бога путём медитации. В зависимости от различных направлений адвайта-веданты может предлагаться либо один из этих путей, либо одновременная практика всех трёх: служение, философское постижение и медитация.

Проще говоря, основное различие во взглядах на Освобождение между этими двумя направлениями – это восприятие Бога как личности либо же познание безличностного аспекта Бога, и это уже порождает разницу между предлагаемыми путями и методами достижения Мокши, а также самой трактовки данного понятия. Помимо понимания Мокши как достижения Освобождения после смерти, существует также и процесс познания своего истинного «Я» и избавление от Эго. Тот, кто осознал себя вечной душой, прекратив процесс отождествления себя с телом, называется Дживанмуктой – «вживе освободившимся». Данное понятие наиболее распространено среди последователей Шанкары – направления адвайта-веданты.

Несколько схожей с понятием Мокши можно считать концепцию Нирваны. Наиболее точным будет сравнение с таким понятием, как Маха-пари-нирвана, то есть состояние, в котором достигается освобождение от круговорота перерождений. Что же касается концепции Нирваны, под данным понятием иногда подразумевается просто освобождение от желаний и привязанностей, что не совсем отражает концепцию понятия Мокша.

В Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы Будда развенчал «миф» о Нирване как о конечной цели. Он привёл сравнение с призрачным городом. Притча гласит, что есть некий проводник, который ведёт людей через пустыню и, видя, что те устали и стали роптать, своими мистическими силами создал «призрачный город» и сказал людям, что те достигли цели. Когда же путники отдохнули, проводник сказал людям, что это иллюзия, но цель близка. Так Будда пояснил, почему более сорока лет проповедовал о Нирване и лишь в своей последней проповеди рассказал о пути бодхисаттвы, цель которого – освободить всех живых существ из Сансары, а Нирвана воспринимается лишь как временный отдых.

Таким образом, буддизм даёт уникальный в своём роде взгляд на концепцию Мокши, где труд ради освобождения всех живых существ объявляется более приоритетной задачей, чем личное освобождение. В этом принципиальное различие между буддизмом и иными дхармическими религиями в вопросе понимания Освобождения.

Подводя итог, можно сказать, что в большинстве философских школ Мокша рассматривается как освобождение из круговорота перерождений. Принципиальные отличия существуют лишь в методах достижения этого состояния и трактовках того, что происходит с душой после Освобождения.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

МОКША

МОКША (санскр. mokṣa, от глагольного корня «тис» – оставлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» – желать освобождения) – в индийской религиозно-философской традиции – окончательное освобождение от сансары [САНСАРА],т.е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни (см. Пурушартха [ПУРУШАРТХА])превосходит три остальные (артху, или материальное благополучие, каму, т.е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы. Представление о мокше сложилось уже в Упанишадах, а затем было окончательно оформлено в философских даршанах.

С точки зрения ньяя-вайшешики [НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА]мокша, называемая также «апаварга», представляет собой отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта; душа при этом освобождается от всяких уз, связывающих ее с телом, т.е. от любых ощущений и переживаний. К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального «Я». Для пурва-мимансы [ПУРВА-МИМАНСА]мокша – это «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к мокше уже заранее определено внутренней энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведического откровения. В учении санкхьи [САНКХЬЯ]мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша [ПУРУША])и первоматерии (см. Пракрити [ПРАКРИТИ]);это возвращение Аммана,или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, в т.ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности.

Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары,Мокша здесь – это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на т.н. «великие речения» (маха-вакья): «Ты еси То» (Брихадараньяка-уп. III.9; Чхандогья-уп. VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп.,2.5.19) и др.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) – это всего лишь предварительное условие, необходимое, но отнюдь не достаточное для достижения мокши. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает всего лишь «благую долю» (бхага) в новом рождении, это не более чем способ ориентации в мире кармы, не выводящий за ее пределы. По словам Шанкары, «все эти обряды и средства, ношение священного шнура и тому подобное, полностью отделены от постижения единства с высшим Атманом» («Упадеша-сахасри», 1.30). Если в вишишта-адвайте Рамануджи душа постепенно продвигается к освобождению, накапливая знания, опираясь на собственные благие поступки и помыслы, а также на любовь и помощь персонифицированного Бога-творца Ишвары [ИШВАРА],то в адвайте любые вспомогательные средства оказываются недостаточными и ущербными, ничем не помогая адепту в достижении мокши. Потому-то, с точки зрения Рамануджи, даже после выхода из сансарного круга перерождений душа преображается, но сохраняет свою индивидуальность – своего рода сжатую историю своих прежних рождений, между тем как для Шанкары мокша, тождественная высшему Брахману, абсолютно противопоставлена эмпирическому миру, а реализация освобождения предполагает снятие индивидуальных особенностей личности. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна). Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны [НИРВАНА],обретение мокши в адвайте – это «достижение уже достигнутого» (праптасья прапти), иными словами, освобождение не просто задано как «цель человека» (пурушартха), к которой следует стремиться; мокша, тождественная высшему Брахману и чистому Атману, «пред-шествует» эмпирическому миру и предполагает его. В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. Лила [ЛИЛА], Майя [МАЙЯ]).

Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т.н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет действие всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала «приносить плод» (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, инерция которой уже действует. В этом случае адепт, достигший освобождения, сохраняет свое тело вплоть до естественной смерти, вместе с тем уже не чувствуя себя связанным этим телом. На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т.е. внутренний свидетель актов восприятия и действия, отличающий себя от соответствующих ментальных функций. Ему больше не приходится заботиться о сообразовании своего поведения с моральными и религиозными нормами: те не имеют над ним никакой власти, но теперь чистота и благо сопровождают его без каких-либо специальных усилий. Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение возможно лишь при «сбрасывании тела» после смерти (концепция видеха-мукти – освобождение без тела).

Литература:

1. Panikkar R. The Vedic Experience. Poona, 1958;

2. Ramachandra Rao S.K. Jīvanmukti in Advaita. Candinagar, 1979;

3. Oberhammer G. La Delivrance, des cette vie (jīvanmukti). P., 1994.

Источник

МОКША

Полезное

Смотреть что такое «МОКША» в других словарях:

Мокша — многозначный термин. Мокша философское понятие в индуизме и джайнизме. Мокша река в Европейской части России, правый приток Оки. Мокша финно угорский народ в России. Мокша село в Большеглушицком районе Самарской области … Википедия

МОКША — 1. и, собир., жен., ед. мокша, и, муж. и жен. Этническая группа мордва, составляющая коренное население южной и западной части Мордовии. 2. неизм. Относящийся к мокше, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к… … Толковый словарь Ожегова

МОКША — (санскритское), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма; высшая цель человеческих стремлений, состояние освобождения от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т.д. Смотри… … Современная энциклопедия

МОКША — (санскр.) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние освобождения от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д … Большой Энциклопедический словарь

МОКША — река в Европейской части Российской Федерации, правый приток Оки. 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км&sup2. Средний расход воды 184 м&sup3/с. Сплавная. Судоходна на 156 км от устья. В бас. Мокши Мордовский заповедник … Большой Энциклопедический словарь

МОКША — этнографическая группа мордвы. Язык мокшанский … Большой Энциклопедический словарь

МОКША — МОКША, мокши, мн. нет, жен. Одна из двух больших групп, на которые делится мордовская народность, срн. ерзя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МОКША — МОКША, река в Европейской части России, правый приток р. Ока. 656 км, пл. бассейна 51 тыс. км2. Средний расход воды 184 м3/с. Сплавная. Судоходна на 156 км от устья. В бассейне Мокши Мордовский заповедник. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

мокша — сущ., кол во синонимов: 3 • освобождение (38) • просветление (12) • река (2073) … Словарь синонимов

Источник

Мокша (философия)

Мокша что это такое. Смотреть фото Мокша что это такое. Смотреть картинку Мокша что это такое. Картинка про Мокша что это такое. Фото Мокша что это такое

В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Освобождение в индуизме и джайнизме можно сравнить с концепцией спасения в христианстве. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.

Последователями адвайты мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (ананда). Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний, — обусловленное сознание «нама-рупа» («имён и форм») уже растворилось и проявилась вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как нирвана, хотя буддистская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.

Содержание

Индуизм

В индуизме мокша рассматривается как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства (сатчитананда) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию.

Согласно философской школе адвайта-веданте, при освобождении индивидуальная душа атман осознаёт своё единство с Основой и Источником всего сущего — Брахманом. Конечной ступенью совершенства является осознание того, что душа как индивидуальная сущность никогда не существовала.

В традициях двайты индуизма утверждается, что слияние освобождённой души (дживы) с Богом невозможно, так как между ними вечно существуют определённые различия. В вайшнавизме, самой многочисленной ветви индуизма, мокша означает отказ от своего материального эго и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности как чистого, преданного слуги Бхагавана Вишну, который также известен под другими именами, такими как Кришна, Рама, Нараяна и т. д. В священных писаниях индуизма, таких как «Бхагавад-гита», «Махабхарата», «Рамаяна» и других, превозносится именно такое личностное понимание мокши в контексте бхакти, и объявляется, что бхакти-йога является путём к достижению мокши. С другой стороны, в философии монистической школы индуизма адвайта-веданты или брахмавады, чья доктрина основана на Упанишадах, говорится что Верховный Дух не имеет формы, находится по ту сторону бытия и небытия, за пределами осязаемости и понимания. Эти две концепции мокши в индуизме — личностная и безличностная — рассматриваются по разному различными течениями в индуизме.

В религиях настика, таких как джайнизм и буддизм, мокша выступает как слияние со всем сущим, независимо от того, существует ли Бог или нет. Мокша достигается после нирваны. Нирвана в индуизме это брахма-нирвана, которая в конце-концов должна привести к Богу.

Способы достижения мокши

В индуизме основным способом для достижения мокши является «атма-джнана» (самоосознание). Индуисты, практикуя карму или бхакти осознают, что Бог безграничен и проявляет Себя во множестве различных форм, как личностных, так и безличностных.

В индуизме существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) к достижению мокши:

Различные течения в индуизме превозносят один из этих путей как наилучший, но существуют две основные философские школы — адвайта-веданта и бхакти.

Бхакти

Бхакти рассматривает Бога как Верховный Объект любви в Его личностной монотеистической концепции Вишну и Его аватар. В отличие от авраамических традиций, например, в смарта индуизме монотеизм не мешает индусу поклоняться и другим аспектам и проявлениям Бога, так как все они рассматриваются как лучи, исходящие из одного источника. Тут, однако, нужно заметить, что «Бхагавад-гита» не поощряет поклонение полубогам, так как такое поклонение не приводит к мокше. Основная сущность бхакти заключается в любовном служении Богу и идеальной природой бытия считаются гармония и благозвучие, а его проявленной сущностью — любовь. Когда джива погружается в любовь к Богу, она избавляется как от плохой, так и от хорошей кармы, её иллюзорные представления о природе бытия исчезают и она наслаждается истинной жизнью во всёвозрастающем блаженстве личностных любовных взаимоотношений с Богом. При этом, как поклоняющийся, так и объект поклонения сохраняют свою индивидуальность в этих отношениях божественной любви.

Адвайта-веданта

В веданте существуют три основных направления, из которых двайта и вишишта-адвайта в основном ассоциируются с бхакти. Третьей основной школой является монистическая адвайта-веданта, которая не видит разницы между индивидуальной душой, бытием, Богом и т. д. и которую часто сравнивают с современной буддистской философией. Она делает основной упор на усиленную индивидуальную практику (садхану), и базируется на Упанишадах, «Брахма-сутрах» и учении своего основателя Шанкары. Последователи имперсоналистских школ в индуизме также поклоняются различным богам, но в итоге это поклонение прекращается после того, как поклоняющийся и объект поклонения теряют свою индивидуальность. Мокша достигается собственными усилиями под руководством гуру, который уже достиг мокши.

Джайнизм

В джайнизме, когда душа (атман) достигает мокши, она освобождается из круговорота рождения и смерти и полностью очищается, становясь сиддхой или Буддой (что буквально означает того, кто достиг конечной цели). В джайнизме, для того, чтобы достичь мокши, необходимо освободиться от любой кармы, плохой или хорошей, — считается, что если карма осталась, она непременно принесёт свои плоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *