Молибденовая смазка спрей для чего нужна
Смазка молибденовая
Молибденит обеспечивает защиту подвижных элементов от чрезмерного износа, предотвращает раннее старение металла, предохраняет трущиеся поверхности от воздействия серьезных механических нагрузок в условиях резких перепадов температур и при высоком температурном режиме.
Описание
Дисульфид молибдена добывается в виде руды с примесью серы, подвергается лабораторной очистке методом флотации. В результате преобразуется в темные кристаллы: при взаимодействии с металлической поверхностью на ней остается серая пленка толщиной 5 мкм.
Молекулы антифрикционного материала обладают гексагональной пластинчатой структурой графита и состоят из двух атомов серы и атома молибдена, образующих плотное и вязкое нано-покрытие. Представляет собой мелкодисперсный порошок с частицами 1-100 мкм. Благодаря адгезии к металлу, свободно скользит по поверхности металлических деталей, заполняя микроскопические поры и препятствуя преждевременному износу механизмов.
Молибденит характеризуется тем, что:
Сферы применения
Молибден тонкодисперсный активно применяется в станкостроении, строительной сфере, транспортной промышленности и сельском хозяйстве. Он незаменим там, где имеют место значительные ударные нагрузки, частые стоп-старты, невысокий скоростной режим и большие температуры.
Выполняет определенный круг задач:
Молибденовые смазки идеально подходят для обработки как ступичных, так и роликовых подшипников, универсальных шаровых и U-образных шарнирных соединений. Однако не стоит применять данный материал для высокоскоростных подшипников из-за опасности возникновения заноса в силу снижения трения и для высокоточных подшипников качения. Состав отлично справляется с задачей обработки дроссельных заслонок, которые предназначены для регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя.
Благодаря своей универсальности, также используется для защиты:
Молибденовая смазка выпускается в виде аэрозолей, сухого порошка, пластичной массы, масла. Существует четыре основных типа смазки:
Высокотемпературные смазки эффективны в условиях экстремальных температур, ударных нагрузок и серьезных давлений. Раньше применялись в ВПК и аэрокосмической сфере. Сегодня распространены в разных отраслях промышленности.
Пластичные смазки показывают хорошие результаты в условиях больших нагрузок. Такие консистенции способствуют снижению коэффициента трения, сглаживанию задиров и восстановлению трущихся поверхностей.
Сухие антифрикционные молибденовые спреи незаменимы для защиты компонентов в случаях, когда необходимо использовать абсолютно сухую смазку, либо в том случае, когда применение смазочных материалов с содержанием масел и жиров недопустимо. Легко наносится и быстро сохнет.
Около 70% выпускаемых смазок являются литиевыми: они востребованы благодаря низкой стоимости при сохранении высоких эксплуатационных свойств. Обладают хорошей механической стабильностью, термостойкостью и водостойкостью.
Основные производители
Современные молибденовые смазки широко представлены на рынке смазочных материалов. Их можно найти в каталоге таких известных производителей, как:
Популярные товары
Подходит для обработки:
EFELE AF-511 SPRAY. Представляет собой гибридное покрытие из молибденита и графита. Устойчив к воздействию радиации, подходит для работы в вакууме и запыленной среде, обладает высокой морозо- и термостойкостью. Выпускается в пластиковых баллонах емкостью 520 мл.
Подходит для обработки:
MOLYKOTE POWDER SPRAY. Выпускается в виде аэрозоля объемом 400 мл. Изготавливается на основе минеральных масел и содержит 16% твердых смазочных материалов. Подходит для металлических поверхностей, эксплуатируемых в агрессивных условиях, при малых скоростях и высоких нагрузках. Совместим с большим числом пластмасс и эластомеров.
Подходит для обработки:
Дисульфидмолибденовые материалы MODENGY и EFELE
Смотрите также
Дисульфид молибдена – это наиболее распространенная в природе форма существования молибдена, неорганическое химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой. Химическая формула дисульфида молибдена – MoS2.
В природе молибден встречается только химически связанным с другими элементами в виде руды.
Из-за внешнего сходства с галенитом – сульфидом свинца – этот минерал раньше назывался «molybdos», что в переводе с греческого означает «похожий на свинец». В 1778 году шведский ученый Carl Wilhelm Scheele идентифицировал молибденит как сульфид металла, а в 1782 году Peter Jacob Hjelm выделил этот металл и назвал его молибденом.
На сегодняшний день открыты и разрабатываются крупные месторождения молибденита в горах Колорадо (США), Китае, Чили и России.
В качестве смазочного материала дисульфид молибдена нашел свое применение в 1935 году. Испытательная установка, которая была разработана для моделирования вибраций самолетов, оказалась неработоспособной – детали ее тяжелонагруженных узлов трения двигались скачкообразно. Попытки устранить проблему применением доступных в то время смазочных материалов не приносили положительных результатов.
Задачу обеспечения плавного движения узлов установки решил немецкий инженер Alfred Sonntag, применив на практике сведения о свойствах молибденита, датированные еще XVIII веком.
Однако, наряду с эффективным снижением коэффициента трения, дисульфид молибдена вызывал износ узлов, так как в природном минерале содержались примеси абразивного кварцита, а получить чистое вещество на существующем технологическом уровне было невозможно.
В 1940 году Sonntag основал корпорацию «Sonntag Scientific», разработавшую методы очистки молибденита от посторонних примесей и получения чистого продукта. В 1948 году им была образована компания, ставшая первым в мире производителем дисульфид молибденовых смазочных материалов.
В начале 1970-х механизм смазочного действия дисульфида молибдена был впервые изучен методом сканирующей электронной микроскопии. В результате было установлено, что уникальные антифрикционные свойства этого твердого вещества обусловлены его анизотропной слоистой структурой и способностью заполнять впадины микронеровностей поверхности, образуя смазочный слой в виде гладкой и очень скользкой пленки. Кроме того, выяснилось, что дисульфид молибдена способен удерживаться на поверхности металлов благодаря высокой адгезии, а его коэффициент трения остается низким даже при экстремально высоких давлениях.
Введение твердых смазочных материалов в состав пластичных смазок придает им новые свойства. Образование двух смазочных слоев (пластичная смазка и твердая смазка) существенно повышает несущую способность таких продуктов. В качестве твердых смазок обычно применяют графит (графитные смазки), дисульфид молибдена (дисульфидмолибденовые или молибденовые смазки), политетрафторэтилен (PTFE или фторопластовые смазки) и другие специальные добавки.
Основное преимущество молибденовых смазок перед традиционными состоит в том, что они стабильно работают при экстремально высоких нагрузках, в условиях высоких и низких температур, эффективно предотвращают повышенный износ, фреттинг-коррозию, образование задиров, обеспечивают долговременную смазку в условиях агрессивных факторов внешней среды. Дисульфидмолибденовые смазки по сравнению с графитовыми обладают более высокими антифрикционными свойствами, имеют большую несущую способность и могут работать в условиях вакуума.
Экспериментальными исследованиями на четырехшариковой машине установлено, что дисульфид молибдена и графит проявляют синергетическое взаимодействие и усиливают положительные свойства друг друга (см. рис.1).
Рис. 1. График зависимости износа от нагрузки и содержания графита и дисульфида молибдена в смазке
Результаты эксперимента показали, что антифрикционные свойства дисульфида молибдена в любых условиях превосходят свойства графита. При определенных пропорциях взвеси этих компонентов в минеральном масле износ снижается до 6 раз по сравнению с применением чистого графита, а в некоторых условиях нагружения композиция этих твердых смазок оказывается эффективнее чистого дисульфида молибдена.
В линейке смазочных материалов MODENGY и EFELE имеются пластичные смазки как с чистым дисульфидом молибдена, так и с наполнителями в виде его смеси с графитом.
Пластичная смазка EFELE MG-212 содержит полностью очищенные от всех примесей мелкодисперсные частицы дисульфида молибдена.
Дисульфид молиблена активно применяет российская компания «Моденжи» в своих антифрикционных твердосмазочных покрытиях. Например, MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена и графита.
Оно реализует технологию твердой смазки, благодаря чему обеспечивает низкий коэффициент трения,предотвращает скачкообразное движение механизмов, снижает износ деталей и повышает их стойкость.
MODENGY 1001 наносится методом распыления и создает на поверхности деталей устойчивый слой серого цвета, полимеризующийся при комнатной температуре за 15 минут.
Присоединяйтесь
© 2004 – 2021 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.
Плюсы и минусы дисульфида молибдена, молибденовые масла
Несмотря на то, что дисульфид молибдена используется как компонент смазочных компонентов или в чистом виде уже несколько веков, не утихают споры о его положительных и отрицательных качествах.
Немного истории и химии: дисульфид молибдена встречается в природе в виде минерала молибденита. Сейчас доступен и полностью синтетический продукт.
В измельченном состоянии использовался как смазка, например осей телег, с семнадцатого века. Добавлять MoS2 в масла и смазки стали в начале 20-го века, в армейскую технику в качестве контраварийной смазки. Присадка позволяла двигателю некоторое время работать при полной потере масла. Это давало возможность покинуть поле боя, выведя технику их зоны обстрела. Таким образом, дисульфид молибдена стал первым антифрикционным компонентом в моторном масле.
Исключительной особенностью частиц дисульфида молибдена является его способность образовывать очень прочные приповерхностные пленки, в которых атомы серы притягиваются к металлу, а молекулярные слои легко скользят относительно друг друга с минимальным коэффициентом трения. Слоистая структура такой пленки подобна графиту, но обеспечивает более низкий коэффициент трения.
Слои дисульфида надежно разделяют поверхности трения и препятствуют задиру, прихвату и свариванию. Обработанные поверхности имеют значительно больший ресурс и стойкость к нагрузкам.
Противники использования дисульфида молибдена утверждают, что дисульфид молибдена якобы сгорает в двигателе с образованием абразива. Между тем это не так. Дисульфид стоек в окислительной атмосфере до 450 °С, а в вакууме до тысячи. Продуктом окисления дисульфида является триоксид молибдена MoO3, сам по себе антифрикционное вещество.
Есть два ключевых момента, позволяющих использовать дисульфид молибдена в моторных маслах.
Первое – степень измельчения. Не всегда положительные результаты использования MoS2 в двигателях в советское время, происходили от того, что порошок, вынесенный с военного предприятия, был слишком крупный и вываливался в осадок. В результате масляный фильтр забивался черно-серым порошком, а двигатель не получал смазки в должном количестве. Нормально работает порошок с частицами порядка 0,3 мкм, что позволяет ему свободно проходить через поры масляного фильтра.
Второе – дополнительный дисперсант,, который и поддерживает порошок в виде взвеси, суспензии. Молекулы дисперсанта полярны, обволакивают частицы дисульфида, не позволяют им образовывать осадок и слипаться в агломераты.
К числу неприятностей, противники MoS2 относят нагары на кольцах и в поршневых канавках, якобы провоцируемые присадкой. Такие проблемы действительно возможны при превышении дозы MoS2 более 3% массы масла и при слабых моющих свойствах самого масла. Но проблемы решаются грамотным подбором рецептуры. Ещё, народные сказочники придумали теорию, по которой молибденовое масло следует чередовать в двигателе с обычным. Совершенно не понятна их мотивация, так как дисульфид молибдена не накапливается в моторе и не меняет геометрию деталей.
К действительно не решаемым проблемам использования дисульфида молибдена в современных двигателях является наличие в конструкции дизельного или бензинового двигателя фильтра сажевых частиц. Как известно, фильтры не переносят повышенную концентрацию серы, а без серы не может быть дисульфида. Кстати, одна из современных разработок – молибденоорганическая присадка без серы, уже широко используемая в современных маслах как антиизносная и снижающая расход топлива. Масла на её основе.
Но это теория, что предлагает практика?
Компания Liqui Moly занимается выпуском продуктов с дисульфидом молибдена с 1957 года. Разработаны формулы, полностью нивелирующие недостатки молибденовых продуктов. Ассортимент включает в себя три готовых масла с дисульфидом молибдена, смазки, молибденовые присадки в моторные и трансмиссионные масла, сухие молибденовые покрытия для промышленного использования, проникающие смазки с MoS2, специальные препараты для первичной смазки осей турбин и моторных цепей для предотвращения их быстрого износа.
Что получает потребитель?
Молибденовые масла очень эффективно снижают шумы двигателя, в частности звуки перекладки поршня, стуки гидрокомпенсаторов, распредвалов, гидронатяжителей. Благодаря снижению трения, может быть получена топливная экономия в 2-3%, в зависимости от режима эксплуатации. Улучшается холодный запуск двигателя, поскольку молибденовый слой в принципе не стекает с поверхностей. Повышается ресурс агрегатов на 30-50%.То же относится и к редукторам, трансмиссиям, не содержащим фрикционных элементов.
В какую технику можно лить?
Готовые моторные масла MoS2 производятся Liqui Moly в трех вязкостях: SAE 10W-40, 15W-40, 20W-50. Если техника допускает такие вязкости и не имеет фильтров твердых частиц на выхлопе, то более ограничений нет. В России основных потребителей такие масла находят в средней полосе и в южных регионах. Если есть ограничения по вязкости, то практически из любого масла можно сделать молибденовое при помощи присадки Oil Additiv, но ограничения по фильтрам остаются. Поэтому, в бензиновые отечественные легковушки молибденовые масла можно лить без ограничений, также как и в иномарки, выпуска до 2005-2007 годов (тут надо смотреть в инструкцию). Парк автомобилей в России имеет средний возраст семнадцать лет, именно поэтому молибденовые масла будут оставаться актуальными ещё долго, а на смену дисульфиду в более современной технике пришли молибденоорганическкие присадки. Но это совсем другая история. Технический отдел представительства Liqui Moly в России всегда даст квалифицированную консультацию по использованию молибденовых продуктов.
Молибденовая смазка
Из чего изготавливают молибденовую смазку
Эту смазку правильней называть – дисульфид молибденовая смазка, просто первое слово для упрощения опускается. Как понятно из названия – это соединение серы и молибдена, причем на два атома серы приходится один атом молибдена (вспоминаем школу и уроки химии). При нанесении на металл эти атомы распределяются следующим образом: половина атомов серы, перегруппировавшись, прочно «прилипают» к металлу тончайшим слоем. Молибден находится поверх этого слоя, а вторая половина атомов серы покрывает слой молибдена, снаружи. Таким образом, и получается смазка, состоящая из этих элементов.
Серно – молибденовая плёнка, схематическое изображение
Она очень тонкая, всего 5 мкм, но держится на металле очень надёжно, защищает деталь от износа, прочная, и защищает от коррозии и перепадов температуры.
При этом, если соприкоснутся две детали, покрытые этой смазкой, между собой они не слипнутся, так как плёнка из серы, которая находится сверху, не прилипает к такой же плёнки из серы.
Кстати, об отличных смазочных свойствах молибдена узнали ещё в 16 веке, а официально стали применять дисульфид молибдена в прошлом веке благодаря изобретателю из Германии Хансу Хенле. Он и основал компанию Liqui Moly, которая производит известные масла и смазки.
Применение смазки на молибденовой основе и её виды
Эта смазка применялась раньше в основном в космической и военной технике, но сейчас с доступностью большинства технологий её применяют сейчас гораздо шире. Применяют её в сельскохозяйственной технике, и в транспортной, и в строительной и во многих других отраслях, где работа механизмов связана с нагрузкой, с нагревом, с циклическими нагрузками.
Молибденовая смазка применяется для смазки различных механизмов
Хорошо работает молибденовая смазка и в подшипниках, которые испытывают сильную ударную нагрузку при небольших оборотах, например в роликовых подшипниках, а также удачно её применение для ШРУСов, для подшипников ступицы.
Нанесение смазки при помощи аэрозоля создает тонкую, но прочную плёнку, которая остается даже в случае полном высыхании смазки. А вот для подшипников, работающих с высокими скоростями, её применять не рекомендуется.
Чаще всего её используют для того, что бы новый или вновь отремонтированный узел или механизм быстрее притерся.
Для деталей, которые работают при тяжелых условиях и нужно защитить их от старения и износа.
Дисульфид молибденовая смазка может входить в достаточно большое количество загустителей и присадок. Например, с литием, с литиевыми комплексами на основе 12- гидроксистеаратов, с полимочевиной. Хорошо работает в комплексе с титановой смазкой в присадке. Титановая смазка и так имеет отличную прочность, а в комплекте с молибденом это отличный состав.
При применении нужно учесть тот факт, что дисульфид молибденовые смазки по существу это смесь компонентов, а не их раствор. То есть частицы, пусть и очень мелкие, но могут иногда и принести вред узлам, на которые нанесли смазку. Например, на поршневых кольцах может возникнуть такое неприятное явление, как налипание в виде кокса.
Кроме того, при взаимодействии с современными моющими присадками оба вещества вступают в реакцию друг с другом, в результате чего получается осадок, который не только загрязняет масляный фильтр, но и засоряет всю систему смазки. Да и эффект уменьшается из – за уменьшения количества как добавок, так и самого молибдена.
Учитываем, что смазку нужно беречь от попадания в неё или на смазанную поверхность воды, с которой сера активно вступает в реакцию.
По виду смазки могут выпускаться в виде аэрозоли, что очень удобно в применении, в виде пластичной массы, а также в виде масла.
Выбор молибденовой смазки
Если необходимо купить молибденовую смазку, нужно посмотреть, для каких деталей и механизмов предназначен этот вид смазки, его достоинства, недостатки, цена, по возможности, прочитать отзывы именно на эту марку.
Молибден, как писалось выше, выпускается не только как самостоятельный состав, но и как добавка к литиевой или графитовой смазке.
Её основой выступает масло, органическое или синтетическое, кальциевое мыло в качестве загустителя и присадки: дисульфид молибдена и графит. Вместо мыльного наполнителя может быть углеводородный, органический или неорганический.
Выпускают такую молибденовую смазку как в виде спрея, так и в виде пластичной массы различного объема. Графит, измельченный до той степени, что он становится рыхлым, при нанесении в качестве добавки в смазку заполняет все микротрещины и раковины. Это позволяет уменьшать и значительно силу трения.
Наиболее распространённая форма выпуска такой смазки всё же – в виде мази, но всё большее распространение получает форма в виде спрея, которая покрывает деталь более тонким слоем. Цена зависит от поставщика, но если брать российского производителя, средняя цена за упаковку молибденовой смазки емкостью 1 литр около 80 рублей.
Российский производитель смазки
Эта смазка подходит не для всех механизмов. Например, при применении граффито молибденовой смазки для редуктора, нужно учитывать, что она применима только в тихоходных моделях. Чем выше скорость в механизмах, тем больший износ будет наносить смазка поверхностям, на которые она нанесена.
Если необходимо обработать редуктор с большими оборотами, нужно выбирать только специальную смазку, предназначенную для таких узлов.
Очень неплохо себя показала, судя по отзывам покупателей, смазка от американской компании PATRIOT AR-417. Предназначена для редукторов с высокими оборотами и для использования в закрытых коробках передач. Смазка имеет очень хорошую текучесть и небольшого количества её хватит, что бы смазать весь объем узла. Если правильно её наносить и пользоваться согласно инструкции, нареканий она не вызывает.
Редукторная смазка
Её цена от 170 рублей за тюбик весом 100 грамм.
Очень неплохие отзывы о продукции из Санкт – Петербурга. Это молибденовая смазка СУПРОТЕК в виде пасты « Универсал – М» и «Универсал – PRO», которую применяют для того, что бы увеличить срок службы и восстановить работоспособность подшипников, ШРУСов, а также других узлов и механизмов.
Смазка из Петербурга, ничем не уступающая зарубежным аналогам.
Цена за 200 граммовый тюбик от 545 рублей.
Для подшипников, работающих с небольшими скоростями, но с высокими нагрузками в виде вибраций, хорошо подходит смазка, имеющая вязкую консистенцию. Ею также хорошо смазывать и подъемно – транспортные механизмы. Это может быть такая марка, как LGEN 2, которую выпускает шведский концерн SKF.
При необходимости смазки цепей и направляющих, когда очень часто сложно подобрать другой вариант смазки, лучше всего применить сухую молибденовую смазку аэрозоль. Этот спрей при нанесении на поверхность даёт тонкое покрытие в виде чистой сухой плёнки, которая защищает поверхность от коррозии и загрязнения. Кроме того, плёнка защищает поверхность от разного вида задиров, а также защищает от износа поверхность.
Сухой спрей – смазка молибденовая
Если узел работает с небольшой нагрузкой, эта плёнка практически остается до конца работы узла, какой бы длительный срок это не вышел.
Смесь не подвергается воздействию разного вида химикатов и стойка к высоким температурам во время работы, максимальная температура до +450 градусов.
Может быть дополнительно усилена пастообразной смазкой, после нанесения можно работать через 30 минут.
Цена на розничную продажу этой молибденовой смазки от 640 рублей.