Молоток гвоздь клещи топор долото что лишнее
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умения обобщать.
Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени — логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.
В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления.
Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными.
Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности.
Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве.
Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.
СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК
Методика «Исключение слов»
Ключ
1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер
ПРОТОКОЛ
Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Возраст______________________Образование________________________
Исследование мышления по методике «Исключение слов»
Вопросы и примечания
экспериментатора
Правильные ответы к общеизвестной методике «Исключение понятий»
В методике «Исключение понятий» целью стоит выбор того слова, которое не объединено с остальными словами ряда чем-то общим. Давайте разберем, какой ответ среди них правильный и почему:
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Правильный ответ: Иванов.
Только «Иванов» является фамилией, остальные – имена.
Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
Правильный ответ: маленький.
Он описывает размер, в то время как остальные указывают на состояние и качество.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Правильный ответ: постепенно.
Описывает равномерность, медлительность, а остальные слова – скорость и быстроту.
Лист, почва, кора, чешуя, сук.
Правильный ответ: чешуя
Все слова, кроме слова «чешуя» относятся к деревьям, а данное слово к некоторым видам животных.
Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Правильный ответ: понимать.
Понимание связано с когнитивными познавательными способностями, а остальные слова со сферой эмоций.
Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Правильный ответ: голубой.
Это цвет, а остальные слова описывают яркость.
Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
Правильный ответ: магазин.
Все остальные слова – места обитания различных животных, а магазин – человека.
Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
Правильный ответ: волнение.
Оно описывает состояние человека, а остальные – проигрыш.
Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
Правильный ответ: спокойствие.
Это состояние, а остальные слова описывают возможный результат какого-либо события.
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Правильный ответ: землетрясение.
Это природное явление, а остальное – действия человека.
Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
Правильный ответ: сало.
Все кроме сала – молочные продукты.
Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
Правильный ответ: светлый
Характеризует яркость, а остальные это размер.
Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
Правильный ответ: дым.
Все остальное описывает различные сооружения для чьего-либо жилья.
Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
Правильный ответ: сирень.
Часто используется в качестве цветов для изготовления букетов, а остальное просто деревья.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Правильный ответ: вечер.
Это – время суток, а остальное единицы измерения времени.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Правильный ответ: злой.
Все остальные – положительные качества человека.
Карандаш, ручка, маркер, фломастер, чернила.
Правильный ответ: чернила.
Это – расходный материал, а остальное канцелярские инструменты.
В целом, чтобы правильно ответить на все вопросы теста, достаточно включить свою логику и проявить интеллект. Правда несколько усложняет задачу ограниченно время прохождения 🙂
С.Х. Сафонова Методика «Исключение понятий»
Существует много методик, выявляющих нарушение мышления у психически больных. Самыми распространенными являются методики: классификация, сравнение понятий, простые и сложные аналогии, исключение предмета и ряд других.
В клинике им. С.С. Корсакова в нашей практической работе мы широко пользуемся незаслуженно забытой методикой «исключение понятий». Суть методики в том, что в предлагаемых пяти словах следует найти четыре однородных и объединить их и исключить неоднородные.
В предъявляемых задачах для правильного их решения требуется самостоятельный подход, отличный в каждом отдельном случае от других. Эта необходимость возникает в связи с тем, что принцип решения задач различен.
В методике наряду с легко решаемыми задачами существуют и трудные, требующие логически правильных построений. Задачи имеются как конкретные, так и более абстрактные. Приведем примеры:
Больным предъявлялись понятия: Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий. Имелось в виду, что объединяются четыре имени, а фамилия исключается.
В другом случае предъявлялись понятия: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. Испытуемые должны были дифференцировать действия человека с явлениями природы.
Третий набор понятий: молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. Испытуемые должны обобщить инструменты.
Нашу группу испытуемых характеризовало то, что почти все пациенты занимались интеллектуальным трудом, работали в настоящее время. Их поступление в клинику объясняется снижением работоспособности, затруднением в процессах запоминания и сосредоточения внимания. Психопатологическая картина характеризовалась отсутствием яркой продуктивной симптоматики. Почти во всех случаях не было затруднений в установлении обобщений, но логика суждений была нарушена. Продемонстрируем некоторые полученные нами данные.
Больная Ш., 23 года, имеет высшее образование, поступила в клинику с диагнозом: шизофрения.
В задаче: гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает муравейник. «Не знаю, что под ним понимать, если дом, где живут, то однородный, а если скопления, то неоднородный. Если обитель муравейник, то неоднородным будет курятник». Затем исключает берлогу, «так как все эти жилища слишком конкретизированы, если берлога в смысле логово зверя, тогда это неконкретизированно, а если имеется в виду берлога медведя, то тогда надо иначе рассматривать муравейник, если конкретизировать берлогу, то муравейник – скопище муравьев и тогда он исключается, если муравейник – нора, жилище их, то тогда берлога исключается, как малоконкретное понятие».
Больная В., 62 года, имеет незаконченное высшее образование, работает на литературной работе. Поступила в клинику с диагнозом: гипертоническая болезнь, реактивный параноид.
В задаче: лист, почка, кора, дерево, сук – исключает кору. «Все относится к дереву, а кора неоднородна, она многолетняя, все остальные — элементы дерева. Дерево покрыто корой, имеет почку, из почки развивается лист, разве это не однородно? Если исключить дерево, тогда это бессмысленно. Кора является постоянным элементом, она растет не с такой быстротой».
Проявление резонерства. Больной Р., 42 года, имеет высшее образование, работает инженером по радиолокации. Поступил в клинику с диагнозом – шизофрения.
В задаче: дом, сарай, изба, хижина, здание – исключает здание, «так как это элемент городского строения, а все остальные строения находятся в сельской местности». Затем исключает хижину – «это временное строение во время охоты. Все остальное строится для долговременного жилья».
В задаче лист, почка, кора, дерево, сук – исключает почку «Если ее кушают, тогда ее надо исключить» Затем исключает лист – «он зеленый, хотя и к дереву относится, он питает все дерево»
Проявление соскальзывания Больная С, 19 лет, студентка II курса МИИТа Поступила в клинику с диагнозом маниакально-депрессивный синдром.
В задаче дом, сарай, изба, хижина, здание – исключает дом, «так как все остальные — здания, а дом – это семейный очаг»
Больная П, 35 лет, имеет среднее специальное образование. Поступила в клинику с диагнозом шизофрения
В задаче гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает муравейник, «так как гнездо, нора, берлога, курятник могут быть пустые, а муравейник – нет»
Больная Ж, 23 года, имеет высшее образование, работает инженером-программистом Поступила в клинику с диагнозом депрессивное состояние.
В задаче гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает муравейник – «когда муравьи переселяются, груда хлама остается»
Непонимание логической связи со своеобразными трактовками Больной Б, 45 лет, имеет высшее образование, работает инженером, начальником группы Поступил в клинику с диагнозом шизофрения.
В задаче молоток, гвоздь, клещи, топор, долото – исключает топор, «молоток связан с гвоздем, клещи связаны с вытаскиванием гвоздя» «Исключу клещи – тогда, когда я строю заново, они мне не нужны, они нужны, когда разрушаешь. Исключу гвоздь — один гвоздь мне не нужен, зачем вообще один гвоздь, если бы было написано гвозди.
Больная Ш, 26 лет, студентка VI курса. Поступила в клинику с диагнозом психопатия, шизофрения.
В задаче гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает берлогу, «так как это жилище для одного, а все остальное – для нескольких»
В задаче молоток, гвоздь, клещи, топор, долото — «исключаются клещи, потому что по смыслу они употребляются только во множественном числе» (использование формальных признаков).
Неверные мотивировки Больной Д, 30 лет, имеет высшее образование, работает старшим механиком на теплоходе. Поступил в клинику с диагнозом органическое заболевание центральной нервной системы.
В задаче лист, почка, кора, дерево, сук – исключает вначале лист, «если он бумажный, затем исключает кору – может быть кора земная, затем исключает дерево – как поделочный материал, а остальное – растущие части дерева»
Таким образом, в приведенных примерах главные трудности не в понимании общих понятий и абстрагировании, а в нарушении самого процесса мышления, который выражается в резонерстве, соскальзывании, непонимании логических связей, разноплановости.
Выпускная квалификационная работа Тема: Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с ЗПР младшего школьного возраста (стр. 9 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Методика «Исключение понятий»
Методика «Исключение понятий» предназначена для исследования мышления. Позволяет оценить сформированность понятийной сферы испытуемого, способность к классификации и анализу.
Кроме того, методика может быть использована для диагностики патологии мышления, встречающейся при различных психических заболеваниях (шизофрении, органическом расстройстве), однако в этом случае для интерпретации результатов требуется высокая квалификация и обширный опыт психодиагностики.
Дата обследования: «_______» ______________
Испытуемый______________________________
Данная методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.
Вам предлагается 15 рядов слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. В каждом случае Вам необходимо указать в списке лишнее слово, а также назвать родовое понятие для оставшихся четырёх.
1. ДРЯХЛЫЙ, СТАРЫЙ, ИЗНОШЕННЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
2. СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ЗЛОЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ
3. ВАСИЛИЙ, ФЕДОР, СЕМЁН, ИВАНОВ, ПОРФИРИЙ
4. МОЛОКО, СЛИВКИ, СЫР, САЛО, СМЕТАНА
5. СКОРО, БЫСТРО, ПОСПЕШНО, ПОСТЕПЕННО, ТОРОПЛИВО
6. ГЛУБОКИЙ, ВЫСОКИЙ, СВЕТЛЫЙ, НИЗКИЙ, МЕЛКИЙ
7. ЛИСТ, ПОЧКА, КОРА, ДЕРЕВО, СУК
8. ДОМ, САРАЙ, ИЗБА, ХИЖИНА, ЗДАНИЕ
9. БЕРЕЗА, СОСНА, ДУБ, ДЕРЕВО, ЕЛЬ
10. НЕНАВИДИТЬ, ПРЕЗИРАТЬ, НЕГОДОВАТЬ, ВОЗМУЩАТЬСЯ, НАКАЗЫВАТЬ
11. ТЕМНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЯСНЫЙ, ТУСКЛЫЙ
12. ГНЕЗДО, НОРА, МУРАВЕЙНИК, КУРЯТНИК, БЕРЛОГА
13. НЕУДАЧА, КРАХ, ПРОВАЛ, ПОРАЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ
14. МОЛОТОК, ГВОЗДЬ, КЛЕЩИ, ТОПОР, ДОЛОТО
15. МИНУТА, СЕКУНДА, ЧАС, ВЕЧЕР, СУТКИ
При оценке результатов необходимо учитывать не только количество правильных ответов, число которых, при хорошо развитом понятийном мышлении, должно составлять не менее 12, но и то, насколько точно подобрано родовое понятие для четырех слов, на каком основании исключено пятое, так как при формально правильном ответе может быть выбрано неверное основание для обобщения.
Часто встречающиеся нестандартные ответы являются показанием к более глубокому и полному исследованию мышления.
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Предложена )
Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть. (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает. (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Вода всегда. (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
6. У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город России. (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.
Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги
бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр
3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.
При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):
Упражнение «Найди все слова в строчках»
Упражнение «Развивай внимание»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Методика «Исключение лишнего» (вербальный вариант)
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.
Бланк для вербального варианта.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Интерпретация.
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.
Характеристика решения задач
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). •
Из моего опыта работы: Подсчет баллов использовался только при описании результатов в выборке в научных и дипломных работах. В практике индивидуального обследования интерпретируется качество ответов.