Монолог для чего нужна речь
Место монолога в речевой деятельности
Содержание
1. Роль диалога в условиях современной коммуникации …………..5
2. Место монолога в речевой деятельности………………………. 7
3. Понятие дискурса в современной лингвистике………………….10
4. Соотношение понятий «дискурс» и «текст»……………………..14
Введение
Речевая деятельность человека есть явление многообразное, и это многообразие проявляется не только в существовании бесчисленного множества отдельных языков, наречий, говоров и пр. вплоть до диалектов отдельных социальных групп и, наконец, индивидуальных диалектов, но существует и внутри данного языка, говора, наречия (даже внутри диалекта данного индивида) и определяется всем сложным разнообразием факторов, функцией которых является человеческая речь. Вне учета этих факторов и изучения функционально соответствующих им речевых многообразий невозможно ни изучение языка как непосредственно данного живому восприятию явления, ни уяснение его генезиса, его «истории».
Роль диалога в условиях современной коммуникации
Для отечественной лингвистики характернее неизменный характер к диалогу. Этот интерес усилился в последнее время в связи с бурным развитием всех отраслей коммуникативной лингвистики: стилистики, лингвистической прагматики, современной риторики и др.
В узком смысле, как языковая форма общения, диалог определяется в «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой как «одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора» [СЛТ, 1969: 132]. Данное определение подчеркивает важную сторону организации диалога как формы речи: наличие адресата, общая тематика высказываний, разговорность. Однако этим не исчерпывается содержание термина. В лингвистическом энциклопедическом словаре (1990 г.) диалог, или диалогическая речь, определяется как «форма (тип) речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.
С точки зрения современной науки, диалог – интереснейший феномен не только человеческого сознания, но также бытия и сознания. Глобальное понимание диалога и диалогических отношений восходит к трудам М.М. Бахтина. Исследователь подчеркивал, что диалогические отношения… – почти универсальное явление, пронизывающее… все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» [Бахтин 1972: 71]. Согласно Бахтину диалогический характер носит человеческое мышление и процесс понимания в частности.
Диалог – чрезвычайно сложное и многогранное явление. Диалогическая речь является сферой пресечения целого ряда наук: филологии, риторики, философии (антропологии, социологии, логики), психологии и др.
Чрезвычайно важным моментом оказывается очевидная антропоцентричность данного вида речи. В большинстве ситуаций диалогического общения осуществляется коммуникация «лицом к лицу», уже сама по себе создающая предпосылки для самораскрытия вступающей в контакт языковой личности.
Кроме того, первичный диалогический дискурс – это всегда продукт коллективного творчества, речевое произведение, созданное несколькими авторами. Адресат всегда выступает в роли активного участника коммуникации.
Таким образом, сущность общения, диалога сводится к его конститутивной роли в познании и самопознании: в диалоге происходит не обмен готовыми, ранее сложившимися внутренними смыслами, а вовлечение в процесс совместного созидания нового общего смысла, который преобразует и участников процесса, и их жизненный мир.
Место монолога в речевой деятельности
В устной речи, кроме диалога, распространен также монолог. Монолог (от греч. monos – один и lоgоs – слово, речь) – это развернутая форма речи, осуществляемая одним говорящим (пишущим), которая не предполагает ответного словесного реплицирования слушающего (читающего) во время ее осуществления. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
В противоположность композиционной простоте диалога, монолог представляет собой определенную композиционную сложность; самый момент некоторого сложного расположения речевого материала играет громадную роль и вводит речевые факты в светлое поле сознания, внимание гораздо легче на них сосредоточивается. Монолог не только подразумевает адекватность выражающих средств данному психическому состоянию, но выдвигает как нечто самостоятельное именно расположение, компонирование речевых единиц. Появляется оценка по поводу чисто речевых отношений: «связно», «складно», «нескладно», «повторяется одно и то же слово на близком расстоянии», «слишком много который», «порядок слов нехорош» и т. д. Здесь речевые отношения становятся определителями, источниками появляющихся в сознании по поводу них самих переживаний. Несколько туманное, но очень реальное понятие «закругленности фразы», независимо от смысла, влияет на словоупотребление и, например, заставляет прибавлять слова там, где их, может быть, не нужно было прибавлять. На этой же почве возникают всевозможные явления синтаксического параллелизма и симметрии, так как сложность естественно вызывает какую-то организацию, построение.
Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный.
Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.).
Для чего людям нужна речь? Речевая ситуация
Описание разработки
Цель
Создание условий для установления обусловленности речи разными ситуациями
Задачи
1. Сформировать представления об элементах речевой ситуации как совокупности условий, при которых возникает речевое общение.
2. Формировать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
3. Воспитывать культуру речевого поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Иметь представление о речевой ситуации и ее элементах.
Уметь составлять речевое сообщение (высказывание или текст) с учетом речевой ситуации.
Формирование мотивации к учебной деятельности, уважительного отношения к мнению
Умение ставить и определять пути решения учебной задачи и оценивать правильность ее выполнения.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, сегодня у нас первый урок из 34 уроков развития речи. Как вы считаете, чем мы будем заниматься на этих уроках? (развивать свою речь, делать ее лучше)
— А что такое речь? Как вы понимаете? (Обсуждение ответов ребят)
Соотнесите свои ответы с определением из словаря С.И. Ожегова (Слайд №1)
Итак, речь – это общение, в процессе которого происходит обмен мыслями, информацией, сообщениями, мнениями об увиденном или услышанном, эмоциями.
— Что же нам необходимио, чтобы речевое общение состоялось?
Именно на этот вопрос мы должны сегодня найти ответ.
Запишем тему урока: речь и речевая ситуация.
Работа с учебником. Упр.1
Рассмотрите четыре рисунка из упражнения.
Какие речевые ситуации изображены на них? (Учитель разговаривает с учениками, мальчик слушает музыку, мужчина пишет письмо, девочка читает книгу)
Мы записали четыре элемента речевой деятельности. А для чего они нужны? (Для того, чтобы мы все могли общаться)
— Какие условия необходимы для речевого общения? Рассмотрим их на примере ситуации, описанной в рассказе В, Драгунского «Тайное становится явным» (Приложение №1) Денис Кораблев, не любивший есть манную кашу, выплеснул ее в окно на улицу, и каша попала на шляпу прохожему.
Слушаем текст (чтение учителем вслух)
— Какое событие заставило милиционера обратиться к жильцам этой квартиры? (Кто-то вылил из окна кашу, пострадал прохожий)
— Была ли у милиционера какая-то цель, зачем он начал говорить? (Он хотел найти и наказать виновного)
— Милиционер пригласил пострадавшего. Как вы думаете, зачем начал говорить «дяденька в шляпе»? (Хотел рассказать, как все происходило, пожаловаться на то, что испорчены костюм и шляпа).
— Представьте себе, что милиционеру никто не открыл дверь. Состоялся бы его разговор с мамой Дениски? (Нет, так как ситуация общения предполагает, чтобы в ней участвовали хотя бы двое)
— Как вы думаете, почему, обращаясь к милиционеру, мама говорила строго и резко, а к пострадавшему обратилась мягко и вежливо? Почему речь милиционера была такой строгой и официальной?
— Представьте себе, что «дяденька в шляпе» оказался иностранцем, который совсем не говорит по-русски. Состоялось бы его речевое общение с милиционером и Денискиной мамой?
На основе анализа текста сделайте обобщение: что же необходимо для речевого общения. Подсказка: должно быть пять элементов
(Событие, побуждающее к общению; участники общения; цель общения; единый язык, на котором говорят собеседники; учет обстоятельств общения)
Представление результатов работы групп. Если вы правильно назвали элементы речевой ситуации, то они должны отвечать на следующие вопросы (Слайд № 2)
Что такое правильная речь и как ее добиться?
Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.
Зачем говорить грамотно?
Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.
Так зачем же нужна правильная речь?
Суть понятия
Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.
Составляющие грамотной речи
Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:
Как научиться делать это правильно?
Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:
Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Развитие речи «Для чего нужна речь» (подготовка к школе)
Тема. Для чего нужна речь.
Цель : дать первоначальное представление о речи, ее значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека.
— Наше занятие называется «Развитие речи». А что такое речь? Как вы понимаете это слово?
— Давайте поиграем в игру «Молчанка» Всё делаем молча. Я буду вам говорить задание, а вы его выполнять.
4. Похлопайте в ладошки.
5. Повернитесь к маме (папе).
6. Обнимите маму (папу).
7. Повернитесь к своим новым друзьям.
8. Познакомьтесь с ними.
Многие дети начнут говорить соё имя.
— Я просила вас всё делать молча, а вы стали говорить. Почему?
— Теперь попробуйте молча нам рассказать о себе.
— Скажите, пожалуйста, а с помощью чего вы нам рассказывали о себе?
— Вы сейчас использовали речь.
Речь – это то, что мы говорим, с помощью неё мы общаемся друг с другом.
Теперь представьте, что вы – котята. Встаньте, пройдитесь как котятки, попрыгайте, побегайте. А теперь расскажите своей маме (папе) – кошке что вы сейчас делали.
(дети начинают мяукать)
— Вы сейчас использовали речь? Кто пользуется речью?
—А вы любите фантазировать? Тогда попробуем.
☻ Представьте себе, что вдруг на Земле исчезли все пуговицы. Что произойдёт?
А чем это можно заменить?
(Ребёнок может ответить: «Если на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить верёвочками, липучками, крючками, кнопочками, ремнём, поясом и т.д»)
☻ Если бы у меня был Ковёр-самолёт….
— О чём мы с вами сегодня говорили?
-Для чего нужна речь?
Представьте себе Волшебницу Речь и нарисуйте её.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект занятия при подготовке детей кшколе по развитию речи по теме «Для чего нужна речь». Я уже мног лет работаю в дошкольной гимназии, где мы готовим ребят к школе. Занятия разрабатывали сами, пробуя, экспериментируя. Предлагаю вам первое занятие по курсу «Развитие речи». Цель занятия : дать первоначальное представление о речи, ее значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека. Материал уже опробирован на ребятах 5,5 лет. Детки ещё маленькие, занятие длится 20 минут. Ребёнок должен успеть поиграть, усвоить материал и успеть его закрепить.
Номер материала: 384183
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.