Мониторинг в школе что это
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения
Разделы: Математика
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Мониторинг как один из инструментов системы управления в школе (педсовет)
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.
Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.
Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формируем свое представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств: наиболее широко на данном этапе используются электронные таблицы Exсel, табличный процессор Word, специализированное ПО Хронограф 2.5., 3.0.).
Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности: Слайд 6-11
1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся
2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.)
3. Уровень воспитанности учащихся.
4. Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5. Уровень профессионального мастерства педагогов.
Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.
С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.
Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.
Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся. Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.
Результаты срезов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО.
Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.
В классе в течение учебного года по всем учебным дисциплинам проводится от 7 (если дисциплина изучается 1 час в неделю) до 13 диагностических процедур. Показатель усвоения знаний в каждом случае вычисляется методом нормального распределения. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей.
Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа учащихся способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений учащихся, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.
У ребёнка завтра в школе(1 класс)Мониторинг. Что такое Мониторинг?
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх организационных функций:
* выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
* устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
* устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
В международных отношениях под мониторингом понимают деятельность международных организаций по контролю за исполнением государствами своих обязательств по международным договорам. Мониторинговые механизмы могут быть различного характера: к ним относятся, например, Европейский суд по правам человека, международное наблюдение за выборами и т. д.
Наиболее близкий русский эквивалент слова «мониторинг» — отслеживание. Термины контроль, надзор, присмотр, пригляд, которые иногда указывают в качестве синонимов, имеют всё же несколько другое значение.
* В технической диагностике под мониторингом понимают непрерывный процесс сбора и анализа информации о значении диагностических параметров состояния объекта.
Мониторинг в образовательном учреждении
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.
I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.
Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.
Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.
Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?
II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.
III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.
IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.
Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:
II этап. Практический
Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга
Директор школы, администрация | Зам.директора по воспитательной работе | Классные руководители и учителя-предметники | Социально-психологическая служба |
анализ состояния учебно-воспитательного процесса; принятие управленческих решений; подбор педагогических кадров; организация методической работы | планирование воспитательной работы школы; организация методической работы с классными руководителями; организация индивидуальной работы с учащимися; контроль за деятельностью классных руководителей | планирование учебно-воспитательной работы с классом; организация индивидуальной работы с учащимися; выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей | изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов; изучение адаптации учащихся; разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися; индивидуальные консультации классных руководителей; осуществление работы с родителями |
Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).
Педагогический мониторинг как способ управления качеством образовательного процесса в школе
Педагогический мониторинг как способ управления качеством образовательного процесса в школе
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А. Дистервег (19 век) Немец. педагог
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг».
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить успешность освоения предмета учащимися.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями(на внедрении педагогического мониторинга).
Что же такое мониторинг?
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение эффективности управления качеством обучения.
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1) Этапы мониторинга.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:
- наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование; экспертный опрос; анкетирование.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора по УВР.
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1.Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2.Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Мониторинг как технология управления качеством обучения
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации Программа «Управление качеством образования в школе».
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.
Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:
Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому). Уровень профессионального мастерства педагогов. Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.
Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.
1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга:
1.Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
–существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.
Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.
С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.
Мониторинг может быть представлен двумя уровнями:
Индивидуальным (осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса: уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН).
Внутришкольным – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.
Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:
Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль(стартовый) качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Выясняются причины потери знаний за летний период, намечаются меры по устранению пробелов. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.
Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся (тематический, четвертной, полугодовой). Отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников.
Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения. Выявляются недостатки в работе, планируется ВШК на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.
Диагностические задания разрабатываются и проводятся учителями –предметниками, руководителями методических объединений, заместителями директора.
Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Модель мониторинга качества обучения учащихся.
Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по основным учебным дисциплинам, по классам. Обработка и анализ полученных результатов.
По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.
Коррекция. Меры по коррекции включают в себя:
- Встречи с родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости; обсуждение проблем учащихся на классных часах; обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; формирование учебной мотивации; развитие профессиональных интересов; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.
Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.
Выводы и рекомендации.
Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях: 1.Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.
Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов).
Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга.
Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.
2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.
4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)
Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.