Монолог что это 2 класс русский язык канакина
Конспект урока по русскому языку, 2 класс по теме:»Как отличить монолог от диалога»
Тема: Как отличить диалог от монолога?
Цели: познакомить с терминами диалог и монолог; формировать умение оформлять диалог.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
ВОЛКИ РЫЩУТ, ПИЩУ ИЩУТ.
— Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов?. (предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка).
— Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.
— Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пишу с буквой У)
— Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пишу с буквой У)
— Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.
Самоопределние к деятельности.
-Сравните два вида речи.
1) – Ты чего такой хмурый?
— Один ворот остался.
2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.
— Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает).
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.
— На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога).
— Как называется сказка? (Терем-теремок)
-Докажи, что это диалог (говорят два действующих лица)
-Кто спрашивает? (блоха-попрыгуха)
— Кто отвечает? (муха-горюха) (чтение в парах)
— Кто догодался, для чего используется знак «-« (отделяет слова каждого разговаривающегося)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.
— В каких словах подчеркнули орфограмму? (живет, жить)
(Работа в парах: вариант1 – Колобок, вариант 2 – Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок»)
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.
— Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?
-Из каких частей они состоят и что они обозначают?
-Прочитайте отрывок из сказки.
-Это диалог или монолог? (монолог, так как говорит один человек)
— К кому обращен монолог? (к птичке)
=- Спишите первое предложение с проговариванием.
-Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай)
— Почему выделена буква О? (слышим звук А, пишем букву О)
-Ккое близкое по значению слово мы говорим при прощании? (До свидания)
— Запишите это слово.
_ Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О.(Прощание, попрощался, прощальный)
Ветер дует нам в лицо,
(помахать руками на себя.)
(покачаться вправо и влево)
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(встать на носочки, потянуться вверх)
Закрепление изученного материала
— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
(текст читает ученик с хоорошим авыком чтения)
— Что это – диалог или монолог? (это диалог, говорят трое действующих лиц)
— Как понимаете последнюю реплику? (нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека)
— По какому рисунку можно составить монолог? (по второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают)
— По какому рисунку можно составить диалог? (по первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк)
(первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких- монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы).
Подведение итогов урока.
-как отличить диалог от монолога? (в устной речи: если говорят два или больше действующих лиц – это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по тире, которое отделает слова каждого говорящего.).
Выполнить упр. 11 (с.14)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-688209
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка, 2 класс. Диалог и монолог
Предмет: русский язык
Автор учебника: В.П.Канакина
Класс: 2 «Г»
Тема: «Диалог и монолог».
Разработка технологической карты и конспекта урока будет полезна учителям начальных классов, студентам педагогических ВУЗов, методистам и родителям. Конспект урока разработан и составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Педагогические цели: Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог, ознакомлению с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся отличать диалог от монолога, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог, ознакомятся с правописанием словарного слова «прощай».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД).
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Сценарий урока
1. Этапы урока
2 Формы организации Совзаимодействия
3 Деятельность учителя
Деятельность учащихся
4- осуществляемые действия
5- формируемые умения[/b]
I. Организационный момент.
(Мотивирование к учебной
деятельности) Фронтальная. Приветствие учащихся.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II. Чистописание Фронтальная, индивидуальная. жи ши
лужи
шишка Выполняют письмо
Урок русского языка на тему: «Диалог и монолог» (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» ФГОС по теме «Как отличить диалог от монолога?»
Рассказова Наталья Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ ШКОЛА №1400 г. Москва.
Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с этимологией слов диалог и монолог ; формировать умения
отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге, составлять по рисункам диалог и монолог; учить работать с рубрикой «Страничка для любознательных»; развивать навык смыслового и выразительного чтения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Межпредметная связь: литературное чтение.
Оборудование : учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; рабочая тетрадь «Русский язык» В.П. Канакина.
I .Организационный момент.
Дети стоят в кругу, бросают друг другу мяч и желают хорошего настроения.
— Я рада, что урок мы начинаем с хорошим настроением.
Рассказывание детьми эпизодов из сказок, где герои разговаривают друг с
другом. Оценка речи персонажей.
III .Актуализация знаний.
— Какую цель поставите перед собой при написании минутки чистописания?
Упражнение для пальцев.
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые – догонять.
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвёртые – пешком,
(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Хлопок обоими кулаками по столу.)
— Подчеркните букву на ваш взгляд самую красивую.
На доске: Волки рыщут, пищу ищут.
— Это предложение или группа слов?
— Спишите, подчеркните орфограммы.
— Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? ( щу ).
IV . Самоопределение к деятельности.
Рабочая тетрадь упр. 6, с. 5.
— Чем похожи тексты? (Чем отличаются?)
Учебник с. 10, чтение темы «Диалог и монолог».
— Как отличить диалог от монолога?
— На какой вопрос мы должны ответить к концу урока?
V . Работа по учебнику.
1.Учебник с. 10. Чтение сведений о языке: что такое диалог и монолог.
— В чём сходство и различия диалога и монолога?
2. Чтение и обсуждение рубрики «Страничка для любознательных», стр.11.
— Кого можно назвать любознательным?
— Что нового вы узнали из данной рубрики? Что вам было уже известно? Использование карточек-памяток:
3. Учебник, упр. 6, с. 10 – устно. Чтение диалога из сказки «Теремок».
Ответить на вопросы к упражнению, наблюдение за оформлением диалогической речи.
4. Учебник с.11. «Обратите внимание!»
— Спишите диалог упр.6, стр.10. Проверьте написание.
VII . Закрепление изученного материала.
1.Учебник, упр. 8, с. 12 чтение монолога из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ответить на вопросы к упражнению. Выполнение письменного задания.
Прощай (учебник, с. 12)
— Какое вежливое слово говорит Дюймовочка?
— Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании?
— Подчеркните букву О.
3. Упражнения в различении диалога и монолога.
Учебник, упр. 9, с. 12.
Выполнение устных и письменных заданий.
VIII .Рефлексия. Итог урока.
— На какой главный вопрос вы отвечали сегодня на уроке?
— Как отличить диалог от монолога?
Учебник с.14, задание 4, «Проверь себя».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-049732
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 3. Монолог и диалог
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) признаки монолога и диалога.
2) отличительные особенности диалога и монолога.
3) правила построения диалога и монолога.
Диалог – это речь двоих или нескольких лиц.
Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 61–64.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.10-14.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 12-19.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6—7.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 3.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7-16.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Радость от общения друг с другом испытывают многие люди! Замечательно обсуждать с друзьями идеи, высказывать своё мнение. Разговаривать можно вдвоём, втроём и, даже, целой компанией. В таком общении мы используем особый вид речи – диалог.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Настоящий диалог получается только тогда, когда у каждого говорящего есть возможность высказаться. Каждое такое высказывание участника диалога называется репликой. На письме каждую реплику записывают с новой строки, и перед каждой ставится особый знак – тире.
Прочитаем фрагмент сказки Владимира Сутеева «Кто сказал ˮМяуˮ?». Посмотрите, как записаны реплики Мышонка и Щенка.
«Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал
рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.
Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»?— строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Близко?— заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом,— сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи!— запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.»
Герои сказки – Щенок и Мышонок разговаривают друг с другом
«Мне страшно! Пи-пи-пи!». Это реплики Мышонка.
А Щенок произнес другие слова: «Ты сказал «мяу»?», «Кто-то сказал «мяу»…», «Вот здесь, совсем рядом» Это реплики Щенка.
Сейчас они прозвучали отдельно. Конечно, в этом случае об общем направлении разговора можно догадаться. Но смысл диалога становится неясным. Поэтому очень важно, в какой последовательности реплики следуют в диалоге.
Когда при общении говорят несколько человек одновременно, не стараясь понять смысл высказываний собеседника – это диалогом уже назвать трудно. Вспомни, как кричат торговцы на рынке: каждый свое. Они не обращаются друг к другу. Это не диалог.
Люди общаются в диалоге для того, чтобы обменяться мнением и найти взаимопонимание. Так при каких же условиях диалог будет успешным?
Мы постоянно используем диалог в повседневной, обычной жизни. Диалог звучит и тогда, когда нужно спросить о чем-либо и получить ответ. И когда нужно убедить другого совершить какой-либо поступок. И когда необходимо уточнить мнение окружающих по какому-либо вопросу.
Но из греческого языка к нам пришло еще одно слово, обозначающее вид речи – монолог. Значение части слова «лог», мы уже знаем. А что обозначает часть «моно»? Из этимологического словаря мы узнаем, что «моно» по-гречески означает «один». Значит монолог – это «речь одного».
А разве в общении мы используем речь одного? Конечно! Вспомни ситуации на уроке, когда учитель рассказывает о чем-либо всему классу. Или выступления государственных деятелей, например, президента страны. Можно вспомнить и артистов на сцене. Оказывается, в жизни много ситуаций, когда необходим монолог.
Если говорит один – это всегда монолог. Но качество монолога зависит от выполнения нескольких условий:
В школе ты часто бываешь участником и диалога, и монолога. Особенно ответственно, когда ты в монологе принимаешь роль выступающего: за это ты получаешь оценку. Но теперь ты владеешь некоторыми секретами и диалога, и монолога и значит, половина успеха у тебя уже есть! Осталось полшага до успешного ученика! Удачи!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Отметьте вид речи.
Отметьте название вида речи, представленного в тексте:
Подсказка: Вспомните признаки диалога:
— Каждый участник высказывается.
— Реплики следуют по порядку, друг за другом.
— Участвуют несколько человек.
— Каждая последующая реплика является ответом на предыдущее высказывание.
Правильный ответ: ДИАЛОГ
Задание. Поставьте номер в таблицу.
Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.
̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
— ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.
— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.
̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.
̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.
—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя отвезу я вперёд!»
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!
— Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
— Нет! Это чужая квартира.
— Не могу вам сказать.
— Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога