Мониторинговая группа это что
Группа мониторинга
Мониторингом информационного пространства в пресс-службах обычно занимаются от одного до трех человек в зависимости от размеров организации и сферы ее интересов. В поле зрения данных сотрудников попадает информация, тем или иным образом связанная с работой организации. Как правило, отслеживаются сообщения СМИ о структуре либо рынке, на котором она непосредственно работает, выступления руководства организации, различные комментарии, экспертные мнения, данные социологических опросов по интересующей проблематике, информация, свидетельствующая о настроениях и положении дел у потенциальных инвесторов, конкурентов, потребителей и т.д. Перечислять этот список можно очень долго.
Если пресс-служба представляет большую организацию, то в мониторинг попадают все сообщения, имеющие упоминание ее названия. Все сообщения просматриваются, наиболее интересные куски и моменты копируются и идут в отчет (дайджест) 1 для главы пресс-службы или руководителя организации. В зависимости от поставленных руководителем целей и локальных условий, спектр тематики
1 Дайджест — документ, в котором коротко излагается содержание материалов СМИ (иногда с выдержками) с целью создать представление о наиболее важных акцентах в медиа-пространстве за определенный период времени.
исследуемых информационных сообщений может варьироваться, ограничиваясь лишь областью, в которой работает организация (например, вопросы охраны общественного порядка и деятельность милиции) или же охватывать более широкий спектр вопросов (например, деятельность правоохранительных органов в контексте работы правозащитных, других общественных и религиозных организаций).
В группе мониторинга обычно находятся сотрудники, не обладающие значительным опытом, так как на этом участке работа механическая и рутинная, в ней меньше элементов творчества, нежели в деятельности аналитиков и текстовиков. Для того чтобы оптимизировать штат сотрудников, пресс-службы зачастую заказывают мониторинг информационного пространства у специализированных организаций, предоставляющих такие услуги. Обусловлено это тем, что держать даже одного мониторщика в штате достаточно накладно для средней или малой организации. Как свидетельствует опыт, мониторинг обычно занимает не весь рабочий день, поэтому в ряде случаев осуществляется ночью.
Однако значение мониторинга нельзя недооценивать. Здесь имеется в виду не столько традиционный мониторинг СМИ, сколько мониторинг ситуации. Основные информационные угрозы сегодня возникают в недрах сети
1 Клиппинг — это технология подбора публикаций в печатных и электронных СМИ уа определенный период времени, в которых упоминается название какой-либо организации, конкретная персона или прошедшее событие.Клиппинг является очень важным инструментом корретирования работы пресс-службы и стратегии всей информационной работы.
Интернет, когда где-то в блогах появляется какая-то информация, источник возникновения которой сложно установить. На это нужно обязательно обращать внимание и готовиться к ее позитивному либо (что более вероятно) негативному развитию, а для этого данное информационное сообщение нужно увидеть как можно раньше. Зачастую от того, насколько качественной будет такая подготовка, зависит весь успех работы.
Не менее важна информация, поступающая от журналистов по внутренним каналам. Как надо действовать, если в крупной организации произошел скандал, рассказывает Эдуард Крусткалин, заместитель председателя по международным связям ФГУ РГРК «Голос России». Пресс-секретарь узнает об этом одним из первых и понимает, что в течение нескольких часов данная тема будет раскручиваться в информационном пространстве. Сообщения могут появиться из любого источника. Здесь главное — сработать на опережение: например, получить видеосюжеты от телекорреспондентов, работающих на Камчатке и во Владивостоке, которые первыми подадут в эфир эти сведения. Благодаря этому, до тех пор, пока информация дойдет до московского выпуска новостей, будет время подготовить компетентный ответ и полноценно выступить по данной теме.
Выше уже говорилось о том, что информацией мониторинга пользуется глава пресс-службы и в случае особой важности она доводится до сведения руководителя организации. Кроме этого группа мониторинга участвует в подготовке крупного PR-текста, так как собранные сведения учитываются группой аналитиков и текстовиков. Собранные в ходе мониторинга сведения позволяют создавать более актуальный, востребованный и интересный продукт, учитывающий информационный контекст появления материала.
Мониторинговые группы: кто входит и каковы полномочия при посещении объектов бизнеса
В городе сейчас работают 32 мониторинговые группы по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм.
В состав мобильных мониторинговых групп входят сотрудники местных исполнительных органов (акимат), местной полицейской службы и НПП РК «Атамекен».
Отметим, что сотрудники Департамента санитарно-эпидемиологического контроля города Алматы в данные группы не входят, поскольку изменения в Предпринимательский кодекс РК ограничили их при проведении мониторинга объектов.
Каков порядок их действий?
При выявлении фактов нарушений санитарных требований как физлицами, так и юридическими лицами, сотрудники правоохранительных органов принимают меры по сбору материала для последующего его направления в органы СЭС.
Во всех случаях обнаружения нарушений должен обеспечиваться сбор доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения:
Координационный центр после получения информации направляет экстренное извещение в СЭС.
После получения экстренного извещения СЭС осуществляют внеплановую проверку объектов без предварительного уведомления проверяемого субъекта.
Регистрация акта о назначении проверки проводится в течение следующего рабочего дня в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.
Физические лица привлекаются к административной ответственности по результатам рейдов мобильных групп, а также материалов, переданных органами внутренних дел.
В случаях несоблюдения режима ношения масок гражданами, каждый факт нарушения рассматривается индивидуально, и к административной ответственности привлекается физическое лицо, допустившее нарушение.
В отношении субъекта предпринимательства основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении являются нарушения, связанные с деятельностью объекта (функционирование объектов, деятельность которых запрещена в период карантина, необеспеченность персонала масками и антисептиками, проведение массовых мероприятий и т.д.). При этом требования предъявляются в рамках утвержденных проверочных листов.
Палата предпринимателей г.Алматы призывает всех субъектов предпринимательства строго соблюдать Санитарные правила, а при нарушении со стороны проверяющих органов норм действующего законодательства, обращаться к нам по телефону 33 101 33 или в кол-центр 1432.
Топ-10 самых популярных вопросов и ответов о работе мониторинговых групп
11:15 31 Декабрь 2020 7586
Автор:
Ответы на самые популярные вопросы о работе мониторинговых групп, отслеживающих соблюдение карантина и ограничительных мер, опубликовал на своей странице в сети Facebook руководитель аппарата бизнес-омбудсмена РК Шынгыс Темир.
Вопрос 1. Соблюдение каких именно требований могут проверять мониторинговые группы?
В постановлениях санитарных врачей прописано большое множество требований к объектам бизнеса: дезковрики, санитайзеры, жидкое мыло в санузлах, перчатки и маски сотрудникам и так далее. Безусловно, эти требования должны соблюдаться. Однако согласно алгоритму, любая мониторинговая группа имеет возможность проверять объекты бизнеса на соблюдение исключительно пяти следующих требований:
Стоит обратить внимание – несмотря на то, что мониторинговые группы могут проверять объекты на соблюдение только упомянутых пяти требований, это ни в коей мере не означает, что остальные требования и вовсе не подлежат соблюдению (почему – смотрите ответ на вопрос 3).
Вопрос 2. Почему в некоторых случаях санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) после посещения объекта мониторинговой группой и выявления нарушений составляет административные материалы на предпринимателей без выхода на объект, а в других – посещает предпринимателя с полноценной проверкой?
Статья 802 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) позволяет правоохранительным органам передавать материалы о совершенных правонарушениях в уполномоченные органы для заведения административных дел.
Сотрудники полиции в составе мониторинговых групп фотографируют возможные нарушения, готовят рапорты на свое вышестоящее руководство, а затем эти материалы передаются в СЭС, где в отношении нарушителей возбуждаются административные дела. В этом случае санврач не посещает объект бизнеса с проверкой.
В то же время мониторинговые группы, видя большое число нарушений на объекте или отмечая факты систематических грубых нарушений на одних и тех же объектах, могут инициировать полноценную проверку в соответствии со статьей 144 Предпринимательского кодекса (для этого оперативно готовится экстренное извещение).
В этом случае санврач выходит на внеплановую проверку на предмет соблюдения уже не пяти требований, а 24-х (об этом подробно в ответе на вопрос 3).
Фишка в том, что по результатам проверки санврача предпринимателю при нарушении может быть выписан штраф по статье 425 КоАП (штраф для малого бизнеса составляет 640 тыс. тенге), а также выдано предписание о необходимости соблюдения ограничительных мероприятий и сантребований (например, работать исключительно согласно графику). В большей степени это касается ресторанов, постоянно проводящих свадьбы, банкеты, или ночных клубов, которые организовывают массовые мероприятия – дискотеки.
Если повторная проверка таких заведений снова выявит нарушение, а именно нарушение предписания (не проводить массовые мероприятия или не работать ночью), то применению подлежит уже часть 3 статьи 462 КоАП. Материалы передаются в суд, который может не только оштрафовать предпринимателя (штраф для малого бизнеса составляет почти 278 тыс. тенге), нарушившего предписание, но и приостановить его деятельность на определенный срок.
Вопрос 3. Что это за 24 требования, на предмет которых проверку осуществляет санврач с выходом на объект?
Проверка мониторинговой группы регулируется КоАП: вышеупомянутая статья 802, законом об органах внутренних дел: подпункт 15) пункта 2 статьи 6, алгоритмом. Проверять мониторинговая группа может только на предмет соблюдения пяти требований (ответ на вопрос 1). Здесь нельзя не отметить, что мониторинговые группы вызывают ряд вопросов относительно того, могут ли они в принципе существовать. Но они уже полгода работают и помогают государству бороться с нарушителями (хотя не только), поэтому доказывать их неправомерность тщетно.
А вот проверка СЭС – это уже полноценная внеплановая проверка по статье 144 Предпринимательского кодекса, и такую проверку возможно осуществлять только по 24 пунктам, которые содержатся в проверочном листе.
На данный момент на согласовании в госорганах находится проект нового проверочного листа, в котором будет содержаться не 24, а 20 требований.
Важно отметить, что не все 24 требования подходят каждому объекту. Очевидно, что требование о наличии у водителя и кондуктора общественного транспорта антисептика для обработки рук и средств защиты относится к объектам транспорта, а не, например, к продуктовым магазинам. В то же время требование реализации продуктов питания в фасованном виде не может распространяться на объекты транспорта.
Это означает, что общее количество требований, на предмет которых может осуществляться проверка санврача, будет меньше 24. Обратите внимание, что в проверочном листе отсутствует требование устанавливать дезковрик или дезтоннель у входа.
Конечно, это не говорит о том, что такие требования следует игнорировать, но оштрафовать за отсутствие дезковрика или, например, дезтоннеля, вас не могут.
Вопрос 4. Кто входит в состав мониторинговой группы?
В состав мониторнговой группы обязательно должны входить сотрудники акимата и полиции. Дополнительно в нее могут быть включены волонтеры, представители общественности и другие заинтересованные лица.
В соответствии с новым алгоритмом, все эти лица должны работать только в мониторинговых группах.
Вопрос 5. Как убедиться, что на объект пришла настоящая мониторинговая группа, а не шарлатаны?
Все очень просто. Согласно новому алгоритму составы всех мониторинговых групп должны публиковаться на сайтах районных (городских) акиматов. Нужно потребовать должностные удостоверения у членов мониторинговой группы и сверить с сайтом (у члена мониторинговой группы – сотрудника полиции, должностное удостоверение точно будет).
Если проверяющие отказываются предъявить свои документы, это повод снять их на видео и обратиться в «Атамекен», прокуратуру или Антикор прямо во время проверки по телефону (смотрите ответ на вопрос 8).
Вопрос 6. Как быть, если нарушение сантребования допустил посетитель вопреки просьбе надеть маску, либо собственные работники периодически не соблюдают масочный режим, несмотря на то, что работодатель обеспечил их неснижаемым запасом средств индивидуальной защиты?
В таких случаях ответственность должны нести исключительно лица, совершившие нарушения (посетители или работники). Этот вопрос мы закрыли еще летом – тогда на наш запрос Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава дал исчерпывающий ответ:
«. выработана позиция по вопросу разграничения ответственности предпринимателя и его потребителя в случаях нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Физические лица привлекаются к административной ответственности по результатам рейдов мобильных групп, а также материалов, переданных органами внутренних дел. В случае несоблюдения режима ношения масок гражданами, каждый факт нарушения рассматривается индивидуально и к административной ответственности привлекается лицо, допустившее нарушение».
Вопрос 7. За что предпринимателя могут оштрафовать?
Оштрафовать вас могут исключительно за нарушение хотя бы одного из 24 пунктов проверочного листа (ответ на вопрос 3). Чтобы понять, какие из этих требований необходимо соблюдать на вашем объекте, изучите алгоритм работы своего бизнеса. Алгоритмы обновлены с учетом наших предложений и утверждены новым постановлением главного государственного санитарного врача Ерлана Киясова от 25 декабря 2020 года N 67.
Вопрос 8. Какие штрафы грозят нарушителям?
Нарушение сантребований влечет ответственность по статье 425 КоАП. Напомню, штрафы за нарушения данной статьи выросли весной 2019 года в разы и теперь составляют:
Мы неоднократно выступали против этих штрафов. К сожалению, пока снизить размер не удалось, но по нашей инициативе первым вице-премьером Алиханом Смаиловым дано поручение Минюсту и Минздраву проработать возможность градирования размеров штрафов в зависимости от степени тяжести совершенного правонарушения.
Сейчас 640 тыс. тенге штрафа грозит предпринимателю, если он не ведет журнал учета отсутствия сотрудников на рабочем месте и точно такой же штраф ждет более злостных нарушителей (тех, кто проводит массовые мероприятия или работает ночью). Это крайне несправедливо.
Кстати, в порядке статей 810-811 КоАП в течение семи суток можно уплатить 50% от суммы штрафа. Дело будет считаться закрытым.
За повторные нарушения (если было выдано предписание, которые предприниматель не исполнил) вы можете быть привлечены к ответственности по части 3 статьи 462 КоАП. Санкции по данной статье отличаются:
Ко всему прочему, деятельность предпринимателя может быть приостановлена судом.
Вопрос 9. Что делать и куда обращаться, если пришла проверка мониторинговой группы или санврача?
Во-первых, необходимо потребовать документы проверяющих и сверить с сайтом акимата (если речь идет о проверке мониторинговой группы). Всю проверку можно записывать на видео.
Затем следует проследить, чтобы проверка мониторинговой группы осуществлялась исключительно по 5-ти требованиям (перечислены в ответе на вопрос 1), а проверка санврача – по 24-м требованиям (ответ на вопрос 3).
Если в действиях проверяющих вы усматриваете нарушения (или вам просто нужна консультация как себя вести), вы можете обратиться в местный «Атамекен» или прокуратуру, телефоны по ссылке.
Также можно позвонить по короткому номеру 1432 (call center «Атамекена»), вам дадут контакты юристов региональной палаты предпринимателей.
У нас совместно с прокуратурой сформированы мобильные группы, которые могут даже выехать на ваш объект и сопроводить во время проверки. Также сотрудники «Атамекена» или прокуратуры могут проконсультировать вас по телефону. Если проверка уже состоялась, то после получения документов прокуратура сможет проверить законность действий проверяющих, а «Атамекен» – помочь вам обжаловать результаты проверки.
При любых проявлениях коррупции звоните по короткому номеру Антикоррупционной службы – 1424.
Вопрос 10. Какие еще предложения подготовлены «Атамекеном»?
Мы предлагаем проверки мониторинговых групп предварительно фиксировать в информационной системе, что существенно снизит коррупционные риски. Так будут исключены факты проверок одного и того же заведения несколько раз в день.
Все мониторинговые группы должны оставлять цифровой след, но сейчас этого нет. Не сомневаюсь, многие мониторинговые группы никак не фиксируют объекты, которые они посетили и не выявили на них нарушений.
Сейчас пилотный проект частично реализован в Туркестанской области. Мы намерены масштабировать этот опыт на всю страну.
Саян Абаев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
В помощь предпринимателю: всё о работе мониторинговых групп
Ответы на часто задаваемые вопросы
Друзья, продолжаю делиться информацией о работе мониторинговых групп. В этой публикации постараюсь ответить на часто задаваемые вопросы.
1. Предприниматели жалуются, что проверяют их бессистемно, могут даже в сутки несколько раз навестить, и главная цель, которую преследуют проверяющие — это оштрафовать бизнесмена. О «широких» полномочиях мониторинговых групп даже президент сказал. Действительно, есть основания говорить, что сегодня мониторинговые группы «проверяют кого хотят и когда хотят»?
Да. Это справедливое замечание. Мониторинговые группы осуществляют проверки бизнеса на предмет соблюдения санитарных требований, т.н. «ковидных» требований. Их деятельность по сути ничем не регламентирована. Да, есть определенный алгоритм, который согласован Минздравом и МВД, но в нем отсутствуют критерии проведения проверок. Проверки осуществляются бессистемно, хаотично, стихийно.
Мониторинговые группы либо отрабатывают заведения по жалобам, либо посещают их по своему усмотрению. Есть факты систематического посещения одних и тех же объектов. Отследить факты посещений нельзя, проверки нигде не фиксируются. Это благодатная почва для всевозможных коррупционных проявлений.
2. Мониторинговые группы. Кто в них входит, сколько в ней человек, какими полномочиями эти люди обладают? В каких документах прописаны их полномочия?
Как правило, в состав мониторинговых групп входят представители акиматов и полиции, дополнительно в них могут входить волонтеры, общественники и работники санитарно-эпидемиологической службы. Мониторинговая группа проверяет объект на предмет соблюдения санитарных ограничений. Количество человек в мониторинговых группах не регламентировано.
Насколько компетентны сотрудники полиции, чтобы говорить о том, имело ли место нарушение санитарно-эпидемиологических норм и сверять их с санитарными требованиями — большой вопрос. Конечно, для этого важно иметь образование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но санитарная служба не во всех мониторинговых группах участвует — у них просто нет таких ресурсов.
Бизнес задает вопросы, если проверку в рамках контроля и надзора должны осуществлять сотрудники санитарно-эпидемиологической службы, почему же тогда они не всегда работают в составе мониторинговых групп? Ответ в том, что деятельность мониторинговых групп закон не нарушает.
Согласно подпункту 2) части 1 статьи 802 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в т.ч. материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления.
Эти материалы передаются в уполномоченный орган — СЭС, где уже после проверки материалов заводятся или не заводятся административные дела. Если полицией не обеспечена полнота материалов или выявлено отсутствие состава правонарушения, административное дело не заводится. По имеющейся у нас информации, большая часть всех административных дел была заведена именно по такому механизму.
3. А что насчет моратория на проверки предпринимателей?
Проверки, осуществляемые мониторинговыми группами — это не контроль и надзор. Мораторий распространяется на проверки в рамках контроля и надзора. Полиция в составе мониторинговых групп фактически осуществляет охрану правопорядка, закон позволяет привлекать к ответственности, к примеру, столпившихся без масок и без соблюдения социальной дистанции граждан.
Для проверок санврачами в рамках контроля и надзора из моратория предусмотрены исключения (при возникновении угрозы жизни и здоровью граждан и по решению первого руководителя центрального государственного органа — Минздрава).
Однако проводимые мониторинговыми группами проверки — это не контроль и надзор, а значит, на них не распространяются требования Предпринимательского кодекса и мораторий на проверки.
4. За что сегодня могут оштрафовать бизнесмена? Должны ли уведомлять предпринимателя о проверках мониторинговых групп?
В начале июля утвержден СанПиН, который содержит основные требования, за его нарушения предусмотрена ответственность в статье 425 КоАП.
СанПиН тесно связан с постановлениями санврачей, он на них отсылает. Совместным приказом утвержден проверочный лист из 24 требований, и ответственность наступает лишь за нарушение одного из этих 24 требований (маски, санитайзеры, разметка, график работы и т.д.).
Требования распространяются не на все виды бизнеса (к примеру, реализация продуктов питания в фасованном виде не может распространяться на работающие в офисах компании). Требования конкретно к каждому виду деятельности надо смотреть в СанПиНе и постановлениях санврачей — они прописаны в соответствующих алгоритмах.
5. Я предприниматель, ко мне пришла мониторинговая группа. Как мне убедиться, что ко мне пришли именно те люди, которые должны проверять?
Достоверно узнать нельзя. Проверки осуществляются хаотично. Но у сотрудников уполномоченных органов имеются служебные удостоверения. Однако не будет акта о назначении проверки, по которому можно было бы пробить, кто именно пришел на проверку, каков предмет проверки, дату проведения проверки и т.д. Такие документы готовятся только в рамках контроля и надзора. Тем не менее мы на площадке infokazakhstan.kz предложили реализовать аналогичный функционал.
6. Мой объект начали проверять, как мне защитить свои права, куда мне обратиться?
В первую очередь хотелось бы призвать бизнес соблюдать санитарные требования. На сайте infokazakhstan.kz размещены требования применительно к каждому бизнесу. Зачастую речь идет о простых мерах: санитайзеры, маски, разметка.
Если же проверка пришла, нужно попросить служебные удостоверения, можно осуществлять видеосъемку. Если есть основания полагать, что в отношении вас могут быть применены неправомерные действия, смело звоните в call-center Национальной палаты по номеру 1432. У нас совместно с прокуратурой сформированы мобильные группы, которые могут оперативно выехать на место для того, чтобы проконтролировать законность проведения проверки, проконсультировать, сопроводить.
Также можно позвонить по номеру в зависимости от Вашего региона.
7. Как ситуация с предложением «Атамекена» разграничить нарушения санитарных требований по степени тяжести?
В «Атамекен» поступил проект изменений в критерии оценки степени риска и проверочный лист. Эти 24 требования предложено сократить до 21 и разбить их на незначительные, значительные и грубые. Свои предложения по этому поводу мы уже дали.
Однако санкция статьи 425 КоАП не делит правонарушения по степени тяжести. Неважно, предприниматель не завел журнал выхода на работу сотрудников или же проводит массовые мероприятия — штраф будет одним и тем же.
Это, конечно же, несправедливо. Именно поэтому мы и предлагаем зайти в КоАП и разграничить штрафы по степени тяжести совершенных правонарушений. Не все госорганы с нами согласны, но работу в данном направлении мы продолжаем.
8. Какие у «Атамекена» предложения, чтобы работа мониторинговых групп шла в правовом поле?
Мы предложили четкие критерии проведения проверок: только по официальным жалобам. Все проверки должны фиксироваться в базе, чтобы можно было проверить, сколько раз мониторинговая группа посещала одни и те же объекты (проверки мониторинговых групп нигде не фиксируются. В органах правовой статистики размещается информация о проверках в рамках контроля и надзора, но большая часть ковидных проверок осуществляется мониторинговыми группами).
Второй вариант: поделить населенные пункты по секторам, посещать исключительно объекты, находящиеся в секторах. Бизнес, расположенный в проверяемом секторе, зная, что к нему могут прийти, будет заинтересован в соблюдении санитарных требований.
Все предложения переданы в Минздрав и МВК по коронавирусу.
Уважаемые предприниматели, в ближайшее время я сделаю новую публикацию о деятельности мониторинговых групп.