Молот ведьм о чем
О чем книга «Молот ведьм»
Охота на ведьм
«Молот ведьм» представляет собой средневековый трактат о борьбе с колдовством, написанный в 1486 году инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Именно «Молот ведьм» стал причиной массовых гонений инквизиции на лиц, подозреваемых в связи с темными силами.
Книга состоит из трех частей, каждая из которых направлена на решение определенной задачи. Ее влияние на европейские умы оказалось настолько велико, что сам Папа римский издал буллу «Всеми силами души», призывавшую к уничтожению ведьм и колдунов. Всего в период охоты на ведьм, продолжавшийся примерно два столетия, состоялось больше ста тысяч процессов, в результате которых пострадало не меньше 50 тысяч человек. Основное число жертв пришлось на Германию, Францию и Швейцарию. Даже на территории Америки было несколько громких процессов, например события в городке под названием Салем.
История судов над ведьмами уходит корнями в глубокую древность. Еще за две тысячи лет до н.э. Кодекс Хаммурапи требовал смертной казни за колдовство.
Содержание книги
Книга Крамера и Шпренгера была довольно грамотно структурирована. В первой ее части, построенной в виде вопросов и ответов, подробно доказывалось, что колдовство на самом деле существует, что ведьмы напрямую связаны со злыми силами, причем злодеяния их чудовищны и непростительны. Здесь ведьмам приписываются человеческие жертвоприношения, поедание младенцев и множество других чудовищных деяний. Первая часть «Молота ведьм» была предназначена для возбуждения максимальной ненависти к колдунам и ведьмам как у церковных властей, так и у светских.
Вторая часть книги посвящена подробному описанию всех способов, которыми ведьмы могут вредить людям, а также методам противодействия колдовству, к которым относятся, в частности, паломничество, покаяние, молитвы и экзорцизмы. Этот раздел книги перечисляет категории людей, против которых ведьмы бессильны, и касается случаев использования колдовства лицами мужского пола.
Последняя казнь женщины по официальному обвинению в колдовстве произошла в Швейцарии в 1782 году, однако жертвами самосудов ведьмы становились и позже.
Книга фактически является подробной инструкцией по судебному процессу над ведьмой, причем составлена она таким образом, чтобы вынесение обвинительного приговора не вызвало никаких трудностей. Крамер подвергает сомнению эффективность различных испытаний, которыми традиционно проверяли женщин на причастность к ведьмовству, предоставляя принимать решение о виновности лично судье.
«Молот ведьм» – настольная книга Инквизиции
Кто в наши дни не слышал об Инквизиции? Эта организация стала неотъемлемой частью массовой культуры: о ней снимают фильмы, пишут книги, создают компьютерные игры. В сознании современного человека образ Инквизиции по большей части создан при помощи поп-культуры, зачастую излишне романтизирован и не всегда соответствует действительности.
Генрих Крамер был немецким монахом и состоял в доминиканском ордене. Всю свою жизнь он являлся активным сторонником охоты на ведьм, по его собственным словам, отправил на костёр 200 человек.
Якоб Шпренгер был деканом Кёльнского университета, а также состоял в доминиканском ордене. Он считается соавтором Крамера, однако, по всей видимости, его перу принадлежало лишь введение.
Несмотря на своё звучное название, раскрученное благодаря всевозможным книгам и фильмам, «Молот ведьм» является весьма занудным чтивом, посвящённым по, большей части, теологическому и юридическому обоснованию необходимости в охоте на ведьм. Сама книга разделена на три части.
Первая часть посвящена изложению точки зрения Церкви на колдовство, которое объявлялось худшим из преступлений. Проводилось деление ведьм на три вида. Первая часть целиком состоит из рассуждений и теоретических доказательств существования бесов и их влияния на мир, особенностях полового акта с суккубами и инкубами, а также описаний того, как ведьмы крадут у мужчин половые члены.
Вторая часть продолжает те же темы, а также добавляет к ним описания способов ведьминского вредительства и устранения или излечения колдовства. Очень много внимания уделяется сексуальным делам ведьм, краже мужских половых органов и тому, как со всем этим бороться. Становится понятно, что волновало друзей-нквизиторов больше всего.
Ну а третья часть полностью посвящена юридической стороне вопроса охоты на ведьм. Приводятся правила судебных процессов, способы вынесения приговоров, пыток, допросов, доказательства виновности в колдовстве и многое другое.
При чтении «Молота ведьм» сначала становится смешно от всех этих нелепых объяснений и доказательств, противоречащих логике и здравому смыслу, но постепенно веселье сходит на нет, когда понимаешь, что в то время люди воспринимали всё это серьёзно. Более того, на основании подобных диких измышлений выносились смертные приговоры. Ознакомьтесь только с несколькими цитатами:
«Как ведьмы лишают мужчин полового члена; следует иметь, однако, в виду, что не в действительности они отнимают у человеческого тела член, но чародейским искусством только скрывают его, как установлено выше в соответствующем месте. В городе Равенсбурге один юноша был привязан к девушке, но когда захотел бросить ее, то чародейственным образом потерял мужской член, так что не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело. Он опечалился».
«Этот бес начал с того, что стал ночью побуждать и манить к прелюбодеянию одну знатную женщину, лежавшую в постели, а затем стал действиями возбуждать ее к скверне. Когда она закричала, бес, во образе святого епископа, спрятался под ее постель. Найденный там, он стал лгать, называя себя епископом Сильваном».
«Если женщина плачет, то она конечно готовит козни».
«Мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний».
И подобных высказываний – огромное количество! Сейчас невозможно с точностью сказать, сколько человек было подвергнуто пыткам и предано смертной казни из-за книги, написанной явно психически нездоровыми друзьями-монахами, однако по разным данным это десятки, а то и сотни тысяч человек. Остаётся порадоваться, что времена охоты на ведьм и религиозного фанатизма остались далеко в прошлом. Так ведь?
Malleus Maleficarum. Молот ведьм
Malleus Maleficarum. «Молот ведьм». На кого и зачем охотилась инквизиция
Статья из журнала «ФанCity # 1 Осень-Зима 2013»
Одна из самых знаменитых в истории человечества книг, «Молот злодейства, ведьм и их ересей, подобно сильному мечу их пресекающий», более известна под заглавием «Молот ведьм». Это название знакомо многим – учёным и обывателям, увлечённым исследователям и тем, кто никогда не интересовался историей, эти два слова обросли своими легендами и слухами, уже прочно утвердившимися как непреложный факт. Попробуем разобраться, что является правдой, а что – фантазией?
Для начала – немного истории.
«Молот ведьм», изданный в 1487 году, как считается, был написан двумя монахами-доминиканцами – инквизитором Генрихом Крамером и деканом Кёльнского университета Якобом Шпренгером. Этот объемистый труд называют «настольной книгой инквизиторов», и именно её влиянию приписывается развернувшаяся в Западной Европе антиколдовская истерия. Если спросить у десяти случайных прохожих на улице, что такое «Молот ведьм», то восемь из десяти ответят вам, что это было «руководство по пыткам», «обязательный кодекс инквизитора», а как минимум половина опрошенных наверняка скажет, что этот «кодекс» пользовался непререкаемым авторитетом и «имел силу закона». Однако, если отвлечься от молвы и преданий и заглянуть чуть глубже и внимательней в историю, мы увидим, что не всё так просто и однозначно. Взглянем для начала на самих авторов.
Генрих Крамер, по свидетельству современников, был человеком неуравновешенным и увлекающимся, а судя по его деяниям – остро жаждущим признания. Полученное образование (философия и теология в латинской школе, докторская степень по теологии) он употребил на то, чтобы закрепить в качестве общепризнанного собственное мировоззрение, прямо скажем, слегка отдающее паранойей. Крайнее женоненавистничество было вишенкой на этом неудобоваримом торте.
Якоб Шпренгер, профессор теологии, обозначенный как соавтор, к созданию книги имел весьма посредственное отношение, а точнее – ему принадлежит только вступление («Апология»). И, скорее всего, именно его авторитет и личные знакомства были задействованы для того, чтобы обзавестись рецензиями от представителей академической верхушки. Да-да, ничто в мире не меняется, и тогда всё было, как и в наше время: если вы написали книгу и хотите, чтобы о вас заговорили и вас узнали, соберите побольше положительных отзывов, и лучше всего – от мэтров в своей области. А Кёльнскому университету специальными постановлениями папы Пия II и Сикста IV было предоставлено право высшей цензуры, посему их рецензия для «духовного труда» была пределом мечтаний.
Декан теологического факультета Ламберт де Монте вместе с четырьмя профессорами того же факультета дал довольно расплывчатую рецензию: «В своей теоретической части книга обстоятельна, в практической – она стоит на твёрдой почве канонических законов; в общем, она может рассчитывать на сравнительно небольшой круг компетентных читателей и специалистов; за этими пределами она с трудом будет находить усердных читателей». Однако столь осторожное суждение уже было успехом: главное – осуждения книга не получила, и это дало ей, что называется, пропуск в большой мир.
Так что на самом деле представляет собой «Молот ведьм»?
Книга включает в себя три неравные части.
В объемистой первой, той самой теоретической части, рассматривается сам вопрос колдовства. До IX века светское законодательство особо подчёркивало, что наказанию подлежит только колдун, причиняющий вред, и только с ослаблением светской власти и усилением церковной преступной стала волшба как таковая. Понятия «колдовство» и «ересь» были взаимосвязаны: вступая в сговор с Сатаной, человек словно бы признавал его власть над собой и миром, каковой власти тот, согласно Писанию, не имел, а значит, таким образом отрицал авторитет Писания. То есть, был еретиком. Инквизиция как явление не была порождением Шпренгера и Крамера, и не их книга была основой для преследований. К моменту выхода «Молота ведьм» теоретическая и практическая, если можно так выразиться, база была уже довольно обширной, уже существовало множество трудов – как обосновывающих и классифицирующих колдовские явления, так и оспаривающих оные. Нетрудно догадаться, что вторые становились все популярнее; и именно ответом на со-мнения и был этот раздел, составленный по принципу «вопрос – ответ». На вопрос-сомнение, высказанный одним богословом, давался ответ, составленный из тезисов другого. Строго говоря, теоретическая часть «Молота…» – это по большей части компиляция, надёрганные из чужих работ высказывания и пояснения, зачастую, к слову, противоречащие друг другу.
Вторая часть – более практическая. В ней рассматривался наиболее важный (по мнению авторов) для всего католического мира вопрос: кто, когда и при каких условиях может навредить человеку, а также – как избежать этого или устранить. Иллюстрацией к теоретизированию являлись как случаи из личного опыта Крамера, так и «свидетельства очевидцев». Общее представление о последних можно сложить, если припомнить все те фильмы голливудского производства, что мы с вами так любим посмотреть вечерами, чтобы немножко побояться. Создатели этих слухов и легенд могли бы сделать неплохую карьеру сценариста в наше время.
И, наконец, третья, самая маленькая часть, как раз и является тем самым «руководством для инквизиторов». Вопреки всеобщему мнению, подробных и мрачных описаний пыток в «Молоте ведьм» не содержится. Точнее, их там не содержится никаких – вообще. Третий раздел – это довольно сухое, местами занудное перечисление того, как и какие вопросы следует задавать обвиняемым, как должен быть обставлен судебный процесс, каким образом подводить еретика к признанию и так далее. «Чрезвычайные меры» упоминаются Крамером вскользь и без каких-либо животрепещущих подробностей.
Итак, при ближайшем рассмотрении рассыпаются, как видим, уже два мифа о «Молоте ведьм». Во-первых, книга написана не двумя, а одним автором, да и то – по принципу «Гугл+copy/ paste», подобно нерадивому студенту, внезапно вспомнившему о дипломе за неделю до сдачи. А во-вторых, никаким официально признанным руководством для инквизиторов или учебником пыточного мастерства она не является.
Но хотя бы один-то миф правдив?
Так что же с легендами об Инквизиции?
Так что ж получается – «Молот ведьм» ничем особым не примечателен?
Его единственная «уникальность» – в том, что Крамер сделал книгу «Полным собранием сочинений о ведьмовстве», а его популярность – исключительно в том, что сей опус пришелся ко времени и к месту. Вообразите себе, что сейчас, в наши с вами дни, появилась книга, к примеру, о зверствах Сталина. Боже ты мой, фыркнете вы, эка невидаль. Да их сотни. Она пройдет мимо читателя незамеченной. Верно; это сейчас. А в свое время такой «труд» мог наделать много шуму и разойтись тиражами в сотни тысяч. И – стать цитируемым и авторитетным источником «достоверных сведений» об эпохе.
Не «Молот…» породил эпоху охоты на ведьм, это эпоха породила его. Он стал просто её ожидаемым и востребованным отражением; а поскольку руки у зеркальщика были кривоватые, то и отражение это вышло искаженным, утрированным, уродливым.
Молот ведьм
Яков Шпренгер, Генрих Инститорис
Молот ведьм
«Молот ведьм» или «Hexenhammer» – бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о чёрной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.
Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: «Не оставляй ворожеи в живых» (Исход, 22,18) Руководство для охоты на ведьм переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520 г. и ещё не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг. – многие ранние издания выходили без указания места и времени издания. Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних – 1584, 1595, 1604, 1615, 1620, 1669 гг.). «Молот ведьм» стал источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и удерживал главенствующую позицию даже после появления трудов таких выдающихся авторитетов, как Реми (1595) и дель Рио (1599).
Его значение и место среди книг своего времени было обусловлено несколькими причинами: во-первых, схоластической известностью авторов, доминиканцев Якова Шпренгера (1436—1495) декана Кёльнского университета и приора Генриха Крамера (латинизированное Инститорис) (ок. 1430—1505); во-вторых, папской буллой 1484 г., которую Крамер получил от папы Иннокентия VIII, чтобы подавить оппозицию, выступавшую против охот на ведьм; и в-третьих, детальной разработкой процедуры судопроизводства над ведьмами, «чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приёмами пыток, ведения суда и вынесения приговора». Большинство аргументов было заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера – «Formicarium» (1435) и «Praeceplorium».
«Молот ведьм» состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему некрещёных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. В Библии говорится, что ведьмы существуют, а следовательно «любой кто не верит в установления священного писания является еретиком». Формула отречения (приведённая в части III) для тех, кого серьёзно подозревали в ереси (но против кого не было свидетельства под присягой), звучала так: «Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм». По данному обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлучённым от церкви, уличённым в лжесвидетельстве, причём их имена могли оставаться в секрете.
Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота – фактически, самый широкий круг чародейств.
Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. Здесь же разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов, причём два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм. Причина заключается в том, что ведьмы, которые юридически не могут преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим судам. В третьей части заканчивается обсуждение приёмов допроса свидетелей, а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как преодоление молчания ведьм – технически ведьму нельзя было осудить без её собственного признания. Там же устанавливается, что обвиняемый (и его защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.
Аргументы, содержащиеся в почти четверти миллиона слов, представляют собой фантастическое принесение логики и здравого смысла в жертву заранее сложившейся богословской концепции. Например, слову «женщина» (femina) приписывается происхождение от fides [вера] и minus [малый], а «дьявол» (diabolus) – от dia [два] и bolus [смерть], т. е. «убивающий душу и тело». Даже в первой части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются еретиками те, кто «верят в существование демонов, кроме как в воображении масс, которые и приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся уму, возникают как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что он видит бесов или ведьм». Затем авторы «Молота ведьм» продолжают: «Всё это противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба, превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы, могут также и достигнуть большего, чем можем сделать мы». Хотя Чарлз Уильямс называет этот силлогизм «почти первоклассным», Ли характеризует интеллектуальный уровень книги следующим образом: «Её жалкий стиль своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, неспособной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей».
Как апологеты демонологии, так и независимые мыслители подчёркивают, что было бы нелогично и неверно осуждать представления XVI в. с точки зрения современных критериев. Конечно, в этом они правы, но, тем не менее, гуманистический, научный и разумный подход уже в то время был присущ мыслящим людям, по праву и долгу совести осуждавшим демонологов и мракобесов, отбросивших развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.
Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кёльнского университета от 1487 г., и это тоже освещает его с весьма неожиданной стороны. Дело в том, что это одобрение обманчиво, поскольку (как заметил Хансен), его подписали лишь четыре профессора из всего университета, и их поддержка ограничивается заявлением, что части I и II не противоречат католическому вероучению, и что часть III заслуживает доверия благодаря приведённым в ней свидетельствам. Ещё четыре профессора вместе с университетским педелем дополнительно одобрили положение против священников, неосторожно отрицающих колдовство. Тем не менее, их заявление не появлялось в кёльнских изданиях до 1494 г., пока не умер педель, после чего оно было подшито и в более ранние издания, предназначенные для продажи вне Кёльна. В результате все пришли к выводу, что письмо – подделка, прибавляющая престиж книге. Коллеги Шпренгера по университету не отслужили заупокойную мессу после его смерти 6 декабря 1495 г. Это упущение могло быть вызвано тем, что он завещал своё имущество за пределы Кёльна, но, с другой стороны, могло быть обусловлено и его академической непорядочностью. Авторы «Молота ведьм» стремились любыми средствами добиться обязательного сожжения ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты, повсюду противостоявшие инквизиции, считали «Молот ведьм» авторитетом и законом во всём, что касалось ведьм.