Молебен о недужных что это такое в рыльске
Последование краткого молебна о недужных
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псалом 70:
На Тя́, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся в ве́к. Пра́вдою Твое́ю изба́ви мя́ и изми́ мя; приклони́ ко мне́ у́хо Твое́ и спаси́ мя. Бу́ди ми́ в Бо́га защи́тителя и в ме́сто кре́пко спасти́ мя; я́ко утвержде́ние мое́ и прибе́жище мое́ еси́ ты́. Бо́же мо́й, изба́ви мя́ из руки́ гре́шнаго, из руки́ законопресту́пнаго и оби́дящаго; я́ко Ты́ еси́ терпе́ние мое́, Го́споди, Го́споди, упова́ние мое́ от ю́ности моея́. В Тебе́ утверди́хся от утро́бы, от чре́ва ма́тере моея́ Ты́ еси́ мо́й покрови́тель; о Тебе́ пе́ние мое́ вы́ну. Я́ко чу́до бы́х мно́гим; и Ты́ помо́щник мо́й кре́пок. Да испо́лнятся уста́ моя́ хвале́ния, я́ко да воспою́ сла́ву Твою́, ве́сь де́нь великоле́пие Твое́. Не отве́ржи мене́ во вре́мя ста́рости; внегда́ оскудева́ти кре́пости мое́й, не оста́ви мене́. Я́ко ре́ша врази́ мои́ мне́, и стрегу́щии ду́шу мою́ совеща́ша вку́пе, глаго́люще: Бо́г оста́вил е́сть его́, пожени́те и ими́те его́, я́ко не́сть избавля́яй. Бо́же мо́й, не удали́ся от Мене́; Бо́же мо́й, в по́мощь мою́ вонми́. Да постыдя́тся и исче́знут оклевета́ющии ду́шу мою́, да облеку́тся в сту́д и сра́м и́щущии зла́я мне́. А́з же всегда́ возъупова́ю на Тя́, и приложу́ на вся́ку похвалу́ Твою́. Уста́ моя́ возвестя́т пра́вду Твою́, ве́сь де́нь спасе́ние Твое́, я́ко не позна́х кни́жная. Вни́ду в си́ле Госпо́дни; Го́споди, помяну́ пра́вду Тебе́ еди́наго. Бо́же мо́й, И́мже научи́л мя́ еси́ от ю́ности моея́, и доны́не возвещу́ чудеса́ Твоя́. И да́же до ста́рости и престаре́ния, Бо́же мо́й, не оста́ви мене́, до́ндеже возвещу́ мы́шцу Твою́ ро́ду всему́ гряду́щему, си́лу Твою́ и пра́вду Твою́, Бо́же, да́же до вы́шних, я́же сотвори́л ми́ еси́ вели́чия; Бо́же, кто́ подо́бен Тебе́? Ели́ки яви́л ми́ еси́ ско́рби мно́ги и злы́? И обра́щься оживотвори́л мя́ еси́ и от бе́здн земли́ возве́л мя́ еси́. Умно́жил еси́ на мне́ вели́чествие Твое́, и обра́щься уте́шил мя́ еси́, и от бе́здн земли́ па́ки возве́л мя́ еси́. И́бо а́з испове́мся Тебе́ в лю́дех, Го́споди, в сосу́дех псало́мских и́стину Твою́, Бо́же; воспою́ Тебе́ в гу́слех, святы́й Изра́илев. Возра́дуетеся устне́ мои́, егда́ воспою́ Тебе́, и душа́ моя́, ю́же еси́ изба́вил; еще́ же и язы́к мо́й ве́сь де́нь поучи́тся пра́вде Твое́й, егда́ постыдя́тся и посра́мятся и́щущий зла́я мне́.
Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ Не́бу и земли́, ви́димым же все́м и неви́димым. И во Еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, и́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде все́х ве́к. Све́та от Све́та, Бо́га И́стинна, от Бо́га И́стинна, рожде́нна, не сотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся́ бы́ша. На́с ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с Небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны́ при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́на. И воскре́сшаго в тре́тий де́нь, по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во Еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую Еди́но Креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскре́сния ме́ртвых: И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.
Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды).
Тропа́рь, Гла́с 4:
Ско́рый в заступле́нии Еди́н Сы́й Христе́, ско́рое свы́ше покажи́ посеще́ние стра́ждущему рабу́ Твоему́ (или́ стра́ждущей рабе́ Твое́й), изба́ви неду́гов, и го́рьких боле́зней: воздви́гни во е́же пе́ти Тя́ и сла́вити непреста́нно, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Сла́ва и ныне, Гла́с 2: На одре́ боле́зни лежа́щих (или́ лежа́щаго), и сме́ртною ра́ною уя́звленных (или́ уя́звленнаго), я́коже иногда́ воздви́гл еси́ спа́се, Петро́ву те́щу, и разсла́бленнаго на одре́ носи́маго; си́це и ны́не Милосе́рде, стра́ждущих (или́ стра́ждущаго), посети́ и исцели́; Ты́ бо еди́н еси́ неду́ги и боле́зни ро́да на́шего понесы́й, и вся́ моги́й я́ко многоми́лостив.
Собо́рнаго Посла́ния Иа́ковля чте́ние. (зача́ло 57):
Бра́тие, о́браз приими́те злострада́ния и долготерпе́ния проро́ки, и́же глаго́лаша и́менем Госпо́дним. Се́, блажи́м терпя́щия. Терпе́ние И́овле слы́шасте, и кончи́ну Госпо́дню ви́десте, я́ко многоми́лостив е́сть Госпо́дь и ще́др. Пре́жде же все́х, бра́тие моя́, не клени́теся ни не́бом, ни земле́ю, ни ино́ю ко́ею кля́твою; бу́ди же ва́м е́же е́й, е́й, и е́же ни́, ни́; да не в лицеме́рие впаде́те. Злостра́ждет ли кто́ в ва́с? да моли́тву де́ет; благоду́шствует ли кто́? да пое́т. Боли́т ли кто́ в ва́с, да призове́т пресви́теры церко́вныя, и да моли́тву сотворя́т над ни́м, пома́завше его́ еле́ем во и́мя Госпо́дне; и моли́тва ве́ры спасе́т боля́щаго, и воздви́гнет его́ Госпо́дь; и а́ще грехи́ сотвори́л е́сть, отпу́стятся ему́. Испове́дайте у́бо дру́г дру́гу согреше́ния и моли́теся дру́г за дру́га, я́ко да исцеле́ете: мно́го бо мо́жет моли́тва пра́веднаго поспешеству́ема.
От Матфе́а Свята́го Ева́нглиа чте́ние. (зача́ло 25):
Во вре́мя о́но, вше́дшу Иису́су в Капернау́м, приступи́ к Нему́ со́тник, моля́ Его́, и глаго́ля: Го́споди, о́трок мо́й лежи́т в дому́ разсла́блен, лю́те стражда́. И глаго́ла ему́ Иису́с: А́з прише́д исцелю́ его́. И отвеща́в со́тник, рече́ Ему́: Го́споди, не́смь досто́ин, да под кро́в мо́й вни́деши; но то́кмо рцы́ сло́во, и исцеле́ет о́трок мо́й; и́бо а́з челове́к е́смь под вла́стию, имы́й под собо́ю во́ины; и глаго́лю сему́: иди́, и и́дет; и друго́му: прииди́, и прихо́дит; и рабу́ моему́: сотвори́ сие́, и сотвори́т. Слы́шав же Иису́с, удиви́ся, и рече́ гряду́щим по не́м: ами́нь глаго́лю ва́м; ни во Изра́или толи́ки ве́ры обрето́х. Глаго́лю же ва́м, я́ко мно́зи от восто́к и за́пад прии́дут и возля́гут со Авраа́мом и Исаа́ком и Иа́ковом во Ца́рствии Небе́снем; сы́нове же ца́рствия изгна́ни бу́дут во тму́ кроме́шнюю; ту́ бу́дет пла́чь и скре́жет зубо́м. И рече́ Иису́с со́тнику: иди́, и я́коже ве́ровал еси́, бу́ди тебе́. И исцеле́ о́трок его́ в то́й ча́с.
Молитва
Влады́ко Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия, и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же на́ш, раба́ Твоего́ и́мярек, немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Е́й, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся; бу́ди вра́чь раба́ Твоего́ и́мярек, воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго, и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо е́сть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны́, Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Го́споди поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
И молитву:
Христе́, Све́те И́стинный, просвеща́яй и освяща́яй вся́каго челове́ка, гряду́щаго в мiр, да зна́менается на нас свет лица́ Твоего́, да в нем у́зрим Свет Непристу́пный: и испра́ви стопы́ на́ша к де́ланию за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех Твои́х святы́х, ами́нь.
Отклик на зов Божий
К 30-летию восстановления Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской митрополии
В октябре 1991 года из Курской Коренной пустыни в Рыльский Свято-Николаевский монастырь был переведен и назначен настоятелем архимандрит Ипполит (Халин, †2002). Господь проложил жизненный путь отца Ипполита через обители с многовековыми монашескими традициями: Глинскую пустынь, Псково-Печерский монастырь и затем Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, ‒ батюшка был одним из тех монахов, благодаря кому в середине ХХ века обитель на Святой Горе удалось сохранить как русскую. Наделенный особыми благодатными дарами, обладающий бесценным духовным опытом, в Рыльске архимандрит Ипполит продолжал старческое служение до последних дней земной жизни.
Свято-Николаевский монастырь – древняя обитель, первое упоминание о которой в письменных источниках датируется 1505 годом. При советской власти, в 1925 году монастырь был закрыт. Фотографии того времени свидетельствуют, в каком состоянии он находился в пору, когда началось его восстановление.
Преподобный старец Паисий Святогорец писал, что одна из главнейших причин, по которой страдают новоначальные, состоит в том, что они не находят наставников, которые могли бы им помочь. Даже при хорошем начале, полагал он, есть опасность «пойти путем, на котором впереди омут, а сзади стремнина», если человек доверяет себя неопытному духовному руководству. Этих опасностей, описанных преподобным Паисием, не было на пути тех, кого в 1990-е годы Господь привел к архимандриту Ипполиту. Своим прозорливым взором он видел призванных милосердием Божиим к монашескому жительству или священническому служению. За ним шли, потому что чувствовали настоящее, истинное, лучшее. Душа, ощутившая отблеск иной жизни, отвращалась от прошлого, терявшего свою привлекательность.
Призвание Божие… Не все его ищут, не для всех желанная цель – узнать и исполнить волю Господа относительно своей жизни. Таких истин вожделеет тот, чье сердце готово, и необходимо только слово старца. Тогда душа не может противиться. Но, как показывают воспоминания духовных чад отца Ипполита, порой к нему приходили призванные, но еще не способные к принятию своего предопределения. Тогда шла молитва старца, и отклик на зов Божий рождался.
Он всех утешал и всех любил
Иеромонах Михаил (Петренко), насельник Рыльского Свято-Николаевского монастыря:
В 1994 году я поступил в Курскую семинарию. Мой товарищ по группе был из Рыльска. Он рассказывал, что в его городе есть мужской монастырь и там чудесный батюшка, который многих привлекает к себе своей любовью и простотой. На пасхальные каникулы мне довелось поехать в Рыльск. Много радости было от общения со старцем. Такой любви, какую я увидел в Рыльском монастыре, я нигде больше не ощущал. Я настолько прилепился душой к старцу, что даже забыл про учебу. Было только желание остаться в обители. Окончив первый курс, я написал прошение о переводе на заочное обучение и ушел в монастырь. В 1997 году сподобился пострига от отца Ипполита.
Старец стяжал Дух Святой, от которого окрылялись и освящались все люди. Он всех утешал и всех любил. Я вспоминаю, что мы, братия, жили, ни о чем не думая, все проблемы разрешал отец Ипполит. С ним было так легко! Мы даже сейчас не можем до конца осознать, с кем были рядом. Он – из рода исключительных людей, они как дети, чистые душой и сердцем. Они – сплошная любовь и готовность помочь.
Притягательность – особенная черта старцев, пленяющих своей необыкновенной простотой. С ними трудно расставаться, хочется всегда быть рядом. Как и я, люди порой оставляли учебные заведения, потому что были привлечены любовью и вниманием отца Ипполита. Другая особая черта старцев – прозорливость. Он знал, кто будет монахом, а кто не будет, и тогда говорил: «Монахом не будешь, иди в мир». Относительно нас, он молился, чтобы к нам пришла молитва и каждый из нас стал настоящим монахом. Таких удивительных людей, как отец Ипполит, днем с огнем не найдешь. Жизнь его подобна житию Серафима Саровского – такое же подвижничество.
Слова, навсегда перевернувшие жизнь
Александр, послушник русского скита Крумница на Святой Горе Афон:
Это произошло в конце 1990-х годов. Я зашел на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. А был я в то время человеком мало верующим, невоцерковленным. Вдруг вижу, монашек идет, худенький такой. Он мне и говорит: «Что же ты, родной, мечешься, ты поезжай в Рыльск к батюшке-то нашему». Мне то и нужно было: я искал выход, нуждался в духовном совете. Подрастает дочь, жена красавица, а семейная жизнь рухнула. Приехал к отцу Ипполиту с вопросом: как жить дальше? Приготовил для него очень обстоятельный долгий рассказ.
На приеме у батюшки только рот раскрыл:
а он мне так спокойно:
– Ты им не нужен. Они в тебе не нуждаются. Тебе на монастырь надо.
Помолчал и именно так и повторил:
– Тебе на монастырь надо.
И дал знак – беседа окончена. Больше я отца Ипполита не видел.
Я понял, что семью мне не вернуть. Прошли годы. Я уже был в монастыре. Вдруг мой духовник говорит: «А поезжай-ка ты на Афон…» Мне тогда было почти сорок лет. Много раз я вспоминал отца Ипполита и его слова, однажды раз и навсегда перевернувшие мою жизнь: «на монастырь…»
Необыкновенный монах
Иеромонах Савва (Мищенко), насельник Свято-Николаевского монастыря, скитоначальник:
Наша первая встреча с отцом Ипполитом произошла в монастыре в 1997 году. Я приехал к нему взять благословение на поступление в семинарию. Сразу обратил внимание на его глаза.
Необыкновенным было то, что я увидел, как от батюшки исходит свет. Так Господь явил мне, что он – необыкновенный монах. Я удивлялся, что после нашей первой встречи обстоятельства моей жизни стали меняться. Молитва батюшки покрывала меня в миру. Жизнь стала интересной и защищенной.
Через несколько месяцев я приехал в монастырь уже пожить. Батюшка встретил словами: «Знакомое лицо. Может, монахом будешь?» Благословил остаться. Я нес разные послушания: пас, доил коз. Бывало, отец Ипполит приходил к нам на хоздвор – посмотрит, навоз покидает… Когда порой навалится усталость, – подойдешь к батюшке, возьмешь благословение – и появляются силы и радость. В 1999 году я принял постриг. Батюшка подходил к послушникам с рассуждением, не навязывал, бережно к нам относился. Наблюдал – дорос ли человек до определенной меры, и потом давал благословение.
По батюшкиным молитвам
Фотиния, бывшая послушница Рыльского монастыря:
Однажды в Воронеже, когда я собирала пожертвования на Рыльский монастырь, ко мне подошел мужчина, бизнесмен Андрей, невоцерковленный. Он поинтересовался: правда ли, что в Рыльском монастыре живет старец, и попросил отвезти к нему. Мы поехали. На приеме у батюшки Андрей спросил: где ему поставить магазин, в одном месте или в другом. Старец ответил:
– Ставь и там, и там, не проиграешь.
– Отец, а священником ты быть не хочешь?
Батюшка не стал возражать против космоса. Других вопросов к старцу у бизнесмена не было. Мы снова поехали в Воронеж, и Андрей всю дорогу возмущался предложением отца Ипполита. Больше они не встречались.
Прошло несколько лет. Как-то я подошла к храму в Воронеже и встретила супругу Андрея. Она сказала, что сейчас, здесь, ее мужа рукополагают в священники. Прошли годы, у отца Андрея вырос сын и тоже стал священником. Вот так, по батюшкиным молитвам, возникла священническая династия.
«Остался на всю жизнь»
Иеромонах Ипполит (Соловьев), бывший насельник Свято-Николаевского монастыря:
Я приехал в Рыльский монастырь после того, как в моей семье произошло чудо по молитвам архимандрита Ипполита. Болела моя сестра, медицина была бессильна. Когда произошло ее исцеление, я приехал в монастырь – просто из интереса, посмотреть. Но сердце прикипело: собирался пожить неделю, задержался на две, потом – еще, и остался на всю жизнь. Это было в 1996 году, постриг принял в 1997-м.
Паломников в обители было – со всего белого света. Я видел, как порой круто менялись судьбы людей. Иногда приезжали так же «просто посмотреть» на старца, и оставались в монастыре. Было много наркозависимых, часто они бросали колоться без ломок, исцелялись совершенно без каких-либо специальных медицинских препаратов, только молитвами – это великие чудеса нашего времени. Мы были готовы трудиться, подвизаться и положить души за други своя (Ин. 15:13). Нам Господь дал узреть то, что написано в Евангелии.
Дар открытия пути к Богу
Анна Савельева, организатор паломнических поездок из Москвы в Рыльск:
Мой сын Максим учился на отделении ядерной физики Московского инженерно-физического института (МИФИ). Был в поисках Бога, постоянно анализировал, зачем мы существуем. Я водила сына к священникам, возила его к одному известному старцу, но даже после этого желаемых изменений в душе Максима не произошло.
Отцу Ипполиту сын задал один вопрос, и в ответ услышал только одно слово: «Терпи». Но его охватило чувство, которое он испытал впервые в жизни, – состояние необычайной радости и легкости. Он сказал, что если такое существует в Православии, то, значит, не зря люди верят в Бога. Батюшка обладал даром открытия пути к Богу. Он показывал существование Господа, не прибегая к умственным доказательствам – это очень редкий дар. Действие Божественной благодати по молитве отца Ипполита переродило душу сына. В дальнейшем я убедилась, что батюшка мог без слов вести людей, даже совсем заблудших, к Богу. Сейчас мой сын – монах.
«Какой ОМОН. »
Владимир Савочкин, автор книги об отце Ипполите «Самый добрый батюшка на земле»:
К отцу Ипполиту однажды приехал молодой паломник и задал вопрос: пойти ли ему в бизнес, создав кооператив, или на место командира роты отдела милиции особого назначения – ОМОНа. Отец Ипполит ответил ему: «Какой ОМОН, отец, какой кооператив! Вы будете священником, у Вас будет свой храм и рыжая машина». Паломник подумал, что старец пошутил. Но через несколько лет он стал священником, настоятелем храма и ему подарили машину рыжего цвета.
Он умел обличать так, что становилось стыдно, но не обидно
Иерей Владимир Черкасов, клирик Курской митрополии:
До первой встречи с отцом Ипполитом со мной произошел необыкновенный случай. Это было в середине 90-х годов. Я работал на таможне, воцерковлялся. Однажды мое дежурство было ночью, мы охраняли границу. Я повернулся в сторону Рыльского монастыря, стоял и читал молитвы. После дежурства сел в свой УАЗик отдохнуть и был в состоянии полудремы. Вижу: стою я на дежурстве, подходит ко мне монах с большим деревянным крестом и смотрит на меня. Я в страхе падаю на колени, а когда поднял голову – он уже удалялся, а потом оглянулся. Лица монаха не разглядел, но после этого видения впервые поехал к отцу Ипполиту.
Я постоянно ходил к старцу, и однажды он мне сказал: «Ну, отец, будешь попом». Как-то в монастыре батюшка вышел из храма, я взял благословение, и он пошел к себе. Я посмотрел ему вслед и почувствовал, что фигура и походка его мне знакомы, как будто где-то я уже это видел. И тут батюшка оглянулся, посмотрел мне в глаза – все было точно так же, как в том видении на дежурстве несколько лет назад. Я понял: тогда мне являлся отец Ипполит.
Батюшка пресекал всякое превозношение и самодовольство. Он умел обличать так, что становилось стыдно, но не обидно. Он срывал маску, личину, которую мы порой примеряем на себя по младенческому неразумию. Например, приходишь к нему, а он выразительно так спрашивает: «Отец, а откуда Вы к нам приехали?» Я сначала удивлялся таким вопросам, ведь мы давно знакомы. Потом понял, что этот вопрос связан с моим состоянием. Когда я приходил к нему как «успешный» и «перспективный», то старец этим вопросом как бы говорил мне: «В таком состоянии ты – не мой сын, я тебя такого не знаю. Ты откуда такой явился?» А когда я приходил к нему еле живой, только и мог сказать: «Батюшка, помолитесь!», то он сразу меня «узнавал». Обнимет, утешит и скажет: «Отец, терпи-терпи».
В моем общении с батюшкой был момент, похожий на то, что пережил Мотовилов в разговоре с преподобным Серафимом Саровским. Батюшка сидел в своей стасидии в храме. Я подхожу, что-то рассказываю, он говорит: «Да-да». А потом берет мои руки, и я ощущаю неописуемое блаженство – состояние, не передаваемое словами.
Батюшка умер. Я не был рукоположен. Вскоре я получил напоминание о батюшкином благословении на священство. Подходит ко мне отец Владимир, старый священник, духовное чадо преподобного Кукши Одесского. Мы не были знакомы. Он крестит меня точно так же, как отец Ипполит, и говорит: «Владимир, ваше время пришло! Приедет владыка на Покров в Рыльск, подходите к нему и говорите: “Хочу быть пресвитером Церкви”». В 2003 году, в годовщину упокоения отца Ипполита, меня рукоположили в иереи.
Батюшка предохранял нас от многих опрометчивых поступков
Мне было 17-18 лет, настрой был на монашество. Поэтому в 1992 году я уже с вещами поехал к отцу Ипполиту. Поразила жуткая разруха в монастыре. Батюшка меня тепло принял. Я стал его келейником, мы жили с ним в одной комнате.
Однажды Курский владыка Ювеналий увидел меня в Рыльском монастыре и объявил батюшке: «Я забираю Сергия в Знаменский монастырь». Я стал объяснять владыке, что хочу принять монашество именно в Рыльском монастыре, но он назначил срок моего прибытия в Курск. Я не явился в указанное время, тогда владыка сам лично приехал за мной, посадил в машину и повез в Знаменский монастырь. Помню, мы отъехали, я оглянулся на Рыльский монастырь и заплакал. Здесь был родной дом. Мое сердце прилепилось и к монастырю, и к батюшке. Было ощущение, что около отца Ипполита я попал в какую-то иную жизнь. И вот все это близкое я покидаю – меня увозят.
В Знаменском монастыре Курска еще ничего не было восстановлено. Владыка сам служил иерейским чином в соборе, только что переданном Церкви. Все было здесь не в радость. Единственное утешение: по благословению владыки мне готовили одежду к постригу, и я был весь в ожидании. Стремление к монашеству было только моей идеей. Батюшка осторожно от нее отговаривал еще в Рыльском монастыре: «Скоро владыка тебя заберет, поступишь в семинарию, найдешь себе матушку-регентшу». Батюшка так говорил, а я думал, что это испытание моего желания монашества. Мне двадцать лет, здоровье отменное, спал по четыре часа в сутки, остальное время работал – казалось, горы сверну. А этими разговорами о свадьбе-женитьбе меня будто спускали с высоты.
Я всей душой рвался в Рыльск, и вот появился повод приехать к отцу Ипполиту. Когда стал рассказывать ему о подготовке к постригу, батюшка изменился в лице, обнял меня, прижал к себе, как отец, навсегда расстающийся с сыном, и с горечью сказал: «Сережа, белый священник всегда сможет стать монахом, а вот если монах женится – это смерть». Эти слова отрезвили и поставили меня на место. Сейчас я понимаю, как он был прав. Батюшка предохранял нас от многих опрометчивых поступков. В монастырь приезжали послушники с юношеским порывом, но батюшка всегда решал такие важные вопросы конкретно с каждым человеком. Иногда оставлял в монастыре на определенное время, а потом благословлял в мир или в белое священство.
В смятении я вернулся в Знаменский монастырь и не знал, как теперь объясниться с владыкой. Ведь ему нельзя было сказать, что отец Ипполит не благословил постриг. Помогли молитвы батюшки. Вдруг владыка сам изменил свое решение, он сказал: «Сережа, я сегодня всю ночь за тебя молился. И Господь открыл, что тебе надо жениться. Женись, и я тебя рукоположу. Ищи невесту».
Когда я был еще послушником Рыльского монастыря, произошел такой случай. Однажды в Курске одна вдова подарила мне коробочку с серебряными и золотыми изделиями на память о своем умершем супруге. А я, умолчав о дарении, отдал ее отцу Ипполиту как пожертвование. Батюшка открыл коробочку и говорит: «Теща подарила, а он в монастырь привез». В семинарии я познакомился с девушкой, которая училась на регента. Она стала моей женой – это дочь женщины-дарительницы. Батюшка предсказал, что у нас будут сыновья и дочери. И действительно, у меня три девочки, три мальчика и девять внуков.
«Ничего не бойся, Господь милостив!»
Игумения Нонна (Багаева), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря в Северной Осетии:
Я работала на региональном телевидении. У меня был свой телевизионный проект «Портрет на фоне гор», где я рассказывала о людях, повлиявших на судьбу родной Алании. Мне казалось очень странным, что многие из числа моих знакомых-осетин ездят в какой-то уездный город Рыльск, в какой-то там монастырь, к непонятному старику, а приезжают оттуда счастливые, улыбаются. Стало интересно, и мы отправились туда со съемочной группой «снимать кино».
Во время первой нашей встречи с отцом Ипполитом я сказала: «Мне бы интервью с вами записать». Он мне в ответ: «А я не умею разговаривать». Раздосадованная я уже собралась уходить. Но отец Ипполит взял меня за руку, посмотрел на меня своими синими бездонными глазами и произнес то, чего я совсем не ожидала услышать: «Матушка, а Вы знаете, что Вы монахиня?» Я говорю: «Вот я к Вам первый раз приехала, Вы меня знать не знаете, зачем Вы ярлыки на людей вешаете? Я вообще не по этому вопросу приехала. Просто расскажите, почему к Вам народ ездит. Откуда Вы знаете, кто я?». А он говорит: «На лбу у монахов крестики светятся, вот и у Вас так же». Батюшка начертал крест у себя на лбу и засмеялся. Я ушла, подумав: бежать надо, секта. А минут через двадцать в дом, где мы остановились, вошла духовное чадо отца Ипполита и стала спрашивать, кто здесь Наташа-режиссер. Оказывается, старец сказал ей, что приехала аланская игумения, Наташа-режиссер. Я слушала и ничего не понимала, потому что даже слова такого не знала – игумения.
Решила побыстрее уехать из этого странного места, но вдруг резко заболела, температура 40º. Во время болезни мне стало ясно, что если я попала в орбиту старца, никаких резких движений делать не надо. В общем, вместо трех дней я пробыла там месяц. Провожая меня, старец сказал: «Помни, тут – сиюминутное, а там – вечность». И когда я ехала домой, рядом остановился другой состав, тоже девятый вагон, как у меня. И на этом девятом вагоне, на табличке с номером висели длинные монашеские четки. Было чувство, что это послание от батюшки: не забывать.
Я училась в аспирантуре Московского института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Заверила своих близких, что еду писать диссертацию, а сама снова отправилась в монастырь. Батюшка позвал меня к себе и сказал, что воля Божия – быть мне монахиней. Соприкосновение с людьми, которые ведут святой образ жизни, меняет судьбу. Даже если вы ничего не делаете. Вы попадаете в орбиту их молитвы, и всё. Через некоторое время он благословил меня на постриг иконой «Воскресение Господне», на обороте которой изображена Голгофа. Благословил ехать в Алагир строить женский монастырь. Мне было 27 лет.
Для меня вообще мир открылся в Свято-Николаевском Рыльском монастыре. До этого была иллюзия. Отец Ипполит при всей своей внешней мягкости был очень дерзновенным и решительным человеком. Я, когда уезжала от него, спросила: «Батюшка, а как же я буду жить там, у нас? Вы так далеко. » А он вот так кулаки сжал и мне говорит: «Трудиться, трудиться и трудиться». Когда уже пришла с ним прощаться, на колени встала, голову ему на колени положила, и он меня по голове гладит, спрашивает: «Ну, что ты?» Я плачу, ничего сказать не могу, подкатило. А он говорит: «Ничего не бойся, Господь милостив!». И вот в самые кровавые годы, в годы войны и терактов, создавался по благословению батюшки наш монастырь. Я даже не Иисусову молитву тогда творила, а эти слова: «Ничего не бойся, Господь милостив». И отец Ипполит был не далеко, а рядом. Я ни на один день не ощутила, что он стал дальше, наоборот ‒ ближе.
Фото: Рыльский Свято-Николаевский монастырь