Мониторинг и диагностика в чем разница в доу
Разница между мониторингом и диагностикой
Каждый специалист скажет, что успешному решению проблемы должен предшествовать тщательный анализ ситуации. Без точного диагноза невозможно вылечить человека, отремонтировать автомобиль, спасти предприятие от банкротства. Для обозначения данного процесса используются такие понятия, как диагностика и мониторинг. Попробуем разобраться в значении данных терминов и понять, какой вариант предпочтительнее в той или иной ситуации.
Определение
Мониторинг – длящийся процесс наблюдения за объектом, который включает в себя периодическое снятие интересующих параметров, их регистрацию, хранение и анализ. Комплекс мероприятий всегда растянут во времени и позволяет изучить свойства объекта в динамике, понять направления его развития, выявить скрытые проблемы.
Диагностика – поверхностное или полное изучение состояния объекта, предполагающее активное взаимодействие с ним. Главная цель – выявление неисправностей и неполадок, влияющих на корректную работу системы с их последующим устранением.
Сравнение
Таким образом, главное различие между категориями кроется в принципах взаимодействия с изучаемым объектом. Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для объекта, а второй может навредить. Диагностика призвана выявить те недостатки (неполадки, поломки), которые лежат на поверхности. Допустим, в ходе технического осмотра сразу становится понятно, почему у автомобиля неисправны тормоза.
Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления. Изучая тормозной путь и различные условия торможения, можно понять, почему автомобиль при полностью исправной системе ведёт себя по-разному. Диагностика непродолжительна во времени, а мониторинг много времени не отнимает. Оба метода изучения важны для различных сфер человеческой деятельности и являются взаимодополняемыми.
Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.
Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.
система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
(Слайд 3) в первом случае предполагает
— постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
— изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
— компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
— понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
1. Определение объекта мониторинга.
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.
Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.
Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.
Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.
Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.
(Слайд 5) Инструментарий
— система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;
— сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.
Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.
Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…
Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год
Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.
В работе с детьми использовались следующие технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.
Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.
Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.
Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1
Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей
2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории
Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей
Таблица. Приложение 1
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогический мониторинг и диагностика в условия ФГОС дошкольного образования
Педагогический мониторинг и диагностика в условиях
ФГОС дошкольного образования
Чернышёва А.А., методист МОУ ДПО (ПК)С
«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»
(В.В. Давыдов, советский педагог и психолог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.)
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. Ю. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Требования к результатам освоения ООП ДО
ФГТ к структуре ООП ДО.
на этапе завершения
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Овладевший универсальными предпосылками к учебной деятельности.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др.
Обладает установкой на положительное
отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и себе, обладает чувством
Обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре.
Достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
Развита крупная и мелкая моторика.
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
Система оценки результатов освоения Программы «От рождения до школы»
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
• аттестацию педагогических кадров;
• оценку качества образования;
• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
• оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Цель и задачи диагностической работы
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности самой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а с другой изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Структура диагностического блока соответствует структуре примерной образовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами педагогической диагностики.
В каждой образовательной области выделены разделы, к которым предлагаются диагностические карты для педагогической диагностики на выявление освоения ребенком видов деятельности.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в основной образовательной программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психологической диагностики на изучение психологических параметров видов деятельности.
Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей.
Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.
Представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагаю качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.
Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности. В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнительных диагностических процедур.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемvsevshkola4.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.» — Транскрипт:
1 Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.
2 Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления.
3 Ключевые понятия- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4 Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно- воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.
6 Таким образом, педагогический мониторинг является формой организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
7 ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА: Выявление уровня базовой подготовки учащихся. Анализ пробелов в подготовке учащихся. Выявление типичных затруднений в усвоении конкретного содержания. Оценка степени готовности образовательных учреждений к аттестации.
8 ЗАДАЧА МОНИТОРИНГА: Выявление педагогической эффективности работы школы.
10 Ожидаемые результаты: Результаты позволяют создать информационную базу данных, о состоянии уровня обученности, причины неуспеваемости, выявить проблемы в преподавании, способы методической помощи школам.
12 Суть диагностики: отслеживание качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики.
14 Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения
16 ПРИМЕР: Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития ( по П.И. Третьякову) Цель: определить перспективу в обучении школьников.
17 ПРИМЕР: Диагностика определения уровня обученности( по П.И. Третьякову) Цель: выявит владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности.
18 ПРИМЕР: Диагностика определения уровня усвоения системы знаний ( по Г.А. Русских) Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме. Спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.
19 ПРИМЕР: Диагностика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи. ( по Г.А. Русских) Цель: определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации.
20 Коррекционная работа по результатам диагностик. Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг представляет собой систему игр и упражнений.
23 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Задача диагностики: выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Задача мониторинга: выявление педагогической эффективности работы школы.