Монолог и диалог что это 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 3. Монолог и диалог
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) признаки монолога и диалога.
2) отличительные особенности диалога и монолога.
3) правила построения диалога и монолога.
Диалог – это речь двоих или нескольких лиц.
Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 61–64.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.10-14.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 12-19.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6—7.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 3.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7-16.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Радость от общения друг с другом испытывают многие люди! Замечательно обсуждать с друзьями идеи, высказывать своё мнение. Разговаривать можно вдвоём, втроём и, даже, целой компанией. В таком общении мы используем особый вид речи – диалог.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Настоящий диалог получается только тогда, когда у каждого говорящего есть возможность высказаться. Каждое такое высказывание участника диалога называется репликой. На письме каждую реплику записывают с новой строки, и перед каждой ставится особый знак – тире.
Прочитаем фрагмент сказки Владимира Сутеева «Кто сказал ˮМяуˮ?». Посмотрите, как записаны реплики Мышонка и Щенка.
«Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал
рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.
Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»?— строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Близко?— заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом,— сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи!— запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.»
Герои сказки – Щенок и Мышонок разговаривают друг с другом
«Мне страшно! Пи-пи-пи!». Это реплики Мышонка.
А Щенок произнес другие слова: «Ты сказал «мяу»?», «Кто-то сказал «мяу»…», «Вот здесь, совсем рядом» Это реплики Щенка.
Сейчас они прозвучали отдельно. Конечно, в этом случае об общем направлении разговора можно догадаться. Но смысл диалога становится неясным. Поэтому очень важно, в какой последовательности реплики следуют в диалоге.
Когда при общении говорят несколько человек одновременно, не стараясь понять смысл высказываний собеседника – это диалогом уже назвать трудно. Вспомни, как кричат торговцы на рынке: каждый свое. Они не обращаются друг к другу. Это не диалог.
Люди общаются в диалоге для того, чтобы обменяться мнением и найти взаимопонимание. Так при каких же условиях диалог будет успешным?
Мы постоянно используем диалог в повседневной, обычной жизни. Диалог звучит и тогда, когда нужно спросить о чем-либо и получить ответ. И когда нужно убедить другого совершить какой-либо поступок. И когда необходимо уточнить мнение окружающих по какому-либо вопросу.
Но из греческого языка к нам пришло еще одно слово, обозначающее вид речи – монолог. Значение части слова «лог», мы уже знаем. А что обозначает часть «моно»? Из этимологического словаря мы узнаем, что «моно» по-гречески означает «один». Значит монолог – это «речь одного».
А разве в общении мы используем речь одного? Конечно! Вспомни ситуации на уроке, когда учитель рассказывает о чем-либо всему классу. Или выступления государственных деятелей, например, президента страны. Можно вспомнить и артистов на сцене. Оказывается, в жизни много ситуаций, когда необходим монолог.
Если говорит один – это всегда монолог. Но качество монолога зависит от выполнения нескольких условий:
В школе ты часто бываешь участником и диалога, и монолога. Особенно ответственно, когда ты в монологе принимаешь роль выступающего: за это ты получаешь оценку. Но теперь ты владеешь некоторыми секретами и диалога, и монолога и значит, половина успеха у тебя уже есть! Осталось полшага до успешного ученика! Удачи!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Отметьте вид речи.
Отметьте название вида речи, представленного в тексте:
Подсказка: Вспомните признаки диалога:
— Каждый участник высказывается.
— Реплики следуют по порядку, друг за другом.
— Участвуют несколько человек.
— Каждая последующая реплика является ответом на предыдущее высказывание.
Правильный ответ: ДИАЛОГ
Задание. Поставьте номер в таблицу.
Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.
̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
— ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.
— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.
̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.
̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.
—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя отвезу я вперёд!»
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!
— Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
— Нет! Это чужая квартира.
— Не могу вам сказать.
— Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога
Урок русского языка во 2 классе «Монолог и диалог»
Урок русского языка во 2 классе МАОУ Нижнеаремзянская СОШ.
учитель: Ганиева Анна Юрьевна
Систематизировать знания о таких видах речи как диалог и монолог;
развивать речевой слух, дыхание, слоговой синтез, воображение и творческие способности, мышление;
совершенствовать интонационную выразительность речи;
воспитывать культуру речи, развивать чувства сострадания и сопереживания.
Систематизировать понятия диалога и монолога;
развитие умения использовать диалог и монолог в повседневной практике.
Формы организации детей:
Коллективная (в парах)
Формы организации работы учителя:
Наблюдение за работой учащихся
Анализ работ учащихся
Контроль за выполнением заданий
Урок построен на технологии проблемно-диалогического обучения.
Урок раздела «Текст».
Метод обучения индуктивный (от частного к общему).
Тип урока комбинированный.
— отличать диалог от монолога;
— использовать диалог и монолог в повседневной практике;
— правильно выстраивать диалог.
— проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.
— принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
— находить правильные варианты учебной задачи (при поддержке учителя и класса).
— осуществлять поиск необходимой информации;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
— анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
— проводить сравнение изученных фактов языка;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.
— принимать участие в игровой групповой работе;
— допускать существование различных точек зрения;
— договариваться, приходить к общему решению;
— доказывать своё мнение.
Комментарии (формы работы, результаты УУД, способы наблюдения за работой детей)
(мотивация к учебной деятельности). Речевая разминка.
— Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.
Нам надо разговаривать
И надо выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно, так внятно,
Что будет всем понятно!
2. Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
И дышать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Упражнение «Задуй свечу».
Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить «взахлёб», это очень затрудняет понимание.
Делают 3-4 вдоха-выдоха.
Делают глубокий вдох, резкий выдох – задули свечу (используют макет из бумаги)
ние, умение применять ранее полученные знания и навыки.
Актуализация знаний с постановкой проблемы.
Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о диалоге.
1. Задание на ассоциацию:
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( О монологе и диалоге ) Слайд 3
Смена слайдов по щелчку.
2.Развитие речевого слуха :
-Перед вами наш классный театр. Какая сказка там притаилась? Вы узнаете, если поиграете со мной в «Эхо»:
-Чёрный ворон на дубу…
-От дождя блестит кора,
Вдалеке видна гора…
-Нелегко туда пройти,
Мост разрушен на пути…
-В замке светится окно.
А в горах уже темно…
Превосходная картина! Кто художник?
Открывается ширма, за ней Мальвина и Буратино (заранее подготовленные дети) замерли в кукольных позах.
-Вот он, перед вами, со своей подружкой Мальвиной. Кто автор этой сказки?
-Сейчас я взмахну волшебной указкой и они оживут. Раз, два, три!
-Хорошо, Мальвина, садитесь за парты и учитесь вместе с нами! А ребята, тем временем, подумают, какой вид речи использовали Мальвина и Буратино?
-Почему вы так решили?
Делаем вывод: Слайд 6
Работают письменно в тетрадях, высказывают ассоциации, по мере поступления высказываний заполняем эталон.
Б (к классу) – Вот так влип!
Б (хитро подмигнув классу)- Врёте, ни одного…
Б (сморщился, так здорово подумал)-Два!
М (возмущённо)- Почему?
Формировать умение отвечать на вопросы, делать выводы, работать с информацией, ориентироваться в тексте, обсуждать проблему, делать выводы.
Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о монологе.
— А теперь, сядьте поудобнее…
-Перед вами чистый лист. Я предлагаю мысленно нарисовать образ маленького щенка…
Какой он, ваш щенок.
Чего ждет он от жизни…
Может, у него есть заветное желание.
-А теперь, по моему хлопку, превратитесь в этого щенка. Чтобы вы сказали людям? Попробуйте записать свои мысли в форме монолога.
-Очень трогательные предложения у вас получились. Сразу видно, что все вы дети добрые и любите животных.
А какой вид речи вы сейчас использовали?
— Что же такое монолог?
— В чём разница между монологом и диалогом?
Краткая запись, выборочное чтение монологов.
Формировать умения строить логические цепочки, анализировать, координировать действия, делать выводы.
-Вы хорошо поработали, можно отдохнуть. Мальвина и Буратино приготовили для вас физкультминутку.
М- Ребята, мы приглашаем вас к нам в сказку. Встаньте и представьте, что вы куклы, да не простые, а резиновые, надутые воздухом. Вы в каморке у папы Карло, Буратино открывает потайную дверь и мы спускаемся по лестнице подземного хода. (Шагают)
Б- Пляшут тени на стене,
Ничего не страшно мне,
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота,
Всё равно подземный путь
М – И, вдруг, вы начинаете сдуваться…
Б – Мальвина, у меня же есть золотой ключик, сейчас я им взмахну и они снова надуются…Ш- Ш- Ш!
М – Вот мы и вернулись в класс, садитесь!
Работа в группах (Составление правил ведения диалогов)
— А сейчас я предлагаю вам ещё один диалог сказочных героев.
— Что вы можете сказать об этом диалоге?
Значит, существуют правила ведения диалога?
— А сейчас я предлагаю поработать в группах и составить правила ведения диалога.
1. В разговоре старайся затронуть такую тему,
которая ………………………. и тебе, и собеседнику.
Не подражай тем, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой:
3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ.
4. Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно
тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить
Молодцы, справились с заданием.
Просмотр отрывка из кинофильма «Морозко» (сцена: Морозко и мачехина дочка лесу).
Каждой группе выдаётся листок с текстом, в котором пропущены слова. Нужно записать необходимые слова и получатся правила ведения диалога
Формировать умения строить логические цепочки, анализировать, координировать действия, делать выводы.
— А теперь, помня о правилах, составьте диалоги на тему, которая указана у вас на листочке.
Мама тебя будит утром, ты не хочешь вставать.
Учитель спрашивает, почему ты опоздал.
Составление диалогов. Прослушивание несколько пар. Дети разыгрывают диалог.
Формировать умения конкрети-зировать знания, формировать умения составлять и проигрывать диалог, развивать творческие способности.
Систематизация полученных знаний.
-Что нового мы узнали о диалоге и монологе?
-Где чаще используется диалог? Монолог?
Хоровое чтение слайда.
Формировать умения конкрети-зировать знания, формулировать полный, точный ответ.
— Ребята, я благодарю наших артистов и вас за отличную работу на уроке и предлагаю оценить вашу работу на уроке. Выберите тот смайлик, который больше подходит для вашей работы.
Учиться оценивать себя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-354828
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку «Монолог и диалог» ( 2 класс)
Сошина Лидия Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гостиловская основная общеобразовательная школа
Способствовать развитию умения отличать диалог от монолога, разыгрывать диалог.
Для Сергея: познакомить с понятиями «диалог» и «монолог», научить вести диалог под руководством учителя
Научиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Для Сергея: научиться слушать собеседника и вести диалог.
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов
Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием
прощай
Таблица «Речь диалогическая и монологическая»
Урок русского языка на тему: «Диалог и монолог» (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» ФГОС по теме «Как отличить диалог от монолога?»
Рассказова Наталья Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ ШКОЛА №1400 г. Москва.
Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с этимологией слов диалог и монолог ; формировать умения
отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге, составлять по рисункам диалог и монолог; учить работать с рубрикой «Страничка для любознательных»; развивать навык смыслового и выразительного чтения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Межпредметная связь: литературное чтение.
Оборудование : учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; рабочая тетрадь «Русский язык» В.П. Канакина.
I .Организационный момент.
Дети стоят в кругу, бросают друг другу мяч и желают хорошего настроения.
— Я рада, что урок мы начинаем с хорошим настроением.
Рассказывание детьми эпизодов из сказок, где герои разговаривают друг с
другом. Оценка речи персонажей.
III .Актуализация знаний.
— Какую цель поставите перед собой при написании минутки чистописания?
Упражнение для пальцев.
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые – догонять.
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвёртые – пешком,
(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Хлопок обоими кулаками по столу.)
— Подчеркните букву на ваш взгляд самую красивую.
На доске: Волки рыщут, пищу ищут.
— Это предложение или группа слов?
— Спишите, подчеркните орфограммы.
— Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? ( щу ).
IV . Самоопределение к деятельности.
Рабочая тетрадь упр. 6, с. 5.
— Чем похожи тексты? (Чем отличаются?)
Учебник с. 10, чтение темы «Диалог и монолог».
— Как отличить диалог от монолога?
— На какой вопрос мы должны ответить к концу урока?
V . Работа по учебнику.
1.Учебник с. 10. Чтение сведений о языке: что такое диалог и монолог.
— В чём сходство и различия диалога и монолога?
2. Чтение и обсуждение рубрики «Страничка для любознательных», стр.11.
— Кого можно назвать любознательным?
— Что нового вы узнали из данной рубрики? Что вам было уже известно? Использование карточек-памяток:
3. Учебник, упр. 6, с. 10 – устно. Чтение диалога из сказки «Теремок».
Ответить на вопросы к упражнению, наблюдение за оформлением диалогической речи.
4. Учебник с.11. «Обратите внимание!»
— Спишите диалог упр.6, стр.10. Проверьте написание.
VII . Закрепление изученного материала.
1.Учебник, упр. 8, с. 12 чтение монолога из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ответить на вопросы к упражнению. Выполнение письменного задания.
Прощай (учебник, с. 12)
— Какое вежливое слово говорит Дюймовочка?
— Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании?
— Подчеркните букву О.
3. Упражнения в различении диалога и монолога.
Учебник, упр. 9, с. 12.
Выполнение устных и письменных заданий.
VIII .Рефлексия. Итог урока.
— На какой главный вопрос вы отвечали сегодня на уроке?
— Как отличить диалог от монолога?
Учебник с.14, задание 4, «Проверь себя».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-049732
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.