Мониторинг транспорта это что такое
Мониторинг транспорта
GPS мониторинг транспорта — технология, применяемая в диспетчерских службах на транспорте, а также для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками (англ. TMS — Transportation management system ) и автоматизированных системах управления автопарком (англ. FMS — Fleet Management System ) для контроля фактических маршрутов транспортных средств при помощи системы автомобиль с целью отслеживания его дальнейшего перемещения и контроля его местоположения.
Обычно автотрекер определяет своё местоположение принимая сигналы ГЛОНАСС/GPRS на сервер в интернете, на котором владелец прибора наблюдает его перемещения. Почти все современные (2008-2009 гг.) приборы, работающие на этом принципе, могут принимать входящие звонки. Поэтому встречается также название: «трэкфон».
Содержание
Техническая реализация
Для решения задач мониторинга используются следующие компоненты системы:
Иногда дополнительно используются дополнительные датчики, установленные на самом техническом средстве:
Полученные данные могут либо накапливаться в локальном устройстве и затем переноситься в центральную базу по возвращении в парк, либо передаваться на центральный сервер в режиме реального времени.
Решаемые задачи
Системы GPS мониторинга транспорта решают следующие задачи:
Схема работы
Типичная система GPS мониторинга состоит из трёх звеньев: терминалов, устанавливаемых на автомобили, сервера и клиентских рабочих мест. Терминалы представляют собой специализированные GPS-трекер, содержащие модуль собственно GPS и модуль сотовой связи (CDMA). Функции сервера может выполнять обычный ПК с установленным серверным ПО. В отличие от рабочих мест, сервер должен быть всегда включён, так как именно на нём накапливаются данные о маршрутах. Клиентское ПО в редких случаях может быть объединено в одну программу с серверной частью, но как правило допускается одновременное подключение нескольких рабочих мест к одному серверу.
В зависимости от применяемых технических решений можно выделить пять поколений систем GPS мониторинга транспорта:
Кроме этого, существуют системы для работы в экстремальных условиях: в горах, пустынях, тундре, на карьерах, в зонах боевых действий и технически отсталых государствах, использующие для передачи данных выделенные радиоканалы или спутниковый интернет. Эти каналы передачи данных по стоимости внедрения и эксплуатации в десятки раз дороже использования обычных сотовых сетей. Штучность заказов и узко специализированное програмное обеспечение таких систем делает их ещё дороже.
Российский рынок систем GPS мониторинга
Под вывеской «системы GPS мониторинга» могут продаваться:
При подсчёте суммарной стоимости владения (ТСО) следует учитывать все расходы за период эксплуатации системы в 3-5 лет, что примерно равно времени морального устаревания подобных систем. Стоимость двух систем с близкой функциональностью в конкретном случае может отличаться на порядок.
Следует также учитывать, что системы мониторинга могут быть как самостоятельными решениями, так и модулем в более сложной системе TMS и/или FMS. Немаловажное значение имеют возможности интеграции конкретного решения с другими автоматизированными системами пользователя — бухгалтерской, складской и пр. На данный момент на российском рынке представлено порядка 20 различных систем GPS мониторинга, как импортных, так и отечественных. Импортные решения, как правило, отличаются расширенной функциональностью, зато в отечественных лучше реализованы функции контроля за несанкционированным использованием автомобиля, лучше решён вопрос карт, а формы отчётов соответствуют российскому законодательству. Немаловажным в российских условиях фактором является также защита терминалов от противодействия водителей: наличие резервного аккумулятора, пломбирование устройств и прочие.
Многие поставщики предлагают установку демонстрационного комплекта на 1-2 автомобиля либо демо-доступ к реальным данным собственных автомобилей для оценки возможностей системы с точки зрения пользователя.
Спутниковый мониторинг транспорта
Спутниковый мониторинг транспорта — система мониторинга подвижных объектов, построенная на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.
На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль, состоящий из следующих частей: приёмник спутниковых сигналов, модули хранения и передачи координатных данных. Программное обеспечение мобильного модуля получает координатные данные от приёмника сигналов, записывает их в модуль хранения и по возможности передаёт посредством модуля передачи.
Модуль передачи позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру в текстовом виде или с использованием картографической информации.
В offline варианте необходимость дистанционной передачи данных отсутствует. Это позволяет использовать более дешёвые мобильные модули и отказаться от услуг операторов мобильной связи.
Содержание
Решаемые задачи
Системы спутникового мониторинга транспорта решают следующие задачи:
Техническая реализация
Система спутникового мониторинга транспорта включает следующие компоненты:
Использование систем спутникового мониторинга повышает качество и эффективность работы корпоративного транспорта, и в среднем на 20-25% снижают расходы на топливо и содержание автопарка. [11]
Оборудование
Контроллеры и трекеры
Большинство GPS контроллеров и трекеров имеют схожие функциональные возможности:
Ранее по причине слабого охвата территорий сетями мобильной связи GSM/3G широко использовались контроллеры, которые накапливали данные во внутренней памяти. По возвращению объекта в место основной дислокации (автопарк), данные переносились на сервер по проводным каналам либо через Bluetooth или Wi-Fi. Многие из существующих GPS-трекеров и контроллеров имеют открытый протокол взаимодействия с сервером, а также позволяют выполнять настройку режимов работы при помощи SMS, CSD или при помощи GPRS соединения.
Для получения дополнительной информации на транспортное средство устанавливаются дополнительные датчики, подключаемые к GPS или ГЛОНАСС контроллеру, например:
Полученные данные могут либо накапливаться в локальном устройстве и затем переноситься в центральную базу по возвращении в парк, либо передаваться на центральный сервер в режиме реального времени, обычно по каналам сотовой связи.
Датчики и трекер могут устанавливаться на транспортном средстве скрытым образом.
Программное обеспечение
Самым существенным различием многих систем спутникового мониторинга, представленных на рынке, является функциональность серверного и клиентского программного обеспечения, возможность разносторонне обрабатывать данные, генерировать отчёты.
Функции серверного центра может выполнять как обычный компьютер с установленным программным обеспечением для простых систем мониторинга, так и распределённая серверная система с использованием нескольких серверов, выполняющих разные задачи, способная вести одновременный мониторинг десятков тысяч автомобилей и обеспечивать подключение к серверному центру нескольких тысяч пользователей (диспетчеров) одновременно.
Диспетчерское программное обеспечение для спутникового мониторинга автомобилей можно условно разделить на несколько типов [12] :
Разновидностью последнего варианта является ПО, использующее трёхуровневую архитектуру, когда компоненты и функции центра обработки данных распределены между несколькими серверами: базы данных, картографической подсистемы, телекоммуникационным сервером и сервером приложения, обеспечивающего работу web-интерфейса пользователя.
В то время, как первый и второй типы систем остаются надёжным решением для специальных применений, где использование каналов Интернет невозможно из-за низкого качества последней мили или запрещено нормативными актами, последний тип систем имеет ряд преимуществ и позволяет компаниям-операторам увеличить охват рынка, ускорить внедрение мониторинга, переводя его в разряд платной услуги. На последней специализированной международной выставке [15] Web-системы были представлены от компаний M2M телематика (Россия), Ритм (Россия) и Gurtam (Белоруссия), клиентское ПО представляли компании Level (Чехия) и ОАО «Русские Навигационные Технологии»,ООО ТехноКом, ЕНДС, система ТрансКонтроль, Ритм и M2M телематика (Россия). Большинство производителей современных систем мониторинга включают в свои продукты возможность работы диспетчеров через web-интерфейс и построения распределённых систем серверов.
Важную роль в программном обеспечении для спутникового мониторинга играет картографическая основа. Чем более детализированные и качественные карты используются в системе, тем удобнее диспетчерам вести мониторинг и следить за местонахождением транспортных средств.
Как правило, в программах, имеющих клиентскую часть, карты устанавливаются непосредственно на компьютер пользователя. А web-системы используют онлайн карты, которые благодаря Web-GIS серверу подгружаются по мере необходимости, что, безусловно, требует высокой скорости интернет-соединения. Web-GIS позволяет одновременно использовать такие карты, как Яндекс.Карты, Карты Google, OpenStreetMap, Карты Yahoo!, Карты Bing, Карты Gurtam и другие. [16] [17]
Функции программного обеспечения
Программное обеспечение для спутникового мониторинга обычно имеет ряд интерфейсов. Вход пользователей в систему мониторинга чаще всего защищён паролем для предотвращения несанкционированного доступа к информации. В системах существует определённая иерархическая структура, при которой администратор системы мониторинга управляет правами доступа различных пользователей к различным объектам мониторинга и различным функциям программы.
Основные функции
Самые распространённые функции, которые присутствуют в большинстве систем спутникового мониторинга [18] :
Дополнительные функции
Дополнительные функции, которые расширяют возможности системы спутникового мониторинга:
История развития
В зависимости от применяемых технических решений можно выделить пять поколений систем спутникового мониторинга транспорта:
Ситуация на российском рынке
Системы спутникового мониторинга, представленные в России можно условно разделить на несколько групп:
Следует также учитывать, что системы мониторинга могут быть как самостоятельными решениями, так и модулем в более сложной системе TMS и/или FMS. Немаловажное значение имеют возможности выполнения системой бухгалтерской, складской, логистической функций или интеграции системы спутникового мониторинга с другими автоматизированными системами управления предприятием.
GPS-мониторинг транспорта
GPS-мониторинг транспорта — одна из разновидностей систем спутникового мониторинга транспорта, основанная на использовании американских спутников GPS. Следует различать GPS-мониторинг транспорта с использованием американских спутников GPS и ГЛОНАСС-мониторинг транспорта с использованием российских спутников ГЛОНАСС.
GPS-мониторинг транспорта — технология, применяемая в диспетчерских службах на транспорте, а также для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками (англ. TMS, Transportation management system ) и автоматизированных системах управления автопарком (англ. FMS, Fleet Management System ) для контроля фактических маршрутов транспортных средств при помощи спутников GPS.
В настоящее время в России набирает популярность направление ГЛОНАСС-мониторинг транспорта, работа которого основана на функционировании российских ГЛОНАСС-спутников.
Автомобильный тре́кер — прибор, устанавливаемый на автомобиль с целью отслеживания его дальнейшего перемещения и контроля его местоположения.
Обычно трекер определяет своё местоположение, принимая сигналы ГЛОНАСС/GPS и отправляя их посредством мобильного интернет канала GPRS на сервер в Интернете, на котором владелец прибора наблюдает его перемещения. Почти все современные (2008—2009 годы) приборы, работающие на этом принципе, могут принимать входящие звонки.
Спутниковый мониторинг работы общественного транспорта
Что такое мониторинг транспорта
При ведении бизнеса в сфере грузовых и пассажирских перевозок руководители часто сталкиваются со сложностями во время контроля работы организации. Особенно, если они не знают, что такое мониторинг транспорта. Чтобы не переживать за качество выполнения работы и спать спокойно, весь автотранспорт оснащается специальной системой контроля, которая помогает отслеживать все входящие в автопарк объекты.
Разберемся подробнее, что такое спутниковый контроль транспорта и из чего он состоит
Это система для отслеживания траектории передвижения транспортного средства и определения его геолокации в конкретный момент.
Автомониторинг производится за счет установленных на автомобиль приборов и датчиков, их тип и количество зависят от конкретных задач заказчика. Например, для частного использования системы можно установить только трекер, который будет выходить из спящего режима несколько раз в день и сообщать владельцу местонахождение машины. Это отличное противоугонное решение для личного автомобиля.
Для компаний по коммерческим перевозкам этого будет недостаточно, поэтому в автопарки устанавливают целый ряд взаимосвязанных между собой приборов:
Схема работы:
Трекер с GPS/глонасс-приемниками определяет координаты и передает эту информацию вместе с данными датчиков и приборов на сервер. Таким образом диспетчер или отдел логистики удаленно регулируют работу водителей и отслеживают состояние транспорта, своевременно устраняя неполадки.
Как применяется спутниковый мониторинг транспорта:
Зная, что такое спутниковый мониторинг транспорта и правильно его используя, руководитель предприятия может качественно повысить уровень работы автопарка и значительно увеличить прибыль. Мы помогаем выбрать наиболее подходящую для вас систему, устанавливаем и настраиваем ее под все необходимые нужды.
Система ГЛОНАСС что это и как работает
Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».
Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.
Что такое ГЛОНАСС и как работает система?
ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.
Принцип работы системы:
При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.
Сравнение с основным аналогом — системой GPS
Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.
Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:
Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.
Сфера применения
Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.
Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.
Кроме этого оборудование может использоваться:
Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.
ГЛОНАСС для контроля транспорта
Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.
Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.
Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.
Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:
Что такое ЭРА ГЛОНАСС?
Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.
Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.
Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.
Особенности работы экстренного информирования
Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.
Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.
SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.
И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.
УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.
Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.
По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:
Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.
Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.
Мониторинг транспорта: контролируем водителей, строим маршруты и вовремя обслуживаем автопарк
В логистике много проблем: встроенные навигаторы строят неоптимальные маршруты, сложно рассчитать, сколько времени займет доставка, трудно контролировать расход топлива и работу водителей.
Разберемся, как мониторинг транспорта помогает оптимизировать логистические процессы и сэкономить миллионы рублей.
Что такое мониторинг транспорта
Система мониторинга транспорта позволяет отслеживать транспортные средства и параметры их работы.
Датчики можно установить на любое транспортное средство, даже на поезд или отдельный вагон
Некоторые датчики не просто собирают информацию, но и умеют управлять автомобилем. Это позволяет взять транспорт под контроль удаленно с любого устройства: заблокировать двигатель, открыть дверь, поморгать фарами, чтобы машину легче было найти.
«Программа на сервере может наложить координаты движения с датчика на электронную карту. Это поможет отследить, движется ли транспортное средство по заданному маршруту. Если автомобиль отклонится от маршрута или выйдет из регламентированной зоны движения, программа может автоматически отправить ему уведомление. Все это произойдет без участия людей».
Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»
Какие проблемы решает мониторинг транспорта
Оборудование для системы мониторинга и контроля транспорта решает пять основных логистических задач.
Вы будете всегда знать, где находится автомобиль, куда он поехал, какой маршрут выбрал водитель. Сразу узнаете, если водитель использует служебный транспорт в личных целях, а также сможете найти автомобиль, если его угонят. А если у вас настроена система управления транспортом, можно будет заглушить двигатель и заблокировать двери — тогда воры никуда не смогут уехать и окажутся заперты в машине.
Похожую схему используют агрегаторы такси, например «Ситимобил». Система автоматически предлагает заказы машинам рядом, а клиенты могут видеть ближайшие машины на экране и смотреть, как автомобиль к ним едет.
Машины на экране приложения «Ситимобил» — это как раз результат мониторинга по GPS. Правда, эта система чуть упрощена: в качестве датчика выступает не устройство в автомобиле, а смартфон водителя. Но так тоже можно.
С помощью датчиков в баке можно следить за уровнем топлива и его расходом во время работы автомобиля. Если уровень топлива в баке резко упадет — это признак кражи. Контроль фактического расхода топлива помогает сопоставить, сколько его купил водитель и сколько потратил в дороге. Обычно в системах мониторинга и контроля транспорта можно настроить автоматическое оповещение, которое предупредит о подозрительном поведении водителя.
Мониторинг помогает следить, соблюдает ли водитель скоростной режим, на какой передаче едет, насколько резко тормозит, не перегревается ли двигатель. Так можно выявлять водителей, которые систематически нарушают правила и повышают вероятность аварии или срочного ремонта автомобиля.
В перспективе анализ манеры вождения будут использовать страховые службы. Они смогут посмотреть, насколько аккуратно водитель ведет себя на дороге, и в зависимости от этого снижать или повышать для него стоимость страховки.
Система мониторинга транспортных средств помогает собирать информацию об оборотах двигателя, уровне масла и других технических особенностях транспортного средства. Это позволит отправлять автомобиль на техосмотр еще до поломки, что поможет избежать дорогостоящего ремонта и внезапных простоев техники.
Можно устанавливать датчики на контейнеры, трейлеры, прицепы, рефрижераторы. Это позволяет следить, чтобы груз двигался вместе с транспортом, правильно проходил все точки маршрута и не затерялся на таможне. Также можно отслеживать температурный режим при перевозке скоропортящихся грузов и изменения веса, чтобы предотвратить кражу.
Кроме пяти основных есть еще мелкие задачи, например, контроль перевозимого автомобилем веса или рабочего времени водителя. Оборудование для мониторинга и контроля транспорта может измерять любые физические параметры, и только от вашей фантазии зависит, какую важную для логистики информацию можно из этого извлечь.