Монада что это в психологии
Жизненный цикл семьи: стадия монады
Одной из важнейших отличительных черт системной семейной терапии является отношение к семье как к живому организму. А любой организм в своём развитии проходит через ряд обязательных стадий. Есть такие стадии и у семьи. И, с точки зрения системной семейной психологии, как бы это парадоксально не звучало, цикл развития семьи начинается со стадии монады, т.е. с того момента, когда вчерашний ребенок приобретает некоторую эмоциональную автономию, начинает принимать решения относительно своей жизни, руководствуясь своими собственными ценностями и идеями, а общение с родителями начинает происходить на уровне ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ.
Хорошо, если в это время молодой человек или девушка отселяются из родительского дома. Физический выход из поля родительской семьи облегчает сепарацию. (Несомненно, не последнюю роль здесь играет материальная составляющая. И это одна из причин, по которой отделение детей легче происходит в Америке, а у нас вполне себе традиционным является проживание в одной квартире представителей разных поколений.) Но физическое отселение не гарантирует сепарации, как и совместное проживание вовсе не отменяет ее.
Все детство, отрочество и юность ребенок включен в родительскую систему. Сепарационные процессы идут своим чередом, то ускоряясь, то замедляясь. Одним из важнейших факторов, определяющих возможность и успешность сепарации ребенка, являются хорошие отношения между супругами. Если эти отношения функциональные, если мужчина и женщина продолжают быть важными, ценными и значимыми друг для друга, если их жизнь не была сведена к ролям мамы и папы, то это создает хороший фундамента для отделения ребенка в самостоятельную единицу. Сепарация детей от родителей в норме занимает 3-4 года. При определенных обстоятельствах процесс сепарации может затянуться на всю жизнь и никогда не завершиться. Так бывает, когда родители включили ребенка в свои отношения, когда он стал некоторым центром притяжения для пары, тем элементом, без которого пара рассыплется. В этом случае, семейная система, подчиняясь закону гомеостаза, просто не выпустит такой важный элемент.
Итак, в общем смысле, процесс сепарации подразумевает готовность семьи к тому, чтобы отпустить своего члена за пределы семейной системы, и внутреннюю готовность ребенка, покидающего семью. Иными словами, «Я знаю, что я имею право опираться на собственные представления о жизни, руководствуясь своими принципами и идеями, а моя семья это право признает и относится ко мне как к равному себе Взрослому, имеющему право на свое мнение и на ошибку». При этом сепарация всегда сопровождается повышением уровня сепарационной тревогу у всех участников процесса.
Для выработки собственных принципов и идей нужно пространство и время. И родительский дом, как уже было сказано выше, не лучшее место для этого. В поле родительской семьи уже действуют свои правила и законы. Может они и хороши, но анализировать их и примерять на предмет пригодности для своей будущей жизни нужно на расстоянии. Научиться принимать важные решения, управлять своей жизнью и не потерять голову от обрушившейся свободы – та еще задача. Хорошо, если родителям хватило мудрости отдавать эту ответственность постепенно, шаг за шагом. Об этом проще написать, чем сделать.
Доверять ребенку, позволить ему совершать ошибки и помочь научиться извлекать из них уроки жизни, признавать свою неидеальность как родителя, да и как человека тоже, прислушиваться к потребностям ребенка, научить его любить мир и себя в этом мире – все это кропотливая работа, которая день за днем совершается мудрым и любящим родителем. И если фундамент для сепарации закладывался постепенно и своевременно, ребенку будет просто покинуть родительское гнездо и вступить во взрослую жизнь.
Бывает и так, что молодой человек (девушка) перепрыгивает стадию монады и сразу из родительской семьи ныряет в парные отношения, или на стадию диады. Задачи стадии монады, таким образом, остаются нерешенными. Чем это чревато? Тем, что, скорее всего, строить новые отношения он (она) будет по образу и подобию отношений в родительской семье, или исходя от противного. Но в обоих случаях не будет той осмысленности, осознанности, Не произошло знакомства с собой, не тем собой, который занимал некоторое место в родительской системе, а с собой отдельным. Не было возможности осмыслить родительские конструкты, правила поведения в социуме, паттерны взаимодействия… Весь этот груз остался не разобранным и не переосмысленным. Хорошо ли это? Однозначно – нет. Ответить себе на вопросы «Кто я есть на самом деле? Чего я хочу? Как я хочу жить?» придется рано или поздно, и лучше, чтобы это произошло раньше.
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Высшее Я и монады. Как они развиваются и в чем смысл?
Высшее Я.
-Вот есть пространство космоса, который ты видишь, воспринимая его как свое ВЯ, попробуй выйти за его пределы.
-Я сейчас нахожусь одновременно внутри него и вне его. Вне его, если в параллели, то я ниже. А он выше и одновременно матрешка. За последним слоем матрешки вселенная, космос. Я говорила, что ВЯ похоже на космос, потому что у него не видно четко очерченных границ, если не просить их проявить. Границы условны, потому что там есть взаимопроникающие энергии. За его пределами вся остальная вселенная. Туманности, скопления звездные вокруг со всех сторон, бесконечные, безграничные
-а какие особенности у твоего вя?
-человеческие миры.
-как ты воспринимаешь свою монаду, на что она похожа?
-это все. Это космос. Вижу туманности, какие-то дальше, какие-то ближе. и пространства, можно увидеть как темные, можно увидеть как светящиеся. В зависимости от спектра, в котором смотреть. и часть этого пространства является моим вя. И в нем тоже есть туманности, звезды. В нем есть все то же, что есть во вселенной, в космосе
-какие у него есть задачи?
-внутренние и внешние. развитие, совершенствование. если вкратце
Монады.
-что-то выше и больше, шире монады существует?
-абсолют
-сколько в нем монад?
-в смысле сколько? безграничное множество )
-а ты из какой- то одной безграничной монады. правильно?
-может я тебе нарисую схему? )
-нет. ты попробуй объяснить
-хорошо. абсолют, в котором безграничное множество монад. Выглядят как шарики гидрогеля, только они не совсем шарики, сплюснутые немного. Мягкие, упругие, полупрозрачные, цвета разные в них. Разнообразие цветов, отражений, преломлений света. Сколько их? Я не смогу сосчитать. ВЯ говорит, безграничное, потому что их нет смысла пытаться считать, потому что постоянно продолжают появляться новые…
-как создается монада? за счет чего?
-отпочковывается как-то. расширяется абсолют, когда она появляется
-а почему абсолют распочковывается на такое огромное количество?
-он развивается, растет
-ты сейчас эту информацию поняла сама или это информация от Хранителя?
— это я сейчас смотрю. Сама смотрю, сама вижу.
-если ты сейчас спросишь у Хранителя, у монады, обратишься к ВЯ, к кристаллу, к звезде, куда тебе удобней- сколько на сегодняшний момент монад?
-А что, есть информация, что их количество ограничено? Мне не поступало. У меня системное мышление и восприятие, я лучше понимаю, когда вижу максимально возможное количество вариантов, а не в упор одну версию. Разные уровни, на каждом свое движение. Их нет смысла считать, происходит постоянное увеличение и уменьшение. Уменьшение может быть из за того, что объединяются или какие-то уходят, растворяются, теряют накопленный опыт, скатываются вниз.
А вы помните свое пребывание в пространстве монады или Высшего Я, друзья?
Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай. Частный случай подразумевает также и частное мнение, которое не обязано совпадать с другими мнениями, ожиданиями и «прописными истинами», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса
Подписка: ВКонтакте Facebook YouTube ОK.ru Instagram Twitter Telegram Яндекс.Дзен
Стадия монады: почему важно научиться комфорту в одиночестве (рассказывает психолог)
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о стадии развития психики человека под названием «монада», о которой мало кто знает. Что это? Термин произошел от греческого слова «monados», что переводится как единица. Он был введен одним из величайших немецких философов Готфридом Вильгельмом фон Лейбницем.
У монады есть несколько различных трактовок, применимых в самых разных областях — от философии до программирования. О них мы говорить не будем, а вместо этого подробно остановимся на том, как монада определяется в семейной психологии.
От диады к монаде: основные стадии формирования человека
Фото Wayne Evans, pexels
Для начала представим себе еще не рожденного ребенка, который находится в утробе, и его жизнь полностью зависит от беременной женщины. Узнав о своем положении, она решает перейти в новую идентичность и стать матерью. Женщина рожает ребенка, и младенец оказывается полностью зависим от нее — она его кормит, успокаивает и обеспечивает безопасность.
Идет время, малыш растет, и в три года происходит триангуляция — в отношения матери и дитя для здорового развития ребенка должен вступить отец. В этот момент наш малыш начинает понимать, что мама принадлежит не только ему, и в этом мире существует папа, который проводит с мамой время наедине, когда вечером они закрывают дверь в свою спальню.
Данный переход — основа для нормальной сепарации ребенка. Без этого он останется в слиянческих отношениях с матерью, и в будущем есть риск, что большая часть его решений будет зависеть от того, одобрит их мама или нет. Став взрослым, ребенок, который не прошел стадию триады, может нуждаться в одобрении со стороны окружающего мира, и ему будет сложно найти себя. Но мы немного отвлеклись. До этого, я думаю, все было понятно.
Вот наш малыш достигает совершеннолетия, и ему пора «вылетать из гнезда». В этот момент перед ним встает одна из самых распространенных дилемм этого возраста: остаться с родителями, начать жить в одиночку, с друзьями или же с романтическим партнером.
Что такое монада?
Монада — это возможность жить с самим собой. Наш малыш, повзрослев, съезжает от родителей и начинает жить один. В этот момент образуются конструкты, на которые он будет опираться в дальнейшем:
У стадии монады нет возраста, кому-то необходимо находиться в ней больше времени, кому-то меньше, это зависит от разных причин, начиная от наличия детских травм, заканчивая любовью к одиночеству и уединению.
Только когда стадия монады ощущается как пройденная, можно задумываться о диадных отношениях с партнером и начинать строить здоровые семейные отношения.
Чем опасен пропуск стадии монады?
Фото Mikhail Nilov, pexels
Многие люди «перепрыгивают» стадию монады и сразу из родительской семьи переходят в диадные отношения. Так, в патриархальном обществе модель, при которой дети покидают отчий дом, лишь обзаведясь собственной семьей, считается традиционной, и сегодня она продолжает оставаться достаточно распространенной.
Поначалу все идет хорошо, и человек наслаждается жизнью со своим партнером, испытывая страсть, любовь и комфорт. Однако со временем может появиться ощущение, что что-то не так, как будто в отношениях не хватает воздуха, нет пространства, нет свободы.
Человек не может найти ответ на ключевой вопрос: «А чего я хочу?» И в этот момент он начинает обвинять партнера в том, что тот не дает ему развиваться, расти и жить. Однако дело вовсе не в партнере — смена возлюбленного не поможет решить проблему сепарации от родительской семьи, которая должна была произойти на стадии монады.
Избегание стадии монады также может иметь такие последствия, как:
И это только часть возможных негативных последствий при попытке формирования романтических отношений до качественного и полноценного знакомства с самим собой.
Как быть, если вы все-таки пропустили стадию монады?
Фото Samson Katt, pexels
Во-первых, не стоит отчаиваться — эту стадию всегда можно проработать. Если у вас нет отношений с сожительством, то стоит попробовать все-таки пожить одной и пройти стадию монады.
В ситуации, когда вы уже живете с постоянным партнером и понимаете, что не состояли в монаде, попробуйте обратиться к психологу-психотерапевту, который предложит терапию, в которой есть возможность прожить нечто подобное.
Если предыдущие варианты вам не подходят, то постарайтесь регулярно проводить время отдельно от партнера и детей — посещайте кино или кафе в одиночку, ходите по магазинам, смотрите сериалы или читайте. Одним словом, пробуйте проживать какой-то опыт как свой собственный, а не совместный с партнером.
Стадия монады: почему важно научиться комфорту в одиночестве (рассказывает психолог)
Жизнь отдельно от родителей и партнера, это одиночество или возможность психологически вырасти? Монада — это стадия развития психики человека, о которой не принято говорить. О ней расскажет наш эксперт, клинический психолог Анастасия Вотинцева.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о стадии развития психики человека под названием «монада», о которой мало кто знает. Что это? Термин произошел от греческого слова «monados», что переводится как единица. Он был введен одним из величайших немецких философов Готфридом Вильгельмом фон Лейбницем.
У монады есть несколько различных трактовок, применимых в самых разных областях — от философии до программирования. О них мы говорить не будем, а вместо этого подробно остановимся на том, как монада определяется в семейной психологии.
От диады к монаде: основные стадии формирования человека
Для начала представим себе еще не рожденного ребенка, который находится в утробе, и его жизнь полностью зависит от беременной женщины. Узнав о своем положении, она решает перейти в новую идентичность и стать матерью. Женщина рожает ребенка, и младенец оказывается полностью зависим от нее — она его кормит, успокаивает и обеспечивает безопасность. Перед нами стадия «диада» — в ней могут быть только двое.
Данный переход — основа для нормальной сепарации ребенка. Без этого он останется в слиянческих отношениях с матерью, и в будущем есть риск, что большая часть его решений будет зависеть от того, одобрит их мама или нет. Став взрослым, ребенок, который не прошел стадию триады, может нуждаться в одобрении со стороны окружающего мира, и ему будет сложно найти себя. Но мы немного отвлеклись. До этого, я думаю, все было понятно.
Вот наш малыш достигает совершеннолетия, и ему пора «вылетать из гнезда». В этот момент перед ним встает одна из самых распространенных дилемм этого возраста: остаться с родителями, начать жить в одиночку, с друзьями или же с романтическим партнером.
Что такое монада?
Монада — это возможность жить с самим собой. Наш малыш, повзрослев, съезжает от родителей и начинает жить один. В этот момент образуются конструкты, на которые он будет опираться в дальнейшем:
У стадии монады нет возраста, кому-то необходимо находиться в ней больше времени, кому-то меньше, это зависит от разных причин, начиная от наличия детских травм, заканчивая любовью к одиночеству и уединению.
Только когда стадия монады ощущается как пройденная, можно задумываться о диадных отношениях с партнером и начинать строить здоровые семейные отношения.
Чем опасен пропуск стадии монады?
Многие люди «перепрыгивают» стадию монады и сразу из родительской семьи переходят в диадные отношения. Так, в патриархальном обществе модель, при которой дети покидают отчий дом, лишь обзаведясь собственной семьей, считается традиционной, и сегодня она продолжает оставаться достаточно распространенной.
Поначалу все идет хорошо, и человек наслаждается жизнью со своим партнером, испытывая страсть, любовь и комфорт. Однако со временем может появиться ощущение, что что-то не так, как будто в отношениях не хватает воздуха, нет пространства, нет свободы.
Человек не может найти ответ на ключевой вопрос: «А чего я хочу?» И в этот момент он начинает обвинять партнера в том, что тот не дает ему развиваться, расти и жить. Однако дело вовсе не в партнере — смена возлюбленного не поможет решить проблему сепарации от родительской семьи, которая должна была произойти на стадии монады.
Избегание стадии монады также может иметь такие последствия, как:
И это только часть возможных негативных последствий при попытке формирования романтических отношений до качественного и полноценного знакомства с самим собой.
Как быть, если вы все-таки пропустили стадию монады?
Во-первых, не стоит отчаиваться — эту стадию всегда можно проработать. Если у вас нет отношений с сожительством, то стоит попробовать все-таки пожить одной и пройти стадию монады.
В ситуации, когда вы уже живете с постоянным партнером и понимаете, что не состояли в монаде, попробуйте обратиться к психологу-психотерапевту, который предложит терапию, в которой есть возможность прожить нечто подобное.
Если предыдущие варианты вам не подходят, то постарайтесь регулярно проводить время отдельно от партнера и детей — посещайте кино или кафе в одиночку, ходите по магазинам, смотрите сериалы или читайте. Одним словом, пробуйте проживать какой-то опыт как свой собственный, а не совместный с партнером.
Клинический психолог, психолог-психотерапевт в экзистенциальном подходе, психотравматерапевт.
Московский психолог рассказала о стадиях развития семьи
15 мая отмечается международный день семьи. По словам психологов, у каждой семьи есть свой жизненный цикл. Из каких стадий он состоит, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Татьяна Пасечник.
Стадия монады. Ребенок растет и развивается в родительской семье, взрослеет и начинает вести самостоятельную жизнь, пока не найден партнер.
Стадия встречи с будущим партнером. Человек начинает искать длительные, стабильные отношения с противоположным полом. Возникает увлеченность, любовь, отношения, которые переходят в брак.
Стадия заключения брака. Эта стадия часто называется «временем диады». Счастливая пора, люди живут друг для друга. В этот момент заключается что-то вроде контракта (он иногда просто вербальный, иногда письменный): пара договаривается об обязанностях, распределяет роли в семье — кто моет посуду, а кто отвечает за финансы, если работают оба, и так далее. Часто в свою семью оба супруга приносят привычки, модели поведения и ролевого взаимодействия из своих родительских семей. У каждого в паре такая модель была своя, и нередко это порождает определенные противоречия. Это первый семейный кризис. Если эта стадия успешно пройдена и пара сохранила отношения, то возникает другая стадия.
Появление первого ребенка. Возникает новый семейный кризис. Третий член семьи изменяет всю семейную структуру. Необходимо новое соглашение: кто будет вставать по утрам к ребенку, кто будет зарабатывать деньги, как проводить свободное время вдвоем, кто будет помогать. Если все тяготы этого периода ложатся на одного из супругов (чаще это женщина), то на этой стадии может произойти разрыв отношений. Это не всегда развод, но подобная ситуация не способствует укреплению отношений, необходимо соблюдать баланс сил.
Появление второго ребенка (и далее последующих). Все повторяется, но уже в облегченном варианте: не нужно заново распределять обязанности. Со вторым и последующим ребенком паре обычно легче.
С появлением детей в семейной системе возникают подсистемы. В идеале, в семье должны выделяться две подсистемы: супружеская и детская. Считается, что нет лучшего способа воспитать своих детей счастливыми и гармоничными, как стараться укреплять именно супружескую подсистему. Дети всегда счастливы, если воспитываются любящими родителями. Между подсистемами существуют границы. Если границы слабые, то все члены системы лишены возможности жить своей частной жизнью, возникает слияние, спутанность ролей. Неясно, кто в семье принимает решения, кто за кого отвечает и многое другое.
Школьные годы детей. Когда первый ребенок в семье идет в школу, то это своеобразный тест для семьи. Ребенок начинает взаимодействовать с учителями, товарищами по классу. Возникают проблемы академических оценок, поведения, дружеских связей. Этот кризис протекает тем успешнее, чем сплоченнее семья, чем больше в этой семье доверия и уважения друг к другу.
Стадия пубертата у первого ребенка. В подростковом возрасте у ребенка появляются новые потребности — выстроить идентичность, ответить на вопрос «кто я», найти свои цели. Но ответы на свои вопросы ребенок ищет уже не у родителей, а у референтной группы по интересам, т. е. у товарищей. И хотя в этот период важно сохранять отношения доверительности в семье, родителям необходимо понимать, что их авторитет в глазах детей смещается в сторону друзей, улицы. И это нормально. Главное — чтобы в трудной для ребенка ситуации он пришел за советом к родителям. И это возможно, если, несмотря на все конфликты и трудное поведение, подросток не потеряет доверия к родителям и их мнению.
Стадия вылета из гнезда. Дети вырастают, покидают родительские семьи. Если только нет дисфункции, когда в целях сохранения своего брака родители всеми силами сдерживают взросление и становление своих детей. Но если все хорошо, процесс сепарации завершен и кризис преодолен, родители остаются вдвоем. Происходит возврат к стадии диады, но на другом уровне. Здесь очень важно, что в течение брака сохранился интерес друг другу, что пара поддерживала искренние отношения, а не просто удерживала брак ради детей.
Стадия монады — это стадия одиночества, когда один из супругов умирает. Самое важное здесь то, насколько человек умеет сохранять себя как личность, что позволяет ему полноценно прожить оставшуюся часть жизни. Несмотря на скорбь по ушедшему партнеру, оставшийся супруг может обрести новые смыслы жизни, найти себе занятия, чтобы жизнь вновь стала наполненной и интересной.
Справка: Психологи могут помочь преодолеть семейные кризисы, найти нужный выход. Получить бесплатные консультации специалистов можно в онлайн-чате или по скайпу на сайте Московской службы психологической помощи или по круглосуточному телефону: 051 (с городского), 8 (495) 051 (с мобильного).
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы