Монастырь что такое для детей
Беседы с детьми о монашестве и монахах
Многие родители задают духовенству вопросы: как объяснить детям, что такое монастырь и кто такие монахи? Некоторые из них обеспокоены и тем, что дети изъявляют желание, присоединится к монастырю и стать монахом.
Почему важно рассказывать детям о монашестве? Хотя-бы потому, что это неотъемлемая часть Церкви и умолчать о ней преступно. Ведь дети быстро впитывают информацию и могут узнать ее из других источников, поняв превратно, тем самым навредив себе.
Кто такие монахи
Для начала следует объяснить ребенку, кто такие монахи и почему они живут отдельно от мира, да еще и наряжаются таким странным образом.
Можно рассказать, что первые монахи появились очень давно, еще в первых веках. Были обычные верующие во Христа люди, а были те, кто всячески врал и говорил неправду на христиан. Начали появляться различные движения, которые извращали христианское учение — секты и ереси.
И группа христиан решили уйти подальше от них, чтобы сохранить свое учение в изначальном виде и передать его другим. Они ушли в пустыню и там основали первый монастырь. Так появились первые монахи.
Известные в России монастыри:
Почему они живут в монастыре
На Руси первым монастырем стала Киево-Печерская лавра. Люди, которые считали, что всякие удовольствия мира их отвлекают от Бога уходили в Печерский монастырь и проводили там свою жизнь, служа Богу.
Печерским назван монастырь потому, что кельи и прочие помещения, где жили люди были сделаны в естественных пещерах в скалах. Изначально, монашеский образ жизни означал аскетизм, т.е. всяческое ущемление своего тела и желаний. Поэтому иноки часто жили в пещерах, пустынях, спали на земле или досках, не ели по несколько дней в неделю, не употребляли сладкого и вина и удаляли от себя комфорт во всяких его проявлениях.
Из-за их отрешения и пребывания в молитвах днями и ночами Бог открывал им тайны и совершал через них великие чудеса. Вот лишь некоторые из них:
Киево-Печерская Лавра богата на чудеса, а все потому, что иноки отделяют себя для жизни в Боге и отказываются от всего, что может их отвлекать от Него.
В России самый известный монастырь — это Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель прославилась чудесами, которые тут творил Сергий Радонежский и его ученики. По молитвам местных иноков Господь помиловал Русь и не уничтожили ее войска татаро-монгольское.
Важно! Там, где пребывают монахи, обязательно случаются чудеса, потому что это особенно верующие люди и Господь к ним милостив и щедр на дары.
О монахах, стяжавших венец святости:
Условия и правила жизни в монастыре
Обители славятся своими простыми и сложными одновременно условиями для жизни. Тут не всякий выдержит. Чего стоит только распорядок дня:
И это не просто работа, каждый служит своими силами в местном хозяйстве. Целый день иноки работают и молятся. Так что не каждый верующий выдержит такого напряженного дня, в котором нет места развлечениям или лени.
Рассказывая детям о монашестве, родители тем самым приобщают их к церковной культуре и, возможно, готовят будущих святых.
Детей следует с детства приучать к тому, что Господь — это самое важное в нашей жизни и Он может потребовать эту жизнь себе на службу. Если ребенок с детства тянется к Церкви и Господу, если у него есть это желание — служить Богу, то нельзя запрещать или переубеждать его. Может он перерастет это, а может, станет известным монахом и будет творить Божьи дела.
«Монастырь»
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Личностные :
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Познавательные :
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и
увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде
Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Просмотр содержимого документа
««Монастырь»»
Тема урока : «Монастырь»
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в
духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и
увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому
прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету,
желания больше узнавать о православной культуре России.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное
чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация,
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).
Включается запись колокольного звона.
-Ребята, где мы можем слышать колокольный звон? (Ответы детей)
-Верно, и в монастыре.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
2. Основная часть урока.
Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и рассказать много нового. Но сначала узнаем, как одеваются люди, которые живут в монастырях.. У них одежда отличается от мирской, то есть обычной. Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды.
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … (монах).
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу … (обеты).
Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.
люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием
в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам,
бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто, для этого он проходит определѐнные этапы жизни в монастыре.
3.Работа с учебником
Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре. (Предполагаемый ответ)
— Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
В монастыре запрещается:
Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
Носить шорты на территории монастыря.
Лицам женского пола находиться без головного убора.
Далее учащимся предлагаются тестовые задания на отдельных листах. Эта работа проводится по усмотрению учителя.
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
-Что такое монастырь?
-Кто там живёт? Чем они занимаются? Как одеваются?
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
Фильмы о монастырях:
Мир православия. Монашество — путь к Богу
Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
«Мы знакомим детей с жизнью православного монашества»
Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия)
Вот уже несколько лет православный монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенный рядом с баварской деревушкой Бухендорф, организует на своей территории детский православный лагерь. О жизни лагеря и обители рассказывает ее настоятельница монахиня Мария (Сидиропуло).
– Матушка, православные детские лагеря сейчас организуются многими епархиями и приходами, в разных странах. В чем особенности лагеря, организуемого Елисаветинской обителью?
– Марфо-Мариинский лагерь, расположенный в скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы, существует уже шесть лет. Со всей Германии и из других стран летом к нам приезжают около полусотни девочек в возрасте от 8 до 13 лет. Цель лагеря – дать православным детям, живущим вне России, в иноязычной и инославной среде, уникальную возможность не только собираться вместе, знакомиться, но и узнавать традиции Русской Православной Церкви, пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи. За границей очень важно, чтобы православные дети общались между собой. Многие дети, живущие в Германии, вообще не знают, кто такие монахи, как и чем они живут, что такое монастырь. Вот мы и знакомим их с жизнью монашества. Особое внимание в лагере уделяется общению в церковной среде на русском языке, знакомству детей с русской культурой. Нас поразил результат уже самого первого лагеря, когда было всего 18 девочек, многие из которых приехали из невоцерковленных семей. Однако дети без особых наставлений, подражая друг другу, учились правильному поведению во время богослужений. Если вначале лагеря кто-то оставался в стороне от таинств исповеди и причастия, то к концу лагеря уже все без исключения исповедовались и причащались святых Христовых таин. Было радостно слышать пожелания детей снова встретиться в обители. На второй год число участниц увеличилось вдвое: более 40 девочек приехали как из приходов РПЦЗ, так и из приходов Московского Патриархата.
– Почему вы приглашаете только девочек?
– Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.
– Матушка, вы помните, как все начиналось?
– Помню самую первую нашу лагерную смену, которая началась с молебна. Мы не только пытались построить лагерь по предварительно составленной программе, но и старались прислушаться к пожеланиям детей, учесть их интересы, познать их внутренний мир, настроенность. Иногда приходилось вместо закона Божия просто вести общие дискуссии на важные им темы, обсуждать всем вместе трудности, которые они встречают при общении со сверстниками в школе, а также и с родителями. В общении со взрослыми детям не хватает понимания, уважения к их миру, возрасту. Ведь мы, взрослые, легко можем наставлять и учить, а вот самого простого – послушать, чтобы понять, не можем либо не хотим. Поэтому, чтобы дать девочкам возможность самостоятельно развивать свои отношения с Богом и ближними, мы в лагере не принимаем в качестве помощниц мам самих участниц лагеря.
– Программа лагеря и режим дня меняются или остаются неизменными?
– Программа ежегодно обновляется. А вот распорядок дня остается примерно одинаковым. Дети встают в 6:20 утра – к началу Божественной литургии. Первая половина дня посвящается катехизации – часовому чтению Евангелия и Апостола и их объяснению, уроку благочестия, рисованию, литургическому пению. Обед и обеденный сон с 12:15 до 14:00.
Вторая половина дня обычно проходит в полезных развлечениях, занятиях в мастерских обители. Мы с детьми либо совершаем паломничество в монастырь преподобного Иова Почаевского, либо устраиваем походы и купание в озере при хорошей погоде, ухаживаем на конном дворе за лошадьми, шьем, вышиваем, переплетаем книги, печем просфоры. Иногда девочки помогают на кухне: одни участвуют в приготовлении пищи, другие убирают со стола. Был у нас опыт преподавания иконописи, но мы своевременно поняли, что эти занятия могут сформировать у детей неправильное отношение к иконе, так как невозможно за одну неделю на часовых занятиях дать правильное отношение к иконописному делу, познакомить их со структурой иконы, да еще и успеть написать ее. Поэтому это занятие мы исключили из программы. После вечерней трапезы дети охотно смотрят видеофильмы о монастырях и православных святынях. После совместного чтения молитв на сон грядущий в 20:30 девочки готовятся ко сну.
– А проблемы с дисциплиной бывают, как в обычных лагерях?
– Конечно, бывают, ведь мы имеем общение с живыми существами. Но само пребывание их в монастырских стенах, ежедневные богослужения, непосредственно близкое общение с монашествующими не дает девочкам распускаться. И если и бывают такие случаи, то они быстро понимают свои ошибки и просят прощение, причем очень искренно.
– Как прошли две смены в этом году, что было необычного?
– Наверняка вы рассказываете девочкам о великой княгине Елисавете Феодоровне?
– Конечно, и не только девочкам. Германия – страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, – великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее родной сестры императрицы Александры Феодоровны, а также императора Николая II и их детей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, соединяющих немецкий и русский народы. Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что ж, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немецкий народ с подвигом своих землячек. Устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители. Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.
– В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» – о великой княгине Елисавете Феодоровне. Поставила его член Союза композиторов России Елена Подосенова. Пьеса опубликована на сайте «Россия в красках». Вот бы перевести ее на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!
– Об этом можно поговорить подробнее, тем более что в 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны. В любом случае мы будем рады познакомиться с этой пьесой.
– Сколько сестер трудятся в обители, и какова ее история?
– Днем открытия нашей обители официально считается 1 октября 2005 года, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. В настоящее время у нас подвизаются десять сестер, в том числе и коренные немки. Надеемся, что их со временем будет больше. Здание обители мы приняли в долговременную аренду от католических монахинь. С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится! Но так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия. Наша обитель первая и пока единственная русская православная женская обитель в Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры в Германии. Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга. Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7:00, а когда служится божественная литургия, то до 8:00. Литургия совершается иеромонахом Авраамием (Дирксом) три раза в неделю, включая воскресные дни. Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер. Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю – на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами. Сестры стараются следовать его наставлениям и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, которую Елисавета Феодоровна основала в Москве.
– Труд молитвенный – это понятно. А что представляет собой ваш труд физический?
– Сестры возделывают наш сад, обрабатывают землю, обеспечивая себя на некоторое время продуктами. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел, как и плетение корзин. Желая сохранить старую традицию, в переплетной производится ремонт и переплет книг на профессиональном уровне. Преимущественной заботой сестер является попечение о сохранении старых богослужебных изданий. Но мы помогаем и людям, которым нужно заменить обложки их книг, подшить и скрепить рассыпавшиеся страницы, починить разорванные странички или украсить книгу красивыми закладками.
Трудно себе представить женский монастырь без пошивочной мастерской, где производятся изделия, благоукрашающие святые храмы и богослужения. В деле швейного послушания достойным примером является Сама Пресвятая Дева. Как мы знаем из земной жизни Пресвятой Богородицы, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она неустанно занималась рукоделием, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Особенно же искусна была Пречистая Богоматерь в изготовлении одеяния, предназначенного для священного богослужения. В швейной мастерской нашей обители несут послушания три сестры, которые имеют профессиональных помощниц – благочестивых прихожанок из некоторых приходов нашей епархии. Как и все паломники, приезжающие в обитель помолиться и потрудиться во славу Божию, приезжают и эти добровольные «мироносицы» в обитель и таким образом вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек. Ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился из творения Божия причислиться к сынам Божиим и принять Духа Святого в великом таинстве крещения. Особенную радость доставляет, когда эти крестильные рубашки шьются для местных людей, желающих принять крещение.
Сестры, несущие послушание в просфорной, служат самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.
– Бавария – часть Германии, где большая часть верующих – католики. Как они к вам относятся?
– Слава Богу, хорошо! При встрече с сестрами некоторые из соседей снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Когда мы посещаем врачей или иные инстанции, к нам обращаются «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»), а не по фамилии. Надо признать, нам посчастливилось, что наши поиски места для созидания монастыря привели нас именно в эту баварскую деревушку. Народ тут очень благочестивый, хотя и католического вероисповедания. Но и мы, переехав сюда, в предпразднество западного Рождества Христова пошли по деревне с мелкими сувенирами, приветствуя новых соседей и одновременно давая им возможность с нами познакомиться. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду.