Молдавский проект квартиры что это
Плюсы и минусы молдавских квартир старого типа
16 сентября 2017 1:00
Но это не значит, что у квартир старого типа нет своих преимуществ. О них, а также о недостатках старого жилья, нам рассказал риэлтор Николай Бучин.
Насчет кухни. Она, конечно, маленькая, но есть и такой аргумент: ученые установили, что хозяйка, готовя обед в обыкновенной кухне, делает около тысячи шестисот шагов! В «хрущевке», соответственно, гораздо меньше. Ну и, естественно, самый главный сейчас плюс: цена.
— Размеры кухни значительно уменьшены. Ванная и уборная совмещены в одном помещении, что, кстати, было советским нововведением. Комнаты совмещены, высота потолков, по сравнению со «сталинкой», низкая. Правда, в «брежневках» и панельных домах высота потолков тоже ниже, чем в «сталинках».
— Для контраста, давайте рассмотрим новостройки. Плюсы какие? Качество жилья, безусловно, очень высокое. Потом: цена их будет расти за счет развития района; дома очень качественные; нет проблем с «историей» квартиры.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
Как по возрасту квартиры определить, к какому типу она принадлежит?
1. Довоенное жилье: построенное до 1941 года.
2. «Сталинки» (послевоенное жилье): построены до 1956 года.
3. «Хрущевки» (массовое типовое строительство): строились до 1965 года.
4. «Панельки» или «брежневки» (массовое улучшенное строительство): построено до 1981 года.
5. Современные индивидуальные проекты: все, что строилось с 1991 года.
КСТАТИ
Как сделать квартиру-студию из простой «хрущевки»
Используя архитектурные приемы, площадь «хрущевки» нетрудно увеличить визуально, сделать светлее и комфортней. Конечно, каждый сантиметр площади должен расходоваться предельно экономно. Места для громоздкой мебели уже не найдется.
Прежде всего, квартира освобождается от лишних коридоров и внутренних стен (не несущих, конечно!). Помещения в будущей студии изолируются друг от друга, но не глухими стенами, а скорее, намеками на них. Невысокие перегородки, ширмы, световые барьеры, выполняют эту функцию. Например, гостиную и кухню можно разделить перегородкой из матового стекла. Свет легко пройдет через нее, рассеиваясь в помещении и отражаясь на металлических деталях.
Мебель также может принять участие в деле «увеличения» площади. Если шкафы, диваны и кресла, сделанные по специальному проекту, будут иметь чуть меньшие, чем обычно, габариты, то квартира произведет впечатление более просторной, чем является на самом деле.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Вся правда о госпрограмме «Prima Casa»: что так и не поняли молдаване
КИШИНЕВ, 2 июн – Sputnik, Мария Диминец. Прошел год с момента запуска государственной программы «Prima Casa», («Первый дом»). Это произошло перед выборами в парламент Молдовы, и некоторые аналитики тогда окрестили упомянутый проект популистским. Свои доводы они подкрепили аргументами о том, что власти решили таким образом поддержать принадлежащие им стройкомпании. Также ряд экспертов указывал на то, что рынок недвижимости сокращается, потому что граждане республики покидают страну, а квартиры в новостроях пустуют.
Затем, когда первые жители Молдовы со скромными доходами въехали в свои новые квартиры в рамках этой госпрограммы, стало муссироваться предположение, что после выборов «Prima Casa» заглохнет из-за отсутствия средств на продолжение этого проекта.
Что же произошло на самом деле?
Пока некоторые эксперты нападали на проект «Prima Casa» число граждан, которые воспользовались этим предложением продолжало расти. К примеру, за девять месяцев 2018-го было подано 1200 заявок, а только за три месяца этого года – 1000. Конечно, некоторые заявки банки отклонили, потому что претенденты на ипотеку не имели права воспользоваться этой программой.
Ко всему расширился список получателей компенсации в рамках «Prima Casa». В течение года правительство запустило «Prima Casa», «Prima Casa-2», «Prima Casa-3», а с 1 июня 2019-го – и «Prima Casa-4».
К настоящему моменту жилье таким путем купили 2282 человека. Преимущества проекта огромны, но мало кто их понимает. Со времен обретения независимости у граждан Республики Молдова не было такой возможности, чтобы государство помогало им приобрести жилье. И тут речь идет не просто о возможности получить ипотечный кредит с ежемесячной процентной ставкой почти в 6%. Ведь вне проекта этот показатель составляет не менее 9%, а несколько лет назад он приравнивался к 14%. Но эта деталь не самая важная. Дело в том, что государство возвращает получателям «Prima Casa» половину суммы денег, заимствованной у банка, без процентов.
Что такое Prima Casa?
Государственная программа льготного ипотечного кредитования Prima Casa разработана в помощь молодым семьям, которые мечтают о собственном жилье. Молдавские власти запустили ее весной 2018 года. Согласно программе, государство гарантирует выплату половины кредита в случае, если получатель по определенным причинам окажется временно неплатежеспособным. После запуска Prima Casa-2 в категорию граждан, имеющих право воспользоваться программой, были включены бюджетники. Prima casa-3 предполагает, что семьи с детьми смогут получать компенсацию от государства на покупку жилья в зависимости от числа несовершеннолетних. Размер компенсации колеблется от 10 до 100% от стоимости жилья. Кредиты предоставляют пять молдавских банков.
Чтобы воспользоваться этой программой необходимо выполнить несколько обязательственных условий, на основе которых и выдается кредит. Единственное отличие заключается в том, что запрос на компенсацию необходимо делать онлайн в электронном регистре заявлений о предоставлении денежных компенсаций.
Смотреть видео Cлушать радио Перейти к другим новостям
Молдавский проект квартиры что это
Архитектура народного жилища
Архитектура народного жилища – планировка, величина, внешний вид – возникла под влиянием природных условий среды проживания и специфики ведения хозяйства. Молдавский дом приобрел единую объемно-планировочную форму с региональными конструктивными особенностями, имеющими черты традиционного жилища народов Восточной Европы – румын, украинцев, белорусов и русских.
Недолговечность материалов, из которых строили в Молдове, не позволила сохранить жилые дома старше 200 лет. Лишь некоторые строения народной архитектуры Молдовы конца ХVIII в. мы можем сегодня увидеть, благодаря тому что они получили статус исторических памятников (дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе, дом родителей Иона Крянгэ в Тыргу Нямц, дом-усадьба в с. Донич, где жил баснописец Александру Донич и др.).
Объемно-пространственная структура народного дома совершенствовалась на протяжении веков, образуя разновидности в соответствии с социальной иерархией. Исторические жилища были углубленными и наземными, однокомнатными, двухкомнатными, трехкомнатными и многокомнатными (последние характерны для зажиточного сословия).
Жилой дом на территории Молдовы известен со времен неолита. Дома были коллективными, большими, для большой семьи, состоящей из нескольких поколений. Дома Кукутень-Триполье были приподняты на обожженные глинобитные платформы, имели каркасные стены из плетня, обмазанного глиной с двух сторон и побеленного известью. Некоторые дома имели два этажа, с помещениями для жилья, хранения припасов и алтарями. Среди предметов домашнего обихода были найдены культовые терракотовые фигурки. Крыша была стропильной, двух- или четырехскатной, c соломенной или камышовой кровлей.
Гето-дакийские дома менялись в зависимости от условий рельефа. В холмистых и горных местах строения были наземными, на каменных основаниях, из бревенчатых срубов, отапливались открытыми очагами, устроенными в центре помещения. Для стен использовались одинаковые по длине бревна, что обусловило квадратный план дома, укрытого четырехскатной крышей. Дома были однокомнатными и многокомнатными, последние имели галереи вдоль южного фасада и, в редких случаях, по периметру здания. Такие дома были изучены около с. Бутучены Оргеевского района, Грэдиштя Мунчелуй, Попешть – уезда Джурджу. Дома в дакийских крепостях были двухэтажными, с деревянными стенами второго этажа, с наружными лестницами. Стены могли быть бревенчатыми или имели каркасно-столбовую конструкцию, с креплением горизонтально установленных бревен гвоздями с большими декоративными шляпками. Дакийские дома, изображенные на Колонне Траяна в Риме, столбовой конструкции, удлиненные в плане, покрыты двухскатной крышей, образующей фронтон на боковых фасадах, характерный для Дунайской равнины.
Во времена Черняховской культуры (Сынтана де Муреш) на территории пруто-днестровского междуречья строили двухкомнатные жилища больших размеров, которые по величине и плану сохранили особенности домов даков. Известны такие жилища около сел Чимишены и Собарь. Собарьские дома, например, отличаются устроенными по периметру дома портиками, от которых сохранилось несколько каменных оснований.
Продолжение
В поселениях V – VII вв., которые последовали за волной великого переселения народов, было найдено три типа домов: землянки, полуземлянки и наземные дома; все однокамерные. Землянки (жилища, вырытые в земле) имели прямоугольную форму, пол в помещении трамбовали и покрывали толстым слоем глины. Для обогрева использовали очаг и круглую в плане сводчатую печь, вырытую в стене.
В VII – X вв. большинство домов были бревенчатыми, наземными, для отопления и приготовления пищи использовалась печь-каменка, сложенная без использования раствора.
В Х – ХIII вв. на территории Молдавии появляются поселения, найденные около с. Ханска Яловенского района, Лукашеука Оргеевского района и др. Особенности жилищ этого периода свидетельствуют о совместном проживании разных этнических групп.
Из-за набегов кочевников большинство населения вынужденно было оставить насиженные места и искать убежища в горных и лесных районах, что является главной причиной скудности информации о жилищах этого и последующих двух-трех веков.
Опустошительное монгольское нашествие (1241 год) продолжалось чуть больше века, в течение которого эта земля находилась под властью ханов Золотой Орды. Появились типы жилищ, характерных для восточной архитектуры, с соответствующими системами отопления и способами приготовления пищи.
Вскоре после образования Молдавского государства, в середине ХIV века, жилой дом еще сохранял черты, характерные для предыдущих периодов – частично углубленный в землю, однокамерный (отчасти из-за продолжающегося похолодания), однако постепенно он становится надземным, в нём увеличивается количество комнат.
Однокамерный дом имел почти квадратную планировку, комната достигала размера 5х5 м и более, так как совмещала множество функций: спальня, кухня, хранение продовольственных запасов и место для занятия традиционными ремёслами. Жилища были ориентированы фасадом на юг, чтобы солнце освещало дом, вход в который находился ближе к левому краю, с таким расчетом, чтобы лучи восходящего солнца проникали в жилую часть комнаты через маленькое окошко в восточной стене.
Однокамерные дома сохранились в некоторых женских монастырях, где монахини живут «своим коштом», как в с. Николаевка (бывший монастырь Хирова или Чурова), монастыре Вэрзэрешть, Речула и др. Однокамерный дом сейчас редко встречается – только в качестве второстепенного или летнего жилища.
Двухкамерный дом становится основным типом жилья в XV – ХIХ вв., указывая на начало функционального разделения помещений. Одно из первых двухкомнатных жилищ известно по раскопкам в с. Пояна Единецкого района, оно относится к концу ХVI – началу ХVII вв. и состоит из двух разновеликих помещений, связанных между собой дверным проемом. В первое, тинда, входили снаружи, оттуда – во второе кэмарэ, где находилась сводчатая печь с открытым очагом в передней части. Помещения сообщаются между собой и покрыты общей четырехскатной крышей. Двухкомнатный дом предназначался для жилья и хранения продовольственных припасов, инвентаря, сырья для домашних работ. Со временем в двухкамерном доме перед южным фасадом появляется приспа для защиты жилища от влаги. Таким был родительский дом писателя Иона Крянгэ в г. Тыргу Нямц и его собственный дом в Яссах.
Однокомнатные и двухкомнатные дома долгое время были основными типами народного жилища. Трехкомнатный дом появился в результате присоединения к сеням нового помещения, получившего название каса маре (горница). В этой комнате хранили ценные семейные вещи, приданое. Каса маре не отапливалась, так как ее использовали редко, только для семейных торжеств и религиозных праздников. Самый древний трехкомнатный дом, обнаруженный в результате археологических раскопок в с. Ворничень уезда Сучава, принадлежал помещику и относится к началу ХV века. Он имел прямоугольную планировку, был построен из дерева с заполнением из самана. Более поздние помещичьи дома ХIХ века строились на основе трехкомнатного, самый известный образец – усадьба Т. Казимира в с. Чернолеука Окницкого района. Для увеличения жилой площади к центральному ядру из трех комнат достраивались новые, расположенные параллельно, как в усадьбах помещика Ралли в с. Долна Ниспоренского района, баснописца Александра Донича в с. Донич Оргеевского района и других. В некоторых случаях количество комнат увеличивали за счет их деления на более мелкие, как в доме родителей поэта М. Эминеску в с. Ипотешть уезда Ботошань.
Позднейшие изменения планировки трёхкомнатного дома были обусловлены совершенствованием систем обогрева и приготовления пищи, что повлияло на взаимное расположение жилой комнаты и прихожей. Хлебная печь с плитой в передней ее части и отопительная печь (груба) составляли отопительный комплекс, находящийся в глубине жилой комнаты, изолируя собой часть пространства комнаты наподобие алькова для сна, нижняя часть которого представляла собой обогреваемую лежанку. Дым от печей выходил в сени через отверстие в стене, откуда улавливался подвешенным плетеным или дощатым и обмазанным глиной дымоотводом (комин или babură) и поднимался наверх к дымоходу на крыше.
Для улучшения гигиенических условий жилья печь впоследствии вынесли в сени, где вместо чулана была оборудована кухня, а в жилой комнате осталась лишь печь для обогрева со встроенной плитой. Теснота в кухне, оборудованной в сенях, позже вынудила вывести хлебную печь во двор под навес или в летний дом, а чистую кухню организовать в глубине жилой комнаты. Печь для обогрева (груба) использовалась в качестве перегородки между кухней и жилой комнатой, каждое из этих помещений имело свой вход из сеней, в то же время между ними был дверной проем. В кухне было оборудовано спальное место – лежанка, обогреваемая теплым воздухом от плиты, где готовилась еда. Планировка дома с изолированной от жилой комнаты кухней, имеющей отдельный вход, широко распространилась благодаря комфорту и конструктивному рациональному решению.
Совершенствование архитектуры трехкомнатного дома продолжается до сих пор. В связи с распространением летних кухонь в виде отдельного домика во дворе, кухня в основном доме теряет функцию места для приготовления пищи, и ее интерьер сливается с жилой комнатой, которая получает Г-образную форму. В этом случае отопительная печь, которая раньше отделяла кухню от комнаты, была перенесена в стену, ограждавшую некогда кухню от каса мааре, а в образовавшийся альков, между ней и сенями, переносится обогреваемая лежанка. В этом случае все комнаты обогревались одной системой, состоящей из печи и грубы. В последнее время лежанки разбирают, вместо них используют фабричные диваны.
Главный фасад дома был ориентирован на юг, реже на восток или на запад, в этом этнологи усматривают реминисценции солнечного культа. В нижней части главного фасада имеется приспа, элемент традиционного дома, сохранившийся до сегодняшнего дня во всех зонах проживания молдаван. Корни этого выступающего архитектурного элемента можно проследить от портика греческого дома, он также связан с условиями проживания предков молдаван. Возможно, впервые такой элемент появился в домах, построенных в горных и холмистых местах, когда входы были со стороны спуска, и для удобства перед входом строили платформу, в которой находились ступени. Узкая и длинная приспа, которую в Центральных Кодрах называют tîrnaţ, продолжается и на боковых фасадах дома.
На оси главного фасада устраивали крыльцо (молд. cerdac – от тур. ciortac), прямоугольное в плане, покрытое двухскатной крышей с подобием фронтона.
Чердак и приспа со столбами, выстроенные вместе или по отдельности, являются оригинальными функциональными, конструктивными и художественными элементами молдавской архитектуры, которые использовались в княжеских резиденциях, городских и сельских домах и в культовой архитектуре. Эти архитектонические формы, которые решали проблемы освещения комнат, встречаются в старинных городских и современных сельских домах.
Трехкомнатный дом распространен в нескольких региональных вариантах с характерными особенностями, внешний вид дома получает художественное выражение в зависимости от природно-климатических условий и доступности местных строительных материалов.
В северной зоне Молдовы приспа в домах низкая, закрытая, огороженная дощатым парапетом, с четырьмя столбами. Более чем в других местах, дома на севере оснащены чердаками, сквозные проемы которых в последнее время остекляют. В иных домах вместо выступающих крылец по центру входа устраивают ниши наподобие лоджий. Небольшие оконные проемы, по паре для каждого помещения, в последнее время уступают место большим окнам.
В центральной части Молдовы имеются две географические зоны, где архитектура традиционного жилого трехкомнатного дома с шестью столбами приспы в простенках между оконными и дверными проемами отличается.
В зоне Кодр дома строили из бревен в срубной технике, сохраненной сегодня только в прикарпатском регионе. Из-за чрезмерной вырубки лесов дома строят в сберегающей дерево технике – каркасной, с земляным заполнением. Сохраняется традиционный внешний вид благодаря использованию деревянных элементов: приспа глухая с парапетом, деревянные столбы, установленные по наружному краю и поддерживающие свес кровли, обшитый снизу досками. Вместо столбов распространены колонны со сквозной резьбой в верхней расширенной дощатой части, основной декоративный мотив – растительный, навеянный окружающей природой.
В восточной части центральной зоны, где известняк-ракушечник имеет выходы на поверхность, дома строят из камня. Декоративные детали домов принесли особую славу архитектуре сел в нижнем течении Реута. Элементы приспы с колоннами, свойственные традиционному молдавскому жилищу, получили особое выражение, характерное для резьбы по камню. На основе нескольких модулей была разработана конструктивная система колонны, состоящей из элементов, для которых вполне можно использовать терминологию классической архитектуры (стержень, капитель, база, постамент и парапет), отчего она и получила вполне справедливое название молдавский ордер. Завершение промежуточных столбов парапета, названое «каменный цветок», стало символом народного искусства этой зоны, оно используется и для завершения дымоходов, столбов въездных ворот усадьбы. Внешний вид домов оживляет полихромия деталей, синтез скульптуры и цвета.
В строительстве домов южной зоны Молдовы и в организации их внутренних дворов прослеживается влияние немецких, гагаузких и болгарских колонистов. Отдельно стоящий трехкомнатный дом встречается реже, чем в других зонах, так как здесь он включен в состав удлиненного здания, крытого двухскатной крышей и состоящего из жилого дома, хлева для скота, амбаров для хранения зерновых и расположенного перпендикулярно к улице. Архитектурный декор в технике сквозной резьбы сосредоточен на узком фасаде, на дощатом фронтоне крыши. Жилые дома южной зоны Молдовы сохранили в декоре фронтонов старинные аллегорические изображения, среди которых змея или крылатый дракон, древние символы земных и водных стихий, известных со времён неолита, культуры Кукутень-Триполье.
В наши дни традиционный жилой дом претерпевает основательные изменения. В случае сохранения трехкомнатного плана дом приспосабливают к возрастающим потребностям в дополнительной жилой площади путем пристраивания новых помещений. Замечательна тенденция не сносить старый дом, а сохранять его, пристраивая новые помещения со стороны заднего фасада, получая в результате квадратный в плане дом, более компактный и энергосберегающий.
В последние 20–30 лет молодое поколение строит монументальные дома с подчёркнутой симметрией, акцентированием парадного входа. Центральная часть значительно увеличена, её используют в качестве гостиной. Каса маре сохраняет сакральную функцию святыни и музея семьи с ценными фамильными реликвиями. Вход в гостиную ведет через остекленную веранду, размещенную на углу главного фасада, занимающую часть жилой комнаты, ей соответствует такое же решение противоположного угла фасада. Через веранду вход и в другие комнаты, находящиеся во втором ряду.
Изменение планировки и внешнего вида традиционного жилого дома связано с распространением практики строительства на территории усадьбы подсобных строений и летней кухни, которые перетянули почти все домашние и хозяйственные функции, ранее принадлежавшие жилому дому, сохранив за ним лишь функцию жилья и свидетельства благосостояния хозяев.
Все больше строятся современные дома, на планировку и внешний вид которых оказали влияние городское жильё и дома европейского типа, ставшие в последние два десятилетия хорошо знакомыми молдаванам.
«Здесь люди не могут жить» Что на самом деле творилось на съемках легендарного «Квартирного вопроса»
Фото: НТВ / ИТАР-ТАСС
В 2021 году исполнилось 20 лет «Квартирному вопросу» — самой популярной на российском телевидении программе о ремонте. В свое время команду передачи мечтали заманить в свои квартиры миллионы семей — участникам, пускавшим телевизионщиков в спальни, гостиные и кухни, не только бесплатно делали ремонт, но и дарили мебель и технику от известных производителей. Абсолютное большинство было довольно работой декораторов и архитекторов или просто хорошо скрывало свои эмоции. Вокруг программы то и дело возникали слухи — якобы за переделку брали плату, реакции участников на работу ремонтников переснимали по многу раз, а попасть в передачу можно было только по знакомству или, опять же, за деньги. Неидеальный ремонт — в материале «Ленты.ру».
Как все начиналось
Сегодня «Квартирный вопрос» зачастую вспоминается как нечто из 90-х, но на самом деле программа была запущена на НТВ в 2001-м и выходит по сей день. Изначально ведущей планировали сделать Марию Шахову — супругу одного из журналистов телеканала Евгения Киселева (в настоящее время он проживает на Украине, работает на телеканале «Украина 24»). Шахова впоследствии стала ведущей схожих программ — «Дачники» и «Фазенда», за «Дачников» ей даже дали премию «Тэфи» в 2002 году.
По словам самой Мальцевой, она хотела «сделать что-то про интерьер» и осталась на НТВ, потому что не могла оставить «Квартирный вопрос». За 20 лет у программы неоднократно менялись ведущие, но Мальцева вела ее дольше всех — с 2001-го по 2014-й. Теперь она руководит продюсерским центром, который делает передачу. У «Вопроса» было и есть множество аналогов — «Школа ремонта», «Дачный ответ» (эту программу делает тот же продюсерский центр), «Чистая работа», «Ремонт по-честному», «Идеальный ремонт», «Это моя комната», «Битва дизайнеров» и другие, но детище Мальцевой остается популярным по сей день.
Неидеальный ремонт
Редкий ремонт обходится без конфликтов той или иной степени серьезности, но «Квартирному вопросу» удалось стать программой о почти идеальных дизайнерах, ремонтниках и хозяевах жилья. Мальцева смогла вспомнить только два случая, когда участники передачи были явно недовольны переделкой. «Ну, бывало, чисто технически что-то доделывали после, поправляли, переставляли. Мы очень добросовестные», — заявила она. «Есть исполнение, есть дизайн. Дизайн — вы соглашаетесь на эксперимент, если приходите к нам в программу. Мы даже стараемся как-то иногда провоцировать. Например, героиня говорит — «только не красное». И тогда хочется ей показать, что вы не понимаете, как это может быть. Но не назло, по-доброму», — пояснила она.
Мы нашли героев — это были мои друзья, и мы у них переделали гостиную. Самое главное — я не знала, что изобретаю велосипед. На самом деле в мире же куча таких форматов
Усилия ремонтников щедро критиковали сами зрители у экранов своих телевизоров — в начале 2000-х не было YouTube, и оставлять едкие комментарии было негде. Раздражение в первую очередь вызывало обилие рекламы в каждом выпуске. Продакт-плейсмент в «Квартирном вопросе» играл главенствующую роль. Почти все материалы и весь реквизит, которым пользовались герои, был брендированным, а в конце программы участников еще и одаривали подарками от спонсоров. Многие зрители тут же констатировали, что «бесплатно не бывает», следовательно, с героев берут деньги, или же в программу попадают по блату. Никаких подтверждений этим подозрениям за десятилетия существования «Квартирного вопроса» не нашлось.
Плохих отзывов о ремонте от телевизионщиков — единицы. Якобы одной из участниц не понравились ковер и тумба в переделанной гостиной. «Прибитая к стене тумба с рисунком из зеленых сперматозоидов через месяц благополучно отвалилась сама, — пожаловалась женщина. — Сложнее оказалось с ковром, который был намертво приклеен к полу, и нормально почистить его не удавалось».
Кадр: передача «Квартирный вопрос»
Другие участники жаловались на некачественную мебель и на некоторые непрактичные технические решения: так, одной героине мойкой заблокировали окно на кухне, другой сделали «неправильный» пол, третьей установили дешевый китайский стеклопакет.
В 2011 году Мальцева в эфире программы «Большая разница» на Первом канале призналась, что герои не всегда довольны ремонтом, «но у нас люди вежливые и благодарные, всегда скрывают». «По глазам, правда, видно», — отметила она, добавив, что и сама порой не согласна с решениями дизайнеров.
Ляпнули уверенно
Самый громкий скандал вокруг «Квартирного вопроса» инициировала актриса Ирина Муравьева — легендарная Людмила из фильма «Москва слезам не верит», советовавшая своей подруге «ляпать уверенно». Карма настигла артистку почти через три десятка лет после выхода кинокартины: дизайнер «ляпнула» на ее кухне так, что Муравьева не смогла сдержать отрицательных эмоций.
В ходе ремонта кухню выложили изразцами, установили дверь, сделанную из алюминия и матового стекла, столешницу из искусственного камня, холодильник, новую мойку, посудомоечную машину, варочную панель, духовой шкаф и искусственный камин, встроенный в огромную псевдопечь (на самом деле за ее фасадами спрятали шкафы для хранения посуды). «Мы хотели, чтобы эта комната была больше столовой, чем кухней. Так и получилось», — констатировала Мальцева по окончании ремонта. «Кухня получилась гламурная, в то же время торжественная, самый главный эффект, которого мне хотелось достигнуть — не пафосность, а какая-то такая теплая нежность», — пояснила дизайнер.
Пришедшая на приемку проекта Муравьева высказала другое мнение. «Ощущение, что маленькая комнатка стала. Была огромная, большая, стала маленькая», — посетовала актриса. В ответ на предложение мужа разложить вещи на новой кухне, она заявила, что «поедет назад, откуда явилась». «Мне здесь страшно находиться», — подчеркнула Муравьева. Она раскритиковала фальшивую печь и назвала обновленную кухню «домом лесника». «У меня такое ощущение, что здесь люди не могут жить — в этих камнях, в этой пещере, в скале этой», — отрезала артистка.
Кадр: передача «Квартирный вопрос»
«Можно ли вот так на старости лет резко менять людям обстановку? Вдруг однажды я приду сюда и начну плакать. Я не узнаю, где я нахожусь. Прощай, старая жизнь», — заявила расстроенная Муравьева. Сгладить ситуацию попробовал ее супруг, отметив, что ему многое нравится. Но и он изначально был шокирован обстановкой. «Что это такое? Я все ждал, только не этого», — поделился он, переступив порог кухни.
На карьере декоратора Кручининой скандал в «Квартирном вопросе», похоже, никак не отразился. Сегодня она возглавляет собственное архитектурно-дизайнерское бюро, активно ведет страницу в Instagram. В ее портфолио множество реализованных работ, на сайте — никаких упоминаний неудачного опыта с Муравьевой.
Нездоровый сон
Второй провальный (с точки зрения героев) ремонт сделали семье Качаловых в 2016 году. Евгений и Тамара, поклонники группы «Ария», хотели спальню в готическом стиле. Исполнить их мечту взялся архитектор Борис Денисюк. Проект он показал ведущей, и он никаких вопросов не вызвал. «Это больше похоже на гостиничный номер для рок-звезды», — предупредил эксперт. В итоге в спальне оборудовали открытую гардеробную, сделали перегородку из пескоцементных блоков, установили черные радиаторы, черные окна, огромный телевизор, два зеркала. Стены, где прежде висел типичный «бабушкин» ковер, оклеили темными обоями.
Кадр: передача «Квартирный вопрос»
Хозяевам ремонт не понравился, и скрывать этого ради «гладких» кадров они не стали. «Очень неожиданно», — заявила пара, едва зайдя в спальню. «А можно найти этого человека (дизайнера — прим. «Ленты.ру») и в глаза ему посмотреть? Вот он чем слушал, объясните, пожалуйста», — потребовал Евгений. Он отметил, что декоратор понятия не имеет, что такое эргономика (наука о приспособлении пространства под физические и психические особенности человека), и тут же отломал один из выключателей света.
«Все квадратное, ничего округлого, много хрома, которого мы не просили. Ну, офис. Это не спальня. Это вообще не то, что мы просили», — подчеркнул хозяин. Его супруга на приемке в основном тактично молчала и посмеивалась. «Я даже не знаю, что сказать. Ну, я думала, что если какой-то гардероб, то он должен быть закрыт, я не вижу дизайнерской мысли», — скромно пояснила она.
«Полная безвкусица»
«Каждые выходные смотрю передачу, подчеркивая для себя интересные дизайны. Но в этом выпуске ощущение, что в доме культуры подростки сделали притон», — написал один из интернет-критиков под выпуском о переделке гостиной.
«Страшное подземелье! Хочется вырваться на свет божий», — оценил другой критик ремонт в спальне, выполненный в черно-коричневых тонах. «Непонятно, то ли наши дизайнеры все поголовно дальтоники, то ли нас целенаправленно приучают к депрессивным цветам», — согласился еще один зритель.
«Полная безвкусица, дизайнеры убогие, таких не берут в космонавты!», «Дизайн кошмар, три дебила — это сила», «Кошмар, да и только! Чем больше дизайнеров — тем фиговей результат», «Это провал, просто ужасно, надо все переделать», «Жаль хозяев», «Скажите, они специально делают такие ужасные проекты?», «Испоганили», «Это тихий ужас» — такие отзывы заслужила переделка в гостиной, задуманная тремя женщинами-декораторами совместно.
В «Квартирном вопросе» на критиков из сети никак не реагируют и, несмотря на явно обострившийся из-за пандемии запрос на правду, сохраняют исключительно позитивный настрой передачи. Там всегда хеппи-энд и никаких гвоздей. То ли дизайнерам волшебным образом всегда удается угадать предпочтения героев, то ли создатели программы действительно вычищают «неправильные» реакции: благосклонность крупных рекламодателей дороже хайпа. Невзирая на всю критику, «Квартирный вопрос» остается популярным на протяжении двух десятков лет. Россияне по-прежнему с интересом смотрят на преображения чужого жилья и грезят о том, как команда телевизионных ремонтников приходит и к ним домой, — это и есть лучший индикатор качества передачи.