Молебен это что такое в церкви

Молебен

Молебен это что такое в церкви. Смотреть фото Молебен это что такое в церкви. Смотреть картинку Молебен это что такое в церкви. Картинка про Молебен это что такое в церкви. Фото Молебен это что такое в церкви

Молебен — это особое молитвенное последование, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. Молебен совершается епископом или священником и служится по образу сокращенной утрени. В молебне, так же как и на утрени, произносится мирная ектения, «Бог Господь», поются тропари, читаются канон, прокимен, Евангелие и сугубая ектения. Евангелие на молебне читается не перед каноном, а после его 6-й песни. Завершается молебен молитвой. Иногда к молебну присоединяют акафист. Молебен может сопровождаться водосвятием. Водосвятный молебен называется малым освящением воды, в отличие от великого водоосвящения, которое совершается в праздник Крещения Господня.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Последние совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни: путешествий, начала нового дела, освящения воды, стихийных бедствий, нашествия иноплеменников, эпидемии, неурожая, болезни. Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и вне помещения.

Чинопоследования содержатся в «Книге молебных пений», а также в Требнике.

Если молебен служится в храме, нужно подать записки с именами за свечной ящик, а если в каком-либо другом месте — самому священнику. Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (одному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Источник

Молебен

Моле́бен (молеб­ное пение) – бого­слу­же­ние, при кото­ром веру­ю­щие просят Гос­пода, Бого­ро­дицу или святых о нис­по­сла­нии мило­сти или бла­го­да­рят Бога за полу­че­ние бла­го­де­я­ний.

Бла­го­дар­ствен­ные молебны адре­су­ются только Гос­поду. Зака­зы­вая моле­бен за свеч­ным ящиком, мы подаем записку с име­нами тех, за кого он будет совер­шаться.

Неко­то­рые молебны при­над­ле­жат к обще­ствен­ному бого­слу­же­нию и совер­ша­ются в хра­мо­вые празд­ники или в особо уста­нов­лен­ное время, обычно они соеди­ня­ются с чином малого освя­ще­ния воды. Другие совер­ша­ются по просьбе отдель­ных лиц или в бед­ствен­ных слу­чаях (болезнь, засуха, война).

Потреб­ность помо­литься «о малом» так, как учил пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский – «коро­тенько, да горя­ченько», осу­ществ­ля­ется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем слу­жить моле­бен о недуж­ных. Начи­наем ли важное дело? – На молебне попро­сим помощи Божией. Отправ­ля­емся ли в путь? – Выслу­шаем чин бла­го­сло­ве­ния в путе­ше­ствие. Настал ли день именин, и хочется усердно помо­литься своему свя­тому? Зака­жем ему моле­бен. Начи­на­ется ли учеб­ный год, и нашим детям пора в школу? – Совер­шим чин бла­го­сло­ве­ния на начало учения отро­ков. Внял ли Гос­подь нашей молитве, и мы хотим воз­не­сти хвалу? – Будем слу­жить бла­го­дар­ствен­ный моле­бен…

Совер­ше­ние молебна может про­ис­хо­дить в храме, в доме, при освя­ще­нии посе­вов – на поле и т.д. Может соеди­няться с водо­освя­ще­нием.

По струк­туре моле­бен пред­став­ляет собой сокра­щён­ный вари­ант утрени. Еван­ге­лие на молебне чита­ется не перед чте­нием канона, а после его 6‑й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому моле­бен слу­жится. В совре­мен­ной прак­тике канон может читаться не пол­но­стью, а слу­же­ние может быть огра­ни­чено пением одних лишь ирмо­сов или при­пе­вов канона.

В Чин молебна входят 50‑й псалом, тро­пари, канон (обычно поются одни при­певы), чтение Апо­стола и Еван­ге­лия, молитва свя­тому, к кото­рому был обра­щен моле­бен. Чино­по­сле­до­ва­ние молебна содер­жится в Треб­нике. Иногда к молебну при­бав­ля­ется пение ака­фи­ста.

О недо­пу­сти­мо­сти молеб­нов после Литур­гии

Заказ молеб­нов или пани­хид сразу после литур­гии теми, кто в ней участ­во­вал явля­ется непо­ни­ма­нием сущ­но­сти Евха­ри­стии. Ниже мы при­во­дим несколько авто­ри­тет­ных мнений по этому вопросу.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл

На епар­хи­аль­ном собра­нии Москвы 23 декабря 2009 года Пат­ри­арх указал на недо­пу­сти­мость совер­ше­ния общего молебна после Боже­ствен­ной литур­гии и напом­нил, что моле­бен – это крат­кая утреня. Слу­же­ние молебна как части Литур­гии про­ти­во­ре­чит цер­ков­ному уставу, сказал Пат­ри­арх и отме­тил, что прак­тика совер­ше­ния общих молеб­нов воз­никла в совет­ское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслу­жить моле­бен посту­пали, и чтобы на все просьбы отве­тить, объ­еди­няли все про­ше­ния в общий моле­бен».

Пат­ри­арх при­звал отхо­дить от этой прак­тики и слу­жить молебны, когда их зака­зы­вают: «Зака­зы­вают – послужи, зака­зали с ака­фи­стом – надо отслу­жить с ака­фи­стом», – сказал Пат­ри­арх. – Отхо­дить от прак­тики. Зака­зы­вают – послу­жить. А делать частью литур­гии – против цер­ков­ного устава.

Глава из книги «Евха­ри­стия»

про­фес­сор Архи­манд­рит Киприан (Керн)

Отри­ца­нием евха­ри­стич­но­сти, т. е. самого смысла Литур­гии явля­ется просьба чело­века, при­сут­ство­вав­шего на Литур­гии и слы­шав­шего эти слова, отслу­жить ему бла­го­дар­ствен­ный моле­бен, потому что он ему понят­нее, ближе и гово­рит ему больше, чем самая воз­вы­шен­ная бла­го­дар­ствен­ная служба – Евха­ри­стия.

Так невы­ра­зимо грустно слы­шать эти просьбы о бла­го­дар­ствен­ном молебне после Литур­гии, т. е., иными сло­вами, вместо Литур­гии, кото­рая, сле­до­ва­тельно, ничего не гово­рит душе жела­ю­щего побла­го­да­рить Бога чело­века. Кстати ска­зать, вообще, слу­же­ние каких-либо треб после Литур­гии так про­ти­во­ре­чит духу нашего бого­слу­же­ния!

После заупо­кой­ной Литур­гии, на кото­рой совер­ши­лось поми­но­ве­ние усоп­ших, и на про­ско­ми­дии и на екте­нии, после отслу­жен­ного нака­нуне парас­таса просьба о совер­шенно част­ной, моей соб­ствен­ной, моей личной пани­хиды, т. е. иско­вер­кан­ной заупо­кой­ной утрени, све­ден­ной на 10-минут­ную требу, звучит опять-таки таким непо­ни­ма­нием сущ­но­сти евха­ри­сти­че­ского Жерт­во­при­но­ше­ния за упо­ко­е­ние душ усоп­ших.

Еще, может быть, боль­шим литур­ги­че­ским про­ти­во­ре­чием явля­ется вообще слу­же­ние молебна после Литур­гии, молебна сего­дняш­нему свя­тому. Это есть отри­ца­ние всего пре­крас­ного архи­тек­то­ни­че­ского плана нашего бого­слу­же­ния. Суточ­ный круг после­до­ва­ний дан­ного празд­ника или свя­того, начав­шийся нака­нуне с вечерни, пере­шед­шей потом в утреню (с их сти­хи­рами, тро­па­рями, кано­нами и конда­ками, в кото­рых посте­пенно, все больше и больше нарас­тая, рас­кры­ва­лось зна­че­ние празд­ну­е­мого собы­тия) закон­чился, завен­чался Боже­ствен­ной Литур­гией, Тайной Вече­рей в честь дан­ного собы­тия или свя­того.

Это та вер­шина бого­слу­жеб­ного откро­ве­ния, выше кото­рой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евха­ри­сти­че­ского про­слав­ле­ния дан­ного празд­ника, то, значит Литур­гия – не вер­шина, значит, есть что-то важнее в круге и иерар­хич­но­сти свя­щен­ных вос­по­ми­на­ний и чино­по­сле­до­ва­ний, что выше Тайной Вечери. И тако­вым явля­ется моле­бен тому или иному свя­тому или празд­нику, в кото­ром пред­став­лена сокра­щен­ная до всякой потери инди­ви­ду­аль­но­сти дан­ного празд­ника и вос­по­ми­на­ния утреня с запе­вами канона вместо самого канона, с вели­ча­нием вместо глу­бо­ких по содер­жа­нию стихир, про­пе­тых нака­нуне, и, конечно, с пода­чей запи­со­чек о здра­вии и с мно­го­ле­ти­ями тому или иному лицу.

Неска­занно грустно, скорбно, больно за литур­ги­че­скую без­гра­мот­ность, за попра­ние основ­ных прин­ци­пов устава цер­ков­ного бла­го­ле­пия, за нару­ше­ние цер­ков­ной кра­соты. Мы это гово­рим с полной созна­тель­но­стью и убеж­де­нием не потому только, что это явля­ется нашим литур­ги­че­ским убеж­де­нием, нашим личным пере­жи­ва­нием бого­слу­жеб­ного строя, a потому, что за собой мы слышим доро­гой нам голос тех наших Учи­те­лей, именно Учи­те­лей с боль­шой буквы, литур­ги­че­ский слух кото­рых был без­оши­бо­чен и пони­ма­ние смысла и строя нашего бого­слу­же­ния было непо­гре­ши­мым.

Мы ссы­ла­емся на авто­ри­тет, науч­ный и литур­ги­че­ский авто­ри­тет цер­ков­но­сти покой­ных мит­ро­по­лита Анто­ния Хра­по­виц­кого и епи­скопа Гав­ри­ила Чепура, кото­рые всегда реши­тельно осуж­дали эти молебны после Литур­гии и их не слу­жили нико­гда.

«А сего­дня на литур­гии изоб­ра­зи­тель­ные пели пол­но­стью, на бла­жен­нах – что пола­га­ется из канона свя­того и отцев. Тро­па­рей и конда­ков у нас только шесть, чита­лось три Апо­стола и три Еван­ге­лия. Конечно, молебна не было, ибо не пола­га­ется после литур­гии, а только пред «Буди имя Гос­подне» – тро­парь свя­тому и молитва. Но мно­го­ле­тие и вчера после молебна, и сего­дня после литур­гии было. Мно­го­лет­ство­вал и прео­свя­щен­ней­шему Кор­ни­лию, епи­скопу Вяз­ни­ков­скому и Яро­поль­скому, с бого­хра­ни­мой паст­вой вла­ди­мир­ской. И со сто­роны про­дол­жи­тель­но­сти соблюли устав, кото­рый тре­бует, чтобы литур­гия шла один час. У нас часы и литур­гия с мно­го­ле­тием заняли 1 час 5 минут».

4 фев­раля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афа­на­сий (Саха­ров), испо­вед­ник и пес­но­пи­сец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).

Пре­по­да­ва­тель регент­ского факуль­тета Свято-Тихо­нов­ского уни­вер­си­тета Евге­ний Туга­ри­нов, регент архи­ерей­ского хора Рус­ского пра­во­слав­ного собора в Лон­доне (из интер­вью)

– В России отно­сятся к молеб­нам и литиям после литур­гии по-раз­ному. Напри­мер, архи­манд­рит Таврион (Батозский) гово­рил что это ни к чему – в Чаше заклю­чена вся пол­нота.

– Вот и вла­дыка (мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний) и отец Михаил (Фор­ту­нато) гово­рили мне при­мерно то же самое: зачем моле­бен, зачем пани­хида, мы уже всех поми­нали на про­ско­ми­дии.

Свя­щен­ник Алек­сий Умин­ский, насто­я­тель храма Живо­на­чаль­ной Троицы в Хохлах, г. Москва, духов­ник Свято-Вла­ди­мир­ского учеб­ного центра, веду­щий теле­про­граммы «Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия»

Если чело­век участ­вует в Литур­гии, если мы гово­рим, что он одно­вре­менно ее сослу­жи­тель, то он пришел в храм не просто про­сить что-то лично для себя, но в этот момент стал Цер­ко­вью, испол­нил себя как член Тела Хри­стова. И поэтому когда совер­ша­ется Литур­гия, она обни­мает собой каж­дого чело­века лично со всеми его нуж­дами, печа­лями и тугами. Веро­вать во святую апо­столь­скую Цер­ковь – значит верить, что она и все твое про­ше­ние, всю глу­бину твоей скорби, твоей радо­сти, твоего горя, твоего бла­го­да­ре­ния при­несла к пре­столу Божию.

Но люди, кото­рые не видят в Церкви ее все­объ­ем­лю­щего зна­че­ния, потом при­хо­дят и просят – спе­ци­ально для меня послу­жите вот по этому кон­крет­ному поводу, хотя в самой Литур­гии уже заклю­чено испол­не­ние всех этих про­ше­ний. И в прак­тику нашей Церкви давным-давно вошло слу­же­ние после Литур­гии молеб­нов и пани­хид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Гос­подь не видит? Разве Он не знает прежде твоего про­ше­ния все, что ты хочешь у Него попро­сить?

И поэтому слу­жить после Литур­гии моле­бен просто бес­смыс­ленно. Про­ис­хо­дит это только оттого, что часть людей, при­шед­ших на службу в храм, участ­вует в Литур­гии, а часть – нахо­дится во время Литур­гии. Часть людей – отда­ется пол­но­стью соеди­не­нию Церкви, а часть пере­жи­вает немно­жечко иначе: они пришли, отсто­яли службу, а уже потом для них начи­на­ется самое глав­ное, – сейчас будут про­сить о его личной кон­крет­ной просьбе, о его здо­ро­вье, о его путе­ше­ствии, хотя все это в Литур­гию входит духовно, потому что при­но­сится жертва, и Он, Спа­си­тель мира, при­но­сит жертву за всех и за вся.

Это так при­вычно стало, – закан­чи­ва­ется Литур­гия, свя­щен­ник выхо­дит слу­жить водо­свят­ный моле­бен. Но вы себе пред­ста­вить не можете, как свя­щен­нику внут­ренне тяжело и нелепо слу­жить моле­бен после Литур­гии, когда все, что можно, у Бога испро­сили.

Тогда воз­ни­кает вопрос: зачем суще­ствуют молебны, зачем суще­ствуют пани­хиды? А они суще­ствуют как вне­ли­тур­ги­че­ское дей­ствие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Бол­га­рии, мы не встре­тим совер­ше­ние молебна после Литур­гии, и в России раньше такой прак­тики не было. Свя­щен­ник при­гла­шался в дом или в какое-то опре­де­лен­ное место, и слу­жился моле­бен по кон­крет­ному поводу с кон­крет­ными людьми. Напри­мер, моле­бен на нис­по­сла­ние дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то осо­бенно, напри­мер, о боля­щем, об этом должна молиться вся Цер­ковь, все вместе, а не отдельно свя­щен­ник за отдельно взя­того чело­века. Поэтому суще­ствует спе­ци­аль­ное про­ше­ние, кото­рое при необ­хо­ди­мо­сти встав­ля­ется в сугу­бую екте­нию, – и о путе­ше­ству­ю­щих, и о страж­ду­щих, и о боля­щих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, кото­рые близки сердцу каж­дого в храме, будет молиться вся Цер­ковь.

…Евха­ри­стия – это Таин­ство Таинств, испол­не­ние и венец всего в Церкви. Евха­ри­стия всегда завер­шает, всегда сле­дует после других служб. Это окон­ча­тель­ное дей­ство, реаль­ное уча­стие в Цар­стве Божием. После Евха­ри­стии ника­кие другие службы духовно невоз­можны. Добав­ле­ние молитв после Евха­ри­стии есть сви­де­тель­ство литур­ги­че­ского упадка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *